Формы обеспечения гласности в деятельности органов мсу. Регулирование принципа гласности местного самоуправления в законодательстве российской федерации

В последнее время одной из проблем местного само­управления называется отсутствие четко сформулированных и обоснованных общих принципов его организации. Такие высказывания небезосновательны, поскольку в муниципаль­но-правовой науке вопросы принципов рассматриваются фрагментарно, также отсутствует четкость в их регулировании федеральным законодательством.

На сегодня в системе принципов нет однородности, в ней, хотя и уверенно доминирует принцип гласности местного са­моуправления, но остается правовая неурегулированность в федеральном законодательстве.

В этой части следует напомнить, что базовый право­вой акт о местном самоуправлении - Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации», внес про­грессивные начала в правовую регламентацию местного са­моуправления в целом, однако при всей очевидной новизне этот закон не содержал единого перечня принципов местного самоуправления. Справедливо замечает И.И. Овчинников, что только путем анализа содержания статей закона можно было выявить принципы территориальной организации местного самоуправления, построения системы органов, формирова­ния финансово-экономической основы, участия населения в осуществлении местного самоуправления, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправлении.

В правовой регламентации принципа гласности также Федеральный закон от 28 августа 1995 г. оказался далеко поза­ди от предшествующего ему Закона СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хо­зяйства в СССР», ст. 4 которого устанавливала, что местное са­моуправление осуществляется на принципах:

Волеизъявления народа через Советы народных депу­татов, референдумы и иные формы непосредственной демо­кратии;

Законности;

Самостоятельности и независимости Советов народных депутатов, их ответственности за решение вопросов местного значения;

Защиты прав и законных интересов граждан;

Выборности Советов народных депутатов, органов тер­риториального общественного самоуправления, их подкон­трольности населению;

Гласности и учета общественного мнения;

Сочетания местных и государственных интересов.

Включение принципа гласности и учета общественного мнения в Закон от 9 апреля 1990 г. было закономерным про­должением положений Конституции СССР 1977 г., которая в ряде своих статей устанавливала гласность в деятельности Советов народных депутатов и их органов. Отсутствие столь важного принципа организации местного самоуправления в Конституции Российской Федерации 1993 г. не лучшим обра­зом сказалось на его последующем правовом регулировании в федеральном законодательстве. Красноречивым примером тому служит первый постсоветский закон о местном само­управлении. В целом жизнь его оказалась недолговечной, так как он страдал известными недостатками, одним из которых является и отсутствие положений, создающих правовые ос­нования для взаимодействия граждан с органами местного самоуправления - открытости деятельности местных органов, доступности информации об их работе, т. е. тех основных эле­ментов, которыми характеризуется принцип гласности мест­ного самоуправления. В связи с чем логичным стало принятие нового Федерального закона «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

Вместе с тем правовой пробел в регулировании принци­пов местного самоуправления, отмечавшийся в предыдущем законодательном акте, так и не был ликвидирован. В нем, как и прежде не содержится единого перечня принципов, хотя в на­званиях и тексте некоторых глав и статей понятие принципов используется. Так, п. 2 ст. 33 закрепляет, что непосредствен­ное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении основываются на принципах законности, добровольности. В названии главы «Принципы территориальной организации местного само­управления» и ст. 18 «Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления» при наличии термина «принципы» они как таковые далее не раскрываются.

Принцип гласности местного самоуправления также не нашел прямого закрепления в Федеральном законе от 6 октя­бря 2003 г. Вместе с тем его элементы присутствуют в отдель­ных статьях и дают основания полагать, что принцип гласно­сти в качестве основополагающего начала задает параметры открытости деятельности органов местной власти, доступно­сти для населения информации об этой деятельности, отчет­ности органов муниципальной власти, общественного контро­ля со стороны населения, выявления и учета мнения населения при принятии решений по вопросам местного значения.

