Латинские афоризмы (1 фото). Dura lex, sed lex это

Нелегко судить коллегу, - вздохнул председатель военной коллегии Верховного суда генерал Евгений Царенко, выйдя из зала заседаний к журналистам. Несколько минут назад была поставлена точка в нашумевшем деле по обвинению заместителя председателя суда Советского района Минска в получении крупных взяток. 35-летний Геннадий Дашук был признан виновным по двум эпизодам. Его приговорили к 7 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

По закону приговор чиновникам такого ранга может выносить одна из четырех коллегий Верховного суда. В данном случае военную коллегию выбрали не случайно. Судья с 11-летним стажем... Поэтому для объективности дело поручили рассматривать беспристрастным юристам в погонах.

Что же отразило зеркало сурового приговора. В 1995 году 27-летний судья Геннадий Дашук рассматривал дело о разбое некоего Виниченко. Наказание ему грозило от 8 до 15 лет лишения свободы. Однако вдруг нашлось столько "смягчающих обстоятельств" и других нюансов, что его приговорили всего к нескольким годам "вольного поселения". Гуманные законы? Ничуть. Благодарить юный разбойник должен свою мать, Надежду Павловну. Именно она, по мнению суда, смогла договориться с Дашуком об "облегчении" приговора. В обмен на полторы тысячи долларов... Мамаша тогда была без ума от радости...

В этом году хороший знакомый Надежды Павловны попал под следствие за злостное хулиганство. Тут-то и вспомнила бывшая взяточница про давнишний опыт "договариваться с законом", а г-н Дашук уже продвинулся до заместителя председателя суда. Встретился, выслушал. Обещал помочь, хотя сообщил, что за такое преступление спектр наказаний широк, но, мол, обычно дают года 3 лишения свободы, а также что дело рассматривает его подчиненный. Напрямую воздействовать на него он, конечно, не может, но поговорит по душам... Свои усилия Дашук "оценил" в 2 тысячи долларов. Парадокс заключался в том, что и без вмешательства Дашука "злостный хулиган" за решеткой бы не оказался. Геннадий Леонидович, однако, несколько раз вызывал на доклад подчиненного судью, расспрашивал его о находящихся в процессе делах. Но давления, как выяснилось, не оказывал... Потому что заранее знал: серьезное наказание знакомому Надежды Павловны не грозит, но в общении с ней продолжал сгущать краски - набивал себе цену.

Вот только не знал Геннадий Леонидович, что носит в кармане ушлая Надежда Павловна диктофон. С кассетой-компроматом она и отправилась в милицию. Так судья попал в оперативную разработку. Развязка наступила 29 мая. 2 тысячи долларов (мечеными купюрами) Надежда Павловна принесла Дашуку к подъезду дома. Оперативники задержали его с поличным.

Дашук ни во время следствия, ни во время судебного разбирательства своей вины не признал.

Утверждал, что 2 тысячи долларов - всего лишь долг, который вернула ему Надежда Павловна, - комментирует председатель военной коллегии Евгений Царенко. - А ее показания про события 8-летней давности вообще называл "оговором". Опытный юрист, он читал свое последнее слово почти 3 часа. Однако слишком много фактов свидетельствуют о виновности Дашука. Но, учитывая ряд смягчающих обстоятельств - малолетний сын, положительные отзывы с места работы, - мы назначили самое мягкое наказание: 7 лет лишения свободы...

