Отличие прав от свобод. Разница между правами и свободой
Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, ко- торые могут лишить человека возможности делать то, что он хо- тел бы делать.
Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого.
И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе - есть свобода его действий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.
В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, заниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.
Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельности, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается. В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.
26. Принципы правового статуса личности.
Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными).
Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.
Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими.
Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека.
Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее. Если правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности.
Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:
Они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;
Для них характерна высокая степень обобщения и распространения;
В основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве Российской Федерации;
Они обеспечиваются повышенной правовой охраной.
27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
гражданина РФ.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, а другие - в текущем законодательстве, не произвольны. Можно выделить следующие факторы, от которых зависит выбор той или иной формы.
1. Значимость данного конституционного права и свобод для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения его чести и достоинства, присущих свободной человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.
Для государства, общества значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает претворение в жизнь объявленных сущностных свойств государства как демократического и правового. Само существование государства объективируется совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без существования права на свободный труд, на свободу предпринимательства не могла существовать экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
2. Изначальный или произвольный характер принадлежности человеку данного права и свободы.
Ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и закрепляются конституционно. 1224
3. Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:
а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод;
б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (неосновные права и свободы) связаны с обладанием лицом различными
статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой
площади, покупателей и т. п.;
в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их
всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;
г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации;
д) основные права и свободы гражданина Российской Федерации не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса;
е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;
ж) характерной чертой основных прав и свобод представляется особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции.
Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его необъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические. Именно такая последовательность в классификации прав и свобод человека и гражданина присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.
В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.
" |
Права человека -
Права гражданина,
граждан и правам трудящихся.
обязанности человека обязанности гражданина позитивные моральные
7. Конституционное формулирование прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах, понятия привилегии и дискриминации, включая “позитивную дискриминацию”
Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режимов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.
Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители «третьего сословия», революционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.
К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.
Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.
В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избирательных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья закреплялись только за трудящимися).
Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китайской конституции).
Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.
Право на охрану здоровья
Реальное осуществление этого права разительно отличается, в частности, в зависимости от системы здравоохранения.
В странах с государственной медициной (социалистические страны, Великобритания, Дания, Италия) расходы на лечение оплачивает государство из бюджета. Число этих стран невелико.
В странах со страховой медициной (Германия, Франция, Польша) создается общегосударственный фонд здравоохранения. Средства в него вносят: государство из бюджета (70-80% фонда), работодатели и работники (медицинская страховка в Германии – 6,5% от заработка).
В странах с либеральной системой медицины (США и др.) пациент сам оплачивает медицинские услуги и лекарства. В то же время в этих странах есть муниципальные лечебные учреждения для малоимущих.
Конституции ряда стран принятые во второй половине ХХ века содержат нормы о праве работников на участие в управлении предприятиями . Согласно этим нормам действуют рабочие, производственные, иные советы, члены которых частично избираются работниками, другая часть назначается работодателями. Создаются они для решения социальных вопросов и не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность.
В развитых странах обязательным и бесплатным является девяти и одиннадцатилетнее образование;
В постсоциалистических странах – как правило, восьми-девятилетнее.
В развивающихся – обязательным и бесплатным является только начальное образование.
Свобода образования – означает право получать образование на усмотрение лица: в государственном, муниципальном, частных, церковных школах.
Высшее образование согласно конституции и законодательству об образовании может быть государственным и частным. В некоторых странах существует бесплатное высшее образование. Государственное высшее образование осуществляется и за плату.
Законодательство многих стран запрещает при обучении внушать насилие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы.
Конституции социалистических стран, как правило, устанавливают, что обучение должно осуществляться на основе марксистско-ленинской идеологии и соответствовать целям коммунистического воспитания.
Право на социальное обеспечение содержится в конституциях многих стран и предполагает пенсионное обеспечение по возрасту и стажу работы и социальные пенсии для инвалидов.
Трудовые пенсии выплачиваются государством при достижении возраста у мужчин 60-65 лет, у женщин 55-60 лет и наличии трудового стажа 25-30 лет у мужчин и 20-25 лет у женщин. В отдельных странах эти критерии могут быть и выше.
Для выплаты пенсий в государстве создается пенсионный фонд, состоящий из средств государственного бюджета, отчислений работодателей и самих работников. Кроме государственных пенсий, некоторым категориям работников выплачиваются муниципальные пенсии или доплаты к государственным пенсиям.
Законодательство отдельных стран содержит норму, согласно которой разрыв между минимальной и максимальной пенсией не должен быть более чем 2 раза (Швейцария).