Как долго жили древние римляне? Откуда взялась римская империя.

На нашей планете продолжается компания по фальсификации прошлого и исторических документов, цель которой – уничтожение великого прошлого нашей цивилизации. История Древнего Рима – яркий пример масштабной диверсии…

Баварский исследователь Гернот Гайзе издал в 1994 году книгу «Кем были римляне на самом деле?», в которой делает вывод, что римляне – чаще всего – обычные коренные жители Европы: кельты, галлы да франки, не имеющие никакого отношения ни к Италии, ни к латинской культуре. В числе доказательств – само имя города Рим.  Г. Гайзе обнаружил, что в Европе «любой мало-мальски большой город, как-то связанный с «римлянами», назывался Римом».

Аахен: «Второй Рим», а также «Aurea Roma renovata». Майнц: «Другой Рим» (XI–XII века), а раньше «Aurea Maguncia Romane». Трир: «Бельгийский Рим», «Второй Рим», «Малый Рим», «Северный Рим». Немецкий город Бамберг прямо назывался Римом, а на шведском острове Готланд, куда итало-римляне и не забирались, город с названием Рим есть до сих пор. И так – без конца, по всей Европе!

Нынешняя же столица Италии, как выяснил Г. Гайзе, лишь в средние века стала называться Roma quadrata, т. е. Квадратный Рим (Квадратный Кремль, Квадратная Крепость), а до того Рим был известен под именем Palatium.

Отсюда – основной вывод: Ветхий Рим мог стоять где угодно, но не в Италии, которой история античного Рима не может принадлежать в принципе. Просто потому, что селение с названием Palatium слишком уж долго не имело в своем названии этого добавления – «Рим». А без него – никак!

Ясно, что для полного понимания этого мало, и Г. Гайзе начал искать, на каком языке слово «Рим» или производные от него имеют осмысленный перевод, и оказалось, что, помимо значений «кремль», «крепость», в древнегреческом языке слово «рим» означает «армию, войско, воинское подразделение, вооруженные силы, колонну». А значит, «римляне» – это не жители города Рима и не граждане Римской империи, а в первую очередь военные, члены той общности, которую греки называли «Rom», возможно, сам гарнизон античного кремля, или крепости, – любой в Европе.

Отступление. Исторические источники знают и второе имя Вечного города – Urbs. Именно так его и называют в подавляющем числе античных и средневековых документов, но вот означает это слово просто – «город», хотя можно перевести и как «жертвенник». И поскольку это название Рима – не имя собственное, то и принадлежать оно может ЛЮБОМУ городу, например, Карфагену (ныне Тунис), кстати, носившему звание «Африканский Рим».

Карфаген вообще отличный кандидат в Римы. Именно здесь сосредоточено около 90 % всех построек мира в древнеримском стиле. Именно здесь протекали наиболее яростные диспуты ранних христиан, и именно в Карфагене создано то самое Римское право, – это в науке уже общеизвестный факт. Затем Карфаген пал, архивы вывезли, и отцом Римского права стал итальянский Urbs, в коем и населения-то в 1420 году было всего 17 500 человек.

Что ж, подобьем итоги. Римов на землях Европы – не один десяток, и ни один из них – не итальянский. Итальянский Palatium, он же Urbs, стали величать Римом лишь в средние века. Признаки античного Рима находятся, в частности, в Карфагене, не правившем в Европе никем.

Вопрос. Так была ли эта титаническая итальянско-германская империя под названием Рим? Если можно создать на новом месте Древнюю Грецию и Персию, Вавилонию и Македонию, Мидию и Фригию, то почему бы не создать и Римскую империю – так же, на бумаге? Например, на основе вывезенных из других «римов» и «урбсов» типа Карфагена и Александрии бумаг. Мало ли где библиотеки пылали? Вот лишь наиболее известные партии книг и рукописей, вывезенных в итальянский Рим, – иногда за деньги, иногда военной силой.

1622 год. 2000 латинских и 430 греческих рукописей и 8000 книг из Гейдельберга.

1658 год. 1500 латинских рукописей из библиотеки герцогов Урбино.

