Ст 322 прим 1 ук рф комментарии. Понятие и правовое регулирование

Незаконная международная миграция - одна из ключевых проблем в настоящее время. За последние годы она достигла пика. Обусловлено это главным образом нестабильной ситуацией в развивающихся странах, активизацией деятельности террористических организаций. Военные конфликты на Ближнем Востоке, безработица, демографические проблемы - все это влияет на потоки мигрантов, хлынувшие в Россию и на Запад. В РФ незаконная миграция является уголовным преступлением. Рассмотрим далее, какие меры предусмотрены в законодательстве против этого явления.

Общие сведения

Обычно в организации незаконной миграции участвует 3 группы стран. В первую входят государства, из которых уезжают граждане в поисках лучшей жизни. Вторую группу составляют страны транзита. И третьи государства - пункты назначения.

Как показывает статистика, порядка трети мигрантов задерживается в транзитных странах. Часть из них депортируется на родину. Стоит сказать, что из оставшихся 70 % мигрантов только небольшая их часть достигает цели.

В разных странах предпринимаются различные меры по противодействию незаконной миграции. Так, к примеру, в России ужесточаются правила въезда в страну и пребывания в ней. Кроме того, устанавливается уголовное наказание за организацию незаконной миграции.

Актуальность проблемы

В России незаконная миграция входит в число ключевых угроз для экономики. В Стратегии нацбезопасности до 2020 г. прямо говорится о повышении уровня риска, связанного с неконтролируемым перемещением иностранных граждан.

Среди главных негативных последствий организации незаконной миграции в РФ специалисты отмечают рост теневой экономики, интернациональной, трансграничной, этнической преступности.

Неконтролируемое перемещение иностранцев приводит к возникновению межконфессиональной и межнациональной напряженности. Незаконная миграция способствует распространению терроризма и экстремизма.

Как отмечал в одном из выступлений руководитель ФСБ РФ, иностранцы проходят психологическую и военную подготовку в лагерях, получают опыт в горячих точках. Используя мигрантов, они создают бандформирования, распространяются по разным регионам и ведут преступную деятельность.

Особенности борьбы с незаконной миграцией

В существующих сегодня условиях противодействие неконтролируемому перемещению иностранцев становится одной из ключевых задач правоохранительных органов. Ее решение должно осуществляться комплексно.

Противодействие незаконной миграции направлено на выявление и устранение факторов, способствующих ее развитию. В России постоянно совершенствуется миграционное законодательство. На настоящий момент в нем содержится более 240 правовых актов.

Активное создание отечественного миграционного законодательства началось в 90-е гг. Необходимость в нем была обусловлена увеличением потоков вынужденных переселенцев. Сегодня большое внимание уделяется вопросам, связанным с:

  • трудовой миграцией и оптимизацией статуса работающих мигрантов;
  • возвращением в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • противодействием и предупреждением незаконной миграции;
  • обеспечением госбезопасности посредством формирования эффективной системы учета и контроля.

Виды ответственности

Реализация положений, регламентирующих миграцию иностранцев, обеспечивается за счет установления административной и уголовной ответственности за их неисполнение. В целях пресечения нелегального перемещения лиц через границу и предотвращения преступлений, совершенных ими ведено несколько уголовных норм, предусматривающих различные санкции.

Так, за незаконное пересечение Госграницы ответственность закреплена в ст. 322 УК РФ. Организация незаконной миграции наказывается по ст. 322.1 Кодекса. В статьях 322.2, 322.3 устанавливаются санкции за фиктивную регистрацию и постановку на учет иностранцев на территории РФ.

Административное наказание за нарушение режима пересечения границы закреплено в главе 18 КоАП.

Нелегальное пересечение границы как угроза национальной безопасности страны

Санкции, установленные в УК РФ за организацию незаконной миграции, достаточно строгие. Это связано с высоким уровнем опасности преступления.

Нелегальным пересечение границы считается, если оно совершено:

  • Без действительных документов, дающих право на въезд в РФ.
  • Без разрешения, выданного в установленном порядке.
  • Субъектом, въезд которому в Россию запрещен.
  • С применением насилия.
  • Организованной группой или предварительно сговорившимися субъектами.

Деяние признается завершенным в момент пересечения линии Госграницы.

Пресечение нелегального перемещения иностранцев предотвращает развитие незаконной миграции.

По УК РФ допускается наказание по совокупности статей. К примеру, если нелегальное перемещение через Госграницу было сопряжено с бандитизмом, захватом заложников, угоном воздушного или железнодорожного транспорта, деяние квалифицируется по ст. 322 и соответствующей норме Кодекса.

Международное сотрудничество

Ответственность за незаконную миграцию предусмотрена практически в каждой развитой стране. На фоне обострения миграционного кризиса многие государства понимают необходимость тесного взаимодействия. Для его обеспечения создаются оперативные каналы связи, по которым идет активный обмен информацией между правоохранительными структурами стран-партнеров. Такое взаимодействие позволяет осуществлять согласованные действия по регулированию потоков иностранцев, контролю за незаконной миграцией, пресечению трансграничной преступности. Россия, к примеру, является участницей Соглашения о сотрудничестве, подписанного между странами ШОС.

Межгосударственное взаимодействие, несомненно, приносит результаты. Так, за последние 10 лет наблюдается существенное изменение структуры преступности иностранцев. Значительно уменьшилось число тяжких, особо тяжких посягательств. Эти изменения обусловлены главным образом совершенствованием государственной миграционной политики, применением мер ответственности к нарушителям законодательства.

Статистические данные

Стоит, однако, отметить, что, несмотря на множество принимаемых мер, незаконная миграция все еще остается одной из главных проблем современного общества. По разным оценкам, в России ежегодно 3-5 млн иностранцев находятся и работают нелегально. Так, на 2014 г. по фактам нарушений было составлено более 2 млн административных протоколов. За этот же период было пресечено более 45 тыс. преступлений разной тяжести.

Выявление противоправной деятельности мигрантов осложняется тем, что их активность отличается очаговым характером. В основном иностранцы сосредотачиваются в развитых странах, в экономически успешных районах.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.

Решение проблем

Для обеспечения надлежащего контроля за исполнением миграционного законодательства было принято несколько нормативных актов, существенно упрощающих процесс постановки иностранцев на учет, порядок трудовой деятельности лиц, въезжающих в Россию в рамках безвизового режима.

В настоящее время мигранту необходимо получить патент. Этот документ позволяет осуществлять трудовую деятельность официально. С одной стороны, введение патентной системы решило множество вопросов, связанных с трудовой миграцией. С другой же стороны, для оформления разрешения необходимо собрать внушительный пакет документов. Кроме того, процесс его получения стоит немалых денег для иностранца. В результате многие трудовые мигранты становятся нелегальными.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Особенности деятельности контрольных органов

Ключевые функции по выработке и реализации госполитики и нормативного регулирования в миграционной сфере возлагаются сегодня на ФМС РФ. В систему контролирующих органов также включены:

  1. ФСИН.

Необходимо сказать, что задачи указанных институтов власти существенно отличаются друг от друга по масштабам, полномочиям, методам, формам, уровню специализации.

Результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов. В связи с этим, большое значение приобретает координация действий правоохранительных структур по предупреждению и пресечению преступности мигрантов. Ее осуществляет прокуратура.

В процессе реализации координационных задач:

  • анализируются динамика, структура, тенденции преступности мигрантов;
  • изучается практика пресечения и предотвращения противоправных действий;
  • разрабатываются предложения по недопущению нарушений законодательства;
  • подготавливаются информационные материалы и направляются в местные структуры власти;
  • проводятся межведомственные совещания и другие мероприятия.

