Формы собственности в Российской Федерации. Формы собственности в россии Какие формы собственности существуют в рф

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Рос­сии признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности. Анало­гичное положение закреплено и в ст. 212 ГК РФ, которое, одна­ко, этим не ограничивается: в нем предусматривается возмож­ность и другого членения названных форм собственности. Из со­держания ст. 212 -215 ГК РФ может быть сделан вывод, что част­ная собственность по российскому законодательству подразделя­ется на собственность граждан и юридических лиц, а государствен­ная собственность - на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Российс­кой Федерации - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономным округам и автономной области. Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Перечень форм собственнос­ти, указанный в Конституции и в ГК РФ, не является исчерпы­вающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Право собственности граждан

В собственности граждан может находиться любое имущество и в любых количествах. Закон делает исключения только для от­дельных видов имущества, которые не могут быть собственно­стью граждан, например тяжелое вооружение или участки конти­нентального шельфа. Граждане могут владеть имуществом индиви­дуально (имущество находится во владении одного лица). Они могут владеть имуществом на праве общей собственности (имуще­ство принадлежит нескольким гражданам-собственникам). Общая собственность - это способ совместного владения имуществом. Она может быть долевой или совместной. В долевой собственности каждый из ее владельцев имеет точно определенную долю имуще­ства. Общая собственность является совместной только в случаях, прямо указанных законом.

Право собственности юридических лиц

Субъектами права собственности юридических лиц признают­ся коммерческие и некоммерческие организации - юридические лица (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками).

В собственности юридического лица находится имущество, которое было передано ему в качестве вклада (взноса) его учре­дителями. Юридическое лицо является единственным собствен­ником принадлежащего ему имущества. Оно вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противореча­щие закону.

Несколько юридических лиц могут объединить имущество для совместной деятельности на праве долевой собственности. Они могут объединить имущество и с государственными юридически­ми лицами, т. е. государством.

Государственная собственность - это имущество, принадлежа­щее на праве собственности Российской Федерации или ее субъек­там. Объектами права государственной собственности являются:

Ресурсы континентального шельфа и морской экономиче­ской зоны Российской Федерации;

Культурные и исторические ценности общегосударственного значения;

Средства государственного бюджета;

Государственные банки;

Золотой запас;

Алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства отно­сятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - пред­приятия военно-промышленного комплекса, атомной энергети­ки и т.д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя спо­собами:

1) закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления;

2) владеет пакетами акций в акционерных обществах, т.е. част­ных коммерческих организациях;

3) нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т. е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с уча­стием государственного капитала являются частными коммерче­скими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и госу­дарство как акционер участвует в управлении обществом и полу­чает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного обще­ства как самостоятельного юридического лица.

Муниципальная собственность

Муниципальной собственностью является имущество, которое принадлежит городским и сельским поселениям. Она не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятель­ная форма собственности, во многом схожая с государственной. В состав муниципальной собственности могут входить:

Средства местного бюджета;

Муниципальные земли;

Муниципальные предприятия и организации;

Муниципальный жилищный фонд;

Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собствен­ности;

Другое движимое и недвижимое имущество.

Так же как и государство, муниципальные образования имеют свою казну - сельскую, городскую, поселковую и т.д.

Муниципальные образования также могут иметь общую (доле­вую) собственность как с другими сообществами, так и с госу­дарством или частными юридическими лицами.

Право хозяйственного ведения

Как уже отмечалось выше, государство и муниципальные обра­зования могут закреплять свое имущество за теми или иными пред­приятиями и учреждениями, оставаясь, однако, собственниками имущества. В подобных случаях собственник наделяет такое предприятие, учреждение одним из двух вещных прав: либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Предприятие, которое наделяется правом хозяйственного ве­дения, называется унитарным в том смысле, что оно не может быть разделено или приватизировано по частям. Это обычно ком­мерческое предприятие, ведущее хозяйственную, предпринима­тельскую деятельность в интересах государства или муниципаль­ного сообщества.

Право хозяйственного ведения означает, что предприятие, дей­ствуя как юридическое лицо, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Это имущество отражено в ба­лансе предприятия. При этом оно владеет и пользуется имуществом в той же мере, в какой это осуществлял бы сам собственник.

