Экспорт газа из россии. Российский газ в Европе: новые рекорды и политические интриги

Лубмин — прекрасный курорт на балтийском побережье Германии, который может похвастаться длинными песчаными пляжами, соседствующими с мягкими барханами и густыми сосновыми лесами. Он располагается в нескольких часах к северу от Берлина и дает туристам возможность насладиться образцовым приморским спокойствием. Вернее, давал бы, если бы не флот эскалаторных барж, ежедневной отплывающий из местного порта, вкупе с огромной стройкой прямо за соснами. И то, и другое — порождение до крайности скандального проекта, расколовшего Европу надвое, и грозящего столкнуть Германию с ее ближайшими союзниками. В море эскалаторные баржи раскапывают огромный подводный котлован, идущий прямиком к наземной строительной площадке. Если все пойдет, как надо, в скором времени через этот котлован будет пролегать трубопровод, наполненный самым горючим веществом в современной европейской политике: российским газом.

Строительство трубопровода «Северный поток — 2» было запланировано еще в 2015 и должно быть завершено в конце 2019. Защитники проекта доказывают, что он коммерчески оправдан: трубопровод соединит крупнейшего экспортера природного газа в мире с крупнейшей европейской экономикой, удвоив пропускную способность уже существующего канала через Балтику, «Северного потока — 1», находящегося в эксплуатации с 2011. Вместе эти трубопроводы смогут передавать 110 миллиардов кубометров природного газа в год — достаточно, чтобы обеспечивать четверть всех европейских запросов.

Критики же рассматривают трубопровод — и роль Германии в ее создании — как предательство и крупный геополитический просчет. Такие страны, как Польша и Украина, сочли ее прозрачной попыткой отодвинуть в сторону их собственные газовые трубопроводы — и опрометчивым решением, которое оставит их и остальную Европу на милость Москвы. Европейская комиссия — еще один противник «Северного потока», утверждающий, что проект подрывает ее борьбу за энергетическую независимость и разнообразие энергетических источников. Однако главный враг проекта находится в Вашингтоне. Президент Дональд Трамп неоднократно продемонстрировал свое желание положить конец €9.5-миллиардной инициативе — а также готовность накладывать жесткие санкции, чтобы предотвратить ее реализацию. На саммите Нато в Брюсселе на прошлой неделе Трамп снова обрушился на проект трубопровода, обвинив Германию в том, что она стала «заложником России, поскольку она покупает у России такую значительную часть своих энергетических ресурсов». Кирстен Вестфаль, энергетический аналитик в Немецком институте международной политики и безопасности, сравнила «Северный поток — 2» с луковицей — чем дальше, тем более противоречивым он становится. Однако в сердце этого противоречия лежит простой, но ключевой вопрос — следует ли Западу доверять России? «Аннексия Крыма Россией в 2014 и война на Украине изменили все, — говорит Вестфаль. — Для многих на Западе доверие к России в качестве надежного партнера стало немыслимым. Появилось сомнение — учитывая все геополитические трения, стоит ли нам углублять свои энергетические отношения с Россией? Стоит ли поддерживать их, несмотря на все риски?»

По причинам как исторического, так и экономического характера в Германии на этот вопрос отвечают иначе, чем в других европейских странах или США. Эксел Вогт, мэр Лубмина и ярый сторонник «Северного потока» (как и большинство местных жителей) емко выражает причины этого отношения: «Для нас Россия всегда была надежным деловым партнером, — говорит он. —Для Лубмина, ‘Северный поток" означает новые рабочие места, контракты для местного бизнеса и поступления в налоговый бюджет». Он добавляет, что симпатии к России относятся не только к экономике, и уходят корнями в те времена, когда Лубмин был частью коммунистической Восточной Германии: «До объединения у жителей Лубмина были очень тесные отношения с Россией, которые они хотят сохранить». Пока что проект пользуется официальной поддержкой немецких властей (а также безусловным одобрением Кремля). Однако голос критиков в Берлине, в том числе в правящих кругах, становится все громче.

«"Северный поток — 2" расколол Евросоюз, и это однозначно противоречит национальным интересам Германии, — говорит Норберт Реттген, старший член парламента правящего Христианско-демократического союза. — Ключевая роль Германии — объединять Европу, а не разделять ее. Однако не будь Германии, этих противоречий не существовало бы». Ранее в этом году канцлер Германии Ангела Меркель осуществила небольшое, но важное изменение в своей публичной риторике. Она сказала, что «Северный поток — 2» — «не только экономический проект». Она также добавила, что следует учитывать политические факторы, в том числе и необходимость сохранить статус Украины в качестве перевалочного пункта для поставок российского газа.