Профилактическая работа

Она считается одним из эффективных методов противодействия нелегальной миграции. Профилактическая работа ведется различными государственными органами совместно. Кроме этого, разрабатываются планы специальных операций, в ходе которых обнаруживаются места незаконного скопления иностранцев, пресекается противоправная деятельность организаций и частных лиц, транснациональных групп.

За несколько последних лет ФМС совместно с правоохранительными структурами провели огромную работу для устранения нарушений на потребительском и трудовом рынке, транспорте, в лесном хозяйстве и иных сферах, в которых задействованы нелегалы. Многое сделано для ликвидации каналов незаконной миграции.

Прокурорская деятельность

Особую роль в борьбе с нарушениями миграционного законодательства играют прокурорские работники. Проверки, проводимые ими, осуществляются с привлечением сотрудников ФМС, МВД, территориальных подразделений Роспотребнадзора, Роструда и прочих контролирующих инстанций.

В процессе этих мероприятий особое внимание уделяется соблюдению нанимателями правил приема иностранцев на предприятия лесного и сельского хозяйства. По результатам проверок разрабатываются планы реализации дополнительных мер по обнаружению иностранцев, нарушивших законодательство, и лиц, задействованных в организации нелегальной миграции.

Перспективные направления

По результатам анализа практики предотвращения незаконной миграции можно выделить несколько ключевых задач, решение которых позволит усовершенствовать деятельность контролирующих структур:

  1. Организацию комплексного мониторинга соблюдения миграционного законодательства.
  2. Выявление пробелов в нормах и проблем правоприменительной практики.
  3. Выработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования.
  4. Организацию информационно-аналитической деятельности.
  5. Совершенствование методов оценки состояния, динамики нелегальной миграции.
  6. Выявление мест скопления иностранцев.
  7. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших предписания закона.
  8. Разработку механизмов реагирования в экстренных ситуациях. В частности, речь о действиях при массовой миграции вследствие вооруженных конфликтов, техногенных и иных катастроф.
  9. Развитие межведомственного взаимодействия для ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией.

Немаловажное значение имеет оптимизация количества лиц, прибывающих в страну, создание для них надлежащих условий. Важным направлением в сфере профилактики незаконной миграции является и обеспечение социальных гарантий для иностранцев. В первую очередь, это касается оплаты труда. Для повышения прозрачности движения средств необходимо обязать нанимателя, использующего труд мигрантов, оформить каждому иностранцу банковскую карту или счет для перечисления денег.

Дополнительные меры

Одним из факторов, предрасполагающих для развития незаконной миграции, является низкая квалификация иностранцев. Для оформления разрешения на проживание, трудовую деятельность субъектам необходимо подтвердить знания языка, основ законодательства и истории РФ.

Для преодоления низкого квалификационного уровня мигрантов необходимо упрощать порядок получения гражданства иностранцев, уже проживающих в стране и являющихся специалистами, инвесторами, выпускниками отечественных учебных заведений либо признанных носителями государственного языка.

Все эти меры способствуют укреплению межконфессионального и межнационального согласия, профилактике конфликтов, решению проблемы социальной изоляции граждан иностранных государств.

В качестве меры предупреждения развития нелегальной миграции выступает сокращение потребности отечественных предприятий в низкоквалифицированных работниках. Необходимо переориентировать экономику на привлечение внутренних трудовых ресурсов.

Если вы решили пересечь границу государства, то лучше сделать это легально с наличием всех справок и разрешений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Стоит помнить, что при невыполнении миграционной правовой системы России может грозить уголовная ответственность. Также санкции грозят и за постановку не законного переселения или махинации с бумагами для иммигрантов.

Об этом говорится в ст. 322 Криминального кодекса РФ.

Что регулирует

Статья 322 УК РФ «Организация нелегальной миграции» регулирует ответственность за:

  • неправомерное нарушение границ страны;
  • организацию нелегального пересечения границ страны;
  • подделку документов для нелегального пересечения границ государства.

Соответственно с законами нелегальная миграция представляет нелегальный въезд на территорию государства, неправомерное нахождение и неправомерный выезд из страны граждан других стран и лиц без гражданства.

Понятие «организации» по отношению к нелегальной миграции включает постановку процесса самой миграции, но и помощи в выполнении неправомерной миграции.

Уголовная ответственность

Криминальное взыскание постановки пересечения границ государства жителями других стран или особами без гражданства, их неправомерного пребывания в государстве или неправомерного проезда через границы страны влечёт на собой наказание в виде :

  • санкций в объеме до 300 000 рублей;
  • санкций в объеме заработной платы или иной прибыли наказуемого за период времени до полтора года;
  • обязательные работы на период времени до 420 часов;
  • уголовно — исполнительные работы на период времени до 2 лет; уголовно — исполнительный работами на период до 3 лет с арестом на период времени до 1 года или без него;
  • арестом на период до 5 лет с арестом на период до 2 лет или без такого.

Объектом неправомерного действия зависимо от характера преступления считается прописанный законопроект пересечения границ страны или прописанный порядок нахождения на границе РФ.

Объективная сторона прописанного не правомерного поступка заключается в совершении одного из таких действий:

  • постановка въезда на территорию государства с несоблюдением положений законодательства;
  • постановка нахождения на границе страны с несоблюдением законодательства;
  • постановка временного пересечения границ государства с несоблюдением законодательства.

Основные положения 322 УК РФ — организация нелегальной миграции

Основные положения статьи (введена ФЗ № 187):

  1. Организация въезда в государство заграничных жителей или жителей без гражданства с несоблюдением законодательства, их нахождения в РФ с неисполнением законодательства или проезда через территорию государства с несоблюдением законов – наказывается арестом на время до пяти лет либо до двух лет или без такого.
  2. Те же проступки, совершенные:
  • несколькими лицами, которые предварительно договорились или поставленным коллективом;
  • в результате выполнения криминального проступка на границе государства, — наказываются арестом на период до 7 лет с санкциями в объеме до 500 000 рублей. Или в объеме зарплаты или иной прибыли преступника за период времени до 3 лет либо без такого и с лишением воли на период времени до 2 лет либо без такого.
Основными документами для пересечения границы для граждан России есть паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Такие же бумаги определены и для граждан других стран и особ без гражданства (удостоверение личности, виза).

Разрешение на миграцию значит, что у особы есть правильно оформленный документ на право пересечения границ государства, полученный в порядке, определенном законодательством РФ.

Видео: Что предусматривает закон

Комментарии

Комментарий к ст. 322.1 УК РФ:

  • Сейчас вопросы политики миграции в России довольно актуальны из-за повторяющимся в последние 15 лет почти бесконтрольным въездом на территорию государства и нахождением в стране граждан других стран и лиц без гражданства. Часто из стран СНГ, а также в связи со случаями терроризма. Функции по контролю и наблюдению, а также введение санкций совершает Федеральная миграционная служба.

Неприкосновенным объектом для нелегальных иммигрантов есть государственная граница России. Соответственно с ФЗ «О гос. границе РФ». Государственная граница – это линия и преходящая по этой линии территория, которые определяют границы государства России.

Под неправомерным пересечением границы имеется в виду переезд лица через границу в любом направлении. Непременным условием для определения нарушения есть отсутствие бумаг на право пересечения границ государства или отсутствие нужного разрешения.

Постановление Правительства России N 711 «О вопросах федеральной миграционной службы».

