Юридические гарантии основных прав и свобод человека и гражданина российской федерации и способы их защиты. Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина Что такое конституционные права и свободы человека и гражданина, в чем

Защита прав и свобод человека и гражданина по конституции России

Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения о человеке и гражданине, его правах и свободах как высшей ценности. Конституция Российской Федерации исходит, из принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Российское государство обязано через деятельность органов государственной власти, суды, прокуратуру и органы охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. К сожалению, в данной сфере жизнедеятельности еще немало проблем. Приведем ряд статей, на которые педагогам и сотрудникам, отвечающим за безопасность, следует обратить особое внимание при защите своих и чужих прав.


Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение всех остальных российских законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).


В соответствии с этим концептуальным положением во всех других законах и отраслях права проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, провозглашены приоритеты обеспечения безопасности личности, охраны жизни, здоровья, имущества, прав и свобод граждан. Так, например, в прежних кодексах на первое место ставились интересы государства (даже в УК вначале раскрывалась ответственность за государственные преступления, и только потом против личности).


В обновленных кодексах и других нормативных актах в соответствии с требованиями Конституции, на первое место ставятся интересы человека, его права и свободы, его собственность. Основные права и свободы человека и гражданина позволяют личности быть свободной в своей деятельности от государства (свобода совести, свобода слова и убеждений и т.д.); политические права, благодаря которым граждане могут свободно участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности; экономические права, которые предполагают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг; социальные права, которые касаются наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице), здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.


Права и свободы человека накладывают на него определенные обязанности: не посягать на права и свободы других лиц, уважать конституционный демократический строй своей страны, общественную мораль. Статья 17 устанавливает, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


Согласно данной статье РФ признает принципы и нормы международного права, а именно Всеобщую декларацию прав человека (10 декабря 1948 года), Международные пакты о правах человека, международные конвенции о правах и свободах. Данная статья утверждает все права и свободы человека как основные. Тем самым подтверждается их равноценность. Здесь же определены два свойства основных прав: неотчуждаемость, согласно которой ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без законных на то оснований (например, возможна конфискация имущества по приговору суда) и в свою очередь сам гражданин не может отказаться от этих прав. Нарушенные права гражданина должны быть восстановлены в соответствии с законом самим нарушителем либо государством.


В соответствии со ст. 19 Конституции РФ - все равны перед законом и судом. Этот принцип распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Закон является общим для всех и закрепляет равные права и свободы личности. Суд призван эффективно защищать права и свободы человека.


Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Защита принципа равноправия предусмотрена ст. 136 УК РФ, согласно которой умышленные действия, нарушающие равноправие граждан по признаку расы, национальности, отношения к религии, наказываются лишением свободы (до 2 лет) или штрафом. Часть 3 ст. 19 Конституции определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для реализации своих прав.


Право на жизнь является самым важным среди основных прав человека, принадлежащих каждому от рождения и неотчуждаемых. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. дано следующее определение: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч. 1 ст. 6).


В ст. 20 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Это соответствует требованиям международного права, поскольку предполагает отмену смертной казни и ограничивает круг преступных деяний, караемых смертной казнью.


В Уголовном кодексе РФ сокращен круг деяний, караемых смертной казнью. Согласно ст. 59 Уголовного кодекса смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за «особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь» (умышленное убийство (ст. 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), а также посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), и сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст.357).


Под геноцидом понимаются действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы. Ни за какие другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, смертная казнь не может быть назначена.


Согласно ст. 59 УК РФ смертная казнь не назначается женщинам. Она не может быть также назначена мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста, и лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет. Лицо, приговоренное к смертной казни, вправе обратиться с просьбой о помиловании к Президенту России.


Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни предусмотрены гл. 23 Уголовно- исполнительного кодекса РФ (УИК), ст. 184-186. Так в ст. 186 УИК закреплено, что смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.


С учетом того, что Россия в январе 1996 г. была принята в Совет Европы, возник вопрос о разработке и принятии законов о приостановлении исполнения приговоров, по которым назначена смертная казнь, а в дальнейшем - об отмене смертной казни, поскольку в соответствии с Конституцией смертная казнь является временной мерой наказания, и не применяется впредь до полной ее отмены. Начиная с 1999 года на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.


Статья 21 закрепляет: достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Под достоинством личности понимается оценка самим человеком и окружающими его нравственных и интеллектуальных качеств (уровень знаний, репутация, моральные качества и др.). Достоинство любого человека, его честь и доброе имя подлежат защите независимо от его социальной ценности.


Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут быть основанием для умаления достоинства личности. Недопустимо произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан, например, в случае привлечения человека к уголовной ответственности может быть произведен обыск в его жилище, но только в строгом соответствии с законом, сведя до минимума ограничение прав обыскиваемого. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК).

Помимо предоставления государством своим жителям определенного перечня прав и свобод, оно обязано предоставить им возможность защищать данные права от нарушений. Ведь нереальной является ситуация, когда права и свободы предоставляются всегда и всем без исключения в полном объеме. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда ложно понятые притязания одного индивида приходят в столкновение с притязаниями другого, а также органы власти не всегда ответственно подходят к осуществлению своих полномочий в сфере обеспечения прав человека. Их деятельность не всегда является открытой, а обоснованность принятия тех или иных решений, затрагивающих права граждан, иногда непонятна. К причинам нарушений прав и свобод человека также можно отнести нечеткость формулировок законов, их внутренние противоречия или несоответствие Конституции страны. Не способствует эффективной защите прав и низкий уровень правовой грамотности самих граждан, которые слабо осведомлены о своих правах и возможностях их защиты.

Российское федеративное государство не только имеет право, но и обязано использовать любые законные средства для защиты интересов своих граждан, ведь защита прав человека осуществляется на различных уровнях власти. Пункт «б» ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов относит защиту прав и свобод человека и гражданина. Изучение данного пункта позволяет отметить его совпадение с п. «в» ст. 71 Конституции РФ, который говорит о том, что «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относится к ведению самой Российской Федерации. Как отмечает Б. С. Эбзеев: «Этим предопределяется и доминирующая роль Российской Федерации в установлении правовых механизмов защиты прав и свобод и материально-правового содержания и процессуальных правил осуществления обязанности государства защищать прав и свободы человека и гражданина» .

Это означает, что Конституция Российской Федерации закрепляет базовый, основной статус человека, распространяющийся на всех без исключения жителей страны, в том числе и применительно к защите их прав. Исходные начала правозащитной деятельности органов государственной власти субъектов РФ определяются федеральным законом, в развитие которого может издаваться закон субъекта РФ. При этом предоставление дополнительных благ, льгот, преимуществ, способов защиты жителям того или иного субъекта Федерации за счет бюджета данного субъекта является вполне допустимым, не противоречащим конституционным нормам. Это согласуется и с позицией Конституционного Суда РФ, который неоднократно подтверждал право субъектов Федерации закреплять дополнительные, по сравнению с федеральными, гарантии прав и свобод, не нарушая при этом принцип равенства, соблюдая общефедеральный стандарт и не допуская ограничения федеральных гарантий прав и свобод.

Прежде чем говорить о способах защиты прав человека, необходимо определиться с понятиями.

Защита прав человека - это действия лица, органа власти или общественной организации, направленные на восстановление положения, существовавшего до нарушения права или свободы конкретного человека. Ведь закрепление правовыми нормами возможностей человека будет являться декларативным до тех пор, пока не будет зафиксирован механизм их обеспечения, а также их защиты. Целью деятельности по защите права является восстановление нарушенного (оспоренного) права, а избранный способ защиты предстает как конкретизация этой цели и одновременно как желаемый результат защиты права .

Способы защиты прав личности - это совокупность тех действий, которые может совершить или потребовать от других лицо для восстановления своих нарушенных прав. Здесь, однако, следует иметь в виду, что «способы защиты следует понимать не как фактические, совершаемые субъектом защиты действия (действие), процесс защиты, а как модель (идеал) возможного будущего поведения (действия) правообладателя, предлагаемую законодателем» . Конституция РФ в ст. 45 (ч. 2) предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способами защиты прав граждан в России являются: во-первых, защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления; во-вторых, защита прав граждан общественными объединениями; в-третьих, самозащита прав человеком.

При этом защита прав человека органами государственной власти и местного самоуправления выступает в качестве центрального, важного способа во всем российском правозащитном механизме. Ведь с помощью государственных и муниципальных органов создается система не только устранения возможных нарушений прав и свобод человека, но и их предотвращения, а также последующего восстановления. Именно с помощью принудительной силы государства лица, виновные в нарушении прав человека, привлекаются к различным видам ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной.

Существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам, выступает еще одним важным способом защиты. Общественные объединения - это добровольные, самостоятельные, независимые от государства объединения граждан, преследующих общие цели. К данным общественным объединениям можно отнести как специально созданные для этой цели (общество защиты прав потребителей), так и те общественные объединения, для которых данная деятельность является одной из приоритетных (профсоюзы, созданные в том числе и для защиты прав работников). Они могут иметь разнообразные формы (фонд, движение), но их деятельность должна соответствовать требованиям закона и собственного устава, в котором практически всегда присутствует положение об их правозащитной деятельности.