1. Scientia potentia est. Знание - сила.
2. Vita brevis, ars longa. Жизнь коротка, искусство - вечно.
3. Volens - nolens. Волей - неволей.
4. Historia est magistra vita. История - учительница жизни.
5. Dum spiro, spero. Пока дышу - надеюсь.
6. Per aspera ad astra! Через тернии - к звездам
7. Terra incognita. Неизвестная земля.
8. Homo sapiens. Человек разумный.
9. Sina era est studio. Без гнева и пристрастия
10. Cogito ergo sum. Мыслю, следовательно существую.
11. Non scholae sed vitae discimus. Мы учимся не для школы, а для жизни.
12. Bis dat qui cito dat. Дважды дает тот, кто дает быстро.
13. Clavus clavo pellitur. Клин клином вышибают.
14. Alter ego. Второе "я".
15. Errare humanum est. Человеку свойственно ошибаться.
16. Repetitio est mater studiorum. Повторенье - мать ученья.
17. Nomina sunt odiosa. Имена ненавистны.
18. Otium post negotium. Отдых после дела.
19. Mens sana in corpore sano. В здоровом теле здоровый дух.
20. Urbi et orbi. Городу и миру.
21. Amicus Plato, sed magis amica veritas. Платон мне друг, но истина дороже.
22. Finis coronat opus. Конец - делу венец.
23. Homo locum ornat, non locus hominem. Не место красит человека, а человек - место.
24. Ad majorem Dei gloriam. К вящей славе Божией.
25. Una hirundo ver non facit. Одна ласточка весны не делает.
26. Citius, altius, fortius. Быстрее, выше, сильнее.
27. Sic transit gloria mundi. Так проходит земная слава.
28. Aurora Musis amica. Аврора - подруга музам.
29. Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
30. Non multa, sed multum. Не много, но о многом.
31. E fructu arbor cognoscitur. Дерево узнается по плоду.
32. Veni, vidi, vici. Пришел, увидел, победил.
33. Post scriptum. После написанного.
34. Alea est jacta. Жребий брошен.
35. Dixi et animam salvavi. Я сказал это и этим спас свою душу.
36. Nulla dies sine linea. Ни дня без строчки.
37. Quod licet Jovi, non licet bovi. Что позволено Юпитеру, не позволено Быку.
38. Felix, qui potuti rerum cogoscere causas. Счастлив тот, кто познал причину вещей.
39. Si vis pacem, para bellum. Хочешь мира, готовься к войне.
40. Cui bono? Кому на пользу?
41. Scio me nihil scire. Я знаю, что я ничего не знаю.
42. Nosce te ipsum! Познай самого себя!
43. Est modus in rebus. Есть мера в вещах.
44. Jurare in verba magistri. Клясться словами учителя.
45. Qui tacet, consentire videtur. Молчание - знак согласия.
46. In hoc signo vinces! Под этим знаменем победишь.(Сим победиши!)
47. Labor recedet, bene factum non abscedet. Трудности уйдут, а благое дело останется.
Non est fumus absque igne. Нет дыма без огня.
49. Duobus certantibus tertius gaudet. Когда двое дерутся - третий радуется.
50. Divide et impera! Разделяй и властвуй!
51. Corda nostra laudus est. Наши сердца больны от любви.
52. O tempora! O mores! О времена, о нравы!
53. Homo est animal sociale. Человек есть общественное животное.
54. Homo homini lupus est. Человек человеку - волк.
55. Dura lex, sed lex. Закон суров, но справедлив.
56. O sancta simplicitas! Святая простота!
57. Hominem quaero! (Dioqines) Ищу человека! (Диоген)
58. At Kalendas Graecas. К греческим календам(После дождичка в четверг)
59. Quo usque Catlina, abuter patientia nostra? До каких пор, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?
60. Vox populi - vox Dei. Голос народа - голос Бога.
61. In vene veritas. Истина в вине.
62. Qualis rex, talis grex. Каков поп, таков и приход.
63. Qualis dominus, tales servi. Каков хозяин, таков и слуга.
64. Si vox est - canta! Если у тебя есть голос - пой!
65. I, pede fausto! Иди счастливой поступью!
66. Tempus consilium dabet. Время покажет.
67. Barba crescit, caput nescit. Волос долог, ум короток.
68. Labores gigunt hanores. Труды порождают почести.
69. Amicus cognoscitur in amore, more, ore, re. Друг познается в любви, нраве, речах, делах.
70. Ecce homo! Вот человек!
71. Homo novus. Новый человек, "выскочка".
72. In pace litterae florunt. Во имя мира науки процветают.
73. Fortes fortuna juiat. Фортуна помогает смелым.

