Международная миграция рабочей силы. Международная миграция рабочей силы и ее влияние на экономику россии

Миграцией рабочей силы называется перемещение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более чем на один год, вызванное причинами экономического, политического или иного характера.

Виды международной миграции рабочей силы

Миграция рабочей силы проявляется в двух основных разновидностях: эмиграции и иммиграции.

Эмиграцией называется переселение граждан в другую страну на постоянное или длительное жительство. Иммиграция — въезд в страну гражданина другой страны на постоянное или длительное проживание. Явление, когда иммигранты уезжают из страны, в которую они иммигрировали, либо эмигранты возвращаются на родину называют реэмиграции.

Разница между иммиграцией из страны и эмиграции в страну называется миграционное сальдо.

Рынок рабочей силы

В результате миграции рабочей силы был сформирован мировой рынок труда. Предложение на этом рынке руководствуется ситуациями на внутренних рынках труда стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.

Рынок рабочей силы выполняет ряд функций: осуществляет определение стоимости рабочей силы, регулирует спрос и предложение рабочей силы, сводит продавцов рабочей силы с покупателями, обеспечивает конкуренцию между наемными работниками (что означает мотивацию работников к повышению их квалификационного уровня и удешевляет цену рабочей силы), ускоряет миграционные процессы в национальном и международном масштабах, способствует выявлению путей и разработке мер социальной защиты рабочей силы и другие.

Поскольку международная миграция рабочей силы приобрела массовый характер, то в мире сформировались четыре основных рынки рабочей силы: США и Канада (трудовые ресурсы сложились благодаря иммигрантам), страны Западной и Северной Европы (использование иностранной рабочей силы происходит в основном благодаря взаимной интеграции стран, большую роль в этом процессе сыграло создание ЕС), страны Ближнего Востока (рынок труда здесь обеспечивают эмигранты из Египта, Ирака, Сирии, Иордании, Палестины), страны Латинской Америки (движение рабочей силы в регионе обеспечивается благодаря взаимному перемещены рабочей силы между странами).

Роль, характерные черты и способы определения масштабов миграции

Необходимость миграции рабочей силы обусловлена ​​неравномерностью накопления капитала, существованием относительного перенаселения (безработица) как постоянного источника избыточных рабочих рук в одних странах и нехватка дешевой рабочей силы в других.

Характерной чертой международной миграции рабочей силы в современных условиях является движение двух различных типов мигрантов из отсталых стран в развитые. Один тип — это научные кадры и специалисты (так называемый «отток мозгов», другой тип — это неквалифицированная или малоквалифицированная рабочая сила, основной сферой занятости которой есть отрасли, где преобладает тяжелый ручной труд.

Для определения масштабов миграционных процессов используют три основные количественные показатели: трудовой доход (выплата занятым), перемещение мигрантов и переводы рабочих; которые, из-за неудобства расчета, выражаются преимущественно в платежном балансе.

Трудовым доходом называются зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. Перемещение мигрантов представляет собой оценку имущества, перевозят с собой в другую страну мигранты, в денежном эквиваленте. Переводы рабочих — это общая сумма пересылаемых денег или имущества эмигрантов своим родственникам, оставшимся на родине.

Миграционная политика государства

В современном мире миграция рабочей силы является важной частью экономической жизни стран, ведь этот процесс практически неконтролируемым, хаотичным, с него трудно удалить конкретные количественные показатели. Именно поэтому государство должно обеспечивать определенный набор мер по упорядочению миграционных процессов.

Миграционная политика — политика государства в сфере миграции населения. Поскольку основное разделение международной миграции является по направлению движения населения, то есть эмиграция и иммиграция, то политика государства в сфере миграции населения также делится на эмиграционной и иммиграционную. Иммиграционная политика — регламентация правил и норм принятия иностранных граждан в страну. Эмиграционная политика — регламентация правил и порядка выезда граждан страны за границу и защиту их прав в странах, которые принимают.

