Право собственности на отходы при арендных отношениях. Регулирование прав собственности на отходы Как передать отходы с отчуждением

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Право собственности на отходы, закрепляющее возможность владеть, управлять и распоряжаться ими, как имуществом, определяются их нормами. Собственник может совершать с отходами любые действия, которые не противоречат нормам права. Утильсырье, в отличие от вредоносных веществ – газов и стоков, выбрасываемых предприятиями в окружающую среду, признаются законом материальными вещами. Распоряжение ими, как и иными предметами и ценностями, определяются положениями гражданского права и федеральными законами. Помимо этого он имеет ряд обязанностей по содержанию.

Федеральный закон о праве собственности на отходы

В законе о нормах обращения с промышленными и бытовыми отходами, имеющим статус федерального от 1998 года регулируются права и обязанности лица, признающегося собственником.

Утильсырье, как материальный объект могут:

  • Принадлежать владельцу сырьевых ресурсов, материалов, готовых изделий, которые стали источником их образования.
  • Может быть совершена передача второй стороне на основании любой сделки отчуждения: купли-продажи, дарения, мены.
  • Может быть совершена передача в собственность лицу, имеющему лицензию, разрешающую операции с утильсырьем 1 — 4 класса опасности.
  • Быть переданы иному лицу, владеющему или арендующему земельный надел, на котором они расположены, если будет признано, что собственник оставил их с целью отказа от владения или по иной причине.

В старой редакции закона был введен прямой запрет на продажу и передачу опасных отходов лицам, не имеющим лицензию, дающую право их собирать, транспортировать и утилизировать. В 2015 году ФЗ был редактирован и запрет снят. В законе осталась норма, регулирующая местонахождение. Они могут складироваться и храниться лишь на объектах, которые были внесены в государственный кадастр.

Определение права

Большинство правил обращения с утильсырьем – оформление лицензии, паспорта, составление норм учета и оборота не имеют прямой связи с правом собственности. Они оформляются предприятиями с юридической ответственностью или отдельными лицами, которые ведут деятельность, связанную с источниками мусора. В ближайшем будущем нормы на отходы как объект права собственности, обяжут производителя соответственно закону отвечать за образующиеся утильсырье, без учета права собственности изменять не планируют. Кроме того, производители – юридические лица и отдельные предприниматели с этого года начали платить налог за отрицательное воздействие за экологию, если они разместили мусор на свалках и полигонах ТБО.

В действующую редакции закона включена большая ответственность со стороны собственников лома черных и цветных металлов. Теперь они могут продавать лом или отчуждать его, только обладая установленными формами документов, подтверждающими право собственности. Согласно Постановлениям Государственной Думы РФ, предприятия или лица, занимающиеся подготовкой, складированием и переработкой лома черных, цветных и драгоценных металлов, обязаны, прежде всего, оформить право собственности.

Право определяет ответственность собственников, которые владеют отходами, признанными опасными для окружающей среды. В данный момент лица, владеющие опасными отходами, возмещают вред, нанесенный экологии в месте складирования или хранения мусора, содержащего опасные вещества. В этом случае судебное решение, если факт нарушения природоохранных законов установлен, может быть вынесено в срок свыше 10 лет.

Таким образом, закрепление права собственности на мусор приобретает особую значимость при выполнении любых операций с ними.

Право собственности по гражданскому праву

Нормы Гражданского кодекса имеют определяющее значение для владения и операций с отходами всех видов и классов опасности.

Они регулируют:

  • Отношения сторон при оформлении собственности на мусор, права и обязанности собственника и покупателя при ее отчуждении.
  • Операции на договорной основе – подряда и платного оказания слуг.

Гражданский кодекс прямо регулирует не все отношения в сфере обращения. К примеру, возникновение права собственности не регулируется прямо. В этом случае применяются похожие нормы для определения действий сторон.

