Развитие ребенка 1 год 3 месяца. Навыки и развитие ребенка в год и три месяца

Начнем, пожалуй, с развития моторного - потому что именно в этой сфере нервно-психического развития ребенка в 1 год и 3 месяца достижения более или менее "стандартные", т.е. весьма схожие у многих малышей. Обычно к этому возрасту все здоровые дети умеют самостоятельно ходить, причем большинство из них осуществляет этот моторный акт свободно и с видимым удовольствием. Некоторые малыши в это время ходят (и даже бегают) подолгу, виртуозно совершают повороты, легко останавливаются и пятятся назад (когда это им нужно, конечно:), приседают и наклоняются, не теряя при этом равновесия, а также запросто взбираются на диваны и кресла - в общем, демонстрируют хорошую мобильность и практически полную самостоятельность:) Моторные достижения некоторых малышей выглядят несколько скромнее - что, в принципе, не является серьезным поводом для родительского беспокойства: все еще впереди.

Впечатляют и успехи в развитии сенсорной ("понимательной") речи - в 1 год и 3 месяца ребенок существенно расширил запас понимаемых слов и инструкций. Резко возросло количество предметов, названия которых знакомы маленькому человеку. Иногда поразительная "осведомленность" ребенка способна повергнуть родителей в восторг и одновременно в недоумение - например, когда папу вдруг осенит спросить, скажем, "где у нас микроволновка?", а малыш в ответ уверенно пройдет на кухню и безошибочно укажет на этот бытовой прибор пальцем. Удивление родителя понятно - ведь, по его разумению, никто специально не объяснял малышу, что это за прибор и где он находится. Однако на самом деле ничего парадоксального в такой "эрудированности" малыша нет - мозг маленького ребенка с поразительной эффективностью впитывает самую различную информацию, и порой вполне достаточно лишь мимолетного упоминания названия предмета (в соответствующей, конечно же, ситуации) для того, чтобы малыш приобщил новое понятие к уже имеющимся в его нейронных "базах данных".

Успехи в развитии "понимательной речи" идут, как говорится, "рука об руку" с овладением бытовыми и игровыми навыками - малыш этого возраста не только прекрасно понимает, но и более или менее сносно выполняет массу бытовых инструкций.

По просьбе взрослого ребенок 1 года 3 месяцев вполне способен не только "покормить", но и "причесать" или "уложить спать" куклу, посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и "отвезти" его, скажем, на кухню... А также принести из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, с энтузиазмом побежать в ванную, когда ему предлагают "помыть ручки", после чего с похвальным усердием вытирать только что вымытые ручки поданным ему полотенцем. Обычно малыши этого возраста уже умеют не только самостоятельно пить из кружки, но и есть ложкой из тарелки. Правда, пока что только лишь густую или полугустую пищу и не очень аккуратно - но и это уже является достижением, и немалым!

Заметно изменяется и самостоятельное игровое поведение ребенка: действия, осуществляемые малышом с различными предметами и игрушками, становятся более сложными. Развивающийся интеллект маленького человека позволяет ему без родительского побуждения, исключительно по собственному желанию, с удовольствием и фантазией воспроизводить ранее разученные действия с предметами - "строить дом" из кубиков, нанизывать кольца "пирамидки" на стержень, "катать" игрушечный грузовик. Причем процесс, скажем, "строительства дома", наглядно показывает как быстро развивается у ребенка пространственное восприятие предметов: ребенок 1 года 3 месяцев непременно "додумается" разместить мелкий предмет внутри более крупного. А отдельные маленькие вундеркинды в этом возрасте способны водрузить друг на друга целых три (а то и четыре) игрушечных кубика - и эта конструкция, представьте, не развалится через считанные секунды после ее сооружения:)

И, конечно же, продолжает стремительно развиваться активная речь - с каждым днем расширяется запас облегченных слов, которыми малыш пользуется в моменты радости, удивления или другого эмоционального оживления. Сложный лепет, который в это время все еще остается преобладающим речевым продуктом, используется ребенком также весьма активно - неустанно тренируя звукопроизношение, маленький человек закладывает основы для последующего успешного освоения "настоящей" разговорой речи.

В общем, все обстоит так, как и должно обстоять - прошедшие месяцы принесли явный прогресс в развитии ребенка во всех сферах. Остается лишь добавить, что этот прогресс прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком - успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)

Первый день рождения позади, начинается второй год жизни. Малыш становиться все любопытнее и его развитие идет не менее стремительными темпами, чем на первом году жизни.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

71,8-84,9 см.
9,1-13,6 кг.
45,3-51,3 см.
46,0-55,0 см.
72,2-83,6 см.
8,8-12,7 кг.
44,2-50,5 см.
46,4-53,9 см.

Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

По мере взросления ребенка темпы роста замедляются и это нормально.

Для определения долженствующей массы тела ребенка после года используют формулу:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n ,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела по возрасту.

Скорость роста ребенка, также с возрастом уменьшается.

В среднем до 4-х лет длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.

Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.

Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста ребенка.

В 12-14 месяцев у малышей прорезываются первые моляры (большие коренные зубы). Вначале прорезываются нижние моляры, затем верхние.

В этом возрасте малыши, как правило, переходят на одноразовый дневной сон.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

В этом возрасте малыш импульсивен, им руководят эмоции и любознательность.

Двигательные навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш совершенствует навык ходьбы. Если держать ребенка за руку, то он может подниматься и спускаться по ступенькам, перешагивать через небольшие препятствия.