Согласно информации «Нафтогаза», государственной энергетической компании Украины, ежегодно Киев собирает до $3 миллиардов долларов пошлин — средства, в которых отчаянно нуждается неустойчивое правительство. Газовые связи также мотивируют обе страны избегать дальнейшей эскалации своего военного и политического конфликта. Когда поставки газа прекращаются — как это ненадолго произошло в 2006 и 2009 — от этого проигрывают обе стороны. После встречи со своим американским коллегой в пятницу, российский президент Владимир Путин сказал, что Москва готова «продлить транзитный контракт в том случае, если будет улажен диспут [между "Газпромом" и "Нафтогазом"]».

Однако путь в обход Украины — ровно то, для чего создается «Северный поток», чего не скрывают российские чиновники. Новый газовый трубопровод позволит России избавиться от посредников в значительной части своих западных поставок — и предотвратить споры из-за выплат и условий, подобных тем, что инициировал Киев на протяжении последних лет. Прискорбное состояние украинских трубопроводов, нуждающихся в немедленном ремонте и финансировании, обостряет это стремление. Для российско-европейского консорциума, взявшего на себя расходы по осуществлению проекта, «Северный поток — 2» — прежде всего перспективный вклад. В отличие от «Северного потока — 1», бывшего по-настоящему совместным российско-европейским предприятием, новый трубопровод будет целиком принадлежать Газпрому, российскому газовому концерну, контролирующему российский трубопроводный экспорт. Тем не менее, половина расходов будет покрыта за счет европейских компаний: немецких «Унипер» и «Винтершелл», австрийской OMV, французской «Энжи» и «Роял Датч Шелл». Спонсоры «Северного потока» делают простую ставку с потенциальными огромными доходами. Они знают, что что трубопровод войдет в употребление в 2019 — тогда же, когда начнут иссекать запасы европейского газа в Северном море. По оценкам консорциума, даже если общие газовые запросы останутся неизменными, или даже уменьшатся в течение следующих двух десятилетий, к 2035 Европе потребуется найти источник дополнительных 120 миллиардов кубометров природного газа в год. Этим источником станут либо Катар и США, либо трубопровод из России.

Перспективы газового дефицита привели к ускоренному инфраструктурному строительству — поставщики борются друг с другом, чтобы занять появившуюся нишу. Неподалеку от Лубмина, по другую сторону польской границы, находится один из нескольких новых терминалов СПГ, появившихся на европейском побережье в течение последних лет. Большинство работает не в полную силу, поскольку трубопроводный газ на 25% дешевле СПГ. Некоторые немецкие бизнесмены и чиновники подозревают, что это — главная причина противодействия «Северному потоку — 2». По их мнению, США просто пытаются улучшить коммерческое положение СПГ. Это было главным пунктом открытого письма, подписанного межпартийным союзом старших немецких депутатов ранее в этом году. В нем говорилось, что «устранение вероятных конкурентов американских компаний — не задача Евросоюза. Если они хотят продавать свой природный газ в Европе, они вольны это делать, но при этом им следует столкнуться с конкуренцией так же, как и всем остальным».

Почему немецкие и европейские потребители и компании должны втридорога платить за газ помимо российского? По мнению критиков, очевидным ответом будет политика. По их мнению, Москва инициировала кампанию по расколу западного единства, дестабилизации европейских демократий и восстановлению российского влияния в Восточной Европе и Прибалтике. Одно из мощнейших орудий в этой кампании — зависимость Европы от российских энергетических ресурсов.

Европейцы уже давно беспокоятся о том, что произойдет, если Россия перекроет вентиль. «Северный поток — 2» сделает это беспокойство еще более актуальным. «В прошлом году более 40% немецкого газа было получено от Газпрома. Если мы удвоим вероятные поставки после открытия ‘Северного потока — 2", это положение усугубится, — говорит Реттген. — Я считаю, что это подвергнет нас опасности как в плане энергетики, так и в плане внешней политики. Мы лишимся своей независимости». Он добавляет, что следует задуматься еще об одном факторе: «Вся путинская система зиждется на двух столбах — армии и экспорте энергетических ресурсов. Укрепив второй столб, Германия укрепит и путинский режим».