1690 год. 2000 латинских рукописей из библиотеки шведской королевы Кристины.

1746 год. 300 рукописей из собрания Capponiani.

1748 год. 3000 латинских и 473 греческих рукописей из библиотеки Ottoboni.

Таких партий были сотни и сотни. Считается, что в 1565 году папа зачем-то собрал в центральном архиве в Ватикане все документы Церкви. Не так ли появилась нынешняя история Церкви? И не так ли родились две тесно связанные с ней 1000-летних Римских империи? И главное… чтобы создать такую империю, не надо перетасовывать все архивы: просто прикажи инквизиции уничтожить еретические словари (их было немного) и напиши новую словарную статью, где черным по белому написано, что «Roma» или «Romane» в названии города означает, что город был частью Римской империи. И все. Остальное будет создано уже в умах.

О римских императорах чуть подробнее

В 1926 году была завершена, а в 1935 году опубликована книга Вилгельма Каммайера «Универсальная фальсификация истории» о подделках юридических документов средневековья. В. Каммайер, как юрист, начал исследование грамот с тривиального правила: любой дарственный юридический документ (а дарственные грамоты – наиболее распространенный вид средневековых документов) должен содержать в себе информацию о том, кто, что, когда и кому подарил, и где эта грамота была составлена.

Оказалось, что хранящиеся в библиотеках грамоты часто не соответствуют исходным юридическим критериям. Встречаются грамоты без даты или с явно позже вставленной датой, с неполной датой (отсутствует год или день) или датой, написанной в не соответствующей указанному времени написания манере. Нередко датированные одним днем грамоты «подписывались» дарителем в разных точках на карте.

Последнее замечание наиболее интересно. При анализе мест и дат написания грамот у В. Каммайера вышла следующая картина: правители не имеют столицы, в которой они более или менее постоянно пребывают, они непрерывно путешествуют с места на место – порой молниеносно и на огромные расстояния – с целью одаривания грамотами все новых и новых подданных. Причем это делают все германские императоры, независимо от возраста, состояния здоровья и обычной человеческой логики.

Германским императорам не раз удавалось находиться единовременно в разных далеко отстоящих друг от друга городах. Для императора Конрада, например, в течение 50 лет почти каждый год указываются 2-3 разных города как место пребывания на христианском празднике.

Главная цель масштабной кампании по фальсификации исторических документов, – счел В. Каммайер, – заключалась в замалчивании языческой истории, удлинении христианской и приписывании ей всех почти достижений цивилизации. Был и спрос на юридическое подтверждение прав на владения со стороны новых властителей, лишь недавно отнявших оные у законных правителей. Поддельные дарственные должны были свидетельствовать о древности прав на владения и восходить к одному из прежних христианских королей, коих, если нужно, для этой цели просто выдумывали.

Каммайер был убежден в следующем: подлинные документы языческой германской истории были уничтожены и заменены фальсифицированными документами галло-романской истории. Существование католических пап до так называемого авиньонского пленения было полностью выдумано. История до 1300 г. невосстановима, так как все более ранние документы были уничтожены и заменены фальшивыми. Войны между национальными церквями в допапский период истории церкви были впоследствии представлены, как борьба с еретиками* и вероотступниками.

* Едва этот тезис Каммайера принимаешь, циклы в истории папства становятся историями покоренных католиками национальных епископатов, а улики начинают бросаться в глаза. Папы ведь (подобно вездесущему императору Конраду) жили и в разбросанных по всей Европе Римах, и в Латеране, и в Авиньоне, и даже в еретическом Берне. Аргумент посерьезнее – известная, как «ведьмино» животное, кошка. Дело в том, что в языческой кельтской, галльской и франкской Европе роль кошки выполняла фретка – ручной хорек. Кошку же из портовых городов привозили чужаки: сирийцы, армяне, евреи, греки да латиняне. И значит, «антикошачьи истерии» народа и властей это действия против греков, евреев, да латинян – тех, кто и принес христианство в Европу. Похоже, что когда Церковь присвоила историю побежденных земель, она присвоила и эту против ее же миссионеров направленную истерию.