Вместе с тем правомочия, составляющие право хозяйственно­го ведения, во-первых, производны от правомочий собственни­ка, основаны на них (если нет права собственности, не может быть и права хозяйственного ведения), а во-вторых, существенно ограничены по сравнению с ними.

Ограниченность права хозяйственного ведения проявляется в том, что унитарное предприятие не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом - продавать, дарить, вно­сить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, отчуждать иным образом, сдавать в аренду, отда­вать в залог и т.д. Сделки унитарного предприятия по распоряже­нию недвижимым имуществом, совершенные в нарушение этого правила без согласия собственника, являются ничтожными, т. е. не имеют никакой юридической силы, не создают никаких прав и обязанностей.

Что касается движимого имущества, то унитарное предприятие вправе распоряжаться им без согласия собственника, если иное не установлено законом.

Утверждая устав, определяя предмет и цели деятельности уни­тарного предприятия, собственник тем самым устанавливает из­вестные границы для реализации этим предприятием права хо­зяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Кроме того, в последующем собственник осуществляет контроль за над­лежащим использованием и сохранностью указанного имущества, а также имущества, которое предприятие приобрело и произвело в ходе своей деятельности.

Право оперативного управления

Другим правом, производным от государственной или муни­ципальной собственности, является право оперативного управле­ния имуществом, которым наделяются казенные предприятия и учреждения. К казенным относятся:

1) предприятия, выпускающие продукцию, которую разреше­но производить только на государственных предприятиях;

2) предприятия, производящие продукцию, более 50 процен­тов которой приобретает государство;

3) предприятия, не подлежащие приватизации.

Это право также включает в себя правомочия владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, однако является еще более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Так, казенное предприятие может самостоятельно распоряжаться только своей продукцией, если этого не запрещает закон. В остальных случаях распоряжение имуществом должно быть согласовано с собствен­ником. Собственник же определяет порядок распределения дохо­дов казенного предприятия. Он может в любой момент изъять из­лишнее, неиспользованное имущество.

Таким же ограничениям подвергается и право учреждения рас­поряжаться закрепленным за ним имуществом. Оно вообще не может распоряжаться ни закрепленным за ним имуществом, ни имуществом, приобретенным на средства, выделенные по смете. И лишь в том случае, если учреждению уставом предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, оно име­ет право распоряжаться этими доходами и приобретенным за их счет имуществом вполне самостоятельно. Эти доходы учитывают­ся на отдельном балансе учреждения.

Вопросы и задания

1. Перечислите и раскройте признаки субъектов предприниматель­ской деятельности.

2. Что понимается под собственностью в экономическом смысле? Какие элементы включает в себя система экономических отношений собствен­ности?

3. Дайте определение понятия «право собственности». Перечислите правомочия собственника и раскройте их содержание.

4. Какие типы собственности вам известны?

5. Изобразите в виде схемы формы собственности, закрепленные в российском законодательстве.

6. Охарактеризуйте содержание права собственности граждан.

7. Охарактеризуйте содержание права собственности юридических лиц.

8. Охарактеризуйте содержание права собственности государства.

9. Охарактеризуйте содержание права собственности муниципальных образований.

10. Сравните право хозяйственного ведения и право оперативного управления.