Согласно заявлению «Газпрома», с учетом новых месторождений на северо-западе России, «Северный поток — 2» позволит сократить транзитный маршрут на 2100 километров по сравнению с путем через Украину, а также ограничит вредные выбросы в окружающую среду на 61%. Россия также предупредила, что угрозы США противозаконны. «Мы считаем любые санкции против компаний, участвующих в международном проекте, нелегальными, — сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в этом месяце. — Это сугубо международный, коммерческий проект, независимый от политических мотивах и основанный на принципах коммерческой прибыли для участвующих в нем стран». Особенно яростные геополитические аргументы против «Северного потока — 2» приводятся в восточноевропейских столицах, таких как Варшава, где опасение перед российско-немецким сговором имеет прочный исторический фундамент. Эти ассоциации были прямо высказаны бывшим министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским, который сравнил проект «Северного потока» с разделом Восточной Европы Гитлером и Сталиным в 1939. В Берлине, однако, чиновники предпочитают приводить другой исторический пример: «Остполитик» Вилли Брандта, немецкого канцлера, налаживавшего отношения с социалистическим блоком в конце 1960-х и начале 1970-х. В экономической сфере его политика привела к ряду сделок формата «газ в обмен на трубопровод» между СССР и Западной Германией. Несмотря на яростное сопротивление США, немцы согласились экспортировать сталь и трубы в СССР, в обмен на импорт природного газа.

Первая партия российского газа прибыла в Германию в 1973, и его импорт стремительно рос на протяжении последующих десятилетий, несмотря на холодную войну. Сторонники «Северного потока — 2» извлекли из этого опыта ключевой урок: они видят в торговле газом не зависимость Запада от России, а взаимную зависимость между продавцом и покупателем. Москва нуждается в западных деньгах точно так же, как и Запад нуждается в российском газе. «Я считаю ‘Северный поток" стабилизирующим фактором в отношениях между Россией и Западом, — говорит Маттиас Платцек, бывший глава Социал-демократической партии Германии, и нынешний президент Германо-Российского Форума, находящегося в Берлине объединения, призванного укрепить взаимные связи между странами. — Даже в самом разгаре холодной войны русские всегда поставляли газ. Почему это должно измениться сейчас? В конце концов, им нужны деньги».

Пока продолжаются политические споры, проект твердо движется вперед. В течение последних двух лет консорциум накопил огромные склады забетонированных стальных труб, и разместил их в различных точках Балтийского моря. Через несколько недель рабочие начнут соединять эти 12-метровые трубы в море и опускать их под воду. После того, как были сделаны все инвестиции, и получены все нужные разрешения, кроме одного, даже критики признают, что остановить проект будет трудно. Если он не столкнется с новыми политическими и техническими препятствиями, «Газпром» рассчитывает запустить российскую сторону 1200-километрового трубопровода в конце 2019. На другой же стороне уже чувствуются последствия. «В коммерческом отношении, у "Северного потока — 2" есть много достоинств, — говорит Вестфаль. — Однако за это Германии еще предстоит заплатить большую цену».

Подпишитесь на нас

25 марта на сайте ЦБ РФ (публикует данные "Росстата" и ФТС) традиционно появились данные по газовому экспорту России за прошедший, 2015, год. Его объём (в дальнее зарубежье) составил 144,7 млрд кубометров. Напомним, несколько ранее "Газпром экспорт" опубликовал свои цифры - по ним объем того же экспорта составил 158,6 млрд кубометров.

Это противоречие, когда данные "Газпром экспорта" оказываются на 15-30 млрд кубометров больше объёмов по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) уже не первый год обсуждается среди наблюдателей.

В чём же тут дело?

По одной из версий , данные "Газпром экспорта" отражают не только поставки газа из РФ, но и маркетинговые операции (т.е. купля-продажа) с "европейским" газом. По нашему мнению, эта версия не соответствует действительности. "Газпром" действительно занимается трейдерскими операциями с газом, но суммарные продажи (поставки из РФ+прочий газ) приводится в отдельной статистике. Например, в 2013 году, такие продажи составили 172,6 млрд кубометров. Для сравнения, поставки газа из России в этом году оказались равными 161,5 млрд по версии "Газпром экспорта" и 138 млрд по версии ФТС. Т.е. на трейдерские операции с газом приходится еще около 10 млрд кубометров газа. Но нас, по большому, счёту эти "трейдинговые" объемы действительно не должны волновать. Так почему же отличаются данные "Газпром экспорта" и ФТС?

Дело в том, что "Газпром" по прежнему занимается реэкспортом в Европу некоторых объемов среднеазиатского и азербайджанского газа. Они учитываются "Газпром экспортом", т.к. эти объемы идут в рамках обеспечения российских контрактов на поставку газа в ЕС, но не учитываются в ФТС, т.к. расчёт экспортной пошлины с этих объемов не производится.

