Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов. Анализ деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Организация работы комиссии по урегулировани

Мы знаем, что одной из ключевых сторон меры по предотвращению коррупционных правонарушений является своевременное выявление конфликта интересов, предотвращение и урегулирование которого представляет важную часть . В Приложении № 3 Методических рекомендаций министерства труда России Вы можете ознакомиться с примерным , согласно которым по организации,учреждению либо предприятию (в соответствии с спецификой его деятельности) нужно разработать памятку о порядке урегулирования конфликта интересов. И это необходимо везде для служащих с целью выявления на государственной, муниципальной, гражданской службе – такие выдвигаются требования!

Итак, по учреждению, организации или предприятию через приказ по основной деятельности образуется комиссия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, утверждается состав ее членов, принимается положение о комиссии, где четко прописываются ее цели, задачи, функции, форма и способы работы. Сама деятельность комиссии состоит в проведении заседаний с обязательным составлением протокола каждого заседания комиссии, в конце которого выносится ее решение; а также не следует забывать о принятии плана работы на год комиссии на первом ее собрании и дальнейшего следования ему.

Положение о предупреждении конфликта интересов и его урегулирование

Представляет собой внутренний документ в учреждении, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в процессе исполнения ими трудовых обязанностей. При его разработке рекомендуется включать следующее:

  1. цели и задачи;
  2. используемые понятия и определения;
  3. круг лиц, попадающих под действие данного положения;
  4. главные принципы управления конфликтом интересов в организации;
  5. порядок раскрытия конфликта интересов работником организации, порядок его урегулирования, а также возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов;
  6. обязанности служащих при раскрытии и урегулирования конфликта интересов;
  7. определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений;
  8. ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.

Все вышеперечисленное взято из методических рекомендаций Минтруда России пункта четвертого раздела 4.

Как мы уже говорили, помимо этого разрабатывается положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов и утверждается её состав.

Состав комиссии

В состав комиссии входят: председатель, его заместитель, секретарь и члены. Как правило, в составе комиссии включаются и независимые эксперты: представители научных, профсоюзных, общественных, образовательных организаций. В положении о комиссии по урегулированию конфликта интересов отражаются: основные задачи; основания для проведения заседания комиссии; порядок ее образования, порядок поступления информации в нее, порядок ее работы, порядок принятия решения комиссией.

Приказ об утверждении положения о комиссии и ее состава

Рассмотрим на примере образец подобного приказа в организации по основному виду деятельности.

(Государственное) (казенное, бюджетное) учреждение (предприятие, организация) “НАИМЕНОВАНИЕ”

ПРИКАЗ от 09.01.2017 г. № 1

Населенный пункт/город

«Об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к профессионально-этическому поведению работников и урегулированию конфликта интересов в (государственном) (казенном, бюджетном, автономном) учреждении (предприятии, организации)

НАИМЕНОВАНИЕ

Преамбула и содержание приказа выглядит так:

В целях реализации Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” приказываю:

  1. Утвердить Положение о Комиссии по соблюдению требований к профессионально-этическому поведению работников и урегулированию конфликта интересов в (государственном) (казенном, бюджетном, автономном) учреждении (предприятии, организации) “НАИМЕНОВАНИЕ” (Приложение № 1).
  2. Утвердить состав Комиссии по соблюдению требований к профессионально-этическому поведению работников и урегулированию конфликта интересов в (государственном) (казенном, бюджетном, автономном) учреждении (предприятии, организации) “НАИМЕНОВАНИЕ” (Приложение № 2).
  3. ФИО , должность, структурное подразделение, ознакомить работников (государственном) (казенном, бюджетном, автономном) учреждении (предприятии, организации) “НАИМЕНОВАНИЕ” с настоящим приказом.
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор (руководитель) ФИО

Приложение N 1 к Приказу (государственного) (казенного, бюджетного, автономного) учреждения (предприятия, организации) “НАИМЕНОВАНИЕ” от «09» января 2017 г. № 1.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – ОБРАЗЕЦ о комиссии по:

соблюдению требований к профессионально-этическому поведению работников и урегулированию конфликта интересов в (государственном) (казенном, бюджетном, автономном) учреждении (предприятии, организации) “НАИМЕНОВАНИЕ”

I. Общие положения

1. Настоящим Положением определяется порядок образования и деятельности комиссии по соблюдению требований к профессионально-этическому поведению работников и урегулированию конфликта интересов в (государственном) (казенном, бюджетном, автономном) учреждении (предприятии, организации) “НАИМЕНОВАНИЕ” (далее – Комиссия).