Согласно статьям кодекса, основным собственником является владелец материалов или сырья, чья обработка привела к их образованию. Если производственник занимается обработкой и выпуском изделий из материалов третьего лица, то право собственности на отходы принадлежит этому лицу. Закон предоставляет собственнику право распоряжаться своим имуществом любым способом, которое признано законным:

  • Продавать, дарить, передавать в имущественное владение другим лицам.
  • Передавать сырье на размещение или переработку, оставаясь их законным собственником.
  • Передавать права распоряжаться отходами, как имуществом.

В кодексе определены правовые нормы действия сторон при отчуждении.

Основания для оформления прав собственности

Права собственности на отходы, как на имущество оформляются на основе договоров:

  • Купли — продажи.
  • Бартера.
  • Дарения.

Основным видом признан договор купли — продажи. Другие виды сделок имеют место быть в случае, если сырье, как имущество признаны неликвидными, то есть не имеющими рыночной стоимости.

Нормами права регулируются права собственности на бесхозное сырье. В этом случае всю ответственность за причиненный ими вред несет владелец земли, на которой они расположены. Таким образом, закон закрепляет право распоряжаться сырьем за владельцем земли. Он обязан оформить документы, в определенном законом порядке.

Брошенными признаются все виды отходов, на которые никто не претендует и чья рыночная стоимость не превышает пяти минимальных заработных плат.

К ним относится:

  • Металлический лом.
  • Бракованная и некондиционная продукция.
  • Лес — топляк от сплава.
  • Отвалы земель, образованные при разработке рудных месторождений.
  • Остатки с промышленных предприятий.

Владелец земли становится собственником отходов на основании постановления хозяйственного суда, признающего их бесхозными.

Отношение собственника с поставщиками и подрядчиками

Закон возлагает на собственников обязанность следить за организациями, предоставляющими все виды услуг в сфере обращения — как они соблюдают требования по защите природной среды. При заключении договоров с поставщиками услуг, владелец выдвигает требования к техническому исполнению операций.

Эти требования изложены в Гражданском кодексе:

  1. Подрядчик при проведении работ обязан придерживаться норм и правил закона о природоохранной деятельности.
  2. Подрядчик при оказании услуг может отказаться от материалов и оборудования заказчика или отказаться исполнять его требования, если они противоречат природоохранному законодательству.
  3. Если контролирующие органы выносят постановление о наложении штрафных санкций на собственника, а виновником ситуации является подрядчик, то он обязан возместить расходы в течение 2 недель с момента поступления распоряжения.
  4. Подрядчик обязан за свой счет собрать и вывезти все отходы, которые скопились при выполнении им работ по договору.

В договоре сторон прописываются штрафные санкции в случае нарушения собственником и подрядчиком своих обязанностей, а также процент увеличения размеров штрафа по каждому последующему факту нарушений.

Экологические требования к проведению работ конкретизируются в технических условиях, которые прилагаются к договору.

Основными обязанностями подрядчика являются:

  • Соблюдение инструкций по сбору, размещению, транспортировке, захоронению или утилизации отходов в соответствии с классом опасности.
  • Обеспечение правильного обращения с горючими и взрывоопасными отходами.
  • Обезвреживание опасных отходов, содержащие ртуть, тяжелые металлы, радиоактивные вещества, инфицированные материалы, на основании инструкций.
  • Обеспечение безопасной погрузки и выгрузки, соблюдение лимитов на их размещение.
  • Информирование заказчика об изменении условий выполнения работ: при превышении объема, если состав не соответствует заявленному.

Особые условия оговорены для договоров платного проведения операций с отходами, которые приведут к загрязнению почвы или водоемов. В таком случае целесообразно передать поставщику услуг права собственности, ведь при удалении отходов с территории собственника он не перестает нести ответственность за соблюдением законов в области обращения с ними. Если поставщик отказывается принять права собственности, то в договоре прописываются все случаи, которые могут привести к нарушению природоохранных законов.