В России существует частая, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст.213 ГК).
Субъектами частной собственности (ст. 213 ГК) могут быть граждане и негосударственные юридические лица (хозяйственное товарищества и общества, кооперативы и другие негосударственные юридические лица). Государственные юридические лица, функционирующие на базе государственной и муниципальной собственности, субъектами права собственности на закрепленное за ними имущество не являются – они имеют имущество на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Объектами частной собственности могут быть различные имущественные объекты, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы (ст.132 ГК), оборудование, транспортные средства и другие средства производства.
Законом установлена возможность приобретения гражданами жилого помещения, занимаемого ими по договору найма в доме государственного или муниципального жилищного фонда (путем выкупа или по иным основаниям, предусмотренным законодательством).
Государственная собственность в соответствии со ст.214 ГК – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также субъектами РФ (республиками, края, области, городам федерального значения: Москве и Санкт – Петербургу, автономной области, автономным округам). Таким образом, государственная собственность бывает двух уровней обобществления – в масштабе субъекта РФ. Распределение объектов между Россией и субъектами РФ осуществляется законодательством.
Федеральная собственность – это общенародное достояние, принадлежащие России в целом. Круг объектов этой собственности государства, которые не могут принадлежать другим субъектам. Объектами собственности России являются также: бюджет РФ, здания, в которых расположены федеральные органы власти, предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение; ведущие научно – исследовательские организации; высшие учебные заведения общероссийского значения; памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность, многие другие объекты.
В собственности субъектов РФ находятся аналогичные объекты, закрепленные за ними законодательно и имеющие значение в масштабе субъекта РФ: соответствующие бюджеты; предприятия республиканского, краевого, областного значения, учебные заведения, учреждения здравоохранения и т.д.
Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городам (кроме Москвы и Санкт – Петербурга), сельским поселениям и другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК). В муниципальной собственности находятся средства соответствующего бюджета, предприятия и организации местного значения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, муниципальные образовательные учреждения здравоохранения; предприятия транспорта общего пользования, учреждение культуры и другие объекты, не составляющие государственную или частную собственность.
Общая собственность (глава 16 ГК) – это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц. Она бывает долевой (с определением доли каждого) и совместной (без определения доли каждого собственника).
Гражданский кодекс признает совместной собственностью имущество, приобретенное супругами во время брака, если договор между ними не установлен иной режим этого имущества (ст.256 ГК), а также имущество крестьянского хозяйства, принадлежащее его членам, если законом или договором между ними не установлено иное (ст.257 ГК). Таким образом, в указанных случаях по соглашению между супругами или членами крестьянского (фермерского хозяйства) собственностью может быть долевой.
Литература.
  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Гражданское право. Учебник 2ое издание. Е.А. Суханов.
  3. М.Н. Марченко. Правоведение Учебник Издание «Проспект» 2004г.
  4. Правоведение Е.В. Магницкая Издание «Питер» Москва 2004г.
Контрольные вопросы
  1. Какие отношения входят в предмет гражданского права.
  2. Чем характеризуется метод гражданского права.
  3. Принципы гражданского права.
  4. Источники гражданского права
  5. Субъекты и объекты гражданского права.

Еще по теме Формы собственности в Российской Федерации.:

  1. 1.2 Разграничение предметов ведения в Российской Федерации
  2. § 2. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере правотворчества

Под формой собственности следует понимать специфический характер принадлежности факторов и результатов общественного производства его основным субъектам.

Формы собственности предопределяются в рамках конкретной экономической системы. Поэтому социально-экономические формы собственности - это объективно-исторические формы, находящиеся в определенной последовательности по отношению друг к другу и соответствующие определенному уровню развития производительных сил, технологическому уровню производства.

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой либо одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению. Нельзя разобраться в экономике, если не научиться классифицировать собственность.

То есть надо уметь распределять отношения присвоения по классам и соподчиненным им видам, конкретным формам в зависимости от их общих признаков.

Классификация присвоения во многом затруднена из-за того, что имеются два типа отношений собственности: в экономическом и юридическом смысле. Отсюда возникают два отличающихся друг от друга основания классификации.

Основанием для классификации собственности в ее экономическом понимании служит степень развитии кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в процессе труда и на деле присваивают средства и результаты производства. Тем самым определяет уровень реального обобществления имущества.

По своим масштабам обобществление производства имеет три основных уровня:

  • 1) Низший уровень - единоличное присвоение (мелкое предприятие, на котором хозяйствует один человек или его семья);
  • 2) Средний масштаб обобществления - (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, на котором объединен под единым началом труд многих людей);
  • 3) Высший уровень - национальный комплекс (труд кооперирован в народнохозяйственном масштабе).

Иногда формы собственности сводят вообще к двум видам: частной и государственной, чтобы упростить их рассмотрение и изучение.

Сконцентрируем внимание на основных формах собственности, изображенных в таблице 1, которые относятся к числу самых распространенных.