В 1 год 3 месяца малыш уже может ходить по долгу, приседать, наклоняться и устойчиво стоять.

Многие уже умеют самостоятельно пользоваться ложкой.

Малыш может выполнять простые действия - поднимать руки вперед, вверх, разводить из в стороны, отводить за спину, шевелить пальцами рук, вращать кистями. При этом он может делать это как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

Познавательная деятельность ребенка в 1 год 3 месяца

На данном этапе малыш начинает понимать, что значит совместная игра. Появляется активный интерес к детям, особенно к сверстникам.

В 1 год и 3 месяца многим малышам уже интересно не только смотреть в книжке картинки, но и послушать сам рассказ. При этом это доставляет ему большее удовольствие, если позволить ему самому переворачивать страницы.

Ваш малыш постепенно начинает заниматься исследовательской деятельностью, начинает понимать причинно-следственные связи. Так, малыш понимает если построить слишком высокую башню из кубиков, то она упадет, если что-нибудь столкнуть со стола, то оно тоже упадет.

После года ребенка следует приучать к порядку и вырабатывать у него полезные привычки - день за днем повторяя одни и те же действия.

Например, убирать игрушки после игры и перед сном, складывать одежду, умываться, расчесываться и так далее.

В 1 год 3 месяца ребенок уже способен ориентироваться в двух формах (мяч, кубики). Различает предметы по величине и цвету.

Умеет нанизывать и снимать кольца на стержень пирамидки, ставить кубики один на другой.

Может самостоятельно воспроизводить действия с предметами, игрушками, разученные ранее (кормить куклу, катает машинку, строит башню из кубиков).

Занимают игры с предметами обихода. Очень любит подражать взрослым: «готовит обед, как мама», «разговаривает по телефону, как папа», «читает, как бабушка».

Развитие речи в 1 год и 3 месяца

  • В этом возрасте значительно увеличивается словарный запас понимаемых слов. Малыш с удовольствием учит новые слова, звуки, без устали повторяя их в течение дня.
  • Понимает многие слова, знает названия знакомых игрушек, предметов, имена близких людей, части тела, названия одежды, продукты питания.
  • Может выполнить несложные поручения взрослого (найти и принести знакомый предмет, хлопать в ладоши и другие).
  • С большим интересом слушает сказки, стихи, потешки, песенки.
  • Может произносить до 20 облегченных слов, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

Эмоциональное развитие

  • В 1 год 3 месяца ребенок становится более эмоционально уравновешенным в течение дня.
  • В трудных ситуациях ищет поддержки взрослого.
  • Во время игр проявляет эмоции.
  • В этом возрасте малыш свойственно «заражаться» чувствами и эмоциями сверстников (тоже плачет или смеется).
  • По разному реагирует на знакомого и незнакомого человека.
  • Внимание малыша легко переключить с одного предмета или действия на другое, отвлечь его.
  • Познание окружающего мира идет через эмоциональное и чувствительное восприятие - при падении можно удариться, если дотронуться до батареи, то будет горячо.
  • Удивляется новому, пугается от неожиданного действия.
  • Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута.
  • Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами.

Что умеет ребенок в 1 год 3 месяца?

Может пить из чашки или поильника.

Пользуется ложкой - держит ее в кулачке, опускает в пищу, набирает, доносит до рта (немного), ест.

Подражает действиям взрослых - вытирает руки,лицо, умывается, расчесывается.

Многие малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

Уход за ребенком в 1 год 3 месяца

Уход за малышом после года не сильно отличается. Из плюсов можно отметить, что частота мочеиспусканий и опорожнения кишечника становится реже, поэтому нет необходимости подмывать малыша так часто, как раньше.

Уход за малышом складывается из ежедневных гигиенических мероприятий, ухода за полостью рта, прогулок на свежем воздухе, водных процедур. Также обязательны в режиме дня закаливающие процедуры, гимнастика.

Питание ребенка в 1 год 3 месяца

После первого года жизни осуществляется постепенных переход от вскармливания ребенка к питанию.

До 1,5 лет большинство малышей находятся на 5 разовом режиме питания.

В этом возрасте необходимо четко придерживаться определенных часов кормления.

Последний примем пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна.

В 1 год 3 месяца малыш очень активен и ему требуется большое количество энергии и соответсвенно больший объем пищи. Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 лет составляет около 1100 - 1200 мл. При этом 25% от этого объема составляет завтрак; 35% обед; 15%- полдник; 25%- ужин. Калорийность пищи на протяжении суток около 1500 ккал.

Также в этом возрасте идет активный рост зубов и костей, поэтому в рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные и кисло-молочные продукты, богатые кальцием. Объем молока и кисломолочных смесей составляет около 600 мл в сутки.

Блюда для малыша в 1 год 3 месяца должны иметь кашеобразную консистенцию либо даваться в протертом виде. Затем постепенно можно вводит более густую пищу. В том случает, если у ребенка уже появились жевательные зубы, то время от времени можно предлагать ему пищу, порезанную на небольшие кусочки.

В этом возрасте у малыша уже формируются вкусовые предпочтения, поэтому меню малыша следует составлять исходя из них. Пища для ребенка должна быть не только вкусной, но и полезной.

Белок очень важен для растущего организма ребенка, при этом около 70% поступающего белка должно быть животного происхождения. Это может быть мясо, печень, нежирная рыба, яйцо.

Не стоит забывать и о растительных жирах, которые также важны для нормального развития ребенка.