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Кодексом этики служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, утвержденным приказом Минтруда России от 31 декабря 2013 г. № 792 (далее – Кодекс этики), а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Комиссии являются:

а) содействие в обеспечении соблюдения работниками государственного казенного учреждения “_____________________” (далее – работник учреждения) требований к поведению в профессиональной и внеслужебной деятельности;

б) содействие в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам государственного казенного учреждения “______________________________________” (далее – учреждение), граждан, организаций, общества Российской Федерации.

4. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к профессиональному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении работников учреждения.

II. Порядок образования Комиссии

5. Состав Комиссии утверждается приказом учреждения и не может быть менее 5 человек.

6. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности Комиссии возлагается на (прописать какое должностное лицо).

7. В состав Комиссии входят:

а) председатель Комиссии – заместитель директора учреждения (в случае отсутствия в штатном расписании должности заместителя директора – руководитель структурного подразделения) ;

б) заместитель председателя Комиссии, назначаемый директором учреждения из числа членов Комиссии;

в) секретарь комиссии;

г) иные члены комиссии, в том числе представители общественных, профсоюзных, научных, образовательных организаций, органов исполнительной власти, учреждений системы социальной защиты населения Волгоградской области, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

8. Независимые эксперты включаются в состав Комиссии по согласованию на общественных началах.

9. Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.

10. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.

III. Порядок работы Комиссии

11. Основанием для проведения заседания Комиссии является:

а) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении работником учреждения поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении работником учреждения требований Кодекса этики;

б) информация о наличии у работника учреждения, в том числе при выполнении им функций, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для государственных нужд, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

12. Информация, указанная в пункте 11 настоящего Положения, должна быть представлена в письменном виде и содержать следующие сведения:

а) фамилию, имя, отчество, должность работника учреждения;

б) описание нарушения работником учреждения требований к профессионально-этическому поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

в) данные об источнике информации.

13. В Комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение работником учреждения требований Кодекса этики или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

14. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения трудовой дисциплины.

15. Председатель Комиссии в 3-дневный срок со дня поступления информации, указанной в пункте 11 настоящего Положения, выносит письменное решение о проведении проверки этой информации, в том числе материалов, указанных в пункте 13 настоящего Положения.

Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен по решению председателя Комиссии, но не более чем до двух месяцев.

16. По письменному запросу председателя Комиссии директор учреждения может дать поручение о подготовке дополнительных сведений, необходимых для работы Комиссии, а также о направлении в установленном порядке запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления и организации о представлении в Комиссию соответствующей информации.

17. Дата, время и место заседания Комиссии устанавливаются ее председателем после сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию о совершении работником учреждения поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении работником требований к профессионально-этическому поведению либо о наличии у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

18. В обязанности секретаря Комиссии входит решение организационных вопросов, связанных с подготовкой заседания Комиссии, а также извещение членов Комиссии и работника, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к поведению в профессиональной и внеслужебной деятельности и (или) об урегулировании конфликта интересов, о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее, чем за пять рабочих дней до дня заседания Комиссии.

19. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.

20. При возможном возникновении конфликта интересов у членов Комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания Комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В этом случае член Комиссии, заявивший о конфликте интересов, не принимает участия в рассмотрении вопросов повестки дня (работе Комиссии).

21. Заседание комиссии проводится в присутствии работника учреждения, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к поведению в профессиональной и внеслужебной деятельности и (или) об урегулировании конфликта интересов.

Если работник не может участвовать в заседании Комиссии по уважительной причине, при наличии его письменной просьбы о рассмотрении указанного вопроса без его участия, заседание комиссии проводится в его отсутствие.

В случае неявки на заседание комиссии работника учреждения и при отсутствии письменной просьбы о рассмотрении данного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае повторной неявки работника учреждения без уважительной причины комиссия может принять решение о рассмотрении данного вопроса в его отсутствие.

22. На заседании Комиссии заслушиваются пояснения работника учреждения, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

23. Члены Комиссии и иные лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы Комиссии.

24. По итогам рассмотрения информации, указанной в подпункте “а” пункта 11 настоящего Положения, дополнительно представленных материалов и заслушивания пояснений Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения работником учреждения положений Кодекса этики;

б) установить, что работник учреждения нарушил положения Кодекса этики. В этом случае Комиссия рекомендует директору учреждения указать работнику на недопустимость нарушения требований Кодекса этики либо применить к работнику конкретную меру ответственности.