В этом смысле прогрессивной следует считать главу 2 «Принципы территориальной организации местного само­управления», которая регулирует вопросы изменения границ, преобразования муниципальных образований, упразднения и создания поселений. Обязательным при этом является:

Согласие населения, выраженное представительными органами соответствующих муниципальных образований;

Учет мнения населения муниципального образования, выраженного представительным органом муниципального образования.

Независимо от способа выявления мнения населения (не­посредственно или через представительный орган) это важное условие выступает элементом принципа гласности, не позво­ляющим осуществлять территориальные преобразования без участия жителей, интересы которых затрагиваются. Помимо возможности граждан влиять на принятие решений, связан­ных с вопросами местного значения, статья содержит и другие элементы принципа гласности - открытость процедуры из­менения границ, информирование населения о предстоящих преобразованиях, консультации с населением муниципально­го образования депутатов представительного органа, в случаях если он выражает мнение населения; непосредственное голо­сование граждан по изменению границ.

Следует подчеркнуть, что глава 2 в смысле закрепления принципа гласности местного самоуправления выступает в за­коне одним из немногих положительных примеров. Вместе с тем в силу особой значимости территориальной основы мест­ного самоуправления полагаем необходимым усилить данную главу и прямым упоминанием о принципе гласности, изло­жив ч. 2 ст. 10 в следующей редакции:

«Установление и изменение границ территорий муни­ципальных образований осуществляется законом субъекта Российской Федерации на основе принципа гласности и уче­та мнения населения муниципальных образований в соответ­ствии с требованиями статей 11-13 настоящего Федерального закона».

Одним из приближенных к принципу гласности местно­го самоуправления в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. выступает институт непосредственного участия граждан в осу­ществлении местного самоуправления. По мнению И.И. Ов­чинникова, формы прямого народовластия способствуют вы­работке решений, имеющих большое общественное значение. Непосредственная демократия является связующим звеном между населением и выборными органами, эффективным способом оценки их деятельности. По мере развития демо­кратических процессов в нашей стране все в большей степени будет возрастать необходимость в прямом диалоге населения и органов муниципальных образований, так как эффективное осуществление местного самоуправления возможно только при инициативном и активном участии населения в решении вопросов местного значения.

Федеральный закон закрепил в статьях 22-32 следующие формы непосредственной демократии в местном самоуправ­лении: местный референдум; муниципальные выборы; голо­сование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципаль­ного образования; сход граждан; правотворческая инициати­ва граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; конференция граж­дан (собрание делегатов); опрос граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления. Следует признать спра­ведливым суждение И.И. Овчинникова, что эти формы позво­ляют населению осуществлять прямые контакты с органами местного самоуправления. В них отчетливо проявляются все элементы исследуемого принципа гласности.

Одной из таких форм является местный референдум, в котором с первой стадии - инициативы о его проведении, обо­значены открытость и публичность, а субъектами инициативы его проведения называются граждане, общественные объеди­нения, избирательные объединения.

Все этапы проведения местного референдума ориен­тированы на гласность: агитация по вопросам референдума, голосование, подсчет голосов и установление результатов референдума, опубликование его итогов. Как население, так и избирательные, общественные объединения вправе осу­ществлять агитацию, формируя у избирателей мнение по вопросам референдума, делегировать своих наблюдателей на участки проведения референдума, которые осуществляют общественный контроль за его ходом. Решение, принятое на местном референдуме, обязательно в соответствии с ч. 7 ст. 25 к исполнению на территории муниципального образования, а органы местного самоуправления обязаны обеспечить его ис­полнение (ч. 8 ст. 25), в чем явно проявляется такой элемент принципа гласности, как влияние населения на выработку ре­шений органов местного самоуправления.

Муниципальные выборы, посредством которых форми­руются выборные органы и избираются должностные лица местного самоуправления, также имеют сходство с местным референдумом. Основным принципом проведения муници­пальных выборов выступают также их открытость и гласность. Элементы принципа гласности в этапах местного референду­ма в равной степени присутствуют и в стадиях избирательного процесса. Обе формы непосредственной демократии не могут быть реализованы без участия в нем граждан и их взаимодей­ствия с органами местного самоуправления.