74. Carpe diem! Лови момент!
75. Nostra victoria in concordia. Наша победа в согласии.
76. Veritatis simplex est orato. Истинная речь проста.
77. Nemo omnia potest scire. Никто не может знать все.
78. Finis coronat opus. Конец - делу венец.
79. Omnia mea mecum porto. Все свое ношу с собой.
80. Sancta sanctorum. Святая святых.
81. Ibi victoria ubi concordia. Там победа, где согласие.
82. Experentia est optima magistra. Опыт есть лучший учитель.
83. Amat victoria curam. Победа любит заботу.
84. Vivere est cogitare. Жить значит мыслить.
85. Epistula non erubescit. Бумага не краснеет.
86. Festina lente! Поспешай медленней!
87. Nota bene. Запомни хорошо.
88. Elephantum ex musca facis. Делать из мухи слона.
89. Ignorantia non est argumentum. Отрицание не есть доказательство.
90. Lupus non mordet lupum. Волк волка не кусает.
91. Vae victis! Горе побежденным!
92. Medice, cura te ipsum! Врач, исцелися сам! (От Луки 4:17)
93. De te fabula narratur. О тебе сказочка рассказывается.
94. Tertium non datur. Третьего не дано.
95. Age, quod agis. Делай, что ты делаешь.
96. Do ut des. Даю, чтобы и ты дал.
97. Amantes - amentes. Влюбленные безумны.
98. Alma mater. Университет.
99. Amor vincit omnia. Любовь побеждает все.
100. Aut Caesar, aut nihil. Или все, или ничего.
101. Aut - aut. Или-или.
102. Si vis amari, ama. Если хочешь быть любимым, люби.
103. Ab ovo ad mala. С яйца и до яблока.
104. Timeo danaos et dona ferentes. Бойтесь данайцев, дары приносящих.
105. Sapienti sat est. Это сказано человеком.
106. Periculum in mora. Опасность в промедлении.
107. O fallacem hominum spem! О обманчивая надежда человеческая!
108. Quoandoe bonus dormitat Homerus. Иногда и добрый наш Гомер дремлет.
109. Sponte sua sina lege По собственному побуждению.
110. Pia desideria Благие намерения.
111. Ave Caesar, morituri te salutant Идущие на смерть, Цезарь, приветствуют тебя!
112. Modus vivendi Образ жизни
113. Homo sum: humani nihil a me alienum puto. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.
114. Ne quid nimis Ничего сверх меры
115. De qustibus et coloribus non est disputantum. На вкус и цвет товарища нет.
116. Ira furor brevis est. Гнев есть кратковременное исступленье.
117. Feci quod potui faciant meliora potentes Я сделал все, что мог. Кто может, пусть сделает лучше.
118. Nescio quid majus nascitur Iliade. Рождается нечто более великое, чем Илиада.
119. In medias res. В середину вещей, в самую суть.
120. Non bis in idem. Достаточно и одного раза.
121. Non sum qualis eram. Я не тот, каким был прежде.
122. Abussus abussum invocat. Беда никогда не приходит одна.
123. Hoc volo sic jubeo sit pro ratione voluntas. Я так велю, пусть доводом будет моя воля.
124. Amici diem perdidi! Друзья, я потерял день.
125. Aquilam volare doces. Учить орла летать.
126. Vive, valeque. Живи и здравствуй.
127. Vale et me ama. Будь и здоров и люби меня.
128. Sic itur ad astra. Так идут к звездам.
129. Si taces, consentus. Кто молчит, соглашается.
130. Littera scripta manet. Написанное остается.
131. Ad meliora tempora. До лучших времен.
132. Plenus venter non studet libenter. Сытое брюхо к учению глухо.
133. Abussus non tollit usum. Злоупотребление не отменяет употребления.
134. Ab urbe conita. От основания города.
135. Salus populi summa lex. Благо народа есть высший закон.
136. Vim vi repelllere licet. Насилие позволяется отражать силой.
137. Sero (tarle) venientibus - ossa. Поздно приходящим достаются кости.
138. Lupus in fabula. Легок на помине.
139. Acta est fabula. Представление окончено. (Финита ля комедия!)
140. Legem brevem esse oportet. Закон должен быть кратким.
141. Lectori benevolo salutem. (L.B.S.) Привет благосклонному читателю.
142. Aegri somnia. Сновидения больного.
143. Abo in pace. Иди с миром.
144. Absit invidia verbo. Да не осудят меня за эти слова.
145. Abstractum pro concreto. Абстрактное вместо конкретного.
146. Acceptissima semper munera sunt, auctor quae pretiosa facit. Лучше всего те подарки, ценность которых в самом дарителе.
147. Ad impossibilia nemo obligatur. К невозможному никого не обязывают.
148. Ad libitum. По желанию.
149. Ad narrandum, non ad probandum. Для того, чтобы рассказать, а не доказать.
150. Ad notam. К сведению.
151. Ad personam. Лично.
152. Advocatus Dei (Diavoli) Адвокат Бога. (Дьявола).
153. Aeterna urbs. Вечный город.
154. Aquila non captat muscas. Орел не ловит мух.
155. Confiteor solum hoc tibi. Исповедуюсь в этом только тебе.
156. Cras amet, qui nunquam amavit quique amavit cras amet. Пусть завтра полюбит тот, кто никогда не любил, а тот кто любил, пусть завтра полюбит.
157. Credo, quia verum (absurdum). Верю, ибо это истина (это абсурдно).
158. Bene placito. По доброй воле.
159. Cantus cycneus. Лебединая песня.