Объемы закупок Россией среднеазиатского газа составляли около 30 млрд кубометров в начале 2010-х годов, и как мы знаем, в последние годы, на фоне избытка газа российской добычи начали снижаться (а несколько месяцев назад "Газпром" вообще разорвал контракт с Туркменистаном). В русле этой тенденции снижается и разница между данными "Газпром экспорта" и ФТС: с 31,2 млрд кубометров в 2010 году до 13,9 млрд в прошедшем, 2015, году. Можно ожидать, что по итогам текущего года эта разница окажется еще меньше.

У читателя может возникнуть вопрос: а почему бы тогда действительно не ориентироваться только на данные ФТС, зачем нам данные "Газпром экспорта", раз основные доходы идут только с непосредственно российского газа. Ответа здесь может быть два.

Во-первых, объемы реэкспорта газа снижаются и будут уменьшаться далее, замещаясь российскими поставками. В то же время, именно объемы, приводимые "Газпром экспортом" демонстрируют нам реальную рыночную нишу для поставок газа из России.

Во-вторых, и это главное, объемы, публикуемые "Газпром экспортом", отражают физическую транспортировку газа по транзитным газопроводам из России в ЕС. Соответственно, именно на них нужно ориентироваться при оценке необходимых мощностей транзитных газопроводов.

Справедливости ради отметим, что некоторые вопросы остаются и в рамках подобной трактовки особенностей статистики. В частности, объем среднеазиатского и азербайджанского газа, к примеру, в 2014 году составил 26,6 млрд кубометров (отчетность "Газпрома" за 2014 год), в то время как разница в данных ФТС и "Газпром экспорта" составляет в этом году 20,4 млрд кубометров. В качестве возможного объяснения можно предположить, что часть среднеазиатских объемов оформляется не на условиях реэкспорта, поэтому эти объемы попадают в облагаемую экспортной пошлиной базу.

Экспорт газа с территории бывшего СССР в страны Восточной и Центральной Европы начался с конца шестидесятых годов прошлого столетия. В 1971–1975гг. СССР экспортировал 30 млрд кубометров голубого топлива. В современных российских публикациях весь газ, добывавший в Советском Союзе, называют российским, а значит и экспорт был исключетельно российским. Однако, в середине семидесятых годов в Украине добывалось 70% от объемов добычи на территории Российской Федерации (В России тогда добывалось - 96 млрд, а в Украине - 65 млрд кубометров газа), а значит, можно предположить, что и экспорт осуществлялся, в основном, с украинских месторождений. Были, оказывается времена, когда и Украина была экспортером газа.

Ситуация радикально изменилась в восьмидесятые годы, когда в Европу пошел северный газ из Уренгоя, а потом – Ямбурга. В 1990 годы газовый экспорт Советского Союза составлял 110 млрд кубических метров в год.

"Наш дом – Газпром"

В 1989 году на базе Министерства газовой промышленности СССР был создан государственный газовый концерн "Газпром", который возглавил . Создание "Газпрома" было своеобразным явлением для советской экономики той поры. Во-первых, он не входил ни в одно из министерств или ведомств и формально мало кому подчинялся. Во-вторых, "Газпром" имел уникальную управленческую правовую конструкцию, которая обеспечила ему преимущества перед другими отраслями. (см. . - М.: ГУ ВШЭ, 2000)

Либерализация российской экономики в начале 90-х привела к ослаблению роли государства в топливно-энергетическом комплексе. Однако развитие нефтяной и газовой отраслей пошло различными путями. Предприятия по добыче и переработке нефти были, в основном, приватизированы, и на их базе возникло несколько крупных частных компаний.

"Газпром" также частично был приватизирован и трансформировался в акционерное общество, где государству принадлежало всего 40% акций. В 1992 году Черномырдин возглавил российское правительство и положил начало формированию варианта унии частной компании с властью за счет участия одних и тех же лиц в деятельности как государственных органов, так и в структурах "Газпрома".


Контролировал ли Кремль "Газпром" или, наоборот, Кремль был политическим филиалом "Газпрома" в период, когда Борис Ельцин был президентом? Ответ на этот вопрос остается открытым до сих пор и ждет своих исследователей.

Для российского газового монополиста, как и в советские годы, главным источником доходов был экспорт газа в Европу. Так, в девяностые годы 75-80% всей выручки "Газпрома" сотавляли поступления от продажи газа в европейские страны. При этом не было практически никаких проблем с расчетами за потребленный европейцами газ, в отличие от стран СНГ, где газовые долги были скорее правилом, чем исключением.