  • Объектом анализируемого состава нарушения есть определенный порядок правомерной миграции в России. Законодательство постановляет, что действия могут осуществляться только по отношению к гражданам других стран либо особам без гражданства. Соответственно со ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ» – граждане других стран не являются гражданами РФ. Особы с двойным гражданством, в том числе с российским, не включаются в состав нарушения. Лицо без гражданства – это особа, не являющаяся гражданином России и не имеющая свидетельств присутствия другого гражданства.

Правовой комментарий к статье 322.1 «Уголовного кодекса Российской Федерации»:

  1. Незаконное нарушение составляют такие действия:
  • Организованный въезд на территорию страны граждан других стран и особ без гражданства.
  • Нахождение на границе государства с несоблюдением законодательства.
  • Временное пересечение границ государства с несоблюдением законодательства.

Гражданин другого государства и особа без гражданства находятся в РФ на законных основаниях, если они имеют вид на жительство, разрешение на жительство, визу.

Пересечение границ государства с нарушением норм законодательства, незаконное нахождение на границе страны и неправомерное пересечение ее границ иностранными гражданами либо особами без гражданства входят в состав преступления:

  • Неправомерное действие, совершенное умышленно.
  • Субъект преступления – человек, которому исполнилось 16 лет. Следует понимать, что за организованные нарушения наказывается, как исполнитель данного нарушения. Ссылка на ст. 33 УК при этом не нужна.
  • Характер и тяжесть нарушения, в целях осуществления которого совершаются действия, прописанные в ч. 2 УК на определение проступка не влияют.

Комментарий к статье 322.1 «Уголовного кодекса Российской Федерации»:

  1. Введение в УК государства рассматриваемой статьи связано с увеличением защиты границ государства и контролем режима правомерного пребывания жителей других стран в стране.

Главные правовые акты в данной сфере:

  • Кодекс об административных правонарушениях (гл. 18);
  • ФЗ № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ».
  • № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Существует также ФЗ № 97, который регулирует борьбу с незаконной миграцией в стране.

  1. Сторону неправомерного поступка составляют действия по постановке:
  • Въезда на территорию государства жителей других стран с несоблюдением законодательства.
  • Пребывания на территории государства жителей других стран с несоблюдением законодательства.
  • Пересечение границы государства жителями других стран с несоблюдением законодательства.
  1. Сторона неправомерного действия характеризуется нарушением в виде прямого умысла. Человек, который занимается вопросами въезда на территорию государства с несоблюдением законов, понимает, что ему грозит наказание за подобные действия.
  2. Субъект правонарушения – вменяемая личность, которой исполнилось 16 лет, что занимается вопросами незаконной миграции. В этой ситуации неправомерное действие включается в объективную сторону неправомерного поступка, и организатор будет нести ответственность за совершение преступления, как исполнитель (ст. 33 УК РФ).
  3. В ч. 2 статьи прописано состав неправомерного действия, которое предусматривается ч. 1 ст.:
  • Нарушение группой лиц.
  • С задачей осуществления неправомерного действия на территории государства.
  1. В гл. 18 Кодекса об админ. нарушениях прописываются наказания за неправомерные действия в сфере миграции граждан других стран либо особ без гражданства.
  2. Преступление считается законченным с периода совершения одного из прописанных в законе проступков.

Некоторые положения кодекса близки к рассматриваемой норме. Поэтому комментируемую статью следует подробно проанализировать.

Судебная практика

SEVERAL THESES ABOUT THE CAUSAL LINK IN CRIMINOLOGY

The content of the article designated staging some topical issues of forensic doctrine of cause-and-effect relationships.

Keywords: criminology, causal relationships.

Rudin Artem Vladimirovich, associate chair of criminal trial, a senior police lieutenant, sledstv@,rambler. ru, Russia, Krasnodar, Krasnodar University of the Interior Ministry.

ПРОБЛЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ (ст. 322.1 УК РФ)

Л.А. Савина

В статье рассматриваются поводы к возбуждению уголовного дела, анализируются проблемы предварительной проверки по преступлениям, предусмотренным ст. 322.1 УК РФ, а также предложен алгоритм действий уполномоченных лиц при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, раскрываются основные направления взаимодействия подразделений и служб правоохранительных органов на этом этапе.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, организация, незаконная миграция, получение объяснений, временное разрешение, специальное исследование.

Статья 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, т.е. организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в России или незаконного транзитного проезда через территорию нашей страны.

И если в начале своего существования незаконная миграция носила стихийный характер, то с каждым годом она становится всё более организованной.

Нелегальную трудовую миграцию в Россию можно определить как въезд, пребывание и (или) осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением действующего законодательства и установленного порядка, т.е. без оформления или ненадлежащим оформлением соответствующих документов и разрешений, определенных российским законодательством, а также с использованием недействительных, поддельных, фиктивных (чужих) или документов,

утративших юридическую силу в связи с истечением сроков их действия или несовпадением заявленных целей прибытия, указанных в миграционной карте, или отсутствие таковой на момент проверки.

Чаще всего поводами к возбуждению уголовных дел по ст. 322.1 являются рапорта об обнаружении признаков преступления, поступающие от участковых уполномоченных полиции и сотрудников ППС. Это могут быть также и сообщения о преступлении, полученные от граждан (например, соседей т.н. «резиновых» квартир). Кроме того, уголовные дела возбуждаются по результатам проверок работников ФМС России, которые проводят рейды по проверке паспортного режима на стройках, рынках и пр. и передают сообщения в полицию о выявленных ими нарушениях миграционного законодательства.

Первоочередной задачей органов дознания на этапе доследственной проверки является установление достаточности оснований для возбуждения уголовного дела. При этом действия по проверке должны быть направлены на установление факта незаконности нахождения мигранта на территории России.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо четко разграничивать деяния, имеющие признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК Российской Федерации «Организация незаконной миграции», от деяний, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП Российской Федерации «Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу».

При этом следует учитывать, что наличие у иностранного гражданина миграционной карты со штампом о временной регистрации по месту проживания, выданной в установленном порядке, а также визы в паспорте исключают признаки преступления в действиях лица, организовавшего пребывание таких граждан на территории России. При наличии указанных документов, но при отсутствии у них разрешения на работу в Российской Федерации работодатель несет только административную ответственность.

Чтобы исключить такие случаи в ходе доследственной проверки необходимо сделать запрос в миграционную службу о выдаче лицу миграционной карты с отметкой о регистрации, либо о выдаче вида на жительство. Для проверки указанных сведений осуществляется запрос в базу данных АС ЦБДУИГ ФМС России о порядке пересечения государственной границы РФ. Лицу, осуществляющему проверку также сделать запрос о порядке въезда и пребывания на территории Российской Федерации и нарушенных нормах миграционного законодательства.

В случаях установления факта организации пребывания незаконных мигрантов, их временного размещения и трудоустройства, в ходе доследственной проверки следует получать объяснения от владельца квартиры и соседей в месте проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. При фиксации этих показаний в обязательном порядке следует отражать

данные о том, когда иностранные граждане поселились в указанном помещении; кто конкретно предоставил им жилое помещение; знали ли соседи, что иностранные граждане являются незаконными мигрантами. При этом у владельцев необходимо получить копию свидетельства о праве собственности на указанное помещение.

При обнаружении иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, на территории предприятий и учреждений разных форм собственности сотрудники правоохранительных органов должны получить объяснения от представителей организации, на территории которой, работают иностранные рабочие. При этом обязательно отражаются сведения о том, каким образом и когда появились иностранные граждане на территории предприятия, какую работу и где они выполняли, кто ими руководил, оплачивался ли их труд и каким образом, где они проживали.

