Минусы миграции. Миграция с целью поиска работы

Никто не знает, сколько мигрантов находится в России. Политика РФ в отношении гастарбайтеров не последовательна.

В России живут и работают предположительно около 12 млн трудовых мигрантов, 70% которых планируют остаться здесь. Главная проблема при подсчете трудовых мигрантов в России – отсутствие внятной статистики. Очень ярко это иллюстрирует казус с украинскими трудовыми мигрантами. Раньше в нашей стране их не учитывали, поскольку для граждан Украины действовали правила «90 суток без регистрации». Многие приезжали в Россию, работали эти 90 дней, затем выезжали за границу на пару дней, после чего возвращались работать. В итоге специалисты сошлись на том, что в стране «примерно один миллион украинцев». Однако после того, как в январе 2014 года вступило в силу так называемое «правило 90/180» (согласно этому правилу, граждане безвизовых стран могут легально находиться в России 90 дней, затем должны выехать за пределы страны и приехать повторно можно через 90 дней), выяснилось, что в России больше 3,5 млн человек с украинским гражданством, причем многие из них успели обзавестись семьями.

С 1989 по 2015 год, по данным Росстата, Российскую Федерацию покинуло около 4,5 млн человек. Однако в докладе «Эмиграция из России в конце ХХ – начале ХХI века», подготовленного для «Комитета гражданских инициатив», доктор экономических наук Ольга Воробьева и кандидат экономических наук Александр Гребенюк ставят эти данные под сомнения и рекомендуют «корректировать их в три-четыре раза в сторону увеличения». Бывший замдиректора ФМС России, президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин подтверждает – по их данным из страны за это время выехали приблизительно 12 млн человек. И поскольку природа пустоты не терпит, то примерно столько же в России сейчас трудовых мигрантов.

Откуда едут
По данным Мирового банка, Россия входит в десятку ведущих стран назначения миграции, как и Соединенные Штаты, Саудовская Аравия, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, Франция, Канада, Испания и Австралия. По их же подсчетам в 2014 году мигранты перевели из России $33 млрд – страна была в тройке крупнейших источников денежных переводов в мире, уступая только Соединенным штатам и Саудовской Аравии. Позже ситуация с финансами изменилась, сказалось практически двукратное падение курса рубля, но факт очевиден – Россия была и остается одним из крупнейших мировых реципиентов трудовых мигрантов.

Основной поток идет из стран постсоветского пространства, за исключением Прибалтики. В 2015 году существовало расхожее мнение, что потоки мигрантов резко снизились из-за падения рубля. Однако спустя два года можно с уверенностью сказать, что это не так. Тогда количество приезжающих мигрантов просело из-за ряда законодательных инициатив: взамен квотирования появилась патентная система и теперь для безвизовых иностранных граждан, если они хотят работать в России, необходимы трудовые патенты, а годом ранее ввели вышеупомянутое «правило 90/180». Никто не понимал, насколько строго работает эта система, поэтому решили переждать.

Со временем стало ясно, что система не столь сурова, как могла быть. Например, из 2 млн трудовых мигрантов, живущих в Москве, на сегодняшний день трудовые патенты получили чуть больше 417 тыс. человек. Даже если взять в расчет, что из этих двух миллионов 380 тысяч граждан Евразийского экономического сообщества не должны оформлять патенты, все равно необходимое разрешение для работы в столице получили 32,8% мигрантов, лишь каждый третий. Поэтому уже к концу 2014 года показатели миграционной активности начали возвращаться на прежний уровень.

Сейчас поток трудовых мигрантов растет и все дело в демографии. Например, в прошлом году годовой прирост населения в Узбекистане составил более полумиллиона человек. Всего по итогам 2016 года в стране родились 726,8 тыс. детей и было зарегистрировано 154,5 тыс. смертей. Узбекистан и Украина – основные поставщики трудовых мигрантов в Россию. Причем узбекские рабочие до падения рубля отправляли в свою страну, по подсчетам журналистов РБК, примерно 12% от общего ВВП страны, правда в 2015 году эта цифра снизилась до 5%. Многие украинские трудовые мигранты после кризисных событий на Востоке Украины стали перевозить в Россию семьи из районов, где шли боевые действия. Дальше в порядке убывания идут следующие страны: Таджикистан, Белоруссия, Кыргызстан, Молдова, Азербайджан, Армения. Немало трудовых мигрантов из Северной Кореи – 32 тысячи человек.

Кто едет: «старое» и «новое» поколения
Большая часть мигрантов останавливаются в двух столицах и близлежащих регионах: в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях работают более 50%. Также они предпочитают селиться в регионах, которые сейчас активно развиваются и привлекают инвестиции. Среди них Екатеринбург, Самарская и Калужская области, Ханты-Мансийский автономный округ и Краснодарский край.

Поток трудовых мигрантов условно делят на два типа. Поначалу работать в Россию ехали специалисты, воспитанные советской системой образования. Это были люди со средним специальным и высшим образованием. Тогда на низкооплачиваемых должностях нередко можно было встретить высокообразованных специалистов. Председатель комитета «Гражданское содействие» (общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам) Светлана Ганнушкина рассказывает, что она знала двух кандидатов филологических наук из Узбекистана, работавших дворниками. По оценкам специалистов, таких среди трудовых мигрантов около 30%. Еще 40% – это люди с начальным профессиональным и средним образованием. Оставшиеся 30%, это представители так называемого «нового поколения», которое в ближайшее время будет все активнее пополнять ряды разнорабочих в стране.

После того, как образованные люди, приехавшие в Россию из стран бывшего СССР, были вынуждены идти на низкооплачиваемую работу, стало понятно, что для работы здесь не нужны специальные знания, следовательно, нет смысла тратить время в учебных заведениях. Поэтому большая часть вновь прибывающих трудовых мигрантов имеет в лучшем случае законченное школьное образование и плохо говорит на русском языке (или вовсе его не знает). Их и принято называть «новым поколением». При этом в докладе «Эмиграция из России в конце ХХ – начале ХХI века» отмечают, что по данным официальной российской и зарубежной статистики, эмиграционный поток уезжающих из страны «имеет высокие показатели качества человеческого капитала – высокий образовательный и профессиональный уровень, молодой возрастной состав».

Как интегрируются
Если вкратце, то интеграция мигрантов, пожелавших остаться в России, на государственном уровне совершенно не налажена. В фонде «Миграция XXI век» рассказали историю Александры Волковой, чья семья еще во времена СССР переехала в Узбекистан из-за бабушкиного заболевания. С 2012 года Александра живет в Самарской области, закончила местный ВУЗ, получила диплом, после чего начались проблемы. «Я хотела получить разрешение на работу для специалиста, но выяснилось, что для этого нужно иметь большую официальную заработную плату», – пишет девушка в своем письме. По ее словам, ей не удалось получить ни разрешение на временное проживание, ни российский паспорт. «У меня есть все возможные документы, но нет паспорта и возможности месяцами обивать пороги местных ФМС», – заключает Александра.

Главная проблема интеграции в том, что сейчас ею никто не занимается, а главный институт для работы с мигрантами – полиция, которая по своей природе скорее репрессивно-карательный орган, чем агентство социальной поддержки.

