Понятие коммуникативной компетентности личности и характеристика её структуры и основных компонентов. Эволюция становления терминов коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность

сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению проблемы содержания и развития коммуникативной компетентности субъектов социального взаимодействия. Психологи бихевиористического направления связывают К. к. с расширением тезауруса поведенческих паттернов, обеспечивающих успешность в О., с освоением разл. способов и средств управления ситуацией О. и способностью формировать гибкие модели поведения в конкретных ситуациях. Когнитивная психология подчеркивает зависимость К. к. поведения от сложности когнитивной сферы субъекта, знаний в области психологии людей, собственно К. к., а также социального мышления, социального восприятия и социального воображения. В гуманистической психологии, провозглашающей в кач. главной ценности эксклюзивное в человеке, и подчеркивающей фасилитативный характер интеракций, К. к. связывается с ценностным, творческим, субъектным потенциалом участников и их способностью поддерживать открытые, развивающие межличностные отношения, обеспечивающие возможность личностного роста. Психология новой волны, ориентированная на развитие психол. потенциала человека за счет применения разнообразных глубинных психол. практик, рассматривает О. как пространство презентации и апробации субъективных моделей управления собственной активностью и активностью партнера. Здесь К. к. связывается прежде всего с развитием способности субъективного контроля, формированием позитивного образа мира, установок на успех и преуспевание, с умением конструировать позитивную реальность взаимодействия. В кач. залога К. к. рассматривается оптимизация внутр. психич. среды индивида. Компетентные отношения в О. подразумевают, что их участники в достаточной мере удовлетворены совместно опр. содержанием, мерой и формой контроля и аффилиации, а также способны и психологически готовы работать над их изменением или конструктивным прерыванием контакта. Cелман (Selman) предложил свою модель К. к. с учетом когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов. С т. зр. др. психологов наличие разнообразных коммуникативных умений и навыков расширяет возможности субъекта вступать в компетентные отношения, но не гарантирует таковые. К. к. связана не столько с высоким уровнем «коммуникативного мастерства» и блестящими результатами, сколько со способностью поддерживать отношения на желательном для субъекта уровне определенности. К. к. может рассматриваться как способность конструировать и творчески преобразовывать как ситуацию О., так и собственную внутр. и внеш. активность, направленные на позитивное экспериментирование в интерактивном пространстве. В отеч. психологии разработка проблемы К. к. в осн. велась в рамках исследований успешности совместной деятельности и эффективности социально-психол. тренинга. Л. А. Петровская рассматривала компетентность как атрибут О. в субъект-субъектной парадигме, включающий опр. уровень развития коммуникативных, социально-перцептивных и интегративных умений. В формировании К. к. поведения участвуют прежде всего смыслы, личностные ценности, глубинные побуждения, социогенные потребности и резервы знаний, умений и навыков. К. к. определяется: а) как сложная личностная характеристика, как совокупность способностей, умений, психол. знаний и коммуникативных личностных качеств, к-рая проявляется в разл. ситуациях О.; б) как система внутр. ресурсов личности, обеспечивающих построение эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного взаимодействия, предполагающая ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения (Ю. Н. Емельянов, В. И. Жуков, В. А. Лабунская, Л. А. Петровская). К. к. связана с семантизацией своего поведения для других в интерперсональном опыте жизни, обеспечивает субъекту чувство удовлетворенности собой как субъектом социального партнерства. В конечном счете, высокий уровень коммуникативной компетентности обеспечивает успешность в социуме и соответственно повышает самоуважение человека, напротив, низкая коммуникативная компетентность коррелирует с повышенной стрессоуязвимостью, фрустрированностью и тревожностью (М. Ю. Кондратьев, Г. А. Ковалев). Содержательно К. к. может быть представлена как интегративная характеристика человека, определяющая его потенциал как успешного субъекта социального взаимодействия. К. к. включает мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий компоненты. Мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности О. и цели. К когнитивному компоненту относятся социальное восприятие, воображение и мышление; социально-перцептивные гештальты, когнитивный стиль и индивидуальный уровень когнитивной сложности, а также рефлексивные, оценочные и аналитические способности. В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей (почерпнутые из художественной литературы, искусства, истории, бытийного опыта) и специальные психол. знания. В кач. личностной составляющей выступают смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности. На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения. К. к. операционализируется в успешных конструктивных актах межличностного взаимодействия; чувстве собственной компетентности; умении гибко и адекватно динамично трансформировать ситуацию О., собственную коммуникативную активность и поведение партнера. Одним из проявлений К. к. выступает ориентация на поддержку Я партнера по взаимодействию, его позитивного самоотношения. Лит.: Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Л., 1991; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989 ; Реан А. А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005; Witkin H. A. Personality through perception. N. Y., 1954. Т. Н. Щербакова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что понимается под коммуникативной компетентностью?