Права собственности на вторичное сырье

На протяжении нескольких лет ведутся споры о правовом статусе отходов и вторичных ресурсов. Дилемма состоит в том, что по закону, предприятие имеет право собственности на все виды отходов, которые возникли в процессе выпуска продукции, в то время, как вторичные ресурсы могут попасть в реестр месторождений сырья и перейти в собственность Министерства по природным ресурсам.

В законе определено:

  1. Если отходы основного производства используются для выпуска иной продукции, то они относятся к категории технологического сырья. В таком случае его можно передавать другим производителям, не оформляя права собственности.
  2. Если побочные продукты, остатки сырья и материалов направляются для хранения в шламонакопители и на них не оформлены документы, как на сырье, то они признаются отходами. В таком случае к ним применимы все операции в сфере обращения с промышленными и техногенными отходами. Они подлежат соответствующему оформлению и учету.

При определении правого статуса собственника следует обращаться к Федеральному закону, определяющему порядок обращения с отходами и ГК, регулирующему отношения собственника с иными лицами и организациями.

Промышленное предприятие заключает договор на транспортировку промышленных отходов с Обществом 1 и на утилизацию и размещение с Обществом 2. Вопросы:1. Если Предприятие в данных договорах прямо не оговорит переход права собственности на отходы, то останется их собственником навсегда или все-таки в соответствии со ст. 224 ГК Общество 2 как утилизатор будет автоматически считаться приобретателем отходов? 2. Правомерно ли будет указать в договоре с Обществом 1 или Обществом 2 о том, что с передачей отходов передается право собственности на них, но плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду будет оставаться Предприятие? 3. Может ли Общество 1 действовать как агент Общества 2, не обладая лицензией на размещение и утилизацию отходов, транспортируя отходы Предприятия и передавая их Обществу 2 на утилизацию, взимая плату сразу за все услуги?

Ответ

1. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, право собственности на отходы определяется гражданским законодательством. То есть по умолчанию сам факт передачи отходов на утилизацию не говорит о смене собственника. И как следствие, не переходит и обязанность осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.
2. Да, правомерно и целесообразно.
3. Нет, возможность транспортировки отходов есть только у организаций, обладающих лицензией. Каким-либо договорным способом, включая даже договоры о совместной деятельности, специальное разрешение (лицензию) передать нельзя.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Федеральным Законом впервые право собственности на отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, закреплено за собственником сырья, материалов и т.п., следствии использования которых образовались отходы.

Поскольку отходы являются причиной техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду, собственник отходов должен нести полную от ветственность за негативные экологические последствия содержания отходов и обращения с ними. Поэтому регулирование прав собственности на отходы должно предотвращать, по крайней мера возникновение брошенных отходов, когда из сферы управления отходами исключается субъект ответственный за их экологию. Для структурирования отходов как объектов собственности необходимо оценить их вещные характеристики и определить перечень субъектов, имеющих потенци альную возможность права собственности на отходы.

В дальнейшем речь пойдет только об отходах, размещаемых на длительное хранение, и исключаются из рассмотрения отходы, которые сразу после своего формирования направляются на дальнейшую переработку.

Вещные характеристики представляют интерес в плане определения имущественной принад лежности отходов. Прежде всего, необходимо отметить, что отходы подлежат государственной учету. Государственными структурами, осуществляющими учет отходов, выступают региональные органы Госкомэкологии и статистики. Государственный учет является одним из обязатель ных условий отнесения имущества к недвижимости.

С целью конкретизации субъектов, претендующих на право собственности, на отходы, целесообразно ввести классификацию последних по способу их формирования. Это сводится к введении понятий, которые используются в хозяйственной деятельности, но определения которых выпали из российского правового поля.

1. Промышленные отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, которые образовались в процессе производства либо утратили полностью или частично свои потребительские свойства (за исключением отходов производств по переработке сельхозпродукции).

