Категория деятельности в отечественной психологии является центральной. Категория деятельности в психологии

Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.

С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Поджизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учиться, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляетактивность, то есть внешнюю или внутреннюю деятельность.

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия.

В структуре деятельности выделяются: - мотивы - побуждающие субъекта к деятельности; - цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности; - операции - с помощью которых деятельность выполняется.

Использование категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны следующие утверждения: 1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию, как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм) Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений.

2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического.

Согласно Алексею Леонтьеву, деятельность есть форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды н определенных условиях нормального функционирования индивида.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру - В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.; 2) учение- непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.; 3) труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.

Категория деятельности получила широкое распространение в экономике, философии, педагогике, физиологии и других науках. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова деятельность определяется как занятие, труд. В Философском словаре деятельность рассматривается как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта: человек противополагает себе объект деятельности, как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в предмет и продукт деятельности .

В. Д. Шадриков в своей ранней работе "Психологический анализ деятельности" рассматривает деятельность как активное отношение субъекта деятельности к действительности, направленное на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей (потребительных стоимостей), и освоением общественного опыта . Автор отмечает, что центральными в психологической теории деятельности являются понятия мотива и цели деятельности.

Под мотивом трудовой деятельности понимаются внутренние побуждения человека к данной деятельности. В качестве таких причин могут выступать потребности личности, мировоззрения, убеждения, идеалы и интересы личности, социальные роли и установки.

Цель деятельности – это то, что должен получить человек в результате деятельности.

У субъекта деятельности цель представлена в форме образа. Развивая эту мысль, автор отталкивается от идей Б. Ф. Ломова, который писал, что образ цели формируется как сложный продукт синтеза сенсорно-перцептивных, мнемических и речемыслительных процессов. Роль цели деятельности человека трудно переоценить. Экспериментальные исследования показывают, что образ-цель определяет критерии отбора информации о состоянии предмета труда, орудий труда и среды, направляет процесс переработки информации и принятия решения, корректирует исполнительные действия.

Результат деятельности – это то, что получает человек в итоге деятельности. Продукт деятельности индивида, результат деятельности может совпадать с целью деятельности, но может и не совпадать. В первом случае можно считать, что в итоге деятельности человек достиг цели, во втором – цель не достигнута, и деятельность может быть продолжена.

Параметры деятельности – количественные и качественные характеристики деятельности как процесса способа достижения цели.

Параметры эффективности деятельности – количественные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности. К основным параметрам эффективности деятельности следует отнести: производительность, качество и надежность. Производительность характеризуется количеством продукции, выпущенной в единицу времени, качество – соответствием продукции стандартам и требованиям технологии, надежность – с качественной стороны характеризуется как способность выполнять требуемые функции в заданный интервал времени; с количественной стороны – определяется вероятность выполнения требуемых функций в течение заданного времени и заданных условиях. Следует помнить, что параметры эффективности деятельности тесно взаимосвязаны.

Параметры цели – количественные и качественные показатели цели, которым должен соответствовать результат деятельности в определенных отношениях (измерениях). Например, на производстве они обычно обусловлены технологическими показателями.

Параметры результата – количественные и качественные показатели, по которым проводится сопоставление результата с целью.

Способ деятельности – конкретный путь достижения цели. Способ деятельности определяется условиями, в которых она протекает.

Нормативно одобренный способ деятельности (НОСД ) – обобщенный и закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия способ деятельности. Нормативно одобренный способ деятельности выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников (общественный опыт и способности).

Индивидуальный способ деятельности (ИСпД) – способ деятельности, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности.

Своеобразие ИСпД, степень его отличия от НОСД будут обусловлены спецификой мотивации, полнотой и своеобразием учета объективных и субъективных условий деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта. Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками: он устойчив, обусловлен определенными личностными качествами, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям (Климов, 2005).

Индивидуальный стиль может формироваться целенаправленно или стихийно, сознательно или без четкого осознания предпосылок. Стихийное формирование индивидуального стиля не всегда и не у всех протекает успешно, поэтому встает актуальная задача формирования индивидуального стиля в процессе профессиональной подготовки. Решение данной проблемы имеет большое народно-хозяйственное значение, так как способствует повышению производительности труда, качества продукции, росту удовлетворенности трудом работников.

Основные пути формирования индивидуального стиля заключаются:

  • в максимальном использовании профессионально важных качеств личности работника;
  • в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.

Структура – объективно существующее целостное образование, представленное элементами и их взаимосвязями друг с другом и с целым. Важно подчеркнуть, что в структурах число и особенности подструктур зависят от свойств объекта, взятого как целостность, и не зависят от познающего их субъекта. Он может только правильно или ошибочно, полно или неполно познать их.