Светлана Ганнушкина уверяет, что ситуация с интеграцией мигрантов, которая и раньше была не очень хорошей, изменилась в худшую сторону после указа президента №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», подписанном в 2016 году. Согласно ему в состав МВД вошли Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба. «И если для ФСКН переход в состав МВД был до некоторой степени естественным, этого нельзя сказать о ФМС. У ФМС имелись такие функции, как предоставление убежища, прием и размещение ищущих убежища лиц, интеграция мигрантов и беженцев, а также организация трудовой деятельности иностранцев. Очевидно, что теперь, когда миграционными проблемами займутся в МВД, акценты миграционной политики сместятся на борьбу с нелегальной миграцией», – говорит правозащитница. Кроме того, этот указ по ее словам полностью разрушил систему управления миграцией, потому что теперь руководители миграционных органов на местах непосредственно подчиняются не ФМС, а местным полицейским. Причем в истории страны уже было нечто подобное – в 2001 году миграцию отдавали на откуп МВД, но позже это решение назвали неправильным.

При этом после перехода функций миграционной службы к полиции права мигрантов стали нарушать в четыре раза чаще. Исполнительный директор международной некоммерческой организации «Тонг Жахони» Валентина Чупик рассказала, что к ним в год обращаются 15 тыс. пострадавших мигрантов. И 75,1% пострадавших испытывают проблемы с государственными органами, по большей части это незаконное задержание полиции и произвол со стороны полицейских. Причем охотнее задерживают граждан России кыргызстанского происхождения, чем граждан Молдовы или Украины. В условиях, когда в стране практически нет гражданского общества, в том числе местных сообществ в регионах, трудовые мигранты, которые приезжают в страну, зависят только от работодателя и полиции.

Прогноз на будущее: возможно, будет хуже
Кроме России на территории бывшего СССР есть лишь один реципиент, Казахстан, на территории которого работают около 2 млн трудовых мигрантов. В ближайшем будущем ситуация с мигрантами вряд ли изменится. Будет постепенно расти поток низкоквалифицированной рабочей силы. Единственная возможная перемена – украинские мигранты переориентируются на работу в Европе. Но здесь многое зависит от позиции Евросоюза и его готовности к подобному сценарию.

По очевидным причинам нужно упомянуть, влияет ли этот поток трудовых мигрантов на уровень террористической угрозы стране. Есть расхожее мнение, что террористы проникают в страну вместе с мигрантами. Однако все опрошенные нами эксперты этот тезис не подтверждают – большинство терактов в стране совершают люди, рожденные и выросшие в России, поскольку терроризм – явление идеологическое, а не социальное. Но есть сценарий, при котором возможен рост криминогенной обстановки.

Вячеслав Поставнин уверен, что неумелая интеграция трудовых мигрантов, которую отдали на откуп полиции, периодически может приводить к вспышкам конфликта, подобным той, что была 13 октября 2013 года в Западном Бирюлево. «Все будет зависеть от социально-экономического положения в стране, – говорит президент фонда «Миграция XXI век». – Если будет работа и оплата, то все будет идти своим чередом. Но если денег не станет, могут возникнуть проблемы – интеграцией этих людей в наше общество никто не занимается, они живут отдельно. А возвращаться трудовым мигрантам некуда, примерно 70% из них хотят остаться здесь, где есть хоть какие-то перспективы».

Сегодня как никогда актуальны поездки в другие страны в поисках работы. Причины в основном заключаются в том, что люди не могут в своей стране найти работу с достойной оплатой труда из-за высокого роста безработицы, отсутствия места работы для определенных профессий и тому подобное. Конечно, самый большой минус для людей, которые вынуждены уезжать в другую страну, это то, что они покидают свои семьи на долгое время. Трудовая миграция имеет минусы и плюсы как для вынужденных мигрантов, так и для стран, которые их принимают.

Трудовая миграция: плюсы

Преимуществом работы в другой стране является большой заработок . Так как в другие страны в основном едут граждане третьего мира, заработная плата, которую они получают за месяц работы, может превышать в 3-4 раза среднюю оплату труда на их последнем месте работы. Кроме того трудовые мигранты получают возможность увидеть другую страну, пожить в ней, познакомиться с новыми людьми, изучить чужую культуру.

Получение навыков работы в другой сфере также является полезным, нередко люди ездят в другую страну на работу в течении нескольких лет, после получают вид на жительство и остаются в чужой стране навсегда. Трудовая миграция – неплохой вариант для тех людей, кто хочет перебраться жить в другое государство. Имея работу, зарабатывая деньги, проще найти жилье, выучить незнакомый язык и устроить свою жизнь.

Для стран, которые принимают мигрантов также немало плюсов. Нередко в развитых странах существует дефицит рабочей силы, нужны дворники, слесаря, строители, а благодаря тому, что из других стран приезжают люди, готовые приступить к любой работе, эта проблема исчезает. Когда в стране высокий уровень занятости, это дает толчок развитию экономики, появляются новые рабочие места и открываются новые производства. Кроме того быстро развивается инфраструктура – строятся дома, торговые центры, обустраиваются улицы и жилмассивы. Так как рабочие места занимают приезжие, происходит интеллектуальный рост местного населения, люди поступают в университеты, получают высшее образование, чтобы позже иметь возможность устроиться в крупные корпорации.

Трудовые мигранты улучшают качество жизни местных жителей, так как в основном заняты в сферах услуг, строительства и сельского хозяйства, соглашаясь на работу, которую граждане страны считают низкооплачиваемой.

Дешевая рабочая сила играет на руку производителям товаров, так как они становятся более конкурентоспособными, не секрет, что более дешевый товар всегда будет пользоваться повышенным спросом. За счет увеличения продаж продукции растут доходы государства, появляются деньги в бюджете, которые можно потратить на улучшение качества жизни населения, развитие инфраструктуры на финансирование различных направлений социальной политики.

Трудовая миграция улучшает демографические показатели, так как многие мигранты остаются жить в стране, в которой им удалось найти работу. Положительно миграция действует и на культуру страны, принимая иностранцев, граждане становятся более терпимыми и толерантными по отношению к другим националистам.

Трудовая миграция: минусы

Несмотря на многочисленные плюсы, миграция имеет и минусы, основным среди которых является перенаселение страны и появление в ней безработицы. Так как население увеличивается, не всегда удается обеспечить всех работой, жильем, из-за чего падает уровень жизни жителей. Так, к примеру, после того как в Германию начало ездить большое количество мигрантов, в стране появилась безработица, которая ныне составляет 7 %.

Низкая оплата труда чужестранцев приводит к падению заработных плат местных жителей, из-за повышения конкуренции на рабочие места люди остаются без работы и вынуждены жить за счет пособий.

Миграция касается не только рынка труда, так как часто приезжая в другую страну, чтобы устроиться на работу, люди берут с собой семьи, из-за чего создается нагрузка на социальную инфраструктуру страны. Большим спросом начинают пользоваться детские сады, школы и больницы. В связи с этим появляется необходимость расширения инфраструктуры, строительства коммунальных учреждений и муниципального жилья, что требует значительных расходов с государственного бюджета.

Использование дешевой рабочей силы приводит к тому, что замедляется процесс развития высоких технологий, останавливается технический прогресс, что негативно влияет на становление и развитие экономики. Этот же фактор приводит к тому, что эффективность и производительность труда значительно снижается.


