Бездействие во время совершения преступления. Виды бездействия в уголовном праве

Признаки и значение бездействия

Обстановка совершения преступления

Время совершения преступления

Время совершения преступления - это некий временной период, в течение которого совершается или может быть совершено преступление .

В различных уголовно-правовых системах время совершения преступления может определяться временем совершения преступного деяния, временем наступления последствий или более сложным образом.

Обстановка совершения преступления - это совокупность объективных обстоятельств, в присутствии которых осуществляется преступное деяние. Например, в качестве признака состава преступления может выступать обстановка ведения боевых действий. Некоторые деяния являются преступными лишь при условии их совершения публично, т.е. в обстановке, связанной с присутствием значительного числа сторонних наблюдателей .

21)Преступное бездействие - это пассивное поведение человека, которое заключается в том, что лицо не выполняет или ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность, в результате чего причиняется вред объектам охраны уголовного права или создаётся угроза причинения такого вреда.

Как и действие, бездействие обладает свойством причинять вред объектам уголовно-правовой охраны, является противоправным, его признаки являются доступными для внешнего наблюдения. Преступное бездействие встречается в практике относительно редко (около 5 % уголовных дел) , редко встречается оно и в уголовном законе:

Как и действие, бездействие может представлять собой единичный акт уклонения от выполнения определённого действия (например, бездействие врача, отказавшегося принять и осмотреть больного, доставленного в больницу), либо систему таких актов (уклонение от уплаты алиментов).

Моментом начала преступного бездействия является момент, когда лицо должно было совершить действие, однако вместо этого уклонилось от его совершения. Бездействие прекращается с прекращением обязанности действовать, при появлении обстоятельств, которые делают совершение действия невозможным, а также в случае добровольного прекращения бездействия (которое, как правило, выражается в явке с повинной) или принудительного его пресечения. Также бездействие утрачивает преступность при декриминализации соответствующего деяния .

Не любое бездействие является преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить такое действие в силу прямого указания закона, иного нормативного акта, родственных и иных взаимоотношений, служебных, профессиональных и договорных обязанностей, либо в силу того, что само создало угрозу причинения вреда.

Как правило, обязанность помогать ближнему не является правовой и носит моральный характер. Поэтому, например, не может быть привлечено к ответственности лицо, которое не оказало помощь, к примеру, тонущему в реке человеку. Уголовная ответственность за бездействие может наступать лишь в случаях, если на лицо в силу каких-то обстоятельств была возложена обязанность действовать определённым образом. Её могут порождать следующие юридические факты и состояния :



Нормативный акт

Закон или другой обязательный для лица нормативный акт (инструкция, правила техники безопасности) может возлагать обязанность совершить определённые действия (примером может являться воинская обязанность, обязанность по уплате налогов и т. д.)

Решение суда

Приговор или иное решение суда является обязательным для исполнения, злостное неисполнение такого решения, как правило, является преступным.

Родственные и иные взаимоотношения

Родители, опекуны и другие лица, добровольно взявшие на себя обязанность оказывать помощь человеку, не способному позаботиться о себе в силу каких-либо обстоятельств, несут ответственность за невыполнение этой обязанности. Например, мать, оставившая своего новорождённого ребёнка на несколько дней в закрытой коляске без воды и пищи, в результате чего наступила его смерть, будет нести ответственность за убийство.

Профессиональная, служебная, договорная обязанность

Лица некоторых профессий (врачи, сотрудники правоохранительных органов) должны в экстренных случаях исполнять свои обязанности даже во внерабочее время. В других случаях ответственность будет наступать лишь за бездействие в тот период, когда лицо должно находиться на рабочем месте. Ответственность также может наступать за невыполнение обязанностей, вытекающих из трудового или иного гражданско-правового договора (невыплата заработной платы, ненадлежащее хранение имущества).

