Какая разница между полицией и милицией. Чем отличается милиция от полиции: особенности и отличия

В Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом о милиции и другими федеральными законами.

Милиция входит в структуру органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местная милиция).

Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т.д.

Милиция общественной безопасности (МОБ) обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

Милиция появилась в 1917 году как «рабоче-крестьянская милиция» в противовес прежней царской полиции. Под милицией в то время понимали временное войско, формируемое из граждан, от латинского militia - «ополчение, войско», от miles - «солдат». Милицейские отряды существовали и до революции. Они, например, помогали полиции бороться с забастовками на заводах и выступлениями против режима.

После Октябрьской революции было решено не возвращать полицию (очевидно, из-за неприятных ассоциаций большевиков, связанных с этим словом) и органы охраны правопорядка до сих пор именуются милицией, что не соответствует подлинному значению этого термина.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Сотрудник милиции, прежде чем ограничить человека в правах и свободах, обязан разъяснить ему, почему это делается. И еще должен разъяснить его права и обязанности в связи с этим.

Милиция должна сообщить о задержании гражданина его родственникам (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке), по месту работы или учебы; при необходимости принять меры к оказанию доврачебной помощи, а также устранить опасность здоровью задержанных лиц.

Милиция обязана ознакомить задержанного с документами и материалами дела.

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших.

Полиция - это система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Полиция проводит расследование некоторых видов правонарушений. В зависимости от назначения выделяются криминальная, патрульная, дорожно-транспортная, налоговая, военная и другие виды полиции.

В русском языке слово это известно с начала XVIII века. Предполагают, что оно восходит к немецкому Polizei, а оно в свою очередь к латинскому politia - государственное устройство, государство.

В любом государстве полиция занимается прежде всего охраной порядка, а также предупреждением и раскрытием преступлений. В то же время основная ответственность за поддержание порядка ложится на государство. Если говорить в целом, то на полицию возложены три основные функции: предупреждение и расследование преступлений, поддержание общественного порядка и оказание помощи населению. Полиция работает в тесной связке с населением. Упор делается на предупреждение преступлений, а не на их расследование и установление причин совершения.

Полиция наделена широкими полномочиями. Сотрудники имеют при себе наручники, дубинки или огнестрельное оружие. Но до применения оружия или спецсредств дело доходит редко. В действительности большая часть работы полиции вообще не требует применения силы. Когда возникает такая необходимость, то полицейские начинают с самых щадящих методов. При этом они докладывают обо всех случаях применения огнестрельного оружия своему руководству.

Сотрудники полиции проходят регулярную спецподготовку, где их учат, как применять силу, а также разрешать конфликтные ситуации.

Полиция должна умело принимать тактические решения, оценивать свои действия. Сотрудник полиции вполне законно может арестовать подозреваемого и доставить его в полицейский участок для допроса.

В некоторых странах полиция использует так называемые «системы раннего предупреждения» или «системы раннего вмешательства». Они предусматривают хранение жалоб на действия сотрудников полиции, чтобы выявлять неблагонадежных. В некоторых департаментах полиции, например в США, если таких жалоб на полицейского много, то автоматически направляется рапорт начальнику полиции. Даже если все эти жалобы беспочвенны, но они есть и их много, значит, у сотрудника «хромает» индивидуальный стиль работы.

В современном обществе возникла необходимость появления единых международных стандартов подготовки полицейских кадров. Она обусловлена, прежде всего, ростом транснациональной преступности и существенными различиями в национальных системах подготовки полицейских кадров.

Международные универсальные стандарты подготовки полицейских разрабатываются в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Региональные стандарты принимаются в рамках региональных международных организаций, таких как Совет Европы, и рассчитаны на строго региональное применение.

ПОЛИЦИЯ (от гр. politeia городская администрация) ― в капиталистических странах ― особые административные органы, располагающие вооружёнными отрядами, охраняющие буржуазный строй и его порядок; буржуазное государство, опираясь на полицию, осуществляет реакционную власть антидемократическими, противонародными методами разнузданного произвола. Полиции (полицейским, полицаям) характерен грубый произвол, взяточничество, шпионаж, провокации и силовой террор. Власть трудящихся в СССР уничтожила полицию как орудие охраны интересов эксплуататорских классов.

