Правовое и нормотворческое регулирование безопасности. Правовое регулирование в области безопасности

На транспорте

Основные положения действующего законодательства РФ по обеспечению безопасности на транспорте. Государственные нормативные требования по обеспечению безопасности на транспорте. Правила и процедуры, направленные на обеспечение безопасности транспортных систем. Руководящие документы. Методические указания.

Лекция 5 . Правовое регулирование безопасности на транспорте

В виду специфики своей работы транспорт сам по себе является потенциальным источником опасности, а если в его деятельность вмешаться незаконными агрессивными действиями, то потенциальная опасность становится реальной опасностью с тяжелейшими последствиями.

Россия имеет протяженные транспортные коммуникации. На ее территории располагаются сотни тысяч транспортных объектов. Только на железных дорогах у нас их свыше 70 тысяч. Поэтому какими-то только отдельными мерами невозможно обеспечить высокую эффективность транспортной безопасности.

Для обеспечения транспортной безопасности необходимо решить три основные задачи:

1. Создать нормативную правовую базу в области обеспечения транспортной безопасности.

2. Создать единую государственную систему обеспечения транспортной безопасности (она должна обеспечить реализацию принятых законов и подзаконных актов).

3. Создать эффективное управление этой системой (система должна оперативно реагировать на все вызовы и проявления актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, а главное - предупреждать их).

Принятый в феврале 2007 г. Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» конкретизировал задачи в области обеспечения транспортной безопасности, устранил пробелы в правовом регулировании, определил единый алгоритм действий по обеспечению транспортной безопасности на всех видах транспорта.

В целях реализации положений Закона «О транспортной безопасности», создания единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности приказом министра транспорта 9 октября 2007 г. в структуре Министерства транспорта был создан Департамент транспортной безопасности и специальных программ. На него возложены функции по выработке государственной политики и регулированию вопросов обеспечения транспортной безопасности.

Одной из главных задач, стоящей перед Департаментом, является создание нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности - и в первую очередь по разработке документов по реализации основных положений Закона «О транспортной безопасности».

В настоящее время полностью разработаны и проходят процедуру согласования проекты четырех постановлений Правительства РФ и двух приказов Минтранса.

Принятие и реализация указанных нормативных правовых актов позволят создать правовую базу и заложить основы системы обеспечения транспортной безопасности.

Федеральным законом «О транспортной безопасности» определен следующий порядок действий: необходимо определить угрозы совершения актов незаконного вмешательства, провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирование, осуществить разработку плана обеспечения транспортной безопасности, который будет предусматривать систему мер (организационных, инженерно-технических и др.) по ее обеспечению. Далее субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять реализацию планов обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с разработанными проектами нормативных правовых актов все федеральные агентства по видам транспорта, подведомственные Министерству транспорта, наделяются полномочиями компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности. На них будут возложены функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности на видах транспорта:

Аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности;

Утверждение результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

Утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.

В целях эффективного и действенного контроля за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры функциями контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с новым законодательством наделяется Федеральная служба по контролю и надзору в сфере транспорта.

Основная нагрузка по исполнению закона ляжет на субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, поскольку работы по технической и физической защите объекта, согласно мероприятиям плана, выполняются силами и за счет средств субъекта транспортной инфраструктуры. При этом необходимо учесть, что государство по-прежнему остается основным владельцем транспортной инфраструктуры, поэтому значительную финансовую нагрузку будет нести и оно.

В рамках утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» Минтрансом России предусмотрено выделение 35 млрд. руб. на проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Вопрос цены во многом будет определяться теми нормативными документами, которые в настоящее время разрабатываются Министерством транспорта Российской Федерации.

При этом необходимо учесть, что государственно-частное партнерство возможно не только в вопросах развития и использования транспортной инфраструктуры, но и в сфере борьбы с терроризмом, что позволит избежать избыточные и непредвиденные затраты и обеспечить достаточную защиту жизни и здоровья наших граждан, а также сохранить конкурентоспособность российской транспортной системы.

Безопасность и её обеспечение относятся к административно-правовым категориям. Следовательно, работа комиссий, о которых говорилось выше, регулируется, в основном, нормами административного права, а также административного процесса.

