Вышестоящий орган центр занятости населения. Службы занятости населения: федеральные службы, региональные службы, фонды занятости Куда пожаловаться на центр занятости населения

» граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие работников центров занятости населения и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости - департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области,а также в суд в порядке установленном законодательством РФ. Вся информация по порядку обжалования, с указанием адресов размещена на информационном стенде Вашего центра занятости населения.

Обращению в суд может предшествовать подача жалобы на должностное лицо или на работу центра занятости населения в целом в вышестоящий по подчиненности орган. Но делать это необязательно: каждый гражданин сам решает, куда ему направить жалобу, чтобы она была рассмотрена с наибольшей объективностью и в короткий срок.

Справедливости ради надо отметить, что некоторые заявители, обращаясь со своими проблемамив высокие инстанции, в центр занятости по месту жительства не обращались. Поэтому первоначально, мы рекомендуем Вам попытаться решить свою проблему «на месте». Работники центров занятости стараются четко и аргументировано давать разъяснения гражданам по всем интересующим их вопросам в области содействия занятостив соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 11 « », Федеральным законом « » и иными нормативными правовыми актами Российской Федерацииграждане вправе обжаловать решения действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственных услуг гражданам в сфере содействия занятости населения предусмотрен Административными регламентами по предоставлению государственных услуг в данной сфере.

При подаче жалобы (претензии) в письменной форме необходимо указать следующую информацию:

— фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается жалоба, его почтовый адрес или место нахождения (для юридических лиц);

— наименование органа, должности, фамилии, имени и отчества работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

— существо обжалуемого решения, действия (бездействия).

Жалоба (обращение) подписывается подавшим ее заявителем собственноручно, проставляется дата ее составления. В жалобе (обращении), поданной работодателем, указывается должностное положение лица, которым она подписана.

При обращении получателя государственной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента получения обращения.

Гражданину (юридическому лицу), подавшему жалобу, направляется письменный отв ет , содержащий результаты рассмотрения обращения.

По вопросу обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц центров занятости населения можно обратиться в департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области по адресу:

600009, г. Владимир, ул. Фейгина, д.4, тел. 53-92-40.

По вопросу обжалования действий или решений сотрудников департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области Вы можете обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (109012, г. Москва, Биржевая площадь, 1)

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
на основании настоящего Административного регламента