Самозащита прав человеком, как одна из важнейших форм, включает в себя:

  • обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
  • обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
  • публичные выступления граждан в защиту своих прав;
  • обращения в международные органы по защите прав человека.

Обращения граждан в государственные и муниципальные органы

традиционно остаются самой востребованной формой самозащиты прав граждан. Причем в настоящее время используются различные возможности обращения граждан, как письменно, так и устно, а также посредством электронной связи. Так, например, в 2015 г. в адрес Президента Российской Федерации поступило 1 103605 обращений, причем 67,11% обращений в форме электронного документа, 25,72% обращений в письменной форме и 7,17% обращений в устной форме . Однако не всегда обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления приводят к восстановлению нарушенных прав, поэтому они вынуждены обращаться в судебные органы, решения которых являются обязательными для всех должностных лиц и органов власти.

Обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан, - эта форма защиты прав граждан в настоящее время получила новый импульс, поскольку с 15 сентября 2015 г. в России вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. В его положениях говорится об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», т. е. государственными и муниципальными органами, их должностными лицами и служащими, а также об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций. Право на обращение в суд как одна из форм самозащиты прав граждан означает возможность для каждого в установленном законом порядке требовать от суда как от органа правосудия обеспечения и защиты своих субъективных прав посредством справедливого и беспристрастного рассмотрения и разрешения дела.

Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения являются проявлением свободы массовой информации, которая связана с тем, что «запретных тем» для СМИ нет, в том числе и тем, связанных с нарушением прав граждан. В настоящее время зарегистрировано более 83 тыс. печатных средств массовой информации, хотя более 90% из них принадлежат частным лицам, тем не менее они зачастую используют свой ресурс для помощи гражданам, чьи права нарушены путем освещения таких нарушений. В России действует более 350 тыс. общественных объединений, многие из которых достаточно эффективно защищают права не только своих членов, но и всех обратившихся к ним граждан.

Публичные выступления граждан в защиту своих прав - это крайняя мера рассмотрения тех проблем граждан, которые длительное время не находили своего разрешения. Митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования призваны привлечь внимание органов власти, общественности к нарушениям прав и свобод, заставить обратить на них внимание и принять меры к их устранению. Однако применение данной формы защиты прав граждан требует от самих граждан четкого соблюдения закона о порядке проведения публичных мероприятий, соблюдения прав граждан и организаций при их проведении.

Обращения в международные органы по защите прав человека используются в том случае, когда в своем государстве гражданин не смог получить адекватную защиту своих прав. В настоящее время существует достаточно большое количество международных органов, которые так или иначе связаны с защитой прав человека. Наибольшей популярностью у россиян пользуется обращение в Европейский суд по правам человека. Так, на 30 сентября 2015 г. в Европейском суде по правам человека ожидали своего рассмотрения 9250 жалоб россиян. Всего за период с 1998 по 2014 г. в этот международный правозащитный орган гражданами России было подано около 130 тыс. жалоб, из которых более 117 тыс. жалоб было признано неприемлемыми. Однако существование международных органов по защите прав человека заставляет государства более внимательно относиться к нарушениям прав граждан на своей территории, принимать меры по недопущению впредь подобных нарушений.

Формы защиты прав человека - это порядок осуществления деятельности по восстановлению нарушенного права человека. Такой порядок может носить как юрисдикционный, так и внеюрисдикционный характер. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных прав личности. Внеюрисдикционная форма - это самостоятельные действия граждан по защите своих нарушенных прав без обращения в данные органы.

Юрисдикционная форма предполагает прежде всего деятельность государства и его органов по защите прав граждан. Это могут быть как органы общей компетенции, так и специальные правозащитные органы. Особая роль здесь отводится судебным органам, значение которых в защите прав человека приоритетно.

Внеюрисдикционная форма предполагает возможные действия граждан по охране и защите своих прав: права на жизнь (необходимая оборона), права на здоровье (профилактика заболеваний), права собственности (принятие мер по защите своего жилища) и др.

В реальной жизни все вышеперечисленные способы и формы защиты прав человека тесно связаны и могут использоваться как одновременно, так и последовательно. Только сам человек решает, каким именно способом ему воспользоваться при нарушении его прав, в какие именно органы ему обратиться, какую форму защиты предпочесть.