собственность экономический прибыль юридический

Таблица 1: Распределение предприятий по формам собственности

В подавляющем большинстве в нынешнее время превалирует в различной степени частная собственность.

Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы. Значительная часть капитала находится в частном владении.

Частная собственность на капитале, произведенные товары и услуги, полученные доходы являются важным условием поддержки системы свободного предпринимательства.

Рис. 1.

Частная собственность - одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства. Как правовой институт сложилась в римском праве.

Одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Выступает в виде собственности граждан и юридических лиц. Институт частной собственности был восстановлен в отечественном законодательстве (после длительного перерыва) в 1990 г.

Общая собственность - право собственности двух или нескольких лиц (участников общей собственности) на одно и то же имущество. По ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Личная собственность - в социалистическом (советском) праве так называлась частная собственность, чтобы подчеркнуть, что она может быть использована только для удовлетворения потребностей лица в соответствии с назначением объекта собственности, но не для извлечения доходов или спекуляции. До принятия Закона СССР о собственности 1990 г., круг предметов, находившихся в личной собственности был сильно ограничен.

Долевая собственность - в гражданском праве общая собственность, доли участников которой определены. Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением ее участников, они считаются равными. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении норм о преимущественном праве покупки.

Совместная собственность - разновидность общей собственности, в которой доли каждого собственника не определены. Согласно ст. 254 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершена сделка по распоряжению. Каждый из участников совместной собственности вправе распорядиться общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников.

Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных по мотивам отсутствия у такого участника необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.

Указанные выше правила применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности ГК РФ или другими законами не установлено иное. Раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них допустим только после определения доли каждого участника.

Муниципальная собственность - одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". ГК РФ также устанавливает (п. 1 ст. 212), что в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Субъектами права муниципальной собственности выступают муниципальные образования. От их имени права по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ). Лобачева. Е.Н. Экономика: Учебник для вузов, Москва: "Экзамен", 2005. С. 251-264.

2) Государственная собственность - в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Государственная собственность - представляет собой такую систему отношений в обществе, при которой именно государство в лице соответствующих институтов выступает в качестве субъекта собственности.

В Российской Федерации государственной собственностью является имущество федеральной собственности.

Государственная собственность - закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность), на уровне края, области (коммунальная собственность), на уровне района, города, села (муниципальная собственность).

Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально - экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). Это можно просмотреть в приведенной ниже таблице 2.

Таблица 2. Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности

Число предприятий и организаций, в процентах

Государственная и муниципальная, (в процентах)

Частная (в процентах)

Смешанная российская в процентах)

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство кокса и нефтепродуктов

Производство машин и оборудования

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Гостиницы и рестораны

Государственное управление и обеспечение военной безопасности;

обязательное социальное обеспечение

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

В других отраслях имеются лишь "точечные" участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. В среднем по развитым странам для государственных предприятий в создании ВВП не превышает 7%.

В развивающихся странах и странах переходной экономикой этот показатель составляет соответственно 11% и более 40%.

Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций. Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или США, то есть образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах - соответствующие центральные и региональные учреждения.

Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, то есть собственность регионов - субъектов федерации.

В ст. 8 Конституции РФ признаются и защищаются:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • иные формы собственности.

Это означает, что кроме частной, государственной и муниципальной возможно выделение и других форм собственности, не противоречащих законодательству. Например, в Гражданском кодексе РФ употребляются такие термины, как общая и совместная собственность. Кроме того, собственность общественных и религиозных организаций не может в полной мере относиться к частной, поскольку приобретенное ими имущество может использоваться только для достижения уставных целей, а в случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах , т.е. не может быть разделено учредителями.

Право частной собственности в рыночной экономике призвано обеспечить субъектам предпринимательства экономическую свободу действий в рамках действующего законодательства. Таким образом, собственникам предоставляется право действовать самостоятельно и нести ответственность за последствия своих решений, связанных с объектами собственности.

В России значительная часть валового внутреннего продукта производится на государственных предприятиях. К государственным субъектам предпринимательства можно относить как полностью принадлежащие государству предприятия, так и полугосударственные юридические лица, часть уставного капитала которых передана в частную собственность. Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях, энергетике, транспорте.