Ежедневно ребенок должен получать разнообразные крупяные каши (рисовая, овсяная, гречневая, манная), можно добавить в рацион малыша макаронные изделия.

Объем овощей и фруктов может достигать 350 грамм в сутки, при этом постепенно можно расширять их ассортимент.

Во время каждого приема пищи у ребенка должны быть порции в горячем (теплом) виде, так как холодные блюда нарушают пищеварение.

Необходимые обследования ребенка в 1 год 3 месяца

На втором году жизни осмотры ребенка в поликлинике проводятся ежеквартально, то есть 1 раз в 3 месяца.

Лабораторное обследование здоровых детей на втором году жизни проводится 1 раз в год.

Также начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год осматривает стоматолог.

Как играть с ребенком в 1 год 3 месяца

Дети в этом возрасте очень любят играть в активные игры. Для игры Вам понадобятся: игрушки, обруч, мячи (большой, маленький), гимнастическая палка, ящик (коробка).

Для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы, можно стимулировать малыша яркой игрушкой. Когда малыш встанет на ножки (он может держаться при этом за какой-нибудь предмет), поманите его яркой игрушкой, протяните ему руку, пусть он попытается сделать самостоятельно несколько шагов.

Держась за обруч можно приседать вместе с ребенком. При этом интереснее это делать по команде.

Для укрепления опорно-двигательного аппарата малыша очень полезно делать с ним различные гимнастические упражнения, чтобы они доставляли малышу радость делайте их в игровой форме.

В этом возрасте необходимы следующие упражнения: приседания, сгибание и разгибание туловища, проползание под препятствием и через препятствие, залезание на возвышенный предмет, хождение по ограниченной поверхности (доске), перешагивание через препятствие.

Малышам в этом возрасте нравится катать мяч, бросать его в обруч или корзину.

Также полезно играть с малышом в простые сюжетные и ролевые игры, через которые он учится навыкам самообслуживания и общению (кормить кукол, купать их, одевать, катать машинку, ходить в гости, на прогулку и так далее).

В этом возрасте малыш хочет уметь очень много, но не всё у него получается, поэтому постарайтесь уделять ребенку больше времени и внимания. Обучайте его через игру, рассказывайте, показывайте, объясняйте ему всё что ему интересно и тогда успехи не заставят себя ждать.

Другая информация по теме

Нам уже год и 3 мес. Дочка любит читать книжки, точнее я ей читаю, она переворачивает странички. Есть любимые книги, этомуха-цокотуха. Там картинки большие, яркие. Становится моя девочка большой жадиной. Когда на проулке встречаем детей, не даёт играться в свои игрушки и ещё чужие пытается забрать. А вчера вообще чтоб никто не мог посягнуть на игрушки залезла в коляску, обложилась игрушками и как только кто-нибудь из детей подходил начинала орать. Вот что делать? Игрушки не брать на прогулку?
Я тоже немного кормлю перед сном.

Дочке через неделю будет 1 год и три месяца. Меня волнует последний приём пищи. В статье написано, что он должен быть за 1,5-2 ч до сна. Я ещё кормлю непосредственно перед сном, кашей. Или ужин плотный устраиваю за 30 мин до сна. В противном случае она голодная просыпается ночью. вроде и плохо когда ночью желудок работает, но как уйти от этого не представляю.

Возраст 1 год и 3 месяца - один из самых волнительных в жизни вашего малыша. Чадо становится более любопытным, интересуется окружающим миром, ему требуется много внимания и заботы. Родители отмечают, что каждый день становится сюрпризом: сегодня ребенок выучил новый жест, завтра уже начал ходить, а в следующую минуту схватил конфету со стола. В это время нужно контролировать режим и постоянно наблюдать, так как возраст является сложным и небезопасным: мыслит ребенок еще недостаточно хорошо, зато уже пытается засунуть ручки в самые неожиданные места, спрыгнуть, залезть, схватить и поиграть.

Внешне ребенок поменялся не очень сильно, а вот внутри у него произошли колоссальные перемены. Малыш теперь не готов сидеть на месте - он активно интересуется всем новым, хватает любые интересные для него вещи

Нормы физического развития детей

Всемирная ассоциация здравоохранения разработала универсальные показатели роста и веса. Они свидетельствуют о здоровье и полноценном развитии малыша в возрасте 1 года и 3 месяцев.

Мальчики:

  • рост – 76-82 см;
  • вес – 9-11,5 кг;
  • окружность головы – 45-48 см.
  • рост – 74-80 см;
  • вес – 9,5-11 кг;
  • окружность головы – 44-47 см.

В этом возрасте малыш уже становится самостоятельным. Он предпочитает делать традиционные дела без участия взрослых.

Распорядок дня

В 1 год и 3 месяца режим дня ребенка остается неизменным: если ваш кроха предпочитает спать два раза днем, ничего плохого в этом нет. Правда, многие малыши уже переходят на один дневной отдых, меняется и режим сна. Сон в этом возрасте должен составлять не менее 13 часов, ночью чадо отдыхает 11 часов, остальное время – днем.

По мнению доктора Комаровского, питание должно осуществляться по прежней схеме: 4-5 приемов пищи. Перерыв между кормлениями теперь составляет от 3 до 4 часов - так малышу наиболее комфортно и удобно.