Латынь – самый благородный из существующих языков. Может, потому что мертвый? Владеть латынью – умение не утилитарное, оно из разряда роскоши. Разговаривать на нем ты не станешь, а вот блестнуть в обществе… Нет языка, который так помогает произвести впечатление!

1. Scio me nihil scire
[сцио мэ ни́хиль сцирэ]

«Я знаю, что ничего не знаю», - по свидетельству Платона, так говорил о себе Сократ. И пояснял эту мысль: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом, получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные. Фразочка для любителей напустить туману и рефлексирующих особ.

2. Cogito ergo sum
[кóгито, эрго сум]

«Мыслю, следовательно существую» - философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

«Cogito ergo sum» - не единственная формулировка идеи Декарта. Более точно фраза звучит как «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» - «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления. Следовательно, фразу можно переводить и как «Я сомневаюсь, значит существую».

3. Omnia mea mecum portо
[о́мниа мэа мэ́кум порто]

«Все свое ношу с собой». Римские историки рассказывают, будто в дни завоевания персами греческого города Приены за толпой беглецов, еле тащивших на себе тяжелое имущество, спокойно шел налегке мудрец Биант. Когда его спрашивали, где его вещи, он, усмехаясь, говорил: «Все, что имею, всегда ношу при себе». Говорил он по-гречески, но слова эти дошли до нас в латинском переводе.

Оказалось, добавляют историки, что он был настоящим мудрецом; по дороге все беженцы растеряли свое добро, и скоро Биант кормил их на те подарки, которые он получал, ведя в городах и селах поучительные беседы с их жителями.

Значит, внутреннее богатство человека, его знания и ум – важнее и ценнее любого имущества.

4. Dum spiro, spero
[дум спи́ро, спе́ро]

Кстати, эта фраза также является лозунгом подводного спецназа - боевых пловцов ВМФ России.

5. Errare humanum est
[эрра́рэ хума́нум эст]

«Человеку свойственно ошибаться» - афоризм Сенеки-старшего. На самом деле, это всего лишь часть афоризма, целиком он звучит так: «Errare humanum est, stultum est in errore perseverare» - «Человеку свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в своих ошибках».

6. O tempora! O mores!
[о тэ́мпора, о мо́рэс]

«О времена! О нравы!» - самое известное выражение Цицерона из «Первой речи против Катилины», которая считается вершиной римского ораторского искусства. Раскрывая подробности заговора на заседании сената, Цицерон этой фразой выражает возмущение и наглостью заговорщика, посмевшего как ни в чём не бывало явиться в сенат, и бездействием властей.

Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение. Впрочем, это выражение вполне может стать забавной шуткой.

7. In vino veritas, in aqua sanitas
[ин вино вэ́ритас, ин аква са́нитас]

«Истина в вине, здоровье в воде» - первую часть поговорки знают практически все, а вот вторая часть не так широко известна.

8. Homo homini lupus est
[хомо хомини люпус эст]

«Человек человеку волк» - ставшее поговоркой выражение из комедии Плавта «Ослы». Употребляют, когда хотят сказать что человеческие отношения - это сплошной эгоизм и вражда.

Этой фразой в советское время характеризовали капиталистический строй, в противоположность которому в обществе строителей коммунизма человек человеку друг, товарищ и брат.