Обусловленность опасного состояния предшествующими действиями лица

В случае, если лицо само своими действиями поставило объекты охраны уголовного права в опасность причинения вреда, оно несёт ответственность за возможные последствия.

22)Причинная связь в уголовном праве - это объективно существующая связь между преступным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, наличие которой является обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности, если состав преступления по конструкции объективной стороны является материальным.

Данный параграф, можно назвать самым важным, так как жизнь человека это самое ценное благо, которое защищается законом. В УК РФ существует Раздел VII. Преступления против личности, в который входит 5 глав:

Глава 16 УК РФ "Преступления против жизни и здоровья";

Глава 17 УК РФ "Преступления против свободы, чести и достоинства личности";

Глава 18 УК РФ "Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности";

Глава 19 УК РФ "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина";

Глава 20 УК РФ "Преступления против семьи и несовершеннолетних";

В данных главах указан достаточный перечень преступлений за совершение которых человек должен в полной мере нести уголовную ответственность. Но лишь в 7 статьях закреплённых в VII разделе УК РФ предусмотрена ответственность за преступления совершаемые путем бездействия:

Статья 124 УК РФ "Неоказание помощи больному";

Статья 125 УК РФ "Оставление в опасности";

Статья 140 УК РФ "Отказ в предоставлении гражданину информации";

Статья 143 УК РФ "Нарушение правил охраны труда";

Статья 145 УК РФ "Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет";

Статья 145.1 УК РФ "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат";

Статья 156 УК РФ "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего";

Статья 157 УК РФ "Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей";

Что бы в полной мере представить общественную опасность этих преступлений необходимо подробно рассмотреть некоторые из названных статей.

Статья 124 УК РФ "Неоказание помощи больному".

Согласно ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Частные клиники, как известно, оказывают платные услуги за определенные виды специализированной деятельности.

Законодательство РФ, и ведомственные нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ наделили медицинских работников обязанностями оказывать медицинскую помощь всем лицам, которые пострадали от чего либо, или внезапно заболели. Эта помощь должна оказываться лечебно-профилактическими учреждениями независимо от их ведомственной и иной принадлежности. Медицинские работники по своему профессиональному долгу обязаны оказывать медицинскую помощь в указанных случаях в любое время и в любом месте, где бы они оказались.

Объектом данного преступления является право на жизнь или право на здоровье. Потерпевшим от преступления может быть больной человек, нуждающийся в медико-санитарной, фармацевтической помощи.

Объективная сторона преступления выражена в бездействии. Виновный не выполняет необходимых действий, которые он обязан совершить. Неоказание помощи может выражаться, в отказе принять вызов, или, принять поступившего больного, осмотреть его. Виновный может отказаться, дать необходимые лекарства, остановить кровотечение, наложить швы, не принимать мер к доставлению потерпевшего в больницу и т.д.

В середине декабря 2005 года в Тотемскую районную больницу Вологодской области после серьезной аварии поступили двое пациентов. Один из них с открытым переломом бедра сразу был отправлен на хирургический стол. Второго пострадавшего, Александра Двойнишникова, осмотрел дежурный врач и поставил диагноз - тупая травма грудной клетки, перелом ребер слева. Дежурный врач сообщил исполняющему обязанности заведующего хирургическим отделением Андрею Варникову об экстренном больном и с его разрешения отправился на прием граждан в поликлинику. К сожалению, на этом все внимание и лечение со стороны медиков для Александра закончилось.

Вместо того, чтобы осмотреть поступившего в отделение больного и оказать ему помощь, Варников решал свои личные дела. Врач, то появлялся в хирургическом отделении, то снова уходил в неизвестном направлении. Тем временем в больнице в его поисках сбились с ног и жена пострадавшего, и дежурная медсестра и даже двое пациентов, которые находились с Александром в одной палате. Жизнь Двойнишникова таяла прямо на глазах. Когда в палату прибежала врач-реаниматолог и попыталась чем-то ему помочь, было уже слишком поздно. Варников увидел своего пациента только тогда, когда бездыханное тело мужчины везли на каталке в реанимацию. Но и тут не проявилось ни профессиональное, ни человеческое отношение человека в белом халате. Он продолжил заниматься своими проблемами.