Прежде всего - это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы.

  1. Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.
  2. Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения (свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ ).

Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.

Понятие коммуникативной компетентности предполагает, что человек осознает:

  • собственные потребности и ценностные ориентации;
  • свои перцептивные умения, то есть способность воспринимать окружающее без субъективных искажений;
  • готовность воспринимать новое во внешней среде;
  • свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур;
  • свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.

Составляющие коммуникативной компетентности личности:

  • знание норм и правил общения,
  • высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию,
  • понимание невербального языка общения,
  • умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик,
  • умение убеждать собеседника,
  • способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера,
  • выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки,
  • способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

Коммуникативная компетентность включает общение с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.

Современное общество требует способности грамотно принимать и обрабатывать информацию, а также создавать и оценивать ее, учитывать обратную связь с получателем информации. Все эти умения могут быть реализованы, если обучающиеся овладеют владеют всеми видами речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением и письмом.

Главная черта, характеризующая сущность коммуникативной компетентности – это способность и готовность вступать в различного рода (вербальные, невербальные, письменные, устные) коммуникации с целью решения задач общения (поиска, передачи информации, быть понятым, понимать и т.п.). Это проявляется в стремлении вступать в диалог, обращаться к другому с вопросами, суждениями, высказываниями, в умении представления себя, заполнения анкет, ведения диалога (письменного и устного), дискуссии, способности задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на заданный вопрос, находить вербальные и невербальные средства формирования и формулирования мысли и т.д.

К целям и задачам в области формирования коммуникативных компетентностей у моих учащихся можно отнести:

  • учить умению логично и связно построить речевое высказывание;
  • учить умению выражаться по сути обсуждаемого вопроса;
  • расширять кругозор, пополнять словарный запас;
  • учить умению выражать мысль своими словами;
  • учить умению слушать своих одноклассников, считаться с мнением других людей;
  • учить умению работать в группе;
  • воспитывать толерантность;
  • учить умению представлять результаты своего труда разными способами, применять на практике умения, навыки, способы деятельности.

Формы речевой коммуникации:

Монологические формы

речевой коммуникации

Диалогические формы

речевой коммуникации

Выступление с подготовленной заранее речью

Беседа учителя и ученика

Выступление с неподготовленной речью

Беседа в парах

Рассказ

Беседа в группах

Пересказ

Дискуссия

Сообщение

Дебаты

Доклад

Переговоры

Умение задавать вопросы

Ответы на вопросы

Умение отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументация

Театрализация

Ассоциация

Блиц - турнир

Критика

Учебный ринг

Доказательство и опровержение

Открытый микрофон

Защита своего мнения

Защита проекта

Коммуникативные компетентности формирую:

  • через обучение содержанию предмета;
  • через развитие прикладных исследовательских умений;
  • через развитие социально-коммуникативных умений;
  • посредством личностно ориентированного подхода;
  • через коррекцию речевых дефектов.

Это может быть выражено в следующей таблице:

Прикладной аспект учебной коммуникации

Исследовательский аспект учебной коммуникации

Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации

Личностно-ориентированный (коррекционный) аспект учебной коммуникации

1. Прикладные знания по предмету (факты, знания, понятия и их определения, даты и т. д.).

2. Понимание учебного материала (причинно-следственные связи, терминология).

3. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.

4. Оценка изучаемого материала (темы, основные положения, тезисы).

1. Умение не только отвечать на вопрос, но и ставить его. Видеть, формулировать проблему.

2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности. 3.Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.

4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой.

5. Качество оформления изучаемого материала.

6. Умение представлять изучаемый материал.

1. Развитие умения слушать.

2. Развитие умения участвовать в беседе.

3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.

4. Развитие умения дискутировать и презентовать вопрос, тему, проблему.

5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения.

1. Формирование навыков общения.

2. Коррекция психоречевых дефектов.

3. Преодоление неуверенности и неверия в собственные силы.

4. Формирование учебной мотивации.

5. Формирование вовлеченности в общее дело. Умение работать в группе.

6. Формирование доверия к другим и к себе.

7. Развитие творчества.

8. Повышение интереса.

9. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям.


Вопрос № 92 . Понятие коммуникативной компетентности. Способы повышения коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность (по Петровской) – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личного взаимодейтсвия.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав включается совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1.давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок (уровень отношения людей (т.е. партнеров) к общению в целом). Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения; включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений; эмоциональных оценок форм общения. Обобщенные эмоциональные реакции типа "интересно - неинтересно", "удовлетворен - не удовлетворен" характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.

2. социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3.осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Особое значение имеет для выполнения управленческих функций.

В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, тон, верную пристройку к партнеру в ситуации делового общения. Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. Он социален с одной стороны и включает интериоризированные нормы и ценности культуры. С другой стороны, индивидуален поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических особенностях, связанных с общением в жизни личности.

В общении особую роль играет овладение социальными ролями организатора и участника общения. Здесь важен опыт восприятия искусства, так как искусство воспроизводит разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности - система знаний, историй и культуры человеческого общения, предполагает интеграцию всех источников коммуникативной компетентности.

Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности личность вступает в общение, имея определенный уровень самосознания и самоуважения. Личность становится персонифицированным субъектом общения - не только искусство адаптации к ситуации, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать коммуникативную индивидуальную дистанцию. Анализ составляющих компонентов коммуникативной компетентности рассматривается на трех уровнях: - соционормативный; - сигнификационный (система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении); - акциональный.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

а) коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации и условий будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении);

б) коммуникативно-прогностическую (оценка положительных и отрицательных сторон предстоящего общения);

в) коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);

г) коммуникативно-организационную (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т.д.);

д) коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются :

1) соционормативный опыт народной культуры;

2) знание языков общения, используемых народной культурой;

3) опыт межличностного общения в непраздничной сфере;

4) опыт восприятия искусства.

Соционормативный опыт - это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знание норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс - источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность "выключается" из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

Владение соционормативной культурой общения предполагает и овладение личностью сигнификационной культурой общества. Сигнификация - это система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении. Согласно А.Ф. Лосеву, символ есть сигнификация (обозначение) действительности. Как своеобразный знак символ используется в разных качествах: и как способ организации действий, и как способ выражения отношения к партнеру общения, и, конечно, как средство организации текста сообщений, которыми обмениваются участники общения.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основой ее формирования является опыт общения с одной стороны, он социален (т.к. включает интериоризированные нормы и ценности культуры), с другой, индивидуален (т.к. основан на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности).

Понятие социально-психологического тренинга

Психологический тренинг - это особая форма групповой работы, со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути он представля­ет форму обучения, приобретения новых навыков, освоения иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, делания.

СПТ - форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать навыки построения продуктивных социальных межличностных отношений, анализа социально-психологических ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, а также развивать в себе способности познания себя и других в процессе общения.

Начало работы

Эффективная работа СПТ-группы предполагает некоторый уровень личностной проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути дела, человек должен видеть мир свободно, как новую возможность, а не как отражение своей проблемы. Очень трудно вести работу по овладению социально-психологическими навыками, когда участники начинают становиться в позицию клиента и, по сути, запрашивать психотерапевтической помощи ведущего и группы даже на разминочных, проходных упражнениях; когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что, по сути, видят не их, а отражение в их поведении своих личных, неотреагированных переживаний. Это важно помнить на этапе планирования работы, отбора участников. Самое лучшее - предварять работу СПТ-группы специальной клиентской группой, позволяющей участникам в той или иной форме проработать свои актуальные личностные проблемы. Такую группу можно заменить серией индивидуальных встреч с будущими участниками. Групповая работа, несомненно, предпочтительнее, так как дает человеку первичный опыт общения, построения отношений, взаимопонимания.

1. Принцип добровольности

Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, это значит, что не может быть СПТ, стоящего в сетке учебных занятий подростков или являющегося обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, отработки навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии.

Но нельзя принуждать человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно и может быть опасно для его психического здоровья.

Люди, откликнувшиеся на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию для того, чтобы принять решение осознанно. Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о смысле и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Человек должен определить, нужно ли это ему? Готов ли он сейчас к этому?

2. Время и частота проведения

Оптимальный объем СПТ в академических часах - от 24 до 40. Оптимальная продолжительность рабочего дня - от 8 до 10 академических часов (6 - в самом крайнем случае). Понятно, что это может быть реализовано только тогда, когда занятия проходят в специально отведенные для этого дни, больше ничем для участников не занятые: каникулы, выходные, в дни, освобожденные от другой работы. Чтобы тренинг был эффективным, только в такие дни и стоит проводить тренинговые занятия, а не совмещать их с уроками или рабочими делами, тем более что занятие, длящееся менее 4 часов, вообще не имеет к тренингу никакого отношения. Активное обучение предпо­лагает погружение в тренинговую реальность, проживание полноценного опыта.

Вышесказанное не означает, что нельзя проводить небольшие практические семинары, занятия с элементами групповой работы, коротенькими играми, упражнениями.