МИЛИЦИЯ (от лат. militia военная служба) ― 1) народное ополчение; народные вооружённые силы, состоящие в мирное время из небольшого числа (по сравнению с кадровой армией) военных специалистов, под руководством которых призванные на кратковременные сборы проходят обучение военному делу; 2) в СССР ― орган в составе Министерства внутренних дел. Основными задачами милиции являлись: поддержание порядка внутри страны, охрана общественной безопасности, охрана социалистической собственности от воров и расхитителей, охрана личной безопасности граждан и их собственности, а также борьба с преступностью.

К тому же большинство служащих этого органа ― милиционеров ― в процессе постперестроечной реставрации капитализма поддались капиталистической «заточке» и обрели характер полицейских (полицаев), по причине чего в 2011 году название этого органа было приведено в соответствие с его характером и главной задачей МВД ― полиция.

В отличие от слова «милиция», слово «полиция» сигнализирует об “элитаризации” полицейского сословия ― обособлении его от прочей толпы посредством предоставления некоторых потребительских привилегий (в сравнении с нищим большинством населения страны) и некоторого приближения к правящей “элите” посредством предоставления расширенных прав (по умолчанию ― расширенной вседозволенности). За это, если сказать словами из фильма «Кин-Дза-Дза», полицай-йацилоп должен бескомпромиссно отлавливать нарушителей злонравных законов ― титлан (титулованных, т.е. чиновников) и пацаков (т.е. прочих кацапов, нетитулованных) ― и тащить их в суд, защищающий жизнеустройство по злонравным законам от добронравного и иного произвола.

Вся ситуация в гротескной форме показана в фильме «Кин-Дза-Дза».

Что делать? ― Для начала освоить теорию ― материалы Концепции общественной безопасности. «Без теории нам смерть», ― И. Сталин.

Вступивший в силу с 1 марта 2011 года вызвал в обществе массу обсуждений. Мы решили сравнить «Закон о Милиции» и «Закон о Полиции».

Чем вообще отличается милиция от полиции и зачем все это было нужно? Ведь такие проекты федерального масштаба всегда подразумевают существенные расходы бюджета. А бюджет, это наши с вами деньги, которые удерживаются в том числе из нашей ежемесячной зарплаты. Поэтому вполне справедлив вопрос: изменит ли это нашу жизнь к лучшему?

После распада СССР и всей социалистической системы многие бывшие социалистические страны и бывшие республики СССР переименовали милицию в полицию:

  • 1989 - Болгария, Словения
  • 1990 - Польша, Румыния, Эстония, Литва, Молдавия, Хорватия
  • 1991 - Латвия
  • 1992 - Монголия
  • 1993 - Грузия
  • 1997 - Сербия
  • 1998 - Казахстан
  • 1999 - Азербайджан
  • 2001 - Армения,Туркменистан
  • 2011 - Россия

Для начала давайте разберемся: чем отличается Милиция от Полиции?

Определения этих слов в энциклопедии Wikipedia:

Мили́ция (от лат. militia - «войско») - название органов правопорядка (эквивалент полиции) в СССР, а также в пяти социалистических странах: Болгарии, Монголии, Польше, Румынии и Югославии. В настоящее время название сохраняется во многих постсоветских странах и регионах - Абхазии, Белоруссии, Киргизии, Приднестровье, Таджикистане, Узбекистане, Украине, Южной Осетии. В Российской Федерации милиция была официально переименована в полицию 1 марта 2011 года со вступлением в силу .

Основные функции милиции - защита прав граждан, интересов общества и государства. Милиция представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, выполняющих функции поддержания порядка и стабильности в стране, области, регионе.

Изначально словом было принято обозначать, и в этом значении оно используется в большинстве стран мира, нерегулярные вооружённые формирования, используемые в том числе и для поддержания общественного порядка, формируемые из добровольцев и не входящие в состав официальной системы государственных правоохранительных органов. В Российской империи отряды милиции (в первоначальном смысле) формировались во время крупных забастовок, других массовых выступлений против власти.