Расследование, производимое органами исполнительной власти, относится к группе позитивных юридических процессов, направленных на обеспечение безопасности. Процесс расследования, как правовое понятие, связанное с событиями на транспорте, в российском праве нашёл отражение ещё в XVIII веке. Устав купеческого водоходства, первая часть которого была издана при особом манифесте императрицы Екатерины II от 25 июня 1781 года, ввел в одно общее правовое русло нормы, регулирующие морское и речное плавание судов. В Уставе находим термин «расследование аварий». О каждом столкновении судов предписывалось производить подробное расследование с выяснением всех обстоятельств, вызвавших катастрофу (ст. 273 Устава), рассматривался ряд конкретных случаев, когда необходимо установить причину аварии (ст. ст.265-267, 271, 272 Устава).

Первые нормативные акты, регулирующие безопасность движения железнодорожного транспорта, начали издаваться в России с открытием первой железной дороги Санкт-Петербург - Царское Село в 1837 году. Законом от 6 июня 1857г. утвержден Устав путей сообщения. Устав утверждал государственный надзор за эксплуатацией железных дорог, который осуществляли инспектора (ст.582 Устава).

Циркуляром Техническо-инспекторского Комитета железных дорог от 13 марта 1872 г. №739 «О порядке действий чинов Инспекции Министерства Путей Сообщения по надзору за железными дорогами» регулировался порядок выполнения своих обязанностей инспекторами в случае транспортного происшествия.

24 декабря 1892г. Управляющий Министерством путей сообщения утвердил Инструкцию о составлении донесений о происшествиях на железной дороге. В соответствии с этим документом начальник каждой дороги должен был утвердить Положение о подготовке докладов по возглавляемой им дороге с учетом её особенностей. Согласно Инструкции о серьезных происшествиях и несчастных случаях с людьми на дороге производилось «служебное расследование» особыми комиссиями, состоящими из представителей служб: Движения (служба, обеспечивающая продвижение составов), Пути и Тяги (локомотивная служба). Комиссия по служебному расследованию (в отличие от расследования (следствия), которое по этим же событиям производила жандармская служба в случае наличия состава преступления) устанавливала причину транспортного происшествия (техническую или нарушение правил эксплуатации подвижного состава) и представляла в Министерство путей сообщения акт о служебном расследовании.

Таким образом, правовой термин «служебное расследование», введенный в нормативные акты того времени, четко определял административную природу этого процесса в отличие от уголовного расследования (следствия).

31 декабря 1918 года Народным Комиссаром путей сообщения было утверждено Положение о порядке донесений о происшествиях, в котором закреплен термин «служебное расследование» транспортных происшествий на железной дороге. На железнодорожном транспорте этот термин сохранялся во всех последующих нормативных актах и в настоящее время обозначен в Федеральном законе от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (абзац второй п.1 ст.20 Закона).

Термин «служебное расследование авиационных происшествий и инцидентов» закреплен в Положении о Государственной комиссии по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 28 апреля 1987г. №502, и Положении о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами СССР (ПРАПИ-88), утвержденном председателем Госавианадзора СССР при СМ СССР 22 августа 1988г.).

На Госавианадзор возлагалось «проведение служебного расследования тяжелых авиационных происшествий (аварий и катастроф)».

Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ, 2004, №11, ст.945) была образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая находится в ведении Минтранса России. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г. №398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (СЗ РФ, 2004, №32, ст. 3345) государственные ревизоры специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, государственные инспектора гражданской авиации, должностные лица Ространснадзора на внутреннем водном транспорте и капитаны портов имеют право организовывать и производить необходимые расследования (за исключением авиационных происшествий).

В соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. №609 (СЗ РФ, 1998, 325, ст. 2918), государственные инспекторы гражданской авиации расследуют производственные события с воздушными судами и авиационных инцидентов, а также принимают участие в расследовании авиационных происшествий (катастроф и аварий), которое производит Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. №367 «О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, №1, ст.22) МАКу предоставлены полномочия и ответственность федерального органа исполнительной власти в области расследования авиационных происшествий на территории РФ (абзац первый пункта 1 постановления).