Вот некоторые цифры, которые определяли привлекательность европейского газового рынка для "Газпрома" в данный период: потребление газа в Европе за десять лет выросло на 8%, импорт увеличился в два раза и составил 39% газового рынка западноевропейских стран. По подсчетам автора, в 90-е годы на торговле газом с Европой "Газпрому" удалось заработать примерно 110 млрд дол. (см. . – М., ФНЭБ. – 2012. – С.7).

Условия деятельности для "Газпрома" на газовом рынке Европы в рассматриваемый период стали намного более сложными, чем прежде. Это было связано, во-первых, с тем, что страны Восточной Европы начали переходить на рыночные принципы ведения хозяйства и многие из них стали стремиться к вступлению в Европейский Союз. Вторая причина - это процессы либерализации западноевропейского рынка газа. В 1998 году в рамках ЕС была принята Директива по газу. В общем виде либерализация газового сектора представляла собой поэтапное и полное открытие рынка природного газа для свободного и равноправного доступа всех игроков данного сегмента экономики к магистральным, региональным и распределительным газотранспортным сетям и обеспечивала возможность любому конечному потребителю права свободного выбора любого поставщика голубого топлива.

По мнению руководства "Газпрома", основой российского газового экспорта и единственным гарантом надежности и стабильности снабжения газом Европы были долгосрочные контракты на поставку газа с привязкой к стоимости нефти. Преимущества подобных контрактов были очевидны в условиях поступательного роста цен на энергоносители. Но при снижении мировых цен они превратились в "мину замедленного действия" для "Газпрома".


Мечты сбываются?

С приходом к власти в России Владимира Путина (2000 г.) постепенно нефтегазовый сектор превращается в инструмент внешней политики. В середине нулевых годов кремлевские идеологи сфомулировали концепцию "энергетической сверхдержавы", реализация которой призвана была вернуть России геополитическое лидерство как на региональном уровне, так и в глобальном плане. Таким образом, руководство России официально изменило вектор развития страны, сделав четкий акцент именно на экспорт энергетических ресурсов.

Главным плацдармом для газового наступления на Европу должна была стать Украина, через территорию которой проходило до 90% газпромовского экспорта. В результате российско-украинских газовых войн 2006-2009 годов поставки газа в Европу трансформировались из области бизнеса в плоскость международной геополитики. Это стало единственным бонусом "энергетической сверхдержавы".

Взять под контроль украинский транзит так и не удалось, а события последовавшии за Майданом в 2014 году вообще поставили Украину и Россию на грань розрыва всех связей.

В нулевые годы нового столетия ситуация на газовых рынках Европы орпеделялась трендом связанным с падением собственной добычи и увеличением импорта газа. Так, если с 1990 г. по 2005 г. добыча газа в странах Европы выросла на 68%, то уже на 2014 г. падение достигло 47%. Снижение газодобычи произошло, в основном, за счет значительного сокращения добычи Великобританией и Нидерландами. Главная причина этого – истощение запасов голубого топлива.

Третий главный европейский газодобытчик – Норвегия, также испытывает определенные трудности с расширением запасов газа. Но при этом стабильно увеличивает добычу (за 2009-15 гг. на 7%) и свою долю на европейском рынке газа (увеличение с 19 до 25 процентов). В 2016 г. планирует усилить конкуренцию "Газпромом" в Европе.

Доля импортного газа в Европе выросла с 39% в 2000 г. до 63% в 2015 г., и по прогнозам экспертов . Поэтому для стран ЕС проблемы поставок газа приобрели важное значение, особенно в условиях формирования перманентного очага напряженности вокруг транзита российского газа через территорию Украины.


Устойчивый рост потребления природного газа в европейских странах (с 1990 по 2010 гг. увеличение почти в 1,9 раза) и скачок цен на голубое топливо (с 2000 по 2011 гг. - почти в 4,5 раза) создало эйфорию у российской газократии о поступательном движении ЕС к . В первое десятилетие нового века выручка "Газпрома" от экспорта увеличилась в 2,8 раза по сравнению с предыщим периодом.

Увеличение доли российского газа на европейских рынках (25-30% - в разные годы) оказалось трудновыполнимой задачей. Поэтому "Газпром" предпринимал попытки диверсифицировать свои активы и приобрести акции европейских компаний, занимающихся переработкой, транспортировкой и сбытом энергоресурсов.