Однако высокая корпоративность, желание защитить честь "белых халатов" в среде врачей являлась фактически непреодолимым препятствием на пути следствия. Свидетели произошедшего, начиная с главного врача Тотемской ЦРБ и заканчивая медсестрой приемного отделения, пытались оправдать бездействие коллеги.

Сложилась ситуация, при которой виновность врача-хирурга Варникова в неоказании медицинской помощи больному Двойнишникову для органов предварительного следствия являлась очевидной. Тем не менее, доказать это представителям прокуратуры было сложно. На территории всей России судебная практика по применению статьи 124 УК РФ "Неоказание помощи больному" практически отсутствует. За 2006-2009 годы приговоры вынесены всего по 7 уголовным делам. Мониторинг следственной практики по аналогичным делам в соседних регионах страны также не дал положительных результатов.

В целях получения и закрепления доказательств, обоснования своей позиции и установления истины по делу следователями изучен большой массив нормативных актов правового регулирования медицинской деятельности в России, проведено три комплексные судебно-медицинские экспертизы, в том числе за пределами области. Неоднозначность выводов, содержащихся в экспертных заключениях, различное толкование ряда вопросов являлись причинами неоднократного возвращения прокурором уголовного дела для дополнительного расследования. Благодаря активной позиции, занятой сотрудниками следствия, кропотливой и планомерной работе со свидетелями и документами, несмотря на явное и скрытое противодействие, вина Варникова А.В. в неоказании помощи больному полностью доказана.

Приговором мирового судьи Андрей Варников признан виновным по ч.2 ст.124 УК Российской Федерации "Неоказание помощи больному" и приговорен к лишению свободы сроком на 2 года условно и отстранением от занятия медициной на такой же срок. В конце сентября этого года Тотемский районный суд оставил без изменения приговор мирового судьи, вынесенный врачу. Как сказал сам уже бывший врач-хирург, своей вины в произошедшем он не видит.) Пресс-служба УВД по Вологодской области

Уголовная ответственность за бездействие, как известно, предполагает, что лицо должно было и могло действовать. Обязанность действовать вытекает из законодательства об охране здоровья, где сказано, что первичная и скорая медицинская помощь оказывается гражданам в случаях травм, отравлений и других неотложных состояний лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и форм собственности. Обязанность оказывать помощь больному подкрепляется "клятвой Гиппократа", произносимой выпускником медицинского учебного заведения. ("Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении, а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому)

Возможность действовать - это обязательное условие. В ст.124 УК РФ говорится о неоказании помощи без уважительных причин. Причины являются уважительными в случаях, непреодолимой силы, состояние крайней необходимости, болезнь медицинского работника который был обязан выполнит необходимые действия, отсутствие необходимого инструмента, отсутствие необходимых лекарств и т.д.

Обязанность действовать, наступает только при выполнении необходимых условий, таких как, обращение больного (его родственников, иных лиц), обязанное лицо сам наблюдает ситуацию которая вызывает необходимость действовать (например, является свидетелем происшествия с наличием пострадавших).

Для осуществления Медицинского вмешательства требуется согласие больного (его родственников, законных представителей и т.д.). При обычных обстоятельствах отсутствие такого согласия исключает наказуемость, даже если в последующем из-за неоказания помощи наступил вред здоровью.

Но в некоторых случаях оказание помощи без согласия больного (его родственников, законных представителей и т.д.) возможно, если согласие не может быть получено (например, потеря сознания потерпевшим), а медицинское вмешательство безотлагательно необходимо.