Термин «милиция» в значении «органы охраны общественного порядка» изначально произошел из установления Временного правительства, заменившего после Февральской революции «царскую» полицию «народным ополчением», занятым охраной порядка. В дальнейшем термин «милиция» был воспринят советским правительством России и распространялся на территории и страны, попавшие в сферу влияния СССР.

Поли́ция (фр. Police , от др.-греч. ἡ πολιτεία - государство, город) - система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Осуществляет широкий спектр функций, набор которых неодинаков в разных странах. Наиболее характерной функцией является предотвращение и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Во многих странах в ведении полиции находится пожарная охрана и спасательные операции. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых - полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в её работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм).

Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция, Россия после реформы и др.) либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия) или разбросаны по разным ведомствам (Италия - «страна пяти полиций», Франция - национальная полиция, жандармерия).

В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его систему как составная часть, что подчеркивает значение полиции как проводника и орудия правовой политики государства. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного, обособленного министерства или ведомства.

Все это, конечно, интересно, но все мы понимаем, что одно только переименование милиции в полицию не изменит все сразу. Поэтому давайте обратимся к законодательной части этого проекта:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 07.02.2011 N 3-ФЗ «О ПОЛИЦИИ»

Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) существенным образом изменяются порядок финансирования органов внутренних дел, а также права и обязанности сотрудников, закрепленные ранее в Законе РСФСР от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (далее — Закон о милиции).

Организация полиции

В ст. 4 Закона о полиции устанавливается, что полиция является частью федеральной системы органов государственной власти в сфере внутренних дел. В Законе о милиции отсутствовало специальное указание на то, что милиция является частью системы федеральных органов.

Статьей 7 Закона о милиции была определена организационная структура милиции и административная подчиненность в системе органов исполнительной власти. Согласно п. 4 ст. 4 Закона о полиции состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Президентом РФ.

Законом о полиции отменено разделение органов внутренних дел на криминальную милицию (полицию) и на милицию (полицию) общественной безопасности.

Финансирование органов внутренних дел

В ст. 35 Закона о милиции было установлено, что милиция финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений. Особо оговаривалось (ст. 7 Закона о милиции), что криминальная милиция может финансироваться только за счет средств федерального бюджета. Теперь в ст. 47 Закона о полиции определено, что деятельность полиции финансируется только из федерального бюджета.

Таким образом, Закон о полиции предусматривает независимость органов внутренних дел от бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов и иных поступлений.

Права и обязанности сотрудников полиции

В Законе о полиции (гл. 3) права и обязанности полиции изложены более подробно, чем в аналогичных нормах Закона о милиции (раздел III). В новом Законе специально оговаривается, что перечень обязанностей полиции может быть установлен только в Законе о полиции.

Из многочисленных и детально изложенных в Законе прав и обязанностей полицейских стоит отметить следующие:

  • Сотрудники полиции обязаны информировать людей, заявивших о совершенном преступлении, о ходе рассмотрения их заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц (ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
  • В соответствии п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона сотрудники полиции наделяются правом выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах «спецсигналов».
  • Сотрудники полиции смогут получать от кредитных организаций информацию по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в целях пресечения и выявления налоговых преступлений (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
  • Кроме того, согласно Закону о полиции расширяются функции полиции по обеспечению защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан (п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). Такие полномочия предусматривались в Законе о милиции (ст. 11).
  • Полиция, как и милиция, по-прежнему сможет заниматься охраной имущества и объектов на договорной основе (п. 10 ч. 1 ст. 2 и п. 25 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

Изменения коснулись и порядка применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел. Так, сотрудники полиции будут вправе применять данные средства для пресечения административных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона о полиции). Это новшество по сравнению с нормами Закона о милиции (ст. 14 Закона о милиции).

Статьей 22 Закона о полиции установлены ограничения на применение специальных средств. Так, сотрудники полиции не вправе применять данные средства в отношении:

  • женщин с видимыми признаками беременности;
  • лиц с явными признаками инвалидности;
  • малолетних лиц;
  • участников незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Кроме того, не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона о полиции). Такое ограничение не предусматривалось в Законе о милиции.