Функция (элемента, структуры, системы) – продуцирование определенного результата.

Система – это структура, рассматриваемая в отношении определенной функции. Более подробный анализ понятия "система" позволяет выделить следующие общие моменты, присущие любой системе:

  • система представляет собой нечто целостное, отличное от окружающей ее среды;
  • эта целостность носит функциональный характер;
  • система представляется дифференцируемой на конечное множество взаимосвязанных элементов, обладающих вполне определенными свойствами;
  • отдельные элементы взаимодействуют в плане общего назначения системы,
  • свойства системы не сводятся к свойствам образующих ее компонентов;
  • система находится в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой;
  • система изменяет характер функционирования в зависимости от информации о полученных результатах;
  • системы могут обладать свойствами адаптивности.

Следует отметить, что один и тот же результат может быть достигнут разными системами, а в одной и той же структуре одни и те же элементы могут группироваться в разные системы в зависимости от целевого назначения. Система всегда носит функциональный характер, поэтому понятия "система" и "функциональная система" следует рассматривать как синонимы.

Элементы структуры, системы – условно неделимые и относительно сопоставимые ее части.

Компоненты структуры, системы – объединяющее название для элементов, подсистем и подструктур.

Динамическая система – это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связи между ними при сохранении функции.

Структура деятельности – целостное единство компонентов и их всесторонних связей, реализующих деятельность.

Психологическая структура деятельности (ПСтД ) – целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность. Когда говорят о структуре деятельности, имеют в виду абстрактную деятельность как предмет изучения. Психологическая система деятельности (ПСД) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в целях выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели). Важно подчеркнуть, что в психологической системе деятельности под связями имеются в виду прежде всего функциональные, а не морфологические связи, т.е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.

Основными компонентами ПСтД являются:

  • мотивы деятельности как внутренние побуждения человека к данной деятельности (потребности, мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, социальные роли, установки личности);
  • цель деятельности как тот результат, который должен получить человек в итоге деятельности (определенный продукт, его производство, перемещение, приведение в рабочее состояние орудий труда и т.д.);
  • принятие решений как анализ, проводимый на уровне субъекта деятельности, включающий в себя ряд особенностей процесса принятия решений, например, активность и заинтересованность в принятии оптимального решения, ответственность за принимаемое решение, право выбора, возможность осознания оценки и коррекции вырабатываемых решений.
  • программы деятельности, способы выполнения действий, построение деятельности во времени и пространстве и т.д.;
  • профессионально важные качества, т.е. качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким основным параметрам, как производительность, качество, надежность.

Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Человек во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта, особенностей отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности является исходной структурой, на основе которой формируется психологическая система деятельности. Одни и те же структуры человека как субъекта деятельности могут в разные периоды времени входить в разные ПСД. Для реализации отмеченной полифункциональности отдельные компоненты индивидуальной структуры человека должны при наличии определенных жестких морфологических и физиологических связей обладать относительной функциональной независимостью.

Системогенез, по В. Д. Шадрикову, – процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.

В словаре "Психология" под редакцией М. Г. Ярошевского деятельность определяется как динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности .

Деятельность рассматривается как реальная движущая сила обществ, прогресса и условие самого существования общества. Главным признаком деятельности является сознательно формулируемая цель, которая формируется в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей. Поэтому любая деятельность тесно связана с нравственными ориентирами общества, социальными факторами. В разных типах культуры она выступает то в роли носителя высшего смысла жизни, то на правах необходимого условия жизни.

Выделяют многообразные формы деятельности : духовная и материальная; производственная, трудовая и нетрудовая; репродуктивная (направленная на получение уже известного результата известными же средствами), продуктивная; учебная, игровая, производственная и т.д.

В психологии получил развитие деятельностный подход как принцип изучения психики и теория изучения предметной деятельности, в основу которой легли идеи относительно категории предметной деятельности (К. Маркс, М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.).

Теория деятельности рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Деятельностный принцип означает прежде всего признание деятельностного источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни. Согласно деятельностному подходу деятельность рассматривается в контексте принципов развития и историзма; предметности; активности, единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

В контексте данного подхода выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и знания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности .

Предмет психологического изучения деятельности обсуждался многими авторами. Главное, что было выделено в этом контексте, – это целостный характер деятельности по сравнению с отдельными ее элементами. Так, С. Л. Рубинштейн писал в связи с этим: "Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не значит, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы".

Поэтому в исследованиях деятельности как психологического феномена преобладает системный подход, позволяющий выявить специфику целостного явления в его взаимосвязи с другими сторонами психики, а также внешними и внутренними условиями жизнедеятельности и в процессе развития. Необходимость системного подхода является специфической особенностью психологического изучения деятельности.