Из-за трудовой миграции значительно страдает и экономика страны, которая принимает мигрантов. Дело в том, что основную часть заработанных денег приезжие отправляют своим семьям, потому происходит отток средств, которые могли бы остаться в экономике страны и пойти на благо общества.

Стоит также отметить, что с ростом миграции увеличивается и рост преступности. Это не только уголовные преступления, нередко иностранцы занимаются контрабандой, в том числе незаконной торговлей наркотиками, торговлей людьми. Что скрывать местные жители всегда с настороженностью и негативом относятся к мигрантам, что приводит к появлению межэтнических конфликтов.

Выводы

Трудовая миграция помогает развиваться социальной инфраструктуре и рынку труда, люди получают рабочие места, которые по каким-либо причинам не пользуются спросом у местного населения. Вместе с тем, когда происходит массовый приток чужестранцев, это приводит к тому, что появляется безработица, так как увеличивается конкуренция на рабочие места. Из-за невозможности обеспечить всех мигрантов работой и жильем, нередко начинают происходить экономические и уголовные преступления, как следствие могут возникать межэтнические конфликты, способствующие появлению раскола в обществе.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы в народном хозяйстве. Это понятие включает как наличие, так и «запас» рабочей силы. Географические перемещения значительной части лиц трудоспособного возраста принято называть трудовыми миграциями, а участников этого процесса - мигрантами. Страну, принимающую мигрантов, называют страной-резидентом, импортером рабочей силы, а въезжающих в нее мигрантов - иммигрантами. Страна, из которой выезжает рабочая сила, называется страной-донором, экспортером рабочей силы, а выезжающие из нее в поисках работы граждане - эмигрантами.

Причины: экономические; военно-политические; социальные.

Плюсы и минусы: повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства (более дешевая рабочая сила); иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары, стимулируют рост объемов производства; экономия затрат на образование и профессиональную подготовку рабочих; иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.

11. Рынок природных ресурсов и рентные отношения. Дифференцированная и абсолютная рента.

Рынок природных ресурсов включает два тесно взаимосвязанных сектора: рынок запасов и рынок потоков.

Запас ресурсов - это объем ресурсов, существующий в природе и почти не зависящий от хозяйственной деятельности людей.

Поток ресурсов - тот их объем, который реально вовлекается в хозяйственную деятельность в течение определенного периода времени (например, года).

Важным фактором производства и природным ресурсом вялятся земля. Земли (для сельскохозяйственного производства) делятся на лучшие, худшие и средние.

Рента – это доход, получаемый владельцем земли.

Рентные отношения - это отношения, возникающие по ценообразованию и распределению доходов от использования земли.

Виды ренты:

Абсолютная - берёт своё начало с монополии частной собственности на землю. При этом происходит плата арендатором собственнику земли за право пользования землёй;

Дифференциальная рента – бывает 2-х видов:

а) первого порядка определяется многообразным плодородием земляных участков, возникает на лучших и средних землях и принадлежит собственнику земли

б) второго порядка определяется дополнительными капиталовложениями, может принадлежать как собственнику так и арендатору.

Монопольная – этот вид ренты создаётся монопольной ценой на редчайшие товары, выпуск которых ограничен и по принадлежности относится к собственнику земли.

Экономическая рента - стоимость земли, которую платит арендодатель её собственнику за использование как фактора производства и получения прибыли от неё.

12. Валютные отношения и валютные системы. Национальная валютная система. Мировая валютная система. Этапы формирования мировой валютной системы.

В связи с этим исторически сформировались международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они обслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

По мере развития внешнеэкономических связей была создана валютная система - государственно-правовая форма организации валютных отношений. регулируемая национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Вначале сложилась национальная валютная система.

Национальная валютная система - совокупность экономических, денежно-кредитных отношений, предполагающих функционирование валюты для обеспечения внешнеэкономических связей страны.

Мировая валютная система - это совокупность экономических отношений в мировой хозяйственной сфере, связанных с функционированием валюты.

Мировая валютная система в своем развитии прошла следующие этапы:

1. Парижская валютная система (1816-1914 гг.). В ее основу был положен золотомонетный стандарт. Золотомонетный стандарт - это собственная (классическая) форма золотого стандарта, связанная с использованием золота и золотых монет в качестве денежного товара.

2. Генуэзская валютная система (1922-1944 гг.). Золотодевизный (золотовалютный стандарт) - урезанная форма золотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта и затем на золото.

3. Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.). В ней сохранялось некоторое подобие золотодевизного стандарта, особенность которого в том, что был, во-первых, золотодевизный стандарт только для центральных банков, а во-вторых, при этом только доллар США обменивался на золото, т. е. это был золотодолларовый стандарт.

4. Ямайская валютная система (1976 г. - по настоящее время), соглашением стран - членов МВФ был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.

1

Данная статья посвящена рассмотрению последствий значительно интенсифицировавшейся в начале XXI в. трудовой миграции. В работе приведены дефиниции понятий «миграция» и «трудовая миграция». Проанализированы исследования представителей отечественной и зарубежной научной мысли, касающиеся трудовой миграции и ее влияния на общества исхода и приема. Основное внимание в статье уделено изменениям, с которыми сталкиваются в результате трудовой миграции страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов. Последствия трудовой миграции весьма разнообразны, однако их объединит конвергенция в уровнях оплаты труда между обществами исхода и приема и последующее выравнивание экономического развития стран.

трудовая миграция

трудовые ресурсы

страна-донор

страна-реципиент

занятость

безработица

квалификация

оплата труда

денежные переводы

инфляция

конвергенция.

1. Безбородова Т. М. К вопросу о социально-экономической природе миграции трудовых ресурсов в Россию из стран ближнего зарубежья // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2010. – № 1. – С. 76–80.

2. Верещагина Т. А., Коростелева Е. С. Миграция как фактор социально-экономического развития территории // Вестник Челябинского государственного университета. – 2004. – Т. 8. – № 1. – С. 46–50.

3. Демографический понятийный словарь / Под ред. Л. Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2003. – 352 с.

4. Загуляев Д. Г. Концепция регулирования международного рынка труда наёмных работников исходя из рентного характера мировой экономики // Вестник ЮУрГУ. – 2010. – № 7. – С. 4–10.

5. Зайончковская Ж. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. – М.: Центр миграционных исследований, 2007. – 370 с.

6. Иванова Т. Д. Трудовая миграция россиян: экономические и социальные эффекты (по результатам социологического исследования) // Проблемы прогнозирования. – 2008. – № 4. – С. 82–98.

7. Колосницына М. Г., Суворова И. К. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал ВШЭ. – 2005. – № 4. – С. 543–565.

8. Мкртчян Н. В. Демографическая ситуация и межэтнические процессы в России как базисные условия формирования перспективной иммиграционной политики // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / Гл. ред. А. Г. Коровкин. – М.: МАКС Пресс, 2005. – С. 418–439.

9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 6-е изд., перераб. и доп. – 512 с.

10. Рязанцев С. В. Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕВРАЗЭС // Вопросы экономики. – 2008. – № 6 . – С. 71–83.

11. Ситарчук Е. А. Экономические функции миграции в развитии потенциала рынка // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. Ч. 2. –№ 4. – С. 25–29.

12. Шишков Ю. Вызовы и перспективы глобальных миграций // Международные процессы. – 2011. – № 3. – С. 4–17.