При получении объяснений у руководителя организации, необходимо выяснить: получались ли организацией квоты для привлечения иностранных граждан с целью использования их труда; с какого времени иностранные граждане находятся и осуществляют трудовую деятельность в данной организации, кто и как удостоверял их личность, проверялась ли законность нахождения иностранных граждан на территории РФ, если да то каким образом; обращались ли в соответствующие органы с целью оформления официального приглашения иностранных граждан, в том числе на работу; известно ли о порядке постановки иностранных граждан на миграционный учет и правилах законодательного оформления сдачи в наем предоставляемой им жилой площади; осознавали ли, что своими действиями нарушают миграционное законодательство РФ; заключались ли с иностранными гражданами какие-либо договора на осуществление трудовой деятельности, как производилась оплата за выполненную работу; кто является собственником данного помещения; кто осуществляет сбор оплаты за проживание и т.д.;

При этом направляются запросы на наличие у юридического лица или индивидуального частного предпринимателя разрешения на право привлечения и использования иностранной рабочей силы.

У иностранных граждан истребуют документы (разрешение на работу), предоставляющие право осуществления трудовой деятельности. Разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Иностранный гражданин может получить разрешение по достижении 18 лет, если он зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального предпринимателя и намерен осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо привлекается в качестве иностранного работника работодателем или заказчиком работ (услуг) по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на право привлечения и использования иностранных работников. Разрешительные документы оформляются и выдаются Управлением по делам миграции ГУВД г. Москвы.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему предоставлено право на трудовую деятельность. Порядок выдачи разрешения на работу ИГ и ЛБГ определен федеральным законодательством.

Обязательным условием возбуждения уголовного дела должно быть наличие в материалах доследственной проверки документов о привлечении конкретного лица, не имеющего отметки о регистрации по месту временного пребывания, к административной ответственности (Копии протокола об административном правонарушении; копии решения суда, вступившего в законную силу).

К материалам предварительной проверки также прилагается протокол осмотра места происшествия (квартира, помещение, подвал, иное), где находились иностранные граждане (проживали, пребывали, работали и пр.) В протоколе должна быть отражена обстановка в квартире или ином жилом помещении. В ходе осмотра места происшествия обязательно должна применяться фотосъемка для фиксации обстановки на месте происшествия или видеозапись для документирования показаний участвующих лиц. Объектом осмотра места происшествия может выступать помещение, жилище, участок местности, где обнаружены (работали, проживали) иммигранты. Необходимо учитывать, что при производстве осмотра, следует получать письменное согласие собственника помещения на его проведение. Кроме того может быть произведен осмотр помещения, где вносились подложные сведения о незаконном пребывании иммигрантов в имеющиеся у них документы или полностью изготавливались поддельные документы, а также и место, связанное с перевозкой иммигрантов.

При получении объяснений от лиц, незаконно прибывших на территорию Российской Федерации, следует отражать: полные анкетные данные - фамилия, имя, отчество, точные дата и место рождения, место регистрации и временного проживания, семейное положение, связи, контактные телефоны, отношение к воинской обязанности, принадлежность к гражданству, судимость; когда, откуда, как, с какой целью он прибыл на территорию Российской Федерации; где и каким образом им пересекалась граница Российской Федерации; какие документы оформлялись им для въезда в Российскую Федерацию, пребывания на территории государства либо транзита через неё и в какие органы он обращался; сколько времени он пребывает на территории Российской Федерации; сколько раз приезжал в Российскую Федерацию, если не первый раз, то каким образом ранее осуществлял свой въезд; в чем выражается незаконный транзитный проезд иностранного гражданина через территорию Российской Федерации (откуда, в какое государство направляется, время въезда на территорию Российской Федерации, причины отсутствия документов, необходимых для транзитного проезда, кто оказывал ему помощь в незаконном транзитном проезде); зарегистрирован ли он на территории Российской Федерации, причины отсутствия необходимых документов; кто помог ему приехать в Российскую Федерацию, найти жилье, если работает, то устроиться

на работу; заключались ли им договора о найме на работу, предоставлении услуг, аренду помещений, если да, то на каких условиях и с кем; на какие средства существовал, каким трудом зарабатывал (место работы), с кем непосредственно общался, от кого получал какие-либо задания, кто расплачивался за труд или наоборот кому платил; где он жил до задержания, кто обеспечивал его жильем, знал ли этот человек, что сдает жилье незаконному мигранту.

Чтобы установить факт использования незаконным мигрантом поддельных документов нередко уже на этапе доследственной проверки назначается производство предварительных исследований. При производстве данных исследований решаются следующие задачи: а) определение способа изготовления документа и его частей; б) установление факта и способа внесения изменений в документ либо его части; в) установление первоначального содержания документа (выявление невидимых, замазанных, вытравленных, подчищенных записей, текстов на сгоревших документах, а также выявление текстов по вдавленным штрихам и пр.

Таким образом, в ходе доследственной проверки органом дознания осуществляется оценка первоначальной информации, осуществляется сбор дополнительных материалов, что позволяет принять законное и обоснованное решение по сообщению о преступлении по факту организации незаконной миграции.

Список литературы

1.Савина Л.А. Методика расследования организации незаконной миграции. Криминалистическая методика для дознавателей. Учебник. М., 2015. Гл.33.

2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

3. Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

Савина Любовь Анатольевна, канд. юрид. наук, доц., доц. кафедры криминалистики, Россия, Москва, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

PROBLEMS CRIMINAL INVESTIGA TION OF CRIMES RELA TED TO ILLEGAL IMMIGRA TION

(S. 322.1 OF THE CRIMINAL CODE) L.A. Savina

This article discusses reasons for instituting criminal proceedings, the preliminary analysis of the problem by checking the crimes under Art. 322.1 of the Criminal Code, as well as the

sequence of actions proposed by authorized persons in deciding whether to initiate criminal proceedings, reveal the main directions of cooperation between divisions and law enforcement services at this stage.

Keywords: criminal case, the organization, irregular migration, receiving explanations, the temporal resolution, a special study.

Savina Lubov, PhD. jurid. Sciences, Assoc., Assoc. Department of Criminology, Russia, Moscow, Moscow University of the MIA of Russia to them. V. Y. Kikot

ТАКТИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ - ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В.И. Саньков

Рассмотрены некоторые проблемные вопросы совершенствования тактико-криминалистического обеспечения предварительного следствия, путями которого являются: устранение недостатков законодательной регламентации следственных действий; придание обязательного характера тактическим предписаниям посредством издания ведомственных организационно-распорядительных документов; корректировка юридического образования для студентов, обучающихся по программам специалитета.

Ключевые слова: тактико-криминалистическое обеспечение, предварительное следствие.

Вопросам криминалистического обеспечения предварительного следствия на протяжении последних десятилетий посвящены исследования ряда ученых -Р.С. Белкина, И.А. Возгрина, А.Ф. Волынского, В.А. Волынского, Л.Я. Драпкина, В.Г. Коломацкого, В.А. Образцова и других [см., напр.: 3; 2, с. 52-71]. При этом традиционно основное внимание уделялось техническому обеспечению. В то же время появились работы, в которых рассматриваются и вопросы тактико-криминалистического обеспечения, при этом обращается внимание на преодоление «узкопредметного» подхода, когда тактическое обеспечение сводится лишь к разработке тактических приемов и рекомендаций. В частности, в своем диссертационном исследовании Э.К. Горячев пришел к обоснованному выводу о том, что «тактико-криминалистическое обеспечение, будучи составной частью в целом криминалистического обеспечения, предполагает на первом (организационно-правовом) уровне разработку тактических приемов и рекомендаций, организационное и правовое

Новая редакция Ст. 322.1 УК РФ

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

1. Миграция (лат. migratio, от migro — перехожу, переселяюсь) в контексте коммент. статьи — перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства из-за рубежа в Россию, а равно по территории или через территорию России.