Основными инструментами (по А. Киреевым) регулирования иммиграционных процессов ограничения личного характера (контроль за здоровьем иммигрантов, недопущение иммигрантов-наркоманов, людей с психическими расстройствами, ВИЧ-инфицированных), количественное квотирование (в большинстве стран существует определенная количественная граница иммигрантов, обычно регулируется законами и происходит по надзору правоохранительных органов), экономическое регулирование (введение определенных финансовых ограничений, например, уплата иммигрантами определенного взноса в государственную казну страны, в которую они иммигрируют), временные ограничения (введение ограничений на максимальный срок пребывания иностранных рабочих в стране), географические приоритеты (установление географической и национальной структуры эмиграции, то есть предпочтение иммигрантам из определенной страны), запрета (то есть законодательные акты, запрещающие иностранцам занимать определенные должности) .

уникальную .

Доработать
  1. Международное движение труда: причины и направления
  2. Мировые рынки труда и их особенности. Общеэкономические последствия миграционных потоков

Список литературы

1. Международное движение труда: причины и направления

Миграция рабочей силы - явление сложное, представляющее собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное экономическими и иными причинами. Существует внутренняя и внешняя миграция рабочей силы. Внутренняя миграция происходит между регионами одного государства, а внешняя - между различными государствами. В данной контрольной работе будет рассматриваться внешняя миграция рабочей силы, которая является частью международных экономических отношений.

В прошлом международная миграция населения проявлялась форме кочевничества, военных и колонизационных переселений. В настоящее же время для международной миграции характерны особенности, связанные с большой ролью трудовой миграции. Международная миграция рабочей силы осуществляется главным образом по экономическим причинам. Но есть и другие причины: политические, религиозные, война, природные бедствия и т.п.

Международная миграция рабочей силы происходит в двух формах: иммиграция и эмиграция. Иммиграция - это въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция - это выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. Разность между числом иммигрантом и эмигрантов называется миграционным сальдо.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

3) сезонная, которая связана с кратковременным (до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер;

5) нелегальная - незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на незаконных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством;

6) «утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.

Международная трудовая миграция является важнейшей составляющей международной миграции населения и характеризуется такими чертами, как добровольность, временность (возвратность) и экономическая мотивация. Трудовым мигрантом является человек, который перемещается в другую страну с целью найма на работу к иностранному физическому или юридическому лицу. Существует несколько категорий мигрантов:

1) сезонные рабочие-мигранты - люди, работающие в государстве, не являющемся их собственным государством, в течение некоторой части года, т.к. работа, которую они выполняют, зависит от сезонных условий;

2) трудящиеся мигранты, связанные с реализацией проекта - трудящиеся мигранты, допущенные в государство трудоустройства на определенный период для работы исключительно по определенному проекту;

3) трудящиеся мигранты, работающие по контракту, который устанавливает ограничения по сроку занятости и по типу работы, выполняемой мигрантом;

4) временные трудящиеся мигранты - люди, допущенные в страну, не являющуюся их собственной страной, для выполнения в течение ограниченного срока определенной профессиональной деятельности. Они могут менять работодателей и возобновлять разрешение на работу без необходимости выезда из страны трудоустройства;

5) обосновавшиеся трудящиеся мигранты- трудящиеся мигранты, которым после пребывания в стране трудоустройства в течение нескольких лет предоставляется разрешение на проживание (вид на жительство) в этой стране с неопределенным сроком и разрешение на работу без особых ограничений. Обосновавшимся трудящимся мигрантам не требуется выезжать из страны трудоустройства, когда у них нет работы и им обычно предоставляется право воссоединения с членами семьи при выполнении некоторых условий;

6) высококвалифицированные трудящиеся мигранты - трудящиеся мигранты, которым, благодаря их квалификации, предоставляется режим благоприятствования при допуске в страну, не являющуюся их собственной страной, и на них распространяется меньше ограничений, касающихся сроков пребывания, перемены места работы и воссоединения семьи.