Когда Каммайер предложил свой труд вниманию историков ГДР, на него обрушились репрессии. Он потерял работу, рукопись книги была конфискована и долгое время считалась утерянной, вся недвижимость семьи была национализирована, а сам он и его семья были обречены на нищету. Есть мнение, что Каммайер умер от недоедания.


Как только не трактовалась историография румын. В разные эпохи им то приписывали римские корни, то настаивали на огромном влиянии других племен, обитавших на территории современной Румынии. При Чаушеску отвергались оба утверждения. Политик пропагандировал этническую чистоту народа, подвергая сомнению любое генетическое и культурное влияние иных племен и народностей.

Тем не менее, во втором куплете государственного гимна Румынии есть явная отсылка к происхождению ее жителей:

«Сейчас или никогда докажем миру,
Что в этих руках еще течет римская кровь
И в нашей груди мы храним с гордостью имя
Победителя в битвах, имя Траяна.»

В гимне идет речь о римском императоре Траяне, известном своими военными подвигами. Это при нем войско легионеров завоевало румынские территории, и фракийские даки, проживающие на них, были вынуждены стать римскими подданными.


Даки - воинственные предки румын

В писаниях древнегреческого историка Геродота даки упомянуты как самый многочисленный народ после индийцев. Они проживали на территории нынешней Румынии и всего Балканского полуострова. Если бы не территориальная разрозненность, фракийские даки стали бы опасной военной силой тех времен.

Но даже в разобщенном состоянии они представляли серьезную угрозу. Описывая дакийских воинов, Геродот рассказывал об их безграничной отваге. Воины считали себя бессмертными, поэтому умирали с улыбкой на губах. Даки радовались возможности погибнуть в бою, ведь это даровало им возможность после смерти отправиться к своему богу Залмоксису.


Расцвет дакийцев пришелся на царствование Буребисты, современника Цезаря. Племя занимало территорию от Северных Карпат до Балканских гор, от Среднего Дуная до Черного Моря. Объединенные воинственным царем, даки неоднократно вмешивались в дела соседних народов. Они уничтожили посягнувших на их территории кельтов, подчинили себе часть греческих городов и даже пытались повлиять на исход войны между Помпеем и Цезарем.

Завоевание Дакии римскими легионами

После свержения Буребисты, дакийское царство распалось на пять частей, однако все так же продолжало угрожать римлянам. Под предводительством опытного полководца Децебала воинствующие племена время от времени нападали на владения Римской Империи, чем вынудили заключить с ними мир. Договор с даками был крайне невыгоден римлянам, несмотря на то, что по его условиям Децебал признал себя поверженным.


Молодой император Траян не мог мириться с подобным положением дел. Он решил завоевать Дакию. Полностью истощив военную мощь противников в изнуряющих битвах, Траян добился капитуляции Децебала. Как результат, даки лишились большей части своих территорий, которые стали римскими провинциями. Именно это и стало отправной точкой в постепенном слиянии местных и римлян.

Генетическая связь румын с римлянами

На протяжении полутора столетий в Дакию на поселение направляли римских легионеров. Лишь малая часть из них приезжали с семьями, большинство же вступало в отношения с фракийскими женщинами.


Осевшие легионеры остались в Дакии даже после того, как она утратила свою стратегическую значимость для Римской Империи, и оттуда была отозвана вся военная знать. Это не прибавило региону стабильности: вскоре через территорию современной Румынии началась миграция воинственных народов. В разное время по Дакии проходили славяне, гунны, вестготы, авары, гепиды. Несмотря на это, ее продолжали считать римской провинцией.

Происхождение румынского языка

Полуторавековая колонизация существенно повлияла на даков. Римляне сделали латинский официальным языком захваченных территорий, навязывая его местному населению на всех уровнях. Стараясь адаптироваться, даки модернизировали латынь настолько, что в некоторых провинциях ее невозможно было узнать. Однако языковая политика дала свои результаты: все коренные жители на том или ином уровне овладели латинским.


Что интересно, славяне и другие этнические группы, которые совершали набеги на даков уже после римлян, значительного влияния на их язык не оказали. Коренные жители продолжали оставаться преимущественно латиноязычными. Со временем латинский получил столь широкое распространение, что многие румыны стали считать его родным.