В 2005-2006 годах российский президент Владимир Путин на встречах с европейскими лидерами регулярно предлагал формулу: "вы нам - сети, мы вам - месторождения". Но страны ЕС не согласились на подобные предложения страны, которая доказала свою готовность использовать газ как наступательное оружие.

В 2009 году был принят Третий энергетический пакет, продолживший либерализацию энергетического рынка Европы. Его реализация положила конец попыткам "Газпрома» дойти до конечного потребителя в Европе и получить под свой контроль европейские распределительные сети. Более того, российскому руководству в дальнейшем не удалось обменять газ на политическое влияние в Европе.

Имплементация основных директив и регламентов Третьего энергетического пакета формирует новую архитектуру единого европейского газового рынка путем стирания национальных границ, формирования избыточных инфраструктурных мощностей и усиления роли наднациональных регуляторов. Основной "пострадавшей" стороной в этом процессе стал российский "Газпром". Монополия вынуждена была перейти от стратегического партнерства к обычному коммерческому сотрудничеству с европейскими контрагентами.


Ударим диверсификацией по "Газпрому"

Российская трубопроводная экспансия, направленная на исключение украинского маршрута транзита газа в Европу, натолкнулась на жесткую позицию ЕС по соблюдению требований Третьего энергопакета. В результате было прекращено строительство Южного потока, сокращены поставки по Северному потоку-1, под вопросом находится строительство Северного потока-2 и Турецкого потока.

В 2011-14 годах произошло существенное сокращение потребления природного газа в странах ЕС (около 28%), что отрицательно сказалось на объемах экспорта «Газпрома». Кроме того, в этот период началось снижение цен на газ, а в 2014 г. произошел мировой обвал цен на энергоносители. Долгосрочные контракты не застраховали «Газпром» от необходимости снижения цен на поставляемый газ. Отсутствие гибкого механизма реагирования на ценовые колебания вынудило клиентов "Газпрома" решать вопросы снижения контрактных цен в судебных арбитражах. Так, за период с 2009 по 2015 годы контракты были пересмотрены 75 раз. (см. ). В результате, например, в 2015 году , чем в 2013 году, при этом физические объемы экспорта были на 4% больше.

Важнейшим направлением обеспечения безопасности стала диверсификация потоков газа. О роли Норвегии в этом процессе речь шла выше. Постепенно увеличивается рыночная доля поставок по подводным трубопроводам из Алжира и сжиженного природного газа (СПГ) из Катара. В частности, Алжир планирует в 2016 г. увеличить экспорт в страны Южной Европы на 15%. Катар, лидер мирового экспорта СПГ, занимает долю в 5% на европейском рынке газа.

Сжиженный газ в последнее время превратился в один из приритетов в энергетической политике ЕС. "Мы хотели бы создать все необходимые условия для СПГ, так как чувствуем, что он становится глобальным сырьевым товаром. При этом цены на СПГ чрезвычайно конкурентны, и мы хотели бы воспользоваться этими преимуществами...", - заявил в феврале 2016 г. Mарош Шефчович, зампредседателя Еврокомиссии по энергетическому союзу.

За последние годы в странах ЕС построен 21 терминал для приема СПГ, регазификационная мощность которых покрывает более 40% импортных потребностей. Наряду со строительством приемных терминалов, активное развитие получает сеть интерконнекторов (газопроводов-перемычек), которые должны обеспечить странам ЕС либо прямой доступ к СПГ, либо опосредованно, через газовые хабы.


Весной 2016 г. начались первые , которые в будущем могут составить конкуренцию "Газпрому" в Европе. Российское "увлечение" строительством газопроводных "потоков" ведет к увеличению себестоимости экспортного газа. Сегодня она сопоставима со сланцевым СПГ из Америки. Единственное, что сдерживает экспансию американского сжиженного газа в Европу, - это .

Еще одним напрвлением диверсификации поставок должна стать реализация проекта Южный газовый коридор (газопроводы TANAP и TAP) , который предусматривает транспортировку 10 млрд. кубометров азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу, с последующим увеличением до 20 млрд. Ввод в действие газопроводов планируется на 2020 год.

Комплексный характер действий ЕС по обеспечению безопасности поставок газа имеют долгосрочный характер, но уже сейчас они приносят положительные результаты. При этом учитывается проблемный характер поставок российского газа, и подготавливаются сценарии на случай возникновения кризиса в поставках. Так, в 2014 г. были разработаны кризисные модели перекрытия транзита газа через Украину и полного прекращения подачи российского газа в Европу.