Способы защиты можно рассматривать еще и применительно к субъектам, чьи права нарушаются. В зависимости от того, может ли такой субъект защищать свои права в полной мере, используя все формы и способы защиты, можно выделить обычных субъектов и субъектов с особым статусом.

К обычным субъектам можно отнести совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, который получает постоянный доход и не имеет особых проблем со здоровьем. Такое лицо, независимо от пола, национальности, места жительства и других обстоятельств, вправе и может воспользоваться всем арсеналом способов и форм защиты своих прав. Это лицо имеет представление о своих правах, свободах и обязанностях, механизмах их реализации и возможностях защиты в случае нарушений.

В том случае, если есть отклонения от данного статуса, то включаются компенсаторные механизмы, повышающие ответственность именно государства и его органов за защиту прав тех людей, которые по каким-то причинам не могут в полной мере защитить себя сами. К субъектам защиты прав человека с особым статусом можно отнести: несовершеннолетних; лиц с ограниченными возможностями здоровья; лиц, находящихся в местах лишения свободы; мигрантов и др. По отношению к данным субъектам применяются особые, повышенные меры защиты их нарушенных прав, призванные обеспечить им государственную поддержку в сложной жизненной ситуации.

Проведя анализ способов и форм защиты прав человека, следует отметить, что нарушения прав человека могут исходить как от других лиц, крайней формой здесь выступает совершение преступления, так и от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, которые посягают на возможность реализации предоставленных государством прав. Однако обязанностью именно государства выступает создание таких способов и форм защиты прав граждан, которые помогут в максимальной степени предотвратить их нарушение, обеспечить безопасность человека, его достойную жизнь и свободное развитие.

  • 4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 2 мая 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485, 2015; № 18. Ст. 2617.
  • 5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. (ред. от 3 ноября 2015 г.) № 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060; 2015. № 45. Ст. 6206.
  • 6. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Литанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Серия 60: Бакалавр. Прикладной курс. М.: Юрайт, 2015.
  • 7. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2005.
  • Андреев Ю. Н. Механизм гражданско-правовой зашиты. М.: Норма; ИНФРА-М,2010.С. 117. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключенав г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // СЗ РФ. 2001.№ 2. Ст. 163.
  • Кодекс административного судопроизводства: Федеральный законот 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2015.№ 10. Ст. 1391; 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 45.

В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности по конституции РФ, используя доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее существенной и значимой частью моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.

Свобода личности. Право личности на свободу это право индивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых имеет соответствующее подкрепление в Конституции. Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид:

  • 1. Право беспрепятственного передвижения.
  • 2. Право на частную жизнь.
  • 3. Право на семейную жизнь.
  • 4. Право располагать своим достоянием.

Последние две разновидности прав по существу лишь модифицируют право на частную жизнь. Защита свободы передвижения. «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (ч. 1 ст. 27 КРФ) Таким образом, статья 27 КРФ гарантирует, а, следовательно, и защищает право личности на свободу передвижения на территории РФ. «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст. 27 КРФ). Данный пункт этой статьи гарантирует человеку право передвижения не только в пределах территории Российской Федерации, но и покидать её. Он защищает право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Так же, согласно ратифицированным международным соглашениям (ст. 2-3 дополнительного протокола Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод и статье 12-2 международного пакта о гражданских и политических правах) предусмотрена защита этого права.

В данном случае мы можем видеть, что Конституция РФ достаточно четко защищает право человека и гражданина на свободу передвижения. Считаю, что формулировка статьи 27 вполне корректна и достаточно конкретна, что исключает возможность нарушения данного права человека и гражданина. В этой статье полностью соблюден принцип либерализма.

Защита права на частную жизнь. Свобода личности предполагает, что каждый вправе свободно располагать своим организмом, ухаживать за собой так, как он этого пожелает, и, следовательно, обращаться к лечащему врачу по своему выбору. Исходя из этого принципа, каждый имеет право на самоубийство, так как оно не является уголовно наказуемым и не может быть таковым в силу принципа свободы. Но в таком случае следует позаботится о том, чтобы индивид осознавал то, что он совершает, так как безрассудство или бессознательное состояние человека есть болезнь, которую общество обязано исцелить во имя принципа охраны здоровья.

  • 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
  • 2. «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ст. 23 КРФ)

«Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24 КРФ).

В этом вопросе Конституция РФ четко сформулировала принцип защиты права на неприкосновенность частной жизни, «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть вынужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26 КРФ).

