Создание условий для развития сюжетно - ролевой игры. Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста
или О роли предметов-заместителей в детской игре
Можно ли съесть кашу, если под рукой
нет тарелочки и ложечки и, если честно, сама каша
тоже отсутствует? Глупый вопрос. Если только он
относится к реальной ситуации, а не к игровой.
Участники игры с большим аппетитом (или с ярко
выраженным отвращением) поедают несуществующую
кашу. С помощью волшебного слова «понарошку».
Это самое «понарошку» - основа воображения и
творческих способностей человека, умения
самостоятельно ставить вопросы и находить на них
нестандартные ответы.
В ситуации, когда ребенок кормит куклу из
игрушечной тарелочки, уже присутствует доля
воображения. Ведь реальная каша отсутствует! Но
маленькие предметы - копии жизненных реалий
помогают ребенку воссоздавать действие.
Предположим, однако, что копии отсутствуют. Тогда
ребенок, чтобы накормить куклу, вынужден будет
искать им замену среди попавшихся ему под руку
предметов: роль тарелочки может выполнить
листик, роль ложечки - палочка. Листик и палочку
психологи называют предметами-заместителями.
Считается, что использование в игре заместителей
свидетельствует о высоком уровне развития
ребенка, о его креативности («творческости»).
Ведь если ребенок вместо кукольной посуды
использует листик и палочку, ему потребуется
гораздо больше напрягать свою фантазию и
воображение. Он должен будет мысленно наделить
случайные предметы неспецифическими для них
функциями.
Поэтому, когда говорят о создании среды,
способствующей творческому развитию ребенка,
обычно отмечают: в такой среде должно быть много
предметов и материалов с «размытыми» функциями,
легко поддающихся изменению,
трансформирующихся, неспецифических -
различного вида конструкторы, природные
материалы, пластилин, проволока и т.п.
Этот принцип довольно последовательно реализуют
вальдорфские педагоги: вальдорфская среда
изобилует шишками, камешками и коряжками,
кусочками шерсти и клубками ниток. (Правда,
конструкторы вальдорфцы не жалуют: считают, что
они сделаны из ненатуральных материалов и
способствуют технократизации детского
внутреннего мира.) Вальдорфские куклы не имеют
лиц именно на том основании, что «готовое»
кукольное лицо несет на себе печать «готовой»
эмоции, и это мешает детям фантазировать по
поводу кукольных настроений. Позиция не
бесспорная, но аргументированная и имеющая право
на существование.
Означает ли признание роли заместителей в развитии ребенка, что следует по возможности сократить «игрушечные» фонды детей? Нет, конечно. Игрушка играет не только развивающую, но и социализирующую роль. Ее функции не ограничиваются ролями в игре. Она может быть престижным предметом обладания, утешителем, собеседником. И она, конечно же, дает уроки манипуляции с предметами. Но игра не сводится к игрушке, может развиваться помимо игрушки и даже без нее, сами игрушки подвергая трансформации и лишая их изначальных функций.
О том, как можно подтолкнуть детей к
использованию предметов-заместителей,
рассказывает
Наталья ИГУМЕНОВА
, педагог детского
сада № 306 г. Красноярска.
Дети средней группы обучаются
дежурить - накрывать на стол. В силу своей
новизны и социальной ответственности дежурство
привлекательно для малышей. Эту ситуацию можно
использовать для развития игровой деятельности
детей и для обучения их пользоваться
предметами-заместителями.
Начало было положено экскурсией в
подготовительную группу. Четырехлетки
наблюдали, как старшие дети накрывали на стол.
Ребята из подготовительной группы были очень
ответственны: ведь учиться их опыту пришли
малыши! Они показали все необходимые во время
дежурства действия, рассказали о «принципах»
сервировки.
Дети средней группы каждый день видели, как няня
накрывает на стол, но не придавали этому
значения: ведь перед ними не стояла задача
научиться накрывать на стол. Наблюдая за
действиями старших детей, малыши быстро их
усвоили и стали использовать в своей предметной
деятельности.