Критерии описания деятельности, согласно С. Л. Рубинштейну, могут быть следующими :

  • деятельность (всегда) субъектна, не может быть бессубъектной деятельности;
  • взаимодействие субъекта с объектом, т.е. предметная, содержательная деятельность;
  • деятельность всегда творческая, хотя бы в минимальной степени;
  • самостоятельная.

Профессиональная деятельность всегда зависит от реализующего ее индивида, развивается во взаимодействии с предметом и объектом его труда, характеризуется определенным предметным содержанием, предлагает возможности для независимой творческой самореализации.

В психологии выделяют несколько различных видов деятельности, например в традиционном делении – трудовую, учебную, игровую. Деятельность бизнесмена в психологическом понимании относится к разряду трудовой деятельности, которую многие авторы выделяют как основной вид деятельности. В чем же заключается специфика трудовой деятельности вообще и деятельности бизнесмена в частности?

Трудовая деятельность (труд) в философском аспекте рассматривается как целесообразная активность человека, в процессе которой человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. В этом смысле труд есть вечное естественное условие человеческой жизни. Кроме того, труд имеет иное значение, а именно как целесообразная деятельность человека, связанная с изготовлением орудий труда. Постепенно усложняясь, труд становился более совершенным, многосторонним, сложным. В содержании процесса труда выделяют целесообразную деятельность, предметы и средства труда. Это нашло отражение во многих психологических концепциях трудовой деятельности.

Среди концепций трудовой деятельности наиболее известной является подход Е. А. Климова, в котором развиваются требования к анализу психологического содержания труда . Автор считает, что труд – это функциональный предмет рассмотрения в психологии. При этом трудовая деятельность должна иметь определенный социально ценный результат. Он рассматривает трудовую деятельность как функциональную систему в структуре сознания, системное психологическое образование (целостность), характеризующееся рядом признаков:

  • 1) сознательным предвосхищением социально ценного результата;
  • 2) осознанием обязательности достижения социально фиксированной цели;
  • 3) сознательным выбором, применением, совершенствованием или созданием орудий, средств деятельности;
  • 4) осознанием межчеловеческих производственных зависимостей – реальных (живых) и овеществленных.

Психолог всякий раз должен специально разбираться, присущи ли активности человека эти признаки, чтобы можно было отнести ее к категории трудовой деятельности. Если хотя бы один признак отсутствует или выражен очень слабо, данная активность пока что не есть трудовая деятельность.

Согласно Климову очень важно рассматривать труд не только в отношении его объективного содержания, но и со стороны внутренней, субъективной – со стороны содержания сознания человека. Все указанные признаки характеризуют труд со стороны содержания сознания человека. При этом каждый из выделенных психологических признаков имеет свои компоненты (когнитивные или информационные, аффективные или эмоциональные) и градуальную оценку выраженности. Через градуальную оценку раскрывается конкретное содержание компонентов психологических признаков труда. Психологические признаки труда и их компоненты с градуальной оценкой степени выраженности в активности человека представляют своего рода концептуальную схему формирования человека как субъекта труда.

В соответствии с выделенными признаками Е. А. Климов вводит понятие индивидуальная психологическая структура труда и конкретизирует его как своеобразное, характеризующее данного человека в данное время сочетание уровней выраженности четырех психологических признаков труда в целях формирования его как субъекта труда.

Исходя из понимания трудовой деятельности как процесса активного изменения объектов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека, как процесса создания потребительных стоимостей, предмет психологии при изучении трудовой деятельности можно определить как психические процессы и психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. При этом главное значение, в отличие от аналитического изучения психических функций и процессов, должно приобрести исследование взаимодействия и взаимосодействия функций и процессов в контексте конкретной деятельности в целях достижения конкретного результата.

Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.

Разработка проблемы имеет многовековую историю, о чем мы уже упоминали в главе 5. В то же время некоторые основные моменты нелишне напомнить. Идеи влияния деятельности, профессии, которой человек посвятил или должен посвятить свою жизнь, интересовали ученых издавна. Древние философы материалистического (Гераклит, Демокрит) и идеалистического (Пифагор, Сократ, Платон) направлений считали, что объект труда, его природа и деятельность, которой занимается человек, формируют его душу и развивают в этом направлении его органы, делая их специализированными для соответствующей деятельности.

В последующие времена (Средневековье, Новое время) проблемам специализации, особенностей профессиональной деятельности также уделялось внимание, но их рассмотрение, как и в античные времена, не выходило за рамки житейского опыта и философских умозрительных заключений.