9. Per aspera ad astra
[пер а́спэра эд а́стра]

«Через тернии к звездам». Также используется вариант «Аd astra per aspera» - «К звёздам через тернии». Пожалуй, самое поэтичное латинское изречение. Его авторство приписывается Луцию Аннею Сенеке, древнеримскому философу, поэту и государственному деятелю.

10. Veni, vidi, vici
[вени, види, вичи]

«Пришел, увидел, победил» - так написал Гай Юлй Цезарь в письме своему другу Аминтию о победе над одной из черноморских крепостей. По свидетельству Светония, именно эти слова были написаны на доске, которую несли во время триумфа Цезаря в честь этой победы.

11. Gaudeamus igitur
[гаудэа́мус и́гитур]

«Итак, будем веселиться» - первая строка студенческого гимна всех времен и народов. Гимн создан в средние века в Западной Европе и вопреки церковно-аскетической морали восхвалял жизнь с ее радостями, молодость и науку. Эта песня восходит к жанру застольных песен вагантов - средневековых бродячих поэтов и певцов, среди которых были и студенты.

12. Dura lex, sed lex
[ду́ра лэкс, сэд лэкс]

Есть два варианта перевода этой фразы: «Закон суров, но это закон» и «Закон есть закон». Многие думают, что эта фраза относится ко временам римского права, но это не так. Сентенция относится уже ко времени Средневековья. В римском праве как раз существовал гибкий, позволяющий смягчить букву закона, правопорядок.

13. Si vis pacem, para bellum
[сэ вис пакем пара бэллум]

14. Repetitio est mater studiorum
[рэпэти́тио эст матер студио́рум]

Одна из самых любимых латитянами пословиц, на русский переводится тоже пословицей «Повторение - мать учения».

15. Amor tussisque non celantur
[амор туси́скве нон цэланту́р]

«Любовь и кашель не скроешь» - в латыни на самом деле очень много поговорок о любви, но эта нам кажется самой трогательной. И актуальной в преддверии осени.

Влюбляйтесь, но будьте здоровы!

Вчера (по Израилю) были выпущены ракеты, что свидетельствует о взрывоопасной обстановке. И если разразится война, наша обязанность – добиться убедительной победы, чтобы отодвинуть следующую войну на долгие годы».

Главнокомандующий не скрывал, что армия не в состоянии предотвратить следующую войну, она может лишь отодвинуть ее на более-менее длительный срок.

Не в состоянии окончательно решить проблему безопасности и наши силовые структуры. Установка металлодетекторов или высокотехнологичных камер наблюдения у Львиных ворот, да и по всему Израилю, не предотвратит новые теракты. Как не предотвратит их — мы ж это видим — и их демонтаж под давлением арабов.

Простым гражданам остается либо надеяться на чудо, либо попытаться понять, почему, по какому такому закону антисемитизм, как сказал Эйнштейн, является тенью еврейского народа.

В этом плане заслуживает интереса объяснение, приводимое в каббале. В ней как раз нападки на наш народ объясняются действием закона Природы. Сурового, но закона. И вот что в частности говорится.

Для того чтобы наше двухтысячелетнее изгнание действительно закончилось, мы должны вернуться в Землю Израиля не только физически. Мы должны «вернуться» в нее духовно. То есть соответствовать духовной ступени, называемой «Земля Израиля», – состоянию объединения народа, когда все заботятся друг о друге по простой формуле — не делая другим того, чего не желали бы себе.

А если этого не происходит, включаются в действие отрицательные силы, целью которых является заставить народ Израиля прийти к объединению.

А теперь давайте оглянемся вокруг. Что мы с вами видим? Вражду и ненависть. Нет, не между евреями и арабами. В первую очередь — между евреями и евреями. Так, может, арабский террор и есть та отрицательная сила, призванная вытащить нас из галута – состояния разобщенности и неприязни друг к другу?

Временами, кстати, у нее это даже получается – после очередного кровавого теракта мы вздрагиваем и стараемся теснее прижаться друг к другу. К сожалению, лишь на очень короткое время. А потом опять забываемся…

Забываем, что на самом деле мы – братья и братская любовь – это наше естественное состояние со времен Авраама. Когда мы забываем об этом, рушатся Храмы, нас изгоняют отовсюду, начинаются погромы, теракты, кровь…

Но когда наступает просветление и открываем мы сердца навстречу друг другу, нет народа более сильного, способного выстоять — и выстоявшего! — в любых, даже самых драматических ситуациях.