2. Общественная опасность преступления заключается в подрыве установленного законом порядка пересечения Государственной границы РФ, пребывания в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, в создании угрозы общественной безопасности, экономическим и прочим отношениям в государстве.

3. Основной состав преступления описан в ч. 1, а квалифицированный состав закреплен в ч. 2 коммент.

Состав преступления при организации незаконной миграции согласно статье 322

статьи. Они выражают умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2) тяжести.

4. Основными объектами преступного посягательства являются установленный законом порядок пересечения Государственной границы РФ, пребывания в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства. Факультативные объекты — безопасность граждан Российской Федерации, экономические и прочие внутригосударственные отношения.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося в организации: а) въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина и (или) лица без гражданства либо б) пребывания этих лиц в Российской Федерации, а равно в) транзитного проезда указанных лиц через территорию РФ без действительных документов или без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

6. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер. Иными словами, для верной квалификации содеянного по коммент. статье диспозиция отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например к ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2006) <1>, Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 <2>, Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство, утв. Приказом МВД России от 14.04.2003 N 250 <3>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607, N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286, N 31 (ч. 1). Ст. 3420.

<2> СЗ РФ. 2002. N 45. Ст. 4520.

<3> БНА. 2003. N 33.

7. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию, пребывания в Российской Федерации, транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и (или) лиц без гражданства предполагает осознанное, волевое активное поведение виновного лица, направленное на разработку плана указанных действий, выбор лиц для его осуществления, распределение между ними ролей и функций, подбор средств совершения данного преступления и т.д.

8. О территории РФ см. в п. 3 коммент. к ст. 11.

9. Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Данное физическое лицо находится в Российской Федерации законно, если оно имеет действительные: а) вид на жительство, либо б) разрешение на временное проживание, либо в) визу, либо г) иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

10. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

11. Составы преступления, описанного в коммент. статье, имеют формальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из отмеченных в п. 5 коммент. к статье действия независимо от наступления материального общественно опасного последствия.

12. В части 2 коммент. статьи расположены квалифицирующие признаки, заключающиеся в осуществлении преступного деяния: а) организованной группой (см. ч. 3 ст. 35), б) в целях совершения преступления на территории РФ.

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Правоприменителю достаточно установить, что виновное лицо осознает общественную опасность организации незаконной миграции и тем не менее желает ее организовать. Цель — совершение преступления на территории РФ — оказывает влияние на квалификацию содеянного по п. "б" ч. 2 коммент. статьи.

14. Субъект преступного посягательства общий — т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из указанных в законе действий.

2. Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в совершении любых действий, направленных на обеспечение въезда на территорию РФ этих лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, российской визы, документов, удостоверяющих личность) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов, а также с нарушением этими лицами таможенных правил либо санитарных норм.

3. Организация незаконного пребывания в РФ указанных в законе лиц представляет собой совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ этих лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, миграционной карты, разрешения на временное проживание) или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства — это совершение действий, направленных на обеспечение транзитного проезда через территорию РФ указанных лиц любым видом транспорта при отсутствии у них необходимых документов (например, визы государства назначения, проездных билетов) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов.

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к статье 322.1 УК РФ

1. Объективную сторону преступления составляют альтернативно указанные деяния:

— организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;

— организация их незаконного пребывания в Российской Федерации;

— организация их незаконного проезда через территорию РФ.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства считаются находящимися в России законно, если у них имеются действительные вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в стране.

Организация незаконных пересечения Государственной границы РФ, пребывания на территории РФ и транзитного проезда через Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства означает планирование названных деяний, подбор соучастников, руководство непосредственным совершением преступления и т.д.

2. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Следует иметь в виду, что организационная деятельность составляет объективную сторону данного преступления, поэтому виновное лицо несет ответственность как исполнитель преступления. При квалификации его действий ссылка на ст. 33 УК не требуется.

5. Характер и тяжесть преступления, в целях совершения которого осуществляются указанные в ч. 2 действия, на квалификацию деяния не влияют.

Другой комментарий к статье 322.1 Уголовного Кодекса РФ

<1>.

———————————
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах федеральной миграционной службы" и утвержденное этим Постановлением Положение о федеральной миграционной службе.

<1> (в ред. от 28 июня 2009 г.) иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица с двойным гражданством (одно из которых российское) не предусмотрены в данном составе преступления. Лицо без гражданства в соответствии со ст. 3 Федерального закона — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

———————————
<1> Российская газета.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322-1 УК РФ)

6. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Комментарий к статье 322.1 УК РФ:

1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние 15 лет практически бесконтрольным въездом в Российскую Федерацию и пребыванием в России иностранных граждан и лиц без гражданства, преимущественно из стран СНГ, а также в связи с обострившейся угрозой международного терроризма. Правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции в Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба

2. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный нормативными актами порядок законной миграции в Российской Федерации. Диспозиция нормы устанавливает, что действия могут совершаться только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, что является обязательным признаком этого состава преступления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"

3. Объективная сторона состава преступления характеризуется действиями виновного, перечисленными в законе в альтернативной форме: 1) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; 2) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства предполагает совершение комплекса действий, направленных на обеспечение возможности въезда в Россию указанных лиц вне зависимости от цели въезда. Конкретно это может выражаться: в приобретении за свой счет билетов для въезда в Российскую Федерацию железнодорожным, воздушным или иными видами транспорта; предоставлении собственного транспорта для въезда в Российскую Федерацию; оформлении незаконных приглашений для въезда в Российскую Федерацию и т.п. При этом такой въезд должен носить незаконный характер, т.е. осуществляться при наличии оснований, когда въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (см. комментарий к ст. 322 УК РФ). По смыслу диспозиции рассматриваемой нормы такие действия должны совершаться не в отношении одного иностранного гражданина или апатрида, а в отношении неопределенно большого числа лиц, поэтому данное деяние может носить продолжаемый характер или совершаться разово, но в отношении большого количества людей. Арифметический подход к установлению минимального количества незаконно въехавших лиц в данной ситуации неприменим. В каждом конкретном случае необходимо оценивать действия виновного с учетом комплекса обстоятельств. Это деяние окончено с момента незаконного пересечения Государственной границы РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Такие лица, в свою очередь, могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 322 УК, если они достигли 16-летнего возраста.
Организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может выражаться в оформлении незаконной регистрации указанных лиц по месту пребывания, незаконном оформлении миграционных карт, предоставлении жилища указанным лицам с проживанием на территории России без надлежащих документов и т.п.

Организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства предполагает совершение таких действий организационного характера, которые направлены на обеспечение незаконного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации в другое государство. Конкретно это может быть выражено в предоставлении транспорта для незаконного проезда, обеспечении сопровождения указанных лиц при их проезде, подкупе должностных лиц с целью обеспечения незаконного проезда иностранных граждан или апатридов и т.п.

4. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции действий организационного характера.