Как часто следует встречаться группе? Если занятия короткие - 4-5 часов, то желательно каждый день или несколько раз в неделю. Если занятия длинные, 9-часовые, можно встречаться раз в неделю, хотя первые два занятия желательно провести подряд. Дело в том, что если тренер отпускает группу на неделю, он обязан «закрыть» участников тренинга, отпустить их с общим позитивным чувством, чтобы они могли нормально работать и жить, вспоминая о тренинге только по желанию, а не из-за нерешенной там проблемы.

3. Тренинговая программа

Тренинг - это не только упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника, но прежде всего это определенная концепция человеческих отношений, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

Итак, первый шаг - осознание участниками тренинга того взгляда на мир человеческих отношений, который тренер желает осуществить в своей работе. Второй шаг - выбор общей логики тренингового процесса. Предлагаемая схема основана на очень простой логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта. В соответствии с ними и строится работа СПТ-группы.

Психологический тренинг (по Петровской) - это средство воздействия, направленное на расширение знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Предполагается обучение знаниям, умениям, навыкам в совершенствовании межличностных отношений. Сформированность таких навыков поможет участникам группы повысить собственную компетентность в отношении мотивов социального поведения, позволит улучшить понимание других людей, осмыслить помехи общения и опробировать способы преодоления этих помех. Особенность этой формы обучения в том, что обучаю­щийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чув­ствования, делания. Участие в тренинге может быть только добровольным.

Форма проведения - дискуссионные группы, где предметом обсуждения являются реальные отношения участников. Происходит анализ собственной динамики, решаются частные задачи, такие как установление валидной коммуникации, т.е. участники группы должны свободно и точно информировать о своих чувствах, адекватно воспринимать свое место в системе внутригрупповых отношений. Решается еще одна задача-налаживается обратная связь, обязательно должен быть климат психологической безопасности, участники должны использовать не свои обычные модели поведения, а те, которые ими не используются в реальной жизни.

Т-группа-это группа, имеющая ограничения по количеству участников (от 7 до 15 чел). Желательно, чтобы это были не знакомые между собой люди. Сроки проведения от 2-ух дней до 2 месяцев. Обязательная позиция – это позиция тренера. По своим функциям тренер обязан:

1. Обеспечить в группе атмосферу доверия и открытости;

2. Демонстрация участникам группы модели желаемого поведения предполагает терпимость, открытость и поддержку искренности у других, принцип «здесь и теперь»-не только невозможность обсуждения вне группы того, что здесь происходит, но обсуждаются только те события, которые имеют место быть в настоящем.

Цель Т-групп- это совершенствование социально-психологической компетентности участников.

Принципы работы тренинговой группы

1. Принцип активности- в тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия, это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений или наблюдение за другими по специальной схеме. Этот принцип является ключевым в СПТ. Поэтому тренинг относят к интерактивным формам обучения.

2. Принцип исследовательской позиции-участники в ходе тренинга открывают для себя какие-то закономерности, которые уже известны в психологии, и что особенно важно-открывают свои личностные особенности, они иссделуют, им не дают психологическую закономерность в готовом виду, у них есть возможность самостоятельно это прочувствовать, пропустить через себя, открывая свои личностные особенности;

3. Принцип объективации поведения- принцип осознания. Универсальное средство объективации-обратная связь. В качестве обратной связи используются не только высказывания других участников, но и технические средства (виде и аудиозаписи).

4. Принцип партнерского общения- такое общение, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, а так же их чувства, эмлоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия и откровенности.

Тренинговая программа строится на логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта.

Коммуникативные компетенции делового человека.

БЛОК 1. КОММУНИКАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Понятие и структура коммуникативной компетентности.

Ключевые понятия: коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные умения, коммуникативная личность, коммуникативные барьеры.

Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации. Компетентный – надлежащий, знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-то области.

– умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и речевому действию и включает:

– знание речевых норм, функционального использования языка;

– речевые умения и навыки;

– собственно-коммуникативные умения: выбор языковой нормы, сообразно ситуации; навыки речевого общения с учётом того, с кем, когда и с какой целью мы говорим.

Признаки коммуникативной компетентности: 1) быстрая и точная ориентировка во взаимодействии; 2) стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации; 3) установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; 4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию; 5) владение ситуацией, готовность проявить инициативу; 6) большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации; 7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

– языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков);

– речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт);

– учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией);

– социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её);

– этикетный и общекультурный компонент.

Деловая коммуникация – это самый массовый вид взаимодействия людей в обществе в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Деловое общение – это общение с целью расширения соответствующих практических проблем, ситуаций, когда необходимо направить или изменить деятельность других людей, их мнений. Коммуникативно одарён каждый говорящий человек, т.е. реализующий себя как коммуникативная личность.


«Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью её индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью её индивидуальных свойств и характеристик, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией – умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации». Параметры коммуникативной личности.

1. Мотивационный – потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию – служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности.

2. Когнитивный – знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнёра в соответствии с коммуникативной установкой.

3. Функциональный – такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью : 1) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 2) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; 3) построение высказываний в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета. Оценка коммуникативной личности зависит от степени эффективности выполнения функции взаимодействия и функции воздействия.

Коммуникативная компетентность – это совокупность коммуникативныхспособностей, умений и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения. Коммуникативная компетентность в ходе делового общения предполагает три уровня адекватности партнёров:

– коммуникативного – взаимодействия между объектом и субъектом с целью сообщения и обмена информацией и воздействия на индивида или общества в целом в соответствии с определённой целью – установкой;

– интерактивного – взаимодействия объекта и субъекта, предполагающего определённую форму организации совместной деятельности;

– перцептивного – процесс взаимного восприятия и познания объектом и субъектом друг друга, управления как основы их взаимопонимания.

Основные коммуникативные умения – это слушать, понимать, самовыражаться, воздействовать. Человек нарабатывает коммуникативные умения в ходе коммуникации. Коммуникация в человеческом общении – это процесс создания и передачи значимых сообщений в межличностном и групповом взаимодействии, публичном выступлении. Этот процесс включает в себя:

1. Участники (кто участвует в общении) – отправитель информации и получатель.

2. Контекст это физическое (температура, свет, шум, физическое расстояние, время суток и т.д.), социальное (заданные социальные роли, социальное взаимодействие), психологическое (те настроения, чувства, которые привносят каждый из участников), социокультурное окружение (ценности, убеждения, особенности восприятия тех или иных событий, особенности восприятия), в котором происходит коммуникация.

3. Сообщение . Значением нашего сообщения является обратная связь: сочетание значения символа, кода, формы организации информации.

А) Значение – это осознание человеком мыслей и чувств. Значение, существующее в сознании человека не может передаваться вовне само собой, поэтому люди используют символы (слова, звуки, действия);

Б) кодирование – когнитивный процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки, действия; декодирование – перевод звуков, слов в действия.

4. Канал (вербальный, невербальный) – технический маршрут сообщения и средство его передачи. Все каналы задействованы: осязание, обоняние, слух, зрение, но развиты неодинаково.

5. Обратная связь – реакция на сообщение. Обратная связь указывает передававшему человеку: как оно было принято, понято.

6. Шум. Шумом называют то, что мешает передавать нужную информацию, т.е. любой внешний, внутренний физический, психологический, семантический или иной стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией и влияющий на искажение значения информации (разность образования, восприятия, установочных понятий и т.д.).

7. Цель. Каждая ситуация (коммуникация) должна иметь цель. Эффективной считается та коммуникация, когда участники считают, что цель выполнена.

Устное выступление характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

· Наличие обратной связи (реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать её настроение, отношение к высказанному. По отдельным репликам и вопросам определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

· Устная форма общения. Устное выступление представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.


Понятие коммуникативной компетентности личности является важным не только для теории, но и для практики коммуникации. В теоре
тическом плане оно развивает понимание коммуникативной личности, более полно раскрывает характеристики ее функционирования в системе социальных взаимодействий. На прикладном уровне как сама эта категория, так и методы ее практического использования являются необходимыми для оценки качества функционирования профессиональных коммуникаторов, для управления персоналом, для организации системы подготовки специалистов, для анализа конфликтных и кризисных ситуаций и для многих сопряженных с названными управленческих задач.
Нельзя сказать, что в современной науке о коммуникациях проблема коммуникативной компетентности личности обойдена вниманием. Напротив, в последние десятилетия ей посвящается все больше работ. Среди ученых, разрабатывавших различные стороны этой проблемы, назовем Ю. Н. Емельянова, А. А. Бодалева, Ю. Н. Жукова,
Н. Ю. Хрящеву, И. И. Серегину, Ф. И. Шаркова, М. А. Василика и его коллег и др. Однако до настоящего времени многие из теоретических и практических задач в рассматриваемой области не получили адекватного решения. К числу наиболее важных из них отнесем следующие.
Во-первых, это задача строгого определения понятия «коммуникативная компетентность личности», отграничения его от смежных понятий, таких как коммуникативная эффективность и коммуникативная результативность. Во-вторых, это задача определения параметров коммуникативной компетентности. В-третьих, - задача измерения и оценки коммуникативной компетентности специалистов в разных сферах деятельности.
К предметной области теории коммуникации относятся первые две задачи. Обратимся к их решению.