Однако данные ограничения не действуют в ситуациях, в которых сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие (ч. 1 ст. 23 Закона о полиции). Это может быть защита от нападения, от посягательств на оружие или транспортное средство сотрудника полиции, освобождение заложников, пресечение побега из мест содержания под стражей и задержание пытающегося скрыться подозреваемого, застигнутого на месте совершения тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности или оказывающего вооруженное сопротивление. В этих случаях допустимо применение специальных средств, в частности, к беременным женщинам, инвалидам и малолетним.

Действия сотрудника полиции в отношениях с гражданами теперь законодательно регламентированы. Частью 3 ст. 5 Закона о полиции установлено, что сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. Данное правило не было предусмотрено в Законе о милиции и является законодательной новеллой.

Также устанавливается особый порядок обращения сотрудников полиции к гражданам. Представитель органов правопорядка обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (ч. 4 ст. 5 Закона о полиции). Ранее это законом не закреплялось.

Законодательно установлена обязанность полиции принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или его учебы в соответствии с его пожеланиями (ч. 3 ст. 9 Закона о полиции). Законом о милиции подобные действия не предусматривались.

Законом исключен ряд не свойственных полиции функций. Полицейские не будут обязаны:

  • осуществлять административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ;
  • организовывать работу медицинских вытрезвителей;
  • проводить технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  • конвоировать задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы;
  • разыскивать должника, его имущество;
  • формировать и вести реестр дисквалифицированных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 54 Закона о полиции данные нормы вступят в силу с 01.01.2012.

Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 4 Закона о полиции регламентирует возможность применения сотрудниками полиции некоторых мер специального принуждения.

О нормативном регулировании вхождения (проникновения) сотрудников полиции в жилые помещения следует рассказать подробнее. Такое действие допускается в следующих случаях (ч. 3 ст. 15 Закона о полиции):

  1. для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  2. для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  3. для пресечения преступления;
  4. для установления обстоятельств несчастного случая.

Законом установлено, что сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые помещения.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан в первую очередь перед совершением этого действия уведомить находящихся в помещении граждан об основаниях вхождения. Этого можно не делать, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия.

При проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан сотрудники полиции должны использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба имуществу. Факты личной жизни граждан, ставшие известными сотрудникам полиции при проникновении в помещение, не должны разглашаться.

О каждом вхождении (проникновении) в жилое помещение сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить соответствующий рапорт. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно более короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

В отношении задержания нужно отметить следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о полиции с момента задержания гражданин имеет право на юридическую помощь, о чем ему должен сообщить сотрудник полиции. В Законе о милиции устанавливалась только обязанность сотрудников милиции предоставить возможность задержанным реализовать установленное законом право на юридическую помощь (абз. 5 ст. 5 Закона о милиции). Задержанный вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания, а также уведомить родственников посредством телефонного звонка не позднее трех часов с момента задержания (ч. ч. 3, 5 и 7 ст. 14 Закона о полиции).

Помимо норм о проникновении в жилое помещение и задержании в гл. 4 Закона о полиции содержатся нормы об оцеплении (ст. 16) и о формировании банков данных (ст. 17). В Законе о милиции подобные нормы были закреплены в разделе о правах и обязанностях милиции.

Как стать полицейским?

Для того чтобы служить в полиции, граждане РФ обязаны будут пройти специальную первоначальную подготовку (ч. 1 ст. 38 Закона о полиции). Аналогичное правило было предусмотрено и для службы в милиции (абз. 2 ст. 12 Закона о милиции). Однако в Законе о полиции закреплена целая система аттестаций сотрудников полиции на соответствие занимаемой должности и проверок на профессиональную пригодность к действиям, связанным с использованием физической силы и специальных средств (ст. ст. 34 — 36 и 38 Закона о полиции). Сотрудники полиции не смогут применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие до прохождения соответствующей проверки.