Как известно, газ из России поступает в Европу по трем основным трубопроводам. Примерно половина прокачивается по территории Украины, еще около 30 % через Беларусь и 16 % по дну Балтийского моря через "Северный поток". Зависимость европейских стран от поставок этого российского энергоносителя разная. Для стран Восточной и Центральной Европы она колеблется от 50 до 100%. Именно этот регион составляют наиболее уязвимые зону ЕС.

Чтобы оценить всю картину, необходимо знать, какую роль играет газ в совокупном энергопотреблении. Иными словами, зависимость Европы от России вычисляется путём умножения общей доли поставок газа из РФ в Европу на долю газа в совокупном энергопотреблении.

График 1: Фактическая зависимость Европы от газа:


Выводы на основании были сделаны следующие:

  • компенсировать газ, поступающий через Украину, вполне возможно. На мировых рынках газа предостаточно, и его можно доставить в страны ЕС.
  • полное прекращение поставок газа из России привело бы к значительному повышению цен на него, правда, разному в разных странах.

Таким образом, российский газ утратил роль стратегического источника для энергопотребления Европейского Союза. Вопрос о том обойдется или нет Европа без газа из России, который так часто задают российские медиа, утрачивает свою актуальность. На повестке дня другая тема: будут ли конкурентными цены "Газпрома" на газовых рынках Европы.

Примерно 60 процентов потребляемого на территории ЕС газа страны Евросоюза импортируют. Остальные 40 процентов добываются, в частности, в Великобритании, Нидерландах, Дании и Германии. Правда, внутренние запасы газа стремительно сокращаются. Согласно прогнозам, зависимость Евросоюза от импорта голубого топлива будет расти.

Среди стран, экспортирующих природный газ в Евросоюз, доминирует "большая тройка". Это - Россия, Норвегия и Алжир, которые поставляют голубое топливо в основном по трубопроводам. По данным Евростата, в 2009 году на эти три государства пришлось около 85 процентов импортированного Евросоюзом газа. Среди остальных стран-экспортеров следует выделить Нигерию, Ливию, Египет и Катар, который в последнее время резко увеличил поставки сжиженного природного газа.

Российский газ

Крупнейшим поставщиком природного газа в страны ЕС уже много лет является российский "Газпром". По данным самого концерна, в 2010 году он экспортировал в Европу 138 миллиардов кубометров газа. Правда, в эту статистику включены Турция и балканские страны, не входящие в ЕС. Для сравнения: Норвегия в том же 2010 году поставила в страны ЕС около 100 миллиардов кубометров газа. "Газпром" оценивает свою долю на европейском рынке в 23 процента.

Крупнейшим покупателем российского газа в ЕС является Германия. В 2010 году "Газпром" поставил в ФРГ 35 миллиардов кубометров газа. В первую пятерку европейских импортеров российского газа входят также Италия (13,1 млрд. кубометров), Польша (11,8 млрд. кубометров), Великобритания (10,7 млрд. кубометров) и Франция (8,9 млрд. кубометров).

"Газпром" поставляет голубое топливо в ЕС по трубопроводам через территорию Украины и Беларуси. Пока не ясно, придется ли России сокращать поставки по этим магистралям после запуска газопровода "Северный поток" (Nord Stream). Его проектная мощность - 55 миллиардов кубометров в год.

Контракты на трубопроводный газ заключаются на десятилетия, а цена на него рассчитывается с учетом стоимости нефти. Это вызывает недовольство партнеров "Газпрома", в том числе и немецких энергетических концернов E.on и RWE. Дело в том, что цена трубопроводного газа сейчас значительно превышает стоимость газа на спотовом рынке.

Значение СПГ

Падение спотовых цен стало результатом изменения ситуации не только на финансовом, но и на газовом рынке. Резко увеличил собственную добычу основной мировой потребитель голубого топлива - США. Благодаря буму на рынке сланцевого газа Соединенные Штаты стали крупнейшим мировым производителем, обогнав Россию. Одновременно ряд стран, в частности Катар и Нигерия, увеличили мощности по сжижению газа. В результате предложение на спотовом рынке резко увеличилось, что привело к падению цен.

Страны ЕС стремятся к диверсификации поставок энергоносителей. В этот план вписывается не только проект строительства газопровода Nabucco, но и увеличение импорта сжиженного природного газа (СПГ) из стран Северной Африки и Ближнего Востока. В ряде стран Евросоюза, в частности, в Испании, Франции и Нидерландах, уже давно построены станции регазификации. Крупный терминал для приема танкеров с СПГ строится в польском порту Свиноуйсьце. Уже в 2014 году Польша намерена импортировать по морю до пяти миллиардов кубометров газа - прежде всего из Катара.