В научной литературе представлено несколько подходов к пониманию коммуникативной компетентности. Так, М. А. Василик определяет ее следующим образом: «Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе». Ф. И. Шарков под коммуникативной компетентностью понимает «умение выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации».
Ни то, ни другое определение нельзя признать удовлетворительным в силу следующих факторов. Прежде всего, они не опираются на базовое понимание категории компетентности как таковой. Между тем в словосочетании «коммуникативная компетентность» прилагательное «коммуникативная» является предикатом базового понятия «компетентность». Далее, приведенные определения опираются на не в полной мере адекватные представления о коммуникативной личности как социальном субъекте, реализующем коммуникативные практики. Первое из определений фактически расширяет коммуникативные практики до всего поля социальных практик личности. В результате без какой-либо аргументации коммуникативная компетентность личности приравнивается к значительно более широкой категории - социальной компетентности. Второе определение, напротив, необоснованно сужает понимание рассматриваемой категории, сводя ее только к умению выбора коммуникативных кодов.
Кроме того, можно высказать дополнительные замечания к дефиниции, предлагаемой М. А. Василиком и его коллегами. Если отбросить уточняющие элементы, эта концепция представляет коммуникативную компетентность как некоторый уровень сформированности опыта взаимодействия субъекта с другими субъектами. Такая интерпретация рассматриваемой категории уязвима по нескольким основаниям. Во-первых, сомнительна сама увязка категории компетентности с вербальной конструкцией «уровень сформированности
опыта». Во-вторых, эта концепция замыкает коммуникативную компетентность только на личностный опыт, оставляя за скобками такие важнейшие компоненты коммуникативной личности, как знания и способности.
Под компетентностью в самом общем виде понимается обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. В более широком плане компетентность - это способность субъекта реализовывать свою компетенцию в той или иной сфере деятельности.
Компетенция в данном контексте обозначает некоторую зону ответственности, круг обязанностей, функцию или набор функций, закрепленных за социальным субъектом в системе социального функционирования (социальная компетенция) или общественного разделения труда (профессиональная компетенция).
Возможны два понимания компетентности - нормативное и терминальное. Нормативное понимание трактует категорию компетентности как свойство субъекта реализовывать свою компетенцию в тех пределах, которые в данном обществе (сообществе) являются социально признанными (нормальными). Выход за пределы нормативного интервала как снизу (недокомпетентность), так и сверху (гиперкомпетентность) считается аномальным и подпадает под категорию некомпетентности. При таком понимании компетентность субъекта имеет некоторый протяженный характер и возможна постановка вопроса о большей или меньшей компетентности. Если субъект реализует свою компетенцию на более низком значении нормативного интервала - он менее компетентен. Если на более высоком - его компетентность выше. Терминальное понимание компетентности трактует норму не как интервал, а как некоторую строго заданную величину. При таком подходе возможны только два состояния реализации компетенции личности в какой-либо сфере деятельности - компетентность и некомпетентность. Мы в дальнейшем будем пользоваться нормативным пониманием категории компетентности. Опираясь на это понимание, можно сформулировать так называемое метрическое определение компетентности: под компетентностью субъекта будем
понимать меру реализации его компетенции, или, иными словами, характеристику качества реализации компетенции в той или иной сфере деятельности. />Рассматривая категорию компетентности, можно выделить общую и специальную компетентность.
Первая тесно связана с процессами социализации и еще может быть обозначена как социальная компетентность личности. Под общей или социальной компетентностью будем понимать способность социального субъекта нормально (то есть в пределах диапазона, заданного социальными нормами) функционировать в обществе.
Специальная (профессиональная) компетентность представляет собой способность социального субъекта нормально (то есть в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в специализированной сфере деятельности и в профессиональном сообществе, эффективно реализовывать специализированную (профессиональную, должностную и т. п.) компетенцию. Специальная компетентность является функцией специального образования, профессиональной социализации и профессионального опыта.
Коммуникативную компетентность в самом общем виде можно определить как способность личности нормально (то есть в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в качестве коммуникативного актора. Или, если пользоваться метрической версией дефиниции, под коммуникативной компетентностью будем понимать качество выполнения социальным субъектом функций коммуникативного актора.
Принципиально важным для данного понимания коммуникативной компетентности является ее замкнутость на нормативный диапазон. Эта замкнутость означает, что категория коммуникативной компетентности по своей природе релятивна. В зависимости от нормативного диапазона того или иного элемента социума одна и та же личность может быть признана коммуникативно компетентной в одном сообществе и некомпетентной в другом.
Коммуникативная компетентность личности в общем случае складывается из двух составляющих - общей и специальной коммуникативной компетентности. Для большинства индивидов, тех, чья профессиональная деятельность не связана с организацией и осуществлением коммуникации, общая коммуникативная компетентность совпадает с коммуникативной компетентностью как таковой.