5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

7. Часть 2 ст. 322.1 УК предусматривает два квалифицирующих признака: а) совершение этого преступления в составе организованной группы (см. ст. 35 УК); б) совершение тех же деяний в целях совершения преступления на территории Российской Федерации. Вид такого преступления и его тяжесть законом не определены, поэтому при квалификации достаточно установить направленность умысла виновного на организацию незаконной миграции с указанной целью. Если незаконные мигранты фактически совершат преступление, то организатор миграции подлежит уголовной ответственности за это преступление в качестве соучастника.

‹ Комментарии к СТ 322 УК РФВверхКомментарии к СТ 322.2 УК РФ ›

Реализация судебной перспективы по уголовным делам об организации незаконной миграции (статья 322.1 УК РФ)

Шелмаков А.Л., заместитель начальника 3-го отдела Управления организации дознания ГУВД по городу Москве.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 года N 187-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации была включена новая для российского законодательства норма, устанавливающая ответственность за организацию незаконной миграции:

"Статья 322.1. Организация незаконной миграции

  1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  1. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового".

Учитывая криминогенную обстановку в современной России, установление законодателем уголовной ответственности как наиболее действенного механизма регулирования общественных отношений в сфере миграции представляется вполне обоснованным.

К настоящему времени юридическая теория выработала большое количество толкований рассматриваемой статьи, однако отсутствие комментария со стороны Верховного Суда Российской Федерации существенно затрудняет деятельность правоприменительных органов по осуществлению борьбы с нелегальной миграцией.

Большинство авторов считают, что объективную сторону преступления альтернативно (либо в любом сочетании) составляют: организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; организация их незаконного пребывания в Российской Федерации; организация их незаконного транзитного проезда через территорию РФ <1>.

<1> Комментарий к УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005; Уголовное право России. Общая и особенная части / Под ред. Н.Г.

Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции (действующая редакция)

Кадникова. М., 2006; Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова и др.

Однако в судебно-прокурорской практике бытует мнение, что законодатель намеренно отделил организацию транзитного проезда союзом "или", а организацию незаконного въезда, пребывания перечисляет как единое деяние. В этом случае организация незаконного пребывания не составляет оконченного преступления без организации незаконного въезда.

Данная точка зрения, на наш взгляд, является казуистической и не поддерживается юридической теорией.

Обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого преступления является незаконность въезда, пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его транзита.

Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.

Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (исключения — страны, с которыми Россия заключила договор о безвизовом режиме), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи.

Кроме наличия визы, иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания <2>.

<2> Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794); Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство, утв. Приказом МВД России от 14 апреля 2003 г. N 250 // БНА. 2003. N 33.

Однако нарушение этих правил само по себе не составляет состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ. Ответственность по данной норме наступает только за организацию этих незаконных действий.

Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование совершения названных незаконных действий, подбор участников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления <3>.

<3> Бышевский Ю.Ю. К вопросу о юридической природе уголовной ответственности за организацию незаконной миграции // Российский следователь. 2005. N 6.

Так, при организации незаконного въезда это любые действия, направленные на незаконное пересечение границы Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства. К организации незаконного въезда можно отнести: приобретение билетов, подделку документов, транспортные услуги, встречу и сопровождение до места пребывания.

Организация незаконного пребывания — любые действия, направленные на обеспечение нахождения другого лица на территории Российской Федерации без паспорта (документа, удостоверяющего личность), визы, миграционной карты с регистрацией в установленном законом порядке, вида на жительство или временного разрешения на проживание на территории Российской Федерации.

Например , предоставление работы, жилья или каких-либо убежищ, создание условий для проживания и т.д.

Организация незаконного транзита — любые действия, направленные на обеспечение пересечения границы Российской Федерации другим лицом, проезда им ее территории и повторное пересечение границы Российской Федерации тем же лицом с нарушением установленного законодательства. Например , оказание помощи транзитным мигрантам транспортом, обеспечение поддельными документами, сокрытие от таможенных органов.

Анализ практики применения ст. 322.1 УК РФ показывает, что наиболее распространенным преступным деянием является совершение комплекса действий, направленных на организацию незаконного пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Такие дела составляют до 97% от всех уголовных дел, возбуждаемых по ст. 322.1 УК РФ.

Между тем отсутствие четкого законодательного либо судебного указания на признаки организации незаконного пребывания приводит к "вольному" толкованию работниками прокуратуры и судов преступности или непреступности соответствующих деяний.

Кроме того, грань между уголовным преступлением и административным правонарушением в данном случае весьма размытая. Так, ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ установлена ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию; ст. 18.9 — ответственность за нарушение работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников.

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев понимание признаков организации незаконной миграции, образующих состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, находит правильное отражение в процессе слушания дел в суде и установлении справедливой меры ответственности.

Типичным примером, характерным для различных регионов Российской Федерации, является приговор Черемушкинского районного суда г. Москвы по обвинению гр. Г. в организации незаконного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Подсудимый, являясь неработающим, заключил устное соглашение с директором по общим вопросам фирмы "Мастердент" гр. Р. на проведение ремонтных работ в помещении по адресу: г. Москва, ул. … После чего подсудимый, не имея разрешения на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, в период с 16.06.2005 по 27.06.2005 организовал незаконное пребывание на территории России иностранных граждан, не имеющих разрешения на временное проживание и права трудоустройства, а именно граждан Таджикистана, М., А. и Б., в помещении по адресу: г. Москва, ул. … обеспечив все необходимые условия для их пребывания, проведения строительных работ и проживания последних, приобретал продукты питания, предоставлял строительные материалы и инструменты для производства работ. Подсудимый заранее знал об отсутствии у М., А. и Б. регистрации по месту пребывания и права трудоустройства. По устной договоренности с вышеуказанными гражданами Г. предоставил им рабочий инвентарь, рабочее место и предложил за кубометр выполненной работы оплату в размере 400 рублей, предоставил им помещение для проживания с 16 июня 2005 г. до момента задержания работниками милиции.

Суд, учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, признал гр. Г. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, и приговорил к наказанию в виде одного года лишения свободы (с применением ст. 73 УК РФ).

Следует отметить, что назначение наказания в виде лишения свободы не характерно для большинства судебных процессов об организации незаконной миграции. Наиболее часто судами назначаются наказания в виде штрафов от 10 до 100 тысяч рублей.

Так, мировой судья Коломенского района Московской области, рассмотрев в открытом заседании уголовное дело по обвинению гр. А. в организации незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, приговорил А. к наказанию в виде штрафа в размере его дохода в качестве индивидуального предпринимателя за три месяца в общей сумме 10500 рублей.

Гр. А. с целью осуществления изготовления хлебобулочных изделий, имея умысел на организацию незаконного пребывания на территории РФ иностранных граждан, незаконно привлек в качестве разнорабочих, пекарей и уборщиц граждан Республик Узбекистана, Таджикистана и Молдовы, которые заведомо для А. не имели регистрации по месту пребывания в РФ и права трудоустройства.

Гр. А. обеспечил незаконно привлеченных к работе иностранных граждан рабочим инвентарем, а затем в продолжение своего преступного умысла организовал постоянное их проживание в одном из помещений кондитерского цеха, при этом он оборудовал три помещения кроватями и три помещения под столовую, установив там обеденные столы.

Таким образом, на основе изучения юридической теории и практики рассмотрения уголовных дел судами можно сделать вывод, что объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, в части организации незаконного пребывания, составляет совокупность действий по предоставлению одному и более иностранным гражданам (либо лицам без гражданства), не имеющим законного права находиться на территории РФ, помещений, пригодных для проживания, и определенной работы, а также создание условий для их проживания и трудовой деятельности.