Общее число мигрантов тяжело поддается оценке. В 2005 году численность международных мигрантов составила 191 миллион человек: 115 миллионов мигрантов проживали в развитых странах, 75 миллионов - в развивающихся странах. С 1990 по 2005 год на страны с высоким уровнем дохода пришелся наибольший прирост численности международных мигрантов (41 миллион человек). В 2005 году три четверти всех мигрантов проживали в 28 странах, при этом каждый пятый мигрант в мире проживал в Соединенных Штатах Америки.

2. Мировые рынки труда и их особенности. Общеэкономические последствия миграционных потоков

В процессе международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. В отличие от других товаров рабочая сила является фактором производства всех товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, обычно получает своеобразную плату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В тех странах, где наблюдается избыток трудовых ресурсов, вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечив приток поступлений из-за рубежа. Однако отток высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Существует четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

1) налоги с прибылей фирм-посредников;

2) непосредственные валютные переводы мигрантов на родину;

3) личное инвестирование средств мигрантов в отечественную экономику (приобретение ценных бумаг, недвижимости, земли);

4) капиталы из стран-импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

"Вернувшись на родину, мигранты привозят с собой сбережения на такую же сумму, что они переводили. Поэтому для оценки реальных поступлений в национальный доход общую сумму переводов мигрантов можно удвоить. Следовательно, валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 и более раз выше эффективности товарного экспорта. Многие государства создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является хорошим источником валютных доходов.

Миграция рабочей силы часто позволяет повысить профессиональные качества работников, которые по возвращению на родину используют в целях организации трудового процесса или передают приобретенные навыки другим. Очень важно правильно распорядиться этим ценным капиталом, создать реэмигрантам благоприятные условия в экономическом, социальном, моральном и политическом плане. Выгоду от экспорта рабочей силы получает не только экономика в целом, но и государственный бюджет страны-экспортера. К ней относятся налоги от фирм-посредников по трудоустройству и, кроме этого, в некоторых странах эмигранты вносят прямые платежи в бюджет в виде налогов, если это указано в законодательстве или в международном соглашении«.

Мигранты составляют как минимум 20 процентов населения в 41 стране, в 31 из которых насчитывается менее миллиона жителей.

Примерно шесть из каждых десяти международных мигрантов живут в странах с высоким уровнем дохода, но в это число входят и 22 развивающиеся страны, включая Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Республику Корея, Саудовскую Аравию и Сингапур.

Примерно треть из 191 миллиона мигрантов в мире переехала из одной развивающейся страны в другую, и еще треть переместилась из развивающихся стран в развитые страны. Таким образом, численность мигрантов, переместившихся «с Юга на Юг», и численность мигрантов, переместившихся «с Юга на Север», примерно одинаковая.

С 1990 года по 2005 год численность мигрантов в мире, включая беженцев, выросла на 36 миллионов человек, со 155 миллионов до 191 миллиона.

Темпы роста численности мигрантов ускорились с 1,4 процента в 1990-1995 годах до 1,9 процента в 2000-2004 годах. В развитых странах с 1990 по 2005 год численность мигрантов увеличилось на 33 миллиона человек, а в развивающихся странах ее рост составил примерно 3 миллиона человек.

Следовательно, в 2005 году 61 процент всех международных мигрантов жили в развитых странах. На всю Европу пришлось 34 процента, на Северную Америку. 23 процента и на Азию. 28 процентов. В Африке этот показатель составил лишь 9 процентов, а в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. 4 процента

Сегодня на 28 стран приходится 75 процентов всех мигрантов (см. карту 1). В Соединенных Штатах в 1990 году проживало 15 процентов всех мигрантов, а сегодня насчитывается 20 процентов (см. таблицу 3). С 1990 года по 2005 год на 17 стран пришлось 75 процентов роста контингента мигрантов (см. карту 2). Население Соединенных Штатов увеличилось на 15 млн. мигрантов, за ними следуют Германия и Испания, где соответствующий прирост составил свыше 4 миллионов человек.