Общая коммуникативная компетентность является частью социальной компетентности личности. Она характеризует способность индивида к общению в различных ситуациях и реализуется на уровне обыденных коммуникаций, повседневных практик информационного взаимодействия как в бытовой, так и в профессиональной сфере. Для профессиональных коммуникаторов помимо общей необходима еще и специальная коммуникативная компетентность. Последняя представляет собой своеобразный «высший пилотаж» коммуникативных знаний, умений и навыков, которые необходимы коммуникатору для выполнения профессиональных функций. Специальная коммуникативная компетентность, как и любая специальная компетентность, требует специальной подготовки.
Категорию коммуникативной компетентности не следует смешивать с категориями коммуникативной результативности или коммуникативной эффективности. Под коммуникативной результативностью следует понимать меру достижения цели коммуникатора в результате инициированного им взаимодействия. Под коммуникативной эффективностью подразумевают приведенное к единому знаменателю (стоимостному или иному) соотношение эффектов коммуникации, соответствующих цели коммуникатора, и ресурсов, использованных коммуникатором для достижения этих целей в данном взаимодействии. По своему содержанию понятие коммуникативной компетентности ближе всего к понятию коммуникативной квалификации личности.
Переходя к решению второй из обозначенных нами для настоящего раздела задач, отметим, что попыток формирования перечня параметров коммуникативной компетентности личности в научной литературе можно обнаружить даже больше, чем формулировок определения этой категории. Эти перечни носят более или менее детализированный характер. Так, Ф. И. Шарков обозначает только один параметр - умение общаться - как основную составляющую коммуникативной компетентности. И. И. Серегина выделяет две главных ее характеристики - «во-первых, умение вступать в коммуникацию с другими людьми (коммуникабельность), а во-вторых, владение и умение оперировать смысловой информацией». Коллектив авто
ров под руководством М. А. Василика предлагает целых восемь компонентов коммуникативной компетентности: знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.); высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию; понимание невербального языка общения; умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей; умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов; способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.
Методологическая слабость данных перечней, несмотря на то что многие позиции в них не вызывают сомнений, заключается в том, что они как бы «висят в воздухе», не опираются на системные представления о строении коммуникативной личности. И в результате предлагаемые различными авторами наборы характеристик коммуникативной компетентности эклектичны, не имеют системного характера, не являются необходимыми и достаточными.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо обратиться к разработанной выше трансакционной модели коммуникативной личности. Именно на этой модели основывается предлагаемая нами структура коммуникативной компетентности личности.
Возможны два подхода к построению структурной схемы коммуникативной личности - широкий и узкий.
Широкий, или комплексный подход предполагает использовать для формирования требуемой структуры все потенциально подпадающие под определение коммуникативной компетентности элементы трансакционной модели коммуникативной личности. Как показы
вает анализ, эти компоненты функционируют в составе абилитаци- онного, ресурсно-когнитивного и операционального блоков характеристик коммуникативной личности. В результате комплексная структурная модель коммуникативной компетентности личности приобретает следующий вид.
Коммуникативная компетентность личности (комплексная структурная модель)


Абилитационная

Когнитивная

Операциональная

компетентность

компетентность

компетентность

уровень разви-

уровень знания

уровень умений и навы-

тости парамет-

правил кодирования,

ков определения харак-

ра перцептив-

кодов и кодовых

тера и прагматических

ности;

систем, обеспечи-

параметров коммуни-

уровень разви-

вающих адекват-

кативной ситуации для

тости парамет-
/>ное кодирование
выбора релевантных

ра скоростире-

и декодирование

ей коммуникативных

агирования на

информации в ходе

средств;

стимулы вне-

коммуникативного

уровень практического

шней среды;

взаимодействия;

владения кодовыми сис-

уровень разви-

уровень знания

темами вербальной и не-

тости парамет-

правил согласования

вербальной коммуника-

ра вниматель-

знаков, ведущих к об-

ции; умений кодировать

ности;

разованию текстов;

и декодировать, пользо-

уровень разви-

уровень знания норм

ваться индивидуальным

тости мнемиче-

и правил примене-

запасом вербальных

ского парамет-

ния тех или иных

и невербальных средств

ра (параметра

знаков и знаковых

для обеспечения эффек-

памяти);

систем в различных

тивной коммуникации;

уровень разви-

коммуникативных

уровень умений и на-

тости парамет-

ситуациях;