13. Эргешбаев У. Ж. Миграция населения Киргизской Республики в Россию: социально-экономические последствия // Регион: экономика и социология. – 2009. – № 2. – С. 156–165.

14. Эргешбаев У. Ж. Современная трудовая миграция населения стран Центральной Азии в Россию // Научные ведомости. – 2009. – № 7 (62). – C. 74–81.

Введение

Развитие мировой экономики в XXI в. ознаменовано интенсификацией миграционных процессов. По данным Международной организации по миграции (IOM) в 2010 г. общее число зарегистрированных мигрантов во всем мире составило 215,8 млн человек, приблизительно 100 млн - находились в станах иммиграции нелегально .

Россия не осталась в стороне от мировых экономических тенденций, уступая по показателям ежегодно прибывших (780,7 тыс. чел. за 1991-2001 гг.) лишь Германии (864,8 тыс.) и США (923,6 тыс.) .

Экономический словарь определяет миграцию как « перемещение людей, работников, связанное, преимущественным образом, с изменением места жительства и места работы» .

Вид миграции, «связанный с занятостью и поисками работы», д-р экономических наук, российский демограф, социолог и экономист Л. Л. Рыбаковский называет трудовой миграцией . В случае трудовой миграции речь идет о заработках на стороне и о выезде на короткое время, причем выезд предполагает возвращение или в страну исхода (внешняя) или в город постоянного проживания (внутренняя трудовая миграция) .

В 1960 г. согласно IOM в мире насчитывалось 3,2 млн трудовых мигрантов, на начало 1995 г. - более 35 млн, а в 2008 г. - уже 93 млн (3 % мировых трудовых ресурсов). Учитывая, что мигранты, как правило, переезжают в другие страны с семьями, численность переселенцев оказывается вдвое, а то и втрое больше .

Проанализировав работы отечественных и зарубежных авторов, можно сделать вывод, что трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные стороны, кроме того, «плюсы» и «минусы» будут различными для страны-реципиента и для страны-донора.

К числу положительных последствий трудовой миграции для страны-импортера трудовых ресурсов относятся следующие аспекты:

1. Смягчение проблемы занятости благодаря ликвидации дефицита рабочей силы. Так, нехватка трудовых ресурсов заметно тормозит рост российской экономики в последние годы. Согласно данным Госкомстата в 2005 г. в промышленности не было заполнено каждое пятое рабочее место. Число вакансий в промышленности России возросло в 3-5 раз в течение 2007-2010 гг. По оценкам экспертов отечественной экономике в ближайшие 50 лет потребуется дополнительно от 35 до 70 млн иммигрантов .

2. Стимулирование дополнительной занятости, образование дополнительных рабочих мест и развитие инфраструктуры, вызванное спросом иностранных рабочих на товары и услуги .

3. Улучшение уровня и качества жизни населения и развитие сферы услуг, строительства и сельского хозяйства вследствие непритязательности трудовых мигрантов в выборе работ, малопривлекательных для местного населения .

4. Повышение качества местной рабочей силы, т.к. привлечение малообразованных, неквалифицированных трудящихся-мигрантов стимулирует местное население заниматься более интеллектуальным трудом, т.е. способствует их вертикальной мобильности .

5. Высококвалифицированные специалисты, получившие образование в других странах, приносят принимающим обществам «чистую прибыль», позволяя без предварительных затрат получить большую отдачу. Так, в США иностранное происхождение имеют 60 % авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30 % - по другим естественным наукам .

6. Рост производительности и эффективности труда, повышение конкурентоспособности выпускаемых страной товаров благодаря создаваемым более низкой ценой рабочей силы мигрантов предпосылкам для привлечения иностранных инвестиций и внедрения новых технологий, мультипликационному эффекту за счет роста производства и снижению издержек производства .

7. Решение демографической проблемы. С 2006 г. Россия теряет до миллиона человек трудоспособного населения в год. А с 2006 по 2015 г. людей, находящихся в трудоспособном возрасте, станет на 10 млн меньше. Поэтому привлечение мигрантов стало рассматриваться большинством специалистов как наиболее оптимальный путь восполнения трудовых ресурсов для будущего инновационного развития российской экономики. Доказательством правильности данной стратегии является опыт развитых экономик: в планах ЕС - привлечение до 2050 г. 40 млн мигрантов, США - до 100 млн .

8. Рост экономических показателей принимающей страны (совокупный спрос; увеличение доходной части бюджета за счет роста поступлений от налогов и сборов) .

По оценкам Национальной Академии Наук США иммиграция дает стране чистую прибыль в размере 10 млрд в год . А директор ФМС России К.О. Ромодановский считает, что вклад трудовых мигрантов в российский ВВП - не менее 50 млрд долл. .

9. Замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников .

10. Смягчение проблемы «старения нации», особенно в случае миграции семей .

11. Мигранты обогащают культуру принимающей страны новыми элементами, способствуя развитию толерантности среди местных жителей .

Однако страна-реципиент трудовых ресурсов неминуемо столкнется и с отрицательными последствиями трудовой миграции, главными из которых будут:

1. Демпинг на рынке труда и в сфере услуг, приводящий к снижению заработной платы местных работников. По результатам опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады в июле 2005 г., каждый пятый россиянин негативно относятся к притоку мигрантов именно потому, что «мигрантам меньше платят, и они сбивают оплату труда местного населения» .

2. Усиление конкуренции за рабочие места, осложнение ситуации на внутреннем рынке рабочей силы и маргинализация менее квалифицированных работников, вызванные тем, что мигранты занимают рабочие места, выполняя работу, в которой могло бы быть задействовано местное население .

По данным, приводимым Т. М. Безбородовой, «значительная часть рабочих мест, занятых сегодня мигрантами (от 50 % в Москве до 30 % в регионах)», стала исключительно мигрантской, т.е. «зарезервирована» за ними на долгие годы. Остальные рабочие места «отвоевываются» мигрантами в конкурентной борьбе с местным населением». Результаты репрезентативного обследования россиян показали, что 35 % респондентов негативно относятся к притоку мигрантов, так как последние занимают рабочие места, где могли бы работать местные жители .

3. Рост безработицы, вызванный массовым притоком мигрантов .

4. Мигранты оказывают сопровождаемое осложнением жилищных проблем давление на социальную инфраструктуру, а также увеличивают расходы на социальные, языковые, обучающие программы, являются причиной возникновения мигрантских гетто .

5. Снижение эффективности и производительности труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей силы проблем с внедрением трудосберегающих технологий .

6. Львиную долю сбережений мигранты отправляют на родину, что не способствует повышению их платежеспособного спроса в принимающем обществе и реинвестированию капитала в экономику страны-реципиента .

По данным ЦБ РФ в 2006 г. совокупный годовой заработок трудовых мигрантов в России составил 20 млрд долл., более 3 млрд долл. было вывезено из страны в виде денежных переводов, 10 млрд долл. - наличными. По оценкам С. В. Рязанцева, российская экономика недополучает примерно 4,5 млрд долл. налоговых отчислений вследствие недостаточной транспарентности денежных переводов трудовых мигрантов .