Новый виток обсуждения проблемы деятельности принесли конец XIX - начало XX в., когда начались экспериментальные исследования ее отдельных сторон. Но, вглядываясь в историю, необходимо отметить, что наиболее результативные исследования проблемы, ее видов, структуры, содержания, влияния деятельности на личность и др. относятся к настоящему времени.

Не отрицая знамения практических исследований зарубежных авторитетов в этой области, мы все же должны отметить, что наиболее полно и методологически основательно проблема деятельности и различные ее стороны и аспекты разрабатывались именно в отечественной психологии.

Еще в XVIII в. представитель русского Просвещения, преподаватель Артиллерийской школы, служащий Сената Я. П. Козельский считал, что разум и вся психика человека проявляются и формируются в деятельности. В предоктябрьский и советский период физиологические основы деятельности разработаны в трудах И. М. Сеченова, И. II. Павлова, В. М. Бехтерева. Именно их идеи явились теоретико-методологическим фундаментом американской психологической школы бихевиоризма. И. М. Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совершаются но типу рефлекторных. И. П. Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности, В. М. Бехтерев - о соотносительной деятельности. Но пионером выделения деятельности в особую, базовую категорию психологии выступил М. Я. Басов.

Можно предполагать, что Басов оказал определенное влияние на С. Л. Рубинштейна или, во всяком случае, они обсуждали основные положения психологической теории деятельности. М. Я. Басов сформулировал важнейшие положения психологической теории деятельности, динамика которой определяется характером взаимодействия личности со средой, дифференцировал понятия «деятельность» и «активность», подчеркнув, что именно последняя составляет «истинный объект психологического изучения», дифференцировал разные виды деятельности (игра, учение, труд), особо проанализировав игру как свободную, в отличие от труда, необязательную деятельность и показав ее роль в развитии ребенка. Он детально рассмотрел динамическую структуру деятельности, характер взаимосвязи ее отдельных единиц или актов. Особо важной в рассматриваемом контексте явилась идея Басова о личности как активном деятеле (субъекте), который не только приспосабливается к действительности, но и приспосабливает ее к себе. Фактически в концепции Басова намечено первое понимание личности как субъекта .

Каковы же современные представления об этой базовой психологической категории? Следуя определившемуся методологическому подходу рассмотрим некоторые определения категории «деятельность»:

  • Под деятельностью мы понимаем активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры .
  • Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийный строй психологического знания. Но для этого нужно взять эту категорию во всей ее полноте, в ее важнейших зависимостях и детерминациях: со стороны ее структуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах» .
  • Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность .
  • Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход. Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - эго то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек» .

Данные определения в большей или меньшей степени вскрывают природу, сущность и структуру деятельности. Проанализируем их основные сущностные положения.

В самом общем философском плане процесс деятельности рассматривается как «субъект-объектное» взаимодействие. Это характерно для всех основных видов деятельности (игра, учение, труд). И это взаимодействие описывается парадигмой:

Сразу уточним один момент. В психологической литературе существует точка зрения, когда в видам деятельности относят и общение.

Общение же как психологическое явление и понятие часто рассматривается как «субъект-субъектиое» взаимодействие (что особенно характерно для педагогики и педагогического процесса). Но это не совсем точно, поскольку в данном взаимодействии объект выражен неявно, он скрыт в самом взаимодействии. Именно взаимодействие или информация, содержание коммуникативной связи, ее ценность и смысл и есть объект , по поводу которого взаимодействуют два субъекта. Поэтому в развернутом своем виде общение должно описываться следующей парадигмой:

Иной вариант этой же парадигмы может быть представлен и таким образом:

А это уже несколько иная взаимосвязь, и этим деятельность и общение отличаются друг от друга. В то же время они настолько тесно взаимосвязаны, что трудно представить деятельность вне общения и общение вне какого-либо вида деятельности. На этом основании общение зачастую относят к виду деятельности, что не совсем правомерно, поскольку они в своей основе все же описываются различными парадигмами.

Если же постараться представить процесс взаимосвязи деятельности и общения абстрактной схемой, то она может иметь следующий вид:

Но в том или ином случае всегда имеет место субъект-объектиое взаимодействие. И в этом взаимодействии субъект представляется не только как абстрактное активное, сознательное и целеполагающее начало, а как человек, личность в своей неповторимой индивидуальности.

Б. Г. Ананьев подчеркивает в этой связи: «В единой структуре человека характеристика субъекта деятельности в обществе так или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности... Субъект, таким образом, всегда личность, а личность - субъект» .

Следующий момент деятельности субъект-объектпого взаимодействия касается уточнения самих понятий «субъект» и «объект». В современной литературе существуют слишком расширенные трактовки понятия «субъект», когда оно распространяется на животных, что методологически не обосновано.