Международная миграция рабочей силы по экономическим причинам всегда была направлена из стран с низким заработком в страны с более высоким. Поехав на заработки за рубеж, человек может приобрести производственные навыки, купить технику. Обладая всем этим, человек становится более грамотным и развитым в социально-экономическом и техническом плане.

Оценка экономических эффектов иммиграции часто сводится к отрицательным последствиям, так как рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Однако следует отметить, что иммигранты привозят с собой новый опыт, знания и навыки. В результате иммиграции возникли такие страны, как США, Канада и Австралия. В других странах иммигранты повышают уровень развития целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Во многих странах иммигранты занимают вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.

Иммиграция оказывает разное воздействие на экономику принимающих стран. Так, в некоторых странах, например, в США, Канаде, Австралии и Швейцарии иностранные работники составляют существенную часть трудовых ресурсов страны.

На этой основе возникает высокая зависимость экономики от иммиграции, которая является стратегически важным ресурсом динамических и структурных изменений экономики. Во многих развитых странах иммиграция выполняет менее значимую роль, хотя при этом в той или иной степени способствует устранению диспропорций на рынке труда, повышению социально-экономической мобильности населения и конкурентоспособности национальных экономик.

Качественно меняется структура международных потоков миграции населения в результате повышения доли в числе мигрирующих профессионально подготовленных специалистов с более высоким уровнем образования, включая потенциально перспективных специалистов. Проводимая развитыми странами, миграционная политика приводит к оттоку интеллектуального потенциала из развивающихся стран. По оценкам ООН финансовые потери развивающихся стран в результате «утечки умов» за последние 30 лет превысили 60 млрд. долларов.

Усиливающаяся в условиях глобализации, международная миграция весьма противоречиво воздействует на социально-экономическое развитие современных государств. С одной стороны, она приводит к улучшению демографической ситуации, росту предложения рабочей силы и конкуренции на рынках труда, увеличению объемов валового внутреннего продукта и снижению уровня цен, повышению эффективности использования рабочей силы и требований к наемному работнику, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки, способствует повышению конкурентоспособности экономики. В связи с этим, появляется необходимость в изменении системы образования и профессиональной подготовки кадров. С другой стороны, миграция способна оказать существенное влияние на формирование дисбаланса на рынке труда, вызывая рост безработицы, снижение уровня оплаты труда и ухудшение социально-экономического положения коренных жителей данного региона. Она приводит к формированию этнически замкнутых анклавов, распространению теневой экономики, криминальных и экстремистских организаций.

Возрастание масштабов нелегальной миграции является важнейшей отличительной особенностью современных процессов, международной миграции населения. В настоящее время согласно данным МОТ в мире не контролируется около трети потока международной миграции. Ситуация в значительной степени осложняется тем, что введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов, обычно сопровождаются лишь ростом масштабов нелегальной миграции.

Глобализация мировой экономики в современных условиях происходит вследствие стремительного роста объемов транснационального перемещения производительного и финансового капиталов. Формирование глобального рынка трудовых ресурсов осуществляется с некоторым отставанием, в то же время сам процесс глобализации в значительной степени зарождался на основе активизации международных потоков миграции населения, его перемещение в различные регионы мира.

Важным фактором, определяющим изменение потоков международной миграции, является существенное увеличение масштабов и пространственных границ вынужденной миграции в результате формирования мощных очагов военно-политической напряженности, этнических конфликтов и экологических катастроф.

В экономически развитых странах накоплен обширный опыт привлечения международных мигрантов. Несмотря на возникающие при этом проблемы, в условиях депопуляции многие из них привлекали в страну масштабные потоки иностранной рабочей силы и на реализацию данной стратегии ориентируются и в обозримом будущем для укрепления своих социально-экономических позиций в глобализирующемся мире. Например, в Германии отрицательный естественный прирост населения наблюдается уже более 30 лет, однако ее население последние 20 лет увеличивается благодаря притоку иммигрантов. В целом по ЕС иммиграционный прирост населения за 1990-е гг. достиг около 900 тыс. человек в год и составил около 70% общего прироста населения за этот период. На предстоящие 50 лет миграционный прирост населения ЕС должен быть около 950 тыс. человек за год, чтобы сохранить численность населения на уровне 2000 г.