Через некоторое время воспитательница
обратилась к детям с просьбой: «К нам в гости
пришел Мишка и просит научить его накрывать на
стол». Дети с гордостью взяли на себя роль
«учителя» и «поделились» с Мишкой своим опытом.
Сначала они просто копировали действия старших
детей. Но потом в их деятельности стали
появляться новые детали сервировки (например,
столы были украшены вазочками с цветами), новые
сюжетные действия.
С этого времени игра в чаепитие заняла прочное
место среди любимых детьми игровых сюжетов. Дети
накрывали на стол, расставляли приборы в
определенном порядке, договаривались, спорили,
решали какие-то вопросы. Все свои действия они
выполняли для того, чтобы напоить чаем
кукол-дочек.
Но однажды воспитательница собрала детей и
сказала: «Кукла Таня пригласила в гости друзей,
хочет их угостить. Но… где же посуда? Исчезла
куда-то. Может, разбилась? Как же играть? Что
делать?» Действительно - что делать? Дети
растерялись. Одно дело - пригласить кукольных
гостей к столу, сервированному кукольной
посудой. Другое дело - пытаться напоить друзей
чаем, если отсутствуют привычные игрушки. Тут
воспитательница тоже глубоко задумалась:
«Кажется, у меня где-то была волшебная коробочка.
В ней лежат разные предметы. По желанию тех, кто
берет их в руки, они могут становиться самыми
неожиданными вещами». Коробочка была извлечена
на свет, и в ней действительно обнаружились
разные предметы: кусочки ткани, детали от
конструктора, зеркальце, губная гармошка и
другие.
Оставалось решить, можно ли использовать все это
богатство вместо кукольной посуды и каким
образом. Дети быстро включились в обсуждение
ситуации. Решения, которые они предлагали, были
самыми неожиданными. Губная гармошка, например,
была призвана изображать нож. В конце концов на
стол «накрыли» и даже умудрились «выпить чаю» с
гостями куклы Тани.
Но некоторые проблемы так и остались
нерешенными. Среди сокровищ волшебной коробочки
не нашлось ничего достойного изображать чайник.
Поэтому чайник решили представлять понарошку.
После этого случая воспитатель время от времени
включался в игру, «разрушая» ее привычный ход и
побуждая детей использовать в игре
предметы-заместители.
Возможность использовать предметы-заместители
значительно расширила игровые возможности
детей. Дети стали использовать принцип
заместителей при разыгрывании сказочных сюжетов
в настольном театре. Можно ли инсценировать
сказку (к примеру, «Колобок»), если отсутствуют
необходимые куклы? Оказывается, можно. В роли
куклы-Колобка выступит яблоко, в роли медведя -
большая коричневая коробка из-под обуви,
поставленная на торец, и т.д.
В результате «упражнений» с
предметами-заместителями в игре детей появилось
более динамичное развертывание сюжета,
возникновение развернутого ролевого диалога с
воображаемым предметом или с партнером,
«выстраивание» сложных отношений между
предметами-заместителями.
Когда ребенок использует предметы-заместители,
его игра развивается благодаря замыслу и работе
фантазии и не попадает в «суровую» зависимость
от наличия игрушки. В процессе такой игры дети
учатся не только решать возникающие проблемы, но
и ставить их, переходя на более высокий уровень
игровой деятельности.
Ирина ТОКМАКОВА
Ложка
- это ложка. Тряпка - это тряпка. А я придумал слово, Вот прыгает и скачет -
(Из зарубежного фольклора) |
Оксана Ширяева
Большим значением для развития сюжетно -ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей , что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор предметов-заместителей , также как и игрушек в своей группе, осуществляю соответственно теме игры и возрасту детей. Я в своей работе с детьми использую предметы-заместители , которые могут заменить детям в игре различные предметы . Для этого был разработан альбом, в котором были помещены "подсказки" для детей - чем может быть палочка, мозайка или кирпичик. В дальнейшем дети уже самостоятельно выбирали предмет -заместитель и использовали его в игре.