25. По итогам рассмотрения информации, указанной в подпункте “б” пункта 11 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности работника учреждения, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

б) установить факт наличия личной заинтересованности работника учреждения, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

26. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.

27. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывают члены Комиссии, принявшие участие в ее заседании.

28. В протоколе указываются:

а) фамилия, имя, отчество, должность работника учреждения, в отношении которого рассматривался вопрос о нарушении требований к профессионально-этическому поведению или о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

б) источник информации, явившейся основанием для проведения заседания Комиссии;

в) дата поступления информации в Комиссию и дата ее рассмотрения на заседании Комиссии, существо информации;

г) фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

д) существо решения и его обоснование;

29. Член Комиссии, несогласный с решением Комиссии, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Комиссии.

30. Копии протокола заседания Комиссии в течение трех дней со дня заседания направляются директору учреждения для рассмотрения, полностью или в виде выписки из протокола – работнику, а также по решению Комиссии – иным заинтересованным лицам.

31. В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) работника учреждения информация об этом представляется директору учреждения для решения вопроса о применении к работнику мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

32. В случае установления комиссией факта совершения работником учреждения действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, директор учреждения обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости – немедленно.

33. Копия протокола заседания комиссии или выписка из него приобщается к личному делу работника учреждения, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к поведению в профессиональной и внеслужебной деятельности и (или) об урегулировании конфликта интересов.

Приложение к постановлению

администрации Асиновского района

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМИССИИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ АДМИНИСТРАЦИИ АСИНОВСКОГО РАЙОНА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок образования и деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов Администрации Асиновского района (далее - комиссия).

3. Основной задачей комиссии является содействие Администрации Асиновского района и ее структурным подразделениям в урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, Томской области , муниципального образования «Асиновский район".

4. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с урегулированием конфликта интересов, в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Асиновского района и ее структурных подразделениях.

II. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОМИССИИ

5. Образование комиссии, определение ее состава и порядок работы комиссии осуществляются распоряжением Администрации Асиновского района.

6. В состав комиссии входят:

а) представитель нанимателя (работодатель) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе работники, осуществляющие кадровое сопровождение муниципальной службы в Администрации Асиновского района (ее структурных подразделениях), где муниципальный служащий, в отношении которого рассматривается вопрос об урегулировании конфликта интересов, замещает должность муниципальной службы);

б) представители научных организаций или образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования , других организаций, приглашаемые по запросу представителя нанимателя (работодателя) в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с муниципальной службой или государственной гражданской службой Российской Федерации, без указания персональных данных экспертов.

7. В состав комиссии включается не менее двух независимых экспертов. Независимыми экспертами могут являться работающие в научных организациях и образовательных учреждениях, других организациях граждане Российской Федерации. Независимые эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

8. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

9. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

III. ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМИССИИ

10. Основанием для проведения заседания комиссии является информация, свидетельствующая о личной заинтересованности муниципального служащего (возможности получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 01.01.2001 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами), которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, Томской области, муниципального образования "Асиновский район".

11. Информация, указанная в пункте 10 настоящего Положения, должна быть представлена в письменном виде и содержать следующие сведения:

а) фамилию, имя, отчество муниципального служащего и замещаемую им должность муниципальной службы;

б) описание нарушения муниципальным служащим требований к служебному поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

в) данные об источнике информации.

12. В комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие наличие у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

13. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях , а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения трудовой дисциплины.

14. Поступившая в комиссию информация о наличии у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, регистрируется в журнале учета в день ее поступления и незамедлительно передается председателю комиссии. Не позднее следующего дня об этом в письменной форме информируется представитель нанимателя (работодателя) в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов.

Председатель комиссии в 3-дневный срок со дня поступления информации, указанной в пункте 10 настоящего Положения, выносит решение о проведении проверки этой информации, в том числе материалов, указанных в пункте 12 настоящего Положения.

Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению председателя комиссии.

15. По запросу председателя комиссии представитель нанимателя (работодатель) или руководитель структурного подразделения представляет дополнительные сведения, необходимые для работы комиссии, а также запрашивает в установленном порядке для представления в комиссию сведения от иных органов местного самоуправления , государственных органов и организаций.

16. Дата, время и место заседания комиссии отражается в протоколе заседания , устанавливаются ее председателем после сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию, указанную в пункте 10 настоящего Положения.

Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания комиссии, извещает в письменной форме членов комиссии о дате, времени и месте заседания, а также муниципального служащего и других заинтересованных лиц о вопросах, включенных в повестку дня .

17. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

18. При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом в письменной форме. В этом случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

19. Заседание комиссии проводится в присутствии муниципального служащего. Заседание комиссии переносится, если муниципальный служащий не может участвовать в заседании по уважительной причине. На заседание комиссии могут приглашаться должностные лица иных органов местного самоуправления, государственных органов, а также представители заинтересованных организаций.

20. На заседании комиссии заслушиваются пояснения муниципального служащего, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

21. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

22. По итогам рассмотрения информации, указанной в пункте 10 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности муниципального служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

б) установить факт наличия личной заинтересованности муниципального служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае представителю нанимателя (работодателю) предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

23. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

24. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения комиссии носят рекомендательный характер.

25. В решении комиссии указываются:

а) фамилия, имя, отчество, должность муниципального служащего, в отношении которого рассматривался вопрос о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

б) источник информации, ставшей основанием для проведения заседания комиссии;

в) дата поступления информации в комиссию и дата ее рассмотрения на заседании комиссии, существо информации;

г) фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

д) существо решения и его обоснование;

26. Член комиссии, не согласный с решением комиссии, излагает свое мнение в письменном виде. Данный документ подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии.

27. Копии решения комиссии в течение трех дней со дня его принятия направляются представителю нанимателя (работодателю), муниципальному служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

28. Решение комиссии может быть обжаловано муниципальным служащим в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации .

29. Решение комиссии, принятое в отношении муниципального служащего, передается не позднее 10 рабочих дней по акту приема-передачи в кадровую службу нанимателя (работодателя) и хранится в его личном деле.

Правительство Москвы
КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ПРИКАЗ

О Комиссии по урегулированию конфликтов интересов


В соответствии с

приказываю:

1. Утвердить состав Комиссии Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза) по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - Комиссия):

Председатель Комиссии

Заместитель
председателя
Комиссии

Секретарь Комиссии

Члены Комиссии:


2. Утвердить порядок работы Комиссии (приложение к приказу).

Председатель
О.Ф.Шахов

Приложение. Порядок работы Комиссии Москомэкспертизы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

Приложение

1. Общие положения

1.1. Настоящим Порядком определяется процедура образования и деятельности Комиссии Москомэкспертизы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Порядком.

1.3. Основными задачами комиссии являются:

1.3.1. Содействие в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Москомэкспертизы (далее - гражданские служащие) требований к служебному поведению.

1.3.2. Содействие в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества или городу Москве.

1.3.3. Содействие в обеспечении исполнения гражданскими служащими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" , другими федеральными законами и законами города Москвы.

1.4. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих Москомэкспертизы, за исключением председателя и заместителя председателя.

2. Процедура образования Комиссии

Комиссия образована в соответствии с "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Москвы и урегулированию конфликтов интересов" .

2.1. В состав комиссии входят:

2.1.1. Заместитель председателя (председатель комиссии), должностное лицо кадровой службы Москомэкспертизы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), а также гражданские служащие из других подразделений Москомэкспертизы, определяемые председателем Москомэкспертизы

2.1.2. Представитель Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы.

2.1.3. Представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

2.1.4. По решению председателя Москомэкспертизы в состав комиссии могут быть включены представителя, перечисленные в пункте 6 Положения , утвержденного Указом Мэра Москвы от 27 сентября 2010 года N 68-УМ .

2.2. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

На период временного отсутствия председателя комиссии его обязанности выполняет заместитель председателя комиссии в соответствии с поручением председателя. Члены комиссии осуществляют свои полномочия непосредственно, то есть без права их передачи, в том числе и на время своего отсутствия, иным лицам.

2.3. Число членов комиссии, не замещающих должности государственной гражданской службы в Москомэкспертизе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

2.4. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

2.5. В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют лица, перечисленные в пункте 10 Положения , утвержденного Указом Мэра Москвы от 27 сентября 2010 года N 68-УМ .

2.6. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной гражданской службы в Москомэкспертизе, недопустимо.

3. Заседание Комиссии и принимаемые ею решения

3.1. Основаниями для проведения заседания комиссии являются:

3.1.1 Представление председателем Москомэкспертизы материалов проверки, проведенной в соответствии с указом Мэра Москвы от 15 февраля 2010 года N 11-УМ , свидетельствующих:

а) О представлении гражданским служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных пунктом 1.1 указанного указа Мэра Москвы.