Воздушным кодексом РФ предоставлено право комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента поручать юридическим лицам проведение исследований и работ, связанных с расследованием, привлекать к участию в расследовании работников науки и техники из любых организаций, опрашивать свидетелей происшествия, запрашивать и получать от соответствующих организаций, а также от юридических лиц и граждан документы и материалы, проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие судна (п.2 ст.96 ВК). Некоторые из перечисленных правомочий закреплены в нормативных правовых актах (регулирующих расследование транспортных происшествий на водном и железнодорожном транспорте), которые утверждены руководителями органов исполнительной власти.

Институт служебного расследования регулируется нормами материального и процессуального административного права, а также нормами гражданского, финансового, трудового и других отраслей права

Правовыми источниками являются:

1) Конституция РФ 1993г. (нормы, определяющие основы формирования деятельности органов исполнительной власти, полномочия прокуратуры, а также закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления - ст. ст.2,17, 18, 20, 33, 35, 37, 41, 42, 45, 77, 110, 113-115, 129);

2) законодательные акты;

3) указы Президента РФ;

4) постановления и распоряжения Правительства РФ;

5) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

6) международные и межгосударственные договоры и соглашения;

7) технико-юридические нормативные акты, регулирующие деятельность органов, организаций и обслуживающего транспорт персонала в системе обеспечения безопасности эксплуатации транспорта;

Это огромный массив норм, действующих в настоящее время в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений, ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, транспортно-распорядительных актов (ТРА), местных правил и др.

Производство служебного расследования по установлению причин транспортного происшествия. В юридическом процессе российского законодательства термины «расследование» и «служебное расследование» употребляются в уголовном и административном процессах. В уголовном процессе этот термин выражает понятие форм предварительного расследования (ст. 150 УПК). Названные термины закреплены также в позитивном (правоприменительном) и юрисдикционном видах административного процесса. КоАП РФ содержит статью 28.7 «Административное расследование», определяющую порядок этой процедуры. Дисциплинарное (или кадровое) производство, представляющее собой вид административно-юрисдикционного процесса, включает такую стадию, как возбуждение дела о дисциплинарном проступке (служебное расследование, как его именуют некоторые ученые).

Термин «расследование» определяет большую группу производств позитивного процесса по установлению причин происшествий природного и техногенного характера. При этом нет единого понятия этого термина в различных нормативных актах, регулирующих производства расследования.

Трудовым кодексом узаконено расследование несчастных случаев на производстве (СЗ РФ, 2002, №1 (ч.1), ст.3). Появилась новая форма расследования - парламентское (СЗ РФ, 2006, №1, ст.7).

Производство по служебному расследованию осуществляется на всех видах транспорта с учетом их специфики, в основном, по одной схеме. Наиболее полно этот процесс выражен в Правилах о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ (СЗ РФ, 1998, №25, ст.2918), которые приняты за основу характеристики стадий производства служебного расследования.

Знания специалистов по служебному расследованию транспортных происшествий и материалы такого расследования используются органами прокуратуры, внутренних дел и ФСБ при расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях

Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: 1. законы 2. подзаконные акты. Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции РФ, основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие, и применяется на всей территории РФ

Все действующие законы группируются следующим образом: основные законы (Конституция Российской Федерации, Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставы иных субъектов Российской Федерации); федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосредственно Конституцией Российской Федерации); федеральные законы; законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Видами подзаконных нормативных правовых актов являются: Указы Президента Российской Федерации; постановления правительства Российской Федерации и постановления правительств субъектов Российской Федерации; приказы и другие виды актов, издаваемых в министерствах и ведомствах (директивы, инструкции, наставления и т. п.); локальные акты (издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации).

Права и обязанности человека в области обеспечения безопасности жизнедеятельности закреплены в ст. 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции РФ, устанавливающих как право граждан на безопасные условия труда, социальные гарантии, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, так и обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Правовую основу государственной безопасности обеспечивают следующие законы: Федеральный закон от 28. 12. 2010 № 390 -Φ 3 "О безопасности", Федеральный закон от 21. 12. 1994 № 68 -ФЗ (ред. от 01. 04. 2012) "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 31. 05. 1996 № 61 -ФЗ (ред. от 08. 12. 2011) "Об обороне", Федеральный закон от 12. 02. 1998 № 28 -ФЗ (ред. от 23. 12. 2010) "О гражданской обороне", Федеральный закон от 06. 03. 2006 № 35 -Φ 3 (ред. от 08. 11. 2011) "О противодействии терроризму".