Субъект преступления по данной статье специальный, т.к. данное преступление могут совершить только медицинские работники, и лица, обязанные оказывать первую медицинскую помощь по закону. Под медицинскими работниками необходимо понимать лишь строго указанных в законе лиц, которые выполняют свои функции (например, врач, медицинская сестра, акушерка.). Некоторый медицинский персонал не может являться субъектом данного преступления (например, санитары, сиделки, лаборанты). На основании п.2 ст.10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" работники милиции обязаны оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле, направленном на неоказание помощи больному, (виновный должен осознавать, что он не оказывает помощь больному, который в ней нуждается) и в неосторожности (чаще - в виде небрежности) по отношению к указанным в статье последствиям.

Статья 125 УК РФ "Оставление в опасности".

Объектом преступления по данной статье является право на жизнь и здоровье.

С объективной стороны преступление выражается в форме бездействия. Ответственность за бездействие, возможна при наличии двух условий:

1) Данное лицо обязано действовать в связи с возложенными на него полномочиями.

2) Данное лицо могло действовать в сложившейся вокруг обстановке.

Важным условием уголовной ответственности за бездействие является то, что могло ли действовать данное лицо (к примеру, когда лицо не может совершить необходимые действия вследствие непреодолимой силы), что прямо оговорено в ст.125 УК РФ "если виновный имел возможность оказать помощь".

По данной статьи для уголовной ответственности за бездействие виновного, необходимо выявить некоторые условия.

Первое условие, это когда потерпевший на момент оставления его без помощи находился в опасном для жизни или здоровья состоянии. Причины попадания в такую ситуацию могут быть различными. В данной ситуации важно, что эта причина возникла, и опасность для жизни или здоровья является вполне реальной.

Второе условие по данной статье, это когда потерпевший самостоятельно не может принять меры к устранению возникшей для опасности. Причинами, которые лишают потерпевшего такой возможности, - малолетство, старость, болезнь или беспомощное состояние. Малолетство, старость и болезнь, по сути, также предполагают состояние физической или интеллектуальной беспомощности, составляют ее разновидность. В тех случаях, когда болезнь, старость или малолетство не вызывают данного состояния, и у лица есть возможность принять меры для устранению возникшей опасности. То в связи с этим исключается уголовная ответственность за бездействие.

Данное преступление считается оконченным в момент неоказания помощи нуждающемуся лицу. В отличие от ст.124 УК РФ последствия не столь важны для квалификации преступления. Но в ст.124 и 125 КУ РФ речь идет о бездействии лица, обязанного оказывать помощь нуждающемуся. Если в результате бездействия наступила смерть потерпевшего, либо причинен вред его здоровью, это учитывается при избрании наказания.

Субъектом преступления может быть только то лицо, на котором лежала обязанность заботиться о потерпевшем, либо лицо, которое само поставило человека в опасное для жизни или здоровья состояние (например, родители, опекуны,).

С субъективной стороны предполагается, что лицо намеренно, умышленно оставляет без помощи потерпевшего. При этом оно осознает, что:

1) потерпевший находится в опасном для жизни или здоровья состоянии;

2) он лишен возможности принять меры к самосохранению;

3) на виновном, лежала обязанность иметь о потерпевшем заботу либо он сам поставил потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние (в некоторых случаях) Вечером 12 февраля 2000 года Жгилев и Щебеньков из хулиганских побуждений избили потерпевшего Н. с причинением тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. После избиения они оставили потерпевшего без помощи лежащим на земле.

Суд первой инстанции квалифицировал действия осужденных по п. п. "а", "в" ч. 3 ст. 111 УК РФ и ст. 125 УК РФ.

Суд кассационной инстанции отменил приговор в отношении Жгилева и Щебенькова в части, касающейся их осуждения по ст. 125 УК РФ, и уголовное дело в этой части прекратил, мотивировав свое решение следующим.

Лицо, умышленно причинившее потерпевшему тяжкий вред здоровью, не может нести ответственность за оставление потерпевшего в опасности.