Специально установлено, что все сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной переаттестации в порядке и в сроки, предусмотренные Президентом РФ (ч. 3 ст. 54 Закона о полиции). В случае выявления несоответствия занимаемой должности по результатам аттестации сотрудники полиции могут быть уволены (п. 10 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции).

Кроме того, сотрудников полиции также будут регулярно проверять на знание Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 27 Закона о полиции).

В соответствии с ч. 6 ст. 29 Закона о полиции на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, сотрудники полиции будут обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах и имуществе. Исключение составляют ограничения, запреты и обязанности, препятствующие осуществлению сотрудником полиции «оперативно-разыскной деятельности» (в терминологии ч. 1 ст. 8 Закона о полиции).

Закон о полиции предусматривает создание профессиональных объединений работников полиции (ст. 31 Закона о полиции).

Увеличено количество оснований для увольнения со службы в полиции (ст. 40 Закона о полиции) по сравнению с тем, что было предусмотрено в ст. 19 Закона о милиции.

Законом о полиции установлено, что в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуациях сотрудники полиции могут быть направлены в другую местность без изменения их служебных обязанностей (ч. 5 ст. 37 Закона о полиции). В случае несогласия сотрудника полиции с таким направлением он подлежит увольнению (п. 21 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции).

При этом для всех сотрудников полиции, а также для членов их семей предусмотрены широкие социальные льготы и гарантии (гл. 8 Закона о полиции): от обеспечения жилым помещением за счет бюджета и бесплатного медицинского обслуживания до предоставления проездных документов на все виды транспорта и выделения мест для детей сотрудников полиции в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту их жительства (ст. ст. 44 — 46 Закона о полиции).

Надзор и контроль над полицией

Глава 10 Закона о полиции предусматривает многосторонний контроль над деятельностью полиции. Государственный контроль в отношении полиции осуществляют (ст. 50 Закона о полиции): Президент РФ, Правительство РФ и палаты Федерального Собрания. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, который будет установлен руководителем исполнительного органа власти в сфере внутренних дел.

Закон о милиции предполагал также осуществление контроля и со стороны органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ст. 37). Данные органы теперь не будут иметь соответствующих полномочий.

Закон о полиции дополнительно предусматривает также общественный и судебный контроль, а кроме того судебный и прокурорский надзор над деятельностью полиции.

В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, организаций или государственных или муниципальных органов, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или органу, а также в прокуратуру или в суд.

Следует отметить, что в Законе о полиции не разъясняются вопросы взаимодействия полиции и Следственного комитета РФ.

Принципы деятельности полиции:

В соответствии со ст. 3 Закона о милиции деятельность милиции строилась в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия и сотрудничества с органами власти, организациями и гражданами.

Полиция будет осуществлять свою деятельность на основе следующих принципов:

  • соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ст. 5 Закона о полиции),
  • законности (ст. 6 Закона о полиции),
  • беспристрастности (ст. 7 Закона о полиции),
  • открытости и публичности (ст. 8 Закона о полиции),
  • общественного доверия и поддержки граждан (ст. 9 Закона о полиции),
  • взаимодействия и сотрудничества (ст. 10 Закона о полиции),
  • использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11 Закона о полиции).

Особый интерес вызывает принцип общественного доверия и поддержки граждан. Установлена обязанность органов внутренних дел проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (ч. 5 ст. 9 Закона о полиции).

Вы автомобилист? Возможно Вам будет интересно прочитать и .


Если Вам понравился наш сайт или именно эта страница, то нажмите на одну из кнопок социальных сетей ниже. Так Вы поделитесь информацией об этой странице со своими друзьями и у вас будет больше общих интересов и тем для увлекательного общения!

В свете недавней реформы российского МВД многие задаются вопросами – чем отличается милиция от полиции и так ли нужно было это переименование? Давайте рассмотрим смыслу помянутых слов и разберемся – правомерно ли смешивать данные понятия? Ведь оба термина возникли довольно давно и со временем поменяли свое значение. Начнем с самого начала.