Редактор : Татьяна Петренко

МОСКВА, 27 фев - РИА Новости. Эксперты «РИА-Аналитика», основываясь на публикуемых ежеквартально данных ОАО «Газпром» об объемах продаж газа за рубеж, подготовили рейтинг стран - крупнейших покупателей российского газа.

Первое место в рейтинге заняла Украина, которой «Газпром» продал в 2011 году около 40 млрд куб. м. газа. При этом Украина существенно увеличила свой отрыв от Германии (34 млрд. куб. м.), располагающейся на втором месте. Третье место заняла Турция, вытеснившая по итогам 2011 года на четвертое место Республику Беларусь, где наметилось снижение продаж российского газа. В первой десятке также Италия, Польша, Франция, Великобритания, Чехия и Венгрия.

В числе лидеров роста продаж газа ОАО «Газпром» (подавляющие объемы продаж российского газа приходятся на эту компания) в 2011 году, по расчетам «РИА-Аналитика», находятся Латвия (+60% к 2010 году), Эстония (+51%), Турция (+44%), Греция (+37%) и Италия (+31%).
Наибольшее снижение продаж отечественного газа в 2011 году наблюдалось в Сербии и Черногории (-21%), Финляндии (-12%) и Чехии (11%). В целом снижали покупки отечественного газа только 8 стран - потребителей, наращивали - 22 государства.

В целом, согласно данным «Газпрома», реализация газа за рубежом в 2011 году выросла относительно 2010 года на 7.4% до 221.1 млрд куб. м. В том числе в странах Центральной и Западной Европы рост реализации составил 8.2% до 150 млрд. куб. м, а в странах СНГ и Балтии - на 4.6% до 71.1 млрд куб. м.

Однако в течение года динамика экспорта газа была неодинаковой. В первом полугодии потребители газа старались по максимуму загрузить свои газохранилища, ожидая, что во втором полугодии произойдет существенное повышение цен. В первом квартале рост реализации газа «Газпромом» по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составил 31.3%, во втором квартале - 17.6%. В дальнейшем начался спад поставок по сравнению с 2010 годом. В III квартале снижение экспорта составило 5.8%, в IV квартале - 13.2%.

Как отмечают эксперты «РИА-Аналитика» в опубликованном , ухудшение динамики продаж на экспорт во втором полугодии обусловлено тем, что контрактные цены российского газа заметно превысили в этот период спотовые цены в Европе. В результате, возросли протестные настроения потребителей, как это уже бывало раньше.

Европейские энергетические компании потребовали от «Газпрома» снизить базовые цены или учесть в формуле расчета контрактной цены цену биржевого рынка. Некоторые из них (германские E.ON., RWE, польская PGNiG) обратились в арбитражный суд.

Учитывая складывающуюся конъюнктуру рынка, «Газпром» постепенно стал идти на уступки своим потребителям. Сначала он снизил цены небольшим компаниям в Италии, Германии, Сербии. Затем, уступок добились и крупные компании. В середине февраля 2012 года «Газпром» снизил контрактную цену в рамках долгосрочных контрактов на газ для европейских потребителей в среднем на 10%. При этом среди потребителей, получивших скидку, такие компании, как французская GDF Suez, немецкая Wingas, словацкая SPP и турецкая Botas. Вполне вероятно, что в дальнейшем будут снижены цены и для E.ON., RWE, PGNiG. При этом, как утверждает руководство «Газпрома», скидка затронула базовую цену и не предусматривает увеличения доли спотового газа в формуле расчета контрактной цены.

«Газпром» планирует экспортировать в Западную Европу в 2012 году 154 млрд куб. м - на 2.6% больше, чем в 2011 году. При этом очень вероятно, что экспорт в страны СНГ снизится. И хотя Белоруссия увеличит потребление российского газа, но снижение экспорта в Украину может ухудшить статистику в целом. Например, если Украина действительно снизит импорт газа вдвое, как это следует из заявлений ее правительства, то суммарный экспорт «Газпрома» за рубеж может сократиться на 10%.

Впрочем, сейчас довольно сложно рассчитать объем экспорта газа в 2012 году, так как многое будет зависеть от европейских потребителей. Возможно, ценовая скидка «Газпрома» их удовлетворит, и они будут выбирать весь законтрактованный газ. Но не исключено, что будет происходить дальнейшее увеличение закупок на бирже. Биржевой рынок газа в Европе в последнее время быстро развивается и, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», становится важным фактором, оказывающим влияние на экспортную политику «Газпрома».

Похожие публикации