б) О несоблюдении гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

3.2. Поступившее председателю Москомэкспертизы в установленном порядке:

3.2.1. Обращение гражданина, ранее замещавшего в Москомэкспертизе должность государственной гражданской службы города Москвы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным указом Мэра Москвы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с гражданской службы.

3.2.2. Заявление гражданского служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

3.3. Представление председателя Москомэкспертизы или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в Москомэкспертизе мер по предупреждению коррупции.

3.4. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

3.5. Председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

3.5.1. В трехдневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации.

3.5.2. Организует ознакомление гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с поступившей на рассмотрение комиссии информацией и материалами.

3.5.3. Рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

3.6. Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания комиссии, а также извещает членов комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее чем за пять рабочих дней до дня заседания.

3.7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

3.8. При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

3.9. Заседание комиссии проводится в присутствии гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. При наличии письменной просьбы гражданского служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки гражданского служащего или его представителя на заседание комиссии (при отсутствии письменной просьбы гражданского служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия) рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки гражданского служащего или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие гражданского служащего.

3.10. На заседании комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания, комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

3.11. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

3.12. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте а) пункта 3.1.1 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

- установить, что сведения, представленные гражданским служащим, являются достоверными и полными.

- установить, что сведения, представленные гражданским служащим, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует председателю Москомэкспертизы применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

3.13. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте б) пункта 3.1.1 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

- установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов.

- установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует председателю Москомэкспертизы указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

3.14. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в пункте 3.2.1 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

- дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности.

- отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

3.15. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в пункте 3.2.2 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

- признать, что причина непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной.

- признать, что причина непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует гражданскому служащему принять меры по представлению указанных сведений.

- признать, что причина непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае комиссия рекомендует председателю Москомэкспертизы применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

3.16. По итогам рассмотрения вопросов, предусмотренных пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Порядка, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное, чем предусмотрено пунктами 3.12-3.15 настоящего Порядка, решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.

3.17. По итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного пунктом 3.3 настоящего Порядка, комиссия принимает соответствующее решение.

3.18. Решения комиссии принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

3.19. Решения комиссии, за исключением решений, предусмотренных пунктом 3.14 настоящего Порядка, для председателя Москомэкспертизы носят рекомендательный характер.

3.20. Решения комиссии, принимаемые в соответствии с пунктом 3.14 настоящего Порядка, носят обязательный характер.

3.21. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании.

3.22. В протоколе заседания комиссии указываются:

- дата заседания комиссии, фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании.

- формулировка каждого из рассматриваемых на заседании комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества, должности гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

- предъявляемые к гражданскому служащему претензии и требования, материалы, на которых они основываются.

- содержание пояснений гражданского служащего и других лиц по существу предъявляемых претензий и требований.

- фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и краткое изложение их выступлений.

- источник информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, дата поступления информации в государственный орган.

- другие сведения.

- результаты голосования.

- принятое комиссией решение и обоснование его принятия.

3.23. Член комиссии, не согласный с ее решением, вправе в письменной форме изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии и с которым должен быть ознакомлен гражданский служащий.

3.24. Копии протокола заседания комиссии в трехдневный срок со дня проведения заседания направляются председателю Москомэкспертизы, полностью или в виде выписок из него - гражданскому служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

3.25. Председатель Москомэкспертизы обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции.

3.26. В месячный срок со дня поступления протокола заседания комиссии председатель Москомэкспертизы в письменной форме уведомляет комиссию о рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении. Решение председателя Москомэкспертизы оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

3.27. В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) гражданского служащего информация об этом представляется председателю Москомэкспертизы для решения вопроса о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.28. В случае установления комиссией факта совершения гражданским служащим действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в соответствующие государственные органы в трехдневный срок, а при необходимости - немедленно.

3.29. Копия протокола заседания комиссии или выписка из него приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

3.30. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии, осуществляются Сектором государственной службы и кадров Москомэкспертизы.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Москомэкспертизы
mke.mos.ru (сканер-копия)
по состоянию на 29.09.2014

Увеличение коррупционных проявлений в деятельности государственных и муниципальных служащих, прежде всего имеющих характер дисциплинарного проступка, административного правонарушения или гражданско-правового деликта, и влекущих за собой персональную ответственность, требует широкого использования криминологических содержательных мер противодействия им и, прежде всего, специальных мер предупреждения. По-нашему мнению, выполнению таких задач вполне может способствовать антикоррупционный потенциал комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов.