Происхождение терминов

«Милиция» изначально – название нерегулярного воинского формирования, набираемого на время войны, то есть просто – народное ополчение. Название это латинское (militis), однокоренное с английским прилагательным military– военный. Милиция как военная структура существовала еще в Римской империи, а в Средние века это было классическое народное ополчение, как альтернатива регулярным войскам, набираемым из дворян или наемников. Порой милиция была эффективнее регулярного войска. Как, например, в 1302 году в Битве золотых шпор, когда фламандское войско, представляющее собой преимущественно милицию, наголову разбило французских рыцарей, забрав у погибших знак принадлежности к дворянству – золотые шпоры (отсюда и название сражения).

Главное отличие милиции от полиции в том, что последняя изначально создавалась как государственная структура. Слово «полиция» по происхождению греческое, однокоренное с термином «полис», обозначающим особую форму античного города-государства. В 1750 году Николя де Ламар издает трактат «О полиции», где он под этим термином понимает общественный порядок. Правда, двумя веками ранее слово «полиция» в том же значении применял лейпцигский правовед Мельхиор фон Осса. Полиция как правоохранительный орган впервые появилась еще позже – в 20-е годы 19 века в Лондоне.

Сравнение

Милиция в СССР фактически выполняла полицейские функции, то есть обеспечение правопорядка. Это общеизвестно и в доказательствах не нуждается. Отчего же возникла путаница с названиями? Причина чисто идеологическая: дело в том, что после прихода к власти в 1917 году большевики, понимая, что структура с функциями, аналогичными полицейским, необходима, без этого государства не построить, решили все же дистанцироваться от старого названия. Покопавшись в анналах истории (благо образованных людей среди них было в избытке), решили назвать подобную структуру милицией, подчеркивая тем самым народность нового органа.

Полицию Российской империи недолюбливали не только политические заключенные или уголовники, так что возражений не было. Интересующихся можно отослать к книге Гиляровского «Москва и москвичи» – там Владимир Алексеевич прекрасно расписывает взаимоотношения народа с полицией в конце 19 века. Название прижилось, и о возвращении старого наименования правоохранительных органов не могло быть и речи. Тем более что во время Великой Отечественной войны полицейские структуры, набранные оккупантами из местных жителей, создали себе крайне отрицательный имидж.

Но время шло, негатив к термину «полиция» постепенно улетучивался, и в 2011 году в рамках реформы МВД российская милиция была переименована в полицию. Хорошо это или плохо? Однозначно сказать сложно; в одной пословице говорится – как кошку ни назови, лишь бы мышей ловила. Возможно, возвращение к старому, изначальному названию правоохранительных органов и оправданно, только вот за почти столетнее существование термина «милиция» в новом значении он устоялся, оброс праздниками, традициями и даже фольклором. Так что стоила ли в данном случае овчинка выделки – вопрос дискуссионный.

Таблица

Подведем итог, в чем разница между милицией и полицией. Учитывая, что термин «милиция» более многозначен, чем «полиция», в приведенной ниже таблице учтены оба варианта.

Дискуссии о том, что такое милиция, и чем она отличается от полиции, немало лет продолжаются в постсоветских странах.

Вооруженный народ

Под словом «милиция» во многих странах мира с древних времен называют обычно добровольческие вооруженные формирования. Их создают для поддержания общественного порядка, отражения вооруженного нападения на страну. Членами таких формирований обычно являются представители местного населения. В состав армии и правоохранительных органов они не входят. По минованию надобности обычно расформировываются. Известно, что на Западе существовали монашеские ордена, которые носили название «Милиция Христова «.

В Российской империи милиция было, начиная с XVIII века. По указу Петра I были сформированы милицейские отряды, получившие название «ландмилиция «. Они предназначались для защиты от набегов соседей в разных регионах империи и существовали до 1796 года. Позже в некоторых пограничных областях была создана постоянная милиция из местного населения для охраны и обеспечения порядка в чрезвычайных обстоятельствах.

В период войн с Наполеоном в начале следующего века милицией называли отряды добровольцев, действовавших против неприятеля. Во время Великой французской революции после ликвидации в столице префектуры полиции добровольцы национальной гвардии стали заниматься обеспечением безопасности граждан и наведением порядка на улицах города.