Особенности питания малыша

Год и три месяца – время, когда питание все больше становится похожим на взрослый рацион, но нельзя забывать, что к столу следует подавать каши, фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты. Важно аккуратно кормить малыша и внимательно следить за реакцией организма, если вы вводите новый продукт: это питание может вызвать бурную аллергическую реакцию, так что либо откажитесь от экспериментов, либо включайте в рацион небольшое количество новинок. Какие блюда приготовить? Рецепты, по которым можно приготовить блюда, достаточно просты, главное – придерживаться меры. Распорядок питания родители выбирают самостоятельно с учетом режима дня.

Основные нюансы

Каждый день малыш должен получать питательные вещества, минералы и витамины, в его рацион обязательно включают мясные и молочные продукты, фрукты, овощи, крупы, мучные изделия. Не реже двух раз в неделю дают рыбу, три раза – творог, сметану, яйца. В сутки ребенок должен съедать около 80-100 грамм мяса, до 100 грамм – рыбы. Особое внимание уделяется напиткам: родители следят, чтобы кроха получал достаточное количество соков, чаев, морсов, компотов из свежих или сушеных фруктов.



Овощи в рационе ребенка этого возраста занимают очень важное место - именно они обеспечивают кроху основной массой витаминов и минералов

Кроме традиционного трехразового питания, обязателен полдник и небольшой перекус после ужина. В это время можно дать стакан кефира, кушать несколько печений или банан – важно, чтобы желудок не был перегружен. Для грудничка в меню не будет лишним и материнское молоко. Напитки следует давать в любое время, в особенности летом, когда кроху мучает жажда.

Меню ребенка

Меню может состоять из следующих блюд:

Прием пищи 1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак
  • Молочная гречневая кашка
  • Бутерброд со сливочным маслом
  • Свекольная икра с яблоком
  • Паровой омлет
  • Чай с молоком
  • Бутерброд с маслом
  • Молочная каша с тыквой и пшеном
  • Бутерброд с сыром и маслом
Обед
  • Рисовый супчик с протертыми овощами
  • Рыбные биточки с морепродуктами
  • Картофельное пюре
  • Фруктовый компот
  • Молочный суп с картошкой и морковью (рекомендуем прочитать: )
  • Паровые котлетки из индейки
  • Овощной гарнир
  • Сок фруктовый
  • Бульон с добавлением яичных хлопьев
  • Ленивые голубцы с говядиной
  • Кисель с отваром шиповника
Полдник
  • Печенье
  • Фрукты
  • Йогурт
  • Печенье
  • Фруктовое пюре
  • Кефир
  • Блинчики с яблоком
  • Кефир
Ужин
  • Творог с томатами
  • Картофельные зразы
  • Молоко
  • Отварная тыква с яблоками
  • Рис с морковным пюре
  • Гречневый десерт с тыквой
  • Фруктовое пюре
  • Чай с молоком


Чтобы кроха охотнее ел блюда, можно придумывать на их основе нехитрые композиции. Всего лишь пара потраченных минут значительно повысят аппетит малыша и его интерес к пище

Развитие и навыки ребенка

В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями - так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.

Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени (рекомендуем прочитать: ).

Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции.

Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.

Двигательные навыки

Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает - отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.

Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.



В год и три месяца ребенок отлично ходит и бегает - родители порой просто не успевают за крохой. Тем не менее, координация движений пока не очень хороша - имеет смысл все время держать малыша в поле своего зрения

Развитие речи

В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам - многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции - отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.

Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.

Бытовые навыки

Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: ) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:

  • просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
  • он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки (рекомендуем прочитать: );
  • предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
  • зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.


Умение кушать самостоятельно осваивается постепенно, но в этом возрасте малыш уже способен на более осмысленные логические действия, которые в итоге дадут желаемый результат

Развивающие занятия для малыша

Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным - например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.

Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.

Полезные упражнения, улучшающие развитие:

  1. Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
  2. Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
  3. Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
  4. Перекатывайте мяч - сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
  5. Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.

3 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Развитие ребёнка в 1 год и 3 месяца проходит быстрыми темпами. Малыш ходит, карабкается на стулья, слезает с них, начинает осваивать ступеньки. Кроха понимает много слов и выговаривает около десятка. Он может играть с несколькими предметами одновременно, пробует рисовать и лепить из пластилина. Регулярные занятия в виде веселой игры помогут ему лучше узнать мир и научится чему-то новому.

Физическое развитие ребенка

В первой половине второго года жизни мальчики весят 9,2-11,5 кг, девочки — 8,5-10,9 кг. Рост мальчиков достигает 76,6-81,7 см, окружность головы — 45,5-48,1 см. Девочки вырастают до 74,8-80,2 см, голова в окружности у них имеет 44,3-47,0 см. Фигура у детей становится все более спортивной. У них пропадает животик, ручки и ножки уже не такие пухлые. Это не удивительно, ведь малыши активно двигаются.

Большинство детей одного года и трех месяцев уже ходят. Если до сих пор малыш не встал самостоятельно на ноги, стоит обратиться к врачу. Некоторые малыши до сих пор комбинируют ходьбу и ползанье, как им удобнее в конкретной ситуации. Они умеют не только заползать на стул и слезать с него. На четвереньках взбираются на лестницу и спускаются с нее. Ребенок легко совершает повороты в любую сторону при ходьбе, и даже при беге. Без проблем наклоняется и поднимается, приседает и садится на попку. Падения у детей после года случаются еще часто, но гораздо реже, чем тогда, когда они делали свои первые шаги.