Публикации по теме:
«Предметы-заместители в детской игре» Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес. В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру». В этой игре объединились несколько игровых.
Уважаемые родители и воспитатели! Вы можете сделать игрушки для детей своими руками! У нас новые товары в сюжетно-ролевой игре "магазин":.
Картотека сюжетно-ролевых игр «Строим дом» Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Научить.
Консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители» Чащина Елена Ивановна, воспитатель МДОУ Юго-Камский сад №3, Пермского района, Пермского края Консультация для родителей «В игре всё может.
Благодаря играм дети обучаются всему самому необходимому, раскрываются их таланты, дети учатся дружбе, взаимопомощи и уважению. Поэтому.
Планирование сюжетно-ролевых игр в младшей группе Игра - это основной вид деятельности. Очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят.
Моделирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4–5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится.
Парихмахерская и печка для сюжетно ролевых игр на участке. Взяла две большие коробки из под яиц склеила. Цветные мусорные пакеты.
Светлана Кузнецова
«Использование предметов-заместителей в развитии сюжетно-ролевой игры» (из опыта работы)
Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей , что создаёт «материальную основу» игры , обеспечивает развитие игры как деятельности .
Подбор предметов-заместителей , также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей .
Предметы -заместители помогают детям развернуть игру . Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов , с которыми можно непосредственно действовать. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет -заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница» -градусником, в игре «Парикмахерская» -расчёской, в игре «Уличное движение» -жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители .
Разворачивая сюжетно -ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент в своей работе делала на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями , создавала ситуации, которые стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом . Например, играя роль повара, я подготовила для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взяла палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик. После этого предложила одному из детей сварить суп. А разворачивая сюжет в игре «Автобус» я брала модули цилиндров, кубов, просила принести детей стульчики и мы строили из них автобус, выбирали шофёра, который катал ребят.
Работая с детьми средней и старшей группы, игровые действия с предметами -заместителями и игрушками отодвигаются на второй план, здесь разворачивается ролевое взаимодействие, и внимание с условных действий с предметами -заместителями смещается на ролевую речь. Тем не менее без использования предметов -заместителей никакая игра не будет насыщенной и интересной. Предложив детям игру , мы вместе обсуждали, какие атрибуты им понадобятся во время игры , какие нужно сделать и из чего будем делать, затем вместе с детьми делаем недостающие атрибуты из подручных материалов. В этом возрасте меняется тематика игр (от бытовых – к играм с трудовым, производственным сюжетом , соответственно меняется назначение предметов-заместителей , они в первую очередь необходимы для обозначения ролей (палочка или карандаш в руках ребёнка у «доски» говорит о том, что этот ребёнок играет роль учителя в игре). Иногда я подсказывала детям, какие предметы-заместители можно использовать , часто дети сами подбирали их и действовали ими по назначению. Так, например, перед игрой «Магазин овощей» мы с детьми решили, что сделаем сами из теста овощи и фрукты. Играя в «Магазин одежды» мы с детьми договорились использовать кукольные вещи с уголка ряженья и мама Вики принесла из дома детскую одежду для малышей, а Лида принесла игрушечные деньги. Благодаря игре «Самолёт» дети в группе научились делать бумажные самолётики. А подбирая атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Рыбаки» , ребята предложили на прогулке искать длинные палки или сухие ветки деревьев и из них сделать удочки. А лодки и вёсла сооружали из модулей и крупного строительного материала.
Работая с детьми на данном этапе, т. е. в подготовительной к школе группе, могу отметить, что дети самостоятельно придумывают сюжеты игр , договариваются между собой и обыгрывают сюжеты игр . Они имеют уже достаточный опыт игрового взаимодействия, поэтому их игры переросли уже в творческие, они объединяют сюжеты (например, «Больница» + «Семья» , «Детский сад» + «Библиотека» или «Семья» + «Парикмахерская» + «Больница» + «Магазин» и т. д.)