Так, например П. Я. Гальперин пишет: «Организм, который регулирует свои внешние реакции, воздействия па внешнюю среду на основе образа этой среды, такой организм есть субъект действия» .

Еще дальше в определении понятия «субъект» идет автор монографии С. П. Безносов: «Субъектом деятельности может быть и животное, у которого тоже зачатки сознательности» . И далее, продолжая мысль, пишет: «...в структуру акта необходимо ввести активно действующего субъекта деятельности... Это может быть человек - представитель определенной специальности, профессии. Это может быть иногда и животное, у которого, конечно, имеются зачатки преобразовательных способностей. Наконец, это может быть робот, заменяющий человека - компьютер, например» [там же, с. 33].

Видимо, комментировать эти положения о наличии зачатков сознательности у животного и субъекта в образе компьютера нет необходимости.

Отечественными классиками психологии в их фундаментальных изданиях определены в качестве атрибутов субъекта активное целеполагающее, сознательное начало, а таким может выступать только человек или коллектив как управляющее звено.

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа ), источник активности, направленной на объект .

Именно из такого понимания субъекта деятельности мы и будем исходить в дальнейшем.

Анализируя приведенные определения деятельности, можно выделить следующие определившиеся и устойчивые ее характеристики.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не только и не столько природный объект, а предмет соответствующей культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.

Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют примеры деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.) .

Следующая характеристика, касается того, что деятельность всегда носит опосредованный характер, когда в роли опосредованных средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (иптериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если даже они реально не присутствуют при осуществлении деятельности.

Важной характеристикой является и то, что человеческая деятельность всегда целенаправленна, т. е. подчинена определенной цели как сознательно запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Исходя из этого деятельность всегда носит продуктивный характер. Ее результатом является продукт, т. е. преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.) .

В психологической литературе, начиная с классических трудов отечественной психологии, выделяют следующие виды деятсльности: игра , учение и труд. Мало где сказано, что в основу этой классификации (выделения видов деятельности и их разделения) положены специфические потребности, мотивы и цели. Общение к этим видам деятельности мы не относим, поскольку это специфический вид взаимодействия, описываемый другой парадигмой, о чем мы уже говорили. На специфике конкретных видов деятельности мы останавливаться не будем. Для этого есть соответствующая литература. Впрочем, особенности трудовой деятельности и влияние ее на развитие психики и сознания человека рассмотрены в предшествующих главах достаточно подробно.

Обратимся к структуре деятельности, которая имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней:

  • собственно деятельность - уровень особых видов деятельности: теоретической и практической; различных профессиональных видов деятельности. Деятельность всегда осознана , мотивирована, целенаправленна и результативна. Она включает в себя разнообразные действия,
  • действие - основная единица состава деятельности. Действие - это процесс, направленный на достижение цели (где цель является желаемым результатом). Действие также включает в качестве необходимых компонентов акты сознания в виде конкретной постановки цели. Посредством действий человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий, используя разнообразные способы для достижения данного желаемого результата.

В структуре действия выделяют следующие компоненты: сенсорные (чувственные, ориентировочные), умственные (управляющие, центральные), моторные (двигательные, исполнительные) и эмоционально-волевые:

  • сенсорные - чувственные действия по восприятию объекта или предмета деятельности;
  • умственные - центральные: представления, мнемические, мыслительные операции, внимание, воображение;
  • моторные - внешние предметные, двигательные действия, направленные на изменение состояния или свойств объекта или предмета деятельности;
  • эмоционально-волевые, сопровождающие процесс действия.

Итак, всякое действие представляет собой систему, включающую несколько подсистем: ориентировочная, центральная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная.

Ориентировочная часть действия создает образ и обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Центральная (управляющая) в соответствии с образом действия обеспечивает планирование и адекватность используемых средств, приемов для достижения цели. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольно-корректировочная отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с целью и образом объекта, предмета действия и при необходимости обеспе- .чивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Следующим уровнем деятельности выступает операция - конкретный способ выполнения действия. Характер применяемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, знаний и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень формируемых или сформировавшихся автоматизированных навыков.

Необходимо особо отметить, что рассмотренные уровни деятельности каждого человека имеют социальную природу и прижизненное формирование. Но человек биосоциальное существо, поэтому его жизнь и деятельность зависят от психофизиологических функций, которые являются основами и механизмами деятельности.

Итак, низший уровень деятельности представлен психофизиологическими функциями, являющимися биологическим фундаментом процессов деятельности. К ним относятся:

  • сенсомоторные процессы - процессы, в которых осуществляется связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия; 2) центральный момент реакции - более или Meijee сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь);
  • эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком;
  • идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека;
  • интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию;
  • экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие и др.).