7. Стихийный приток трудовых мигрантов и отсутствие координации предложения с реальным спросом на рабочую силу приводят к неэффективному использованию потенциала мигрантов вследствие их концентрации не в отраслях и регионах, испытывающих нужду в дополнительной рабочей силе, а там, где можно рассчитывать на быстрый и не всегда легальный заработок. Так, миграционный поток из Киргизии направлен преимущественно в европейскую часть России, на юг, в крупные города, а не в сельскохозяйственные районы Зауралья, что не способствует развитию сельского хозяйства .

8. Массовые экономические (контрабанда, незаконные финансовые операции) и уголовные правонарушения .

9. Улучшение демографического положения стран-импортеров трудовых ресурсов за счет миграции не все исследователи рассматривают как положительный эффект. Источником прибыли, по мнению отдельных авторов, является не труд, а интеллект, труд - лишь средство реализации интеллекта. Следовательно, улучшение демографической ситуации в стране возможно только за счет привлечения «интеллектоносных» трудовых ресурсов .

10. Негативное отношение местного населения к мигрантам в целом .

11. Мигранты могут полностью отрицать культуру принимающей страны, пытаться навязать свою собственную, провоцируя тем самым межэтнические конфликты .

Как и страна-экспортер, страна-импортер трудовых ресурсов сталкивается и с отрицательными, и с положительными последствиями трудовой миграции. К последним относятся следующие аспекты:

1. Снижение уровня безработицы и неполной занятости в странах-донорах .

2. Создание рабочих мест, повышение уровня жизни населения и смягчение бедности благодаря инвестированию мигрантами и фирмами-посредниками денежных средств в народное хозяйство страны происхождения. Кроме того, денежные переводы усиливают позиции национальной валюты, сглаживают колебания внешнеторговой конъюнктуры, ускоряют темпы роста ВВП и ВНП, увеличивают золотовалютные ресурсы .

Масштабы финансовых переводов мигрантов неуклонно растут, достигнув в 2010 г. 325 млрд долл. Реальные объемы финансовых ресурсов, пересылаемых мигрантами на родину, по оценкам Мирового банка, приблизительно на 50 % превосходят официально регистрируемые переводы. Подобные переводы вносят существенный вклад в ВВП развивающихся стран. К примеру, в Ливане переводы трудовых мигрантов составили в 2010 г. 22 % от ВВП, в Молдавии - 23 %, в Таджикистане - 35 % .

3. Повышение квалификации трудовых мигрантов, работающих за границей, приобретение ими новых производственных и организационных навыков, приводящее к повышению эффективности и производительности труда в дальнейшем. Так, значительная часть населения Киргизии титульной национальности имеет низкий квалификационный уровень. Пребывание в стране с более передовыми технологиями, более высокими требованиями к производственным процессам, более высокими трудовыми стандартами, повышает общеобразовательный и культурный уровень мигрантов, они получают опыт и знания, которые пригодятся им на родине .

4. Трудоустройство мигрантов с низким уровнем образования; создание бизнеса в сфере услуг страны-реципиента .

5. Накопление стартового капитала для создания малых и средних предприятий после возвращения мигранта домой, что содействует формированию в стране-доноре среднего класса .

6. Возможность для мигрантов участвовать в так называемой «этнической экономике» принимающей страны, ориентированной на потребителей-земляков .

7. Возникновение совместных предприятий, увеличение товарооборота между страной-экспортером и страной-импортером трудовых ресурсов .

Однако нельзя не учитывать, что приведенные выше положительные моменты являются сугубо бухгалтерскими и не способствуют долгосрочному развитию трудовых ресурсов страны-экспортера. В силу рентности воспроизводства трудовых ресурсов в мире и неравновесности, при распределении заработанной прибыли, большая часть данных «плюсов» «уходит из производственного использования в частные карманы» .

Основными отрицательными последствиями трудовой миграции для страны-донора являются:

1. Снижение производственного потенциала страны и ухудшение качества кадрового обеспечения промышленности, строительства, транспорта и других отраслей экономики вследствие оттока высококвалифицированных специалистов и уменьшения численности экономически активного населения .

2. Обеднение интеллектуальной среды, эрозия и распад интеллектуального сообщества и дефицит профессиональной рабочей силы, требующие затрат на восполнение утраченного высококвалифицированного потенциала .

3. Усложнение этнополитической ситуации в стране-доноре, возникновение и обострение межэтнических, региональных и клановых противоречий. Так, в результате притока коренного населения из южных областей Киргизии в северные происходит дробление населения на местных и приезжих, приводящее к конфликтам на почве разделения сфер влияния различных кланов .

4. Утрата поликультурности и поликонфессиональности, обеднение культурных межэтнических взаимодействий, нарушение преемственности национальных традиций .

5. Ухудшение демографической ситуации в стане-доноре .

6. Чем больше живут мигранты за рубежом, тем меньше становятся их денежные переводы, связи с родиной постепенно ослабевают .

7. Рост инфляции в случае значительного веса внешних трансфертов .

Объединяет все многообразие последствий трудовой миграции, как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров трудовых ресурсов, малозаметный процесс сближения уровней заработков в странах происхождения мигрантов и в странах их временного пребывания. С одной стороны, в стране исхода разница в оплате труда ведет к сокращению трудоспособного населения. Избыток человеческого капитала уменьшается, а его цена повышается. Мигранты, узнавшие за рубежом цену своего труда, становятся менее сговорчивыми при заключении трудовых контрактов дома. И то и другое вынуждает нанимателей в странах происхождения мигрантов учитывать уровень оплаты их труда в странах преимущественной эмиграции. С другой стороны, приток дешевой рабочей силы в страны с высокой оплатой труда замедляет ее рост .

Подобная конвергенция стоимости труда наблюдалась давно: реальная заработная плата в Швеции в 1850-х годах составляла 24 % от уровня заработной платы в США, а к 1914 г. она повысилась до 58 % .

Итак, трудовая миграция является неотъемлемым атрибутом современного рынка труда, почувствовать влияние которого довелось и России, ставшей в XXI в. центром притяжения обширных миграционных потоков, в первую очередь, из стран СНГ и Китая. Въезд трудовых мигрантов в Россию может стать причиной снижения уровня оплаты местных работников и их «вытеснения» с рабочих мест; усилить давление на социальную инфраструктуру. Однако демографическая проблема и дефицит трудовых ресурсов не оставляют России выбора в решении вопроса о необходимости привлечения мигрантов в экономику. Немаловажно и то, что трудовая миграция позитивно повлияет на многие аспекты российской экономики, смягчая проблемы занятости и создавая дополнительные рабочие места, повышая производительность и эффективность труда. В свою очередь из-за оттока трудовых ресурсов страна-импортер столкнется с ухудшением демографической ситуации, дефицитом профессиональной рабочей силы и ростом инфляции. Однако снижение безработицы и инвестирование денежных средств в хозяйство страны-донора будут способствовать улучшению экономических показателей и формированию среднего класса. «Примирить» столь неоднозначные последствия трудовой миграции может, на наш взгляд, наблюдаемая в уровнях оплаты труда в странах-донорах и странах-реципиентах конвергенция. Подобное сближение уровней заработной платы сглаживает и гармонизирует «плюсы» и «минусы» трудовой миграции, постепенно выравнивая экономическое развитие стран.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Влияние миграции на систему социально-трудовых отношений), проект № 11-32-00305а2.

Рецензенты:

Барышева Г. А., д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск;

Нехода Е. В., д-р экон. наук, профессор кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.