Среди других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в контексте изучения принципа гласности местного самоуправления вызывают научный ин­терес публичные слушания. Они в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируются лишь одной ст. 28, за­дающей общие параметры важнейшей форме гражданского участия в решении вопросов местного значения. Часть 4 этой статьи устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представи­тельного органа муниципального образования. Обязательным является заблаговременное оповещение жителей муници­пального образования о месте и времени проведения публич­ных слушаний, их ознакомление с проектом муниципального правового акта, а также последующее опубликование итогов публичных слушаний.

Приведенная норма свидетельствует о том, что федераль­ный закон, наделяя правомочиями по правовой регламен­тации публичных слушаний муниципальные образования, обозначает обязательными условиями их реализации: инфор­мированность населения о публичных слушаниях, обеспече­ние открытости ознакомления с проектом муниципального правового акта, возможность участия граждан в публичных слушаниях. Все перечисленные условия являются структур­ными элементами принципа гласности местного самоуправ­ления, в связи с чем можно заключить, что федеральным за­коном созданы правовые предпосылки для последующего принятия муниципальных правовых актов, регулирующих принцип гласности в процедурах организации и проведения публичных слушаний.

Не комментируя далее другие нормы Федерального зако­на «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации», следует заключить, что хотя он и заявляет в своем названии общие принципы организа­ции местного самоуправления, однако как такового перечня их не приводит. Исследуемый принцип гласности напрямую в законе не упоминается, несмотря на то, что отдельные его элементы закреплены в различных нормах. Все более очевид­ным становится несоответствие базового закона о местном самоуправлении современному вектору развития местного са­моуправления, ключевым принципом которого является глас­ность в организации местного самоуправления

Муниципальное право

Гласность – это важный элемент демократической системы управления обществом и государством.

С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Статья 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает прежде всего информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со ст. 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ст. 3).

Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26).

Муниципальное право. Шпаргалки Ольшевская Наталья

88. Гласность местного самоуправления

Гласность – важнейший элемент демократической системы управления обществом и государством. Она помогает обеспечить демократизм управленческой деятельности, а также влиять гражданам на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления и о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание принимаемых ими решений. В соответствии со ст. 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Обеспечение граждан полной и достоверной информацией должно проводиться традиционными организационно-массовыми формами работы с избирателями, используемыми в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления и других нормативных правовых актах. К формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации; организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа 1. Решение о подготовке документации по планировке территории

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 14.1. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений 1. Органы местного самоуправления поселения имеют право на:1) создание музеев поселения;2) участие в организации и финансировании

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:1) принятие

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 22. Местный референдум 1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный

Из книги автора

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального

Из книги автора

Глава 6. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО

Из книги автора

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для

Из книги автора

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного

Из книги автора

Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством,

Из книги автора

Статья 71. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных

Из книги автора

Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения

Из книги автора

Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими

Из книги автора

Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного

Из книги автора

Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия

Из книги автора

26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления Различаются унифицированные и неунифицированные модели местного управления.В унифицированной модели действует единая система управления на местах, однопорядковые

Из книги автора

Лекция 12 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 12.1.Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйствомОрганам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении вопросов управления

Ключевые слова

ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PUBLICITY OF LOCAL AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы - Синцов Глеб Владимирович

Актуальность и цели. В Конституции РФ закреплены основные принципы осуществления местного самоуправления. Однако в Конституции РФ не сделано прямого указания на гласность деятельности местного самоуправления, хотя очевидно, что именно данный институт власти, взаимодействующий непосредственно с населением, наиболее приближенный к нему, должен осуществлять свою деятельность максимально открыто и прозрачно, в условиях непосредственного контакта с местным населением. То есть местное самоуправление по идее должно отвечать принципам гласности. Материалы и методы. В статье проведен анализ Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ); Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Результаты. В нынешних условиях усложнения экономической ситуации в стране и роста внешнеполитической напряженности необходимо дополнительное повышение доверия населения как к государственной, так и к местной власти, усиление гражданской активности, привлечение граждан для решения местных вопросов. Недопустимо оставлять без изменения сложившуюся ситуацию, в которой органы местной власти фактически могут быть отделены от населения, поскольку созданные бюрократические процедуры мешают непосредственному контакту местного самоуправления и граждан. Между тем принцип гласности не нашел прямого законодательного закрепления и в федеральном законодательстве: в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет четкого указания на то, что местное самоуправление строится на основе принципа гласности и открытости. Выводы. В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», указав принцип гласности в качестве одного из основополагающих принципов осуществления местного самоуправления.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам, автор научной работы - Синцов Глеб Владимирович