США привлекают значительное число мигрантов из разных регионов мира. Демографическое положение США лучше, чем европейских странах, естественный прирост остается положительным, а рождаемость - более высокой, хотя не позволяет осуществлять простое замещение поколений. Вместе с тем, США выступает лидером по количеству принимаемых мигрантов, в 1990-е гг. они приняли такое же количество мигрантов, как и ЕС, а в расчете на 1 тыс. населения США привлекли в 1,7 раза больше, чем ЕС. Ожидается, что в долгосрочным периоде миграционный прирост США составит ежегодно примерно 900 тыс. человек. По прогнозам ООН развитым странам потребуется существенный приток иммигрантов для компенсации негативных демографических тенденций.

В настоящее время различные страны разными методами стремятся изменять в благоприятном направлении вектор демографических процессов, непосредственно оказывающих большое воздействие на возникновение новых факторов экономического роста.

Список литературы

  1. Международная миграция рабочей силы: Учебное пособие/ С.Е. Метелёв, А.Д. Косьмин, Е.С. Дубенская - М.: Экономика, 2006. - 43 с.
  2. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2001. - 734 с.
  3. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/ М.В. Елов, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. - М.: Логос, 2003. - 248 с.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную .

Доработать
  • Следующий материал →

    Мировой рынок капиталов

  • ← Предыдущий материал

    Металлургический комплекс России

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы - перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы - это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция - выезд населения страны за границу, иммиграция - въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.

Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX-XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.

Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3, 2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

Причины миграции рабочей силы

Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Международная миграция рабочей силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема - так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

Еще одно направление в миграции рабочей силы - это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Последствия миграции рабочей силы

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

тенденции роста потребления заработанных за границей средств,

желание скрыть получаемые доходы,

«утечку мозгов»,

в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов. Если в 1960 году в мире насчитывалось 3, 2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

Выход России на международный рынок труда ограничивается рядом обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек - природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты.

Регулирование миграции рабочей силы

Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX века появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):

ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы играют мировое сообщество и международные организации. Мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

Отношение местного населения к иностранным работникам неоднозначно. Работодатели охотно используют дешевый труд, а обычные жители ропщут, жалуясь на криминогенную обстановку. Такую картину можно увидеть по всему миру – и в Европе, и в России. Но, независимо от наших желаний, миграция рабочей силы продолжает набирать обороты и потихоньку изменять облик мира, о чем свидетельствует статистика эмиграции людей из России в Европу за 2020 год.

Основные понятия

Миграция рабочей силы или трудовая перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться. Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция.

Последняя, в свою очередь, делится на эмиграцию и иммиграцию. . Эмигрантами не считаются коммерсанты, постоянно пересекающие границу в целях закупки товара, а также командированные сотрудники, не имеющие трудовых договоров с иностранными работодателями.

Иммиграция рабочей силы – это, напротив, въезд в государство иностранных граждан с целью дальнейшего трудоустройства.

Соответственно, трудовые мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются.

Характеристики

Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов». Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту. Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные.

И, наконец, отличительной чертой современного великого переселения можно назвать появление огромного количества нелегальных мигрантов. Это не только практически дармовой трудовой ресурс, но и фактор, повышающий уровень преступности, провоцирующий массовые беспорядки, социальную напряженность.

Виды трудовой миграции

В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:

  • безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;
  • временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
  • сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
  • маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
  • нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.

Причины миграции

Основные причины международной – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).

Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства. Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания. Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Современные центры миграции

Основные направления международной миграции рабочей силы расположены между развивающимися странами-экспортерами трудовых ресурсов и развитыми. – это, как и прежде, экономически сильные страны, такие, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик. Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.