Малыш пробует пятиться задом, хорошо сидит на детском стульчике. После года следует продумать, как заблокировать дверцы шкафов. Ребенок уже спокойно может их открывать и вытаскивать оттуда вещи. Он прекрасно справляется со своими игрушками. Машинки тащит за веревочку или толкает, мячик бросает и пробует копать ножкой. Карапуз начинает активно пользоваться бытовыми предметами, ест ложкой, пьет из кружки, расчесывает сам волосы. Когда вы собираете его на улицу, помогает засунуть ручку в рукав куртки, обуть ножку в ботиночек.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие

После года у ребенка идет активное развитие речи. Пассивный запас у него достаточно большой, активно он может пользоваться в возрасте 1 год и 3 месяца десятком или двумя слов. Малыш с удовольствием выполняет просьбы родителей показать тот или иной предмет. Часто папа с мамой удивляются, как он запоминает названия. Ведь далеко не все вещи ему специально показывали. Дело в том, что кроха внимательно слушает взрослых, их общение тоже является для него своеобразной учебой. Малыш много разговаривает сам с собой и своими игрушками, повторяя интонации мамы, придумывая свои собственные. Каждый день активный словарный запас детей увеличивается, они постоянно совершенствуют свою лексику.

Игры малыша тоже становятся более сложными. Он уже возит на грузовичке маленьких зверушек и кубики, пробует распределять роли, если мама их ему показывала. Некоторые дети могут сложить устойчивую пирамидку из 3-4 кубиков, правильно вкладывают простые фигуры в нужные места на рамках. Ребенок может рисовать и лепить, что приносит ему несказанное удовольствие. Играют они и с мамой и самостоятельно, при чем самостоятельная игра у них может длится 10-15 минут без перерыва. Многое зависит от характера детей, который ярко проявляется в возрасте после года. Есть малыши спокойные, которые любят тихонько играть, изучать строение игрушек, складывать башенки, возится с машинками. Есть дети, которым больше нравится бегать и заниматься физическими упражнениями.

Изменяется в возрасте одного года и трех месяцев и социальное поведение. Ребенок еще привязан к маме, но уже проявляет больше самостоятельности. Его круг общения, в котором он чувствует себя в безопасности, довольно широк. Включает не только папу с мамой и дедушек с бабушками, но и друзей родителей, которые часто приходят в дом. С новыми людьми малыш ведет себя насторожено, но в присутствии мамы уже пытается навязать контакты. Проявляет интерес к сверстникам, хотя дети в 1 год и 3 месяца еще не совсем понимают, как играть друг с другом. Скорее всего они будут сидеть рядышком, занимаясь каждый своим делом. Попытаются отнимать игрушки или наоборот, делится своими вещами. Иногда лепечут что-то, но это еще не настоящий разговор или взаимодействие.

Эмоциональное и психологическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца тоже проходит интенсивно. Малыш способен бурно проявлять свою радость при виде знакомых людей. Он с удовольствием собирается на прогулку и приходит в восторг от слова «гулять», или при виде курточки, которую мама снимает с вешалки. Малыши, любящие воду, радостно реагируют на слово «купаться». Дети уже хорошо знают имена близких людей и радостно реагируют на слова «папа», «дедушка», «бабушка». Проявляются у ребенка и негативные эмоции. Он становится капризный, когда хочет добиться своего. Иногда становится упрям, не хочет выполнять просьбы родителей. Малыш еще с трудом контролирует свои эмоции. Насколько они будут положительными, зависит от окружающей обстановки. Если в дома спокойная и радостная атмосфера, ребенка не ругают, он чаще будет веселиться и смеяться. Когда малыш видит ссоры, постоянно злых и нервных папу с мамой, он будет копировать их поведение, станет агрессивным и неуправляемым.

Режим и питание ребенка

Некоторые дети после года еще продолжает есть мамино молоко. Это вполне нормально, сейчас педиатры рекомендуют отлучать детей от груди года в два. Кормление грудью осуществляется 1-2 раза в сутки, утром и вечером. Бывает, что малыши просыпаются, чтобы поесть и ночью. Днем малыш ест 4-5 раз, в его рацион должны входить каши, овощи и фрукты, мяско, яйца, творожок. Молока за день он должен выпивать 500-700 грамм, включая грудное. Если малыш склонен к аллергии, вместо обычного коровьего ему можно дать адаптированную смесь для детей после года. Меню ребенка должно постоянно расширяться, знакомьте его с новыми блюдами, подбирайте их согласно вкусу малыша. Вот пример меню на один день для ребенка одного года и трех месяцев:

  • Утренний прием пищи. Пшенная кашка с тыквой на молочке, чай, хлебушек с маслом и сыром.
  • Обед. Супчик-пюре из брокколи, паровые котлетки из телятины, тертая вареная морковка, сок из яблочка.
  • Полдник. Молочный пудинг.
  • Вечерний прием пищи. Суфле из морковки и риса, хлебушек с маслом, йогурт.

В год и 3 месяца ребенку уже можно давать понемножку цитрусовые и виноград, но упор нужно делать на ягодках, яблочках и грушах. Овощи разрешены все, включая бобовые и белокочанную капусту. Но злоупотреблять продуктами, содержащими много клетчатки, не стоит. Они могут вызывать у малыша вздутие животика, понос. Раз в неделю нужно давать рыбку, 2-3 раза – яйца. В меню обязательно должны быть кисломолочные продукты, йогурт ряженка, кефир. Копчености, консервы и маринады давать не стоит. Со сладостями, кроме несдобного печенья, тоже следует повременить.