Порядок создания и деятельности комиссий на государственной службе регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» от 01 июля 2010г № 821.

Согласно указанному Положению Комиссии создаются в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой.

Заметим, что п. 2 Указа Президента Российской Федерации на основании части 6 статьи 71 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливает, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, выполняются федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации, в которых образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В связи с чем на сегодняшний день имеется пока неразрешенная проблема по формированию органов управления государственной и муниципальной службами.

Основными задачами Комиссий, в соответствии с п. 3 Положения являются:

· а) содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Российской Федерации требований к служебному поведению;


· б) содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Комиссия образуется правовым актом государственного органа. Указанным актом определяются состав комиссии и порядок ее работы.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на подразделение по вопросам государственной службы и кадров государственного органа, в составе которого образованна комиссия.

В состав Комиссии входят: представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, где гражданский служащий, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению или об урегулировании конфликта интересов, замещает должность гражданской службы); представитель соответствующего государственного органа по управлению государственной службой; представители научных организаций и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования (далее - научные организации и образовательные учреждения), других организаций, приглашаемые соответствующим государственным органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой, без указания персональных данных экспертов, при этом число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

При рассмотрении вопроса о порядке формирования Комиссии особое внимание необходимо уделить порядку включения в состав комиссии независимых экспертов.

В соответствии с Положением, экспертами могут быть лица, работающие в научных организациях и образовательных учреждениях, других организациях граждане Российской Федерации. При этом участие в работе комиссии представителей конкретных типов или организационно-правовых форм образовательных (научных) учреждений действующим законодательством не предусмотрено. В таких условиях общей нормой, определяющей свободу выбора в формировании экспертного сообщества Комиссии могут выступать положения ч. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании», в соответствии с которой образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, а также негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В Положении отмечаются преимущественно общие требования к экспертам Комиссии. Специальные критерии отбора можно связывать только стой частью нормы п. 18 Положения, в котором отмечается, что предпочтение при включении в состав комиссии в качестве независимых экспертов представителей научных организаций и образовательных учреждений, других организаций должно быть отдано лицам, трудовая (служебная) деятельность которых в течение трех и более лет была связана с гражданской службой. Деятельностью, связанной с гражданской службой, считается преподавательская, научная или иная деятельность, касающаяся вопросов гражданской службы, а также предшествующее замещение государственных должностей или должностей гражданской службы в государственных органах. Это крайние специальные условия.

Следует отметить, что независимые эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Оплата труда независимых экспертов осуществляется на основе договора, заключаемого между государственным органом, в котором создана комиссия, и независимым экспертом, участвующим в работе этой комиссии.

В соответствии с п. 21 Положения основанием для проведения заседания комиссии является два вида информационных сообщений:

· а) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных статьей 18 Федерального закона;

· б) информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При этом закрепляется, что данная информация должна быть представлена в письменном виде и содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество гражданского служащего и замещаемую им должность гражданской службы; описание нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; данные об источнике информации. Кроме того, в Комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Следует отметить, что Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Процесс деятельности Комиссии начинается с момента вынесении Председателем комиссии решения о проведении проверки информации, послужившей основанием ее проведения, в том числе и материалов, подтверждающих нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Данное решение Председатель Комиссии должен вынести в 3-дневный срок со дня поступления указанной информации.

Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению председателя комиссии.

В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. При возможном возникновении конфликта интересов у членов Комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания Комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится рассмотрение вправе самостоятельно присутствовать на заседании Комиссии или уполномочить на то своего представителя. На заседании Комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц, в том числе и должностных лица государственных органов, органов местного самоуправления, а также представителей заинтересованных организаций, и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

Основаниями для переноса заседания Комиссии является отсутствие на нем гражданского служащего, в отношении которого проводится рассмотрение, по уважительной причине, а также отсутствие кворума, необходимого для проведения заседания, в том числе и в случае отстранении члена комиссии от рассмотрения вопросов повестки, в связи с возникновением конфликта интересов.

Следует отметить, что члены Комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

Результатом деятельности Комиссии является решение, суть которого зависит от информации, послужившей основанием для проведения заседания комиссии.