Особое значение имеет Указ Президента РФ от 12. 05. 2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", представляющий собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Граждане России имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте; при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях; получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граждане России обязаны: соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям; изучать основные способы защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях; знать сигналы оповещения и порядок действия по ним; активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ; четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.

Ответственность за нарушение законодательства Российским законодательством предусмотрено четыре вида ответственности за нарушение требований трудового права, охраны труда и промышленной безопасности: - дисциплинарная; - материальная; - административная; - уголовная.

Ответственность за нарушение законодательства определяют следующие федеральные законы: Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ); Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Ко. АП РФ); Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ); Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Дисциплинарная ответственность Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный поступок. Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником но его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган, который пользуется правом приёма на работу, т. е. работодатель.

Увольнение работника как мера дисциплинарного взыскания Расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя, как мера дисциплинарного взыскания, может быть на основании п. п. 5, 6, 7, 8, 10, 11 ст. 81 ТК РФ. 5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (с учетом мнения выборного профсоюзного органа согласно ст. 82); 6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; 7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; 8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; 9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; 10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей; 11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

Дисциплинарные взыскания на работников могут быть наложены по представлению органов госнадзора или прокуратуры. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарною взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарною взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарною взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников (ст. 194 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание применяется собственником непосредственно за выявлением проступка, но не позже одного месяца со дня его выявления, и не может быть наложено позже шести месяцев со дня совершения проступка. Для наложения дисциплинарного взыскания необходимо потребовать объяснение виновного. За каждое нарушение может быть применено лишь одно дисциплинарное взыскание. Взыскание оглашается в приказе и сообщается работнику под расписку.

Административная ответственность. Статья 5. 27 Ко. АП РФ: 1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа: - на должностных лиц в размере от 500 до 5000 рублей; - на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - от 500 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; - на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 20. 4. Нарушение требований пожарной безопасности: штраф для гражданина составляет от 1000 до 1500 руб. , для должностного лица - от 6000 до 15 000 руб. , для организации - от 150 000 до 200 000 руб. Статья 20. 5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения; Статья 20. 6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Материальная ответственность наступает, когда действие (или бездействие) виновного привело к материальному ущербу. Привлечение работника к уголовной, дисциплинарной или административной ответственности за действия, которыми причинён ущерб, не освобождает его от материальной ответственности. Размер материальной ответственности может быть полным, если в действиях работника имеются признаки преступления, или частичным, если признаки преступления отсутствуют.

В соответствие со ст. 242 и 243 ТК полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: 1) когда на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; 3) умышленного причинения ущерба; 4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; 5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда; 6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом; 7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную).

В ущерб могут входить: уничтожение оборудования, имущества, строений в следствие пожара, взрыва, разрушения; порча материалов, готовых изделий; (Прямой ущерб) суммы, выплаченные предприятием потерпевшим (утраченный заработок, единовременное пособие, на погребение, возмещение морального ущерба); выплаты страховым кампаниям; оплата труда экспертных комиссий. (Косвенный ущерб)

Уголовная ответственность Видами наказания являются (ст. 44 УК РФ): - штраф; - обязательные работы; - исправительные работы; - конфискация имущества; - ограничение свободы; - лишение свободы на определенный срок; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

В соответствие со ст. 143 Уголовного кодекса РФ: 1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека - наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 Уголовного кодекса РФ) Ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217 УК РФ) Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности (статья 219 УК РФ) Ответственность за преступления, связанные с использованием взрывчатых материалов (статьи 218, 222, 226 Уголовного кодекса РФ.