Поскольку ребенок после года активно двигается, осваивает мир, он устает. Потому следует правильно соблюдать режим. Спит малыш в этом возрасте один или два раза днем. Первый сон должен быть длиннее второго. Ночной сон продолжается около десяти часов. Детки еще могут просыпаться ночью, чтобы поесть. Класть малыша в кроватку, как днем, так и вечером, нужно в одно и то же время. Тоже самое касается купания и еды. Если малыш правильно выработает малыш в раннем возрасте, ему легче будет приспособиться к садику и школе.

Занятия с ребенком

Все занятия с ребенком после года должны проходить в форме игры. Малыш не должен уставать, принимать обучение с радостью. Упражнения на эмоциональное и умственное развитие должны чередоваться с гимнастикой. Зарядку лучше всего делать под музыку. Если малыш не очень любит ходить и бегать, попробуйте его заинтересовать. Разложите игрушки на стульчиках и попросите малыша их собрать вместе. Попросите принести его какую-то вещь из другой комнаты. На улице предложите самостоятельно везти свою коляску. Поиграйте с ним в догонялки, покажите, как у других детей получается ходить и бегать.

Полезными будут упражнения на приседание. Возьмите кроху за ручки и попробуйте присесть вместе с ним. Чтобы развивать ловкость и координацию движений у малыша, научите его перелезать через обруч или через другие препятствия. Просто покажите крохе разные танцевальные движения, самостоятельно или на видео, кроха с удовольствием будет повторять их. Музыкальный слух у всех детей разный, но они прекрасно различают веселые мелодии от спокойных. Под одни танцуют, под другие засыпают.

В этом возрасте дети обычно уже умеют ходить, но делают это не очень уверенно. Для закрепления данного навыка почаще устраивайте пешие прогулки. Желательно гулять не только по асфальтированным городским улицам, но и по лесным тропинкам, чтобы стопа ребенка приспосабливалась преодолевать неровности. С той же целью полезно ходить по наклонным плоскостям, лазать по детским лесенкам и горкам. Главное – всегда быть рядом, чтобы поймать малыша, когда он потеряет равновесие. Не зная, чем занять ребенка, всегда идите гулять, на улице малышу не будет скучно никогда. Летом берите с собой мячик и игрушки для песочницы, зимой – детскую снеговую лопату. При этом не забывайте, что в 1 год и 3 месяца ребенок быстро устает ходить самостоятельно, поэтому для дальних прогулок все же лучше брать с собой коляску, иначе придется брать кроху на руки.

Развивающие кружки

Ребенок в 1 год уже может посещать развивающие кружки. К счастью, на сегодняшний день функционирует множество развивающих центров, и вы наверняка найдете один из них в шаговой доступности от своего дома. На таких занятиях детей учат рисовать, лепить из теста, складывать пазлы и многое другое. Мамы здесь почерпнут множество интересных идей для домашних занятий с малышом, узнают новые игры для детей. К тому же в детском развивающем центре ребенок получит первые навыки общения со сверстниками. Благодаря этому, ребенку будет легче адаптироваться к детскому саду в будущем.

Домашние игры

Многие мамы не знают, чем занять ребенка дома, а ведь существует множество способов с пользой провести время. Приобретите в детском магазине пальчиковые краски и учите малыша рисовать. Обычно это занятие увлекает малышей надолго, правда, потом маме придется отстирывать одежду и отмывать от красок мебель, поэтому заранее подумайте, где и в каком виде ребенку лучше рисовать.

Если ребенок в 1 год и 3 месяца еще не лепил из теста, самое время познакомить его с этим замечательным материалом. Лучше всего купить специальное детское тесто для лепки, оно яркое и пластичное, но можно обойтись и подручными материалами, изготовив тесто из муки и воды. Тесто отлично развивает мелкую моторику, а использовать его можно несколькими способами. Так, из теста можно лепить фигурки животных, а можно слепить колбаску, дать малышу детский ножик и показать, как разрезать ее на кусочки. Можно также приобрести специальный альбом для теста, где на каждой страничке будут свои задания. Например, отрывать маленькие кусочки теста, скатывать из них шарики и клеить на нарисованную яблоню, как будто бы это яблочки.

За первый год жизни малыш проходит огромный путь развития. Совсем недавно он был таким беспомощным, а к году уже стоит, ходит за ручку или самостоятельно, знает и узнает близких людей и многие предметы. Годовалый малыш активно познает мир. Этим и стоит воспользоваться, играя с ним.

Вам понадобится

  • - пирамидки;
  • - кубики;
  • - мячи;
  • - куклы, матрешки, неваляшки;
  • - игрушечные животные;
  • - большая машина;
  • - сортеры;
  • - вкладыши;
  • - крупные пазлы;
  • - лабиринты;
  • - бубен, барабан;
  • - пальчиковые краски;
  • - игрушки для песочницы.

Инструкция

Выучите несколько пальчиковых игр («Сорока- », «Мальчик-пальчик» и др.) для развития мелкой моторики малыша. Вводите эти игры постепенно, несколько дней играйте в одну, потом разучите вторую и чередуйте с первой, ещё через несколько дней добавляйте следующую. Если малыш проявляет и начинает показывать игру или даже пытается проговаривать, помогайте и хвалите.

Общаясь с годовалым ребенком, не только называйте предметы и действия, но и показывайте, как с ними обращаться. Мячик и машинку можно катать, кубики ставить друг на друга или рядом, - кормить и укладывать спать. Играя с мягкими игрушками или читая книжки про , изображайте звуки, которые они издают.

Учите малыша вкладывать маленькую матрешку (стаканчик и др.) в большую. Покупные сортеры и вкладыши можно заменить безопасной кухонной утварью.