2. Сельскохозяйственные отходы - отходы биогенного или растительного происхождения, об разовавшиеся в результате производства, сбора, хранения сельскохозяйственной продукции или ее переработки.

3. Техногенные месторождения (образования) - скопления минеральных веществ, образовавшиеся в результате горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, количество и качество которых делают возможным их дальнейшую ереработку.

4. Бытовые отходы - отходы, образовавшиеся в результате обеспечения жизнедеятельности человека.

5. Вторичное сырье - отходы, качество и количество которых определяет их товарную ценность, гарантирующую возможность их использования для получения вторичной продукции или извлечения полезных компонентов.

6. Брошенные отходы - вторичное сырье , которое в силу условий или сроков хранения теряет(снижает) свои первоначальные товарно-сырьевые характеристики и ухудшает экологическую си туацию в местах его размещения. (В отношении прав собственности брошенные отходы должны рассматриваться в соответствии со ст.225 ПС РФ как бесхозные вещи).

Наиболее прозрачна ситуация с сельскохозяйственными отходами. Право собственности на отходы сельскохозяйственной продукции имеют исключительно сельхозпроизводители. Предприятия, осуществляющие свою деятельность на покупном сырье, приобретают право собственности на отходы, размещаемые в принадлежащих этим предприятиям хранилищах. Вывоз отходов на муниципальные полигоны означает добровольный отказ предприятия от права собственности на отходы, которое переходит к муниципальному органу исполнительной власти. Последнему принадлежит и право собственности на бытовые отходы как вывозимые на муниципальный полигон, так и накопленные на несанкционированных свалках. В последнем случае отходы классифициру ются как брошенные.

Техногенные образования формируются в результате разработки месторождения, осуществ ляемой на основании срочного лицензионного договора. На время действия договора право собственности на техногенное месторождение принадлежит разработчику. Во избежание недоразумений целесообразно в договоре указывать права собственности на техногенное образование после истечения срока лицензионного договора.

Одновременно с правом собственности возникает ответственность собственника за влияние отходов на окружающую среду. Следует отметить, что отходы, размещаемые на открытых площадках, оказывают негативное воздействие на все природные сферы: воздух, воду, землю. Физико-химическое разложение отходов и ветровые нагрузки приводят к загрязнению воздуха пылью, токсичными газами. Паводковыми и ливневыми водами с объектов размещения отходов вымываются и выносятся токсичные вещества, вследствие чего происходит загрязнение окружающих земель, подземных вод и близлежащих поверхностных водоемов.

В российском законодательстве наиболее четко определена ответственность за загрязнение земель, что может быть использовано во взаимоотношениях экологических служб и собственников отходов. При загрязнении земель виновник загрязнения обязан не только ликвидировать причины загрязнения, но и провести рекультивацию загрязненных земель.

Последнее обстоятельство, к со жалению, почти не используется для оказания давления на собственника отходов. В то же время отказ собственника от выполнения полного комплекса обязательств по ликвидации произошедшего по его вине загрязнения земель является основой для принудительного отчуждения отходов. При этом надо учитывать, что в финансовом отношении рекультивация загрязненных земель - процедура гораздо более дорогостоящая, чем ликвидация причины, приведшей к загрязнению. Та ким образом, строгое выполнение экологического и земельного законодательства создает перспективы для оказания давления на собственников отходов с целью вовлечения последних в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья . Шкала выплат за техногенное загрязнение окружающей среды в настоящее время такова, что ее нельзя рассматривать в качестве карательного инструмента в отношении виновника загрязнения. Тем более, если речь идет об успешно действующем предприятии.

Итак, существует вероятность добровольного отказа от прав собственности на отходы, и имеется возможность принудительного отчуждения отходов. В обоих случаях первичным претендентом на приобретение прав собственности на отчужденные добровольно или принудительно отходы является владелец земли, на которой размещены отчужденные отходы. Причем, если право первособственности наступает в результате регистрации собственности в соответствующем федеральном органе, то право собственности на отчужденную собственность наступает только по решению суда.