Введение

Обеспечение безопасности, как, собственно, все функции любого государства, подвергается нормативно-правовому регулированию. В объективном смысле понятие безопасность можно определить как состояние защищённости жизненно-важных интересов государства, общества и личности. В силу обширности данного понятия нормативно-правовое и правоприменительное регулирование осуществляется по различным направлениям. К числу этих направлений можно отнести обеспечение безопасности государства в целом, безопасность трудовой деятельности личности, обеспечение социальной безопасности, противопожарной безопасности, экологической безопасности и так далее.

В Конституции Российской Федерации, являющейся Основным Законом, содержащим общие отправные положения, закреплено право граждан на жизнь, здоровье и имущество, а также благоприятную окружающую среду, обеспечение защиты которых, в том числе снижение риска для жизни, здоровья и имущества граждан, является целью государственной политики в области безопасности.

Конституция разграничивает сферы компетенции и полномочия федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в области экологических и природно-техногенных рисков, содержит отправные положения для органов, осуществляющих реализацию управленческих решений в том числе и в области безопасности. (ст. 71 и 72).

Помимо Конституции, к нормативно-правовым актам относятся и Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, о которых в данном реферате будет упомянуто более подробно.

Целью данного реферата является характеристика деятельности государственных органов в области обеспечения безопасности и характеристика нормативно-правовых актов в этой области. В реферате будут рассмотрены некоторые направления деятельности государственных органов по принятию управленческих решений в области безопасности, правовые основы их деятельности, а также основные тенденции развития законодательства в указанной области.

Правовое регулирование в области безопасности

Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации

Нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть подразделены по юридической силе на Конституцию РФ, Федеральные законы и законы Российской Федерации, подзаконные акты - Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д., а также нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Помимо этой юридической классификации нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: общие (общесистемные) и частные акты. В общесистемных правовых актах формулируется базовый понятийный аппарат, принципы, цели, задачи, основные направления государственной политики в данной сфере. В России к таким актам относится Конституция Российской Федерации, в которой содержатся основополагающие положения и принципы защиты прав человека и гражданина. Помимо Конституции, к общесистемным нормативно-правовым актам, регулирующим основы деятельности по снижению риска, относится еще ряд федеральных законов. Из наиболее важных правовых актов, действующих в рассматриваемой области, следует назвать, закон Российской Федерации "О безопасности". В нем сформулированы основные понятия, характеризующие цель правовых основ (а именно: "безопасность", "система безопасности"), принципы, основные элементы и функции системы обеспечения безопасности при трансформации отдельных видов опасностей в ЧС. Так же данный закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

К этой же группе актов относится закон Российской Федерации "О страховании" (действующий в некоторых положениях до сих пор), устанавливающий цели, задачи и механизм защиты интересов, связанных жизнью, здоровьем, имуществом застрахованных физических и юридических лиц при различных видах риска. Условия страхования требуют от страхователя соблюдения норм и правил безопасности, ориентируют на минимизацию интегрального риска и связанного с ним ущерба. При соблюдении этих норм и правил закон предусматривает страховое возмещение или обеспечение страхователю, компенсируя прямо или косвенно понесенный им ущерб.

Специального упоминания заслуживает Федеральный закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон о чрезвычайных ситуациях). Его дополняют и конкретизируют постановления Правительства России, в частности принятые в 1995 г. постановления № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Не менее важны и постановления Правительства России от 1996 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Указанные нормативные акты, прежде всего федеральный закон, в определенной мере выполняют роль одного из ключевых элементов в правовой системе, обеспечивающей безопасность и снижение риска ЧС. Эти правовые документы определяют основные понятия в упомянутой сфере правового регулирования, а также основные принципы защиты населения и территорий при природно-антропогенных бедствиях и катастрофах.

Вместе с тем следует отметить, что ни один из упомянутых нормативных актов не содержит определения ключевого понятия "риск чрезвычайных ситуаций". Действующее законодательство пока еще далеко от использования в своей основе концепции приемлемого риска ЧС, подразумевающей снижение ущерба от природных и техногенных опасностей до экономически и социально приемлемого уровня. Конечно, для изменения положения необходимо, чтобы такой приемлемый уровень, точнее уровни (ибо для каждого региона России они будут различны), были определены, что является задачей экономистов, а не юристов. Тем не менее, переход законодательной базы на новую концептуальную основу управления риском необходимо и возможно осуществлять уже сейчас.