95. Получатели государственной услуги имеют право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия работников органов, участвующих в оказании государственной услуги, в вышестоящие органы, участвующие в оказании государственной услуги, в досудебном и судебном порядке.
96. В соответствии с Законом о занятости населения, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации получатели государственной услуги вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие:
государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), их работников и должностных лиц в территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации;
территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации, их работников и должностных лиц в Федеральную службу по труду и занятости;
Федеральной службы по труду и занятости, ее работников и должностных лиц в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
97. Получатели государственной услуги имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное обращение, жалобу (претензию).
97.1. Должностные лица, ответственные или уполномоченные работники органов, участвующих в оказании государственной услуги, проводят личный прием получателей государственной услуги.
Личный прием должностными лицами, ответственными или уполномоченными работниками проводится по предварительной записи.
Запись получателей государственной услуги проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи по номерам телефонов, которые размещаются на Интернет – сайтах и информационных стендах.
Работник, осуществляющий запись получателей государственной услуги на личный прием, информирует о дате, времени, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве должностного лица, ответственного или уполномоченного работника, осуществляющего прием.
97.2. При обращении получателя государственной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента получения обращения.
В случае если по обращению требуется провести расследования, проверки или обследования, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц по решению должностного лица, ответственного или уполномоченного работника органа, участвующего в оказании государственной услуги. О продлении срока рассмотрения жалобы получатель государственной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.
Порядок продления и рассмотрения обращений в зависимости от их характера устанавливаются Регламентом Федеральной службы по труду и занятости.
98. Обращение получателя государственной услуги в письменной форме должно содержать следующую информацию:
фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается жалоба, его место жительства или пребывания;
наименование органа, должности, фамилии, имени и отчества работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
существо обжалуемого решения, действия (бездействия).
Дополнительно в жалобе указываются причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых получатель государственной услуги считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования (об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия)), а также иные сведения, которые гражданин или работодатель считает необходимым сообщить.
К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.
Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к обращению, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.
Жалоба подписывается подавшим ее получателем государственной услуги.
В жалобе, поданной работодателем, указывается должностное положение лица, которым она подписана.
99. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо, ответственный или уполномоченный работник принимает решение об удовлетворении требований получателя государственной услуги и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется получателю государственной услуги.
100. Обращение получателя государственной услуги не рассматривается в следующих случаях:
отсутствия сведений об обжалуемом решении, действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о лице, обратившемся с жалобой (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);
отсутствия подписи получателя государственной услуги;
если предметом жалобы является решение, принятое в судебном или досудебном порядке.
Письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении жалобы направляется заявителю не позднее 15 дней с момента ее получения.
101. Разрешение споров получателей государственной услуги с работниками органов, участвующих в оказании государственной услуги, рассмотрение претензий осуществляется в претензионном или ином досудебном порядке урегулирования.
Для рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственной услуги и урегулирования споров органами, участвующими в оказании государственной услуги, создаются Комиссии по досудебному разрешению жалоб (претензий) , утверждаются положения и состав членов Комиссий, а также порядок досудебного разрешения споров и рассмотрения жалоб (претензий).
Информация о порядке досудебного разрешения споров и рассмотрения жалоб (претензий) размещается на Интернет-сайтах и информационных стендах органов, участвующих в оказании государственной услуги.
При урегулировании спора и рассмотрении претензии члены Комиссии осуществляют проверку законности и обоснованности принятия решений, действий или бездействия должностных лиц, ответственных или уполномоченных работников, работников, участвующих в оказании государственной услуги, запрашивают объяснительные (служебные) записки и иные необходимые документы.
Получатель государственной услуги, выразивший претензии, вправе лично присутствовать на заседаниях Комиссии или направить своего законного представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены (например, доверенностью, договором гражданско-правового характера или ордером).
Члены Комиссии своевременно письменно информируют получателя государственной услуги о сроках и месте проведения заседания Комиссии по вопросу рассмотрения жалобы (претензии).
Получатель государственной услуги вправе заявить ходатайство об изменении сроков проведения заседания Комиссии, состава членов Комиссии, а также обратиться с другими просьбами, указав причины и обоснования своего заявления.
Получатель государственной услуги, выразивший претензии, вправе письменно заявить о своем отказе лично участвовать в заседании Комиссии.
В случае отказа получателя государственной услуги лично участвовать в заседаниях Комиссии, необходимые материалы и проект решения Комиссии по результатам разрешения спора или рассмотрения жалобы (претензии) направляются получателю государственной услуги по почте или с использованием средств факсимильной и электронной связи, сети Интернет.
Споры считаются разрешенными, если в результате переговоров (переписки) получателем государственной услуги и Комиссией достигнута по взаимному согласию договоренность.
Результаты договоренности фиксируются в протоколе, который подписывается получателем государственной услуги и председателем Комиссии.
По результатам разрешения спора или рассмотрения жалобы (претензии) на основании протокола оформляется решение Комиссии, в котором указываются конкретные сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений, восстановлению нарушенных прав и законных интересов получателя государственной услуги. В решении Комиссии могут содержаться рекомендации по организации работы и контролю по предоставлению государственной услуги, наложению взысканий на лиц, допустивших нарушение прав и законных интересов получателя государственной услуги, иные положения, направленные на совершенствование административных процедур и повышение качества предоставления государственной услуги.
Продолжительность рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственной услуги или урегулирования споров не должна превышать 30 дней с момента получения жалобы (претензии) или возникновения спора. Указанный срок может быть продлен по взаимному согласию сторон.
102. Получатели государственной услуги вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц, ответственных или уполномоченных работников, работников, участвующих в оказании государственной услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
103. Получатели государственной услуги могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии работников, участвующих в предоставлении государственной услуги, и должностных лиц, нарушении положений настоящего Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащихся в Приложении 2 к настоящему Административному регламенту, а также на Интернет - сайты и по электронной почте органов, участвующих в оказании государственной услуги.
Сообщение получателя государственной услуги должно содержать следующую информацию:
фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается сообщение, его место жительства или пребывания;
наименование органа, должность, фамилия, имя и отчество работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы получателя государственной услуги;
существо нарушенных прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
сведения о способе информирования получателя государственной услуги о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения.