Библиографическая ссылка

Раковская В. С., Соловьёва Н. Н., Туманова И. А. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАН-ДОНОРОВ И СТРАН-РЕЦИПИЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9443 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

У населения России вызывает тревогу состояние здоровья значительной части прибывающих мигрантов. По данным СМИ около 11% приезжих мигрантов страдает различными инфекционными заболеваниями, в том числе и имеющими крайне тяжёлые последствия.

Например, в связи с массовыми миграционными потоками в июле 2002 году в Москве впервые произошел случай массового заболевания малярией. При этом, по данным специалистов Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы, малярию к нам, в основном, везут граждане Азербайджана и Таджикистана. По сообщению главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко – около 2,7 тысяч трудовых мигрантов, прибывших в Россию в первой половине 2007 года больны ВИЧ и туберкулёзом, а более 4,5 тысячи имели инфекции, передающиеся половым путём.

За 7 месяцев 2007 года было выборочно обследовано около 90 тысяч иностранцев, при этом у них были выявлены следующие заболевания:

Из 88150 обследованных на ВИЧ вирус иммунодефицита – выявлен у 165 человек.

Из 88150 обследованных на сифилис – выявлен у 2158 человек.

Из 78913 обследованных на туберкулёз – выявлено у 387 человек.

Только за семь месяцев 2007 года у 7248 иностранцев обнаружили вирусный гепатит типа В, несвоевременное лечение которого приводит к инвалидности или смерти. В целом доля больных гепатитом среди мигрантов достигает 8%. Кроме того, в этом году в России завозили брюшной тиф их Дагестана, Таджикистана, Бангладеш и Индии.

При этом у представителей некоторых национальных групп количество заражённых некоторыми видами опасных болезней может значительно превышать средний уровень. Например, по результатам проверки московских рынков было выявлено, что 80%(!) торговцев-индусов ВИЧ инфицированы.

Эти данные неоднократно появляются как в СМИ, так и в научной и научно-популярной литературе (посвященным сферам миграции, межнациональным отношениям и. т. п.), что связанно как с существующей в России свободой слова, так и со стремлением предоставить населению наиболее «сенсационную» информацию. Естественно, что такого рода информация также оказывает крайне негативное влияние по отношению к приезжим. Однако значительная часть таких сведений является официальными фактами, которые не могут не вызывать тревоги у населения России.

…В связи с обилием приезжих существенно изменился конфессиональный и внешний вид населения России. С начала 90-х годов столицу России – Москву накрыла настоящая «кавказская волна». По сравнению с 1995 годом численность мигрантов из республик Закавказья выросла в 20 раз.

Например, армянская диаспора в Москве за последние 10 лет увеличилась с 40 тысяч до приблизительно 500 тысяч (то есть более чем в 10 раз), грузинская – с 25 до 70 тысяч. Численность национальных диаспор быстро растет и в самой России. Только за период 1993-1994 годов в Россию въехало около миллиона грузин, из которых 650 тысяч получили российские паспорта.

Изменения состава населения сегодня видны очень явно. Если к концу 80-х годов прошлого века численность этнических меньшинств не превышала в столице 10% от общего числа москвичей, то сегодня благодаря выходцам из южных республик СНГ ситуация резко изменилась. По некоторым данным, только «лиц кавказкой национальности» в Москве – около 30%. Социологи между тем бесстрастно сообщают, что мусульманские диаспоры теперь наряду с остальными москвичами и градообразующие (не менее 1% от общего числа жителей), и градоопределяющие (не менее 10% горожан).

По прогнозам ведущего научного сотрудника института общей генетики им. Вавилова, кандидата биологических наук Ольги Леонидовны Курбатовой – «В 2025 г. доля русских в Москве составит 73-75%. Резко возрастет процент выходцев с Кавказа и из Закавказья. Изменится соотношение представителей религиозных конфессий. Если в 1994 г. количество христиан и мусульман соотносилось как 37: 1, то в 2025 г. оно будет выглядеть как 5: 1 ».

Кроме того, по данным ученых за последнее десятилетие уровень генетического разнообразия населения Москвы стал «зашкаливать». Из-за возросшего числа межнациональных браков значительно увеличилось так называемое «брачное расстояние» – дистанция между местами рождения супругов. Сейчас этот показатель зачастую превышает 1200 км. Сами мигранты привносят в город не только свои обычаи и диалекты, но и гены. Столичным медикам надо быть готовыми к тому, что вскоре изменится спектр наследственных болезней.

Так, у жителей Закавказья и Средней Азии чаще, чем у представителей средней полосы России, встречаются наследственные заболевания крови, вызванные мутациями гена гемоглобина. В последнее время проводятся исследования некого гена устойчивости к СПИДу. Оказывается, у закавказских народов он встречается реже, чем у славян. Эти факторы, хоть и в незначительной мере, способны привести к накоплению так называемого «генетического груза» московской популяции. По словам О.Л. Курбатовой «Генетический груз -это аномальные гены, снижающие приспособленность популяции». Наука пока не может достоверно сказать, какую роль в накоплении генетического груза играют миграционные процессы. Их последствия мало изучены. Можно только сделать вывод, что московская популяция в настоящее время не соответствует критериям нормальности генетического процесса. Намечается модель «чёрной дыры»: Москва всасывает генетическое разнообразие близлежащих и удалённых популяций, при этом не воспроизводит его в поколениях (естественный прирост отрицательный) и к тому же порождает генетический груз.

Однако при прогнозировании генетических изменений российского населения необходимо учесть то, что значительная часть населения России уже сейчас крайне отрицательно относиться к самой идее смешанного межнационального брака.

…Надо отметить, что рост национализма и ксенофобии может быть вызван и самими настроениями этнического большинства, на которое в огромной мере оказывают воздействия этнические и связанные с ними демографические процессы, происходящие в России. Уже несколько десятилетий на территории России продолжается процесс снижения процентной доли (в общем составе населения) коренного населения принадлежащего к численно преобладающей славянской этнической группе. Одновременно происходит устойчивый рост этнических общностей, которые условно можно объединить под общим названием – «народов, исторически связанных с исламской традицией», или так называемых «исламских народов». И эти тенденции воспринимаются представителями этнического большинства весьма болезненно.

По расчетам Центра демографии и экологии человека А. Вишневского, численность (условно славянской) этнической общности с 1989 по 1999 г. в целом сократилась почти на 2 млн. человек. Удельный вес её в 1994-1999 годах уменьшился с 82,9 до 80,6%. Таким образом, за исключением короткого периода в начале 1990-х годов (после распада СССР, где доля русских составляла не более 52% населения), доля русских в составе населения Российской Федерации неуклонно сокращалась.

На фоне сокращения доли русских (и других славянских народов) в Российской Федерации особенно впечатляюще выглядит значительное увеличение доли других народов, не относящихся к славянской этнической группе. Эти народы можно условно объединить в одну группу под названием «народы, исторически связанные с исламом» или «исламские народы». В период с 1959 по 1999 годы доля этих народов возросла на 2/3, причём интенсивнее всего в последнее десятилетие 20-го века.

Изменение соотношения русских и «исламских народов» в составе населения России (1959-1999 годах) в %.