Государевы люди

Понятие «полиция» появилось в Европе в средние века. К началу XIX века с ним связывали обязанности монархов по обеспечению порядка в обществе, соблюдению уголовных законов. Полиция в современном понимании была создана в Англии и обеспечивала выполнение своих функций в Лондоне и других городах. Само это слово в переводе означает государство-город. Это система органов и служб государства, призванных обеспечить в нем общественный порядок.

Их функции различны в разных странах. Главными являются профилактика, выявление, пресечение и раскрытие правонарушений, в первую очередь, наказуемых в уголовном порядке. Полицейские службы:

  • Поддерживают порядок в общественных местах.
  • Раскрывают преступления и их предупреждают.
  • Занимаются охраной различных объектов.
  • Регулируют дорожное движение.
  • Выполняют задачи по админнадзору и контролю.
  • Исполняют различные решения органов государства.
  • Могут выполнять иные функции, связанные с обеспечением порядка в обществе.

Должностные лица полиции имеют предоставленные государством полномочия использовать принуждение для воздействия на нарушителей, вести среди граждан работу по предупреждению правонарушений.

Полиция может создаваться по централизованному принципу и объединяться в одном ведомстве государства. Может действовать в структуре различных государственных служб. Обычно полицией занимается министерство внутренних дел, иногда юстиции. Бывают специализированные обособленные ведомства. Нередко наряду с полицией существуют вооруженные подразделения, выполняющие функции, связанные с обеспечением порядка, предотвращением массовых беспорядков и пр. К ним могут относиться жандармерия, национальная гвардия и т.п.

Милиция в СССР и после

В России в 1917 году после ликвидации в стране департамента полиции была создана милиция для охраны порядка. Она подчинялась органам местной власти, которые отвечали за ее формирование, материально-техническое обеспечение. Со временем пришло понимание неэффективности добровольческой системы обеспечения правопорядка. Милиция стала профессиональной.

В СССР милиция была в составе МВД. Ее деятельность регулировалась основным и специальными законами, международными соглашениями и подзаконными документами.

В ней было два блока. Один занимался общественной безопасностью, другой преступностью. Первый обеспечивал охрану собственности, выявление, профилактику и пресечение уголовно и административно наказуемых деяний, розыск лиц, раскрытие некоторых преступлений. Для этого службы такой милиции обеспечивали:

  1. Деятельность участковых уполномоченных.
  2. Проведение дознания.
  3. Несение патрульно-постовой службы.
  4. Предупреждение правонарушений несовершеннолетними.
  5. Борьбу с нарушениями при производстве и реализации потребительских товаров.
  6. Контроль исполнения законодательства об админнарушениях.
  7. Безопасность движения на дорогах.
  8. Вневедомственную охрану.

Для реализации этих и других задач создавались специальные подразделения.

В сферу криминального блока входили предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, большой общественной опасности. Криминальная милиция разыскивала лиц, которые скрываются от правоохранительных органов, и без вести пропавших. Функцией такой милиции является борьба с организованной преступностью и некоторые другие. Оба вида милиции являлись органами дознания. В их структуре могли создаваться специальные подразделения, охранявшие особо важные объекты и объекты режимного характера.

Эти и другие функции, по сути, были полицейскими. В связи с этим и другими обстоятельствами в 90-х годах предпринимались попытки переименования милиции в полицию по примеру большинства стран мира. Однако этому препятствовали политические соображения. В XXI веке в большинстве стран СНГ произошли преобразования милиции в полицию.

Есть ли разница

Исторически милицией было принято называть представителей вооруженного народа , который добровольно на время объединяется для защиты от внешних и внутренних врагов.

Полиция представляет собой специально подготовленных служащих государства , которые обеспечивают выполнение его функций в сфере общественной безопасности и порядка. Полицейские в установленном порядке отбираются на работу, проходят специальную подготовку. Службу они проходят в определенном порядке. Имеют специальные звания, установленные государством привилегии и пр.

Между милицией, существовавшей в советские времена, и полицией принципиальной разницы нет. Их главная задача – обеспечить правопорядок. В советском обществе наименование полицейских структур милицией объясняется исключительно идеологическими мотивами.

Похожие публикации