    Итак, мы рассмотрели структуру и уровни внешней практической деятельности, т. е. видимой для сторонних наблюдателей, но есть и другой вид деятельности - внутренняя деятельность. В чем состоят функции внутренней деятельности? Прежде всего в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономят человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие.

    • 1. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, и вместо реального продукта получается мысленный результат.
    • 2. Внутренняя деятельность перешла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий в умственный план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо сначала освоить на практике его основные элементы.

    Помимо рассмотренных уровней, как отмечалось выше, в структуру деятельности входят потребности, мотивы и цели. Поскольку деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в процессе которого он стремится достичь сознательно поставленной цели для удовлетворения определенной потребности и своего мотива.

    К проявлению активности, к действию нас толкают наши потребности.

    Потребность - это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Классификаций потребностей существует достаточное количество. Так, например, выделяют духовно-идеологические и материальные потребности, социально и биологически обусловленные. Существует целая иерархия различных потребностей, от самых примитивных, биологически обусловленных до самых высших, социально значимых. В психологической литературе наиболее известна иерархическая пирамида потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, затем к когнитивным и эстетическим потребностям (порядку, красоте, справедливости, симметрии) и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

    Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, предметов и различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания погребности выделяются некоторые характерные черты. Первоначально выступает достаточно широкий спектр объектов, предметов, зачастую неосознаваемых, но способных удовлетворить данную потребность. И эта потребность выступает в форме влечения.

    Например, в определенном возрасте просыпается влечение к противоположному иолу. Но возникает оно как недифференцированная, неосознанная или недостаточно осознанная биологическая потребность вообще, без соотнесения ее с конкретным избранником.

    Затем происходит фиксация потребности на конкретном, удовлетворяющем ее объекте, предмете. Эта фиксация выступает в форме желания - осознанной и опредмеченной потребности. Когда же в структуру желания входит волевой компонент, то оно выступает в форме стремления.

    В данном случае не вообще желаю и стремлюсь к близости с противоположным полом, а стремлюсь к таковой с конкретным избранником (избранницей), и ни с кем другим. Именно в акте опредмечивания (первоначально влечения) и рождается мотив как предмет потребности.

    Влечения, желания, стремления как формы опредмечивания потребностей, входя в сферу мотивов, рассматриваются в психологии и как формы направленности личности. Именно в этом и проявляются взаимосвязь и взаимообусловленность мотивов деятельности и направленности личности.

    Мотив - это осознанная опредмеченная потребность , потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к определенным активным действиям , именно она в большей степени порождает конкретную цель. А. Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

    Поэтому в качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности. Однако в конечном итоге за всеми этими образованиями все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологических до высших, социальных).

    Реальная жизнедеятельность человека характеризуется полимотивированностью, т. е. мы можем говорить о существовании системы мотивов. Причем в действительности система мотивов одного человека отличается от системы мотивов другого человека. В этой системе мотивов, имеющей иерархическую структуру, выделяются ведущие мотивы, которые могут различаться не только но своей природе, но и иметь различную силу.

    Совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающая направленность личности, образует мотивационную сферу личности.

    Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а одно и то же действие побуждаться разными мотивами. Таким образом, мотивы, лежащие в основе, порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели.

    Например, в судебном делопроизводстве при рассмотрении противоправного деяния выясняются мотивы его осуществления, которые играют важную роль в вынесении судебного решения.

    Вообще, проблема мотивов, мотивации, мотивационной сферы в психологии относится к наиболее сложным и наименее разработанным до настоящего времени. Поэтому, несомненно, ценной является идея А. Н. Леонтьева о механизмах динамики мотивов, в частности о механизме «сдвига мотива на цель» (механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в одном случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.

    Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Ведущий, главный мотив обусловливает формирование личностного смысла - переживание повышенной субъективной значимости объекта или события, оказавшихся в ноле действия ведущего мотива. Однако с течением времени неосознанные мотивы, так или иначе, осознаются человеком, и личностный смысл приобретает свою выраженность в определенной форме поведения и деятельности. Немотивированные, безрассудные действия и поступки относятся к области патологии, но это уже отдельная проблема.

    Таким образом, мотивы, выступая в качестве источника деятельности человека, характеризуют его личность.

    Цель - желаемый конечный результат, т. е. то, на что непосредственно направлена деятельность. Она может носить характер теоретико-познавательной или предметно-практической с преобладанием той или иной стороны. Причем мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует и чего хочет достичь. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в строгом смысле этого понятия, а имеет место непосредственное поведение, которое также управляется потребностями и эмоциями.

    Итак, по ходу нашего анализа мы с неизбежностью вышли на другое понятие, неразрывно связанное с категорией «деятельность» - «поведение».