Различные лабиринты и крупные пазлы легко сделать самостоятельно. Изогните проволоку, проденьте ее сквозь крупные пуговицы и бусины, безопасно закрепите концы. Для пазлов можно использовать открытки или картинки, оклеенные для прочности пленкой. Первые пазлы должны состоять из 2-3 частей, позже ребенок сможет собрать и более сложную картинку.

Двигайтесь вместе с малышом в такт музыке. Научите его извлекать звуки из игрушечных музыкальных инструментов: бубна, барабана, металлофона, молоточка. Их могут заменить небольшие пластиковые бутылки, наполовину наполненные крупами, пуговицами и другими мелкими предметами.

Пальчиковые краски безопасны для самых маленьких. Окуните свой палец в баночку и проведите прямую линию. Помогите малышу провести линию рядом. Вы разовьете не только его мелкую моторику, но и воспитаете эстетически.

Годовалые дети любят игры с водой и песком. Устройте маленькую песочницу из тазика с насыпанной туда солью. Убирать после игры очень просто. Да и с гигиенической точки зрения соль безопасна. Брать ее в рот малыш вряд ли захочет.

Видео по теме

Обратите внимание

Регулярно осматривайте всё, с чем играет малыш, на предмет целостности. Следите, чтобы мелкие предметы не были в зоне досягаемости.

Источники:

  • Игрушки для годовалого ребенка
  • как развлечь детей

Есть такие активные и подвижные детки, что их энергия и жажда жизни просто восхищают. Однако родители часто не знают как развлечь таких непосед, которые не могут и пяти минут спокойно посидеть на одном месте.

Инструкция

Отличное для активных – это подвижные игры на свежем воздухе. В теплое время года организуйте спортивные командные игры: лапта, футбол, волейбол. Дети помладше могут поиграть в догонялки, прятки или просто покататься на роликах или велосипеде. Зима – время для игры в снежки, с горы на санках и лепки снеговиков. Не лишним будет устроить семейный поход на каток.

На выходных сводите маленького активиста в детский развлекательный . Там малыш от души повеселится, прыгая на батутах и лазая по лабиринтам. Ребенка постарше можно записать на занятия по скалолазанию.

Если позволяет площадь - сделайте в детской комнате место для активных игр: беготни, прыжков и лазания. Позаботьтесь о его безопасности: положите на пол мягкие подушки или матрасы, можно приобрести и установить специальный спортивный уголок.

С поиграйте в «Скорый ». Изображайте поезд, который мчится через всю комнату, заодно проезжая через несколько тоннелей. Тоннели сделайте из перевернутых стульев или просто натяните веревки. Задача – пройти все препятствия, не прикоснувшись к ним.

Еще одна веселая игра для малышей - это перекатывание мяча. Садитесь с ребенком на пол и перекатывайте друг другу мяч. Усложните игру, одновременно перекатывая несколько мячей сразу. Главное, чтобы мячи не сталкивались друг с другом. В результате такой игры ребенок учится вниманию и координации движений.

Деткам постарше устройте мини – турнир по кеглям или дартсу (на липучках). Настольные игры «Хоккей» или «Футбол» тоже будут как нельзя кстати. Проведите спортивный матч на звание чемпиона - веселье и азарт вам будут обеспечены. Если позволяет площадь помещения, организуйте детскую спортивную эстафету с конкурсами на скорость, ловкость и меткость. Победителю вручите приз.

Видео по теме

Новоиспеченные родители зачастую ломают голову, как развлечь своего ненаглядного годовалого кроху с пользой для его логического мышления. Вот несколько способов, чем можно занять малыша.

Вам понадобится

  • - разноцветные шнурки или ленты
  • - корпус от шариковой ручки
  • - пакет сушек (баранок)
  • - пальчиковые краски
  • - деревянные бусы, пуговицы

Инструкция

Одно из увлекательных занятий, которые очень нравятся годовалым , – шитье, а точнее продевание палочек в маленькие дырочки и нанизывание предметов на шнурок. Такая игра прекрасно будет развивать , вашего и подталкивать к развитию не только логику, но и речь.

Перед тем как приступить к занимательной игре, заранее подготовьте разноцветные шнурки, деревянные или пластмассовые бусы, большие пуговицы (мелкие лучше исключить). Посадите малыша поудобнее на теплый пол и усядьтесь рядом с ним.

Для занятия возьмите, например, пакет с сушками (баранками) и корпус от простой шариковой ручки. Затем вденьте в него разноцветный шнурок и закрепите узелком, чтобы он не выскочил. Теперь предоставьте своему карапузу возможность собрать на шнурок сушки (баранки), бусы, пуговицы и сшить из них гирлянду.

После того как гирлянда будет готова, а сушки (баранки) будут подъедены, повесьте его труды на кухню, завязав концы шнурка с обеих сторон. При желании раскрасьте сушки (баранки) пальчиковыми красками в разноцветные цвета. А когда вечером папа придет с работы, похвастайтесь перед ним вместе с малышом своими маленькими новыми достижениями.

Приступая ко второй игре, вы можете ограничиться только шнурками или лентами, что будет абсолютно противоположно первому занятию. То есть теперь вы будете не шить и завязывать, а наоборот, развязывать. Для этого привяжите красивые яркие шнурки к дверцам кухонной мебели. Проследите за тем, чтобы ребенок легко дотягивался, а шнурок легко развязывался.