Предметы-заместители , наряду с игрушками, дети применяют для развития игрового сюжета , для обозначения ролей, но они сейчас второстепенны. Хотя дети заинтересованы в подборе атрибутов для игры . В игре детям нужны предметы более близкие по их значению к реальным, жизненным. Я их направляю, предлагаю , подсказываю, часто дети сами подбирают, предлагают атрибуты для игр , обсуждаем из чего можно сделать недостающие атрибуты, приносят их из дома. Например, для игры «Библиотека» я предложила сделать детям формуляры, а Лиза предложила сделать закладки для книг, как у её старшей сестры. Для игры «Больница» сделали с детьми карточки для регистратуры, теперь они сами их обновляют по мере необходимости. Дети приносят из дома всякие коробочки, пластмассовые бутылочки, вместе мы их обматываем скотчем, приклеиваем детские картинки и пополняем ими игровую базу. Предложив детям подумать , как можно обогатить игру «Магазин» , Егор предложил вылепить булочки из теста и мы с ребятами договорились вылепить разнообразные хлебобулочные изделия. Дети с интересом участвуют в ремонте книг, открыв «Книжную мастерскую» , проявляют инициативу, поддерживают атрибуты для игр в порядке.
Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно -ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры , в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов - заместителей разными приёмами.
Почему играют дети? Зачем нужна игра? Этот вопрос задал себе известный учёный, психолог Даниил Борисович Эльконин, наблюдая за двумя своими дочками-дошкольницами.Как-то раз, а дело было до войны, ему пришлось одному остаться с детьми. Они читали, рисовали, возились, шалили. Настало время завтрака, детям была приготовлена традиционная манная каша, от которой они наотрез отказались. Не желая омрачать хорошее настроение, он предложил им поиграть в «детский сад», на что девочки с радостью согласились. Были распределены роли: папа — воспитатель, дочки — дети детского сада. Весь антураж соответствовал сюжету: собираясь на «прогулку», дети надели пальто, папа-«воспитатель» тоже. Они «гуляли» по комнате, затем пришли «домой», читали. Настало время завтрака. Одна девочка исполняла роль «дежурной». «Воспитатель» надел фартук, «дети» сели за стол и… с удовольствием съели манную кашу, даже попросили добавку, хотя совсем недавно отказались от неё.
Этот случай заставил молодого учёного задуматься об игре, её происхождении, значении, основных функциях и тех чудесных «превращениях», которые происходят в игре. Так появилась замечательная книга «Психология игры», фундаментальное исследование, которое Д. Б. Эльконин посвятил своим двум маленьким дочкам и жене, погибшим во время блокады Ленинграда.
Игра детей. Сколько радости и восторга, сколько дружеских связей и конфликтов, как она нужна нашим детям! У некоторых потребность играть не исчезает даже в зрелом возрасте. Как-то несколько студенток рассказали мне, что они тайком играли в дочки-матери в возрасте 20—23 лет, испытывая острую потребность в этом и одновременно озабоченность, не является ли это какой-либо патологией.
Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления.
ИГРА — ШКОЛА ОБЩЕНИЯ
Оригинальные эксперименты Д. Б. Эльконина позволили установить, что главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. Игра, как и любовь, рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Например, у животных нет ролевой игры, они могут играть друг с другом или с предметами вовсе не для отработки навыков взаимопонимания и взаимодействия, а для забавы.
Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.
Основной мотив игры: действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».
РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
В игре, кроме этого, есть ещё ряд важных моментов, благотворно сказывающихся на развитии детей. Это использование предметов-заместителей, когда недостающие игрушки или предметы заменяются другими предметами, причём внешнее сходство с ними вовсе не обязательно, главное — это функциональные свойства предмета, т. е. возможность использовать его в качестве недостающего. Например, карандаш может быть ножиком, расчёской, указкой и даже скачущей лошадкой. Представляете, какой простор для развития находчивости, воображения, изобретательности. То ли дело, когда у малыша полный комплект игрушек, — тогда потребности в использовании предметов-заместителей нет. А ведь именно предметы-заместители, используемые в игре, развивают творчество, находчивость, смекалку, самостоятельность в поиске, умение из ограниченного числа предметов создать полноценную игру.