Другими словами, за совершение отдельного правонарушения, предусмотренного ст. 18.9 или ст. 18.10 КоАП РФ, субъект привлекается к административной ответственности, а за совершение совокупности данных правонарушений, объединенных единым умыслом, — к уголовной.

И этот вывод кажется юридически обоснованным.

В то же время не все работники судов разделяют данную точку зрения.

Так, судья Никулинского районного суда г. Москвы, прекратив уголовное дело в связи с отсутствием в деяниях подсудимого состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, следующим образом обосновывает свое решение:

"Граждане иностранного государства А., С. и К. сами нашли гр. А., при этом без его помощи прибыли и незаконно находились на территории РФ длительное время и в поисках работы обратились к гр. А. Кроме того, в судебном заседании не было установлено, что в полномочия гр. А. не входило принятие на работу в ООО сотрудников. В то же время предоставление подвального помещения, матраца и постельных принадлежностей, а также выдача денежных средств не могут расцениваться судом как организация пребывания иностранных граждан в г. Москве".

И такое решение не единично. Московский городской суд, рассмотрев в кассационной инстанции уголовное дело по обвинению Михаила А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, отменил обвинительный приговор Гагаринского районного суда г. Москвы в связи с фактическим наличием в деяниях Михаила А. состава административного правонарушения.

Таким образом, прения по вопросу уголовной ответственности за организацию незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства до настоящего времени не завершены, что существенно осложняет работу правоохранительных органов в борьбе с распространением незаконной миграции, и точку в решении этой проблемы может поставить только обоснованное решение Верховного Суда РФ, выраженное в соответствующем постановлении Пленума.

Учитывая повышенную общественную опасность, в отношении признаков состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, а также наличия организующей функции в понятии "организованная группа" все судьи придерживаются единой позиции.

В Рыльском районе вынесен обвинительный приговор жителям г. Курска: 30-летнему Ивану У., 40-летнему Игорю Б., 41-летнему Сергею М. и 37-летнему Юрию С. Они признаны виновными в организации незаконного транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации, совершенного организованной группой (п.

"а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ).

Как установлено следствием, Иван У. является индивидуальным предпринимателем и, имея в собственности автомобили, занимается транспортными перевозками. В сентябре 2005 г. он познакомился с гражданами Республики Украина П. и Ц., осуществлявшими нелегальные перевозки через российско-украинскую границу иностранных граждан, с которыми создал организованную группу для совместных действий в этой сфере "бизнеса" и получения материальной выгоды. В состав группы У. вовлек своего друга С. и водителей маршрутного такси М. и Б., в разное время работавших у него по обслуживанию транспортных маршрутов г. Курска.

Участниками группы был разработан план совместной преступной деятельности, который состоял в следующем: У. организовывал транспортировку иностранных граждан из г. Москвы в Рыльский район, где их забирали граждане Украины и осуществляли дальнейшее перемещение через границу. При этом М. и Б. выступали в роли непосредственных перевозчиков, а С. сопровождал машины с иностранцами по территории Орловской и Курской областей для обеспечения проезда по дорогам в обход дорожных постов и иных проверок. 27 сентября 2005 г. при очередной транзитной перевозке группы граждан СРВ из г. Москвы в Курскую область для дальнейшего следования в страны Западной Европы нарушители были задержаны сотрудниками Управления ФСБ России по Курской области на территории Рыльского района.

Суд согласился с мнением государственного обвинителя прокуратуры Рыльского района и с учетом смягчающих вину осужденных обстоятельств назначил наказание: У. по ст. 322.1, ч. 2, п. "а", УК РФ — 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года и штраф в размере 80000 рублей; М., Б. и С. — каждому по 2 года лишения свободы с испытательным сроком 1 год 6 месяцев и штраф в размере 50000 рублей.

Два аналогичных судебных решения состоялись и в г. Москве.

Правовые механизмы противодействия нелегальной миграции: конституционно-правовые аспекты

Демина Н.Н., соискатель кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

Для России миграционные процессы играют особую роль. За прошедшие полтора столетия развитие страны постоянно сопровождалось массовыми перемещениями населения, причем зачастую на большие расстояния: эпоха освоения и заселения новых земель, волны эмиграции в Европу и Америку, центростремительные миграционные потоки, вызванные распадом СССР. В последние 15 лет Россия впервые за всю свою историю столкнулась с массовой центростремительной миграцией. Она оказалась в центре пересечения масштабных и динамичных миграционных потоков.

Миграция как сложное явление оказывает неоднозначное воздействие на социально-экономическую ситуацию в России. Заметно, что приток мигрантов в Россию позволяет компенсировать демографические потери страны, восполнить нарастающий дефицит рабочей силы. Вместе с тем в последнее время особенно видны отрицательные стороны миграции. Вот некоторые из них:

  • наплыв нелегальных мигрантов, стимулирующих теневую экономику и ограничивающих возможности пополнения государственного бюджета;
  • массовый отток населения из Сибири и Дальнего Востока, вызывающий социальную и экономическую деградацию этих регионов;
  • неконтролируемый приток в указанные территории иностранных мигрантов, в первую очередь китайских;
  • "утечка умов";
  • упадок деревень и сельского хозяйства, стимулируемый переселением селян в города;
  • размывание и маргинализация социально-культурных ценностей населения под воздействием миграции.

Таким образом, с разных позиций оценивая последствия сегодняшней миграции в России, мы в большей степени замечаем негативные результаты ее влияния на социально-экономическую ситуацию в стране.

Особую озабоченность в настоящее время представляет нелегальная миграция. Современная миграционная ситуация в России характеризуется наличием большого числа иностранных граждан, не соблюдающих режим пребывания. По данным Федеральной пограничной службы ФСБ России, за последние пять лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз. По оценкам различных специалистов в области миграции, в России трудится 7 — 15 млн. иностранных граждан. Согласно прогнозам Росстата России, в 2010 г. в России будет находиться не менее 19 млн. нелегальных мигрантов. Таким образом, в ближайшем будущем доля незаконных мигрантов превысит 10% населения страны <1>. К сожалению, в России не существует сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Отсутствует точная статистика о количестве нелегальных мигрантов на территории страны. По экспертным оценкам, их количество составляет до 15 млн. человек, из которых на долю граждан стран СНГ приходится около 90% <2>.

<1> Бобырев В.В. Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией // URL: http://dpr.ru/pravo/pravo20.
<2> Андреев Г.В. Незаконная миграция как критерий уровня взаимодействия правоохранительных органов // Право и безопасность. 2007. N 1 — 2.

Постоянно увеличивающийся поток иммигрантов в Российскую Федерацию на фоне отсутствия действенной системы предупреждения и пресечения незаконной миграции становится наиболее актуальной проблемой для общества и государства.

К основным негативным проявлениям нелегальной миграции можно отнести следующие.

Во-первых, это активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны, и доходам каждого россиянина и т.д. В последние годы расширяются официальные и закрытые контакты части республик СНГ со странами блока НАТО. В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает определенную угрозу геополитической и военной безопасности страны. Наконец, тесные связи определенных кругов наших южных соседей с антироссийски настроенными единомышленниками из Пакистана, Турции и стран Ближнего Востока никак не способствуют ослаблению угрозы международного терроризма против РФ.

Во-вторых, неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы. Обследование 406 китайских мигрантов, а также китайских землячеств (общин) в Москве, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, а также анализ материалов, собранных в Благовещенске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле и Белокурихе (Алтайский край), показали, что Россия, как и весь мир, переживает переломный момент — начало формирования новых условий глобального роста китайской миграции и развития китайских землячеств <3>. Завершился период во многом стихийного становления и численного роста китайских землячеств, и начался этап организованного их количественного роста и развития их предпринимательской деятельности.