«Жилище неприкосновенно. Никто не в праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25). Таким образом, рассмотрев текст Конституции РФ по данной проблеме, мы можем видеть, что принцип неприкосновенности частной жизни защищен вышеприведенными статьями Конституции РФ. Однако стоит заметить, что эти положения соответствуют принципу либерализма «Моя свобода заканчивается там, где начинается твоя».

Защита права на семейную жизнь. «Материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (ст. 38 КРФ) «Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для развития» (10 абзац Преамбулы Конституции 1946 года). На мой взгляд последняя формулировка более конкретна, чем первая. Согласитесь, что «условия для развития» являются более серьёзной мерой по защите права человека и гражданина на семейную жизнь, чем «защита государства». Но для сравнения: «Нация обеспечивает...» - «под защитой государства». Само по себе государство теоретически ничего защищать не может, а, точнее не должно. Защищает безусловно народ, но посредством такого искусственно созданного механизма для исполнения своей воли, как государство. Нас не должно смущать слово «нация». В переводе на российскую действительность оно звучало бы как «многонациональный народ» (такому словосочетанию нашлось место лишь в насквозь декларативной Преамбуле к Конституции РФ). Но не стоит забывать, тот факт, что создатели Конституции РФ пытались придать ей (по крайней мере внешне) явно либеральный характер. В связи с этим я считаю необходимым напомнить: Конституция - не «вещь в себе», а всего лишь инструмент по передаче полномочий от народа системе государственной власти. Поэтому гарантом защиты прав и свобод не может являться государство, как всякое вторичное явление. Думаю, что моя мысль достаточно ясна и не стоит на ней больше задерживаться.

Защита свободы распоряжаться своим состоянием. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности» (ст. 34 КРФ). Этот принцип, как видим, так же нашел своё отражение в тексте Конституции РФ.

Которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение , пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

В любом случае всякий правозащитный механизм включает следующие компоненты:

    1. нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);
    2. институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);
    3. инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и ).

Следует еще раз заметить, что все три компонента органично связаны между собой, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, без учета их взаимообусловленности и взаимодействия.

Несмотря на всю значимость различных механизмов защиты прав человека, особое место в любом современном демократическом государстве все же занимает механизм конституционного контроля.

В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:

    1. внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;
    2. международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские.

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:

    • система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д.);
    • система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, различные общественные объединения и движения).

Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель – защита прав человека и гражданина.

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная органов, действующих в рамках этого механизма, - это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Поэтому о дним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных , национальных законодательств с нормами международного права.

Элементы механизма защиты прав и свобод по группам

Применительно к правам и свободам человека в механизме защиты прав и свобод человека по различным основаниям можно выделить следующие элементы:

Первая группа:

    • обеспечивающие законодательное (нормативно-правовое) установление и закрепление прав и свобод различных участников общественных отношений и
    • обеспечивающие эффективную защиту их прав и свобод;

Вторая группа:

    • законодательный (нормативно-правовой), в том числе международно-правовой;
    • административный;
    • судебный;
    • общественный (негосударственный);
    • государственные и негосударственные правозащитные механизмы.

Третья группа:


В части 1 ст. 45 Конституции определено, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защи­ты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности государства состо­ит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства, создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и сво­бод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выпол­нять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.

Органы законодательной власти призваны создать полную и чет­кую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие кон­ституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента стра­ны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина при­надлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Прези­дента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.

Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собствен­ности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсо­лютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституцион­ные обязанности государства закреплены не только в Конститу­ции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, За­кон РФ «О милиции» гласит, что «милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посяга­тельств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1). Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3).

Федеральным законом «О прокуратуре РФ» на органы прокурату­ры возлагается координация деятельности всех правоохрани­тельных органов по борьбе с преступностью, защите прав и сво­бод граждан (ст. 1).

Целесообразно признать ряд других обязанностей государст­ва, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав чело­века», что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.

Одним из главных направлений деятельности депутатов предста­вительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая феде­ральными, является защита нарушенных прав.

Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причи­нением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нару­шенное право и обеспечить его реализацию, но и в возме­щении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны­ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Возмещение причиненного вреда регулируется граждан­ско-правовым законодательством и является гарантией, рас­пространяющейся на любые нарушения прав и свобод. От­дельные виды ответственности за причиненный вред зак­реплены в специальных законах - например, в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Фе­дерации и др.

По действующему законо­дательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным зак­лючением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную от­ветственность в этих случаях несут не непосредственно ви­новные должностные лица, а соответствующие органы го­сударственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причи­ненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мораль­ного вреда, причиненного человеку.

Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.

Похожие публикации