    Их нельзя рассматривать как синонимы. Но следует иметь в виду, что в отечественной психологии наиболее широкое распространение и фундаментальную разработку получила категория «деятельность », а, например, в бихевиоризме - «поведение ». Уточним особенности их понимания в отечественной психологической литературе.

    Прежде рассмотрим вопрос о сферах применимости данных психологических понятий. Благодаря авторитету школы А. Н. Леонтьева категория «деятельность» в психологии приобрела очень широкое употребление. Мы говорили об этом ранее, что она претендовала на ту методологическую основу, базис, па основе которой можно построить всю систему психологического знания. Но этого в силу объективного развития психологической науки не произошло. И поэтому категория «деятельность» в системе современного психологического знания занимает соответствующее ей место.

    Неудивительно, что это понятие стало основным при рассмотрении и объяснении закономерностей поведения животных |94] и др.

    Однако авторская позиция такова, что расширенное распространение понимания деятельности и ее структуры па животный мир не совсем правомерно, поскольку главные атрибуты деятельности - субъект, осознанная целенаправленность, опосредованность деятельности другими средствами - в животном мире отсутствуют. Поэтому говорить о деятельности в животном мире можно лишь в кавычках, как о животной «деятельности ». Стоит иметь в виду ее чисто операционально-технический состав: биологические потребности - предметная цель - действия - операции - психофизиологические функции их обеспечивающие и эмоциональное их отражение. Но, увы, это не деятельность в полном смысле этого слова. Поэтому мы будем характеризовать разнообразную активность животных как различные виды поведения , а систему их реакций и действий в высших ее проявлениях как животную «деятельность », поскольку инстинктивно-биологическая природа деятельности в животном мире в корне противоположна социальной природе человеческой деятельности.

    Отсюда следующая проблема различения и различия категорий «деятельность» и «поведение». На наш взгляд, самые неудовлетворительные определения относятся к понятию «поведение ». Поведение - это то, что всем попятно, видно и наглядно, но в силу этого сложно определимо.

    В целом в психологической литературе поведение определяется как совокупность, система действий, отражающих проявление внешней активности человека. Чувствуется расплывчатость подобных определений, поскольку иод проявление внешней активности можно подвести любое психическое явление!

    Рассмотрим все же некоторые определения для анализа и выделения устойчивых характеристик.

    «Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей. Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целенола- гающей, произвольной и созидательной деятельности» .

    «Основные компоненты поведения: его регуляция заранее поставленной целью , которая избирается обладающей способностью к свободному выбору и самостоятельному принятию решений личностью. Фундаментальное значение при этом имеет мировоззрение , от характера которого зависят направленность и социальная ценность поведения.

    Поведение человека неотделимо связано с системой речевых сигналов, усваиваемой в процессе общения и создающей предпосылки для интериоризации внешних двигательных компонентов поведения. Благодаря этому формируется способность человека строить в сознании образ будущего, осуществлять самооценку и самоконтроль. В условиях коллективной жизни поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, коллективами, членом которых он является. Сама группа выступает в качестве особого субъекта поведения, имеющего коллективные цели и мотивы. В групповом поведении наблюдаются такие своеобразные феномены, как подражание, эмоциональное «заражение», сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям, лидерство» .

    Таким образом, в структуру поведения входят: потребности , цели их удовлетворения (а следовательно, те или иные мотивы ), система действий. Характерной особенностью поведения человека является то, что оно социально обусловлено, связано с мировоззрением. С внешней стороны регулируется морально-нравственными нормами, с внутренней - способностью осуществлять самооценку и самоконтроль.

    К явлениям поведения (как системе действий) можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, пожимание руки); 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.); 3) действия, которые имеют определенный смысл; и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения .

    Данный анализ с неизбежностью приводит к выводу, что в главных чертах структуры деятельности и поведения совпадают (по крайней мере, их операционально-технический состав). В чем же тогда заключается различие этих понятий?

    Скорее всего, граница между понятиями «деятельность» и «поведение» человека проходит по линии продукта или результата того и другого. Любая деятельность предполагает какой-либо результат как цель деятельности, более или менее осознаваемую. В поведении же как системе действий цель и результат не имеют самодовлеющею значения, они чрезвычайно динамичны и подвижны. В ряде случаев поведение как система действий выстраивается таким образом, что цель и результат выходят на первое место, подчиняя себе всю систему действий и поступков (Я хочу этого добиться). В другом случае поведение может характеризоваться полным отсутствием целей и результатов деятельности (Я отдыхаю и ничего не хочу).