По данному делу установлено, что в беспомощное состояние потерпевшего Жгилев и Щебеньков привели своими умышленными преступными действиями, за что обоснованно осуждены по ст. 111 УК РФ.

Определение N 68-Дп02-6 по делу Жгилева и Щебенькова;

4) он, виновный, имел возможность оказать помощь потерпевшему, отвести возникшую опасность, но не сделал этого.

Указание на заведомое оставление без помощи лица означает, что виновный сознает ситуацию, которая угрожает жизни или здоровью потерпевшего, и, несмотря на это, оставляет лицо без помощи. При совершении деяния у виновного должен отсутствовать умысел на причинение смерти или вреда здоровью потерпевшего.

Если при невыполнении виновным своих обязанностей по оказанию помощи потерпевшему будет установлен умысел на лишение его жизни, то совершенное надлежит квалифицировать как посягательство на жизнь.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что если на лицо не возложена обязанность действовать то гражданин не обязан, оказывать первую помощь, если он этого делать не хочет. Ведь множество людей не знают как оказывать первую помощь, и по этому велика вероятность ещё сильнее навредить пострадавшему. Уголовных дел по причинению вреда или смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности"; 118 УК РФ - "Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности"), в результате оказания неквалифицированной помощи больше, чем дел по основаниям: "Не оказании помощи больному" - ст.124 УК РФ или "Оставлении в опасности" - ст.125 УК РФ.

Преступное бездействие – это несовершение лицом определённого действия, которое это лицо должно было и могло совершить.
В уголовно-правовом смысле бездействие не есть состояние физического покоя, но воздержание от совершения обязательных действий. Поэтому активно действующий человек, может быть признан бездействующим, если он совершает не те действия, которые от него требуются.

По Условия ответственности за бездействие:
Ø объективное условие;
Ø субъективное условие.

Объективное условие выражено словами: лицо должно было выполнить определённое действие (лицо было обязано действовать). Должествование совершить действие возникает из различных оснований, которые принято называть источниками возникновения обязанности действовать.

По Таковыми источниками (основаниями) являются:
Ø предписания закона или иного нормативного акта;
Ø решения судебных органов;
Ø профессиональные или должностные обязанности;
Ø добровольно принятые на себя обязательства;
Ø предшествующее поведение виновного.

Субъективное условие выражено словами: лицо могло выполнить требуемое действие. Мог выполнить требуемое действие тот, кто обладал достаточными способностями и имел объективную возможность для их реализации.
Способность совершить действие предполагает наличие у лица навыков, умений, знаний, физических сил и т.п., причём в таком объёме, который необходим для выполнения обязанности.
Объективная возможность совершения действия означает отсутствие внешних препятствий для его совершения. Такими препятствиями могут быть ранее упоминавшиеся непреодолимая сила, физическое или психическое принуждение.
Виды бездействия.

По По роли бездействия в создании опасности различают:
Ø бездействие-невмешательство;
Ø бездействие, приравниваемое к действию.

Бездействие-невмешательство – это непринятие лицом мер по устранению опасности, возникшей помимо воли этого лица.
Бездействие, приравниваемое к действию, (бездействие, создающее опасность) - это невыполнение лицом обязанности совершить действие, осуществление которого исключило бы возникновение опасности правоохраняемым интересам.

По Бездействие может быть приравнено к действию, если:
Ø до момента, когда необходимо совершить действие, опасность не существует, т.е. обязанность совершить действие существует ещё до возникновения опасности;
Ø совершение определённого действия является прямой обязанностью конкретного лица;
Ø бездействие лица приводит к возникновению опасности.