  • О влиянии нотариальных действий на реализацию конституционных прав граждан

    2015 / Воронюк Екатерина Павловна
  • О значении парламентского контроля в Российской Федерации

    2015 / Синцов Глеб Владимирович
  • К вопросу об определении понятия избирательных прав граждан в Российской Федерации

    2016 / Бабанян Саркис Сисакович
  • О некоторых особенностях определения конституционно-правового статуса общественных фондов

    2016 / Даневская Анита Муратовна
  • Гласность в местном самоуправлении как конституционно-правовая категория

    2015 / Михеев Денис Степанович
  • К вопросу о закреплении принципов избирательного права в Конституции Российской Федерации

    2019 / Кондращенко Дарья Алексеевна
  • Проблемы и перспективы реального участия граждан в осуществлении местного самоуправления

    2016 / Бурылова Л.А.
  • Особенности системы работы с обращениями граждан Российской Федерации: правовой аспект

    2019 / Ильина Юлия Сергеевна
  • Правовые и организационные основы деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений граждан

    2019 / Сайфутдинов Р. Р.

Background. The Consitution of the Russian Federation has secured the main principles of local governing. However there are no direct instructions on publicity of local governments’ activities, although, obviously, it is this institution of power, interacting directly with society and being closest to it, which should conduct its operations as openly and transparently as possible in conditions of direct contact with local population. That is, local self-government, theoretically, should meet the principles of publicity. Materials and methods. The article analyzes the Constitution of the Russian Federation (adopted by the nationwide vote on 12.12.1993) (with amendments by the Laws of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ); the Federal law from 06.10.2003 № 131-FZ (amendment from 29.12.2014) «On general principles of local government organization in the Russia Federation». Results. In modern conditions of complication of country’s economic situation and increase of foreign-policy tension it is necessary to additionally improve population’s trust both to the state and to local governments, to intensify civil activity, to attract citizens to resolve local problems. It is unacceptable to leave this situation unaltered, when local self-government bodies virtually can be detached from populaton, as the created bureaucratic procedures interfere with the direct contact between local authorities and citizens. The principle of publicity also has not been directly fixed in federal laws: the Federal law “On general principles of local governemnt organization in the Russian Federation” features no clear indications that local self-governing is based on publicity and openness. Conclusions. In this connections it is reasonable to correspondingly amend the Constitution of the Russian Federation and the Federal law “On general principles of local government organization” by introducing the principle of publicity as one of the basic principles local self-governing.

Текст научной работы на тему «Понятие и значение принципа гласности для деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации»

УДК 342.55

Г. В. Синцов

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ

ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. В Конституции РФ закреплены основные принципы осуществления местного самоуправления. Однако в Конституции РФ не сделано прямого указания на гласность деятельности местного самоуправления, хотя очевидно, что именно данный институт власти, взаимодействующий непосредственно с населением, наиболее приближенный к нему, должен осуществлять свою деятельность максимально открыто и прозрачно, в условиях непосредственного контакта с местным населением. То есть местное самоуправление по идее должно отвечать принципам гласности.

Материалы и методы. В статье проведен анализ Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ); Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Результаты. В нынешних условиях усложнения экономической ситуации в стране и роста внешнеполитической напряженности необходимо дополнительное повышение доверия населения как к государственной, так и к местной власти, усиление гражданской активности, привлечение граждан для решения местных вопросов. Недопустимо оставлять без изменения сложившуюся ситуацию, в которой органы местной власти фактически могут быть отделены от населения, поскольку созданные бюрократические процедуры мешают непосредственному контакту местного самоуправления и граждан. Между тем принцип гласности не нашел прямого законодательного закрепления и в федеральном законодательстве: в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет четкого указания на то, что местное самоуправление строится на основе принципа гласности и открытости.