    Другой немаловажный момент - то, что поведение является социально значимой характеристикой, которая преимущественно оценивается другими. Сами для себя вы можете вести себя никак (особенно когда ослаблены или отсутствуют самооценка и самоконтроль). Вы просто есть и просто существуете! В этом отношении поведение - это социальная, морально-нравственная, нормативная оценка ваших действий и их результата.

    Применительно к животному миру понятие «поведение» имеет абсолютно другой смысл. Поведение рассматривается как процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, которое возникает на высоком уровне организации материи, когда животные особи приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и активного приспособления (адаптации) к условиям существования .

    Поступок - это действие, выполняя которое, человек осознает его значение для себя и для других людей, т. е. его социальный смысл. Действие как поступок есть истинное бытие человека, в нем индивидуальность действительна (Г. Гегель). Поступок - личностная форма поведения (Л. С. Выготский).

    Ценностные, аксиологические аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка , т. е. личностно значимого акта, контролируемого системой принятых в обществе норм.

    В самом общем виде соотношение деятельности и поведения можно представить следующей упрощенной схемой (рис. 9.1).


    Рис. 9.1.

    Примечание. Обрашаем внимание на то, что поведение, в отличие от деятельности, может быть мотивированным и немотивированным, иелесообразным и бесиельным. В остальном структура деятельности и поведения - оперании и психофизиологические функции - формально совпадают

    Поступки как личностная форма поведения возникают, проявляются и осуществляются благодаря формированию самосознания. Поступками не являются автоматизмы, рефлексы, реакции, действия - импульсивные, привычные (выполняемые но приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). Поступок как осознанное действие включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок представляет личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие). Он обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичиостыо, ответственностью, единственностью, событийностью.

    Поступок - это некое действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить поступок в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, - это абсурд.

    Успешный поступок и успешное действие - это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и другое. Поступок может не достичь цели и при этом считаться успешным. После своего свершения поступок застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта поступков. Позитивно оцениваемые обществом поступки, а тем более общественно значимые, называют подвигами и деяниями .

    Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.

    С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учиться, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляет активность, то есть внешнюю или внутреннюю деятельность.

    Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

    Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

    В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия .

    В структуре деятельности выделяются: - мотивы - побуждающие субъекта к деятельности; - цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности; - операции - с помощью которых деятельность выполняется.

    • 1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию, как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм).
    • 2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического.

    Согласно Алексею Леонтьеву активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды н определенных условиях нормального функционирования индивида.

    Потребность не переживается как таковая -- она представляется. как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой.

    С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще»и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно с этого момента можно говорить о деятельности. Итак, деятельность есть совокупность действий, вызываемых мотивом.

    Основными характеристики деятельности являются: предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов - раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

    В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в социальных ролях и нормах.

    Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками в поведении, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность личности и избирательность деятельности; и в смысле личностном -- «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

    Анализ деятельности проводится в следующих аспектах: - генетический - исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность,

    Механизмом развития психики выступает здесь интериоризация - переход внешней по форме деятельности во внутреннюю; - структурно-функциональный - в основе данного рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому.

    Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется и содержание психического отражения и его уровень, а также вид регуляции деятельности.

    Динамический аспект изучает механизмы деятельности, обеспечивающих ее движение.

    Надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и появлении ее новых форм, установка, обусловленная устойчивость целенаправленной деятельности при изменении реальности.

    Деятельность, в рамках динамического подхода, производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле психологии активности, теории функциональных систем и представлении о системной организации высших психических функций.

    Деятельность - одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики - психические процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, активность.

    Психика и деятельность - взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

    В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность - это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

    В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей. Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей Макс Вебер определял с помощью понятия «ожидание».

    В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

    Конечно, в различных видах деятельности - исполнительской, управленческой, научной - роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

    Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

    Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

    В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.


    Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

    Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

    она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

    осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:

    предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:

    она сознательна, целенаправленна:

    в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

    Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

    ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;

    функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;

    качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

    Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

    Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации - экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

    Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

    Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

    Подобным образом преобразованное восприятие объектов проявляется уже у животных, деятельность которых обусловлена свойствами объектов, которые служат для удовлетворения их биологических потребностей.

    Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

    Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

    При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

    1. генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности выступает совместная социальная деятельность людей, в ходе которой в качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

    2. структурно-функциональный - в его основе лежит принцип рассмотрения строения деятельности «по единицам», разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. В этом плане рассматриваются мотивы, цели деятельности, а также составляющие ее структуру отдельные действия: мыслительные, моторные, чувственные. Иерархические связи между такими единицами деятельности подвижны и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются как содержание психического отражения, так и его уровень (сознательный или бессознательный), а также вид регуляции деятельности (произвольной или непроизвольной);

    1. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

Похожие публикации