Современный румынский язык не утратил своих римских корней. Он входит в балкано-романскую подгруппу, и, более того, является в ней одним из самых распространенных. Сложившись на основе разговорной латыни колонистов и диалекта древних даков, румынский стал государственным и основным разговорным языком всей страны.

Румыны - прямые потомки древних римлян

Период римского господства над Дакией был не очень длительным, однако его влияние на будущий румынский народ оказалось колоссальным. Какие племена не приходили бы впоследствии к фракийским дакам - они попадали под остаточное влияние Римской империи и романизировались.


Об этом красноречиво говорит название, которое получила современная Румыния. Оставаясь окраиной Римской Империи на протяжении почти двух столетий, а впоследствии пережив изнуряющие войны и многочисленные нападения разных народов, в конце XIX века государство стало Romania (на русском: Румыния). Примерный перевод термина звучит как «страна римлян». Он был преобразован из латинского слова romanus («римский»), - именно так называли коренное население, которое в период правления римлян смешалось с легионерами-переселенцами.

Всём, кто интересуется историей, будет интересно знать,
- «палец вверх» и «палец вниз».

Римляне

Римляне


Юлий Цезарь , Марк Траян , Тит Ливий , Вергилий ;
Сципион , Марк Катон , Боэций , Корнелий Тацит
Самоназвание
Язык
Религия

Римская религия, впоследствии христианство

Расовый тип
Входит в
Родственные народы
Происхождение

Римляне (самоназвание - романи (лат. romani ) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites ); также римский народ - лат. Populus Romanus ) - народ , зародившийся на территории Аппенинского полуострова , в регионе Лациум , в пределах города Рим . Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покоренных народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи . Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации .

Истоки римского этноса

Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей - племена италиков , этрусков , лигуров , греки и галльские племена . На территории Лациума , к югу от реки Тибр , проживало одно из крупных племен италиков - латины , к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков - сабины , умбры , эквы , вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура , хотя его теория и имеет весьма специфический характер - так, этрусками он считает пеласгов , латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

Теория о «троянском происхождении» римлян берёт начало в легенде, повествующей о том, что Эней в XII веке до н. э. , после разгрома Трои в результате Троянской войны , прибыл на берег Лациума с остатками своего народа и объединившись с местным племенем создал новый народ - Латинов, названый по имени их царя, на дочери которого Эней женился, а также основал город Лавиниум , названый в честь его жены. Энея римляне считали безусловным прародителем своего народа, что отражалось во всех их верованиях. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города » и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида ». О троянском происхождении римлян говорит Тацит , называя Трою «памятником нашего происхождения» . Впоследствии, после захвата римлянами Троады , римский сенат освободил жителей Илиона от налогов, полагая их «родственниками римского народа».

Формирование римского этноса

Возникновение римского народа уходит корнями в VIII-V века до н. э. Стратиграфические раскопки на Форуме и Священной дороге , а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной дате основания Рима (754 г. до н. э.) . Археологический материал позволяет также решить вопрос о том, развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше время склоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процесса слияния (синойкизма) отдельных изолированных общин - поселений на римских холмах

Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем происходит «основатель Рима» и собственно римского народа - Ромул . Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 754 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако, дата 21 апреля - древнейший пастушеский праздник Парилии - важна в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов , поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен а война укрепила бы и сплотила население.

Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все свое могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полной очевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шел. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.

- Плутарх . Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватывая поверженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами. Об этом упоминает и Тацит . Такая участь постигла Фидены , Вейи , Альба-Лонгу и другие города. Крюков и Нибур в своих работах приводят теорию смешанного этнического характера первоначальных римлян, причем обоих сословий, так что патриции - латины с незначительной примесью сабинов , а плебс - латины с сильной примесью этрусков . Если обобщить весь «царский период » римской истории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляции римский народ сформировался из трех основных составляющих - латинов, этрусков и племен, родственных латинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины - как об этом пишет Моммзен . Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы - Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).

Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний , Сервий Туллий , Тарквиний Гордый , что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

Римский народ во времена Республики

Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики . После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса патрицианские роды и плебеи оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции - повидимому коренное население города обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. - были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы меж сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию сформировав нобилитет .

Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства .

Трансформация римского народа в современные романские народы

Во время распада Западной Империи , формально завершившегося в 476 г. а фактически в 480 г. после смерти последнего законного императора Непота была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германских царей, и каждая из них начала развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.

Примечания

Ссылки

  • Цицерон - «Республика », VI, 22 - Сон Сципиона .
  • Тит Ливий - «История от основания города », I. Русский перевод .
  • Дионисий Галикарнасский - «История Рима», I.
  • Плутарх - «Сравнительные жизнеописания : Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла».
  • Гай Светоний Транквилл . Жизнь двенадцати цезарей. О знаменитых людях (фрагменты). / Пер. и прим.

Вопрос о происхождении древних римлян ещё не решен. Свой след на территории Рима оставили пришлые греки и карфагеняне, а племена лигуров и сикулов были древнейшим туземным населением Апеннинского полуострова. Остальное до сих пор остается спорным.

Теория миграции и смешения народов

Многие ученые современности склоняются к миграционной теории происхождения римлян. Согласно этой теории, галлы, италики и этруски пришли на территорию Апеннин извне. Эти более сильные племена согнали с земель местное население и заняли его территорию.
Например, италики – родственное грекам племя, считается одним из индо-европейских племен, которые пришли на Апеннины во II веке до н.э. и вытеснили автохтонное население Италии.

В I веке до н.э италики распались на две группы: латино-сикульскую (область Лаций) и умбро-сабельскую (предгорья Апеннин). Кроме италиков, на территории полуострова в Этрурии проживало таинственное племя этрусков, о происхождении которых ученые спорят столетиями. Одна из самых современных теорий происхождения племени гласит, что этруски произошли от племен, проникших сюда из Малой Азии, и смешались с народами, мигрировавшими из-за Альп. Об этом говорит схожесть культур. Другие утверждают, что этруски были коренным народом Греции, изгнанные с родных мест эллинами.

Еще одной группой племен были иллирийцы: венеты (Венеция) и япиги (Южная Италия), родственные народам Балкан. Жили на Апеннинах и греки, которые в VIII – VI веках до н.э. освоили Сицилию, Кампанию и южное побережье Италии.
Таким образом, римляне возникли в результате смешения и взаимообогащения народов и к концу I века оформились в единый народ со своей культурой, языком и письменностью.

Божественная теория происхождения — от бога войны Марса

Эту вполне официальную легенду об основании Рима все знают по школьной программе.
Согласно ей, в латинском городе Альба-Лонга (Лация) правил царь Нумитор, который был смещен с престола своим коварным братом. Дочь опального царя Рея Сильвия вынужденно стала весталкой – жрицей богини Весты и должна была оставаться безбрачной.

Но, видимо, у бога Марса были на Рею свои планы, и она родила от него близнецов – Ромула и Рема. Дядя повелел бросить младенцев в Тибр, но те в плетеной корзине выплыли на берег, где их вскормила волчица, а потом подобрал и вырастил пастух Фаустул. Братья выросли, вернулись в Альбу-Лонгу, узнали о себе всю правду, убили коварного дядю, восстановили на престоле отца, а потом отправились искать место для нового поселения.

Поссорившись с братом из-за того, где надо строить новый город, Ромул убил Рема, затем на Палатинском холме основал город, которому и дал свое имя.
Чтобы увеличить население Рима, Ромул предоставил пришлым людям такие же права, как и первопоселенцам. В город стали стекаться беглые рабы, авантюристы и изгнанники.
Согласно преданиям, в первое время в Риме не хватало женщин, и горожане вынуждены были пойти на хитрость. Они заманили к себе на праздник соседей-сабинян (одно из племен италиков) с женами, перебили мужчин и захватили женщин. Правда, после этого римлянам пришлось отбиваться от недовольных соседей, но войско Ромула справилось с этим. Военная слава Рима привлекла в город этрусков, которые заняли соседний холм. Когда же на Рим двинулось все войско сабинян, на выручку коварным горожанам пришли их новые жены-сабинянки. Женщины показывали своим братьям и отцам младенцев и умолили сабинян пощадить Рим.
Вскоре хитрый Ромул стал царем объединенных народов. Таким образом, происхождение римлян от смешения народов, заселивших холмы будущего великого города, подтверждается.