Отказ суда в удовлетворении иска владельца отходов на передачу ему прав собственности влечет за собой отчуждение у него отходов и передачу права владения ими органу региональной исполнительной власти, о чем вносится соответствующая запись в паспорт отходов. Те же права на отходы получает региональный орган исполнительной власти в случае отказа владельца земельного участка, на котором находится объект размещения отходов , от прав на эти отходы. Через год после получения прав владения отходами региональный орган исполнительной власти обращается в суд с иском о признании за ним прав собственности на эти отходы. Решение суда является осно ванием для регистрации региональной исполнительной власти в качестве собственника отходов, чем вносится соответствующая запись в паспорт отходов.

Так как регистрация права владения или собственности на отходы осуществляется региональным органом Госкомэкологии, основной экземпляр паспорта отходов должен храниться именно здесь. Собственник или владелец отходов получает на руки копию паспорта, куда он регулярно вносит все изменения по количественному и качественному составу отходов и информирует об этом региональный орган Госкомэкологии. Во всех случаях, в том числе, когда право управления (владения) отходами передается собственником другому лицу на договорной основе, ответственность за негативное экологическое влияние отходов остается за собственником. При отсутствии собственника ответственность возлагается на субъекта, которому передано право владения отходами. Иными словами, ответчиком за экологию отходов выступает субъект, последним зарегист рированный в паспорте отходов.

Таким образом, грамотно и своевременно задокументированное регулирование прав собств енности на отходы повышает фактическую ответственность собственника за условия содержания отходов и обращения с ними. Перспектива потери прав на отходы по экологическим мотивам (а в условиях российского климата вероятность предъявления подобных претензий очень высока) и стимулирует собственника на проведение мероприятий, способствующих сокращению объемов к вновь образуемых, так и накопленных отходов. Возможность принудительного отчуждения отходов в пользу исполнительной власти субъекта Федерации открывает перспективы конкуренции сфере собственности на отходы, проявления к ним интереса как к вторичному сырью. В конечно итоге, все это способствует созданию индустрии переработки отходов и, как следствие, возникно вению рынка отходов единственному цивилизованному и эффективному пути радикального решения проблемы отходов

Литература

1. Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления». 1998.

2. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ, ч.1. М: Юринформцентр. 1997.

3. Земельный кодекс РСФСР (в редакции Закона РФ от 28.04.93 № 4888-1; Указов Президента РФ от 16.12.93 № 2162, от 24.12.93 №2287).

4. Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охранной земель органами Минприроды России. Утверждена приказом Минприроды РФ № 160 от 25.05.94.

5. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации. Утверждена Министерством охраны окружающей среды 15.07.94

Мы, ООО, арендуем офис, в договоре нет ничего об отходах. Я хочу в целях отсутствия претензий госорганов по отходам и экологическим платежам указать в договоре аренды офиса, что вывоз мусора и ТБО - обязанность арендодателя. Но где-то я читала или слышала, что должно быть документальное подтверждение передачи наших отходов (офисная бумага, лампочки) арендодателю. Что можете порекомендовать написать в договор в указанных целях?

Ответ

В договоре аренды достаточно установить то, что собственником образуемых отходов является арендодатель.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством ( Закона № 89-ФЗ). Отдельно составлять акты передачи необходимо только в случае, когда речь идет о вывозе отходов третьими (имеющими лицензию) лицами.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«3. В отношении отходов, образованных арендатором, отмечаем, что для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов.

Вопрос возникновения права собственности на образованные арендатором отходы специально не регулируется гражданским законодательством. В то же время вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами.*

Если такой вопрос не урегулирован в договоре аренды между сторонами, то следует руководствоваться (далее - ).

Похожие публикации