Отдельная проблема - учет государственной собственности. Еще в 2009 г. представитель Счетной палаты РФ утверждал: «Львиная доля госсобственности в России не легализована и уведена “в ведомственно-имущественные офшоры”... Из-за того, что госимущество остается “в тени”, резко уменьшается капитализация страны» . Соответственно у плохо учтенной собственности снижается эффективность использования. Следует иметь в виду, что недоучтенное имущество проще украсть, а недооценка имущества может провоцировать на его «недружественную скупку» с целью захвата предприятий - то, что называется рейдерством.

Переход от преобладания государственной собственности к широкой распространенности частного бизнеса в России происходил в 1990-е гг. Приведем в качестве примера воспоминания одного из руководителей той эпохи, II. Я. Добрынина.

Пример из практики

«Я стал директором завода низковольтной аппаратуры за полтора года до перестройки и никогда не был “железобетонным” сторонником государственной собственности, отягощенным “грузом наследственности”. Куда сложнее было ветеранам, патриархам директорского корпуса тех лет... Им совершить этот переход было, как сменить кожу.

Случалось, в неформальной обстановке старые директора отговаривали меня от акционирования...: “Ты же работаешь в оборонке! Министерство поможет, если что случится!”

Наше предприятие тогда неплохо работало, прибыль за год составляла около полутора миллионов. “Министерство может дать нам тысяч двести”, - смекал я про себя. - Но эта сумма ничего не определяет, мы и без этих денег сможем обойтись...”

Конечно, я тоже рассуждал неправильно. Не прибыль стала главной ценностью, а независимость...

Уже в 1992 г., одними из первых в Новосибирске, а среди оборонных предприятий - первыми, мы акционировались. То есть говорить о предпочтении прежних методов управления не приходилось. Но и активного отторжения государственной формы управления предприятием у меня нс было. За 1990-е гг. мои взгляды трансформировались, а последующее десятилетие доказало правильность той стратегии, которую мы избрали в 2000 г. и до сих пор проводим в жизнь» .

Закон о Собственности в РСФСР предусматривает следующие формы собственности:

— частная или собственность отдельных граждан России;

— государственная;

— муниципальная;

— собственность общественных организаций, а также СП и иностранных граждан, организаций и государств;

Главным основанием возникновения Частной собственности гражданина является Предпринимательская деятельность . Такая деятельность может осуществляться не только путем создания и эксплуатации гражданином своего собственного предприятия, но и путем внесения своего вклада в акционерные общества (товарищества), в другие юридические лица, в том числе и те, где гражданин трудится. Это дает ему право на получение части прибыли соответствующего предприятия с учетом размера вклада.

На основе частной собственности строятся различные формы хозяйствования: частное предпринимательство с наймом или без найма работников, акционерные общества, кооперативы и др.

Государственная собственность : в ней могут находится предприятия промышленности, транспорта, связи, строительства и иное имущество, которое необходимо для осуществления задач республики и входящих в ее состав административно-территориальных и национально-государственных образований.

Муниципальная собственность включает в себя имущество местных органов государственной власти; органов территориального управления. Это жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-каналализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и др.), а также объекты, непосредственно обслуживающие население (столовые, химчистки, различные мастерские).

Собственность общественных организаций — это собственность благотворительных и иных общественных фондов, религиозных организаций.

Различные собственники имеют разные права и возможности.

Система рыночных отношений предполагает функционирование самостоятельно хозяйствующих Объектов, действующих в зависимости от конъюнктуры на свой страх и риск.

В максимальной степени Самостоятельность может обеспечить только собственность . Соревнование собственников за получение максимальной прибыли формирует отношения конкуренции, которая является главной характеристикой рынка. Если же собственник представлен только государством, то рынок не возникнет. Поэтому, Важнейшим условием возникновения рынка является разгосударствление и приватизация предприятий , которые лишают государство его монопольного положения в отношении собственности и ведут к появлению многих собственников, то есть создают условия для формирования рынка.

Для осуществления этих процессов Верховным Советом РФ был принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

Похожие публикации