К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран. Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.

Большое количество мигрантов привлекают и быстрорастущие экономики некоторых южноамериканских стран, например, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.

Относительно новые направления трудовой миграции – Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, некоторые быстроразвивающиеся страны Азии. Подработать в ОАЭ, например, с удовольствием едут и благополучные американцы. Однако приоритеты в этих регионах расставлены четко: там нуждаются исключительно в трудовых ресурсах на контрактной основе, а не в новых жителях.

По количеству иностранных работников одно из первых мест в мире занимает Россия. Она является естественным центром притяжения трудовых ресурсов из Средней Азии, Белоруссии и Украины.

Наряду с официально трудоустроенными гражданами на российских просторах трудятся и толпы нелегалов. Чтобы процесс стал более контролируемым, прием мигрантов на работу в 2017-2018 году начал проводиться по новым, более жестким правилам.

Итак, основные миграционные потоки направлены с развивающегося Юга на благополучный Север, и из Восточной Европы и СНГ – на Запад.

Структура мигрирующей рабочей силы

Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

  • поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
  • контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
  • профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
  • нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
  • беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.

Последствия

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

Кроме экономических последствий миграции имеется множество других, затрагивающих практически все аспекты жизни. Например, миграция меняет демографическую картину, омолаживая стареющие государства Европы. Рост преступности, связанный с высокой концентрацией мигрантов в отдельных регионах, приводит к разжиганию межнациональных конфликтов. Но в целом трудовая миграция выгодна всем ее участникам: и отдельно взятому работнику, и государствам.

Миграция проблемы и решения: Видео

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2020 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Пропорционально увеличению мировой популяции растет и миграция рабочей силы – в 2015 году количество международных мигрантов, то есть тех, кто покинул свою страну с целью трудоустроиться в ином государстве, выросло втрое в сравнении с 1970 годом. Причем с каждым годом наблюдается рост этого показателя примерно на 2–3%. Легальная и контролируемая миграция трудоспособного населения рассматривается как положительное социально-культурное явление.

Ключевые термины и характеристики современной миграции рабочей силы

Процесс миграции человеческих ресурсов подразумевает перемещение индивидуума из страны, в которой он родился, на территорию иного государства. В том случае, если человек переселяется для более выгодного трудоустройства, говорят о трудовой миграции или миграции рабочей силы. Субъектами ее являются и жители страны, переезжающие в другой регион, и иностранцы, которые могут трудоустраиваться как легально, так и нелегально.

Различают такие виды миграции рабочей силы:

  • сезонная – выполнение мигрантом сезонных работ в другом государстве (например, сейчас популярна сезонная );
  • безвозвратная – выезд за рубеж на ;
  • временно-постоянная – выполнение профессиональной деятельности на территории принимающей страны в течение ограниченного срока (работа по контракту или реализация проекта);
  • маятниковая – ежедневное пересечение границы другого государства и возвращение обратно по работе;
  • – незаконное трудоустройство в другой стране;
  • «утечка мозгов» – массовая односторонняя миграция специалистов высокой квалификации (ученых, инженеров).

Страну, которая принимает жителя иного государства и предоставляет ему рабочее место, принято называть реципиентом. Иммиграция рабочей силы – это процесс въезда иностранных граждан для трудоустройства. Страна, которая поставляет рабочую силу, – это донор. Соответственно, трудоспособные граждане, выезжающие из страны-донора, являются эмигрантами. Частные подробности терминологии по этому вопросу описаны в материале « ».

На сегодня миграция рабочей силы характеризуется:

  • ростом нелегального трудоустройства,
  • усилением материальных мотивов;
  • увеличением научно-технических кадров в качестве субъектов миграции;
  • возрастанием сезонных мигрантов;
  • увеличением миграции трудовых ресурсов внутри стран.

Масштабы рабочей миграции растут из года в год, при этом возраст трудоспособных мигрантов постепенно «молодеет».