Русские 83,3 82,8 82,6 81,5 80,6

Исламские народы 6,1 7,0 7,3 8,1 9,0

Наиболее заметно изменение соотношения русских и других народов России при изучении их расселения по территории страны. Русские уже сегодня являются этническим меньшинством в подавляющем большинстве республик Северного Кавказа. Причём их отток из этих регионов начался ещё в 1970-х годах.

…Вооружённые конфликты в регионах, и особенно, чеченский вооружённый конфликт 1994-1996 годов, существенно ускорили эти процессы. В настоящее время в некоторых регионах северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария) русские, а шире – славянские этнические группы практически не существуют. Численность русского населения сокращается в некоторых республиках Сибири (наиболее сильно в Туве, Бурятии и Якутии), Поволжье (Чувашии, Башкирии, Татарстане). Если прогнозы дальнейшего уменьшения доли русских в Поволжье и Сибири действительно сбудутся, то уже в ближайшие годы русские станут этническим меньшинством почти на половине территории Российской Федерации.

Уменьшение численности этнического большинства. По словам известного учёного, доктора медицинских наук, профессора И.А. Гундарова – в России величина ежегодной депопуляции устойчиво сохраняется около 0,6-0,7% от общей численности населения. Следовательно, каждый год коренное население сокращается на 800-900 тысяч жителей. Такой темп означает, что через 80 лет страна потеряет 50% своего этнического состава. При этом, по мнению И.А. Гундарова данный период определяется как – «время полураспада нации». Естественно, что его величина различается в разных субъектах Российской Федерации. Однако существуют регионы, где угроза прямого вымирания коренного населения происходит наиболее быстрыми темпами. К ним относятся северо-западные территории, откуда берёт истоки российская государственность: Новгородская, Псковская, Тверская, Ленинградская области. Здесь уровень депопуляции достигает 1-1,3%, а время полураспада нации уменьшается до 35-50 лет.

Эти настроения в значительной степени усилены ситуацией, сложившейся в стране. За последние 10 лет произошло весьма сильное усовершенствование и развитие системы информационных технологий, способных к быстрой передаче какой-либо информации значительной группе населения – интернет, копировальная и множительная техника.

Одновременно с этим произошло и существенное снижение влияния государства на распространение и особенности подготовки такого рода информации. Таким образом, негативная информация об этнических и демографических процессах, происходящих в России доступна весьма широкой группе населения.

Причём способы подачи этой информации весьма разнообразны – от сенсационной подачи материала в многотиражной «бульварной», «жёлтой» прессе, до проведения конференций, телевизионных передач и серьёзных научных исследований. Например, в 2004 году был выпущен сборник научных статей под названием «Почему вымирают русские» с участием таких авторитетных российских учёных как академик РАО И.В. Бестужев – Лада, профессоров Л.Л. Рыбаковского, А.И. Антонова, И.А. Гундарова.

Или научных статей В.А. Башлачёва. В этот же период осуществлялись и публиковались исследования ряда иных известных учёных и общественных деятелей, исследующих данное явление.

Из их работ можно сделать вывод о том, что когда этническое большинство ощущает угрозу утраты своего статуса или реально теряет его на некоторых территориях – это обычно значительно усиливает позиции этнического национализма. Можно отметить, что в начале прошлого века наиболее воинственное направление русского национализма (организации «Чёрной Сотни») зарождались именно на тех территориях Российской империи, где русское население было в меньшинстве и проигрывало в приросте местному (в Молдавии и на Украине). Именно там была впервые сформирована и опробована на массах наиболее радикальная трактовка лозунга «Россия – для русских». Именно там происходили многочисленные случаи противоправных действий, совершаемых по мотивам национальной и религиозной розни – погромы, межнациональные столкновения.

В связи с этим можно провести прямую аналогию с нынешнем временем на основе анализа ситуации, сложившейся в Южном Федеральном округе России. Именно в этом регионе процессы изменения соотношения между этническим большинством и этническими меньшинствами проявляются в особенно заметной форме. На фоне продолжающегося сокращения этнического большинства (славянской этнической группы) продолжается процесс резкого увеличения численности этнических меньшинств частично в связи с ростом рождаемости, частично – в результате слабого регулирования миграционных потоков, в том числе из ряда зарубежных государств.

По словам губернатора Кубани Александра Ткачева – «По статистике, мы занимаем одно из первых мест в России по числу нелегальных мигрантов. И по числу «просто» мигрантов, кстати, тоже каждый пятый житель края сегодня – мигрант. Мало того, каждый год десятки тысяч человек получают регистрацию в крае. Но именно незаконная миграция создает множество проблем, дестабилизирует ситуацию. Растет криминал, незаконные мигранты отжимают местное население от выгодных сфер бизнеса, их дети даже не желают учить русский язык в школах».

Именно в этих регионах охотнее всего воспринимается националистическая пропаганда, представляющая демографические сдвиги (наряду с распадом СССР, федерализацией и экономическими реформами), как прямой результат сознательных мер по «геноциду русского народа» или по «геноциду славян». Именно в этих регионах с 1991 года до настоящего времени наблюдается существенный поступательный рост этнонационализма, мигрантофобии, религиозного экстремизма, шовинизма и отчасти расизма.

Такие настроения среди населения региона приводят к тому, что численность региональных националистических организаций военизированного толка часто превышает численность центральных организаций. Например, ставропольское отделение РНЕ (до периода раскола) насчитывало около 5000 человек, и по своим действиям было значительно активнее московской организации. А количество шовинистически настроенного казачества в южных регионах России составляет не менее нескольких десятков тысяч человек.

…Ещё одним существенным фактором роста национального сознания населения (в том числе и в его негативных формах) можно считать распад СССР, произошедший в начале 90-х годов. В результате этого распада на территории бывшего СССР образовался ряд суверенных государств. Что существенно повлияло на ситуацию, связанную с межнациональными отношениями народонаселения России.

Ещё в 1991 году русские, проживающие на территории СССР, осознавали себя хозяевами всего государственного образования. По своей национально-государственной идентификации они значительно отличались от подавляющего большинства так называемых «титульных народов» (то есть народов давших название одной из республик) бывшего СССР. Представители многочисленных «титульных» национальностей – узбеки, грузины, эстонцы и представители иных народов и этносов обычно считали своей родиной одноимённую республику. Однако подавляющее большинство русских (почти 80%), проживающих как в России, так и в союзных республиках называли своей родиной весь Советский Союз.

Особенно сильно эти действия сказались на наиболее крупных славянских народностях, входящих в состав этнического большинства – русских, украинцах и белорусах. В период существования советского строя национальное самосознание народностей, входящих в славянскую этническую группу, понизилось до предельно низкого уровня.

Первые социологические исследования этнического сознания русского населения были проведены ещё в период 1970-1980-х годов в разных республиках СССР. При этом межнациональные установки русской этнической общности того временного периода можно охарактеризовать как этнический нигилизм, безразличие. В 1970-х годах более 90% опрошенных русских не придавали значения тому, с представителями каких национальностей они вместе работают. Эти межэтнические установки почти в равной мере проявлялись как в городах центральной России, так и в других национальных республиках.

При этом даже в особо чувствительной к этническим различиям сфере брачных отношений русские демонстрировали наибольшую толерантность в сравнении с другими народами страны, особенно представителями народов Средней Азии и Кавказа. Представители этих народностей крайне редко проявляли готовность к вступлению в межнациональные браки – особенно женщины. Так, в Тбилиси и в Ташкенте не более 10-15% представителей титульных национальностей заявляли о своей терпимости к межнациональным бракам, тогда как среди русских таких было более 50%.