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения.

Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов.

Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;

ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;

“сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;

единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;

полная объективность оценочных показателей;

использование действующих форм учета и отчетности.

По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.

В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.

Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:

удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;

удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;

удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;

уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.

Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.

Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др.) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда.

Наименование показателей:

Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.

Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.

Уровень безработицы.

Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.

Правительством РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г. "Вопросы федеральной службы по труду" указано

1. Установить, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Федеральной службы по труду и занятости находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252).

4. Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:

а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) организация альтернативной гражданской службы;

г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:

содействие гражданам в поиске подходящей работы;

подбор работодателям необходимых работников;

бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка;

обеспечение социальной поддержки;

направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

В Конституции РФ закреплено право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в том порядке и в те сроки, которые установлены законом. Действующее законодательство устанавливает определенный порядок подачи и разрешения жалоб, а также порядок обжалования рассмотренных в суде гражданских и уголовных дел. Так что же такое жалоба? Какие, с правовой точки зрения, она может нести последствия? Рассмотрим право граждан на обжалование действий госорганов на примере службы занятости.


При обращении в территориальные органы службы занятости с целью реализовать права, предоставленные им действующим законодательством о занятости населения, граждане иногда получают отказы в просьбах. Как правило, эти отказы обоснованны. Однако в ряде случаев специалисты службы занятости по различным поводам необоснованно отказывают гражданам в реализации их прав.

Причины такого рода отказов кроются, на наш взгляд, в халатности сотрудников службы занятости – невнимательном, поверхностном рассмотрении заявлений граждан. Имеют место также случае волокиты, просто бездействия, когда вовремя не принимаются меры по заявлениям граждан в службу занятости, и они вынуждены длительное время ждать ответа.

Жалоба граждан – “это реакция граждан на нарушения их прав и законных интересов. Жалоба является актом правового характера. Она порождает обязанность компетентных органов и должностных лиц рассмотреть поставленные в ней вопросы и принять по ним решения в соответствии с законодательством”

В связи с этим вполне естественно, что в Законе РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости) содержится особая норма, подтверждающая право граждан на обжалование действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц.

Право граждан обжаловать действия должностных лиц.
Создание конфликтных комиссий

Согласно ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Словосочетание “а также” в тексте статьи не следует понимать таким образом, что первоначально гражданин должен обратиться в вышестоящий орган службы занятости и, лишь получив отказ по существу своей жалобы, может обратиться в суд. Гражданин сам ! решает, как ему поступить, куда обратиться. Он вправе сразу обратиться в суд или первоначально – в вышестоящий орган службы занятости.

Обращению в суд может предшествовать подача жалобы на должностное лицо или на службу занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган. Но делать это необязательно: каждый человек сам решает, куда ему направить жалобу, чтобы она была рассмотрена с наибольшей объективностью и в короткий срок

Как показывает практика, более всего распространены споры по следующим поводам: отказ службы занятости в признании гражданина безработным, в выплате пособия по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости с предоставлением льгот и компенсаций. Немало конфликтов возникает с работодателями при ликвидации предприятий, сокращении численности или штата работников, при расторжении трудового договора и в других случаях.

В целях разрешения конфликтов, возникающих в процессе правоприменительной деятельности территориальных органов по вопросам занятости, в 2000 г. в каждом центре занятости городов и районов Самарской области были созданы конфликтные комиссии (далее – комиссии).