Выводы. В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», указав принцип гласности в качестве одного из основополагающих принципов осуществления местного самоуправления.

Ключевые слова: принцип гласности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.

CONCEPT AND VALUE OF THE PRINCIPLE OF PUBLICITY FOR ACTIVITY OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background. The Consitution of the Russian Federation has secured the main principles of local governing. However there are no direct instructions on publicity

of local governments" activities, although, obviously, it is this institution of power, interacting directly with society and being closest to it, which should conduct its operations as openly and transparently as possible in conditions of direct contact with local population. That is, local self-government, theoretically, should meet the principles of publicity.

Materials and methods. The article analyzes the Constitution of the Russian Federation (adopted by the nationwide vote on 12.12.1993) (with amendments by the Laws of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ); the Federal law from 06.10.2003 № 131-FZ (amendment from 29.12.2014) «On general principles of local government organization in the Russia Federation».

Results. In modern conditions of complication of country"s economic situation and increase of foreign-policy tension it is necessary to additionally improve population"s trust both to the state and to local governments, to intensify civil activity, to attract citizens to resolve local problems. It is unacceptable to leave this situation unaltered, when local self-government bodies virtually can be detached from popu-laton, as the created bureaucratic procedures interfere with the direct contact between local authorities and citizens. The principle of publicity also has not been directly fixed in federal laws: the Federal law "On general principles of local gover-nemnt organization in the Russian Federation" features no clear indications that local self-governing is based on publicity and openness.

Conclusions. In this connections it is reasonable to correspondingly amend the Constitution of the Russian Federation and the Federal law "On general principles of local government organization" by introducing the principle of publicity as one of the basic principles local self-governing.

Key words: publicity of local authorities in the Russian Federation.

Одним из важнейших нововведений Конституции Российской Федерации 1993 г. , радикально отличающим ее от принятых ранее конституций, является установление и закрепление правовых основ демократического управления государством, в том числе закрепление основ местного самоуправления.

Конституция Российской Федерация является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления. Именно в Конституции РФ в ст. 12 закреплено право граждан на возможность осуществления местного самоуправления («В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление») и существования институтов местной власти, не входящих в систему органов государственной власти.

В Конституции РФ закреплены основные принципы осуществления местного самоуправления. Так, ст. 130 Конституции РФ установлен принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения, в ст. 12 -принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Кроме того, Конституция РФ устанавливает и определенные гарантии органам местного самоуправления. Например, в ст. 133 Конституции РФ установлена гарантия на судебную защиту органов местного самоуправления.

Однако в Конституции РФ не сделано прямого указания на гласность деятельности местного самоуправления, хотя очевидно, что именно данный институт власти, взаимодействующий непосредственно с населением, наиболее приближенный к нему, должен осуществлять свою деятельность макси-

мально открыто и прозрачно, в условиях непосредственного контакта с местным населением. То есть местное самоуправление по идее должно отвечать принципам гласности.

Статьей 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Анализ данной статьи позволяет выделить два основных субъекта местного самоуправления:

1) народ, осуществляющий свою власть непосредственно;

2) органы местного самоуправления, т.е. органы представительные, выступающие от имени народа.

Очевидно, что органы местного самоуправления, т.е. органы, осуществляющие власть от имени народа, должны действовать при непосредственном контакте с населением.

В ст. 18 Конституции РФ указано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Данные положения согласуются с принципом гласности местного самоуправления, поскольку законодателем установлена непосредственная связь между деятельностью местного самоуправления и правами и свободами граждан -связь, которая не может существовать без постоянного и открытого контакта органов местной власти и граждан.