По итогам рассмотрения информации, полученной от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных статьей 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе», комиссия может принять одно из следующих решений:

· а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению;

· б) установить, что гражданский служащий нарушил требования к служебному поведению. В этом случае представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению, а также провести в государственном органе мероприятия по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения требований к служебному поведению. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены Комиссии, принявшие участие в ее заседании, и носят рекомендательный характер. При этом член Комиссии, несогласный с решением, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания.

Гражданский служащий вправе обжаловать решение Комиссии в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в том числе в случае установления подобного факта Комиссией, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Представитель нанимателя вправе отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

В случае если комиссией будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействии) гражданского служащего признаков дисциплинарного проступка, в том числе в случае неисполнения им обязанности сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению такого конфликта представитель нанимателя после получения от комиссии соответствующей информации может привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной гражданской службе».

В случае установления комиссией факта совершения гражданским служащим действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель Комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы.

Решение Комиссии, принятое в отношении гражданского служащего, хранится в его личном деле.

В современных политико-правовых документах антикоррупционный потенциал комиссий оценивается высоко. Так, в рамках первоочередных мер по реализации Национального плана противодействия коррупции, предусматривается принятие мер по обеспечению действенного их функционирования.

Как представляется, возложенные на комиссии задачи по обеспечению соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению, выполняемые федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации, следует связывать с ранним предупреждением (нейтрализацией) причин и условий, которые способствуют их коррупционному поведению и влекут к привлечению к персональной ответственности.

На муниципальной службе работа комиссий сталкивается с рядом пока неразрешимых проблем. Основная из них заключается в том, что в законе лишь отмечается возможность в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, образовывать комиссии по урегулированию конфликта интересов. Например, при анализе ряда нормативных актов муниципальных образований Уральского федерального округа обнаруживается однобокий подход к принципу формирования данной комиссии, а именно, не включение в ее состав независимых экспертов из числа лиц, не связанных служебными отношениями; что, несомненно, не позволит избежать проблем при принятии решений данной комиссией.

Более того, указанные комиссии создаются в муниципальных образованиях на формальной основе, во многом по причине эпизодического характера их работы, обусловленного тем, что единственным основанием для проведения заседаний является поступившая информация о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов: нет информации – комиссия не работает. Кроме того, рекомендательный характер решений комиссий, предусмотренный законодателем, также не способствует ее плодотворной работе. Отсутствие возможности применения определенных мер воздействия к нарушителям правовых предписаний сведет к нулю коэффициент полезного действия данной комиссии, поскольку любой муниципальный служащий будет заранее знать о простой формальности решений, принимаемых комиссиями, отсутствии неблагоприятных последствий вследствие нарушения предписаний закона и ответственности как таковой, и у него не будет мотивации (в отличие от ситуаций, складывающихся в области норм, регламентирующих дисциплинарную, административную или, тем более, уголовную ответственность) к недопущению возникновения конфликта интересов. В результате сказанного основным субъектом предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе пока остается руководитель.


  • §2. Система российского законодательства о противодействии коррупции
  • §3. Организационно-правовые основы противодействия коррупции
  • §4. Основные принципы противодействия коррупции
  • §5. Субъекты противодействия коррупции и их полномочия
  • Глава 2. Меры профилактики коррупции §1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
  • §2. Организационные и правовые способы исключения необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • §3. Антикоррупционные ограничения, налагаемые на гражданина, ранее замещавшего должность государственной службы
  • §4. Общественный и парламентский контроль в сфере противодействия коррупции
  • Глава 3. Правовое положение государственного служащего в связи с обеспечением профилактики коррупции
  • §1. Квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы
  • §2. Основные права государственного служащего, связанные с осуществлением профессиональных обязанностей
  • §3. Основные антикоррупционные обязанности государственного служащего и требования к его служебному поведению
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы
  • Глава 4. Конфликт интересов на государственной службе §1. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
  • §3. Обязанности государственного служащего и представителя его нанимателя по предотвращению конфликта интересов
  • §2. Административные процедуры исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)
  • §3. Контроль за исполнением административных регламентов и обжалование их нарушений
  • Глава 6. Предупреждение коррупционных рисков при размещении заказов для государственных нужд §1. Правовые основы предупреждения коррупции при размещении заказов для государственных нужд
  • §2. Антикоррупционное обеспечение способов размещения заказов
  • §3. Антикоррупционные требования к участникам размещения заказов и специализированным организациям
  • §4. Коррупционные риски при выполнении ниокр и их предупреждение
  • §2. Полномочия и ответственность представителей органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки
  • §3. Плановая и внеплановая проверки. Антикоррупционные требования к их проведению
  • §4. Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проверкой
  • Глава 8. Ответственность за коррупционные правонарушения §1. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
  • §2. Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
  • §2. Субъекты, осуществляющие проверку и их полномочия
  • §3. Предмет проверки и основания ее осуществления
  • §4. Административные процедуры проведения проверки
  • §5. Использование результатов проверки
  • Глава 10. Антикоррупционный мониторинг §1. Предмет, задачи и цели антикоррупционного мониторинга
  • §2. Мониторинг уголовной и судебной правоприменительной практики борьбы с коррупцией
  • Сведения о применении судами максимальных санкций уголовного наказания к виновным в совершении отдельных коррупционных преступлений в 2007-2009 гг. (в %)
  • Сравнительная информация о редко и часто назначаемых видах уголовного наказания за совершение отдельных коррупционных преступлений в России в 2007-2009 гг.
  • §2. Перспективные направления общественно-государственного антикоррупционного взаимодействия
  • Практикум по усвоению учебного материала Глоссарий
  • Вопросы для самопроверки и подготовки к экзаменации
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов

    Предупреждение причин и условий, продуцирующих на государственной службе коррупционные проявления, которые имеют характер гражданско-правового деликта, административного правонарушения или дисциплинарного проступка, находится в основной компетенции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии). Создание и порядок деятельности комиссий предусмотрены указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов". В настоящее время такие комиссии образованы не только в федеральных органах исполнительной власти, включая их территориальные органы, но также и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Возложенные на комиссии задачи по обеспечению соблюдения федеральными гражданскими служащими (далее - государственными служащими) требований к служебному поведению следует связывать с достижением целей раннего предупреждения (нейтрализации) причин и условий, которые способствуют их коррупционному поведению. Предмет этих требований составляют запреты, ограничения, а также антикоррупционные обязанности государственных служащих, установленные Федеральными законами "О противодействии коррупции" è "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    К предмету комиссионного рассмотрения относятся вопросы (и соответственно, решения по ним), которые условно можно классифицировать на 4 группы:

    1) вопросы соблюдения требований к служебному поведению (комиссия устанавливает факт несоблюдения или соблюдения требований);

    2) вопросы трудовой занятости государственного служащего, после увольнения с государственной службы, в коммерческой или некоммерческой организации либо выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности (комиссия дает согласие, либо отказывает в разрешении);

    3) вопросы достоверности (полноты) представленных государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (комиссия признает достоверность (полноту) сведений, либо устанавливает неподтверждение достоверности (полноты) сведений);

    4) вопросы непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (комиссия рекомендует государственному служащему принять меры по представлению сведений; руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности в случае признания непредставления сведений фактом уклонения).

    При этом нужно отметить, что комиссии может рассматривать и соответствующие материалы по 3 и 4 группе вопросов, в отношении лиц, претендующих на замещение должностей государственной службы.

    Основанием для проведения заседания комиссии может служить представление руководителем государственного органа на ее рассмотрение материалов проверки по любой из выше отмеченной группе вопросов. Не исключена и возможность инициативного обращения государственного служащего с заявлением на получение согласия на занятие трудовой деятельностью, которая подвергается запрету для целей предотвращения конфликта интересов, или о невозможности по объективным причинам представить требуемые сведения. Причем эти заявления государственного служащего поступают не напрямую в комиссию, а через подразделение кадровой службы, которая уполномочена осуществлять профилактику коррупционных правонарушений.

    Происхождение первичной информации, которая затем становится предметом комиссионного рассмотрения, может быть разным. Условно можно выделить внешние и внутренние источники ее возникновения. Извне информация относительно вопросов декларирования доходов, может поступить от правоохранительных и налоговых органов; постоянно действующих руководящих органов политических партий и общероссийских общественных объединений; Общественной палаты Российской Федерации. Отмечая возможности внутреннего получения информации (которая касается обеспечения соблюдения антикоррупционных ограничений, требований и запретов) от любого члена комиссии или руководителя органа государственной власти, в котором функционирует комиссия, законодатель не уточняет источники ее происхождения.

    Комиссия не уполномочена рассматривать сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, равно как и анонимные обращения, а также не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины. При установлении факта совершения государственным служащим действия (бездействия), содержащего признаки преступления или административного правонарушения, председатель комиссии обязан передать информацию об этом (равно как и свидетельствующие документы) в правоохранительные органы.

    Похожие публикации