выков выстраивания

ра способности

уровень знания ос-

дискурса в соответствии

к обработке

новных элементов

нормами и правилами,

массивов

культуры/субкульту-

задаваемыми культур-

информации

ры социума или ка-

ным контекстом комму-

различного

ких-либо его частей,

никации;

объема;

в пределах которых

уровень умений и навы-

уровень разви-

осуществляется

ков варьирования комму-

тости парамет-

взаимодействие,

никативными средствами

ра эмпатии;

в том числе норм,

в процессе взаимодей-

уровень разви-

ценностей, верова-

ствия в зависимости от

тости парамет-

ний, стереотипов,

динамики коммуника-

ра обаяния;

предрассудков и т. п.;

тивной ситуации;

Абилитационная

Когнитивная

Операциональная

компетентность

компетентность

компетентность

уровень

уровень знания

уровень умений и на-

развитости

характеристик

выков выбора каналов

параметра

основных каналов

коммуникации, адекват-

интроспекции

коммуникации, по

ных цели коммуникато-

и рефлексив-

которым может пе-

ра и релевантных ситуа-

ности;

редаваться сообще-

ции взаимодействия;

уровень разви-

ние;

уровень умений и навы-

тости пара-

уровень знания

ков коммуникативной

метра транс-

критериев и методов

интроспекции и рефлек-

миттивности

оценки собственной

сии;

(способности

коммуникативной

уровень умений и на-

к передаче ин-

компетентности,

выков оценки комму-

формации)

коммуникатив-
/>никативных практик


ных характеристик

и коммуникативной


и коммуникативной

компетентности


компетентности

партнеров по общению;


партнеров по комму-

уровень умений и на-


никации;

выков идентификации и преодоления коммуникативных шумов и барьеров коммуникации

Узкий или операциональный подход из всего комплекса характеристик коммуникативной личности в качестве базы для построения модели коммуникативной компетентности оставляет только операциональный блок - блок умений и навыков. Методологические основания для такого ограничения заключаются в том, что сфера коммуникативных умений и навыков - это последний, высший уровень трансакционной модели, надстроенный над всеми остальными уровнями. При этом реализуется логика: чем в большей степени коммуникативные умения и навыки личности соответствуют социально признанным нормам, чем в большей степени они развиты в пределах нормативного диапазона, тем большей коммуникативной компетентностью обладает данная личность.
Операциональная структурная модель коммуникативной личности имеет следующий вид:

Коммуникативная компетентность личности (операциональная структурная модель): уровень умений и навыков определения характера и прагматических параметров коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств; уровень практического владения кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации; умений кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для обеспечения эффективной коммуникации; уровень умений и навыков выстраивания дискурса в соответствии с нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации; уровень умений и навыков варьирования коммуникативными средствами в процессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуникативной ситуации; уровень умений и навыков выбора каналов коммуникации, адекватных цели коммуникатора и релевантных ситуации взаимодействия; уровень умений и навыков коммуникативной интроспекции и рефлексии; уровень умений и навыков оценки коммуникативных практик и коммуникативной компетентности партнеров по общению; уровень умений и навыков идентификации и преодоления коммуникативных шумов и барьеров коммуникации.
Обе модели коммуникативной компетентности личности (комплексная и операциональная), могут использоваться на практике - для оценки коммуникативной компетентности специалистов любого профиля, персонала управления, профессиональных коммуникаторов. Однако в силу меньшей трудоемкости, на практике чаще рекомендуется применять операциональную модель. Комплексная модель привлекается в особенно сложных коммуникативных ситуациях - при планировании антикризисных коммуникаций, при отборе ключевых коммуникаторов для решения особо ответственных задач, при расследовании причин и факторов чрезвычайных происшествий и кризисных ситуаций и т. п.
К этим компонентам, характеризующим личность как потенциального коммуникативного актора с точки зрения параметров его сознания и, шире, психики, нужно добавить еще одну составляющую. Эта составляющая имеет иную онтологическую природу, чем все
рассмотренные выше. Она характеризует реальные практики и объективные характеристики индивида как возможного коммуникатора или реципиента и, таким образом, принадлежит к миру бытия, а не сознания. Данный компонент отражает фактическую биологическую, социально-демографическую и социальную феноменологию субъекта коммуникации - коммуникативной личности. Его можно обозначить как феноменологический компонент. Он без сомнения необходим среди характеристик рассматриваемого явления, хотя, как уже говорилось выше, имеет принципиально иную по сравнению с остальными компонентами природу. Действительно, характер функционирования личности как источника или получателя сообщений в коммуникативном процессе зависит не только от ее мотивов, знания кодов и умения их применять, но и от таких параметров, как гендер, возраст, социальный статус, наконец внешность.

Похожие публикации