Можно, конечно, отмахнуться, сказать, что, сказки, мол, все это, за уши притянуто, где доказательства и прочее. Но можно и спросить себя – внутри, никто ведь проверять не будет – а есть ли что-то, что меня связывает с этим народом кроме места проживания, устоявшегося уклада жизни и неприязни к досам?

И если при этом защемит вдруг сердце и навернутся на глаза невесть откуда взявшиеся слезы, возможно, это и станет первым шагом на пути к нашему настоящему возрождению, к жизни по уже совершенно иному закону.

Цель: правовое просвещение учащихся, закрепление основных прав и обязанностей гражданина РФ посредством игры.

Задачи : формирование правовой культуры

воспитание гражданских качеств

практическое использование правовых знаний

Оборудование: Раздаточные материалы конкурсов

Компьютер и мультимедийный проектор, Конвенция о правах человека, Конституция РФ

Ход игры

Ведущий: Добрый день, участники и гости нашей игры!

Сегодня мы собрались, чтобы проверить, знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество - господство законов.

(слайд 2) Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, «законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Я вижу, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить жюри, которое будет судить нашу игру.

А теперь, команды представьте себя, пожалуйста.

«Представление команд».

Название команды, девиз.

Команда «Фемида» Девиз: «Закон суров, но он закон!» (команда девушек)

Команда «Закон» Девиз: «Безнаказанных не будет, невиновных не осудят!» (команда юношей)

I Конкурс «Разминка» (блиц опрос)

Каждой команде необходимо за 1 минуту ответить на 10 вопросов по теме «Конституция». Если команда не знает ответа на тот или иной вопрос, то говорит «дальше». (1 балл)

Вопросы для команды Фемида.

1. В какой стране была принята первая в мире Конституция? (США )

2. Кто является главой государства в РФ? (Президент )

3. Как называется парламент РФ? (Федеральное собрание )

4.Первый президент России? (Ельцин )

6. По конституции Россия - это демократическое (правовое, федеративное, социальное, светское государство )

7. На сколько лет избирают Президента РФ? (6 лет )

8. С какого возраста можно участвовать на выборах? (с 18 лет )

9. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент )

Вопросы для команды Закон.

1. Когда была принята нынешняя Конституция РФ? (12 декабря 1993 года )

2. Какие у нас в стране выборы? (всеобщие, равные, прямые, тайные )

3. Кто является Главой правительства по Конституции РФ? (Председатель правительства )

4. Какой суд рассматривает экономические споры между организациями? (арбитражный ) 5.Сколько судей в Конституционном суде? (19 )

6. Источник власти по Конституции РФ? (народ )

7. Государственный язык РФ? (русский )

8. Сколько депутатов в Госдуме? (450 )

9. Кем осуществляется правосудие в РФ? (судом )

10. Назовите верхнюю и нижнюю палату Федерального собрания? (Совет Федерации, Госдума )

II Конкурс "Знаете ли вы закон ?

Командам по порядку называются различные ситуации, надо определить, какие виды юридической ответственности наступают: уголовная или административная. За каждый верный ответ по одному баллу.

Ученик разбил стекло. (администр)

Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголов)

Браконьер выловил трёх осетров. (уголов)

Гражданин из мести поджёг дом соседа? (угол)

Мальчик случайно попал из рогатки в глаз прохожему (адм)

Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (адм)

Женщина украла чужого ребёнка (угол)

Школьник появился в нетрезвом виде на дискотеке в Доме культуры (адм)

Пассажир автобуса не оплатил проезд (адм)

Юноши нецензурно выражались, приставали к прохожим на улице. (администр)

Молодцы, вы хорошо справились

III Конкурс Права человека

Командам раздаются контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышление – 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 баллов.

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на личную неприкосновенность

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на получение бесплатного образования

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право пользоваться учреждениями культуры.

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и ли­са Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратиноиметь имущество в собственности.

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку па­пы Карло, нарушили его право на неприкосновенность жилища.

6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину .

IV Конкурс. Красный ящик

По наводящим вопросам нужно угадать, что находится в ящике. Оценивается по пятибалльной системе. Время – 2-3 мин.

У халифов он был желтым, у албанцев – без клюва и когтей, у российского «собрата» он есть.

В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство».

V Конкурс. Конкурс капитанов

Расшифровав текст, вы прочитаете одно из изречений на латинском языке (число соответствует номеру буквы в алфавите). Дать краткое объяснение этого изречения.

9, 1, 12, 16, 15 /19, 21, 18, 16, 3/ 15, 16 / /16, 15/ 9, 1, 12, 16, 15

Время – 5 мин. Всего – 3 балла.

Пока капитаны заняты дешифровкой, команда участвует в конкурсе. Дается текст, в котором нужно найти и исправить ошибки.

Правительство РФ осуществляет законодательную власть. Во главе правительства стоит Президент РФ. В состав правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, члены Совета Федерации. Правительство разрабатывает бюджет, управляет федеральной собственностью, утверждает изменение границ, объявляет амнистию. Правительство принимает законы.Оно не имеет права подать в отставку. Вопрос об отставке правительства решается Федеральным Собранием

Время – 5 минут. Всего – 4 балла.

VI Конкурс. Преступление или проступок?

Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных изделий, после чего скрылась.

Гражданин, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.

Олег без уважительной причины не пришел на работу, прогулял ее.

Александр в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем.

Ольга не выполнила работу, которую ей поручил начальник отдела.

Марине продали в магазине некачественный товар.

Иван и Николай совершили кражу магнитофона.

Ателье не сшило Ирине ко дню бракосочетания свадебное платье.

Алексей ехал на автобусе, не купив билет.

Игнатов захватил в заложники воспитанников детского сада.

VII Конкурс Юридический консультант.

Задание №1

Команде «Закон»

Группа 16-летних юношей гуляли вечером по улице. Навстречу им шел Федя, ученик 5 класса. Ребята стали приставать к мальчику, избили его, отобрали телефон и деньги. На суде юноши признали свою вину, раскаялись в содеянном.

Какое преступление совершили юноши? Какое наказание им грозит?

Варианты ответов:

Преступление:

  • Вымогательство

Наказание:

    лишение свободы.

    условное осуждение

    отсрочка исполнения наказания

Задание 2. Команде «Фемида»:

15-летний Денис хочет стать полноправным членом компании взрослых (совершеннолетних) ребят. Зная это, парни предложили ему обеспечить их компанию автомобилем на сегодняшний вечер. У родителей Дениса нет своей машины, поэтому мальчик решился на угон чужой иномарки, оставленной беспечным хозяином ненадолго. На суде Денис говорил, что хотел вернуть машину хозяину, после того, как они с ребятами покатаются.

Какое преступление совершил подросток? Какое наказание ему грозит?

Варианты ответов:

Преступление:

  • Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения.

    Умышленное уничтожение или повреждение имущества.

Наказание :

    лишение свободы.

    условное осуждение

    отсрочка исполнения наказания.

V III Конкурс «Всегда ли правы старшие?»

Ведущий: этотконкурс последний и решающий. Сейчас перед вами будут разыграны сценка. Ваша задача - прокомментировать её, ответив на мои вопросы.

Сценка №1 Команде «Фемида»:

Мать: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын : Мама, у меня завтра контрольная.

Мать: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын : Конвенцией по правам ребёнка я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию? Может ли самообслуживание стать препятствием в получении образования? Обратите внимание на статью 32 (В статье 32 речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.)

Сценка №2 Команде «Закон»

Ученик : Валентина Николаевна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и придираетесь Вы к мне, двойки ставите. Пусть нам другого учителя истории найдут, посправедливее.

Учител ь: Как ты смеешь Шариков так со мной разговаривать?

Ученик : Смею, Валентина Николаевна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал - меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить.

Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? Обратите внимание на статью 13 Конвенции о правах ребёнка

Ведущий: Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду- победительницу. Слово жюри.

Поздравляем команду-победительницу. Мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра напомнила вам о том, что у детей и взрослых есть не только права, но и обязанности. И как граждане Российской Федерации будем соблюдать законы страны.

Похожие публикации