Департамент занятости в этой части подготовил рекомендации в соответствии с Законом о занятости, постановлением Правительства РФ от 22.04.97 № 458 “Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан” и постановлением Минтруда России от 14.06.01 № 48 “Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном поряд

В сферу компетенции комиссии входят вопросы соблюдения действующего законодательства о занятости населения и правильности его применения. Примерный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению комиссией:
– изменение периода приостановки выплаты пособия по безработице
– отмена сокращения размера пособия по безработице на 25%;
– признание личного отказа безработного от подходящей работы правомерным или неправомерным;
– рассмотрение вопроса об оформлении досрочной пенсии;
– рассмотрение вопроса о направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;
– приостановка выплаты стипендии и других видов денежных средств (в частности, дотации на питание) в период переобучения по направлению органа службы занятости;
– рассмотрение вопроса об оказании материальной и иной помощи;
– обжалование действий или бездействия работников центра занятости населения и др.

Комиссия, в состав которой должно входить не менее трех сотрудников Центра занятости, проводит свои заседания по мере поступления заявлений и жалоб граждан, но не позднее 10 дней со дня их поступления. Безработный вправе присутствовать на заседании комиссии при рассмотрении его заявления. По желанию безработного комиссия принимает решение о его личном участии.

Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии путем открытого голосования и оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами комиссии и утверждается приказом директора центра занятости. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания, но вправе изложить в нем свое особое мнение.

Конфликтной комиссией Тольяттинского городского Центра занятости населения из 38 заявлений граждан было рассмотрено:
– 13 заявлений с жалобой на неправомерное наложение наказания в виде приостановки выплаты пособия по безработице на срок до 3 месяцев по следующим причинам: нарушение условий перерегистрации (11 человек), отказ от двух вариантов подходящей работы (два человека), отказ от трудоустройства по направлению службы занятости (два человека). В отношении вышеуказанных жалоб граждан комиссией были приняты следующие решения: в семи случаях – отменить наказание, в четырех – оставить в силе, двум гражданам был изменен период приостановки выплаты пособия;
– 25 заявлений представляли собой просьбу о возможном направлении на досрочную пенсию, по 11 из них принято положительное решение.

Работа Департамента службы занятости с населением

Отдельно следует сказать о непосредственной работе Департамента Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Самарской области с обращениями граждан.

Наибольшее число обращений поступает из Самары, из Тольятти и Сызрани. В то же время из таких территорий, как Новокуйбышевск, Жигулевск, Приволжье, Кошки, Челно-Вершины, Шентала, жалобы, как правило, не поступают. Сотрудники центров занятости этих городов стараются четко и аргументированно давать разъяснения гражданам по всем интересующим их вопросам в области занятости в соответствии с действующим законодательством.

Хотя справедливости ради надо отметить, что некоторые заявители, обращаясь со своими проблемами в высокие инстанции, ни разу не были в центре занятости по месту жительства.

Например, в начале 2003 г. в Департамент службы занятости Самарской области из приемной Президента РФ поступили два обращения от Коноваловой А.И., жительницы Кинельского района, содержащие просьбу о трудоустройстве ее дочери. До этого ни сама гражданка, ни ее дочь за помощью в службу занятости не обращались.

Из администрации Самарской области дважды поступили обращения от гражданина Акутина М.П., жителя Безенчукского района, с просьбой о трудоустройстве. При этом за помощью в службу занятости он не обращался ни разу.

Поступающие обращения граждан можно разделить на несколько блоков: об отказе в признании безработным, об отмене приостановки выплаты пособия, о направлении на досрочную пенсию и о трудоустройстве (каждое 4-е обращение).

В последнее время наблюдается определенная тенденция к снижению числа обращений граждан в различные инстанции по вопросам занятости. Однако жалоб могло быть и меньше, если бы работники службы занятости Самарской области активнее проводили работу среди граждан, обратившихся в службу, по разъяснению норм Закона о занятости.

В соответствии с письмом Минтруда России от 04.04.03 № 2585 “О работе по приему населения в Минтруде России, органах по труду и органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации” и чтобы повысить эффективность работы с населением, внедряя перспективные технологии, развивая инновационные формы и методы данной работы, руководителем Департамента ФГСЗН по Самарской области был издан приказ от 28.04.03 № 52 “О работе по приему населения в Департаменте ФГСЗН по Самарской области и центрах занятости населения”. Его цель – усиление разъяснительной работы среди населения по содержанию конкретных норм действующего законодательства о порядке обжалования нарушенных прав граждан, о компетенции вопросов, рассматриваемых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, в приказе содержатся указания на внедрение и развитие таких “некабинетных” форм работы с населением, как “День Департамента (центра занятости)” с выездом в сельскую местность, встречи с жителями во время командировок и проверок работы, связанной с рассмотрением устных обращений граждан, и т. д.