Современные трудовые мигранты – это молодежь 20–25 лет, особенно из постсоциалистических стран, которая активно ищет для себя лучшие варианты трудоустройства за рубежом в различных сферах (в основном , Польше).

Причины современной трудовой миграции

На сегодняшний день чаще всего мигрируют те, кто недоволен уровнем экономики страны и своим материальным положением в ней. Еще одним распространенным, экономически обусловленным фактором усиления рабочей миграции является затяжная безработица в слаборазвитых странах. Таким образом, основная причина, толкающая людей на переезд людей за рубеж, – поиск работы с целью повышения уровня жизни.

При этом миграционный поток направляется в страны с развитой промышленностью и экономикой. На рабочие места, подразумевающие тяжелый физический труд и не пользующиеся популярностью у местных жителей, всегда найдутся желающие из числа трудовых мигрантов, прибывших из менее развитых государств.

Основные направления международной миграции рабочей силы проходят как из развивающихся стран в более развитые, так и наоборот. Сюда же относят и перемещения граждан внутри развитых и развивающихся стран, и миграцию из бывших социалистических республик.

Что касается причин процесса трудовой миграции между или внутри развитых стран, здесь на первый план выходят неэкономические факторы:

  • престижность компании или работы;
  • возможность карьерного роста;
  • повышение квалификации;
  • культурные потребности.

Отъезд специалистов высокой квалификации из развитых стран в развивающиеся обычно обусловлен возникновением новых возможностей в работе и / или карьерным ростом. Но просто так поехать на работу за границу нельзя. Обязательно оформляется .

Популярные центры притяжения трудовых мигрантов

На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:

  • Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
  • Южная Америка;
  • Западная Европа – Франция, Германия;
  • Северная Европа – Швеция, Великобритания;
  • Юго-восточная и Западная Азия.

К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Венесуэла.

Специальности субъектов трудовой миграции

Структура мигрирующей рабочей силы определяется двумя моментами:

  1. Наличием рабочих мест для высококвалифицированных кадров и ученых в промышленно развитых странах. Цель – стимуляция качественного миграционного потока и, как следствие, более успешный научно-технический прогресс.
  2. Широкими возможностями для трудоустройства мигрантов рабочих специальностей – строителей, шахтеров, автомехаников, работников сферы торговли и услуг.

Такая структура мигрировавших трудовых ресурсов определяет выгоды и убытки стран-доноров и стран-реципиентов.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

В стране-доноре, отдающей рабочую силу, наблюдаются следующие эффекты:

  • Преимущества миграции:
    • снижается уровень безработицы;
    • отсутствие затрат на повышение квалификации кадров, ознакомление их с передовыми технологиями и обучение профессиональным навыкам;
    • пополнение бюджета за счет перевода денежных средств от эмигрантов.
  • Минусы экспорта трудовых единиц:
    • уменьшение количества налогоплательщиков;
    • отток высококвалифицированной рабочей силы, замедляющий научно-технический прогресс.

Регулирование трудовой миграции нацелено на усиление положительных и уменьшение отрицательных эффектов процесса, и состоит в разумном управлении и контроле въезда-выезда из страны трудоспособного населения. Так, одним из способов регулирования миграции является введение ограничений на въезд трудовых мигрантов.

Например, прием мигрантов на работу в 2019 году в Российской Федерации будет сокращен. Планируется привлечь больше специалистов из области горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работ, чтобы удовлетворить спрос работодателей при подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA и выполнении других проектов.

Подведем итоги

Миграция рабочей силы на сегодня достигла глобальных размеров – в ней задействовано большинство стран мира. Процесс этот обусловлен различными причинами, чаще всего связанными с внутренним социально-экономическим состоянием отдельных стран и международной экономики в целом. Приток и отток трудовых ресурсов имеют положительные и отрицательные последствия на государственном уровне. В мировом масштабе явление трудовой миграции способствует более эффективному развитию национальных экономик и укреплению межнациональных связей.

Миграции в мире XXI века, их масштабы и последствия: Видео

Похожие публикации