Когда шнурки будут привязаны, покажите крохе на собственном примере как их нужно развязывать. Заинтересуйте его этой игрой, чтобы карапуз смог догадаться потянуть за кончик шнурка и снял его. Попробуйте завлечь своего ребенка этими занятиями, и тогда у вас появится несколько минут для себя.

Год назад ребенок появился в этом мире и за 12 месяцев проделал огромный путь – от беспомощного комочка до сознательного маленького человечка, со своим характером, привычками и желаниями. Младенчество заканчивается и начинается детство, сделать его счастливым – задача любящего родителя.

Воспитание годовалого ребенка

В малыш уже осознает себя отдельным существом, проявляя свое собственное «я», поэтому этот возраст – самое время для начала процесса воспитания. Родителям при этом следует быть гибкими, нужно стараться договориться с малышом, разговаривать с ним как можно больше, объясняя все свои решения. Многие действия можно сопровождать детскими стихами и прибаутками.

Физическое и психическое развитие малыша следует начинать с установления нового режима. Годовалый ребенок обычно меньше спит, при этом сохраняется один дневной сон. Важно ежедневно гулять с ребенком 2 раза в день по 1,5 – 2 часа, давая ему возможность трогать сухие листья, мелкие и т.п., так как для него важны осязательные ощущения.

В год дитя активно пробует свои возможности, свободно передвигаясь по дому, забираясь на лестницу, диван или стулья. Важно показать ему, как оттуда спускаться. Этот возраст – самое время для приучения к самостоятельному питанию, ребенок уже может вполне уверенно держать ложку, хоть пока половина каши и остается на столе. Также пора приучать малыша к горшку и дисциплине. Можно привлекать ребенка к несложным задачам: собрать вместе с ним порванную бумагу, сложить игрушки, отнести в ванную грязную одежду. Главное – не давить на ребенка и не заставлять делать то, что ему неинтересно, чтобы не вызывать обратную реакцию.

Развивающие игры

Летом можно чаще играть с малышом в песочнице, а зимой соорудить импровизированную песочницу с помощью крупы, которую можно пересыпать из одной емкости в другую ручками или ложкой.
Для развития мелкой моторики необходимо дать ребенку возможность играть с предметами, имеющими разный размер, форму, фактуру. Подойдут различные банки, коробки, флаконы, бутылки, лоскуты ткани, палочки, камушки и т.п. Хороши игры с сыпучими материалами, макаронами, фасолинами, бусинами, пуговицами и другими предметами. Например, их можно раскладывать в ячейки упаковки для яиц и вынимать обратно. Главное, следить, чтобы малыш не отправлял их в рот.

Купание можно разнообразить играми в воде: переливать воду из стаканчика в более широкую емкость, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде предметы.

Для рисования лучше использовать бумагу больших форматов, хотя бы А3.

Годик – самое время приступать к рисованию. Лучше всего подойдет масляная пастель или восковые мелки. Дайте один мелок малышу, а другим начните водить по листу бумаги. Ребенок постарается повторить нарисованные линии. Не стоит пока рисовать зверей или человечков, пусть это будут прямые и волнистые линии, простые геометрические фигуры. Обращайте внимание ребенка на цвет и просите его вам помочь.

Играя, малыш познает мир, его законы и свойства, учится понимать себя и окружающих, реализует свои возможности и воплощает мечты. В процессе игры ребенок находит способ дать выход бурлящей энергии и выразить свои эмоции.

В возрасте 1 – 3 лет, получая большую свободу передвижения, ребенок все более активно исследует предметы которые его окружают, Находит все новые способы манипуляции ими. Но, как правило, его уже привлекают не столько игрушки, сколько объекты «взрослого мира»: посуда, мебель, инструменты, словом, все, чем пользуются другие люди.


Ребенок этого возраста способен надолго увлечься «наведением порядка» на посудной полке. Конечно, взрослые должны позаботиться, чтобы кухонная утварь, которая там находится, была безопасна для малыша. Он может самозабвенно перебирать крупу, переливать воду из одного сосуда в другой или устраивать «концерт», используя кастрюли и крышки в качестве «ударной установки».


А собственно в игре появляется новое: ребенок старается воспроизвести уже знакомые ему действия взрослых, подражая им: «варит» обед, куклу «кормит», спать ее укладывает, как мама; крутит руль воображаемого автомобиля и стучит молоточком, как папа. Такие игры еще не имеют сюжета, ребенок лишь пробует свои силы во взрослых занятиях, которые ему пока недоступны.


Как правило, подражательные игры сначала не отличаются богатством сюжетов. Разнообразить их поможет взрослый, которые подскажет, что куклу, например, не только можно укладывать спать и кормить, но и возить на прогулку в коляске, показывать ей книжки, а грузовик может не только ездить, но и перевозить грузы, катать зверюшек, съезжать с горки…

Игрушки и предметы-заменители

Здесь уже не обойтись без «сопутствующих предметов»: кукольной мебели и посуды, наборов инструментов, гаража для машин и пр., и родители порой стремятся заполнить игровое пространство ребенка игрушками, максимально имитирующими предметы взрослого мира


Ребенок же в этом возрасте активно и с удовольствием использует предметы-заменители». Так, гараж вполне заменит коробка из-под обуви, а «пирожное» можно изготовить из нескольких деталей конструктора типа Лего. Поэтому не стоит стремиться окружать ребенка массой игрушек, являющихся точной копией реальных предметов. Использование предметов-заменителей лучше развивает фантазию малыша, его творческие способности.

Похожие публикации