Дополнительными подтверждениями законодательного закрепления принципа гласности местного самоуправления в Конституции РФ являются положения, установленные в ст. 24 Конституции РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Как можно увидеть, в данной статье указаны важнейшие особенности принципа гласности: открытость и публичность деятельности муниципальных органов, доступ населения к информации об этой деятельности. Значение данной нормы для развития принципа гласности местного самоуправления трудно переоценить. Указанное положение Конституции РФ позволяет вовлечь граждан в процессы управления, создает дополнительные инструменты контроля за деятельностью должностных лиц, способствует соблюдению законодательства органами местной власти.

Отдельного внимания в анализе конституционного закрепления принципа гласности местного самоуправления заслуживает гл. 8 Конституции РФ. Данная глава, состоящая из четырех статей, определяет основные особенности функционирования института местного самоуправления. В частности, в ст. 130 указано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Указанные нормы сформулированы на основе принципа гласности местного самоуправления, поскольку в них указано, во-первых, на самостоятельность решения населением вопросов местного значения и осуществления правомочий в отношении доступной собственности, а также на то, что орга-

ны местного самоуправления формируются именно местным населением при выражении последним своего волеизъявления.

Кроме того, принцип гласности деятельности органов местного самоуправления воплощается в отдельных проводимых ими мероприятиях: в регулярных отчетах депутатов и выборных должностных лиц перед населением; в проведении встреч и приемов граждан, выступлениях и публикации тематических статей в средствах массовой информации, организации «горячих линий» и «дней открытых дверей», когда граждане могут позвонить или прийти на прием и задать интересующий их вопрос о деятельности того или иного органа местного самоуправления.

Подводя итог, можно сказать, что в целом положения о местном самоуправлении, нашедшие свое отражение в Конституции РФ, отвечают основным требованиям принципа гласности. У населения имеется возможность определенным образом влиять на деятельность органов местного самоуправления, участвовать в их формировании, контролировать их деятельность. Однако очевидно, что отсутствие прямого законодательного закрепления в Конституции РФ указанного принципа гласности является определенным пробелом, устранение которого представляется важной задачей в настоящее время.

В нынешних условиях усложнения экономической ситуации в стране и роста внешнеполитической напряженности необходимо дополнительное повышение доверия населения как к государственной, так и к местной власти, усиление гражданской активности, привлечение граждан для решения местных вопросов. Недопустимо оставлять без изменения сложившуюся ситуацию, в которой органы местной власти фактически могут быть отделены от населения, поскольку созданные бюрократические процедуры мешают непосредственному контакту местного самоуправления и граждан.

Между тем принцип гласности не нашел прямого законодательного закрепления и в федеральном законодательстве: в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет четкого указания на то, что местное самоуправление строится на основе принципа гласности и открытости.

В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», указав принцип гласности в качестве одного из основополагающих принципов осуществления местного самоуправления. Внесение подобных изменений задаст определенный вектор деятельности органов местного самоуправления, обеспечит на законодательном уровне возможность для развития институтов местной власти, создаст условия для более активного участия местного населения в процессе осуществления местного самоуправления. Кроме того, внесение указанных изменений позволит привести нормативно-правовую базу, регламентирующую основы деятельности органов местной власти, к соответствию иному законодательству, максимально расширяющему и защищающему права и свободы граждан.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ,

от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31 (4 авг.). - Ст. 4398.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40 (6 окт.). - Ст. 3822.

1. Sobranie zakonodatel"stva RF . 2014, no. 31 (4 Aug.), art. 4398.

2. Sobranie zakonodatel"stva RF . 2003, no. 40 (6 Oct.), art. 3822.

Синцов Глеб Владимирович доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой частного и публичного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Sintsov Gleb Vladimirovich

Doctor of juridical sciences, professor, head

of sub-department of private and public law,

Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: [email protected]

УДК 342.55 Синцов, Г. В.

Понятие и значение принципа гласности для деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации / Г. В. Синцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3 (35). - С. 43-47.

Гласность - это важный элемент демократической системы управления обществом и государством.

С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Статья 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает прежде всего информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со ст. 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ст. 3).

Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26).

Похожие публикации