Троянская теория

О том, что в истории основания Римской империи свою роль сыграли жители Трои, не отрицают даже ученые. Они ссылаются на легенды, которые, по идее, могли появится позже: как обоснование божественной власти римских императоров. В пользу этой теории говорят и литературные источники.
Согласно им, троянец Эней, сын героя Анхиса и богини Афродиты, после того, как греки ворвались в город, сумел спастись, выведя из полыхающей Трои юного сына и вынеся на плечах престарелого отца. Под его руководством троянцы построили корабли и пустились по морю к Италии, которая была обещана Энею богами, как земля, где его народ сможет жить дальше. Много приключений ждало Энея – и чума на Крите, и бури в море, и влюбленная царица Карфагена Дидона, не желавшая отпускать троянца, извержение Этны, и даже посещение Энеем Аида, пока наконец корабли троянцев не прибыли на Апеннины, и пройдя вверх по Тибру, не остановились в области Лация.

Здесь Эней женился на дочери местного царя Латина, был вынужден сразиться с ее бывшим женихом и победить его. Затем Эней основал город Лавнии. После смерти Латина, он возглавил его царство под именем Юла, спустя годы пал в бою с могущественными этрусками и стал почитаем под именем Юпитера. А его сын Асканий основал город Альбу-Лонгу, который и был родным городом основателя Рима Ромула.
В другой версии этой легенды сына Энея зовут Юл, и именно ему дается видение о том, что Италия станет новой родиной троянцев, а направление молний с небес показывают троянцам путь.

Откуда взялись латиняне

Но божественные версии происхождения римлян не объясняют, откуда, собственно, взялись те самые латиняне, встретившие Энея в Лации. Историк Дионисий Галикарнасский в труде «Римские древности» пишет о том, что латинянами племя стало называться только при царе Латине, а до этого его именовали не иначе как аборигины, которые «остались обитать на одном и том же месте, никем более не изгнанные». То есть речь, скорее всего, идет о народе, который обитал на Апеннинах издревле.
Катон Старший говорил о происхождении аборигинов, что это были «сами эллины, населявшие некогда Ахайю и переселившиеся оттуда за много поколений до Троянской войны». Таким образом, мы приходим к ахейцам – древнегреческому племени, которое когда-то обитало в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, а потом перебралось в Фессалию и позже – в Пелопонес. Они же могли во время колонизации Апеннин оказаться в Лации.


Вы родились в Древнем Риме и пережили первый год? Поздравляю! Перед вами еще каких-то 25 лет жизни. Конечно, это не означает, что вы не можете стать «почтенным» шестидесятилетним стариком. Но для этого надо много удачи. И стоит ли доживать, если старость – это болезнь?

Если бы вы родились в Древнем Риме, то прожить вы должны были в среднем 27 лет. Конечно, если вы выжили в первые месяцы жизни. Известно, что высокий уровень младенческой смертности был результатом состояния современной медицины тех времен, но не только. Убивали «бракованных» детей: их душили, топили, резали…

✔ Предварительный отбор (почти) натуральный

Это не было незаконным деянием. Закон двенадцати таблиц приказывал убивать детей с видимыми дефектами. Для римского общества в течение многих столетий это было очевидным и естественным. С пониманием к этому процессу относился известный философ Сенека Младший.

Здоровые младенцы также не могли чувствовать себя в безопасности. Отец мог убить малыша по какой-либо причине: из-за неподходящего пола потомства или подозрения, что ребенок – плод прелюбодеяния. В 1 году до нашей эры некий Илларион, рабочий из Александрии, писал своей жене: «Если ты успешно родишь, если это будет мальчик, оставь его в живых, а если девочка – брось». В других частях Римской империи было не лучше.