Конституция РФ (ст. 46), а также Закон РФ от 27.04.93 № 4866 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (далее – Закон от 27.04.93) значительно расширили возможности граждан по судебной защите своих прав и свобод от неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц.

По статье 12 Закона от 27.04.93 в суде могут быть обжалованы как единоличные, так и коллективные действия (решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений и должностных лиц), в результате которых было нарушено право гражданина на защиту от безработицы либо созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод в соответствии с Законом о занятости.

В практике встречаются жалобы от высвобожденных с предприятий или уволенных по собственному желанию граждан, которым по каким-либо причинам не присваивают статус безработного, не выплачивают пособие по безработице и т. д. Имеют место и конфликты между безработными и работниками службы занятости из-за прекращения или приостановки выплаты пособия по безработице, снижения его размера и др.

В жалобе, предъявленной безработной гражданкой Архиповой В.В. к Центру занятости г. Самары, были заявлены требования об оплате листка нетрудоспособности и восстановлении трудового стажа в период, когда она должна была обучаться по направлению службы занятости, и за период после окончания ее переобучения, до полного выздоровления. При рассмотрении жалобы в Самарском районном суде жалоба была удовлетворена частично – в части оплаты периода болезни. А в восстановлении трудового стажа по окончании переобучения отказано.

В жалобе Белецкого К.К. центру занятости были предъявлены требования об отмене решения конфликтной комиссии, связанного с приостановкой выплаты пособия из-за нарушения без уважительной причины условий и сроков перерегистрации и выплатой пособия по безработице за 28 календарных дней. Судом был сделан письменный запрос в поликлинику по месту жительства гражданина относительно его обращения за медицинской помощью в день перерегистрации, на который был получен утвердительный ответ. Жалоба Белецкого удовлетворена.

Таким образом, можно констатировать, что право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц, предусмотренное действующим законодательством, в Самарской области реализуется. Этому способствует многообразие форм и методов работы с населением, включающее как профилактическую (разъяснительную) деятельность органов службы занятости, так и непосредственно разрешительную (при рассмотрении жалоб граждан).

Больше материалов по этой теме вы можете найти на страницах журнала "Справочник кадровика".

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Организационная структура службы представляет собой систему органов, охватывающих все уровни -- федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Вертикальная система органов государственной службы занятости позволила полностью охватить все население Российской Федерации, обеспечить обслуживание населения по единой методике практически в каждом городе и районе Российской Федерации, таким образом Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Об утверждении регламента Федеральной службы по труду и занятости: Приказ Федеральной службы по труду и занятости № 211 от 11.09.2007 г. [Электронный ресурс] / СПС «Гарант»

Данный орган исполнительной власти возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской. Положение о Федеральной службе по труду и занятости (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559) [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости. Режим доступа: http://www.rostrud.ru

В число основных функций Федеральной службы по труду и занятости входят следующие:

  • -контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
  • -деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • - организация альтернативной гражданской службы;
  • -организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров и т.д.

Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.

Территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации № 65 от 29 февраля 2000 г. [Электронный ресурс] / СПС « Консультант плюс»

Территориальные органы образуются приказом руководителя Роструда для реализации функций и полномочий Роструда на определенной территории в соответствии с утвержденной Минздравсоцразвития России схемой размещения территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации.

Территориальные органы Роструда являются государственными органами, находящимися в подчинении Роструда.

Так, можно рассмотреть территориальную инспекцию труда.

Инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Инспекция является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы по труду и занятости.

На муниципальном уровне создаются службы занятости.

Службы занятости населения непосредственно осуществляют следующие функции:

  • - регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
  • - содействие гражданам в поиске подходящей работы;
  • - информирование о положении на рынке труда;
  • - организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • - организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности;
  • - профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • -осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • - организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • - содействие самозанятости безработных граждан и др.
Похожие публикации