<3> Незаконная миграция в России // Материалы конференции "Незаконные мигранты в России: ситуация, тенденции, политика". Москва. 24 апреля 2003 г.

В-третьих, массовое явление незаконной миграции способствует росту правонарушений среди иммигрантов. Не имея четкого правового статуса, доступа к полноценному медицинскому обслуживанию, стремясь избежать контактов с правоохранительными органами, незаконные мигранты оказываются в положении маргиналов и становятся на путь совершения преступлений или жертвами насилия и вымогательства. Многие незаконные мигранты занимаются противоправной деятельностью, в том числе в составе организованных групп, сформированных по этническому принципу. Они контролируют распространение наркотиков, осуществляют другую криминальную деятельность в ряде регионов страны. Нередко они находят общие интересы с местными организованными группами и коррумпированными чиновниками.

Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала.

Совершаемые преступления несут за собой ухудшение криминогенной обстановки, провоцируют обострение в обществе конфликтов на этнической почве, подрывают общественный порядок и безопасность в стране.

Учитывая вышеизложенное, в процессе формирования миграционной политики необходимо принимать во внимание негативное воздействие нелегальной миграции на различные стороны жизни российского общества. Не устранив их, нельзя будет достигнуть ожидаемого положительного эффекта от привлечения легальной трудовой миграции, в части улучшения экономической и демографической ситуации в стране.

Фактически государству в борьбе с нелегальной миграцией противостоят не сами мигранты, а глобальная структурная сеть, в которую входят те криминальные группировки, которые действуют на территории России. Они хорошо оснащены технически. Об этом говорит качество поддельных паспортов, печатей, документов, приглашений, виз и т.д. Они отличаются гибкостью, которая позволяет им реагировать на изменение обстановки в пунктах пропуска через границу и вносить коррективы в работу всех взаимодействующих звеньев. И кроме того, чаще всего их деятельность диверсифицирована: каналы нелегальной переправки мигрантов часто совпадают с каналами наркотрафика и нелегальной торговли оружием.

Последние меры, которые осуществляются в России и направлены на усиление миграционного контроля: введение миграционных карт, установление миграционных квот, создание региональных миграционных информационно-аналитических центров с целью объединения их в единую информационную систему, — несут в себе значительный потенциал для улучшения ситуации.

Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции

Пока, однако, ситуация такова, что нелегальному транзитному мигранту в Россию легче въехать, чем выехать из нее.

Таким образом, одновременно с углубленным изучением существующих мнений о борьбе с незаконной миграцией и безопасности нашей страны необходимо вырабатывать и внедрять в практику регулирования процессов нелегальной миграции целый комплекс практических мер, которые будут реально способствовать решению данной проблемы в России.

При этом предлагается сосредоточиться на следующих задачах.

В целях сокращения притока неквалифицированной иностранной рабочей силы, в том числе нелегальной, необходим эффективный механизм, который экономически и юридически делал бы это невыгодным для российских хозяйствующих субъектов.

Однако, на наш взгляд, целесообразно дополнить более жесткими санкциями существующие виды административной и уголовной ответственности, вплоть до лишения лицензий на занятие отдельными видами деятельности хозяйствующих субъектов.

Необходимо также совершенствовать правовую систему привлечения иностранных трудовых мигрантов, создав прозрачный механизм с учетом экономических, социальных, политических и иных аспектов, важных для целостности государства, его безопасности и экономического развития.

Одновременно необходимо привести в соответствие с действующим законодательством правовое регулирование Правительством РФ вопросов, связанных с квотированием и контролем временного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В целях оценки реальных масштабов миграции следует совершенствовать статистику сбора соответствующей информации и выработать комплексный подход к оценке этого явления.

Для защиты рынка труда от дешевой неквалифицированной рабочей силы и успешной конкуренции на мировом рынке труда необходимо повысить качество рабочих мест, обеспечить достойный уровень оплаты труда, а также защиту трудовых прав работников и создать социальную инфраструктуру. Это совместная задача государства и работодателей.

Одновременно следует принять меры по усилению контроля за выдачей российских виз, разрешений на занятие трудовой деятельностью, миграционных карт, исключив при этом всякого рода коммерческое посредничество.

Следует также совершенствовать правовую базу по международным договорам в области внешней трудовой миграции, заключить соглашения по реадмиссии с Казахстаном, Украиной, Туркменией, Киргизией, Китаем и другими государствами.

Незаконная миграция в России, как и всякое масштабное явление, является следствием конкретных причин. Необходимо перенести акцент не на борьбу со следствием, а искоренить причины этого явления, которые, как мы выяснили, связаны с определенными административно-правовыми и финансовыми условиями.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что усиление государственного контроля за въездом (выездом) и пребыванием иностранцев в нашей стране, обустройство государственной границы, а также создание действенной и эффективной правовой системы, повышение эффективности работы правоохранительных органов, налаживание системы кадрового отбора и подготовки сотрудников миграционной службы, усиление борьбы с коррупцией в государственных органах, имеющих непосредственное отношение к сфере миграции, — все это в совокупности способно существенно благоприятно влиять на миграционные процессы и противодействовать незаконной миграции.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст.322-1 УК РФ)

Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается штрафом в размере до трехсотт тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев , либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов , либо исправительными работами на срок до двух лет , либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового , либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий: а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.

Государственным обвинителем Зюзинской межрайонной прокуратуры г. Москвы в Зюзинском районном суде г, Москвы поддержано обвинение по уголовному делу в отношении Козловой О.Н., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322-1 УК РФ.

Приговором суда установлено* что Козлова О.Н. совершила организацию незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

Так, она, являясь инженером по благоустройству ООО «ОЦС», имея корыстный умысел на получение дохода от осуществления трудовой деятельыосгш иностранных граждан, в нарушение установленного порядка миграционного учёта и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, без соответствующего документального оформления трудовых отношений, приняла на работу Эшбобоева Ж. Т., Эгамбердиева X. У., Каландарова А.С., Чорщанбиева Ж, Ж., Рахмонова Т. Б., заведомо зная о нарушении ими установленного режима пребывания в Российской Федерации, выраженном в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, в нарушение порядка постановки на учёт по месту пребывания, временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, и отсутствие документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, которым разъяснила условия осуществления трудовой деятельности, и в продолжение своего преступного умысла, для обеспечения выполнения возложенных ею на указанных иностранных граждан 1рудовых обязанностей, ввиду отсутствия у последних мест для проживания, организовала им незаконное пребывание в подвальном помещении дома по Балаклавскому проспекту города Москвы, получая за данные действия 1000 рублей с каждого иностранного гражданина.

Государственный обвинитель поддержал обвинение в полном объеме и просил признать подсудимую виновной в инкриминируемом преступлении и назначить ей справедливое наказание.

Суд согласился с мнением государственного обвинителя, тщательно выяснив все обстоятельства дела, установив мотив совершённого преступления, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, пришёл к убеждению о том, что вина Козловой О.Н. в совершении преступления материалами дела установлена и полностью доказана.

При назначении наказания, суд учёл характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности подсудимой, обстоятельства дела, влияние назначенного наказания на исправление подсудимой, на условия жизни её семьи.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд посчитал то, что подсудимая ранее не судима, раскаялась в содеянном.

Суд признал Козлову O.H. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.322-1 ч.1 УК РФ, и назначил ей наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей в доход государства.

Первый заместитель межрайонного прокурора Е.П. Сидоров

Похожие публикации