Отказ от ребенка – это не убийство, но младенцы и так, как правило, умирали от голода, холода или в пасти диких животных. Лишь в 4 веке с подачи христианства стали наказывать за детоубийство. Запрет на продажу в рабство подкидышей датируется 529 годом, когда западная часть Римской империи уже принадлежала истории.


✔ Очень трудное детство

Болезни и ближайшие родственники «устраняли» вместе 36% новорожденных. Остальные могли радоваться жизни. Если был пережит первый критический год, будущее выглядело уже гораздо лучше. Они могли дожить уже и до 33 лет в среднем. Но статистика и дальше была немилостивой: до десятого дня рождения доживало менее половины детей. Для тех, кому это удалось, средний возраст смерти был оценен в 44 с половиной года.

✔ Двадцатилетние счастливчики

Если вам было 20 лет, то вы могли считать себя счастливым: 60% ваших ровесников были уже мертвы. Лишь каждый третий римлянин доживал до 30 лет. Мужчины погибали в войнах, а женщины, рожая детей. Кроме того, на статистику смертности влияли данные о смертных казнях. «Сорок лет прошло, как один день», - мог бы сказать только каждый четвертый житель Римской империи. Но многие из тех, кто дожил до этого прекрасного возраста, сказали бы, что жизнь только начинается после 40. Некоторые именно тогда делали большую карьеру и даже становились императорами, например, как сорокалетний Марк Аврелий (в 161 году) или сорокасемилетний Септимий Север (в 193 году).


✔ Уже старость?

На заре существования Рима за начало старости принято было считать 46 лет. Сорокапятилетний Сципион, обращаясь к Ганнибалу, называл себя старым. Такое восприятие могло укорениться из-за того, что в обществе преобладали молодые люди. Лысеющие мужчины и седеющие женщины очень сильно выделялись из толпы. Лица, имеющие 50 и более лет, составляли всего 8% населения. Согласно Lex Iulia de maritandis ordinibus (закон о браке), женщины после 50 года жизни освобождались от брачных обязательств. Большинству из них и так оставалось лишь несколько лет на этой земле.

Если вы нашли себя среди 11% счастливчиков, которые отпраздновали свое шестидесятилетие, то все равно имели шансы! Стоит помнить, что в 193 году Пертинакс стал императором в возрасте 66 лет. Это вовсе не означает, что в римской истории нет лиц, которые прожили 80 лет. Примером может служить даже святая Елена, матерь императора Константина I. Но это не получилось прожить ни одному императору! Ближе всего к этим годам был Тиберий, который умер в возрасте 78 лет, и Гордиан I, завершивший сою жизнь суицидом на 79 весне жизни.


✔ Откуда эти данные?

Демографы, занимающиеся Римской Империей, имеют дело с твердым орешком, потому что хронологический и географический диапазон велик, а источников мало. Самым интересным из них является, так называемая таблица Ульпиана. Ее автор, римский адвокат, который умер в 223 году, разработал для нужд современной рентной системы таблицу ожидаемой продолжительности жизни. Представленные выше данные основаны на анализе этой таблицы авторства американского исследователя Брюса Фриера.

Не все демографы доверяют таблице Ульпиана. Некоторым средний возраст кажется слишком низким и пытаются использовать другие источники, в том числе, цензовые списки из Египта или надписи надгробий. В дополнение к средней продолжительности жизни, выплывающий из таблицы Ульпиана, предлагают другой расчет, например, 30 лет.

✔ Доживший до 30 лет – старец?

В древние времена долгое время принято было считать старость болезнью. Только под влиянием известного врача Галена (2 век нашей эры) она стала признаваться как естественный этап жизни. Вопреки тому, что говорит статистика, римляне порогом, от которого начинается старость, считали возраст около 60-66 лет. Это удивительно близко к современной геронтологии. Неслучайно знаменитый римский оратор Цицерон написал трактат о старости, когда ему был 61 год, посвятив его 64-летнему другу Аттику. Не стоит забывать, однако, что порог старости мог меняться в зависимости от социального статуса. Экономический разрыв, деливший элиту и простых людей, был огромен. Таким образом, санитарные условия, медицинская помощь и питание богатых и бедных определяли продолжительность и качество жизни.

Похожие публикации