Однако в последние годы существования СССР в стране нарастало межнациональное напряжение. Эффективность этнонациональной политики, проводившейся в СССР, резко понизилась уже на рубеже 70-х 80-х годов в результате ряда негативных тенденции в самой советской социально-политической и идеологической системе. В результате, хотя последняя советская Конституция и констатировала создание новой исторической общности «советского народа», ситуация в области межнациональных отношений резко ухудшилась: начался рост национализма, местничества, клановости и связанной с ним коррупции.

В 1989 году, судя по данным ВЦИОМ, признаки открытой ксенофобии обнаруживали примерно 20% населения СССР, а её агрессивных форм, ещё меньшее количество населения – около 6-12%, в зависимости от региона. Однако уже в 1990 году социологические показатели острой этнической антипатии выросли до 35-40%, а в зонах этнических конфликтов охватывали практически всё население.

После того как СССР как целостное государственное образование распался, в ряде «независимых и суверенных государств» остались огромные, (в ряде государств – миллионные) этнические славянские диаспоры. И почти сразу, после того как славянское русскоязычное население лишается планомерной и активной поддержки со стороны метрополии в виде Российской Федерации, ему приходится очень плохо. В ряде среднеазиатских и кавказских республик распад СССР оборачивается вспышками национального шовинизма, в том числе и актами насилия, подчас переходящими в акты спонтанного насилия по отношению к угнетателям «не титульной национальности».

Например «семья Алферьевых бежала из Тбилиси в спешке. Всё бросили. Лишь бы спасти детей. Русским в те дни апреля 1990 г. было здесь жить опасно. Людей избивали только за то, что их лица были славянского типа».

По данным из различных источников с 1989 по 1999 г. численность русских в Казахстане с 6 миллионов сократилась до 4,4 миллиона, из Узбекистана за десять лет на историческую родину выехали свыше 300 тысяч, Киргизию покинули полмиллиона человек. Специалисты в области межнациональных отношений утверждают, что реальные цифры значительно превышают официальную статистику.

После распада СССР численность русского населения, а точнее – русскоязычных и европейских по менталитету диаспор (русские, украинцы, немцы, прибалты) в странах Закавказья и Центральной Азии существенно уменьшилась. Это сокращение произошло, главным образом, за счёт миграции членов данных диаспор в Россию (в меньшей мере – в иные страны: Европу, Канаду и. т. д.). За семь лет (1989-1995 г.) в результате миграции население России увеличилось почти на 3,7 млн. человек. Наибольший отток происходил из государств Закавказья и Центральной Азии: на пять русских, выезжавших оттуда, приходился лишь один въезжавший.

Отмеченную тенденцию обычно трактуют именно как последствие политики дискриминации и изгнания, своеобразного «выдавливания» русских из новых независимых государств.

При этом до представителей «не коренного» населения постоянно доводится информация о том, что они являются чужими в том государстве, на территории которого они находятся. При этом в качестве определяющей границы «свой – чужой» часто указываются не только культурные или языковые, но и антропологические отличия. Тем самым данные меры в отношении дискриминируемого меньшинства заставляют в той или иной мере обратить внимание на свои культурные, языковые, а зачастую именно на национальные или расовые отличия.

Однако, по словам академика РАН, директора института мировой экономики и международных отношений Нодари Симония – «Все эти разговоры, что Россия кому-то что-то навязывает, – абсурд. В Тбилиси русские (если не считать семью второго секретаря Компартии Грузии) в основном всегда жили хуже, чем большинство грузин.

Такая же ситуация складывалась и в других республиках. Везде и всегда русские были на положении старшего брата, который все отдает младшим, сам оставаясь нищим. Власть России, ее влияние на национальных окраинах были резко преувеличенны людьми националистического толка».

Тем не менее при реализации этих негативных мер (направленных на представителей «не титульного» населения) , представители этих групп начинают осознавать наличие трудностей в возможности социального, профессионального и экономического роста. В связи с этим, у представителей «не коренного» населения формируется негативная идентичность, основанная на принадлежности к дискриминируемой группе населения. В отличие от поведения «народных масс» действия властей всё же носят более-менее продуманный характер и направлены на создание у «чужаков» дискомфортного состояния, ощущения людей «второго сорта». При этом политика властей обычно в той или иной мере направлена на уменьшение количества «национальных меньшинств» путём их ускоренной ассимиляции или изгнания.

Необходимо учитывать тот фактор, что длительное время в Россию приезжали и продолжают приезжать до настоящего времени, относительно молодые и трудоспособные переселенцы. Степень социальной активности (в работе, учёбе, политической и общественной жизни) представителей таких групп достаточно высока.

Естественно, что приезжающее в Россию население не скрывает от соотечественников всего того, что им пришлось пережить. При этом люди могут испытывать различные негативные чувства в отношении жителей тех стран, по вине которых они были вынуждены оказаться на территории России в положении, как бесправных беженцев, так и людей «второго сорта», вынужденных осваивать новое место проживания.

И очень часто такого рода информация приводит ко вполне понятной неприязни к представителям целого ряда республик бывшего СССР. С помощью переселенцев формируется вполне определённое психологическое отношение к жителям бывших «братских республик», которые начинают восприниматься в качестве лиц, представляющих потенциальную опасность для этнического большинства.

… Зато нынешняя молодёжь демонстрирует, даже больший уровень этнофобий, чем представители самой пожилой из представленных в таблице групп. Это нельзя объяснить только большей возбудимостью молодёжи, поскольку такая, вполне естественная, особенность возрастной психологии проявлялась и раньше. Однако в начале 1990-х годов она обусловливала наибольший уровень этнической толерантности, а ныне – наибольшие этнические фобии и страхи.

В 2004 году по данным аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр) 66,5% респондентов в возрасте до 19 лет с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом относятся к цыганам, 64,1% – к чеченцам, 48,9% – к азербайджанцам, 19,5% – к евреям.

Кроме того, рост этнофобии молодёжи сопровождается существенным ростом неприязни по национальному признаку и увеличением возможности участия в этноконфликтах на стороне своей национальной группы.

Возможное участие в этнокофликте на стороне своей национальной группы (учащиеся школ): 1998 г. – от 60 до 83%, 2001-2002 г, – от 73 до 89%, 2004-2005 г. от 66 до 91 %».

В заключение хочу отметить, пора научиться различать права меньшинств и их желание устроить свою жизнь за счет уменьшения благосостояния русского населения.

И специально для «правозащитников» информирую, что данный материал взят из книги, прошедшей экспертизу на «экстремизм».

В частности для экспертизы использовались Методические рекомендации «Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной расовой или религиозной вражды» НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации (№ 27-19-19 от 29 июня 1999 г ).

Эта книга информирует и очень подробно и аргументировано еще об одном явлении, порожденном миграцией – движении скинхедов. Название книги «БРИТОГОЛОВЫЕ. Все о скинхедах. Эксклюзивные материалы». Автор С. Беликов. Лично я очень благодарен автору за его действительно эксклюзивный материал. Ведь вопросы влияния миграции на нашу молодежь практически никто так системно не освещал. А ведь молодежь – это наше будущее.

Похожие публикации