Среди частных нормативных актов можно условно выделить две основные подгруппы. Одна из них объединяет законы и подзаконные акты, относящиеся к конкретным видам опасностей. Например, проблемы радиационного риска и радиационной безопасности регулируются федеральным законом "Об атомной энергии", "О радиационной безопасности населения"; риска и безопасности при эпидемиях и эпизоотиях - законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; экологического риска и безопасности - законом "Об охране окружающей среды". Другая из упомянутых двух подгрупп частных правовых актов объединяет законы и подзаконные акты "функционального" характера, регламентирующие конкретные функции или деятельность конкретных органов. К этой подгруппе, в частности, принадлежат федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей", "О милиции", а также целый ряд постановлений Правительства и Указов Президента. Приведенная группировка нормативных актов, представляя определенное удобство для их дальнейшей систематизации, носит, конечно же, условный характер. На самом деле многие действующие законы и подзаконные акты соединяют в себе отраслевые (предметные) и функциональные признаки и конкретные функции и действия конкретных органов по их предупреждению и ликвидации, но в значительно меньшей мере, чем общесистемные нормативные акты. Например, федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует деятельность по управлению риском эпидемий как разновидности биолого-социальной чрезвычайной ситуации и в то же время регламентирует выполнение функции санитарного и медицинского контроля при любых типах таких ситуаций.

Стоит отметить наличие практически во всех перечисленных группах частных нормативных актов, как и в общесистемном законодательстве страны многочисленных статей и положений, регулирующих деятельность по предупреждению ЧС. Суть этих статей и положений заключается в стремлении нормативным путем стимулировать меры по раннему выявлению и минимизации риска здоровью и жизни граждан, социальному и экономическому благополучию общества и окружающей его среде.

Это достигается в рамках законодательных требований об экспертизе решений, отсекающей те из них, которые признаются в установленном порядке неприемлемыми по критерию допустимого интегрального риска (безопасности). К профилактическим мерам следует также отнести положения законодательства, связанные с повседневной деятельностью контролирующих, надзорных и инспекционных органов министерств, ведомств, общественных организаций. Отсутствие в нормативных актах требований о снижении риска, как показывают примеры федеральных законов "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", повышают незастрахованный риск ЧС.

  • Автоматическое регулирование температуры печей сопротивления
  • Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  • Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  • Акционерное общество как юридическое лицо: порядок образования, правовое положение
  • Анализ случаев нарушения безопасности движения с установлением виновных и конкретных нарушений правил и порядка работы
  • Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
  • Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

    Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

    Федеральные законы.

    Указы Президента РФ.

    Постановления Правительства РФ.

    Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

    Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

    Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

    Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

    1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.

    Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

    2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.

    Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

    3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

    Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

    Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

    В состав этих основ входит:

    1.Экологическая безопасность.

    Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992г. федерального закона «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами этого законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

    Эти задачи реализуются через 3 группы норм:

    Нормативы качества окружающей среды

    Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

    Механизм исполнения этих требований

    К нормативам относятся ПДК (химического, физического, биологического происхождения).

    Экологические требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности.

    Механизм реализации выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды.

    2.Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

    Основные направления государственной политики в области охраны труда:

    Признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий.

    Установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности

    Защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве

    и другие.

    Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

    На рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов

    На возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей

    На обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.

    ФВМ -1, 2 группа Николаев Д.А.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

    ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Основные законодательные документы

    В 1993 г. в нашей стране введены «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», которые устанавлива­ют гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в об­ласти охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собст­венности. Этот документ направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работ­ников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

    В ст. 1 рассматриваемого документа приводится определение термина «охрана труда». Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

    В ст. 3 «Основ законодательства...» также указывается, что главной задачей государственной политики в области охраны труда является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производст­венной деятельности предприятия.

    Указывается также, что каж­дый работник имеет право на охрану труда, которую гарантирует государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственное управление охраной труда за­ключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, га­рантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда (ст. 7).