О том, как важна ролевая игра для ребёнка, лучше всего свидетельствуют случаи, когда из-за её отсутствия искажается нормальное развитие ребёнка.
В практике консультирования я встречалась со случаями, когда дети-дошкольники не умели играть в ролевые игры, не играли в них и даже не испытывали в этом потребность. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников. Сейчас мы наблюдаем разрушение ролевой игры, что, в свою очередь, является следствием разрушения человеческих отношений. Причины разные: вытеснение игры компьютером, отсутствие дворовой компании, домашняя изоляция, семейные конфликты и т. д.
© Все права защищены
Юлия Долгова
Игрушки-заместители в детской игре .
Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Это делает игру более интересной , содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческое воображение. Вводить в игру игрушки -заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл «понарошку» . В нашей группе ребятам очень нравится играть с такими игрушками , как игрушки-заместители .
Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители . Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку , но и кирпичик из строительного материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, крышки, пробки, соломки, палочки, пластмассовые яйца, платочки, ткань, небольшие по размеру шнурки, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т. д. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.
Ценность этой игрушки в том , что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой -заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой , ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка -заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.
В своей группе я очень часто уделяю время таким игрушкам . Всего из нескольких предметов включив воображение можно построить и соорудить необычные конструкции , в данном случае совместно с детьми мы начали сооружать наш Московский «Зоопарк» , дети с большим удовольствие предлагали свои идеи, высказывали свои мысли, ребята очень активно участвовали, мальчики в нашей строительстве «Зоопарка» применили и кубики и строительный материал, даже домино имело место там быть, строительный материал был у нас «забор» вокруг нашего зоопарка, в нашем зоопарке мы увидели таких животных как крокодилы (прищепки, бегемоты (яйцо от киндер-сюрприза, жирафа (цилиндр с прищепкой, утки в пруду (каштаны, медведь (конус, барсуки (ракушки, змеи (шнурки, и. т. д. Для развития таких психических процессов как внимание, память, воображение, мышление в своей практике я использую подобные игры. Играя в «Больничку» наши детки могут градусник заменить (карандашом, витаминки (каштаны, шприц для уколов (палочка) . Мальчики, играя в магазин, доставка продуктов, овощей и фруктов заменяли машины (грузовые) строительным материалом в него загружали мячи и развозили по магазинам арбузы и дыни. К празднику посвященному «Дню защитника Отечества» ребята построили «Военную базу ВВС» в своей работе они использовали как игрушки заместители , так и традиционные игрушки : военные машины, военные самолеты, ракеты, вертолеты и т. д. Может случиться, что дети не сразу поймут смысл замещения и будут копировать действие воспитателя. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать игрушки -заместители сначала те, что играл со взрослыми, а затем придумывать собственные замещения.
Помощь взрослого в подборе игрушек -заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать возможность деткам самим находить нужный предмет, стимулировать его собственное воображение. Постепенно дети начинают все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использует это в игре . Это закладывает основу настоящей сюжетно-ролевой игры.
Публикации по теме:
«Игрушки». Сценарий театрализованной постановки в рамках недели «Игры и игрушки» Москва, 2014 г. Авторы: Гончарова Е. С., Новотельнова О. М., Тучина Н. В., Сударенкова О. М. Сценарий театрализованной постановки в рамках недели.
«Предметы-заместители в детской игре» Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес. В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру». В этой игре объединились несколько игровых.
Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.
Лето-это пора отдыха и всевозможных развлечений. В очередной раз мы решили порадовать детей и разработали сценарий спортивного праздника.
Консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители» Чащина Елена Ивановна, воспитатель МДОУ Юго-Камский сад №3, Пермского района, Пермского края Консультация для родителей «В игре всё может.
Памятки по игре Чему обучается ребенок в игре? 1 Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых. 2 Переживать жизненные ситуации других.