    В «Основах законодательства РФ об охране труда» также перечислены права и обязанности работников и работодателей по обеспечению охраны труда на предприятиях, рассмотрены вопро­сы обучения и инструктирования работников в области охраны труда, приведены сведения о финансировании указанных меро­приятий и фондах охраны труда. Кроме того, в ряде статей этого документа представлены сведения об ответственности предпри­ятий и работодателей за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, указано, как должны осу­ществляться надзор и контроль за соблюдением законодательст­ва об охране труда, а также рассмотрен ряд других моментов.

    Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом феде­ральных законов, среди которых прежде всего следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., соответствующие нормативные акты Президента и Прави­тельства РФ, субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления.

    Несколько примеров.

    1)Закон «Об ох­ране атмосферного воздуха». В нем изложены основные поло­жения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональ­ному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.

    В этом законодательном акте подробно изложены вопросы нормирования ПДК загрязняющих веществ в атмосфере, преду­смотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих ве­ществ и других негативных воздействий на воздушную среду, включая воздействие на погоду и климат. Ряд разделов Закона посвящен государственному контролю в области охраны атмо­сферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан страны за нарушения воздухоохранного законодательства.

    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухоохранного законодательст­ва, осуществляется органами местного самоуправления и специ­ально уполномоченными на то государственными межведомст­венными органами. Его основная задача - обеспечение строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, предприятия­ми и другими органами, а также должностными лицами и граж­данами требований воздухоохранного законодательства.

    2)Основополагающим правовым актом водного законодатель­ства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отноше­ния путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресур­сах, лечебно- оздоровительных местах и курортах. Общие эколо­гические требования к водопользованию отражены в Федераль­ном законе «Об охране окружающей природной среды». Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.

    Водное законодательство предусматривает систему мер по ох­ране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения вод­ных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена гл. 11 Водного кодекса РФ, в кото­рой изложены общие требования к охране водных объектов, све­дения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны.

    3)Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществля­ется в первую очередь в соответствии с требованиями Конститу­ции страны (ст. 9, 36, 58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Рос­сийской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    В развитие основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система пра­вовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предот­вращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйствен­ного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восста­новление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.

    Правовые основы землепользования в нашей стране раскры­ваются также в Земельном кодексе и Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в ряде Указов Президента РФ.

    4)Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ «О недрах» и «Об охране окружающей природ­ной среды», а также на ряде Указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ «О недрах». С эко­логической точки зрения наиболее важные из них: предотвра­щение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их качество.

    В отличие от других природных объектов недра практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в уста­новлении особых требований, способствующих их рациональ­ному использованию и надлежащей охране.

    2. Иные нормативные акты.

    Кроме перечисленных выше законодательными документами в области безопасности жизнедеятельности являются государст­венные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, прави­ла и нормы, в которых содержатся различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др.

    Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности человека и являются основными нормативными документами в указанных областях. Государственные стандар­ты разбиты по классам систем и имеют свои коды. Стандарты безопасности труда начинаются с шифра-кода 12 (например, 12.0.003-74, 12.1.018-85 и др.), стандарты по охране окружающей среды с шифра-кода 17 (например, 17.0.0.01-76, 17.2.6.02-85 и др.).

    Едиными правилами, которые содержат требования к обес­печению безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, являются «Строитель­ные нормы и правила» (СНиП), а также различные санитарные нормы и правила (СН, СанПиН).

    На основе государственных стандартов разрабатываются от­раслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие от­раслевые и местные условия, а также конкретные условия и тех­нологии производства.

    Еще одну группу нормативно-технической документации со­ставляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разра­батывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.

    Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных - 3 года. После чего эти документы пересматри­вают и срок действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.

    За нарушение всех видов законодательства по безо­пасности жизнедеятельности предусматривается следующая от­ветственность:

    дисциплинарная, которую накладывает на нарушителя вы-­
    шестоящее административное лицо (замечание, выговор,
    перевод на нижеоплачиваемую должность на определен-­
    ный срок или понижение в должности, увольнение);

    административная (подвергаются работники администра­-
    тивно-управленческого аппарата; выражается в виде пре­
    дупреждения, общественного порицания или штрафа);

    уголовная (за нарушения, повлекшие за собой несчастные
    случаи или другие тяжелые последствия);

    Похожие публикации