Смешанное бездействие – это сочетание в одном преступлении активной и пассивной форм деяния, когда для обеспечения бездействия лицо совершает какие-либо активные действия. Характерным примером смешанного бездействия является уклонение от призыва на военную службу, совершённое путём умышленного причинения себе телесного повреждения (ст.434 УК).
Отдельные преступления могут совершаться только путём действия (например, кража), другие – только путём бездействия (например, неоказание помощи), ряд преступлений может совершаться как в активной, так и в пассивной форме (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).
Для отражения сложного характера определённых деяний в судебной практике используется термин «сложные деяния».

1. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо по­влекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица),-

Наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до одного года, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересо­ванности -

Наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права за­нимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, со­вершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо по­влекшие тяжкие последствия,-

Наказываются лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Комментарий

1. В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями
бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму преступно­го посягательства на интересы службы посредством умышленного вопреки инте­ресам службы несовершения должностным лицом действий по службе, которые
оно в соответствии с возложенными на него полномочиями (обязанностями)
должно было и могло совершить для обеспечения (защиты) соответствующих
интересов службы.

2. Бездействие должностного лица - это специальная форма злоупотребления
властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объектив­ные признаки данного преступления - обусловленность бездействия служебными
полномочиями (обязанностями) должностного лица; невыполнение обязанностей
по службе (с учетом их содержания и служебных полномочий должностного лица
при исполнении лицом служебных обязанностей); содержание понятий «вопреки
интересам службы», существенного вреда, тяжких последствий - аналогичны со­держанию таких же признаков при злоупотреблении властью или служебными
полномочиями (см. коммент. к ст. 424).

3. При характеристике объективных признаков состава бездействия должност­ного лица следует исходить из необходимости разграничения данного преступле­ния от служебной халатности (ст. 428), также совершаемой путем неисполнения
должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей. Хотя основ­ной момент разграничения указанных преступлений заключен в субъективной
стороне, тем не менее, по психологической «насыщенности» (независимо от содержания вины) неисполнение служебных обязанностей при бездействии должнос­тного лица и служебной халатности являются разными по характеру осознанности формами бездействия.

4. С объективной стороны бездействие должностного лица требует установле­ния следующих признаков:

Неисполнение должностным лицом требуемых по службе действий;

Совершение требуемых по службе действий входит в круг (объем) служеб­ных полномочий данного лица (несовершение должностным лицом действий, хо­тя и требуемых по обстоятельствам и при нахождении данного лица на службе, но не входящих в компетенцию (круг его служебных обязанностей) исключает состав рассматриваемого преступления);

Требуемые по службе действия должностное лицо должно было и могло
совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не соверши­ло их вопреки интересам службы;

Бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в крупном
размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо го­сударственным или общественным интересам (см. п. 9 коммент. к ст. 424) либо
бездействие по службе было связано с попустительством преступлению.

5. Для состава бездействия необходимо установить, что должностное лицо
действительно должно было совершить по службе определенные действия, как го­ворит закон, «в силу возложенных на него служебных обязанностей». Однако ни
один закон, даже служебная инструкция, не устанавливают весь перечень служеб­ных обязанностей. Поэтому суд должен конкретно, исходя из должностной (слу­жебной) компетенции, указать, какие обязанности не выполнило должностное
лицо, не совершив требуемые по службе действия.

6. Служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и со­ответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной форме, т.е. без
учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэтому следует устано­вить необходимость совершения определенных действий по службе с точки зрения
не только служебных обязанностей данного должностного лица, но и очевидности
(явности) объективной ситуации, требующей от должностного лица совершить не­
обходимые действия по службе. В пункте 10-1 постановления № 4 Пленума
Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. указано: «Неисполнение
служебных действий - это... бездействие должностного лица в условиях, когда оно
должно было и могло совершить необходимые действия, входящие в круг служеб­ных обязанностей».

7. Бездействие должностного лица при указанных в предыдущем пункте усло­виях и будет неисполнением действий по службе вопреки ее интересам. Установ­ление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость «упо­требления власти», возложенной на должностное лицо,- важнейший момент в по­нимании и доказывании формулы: «не исполнено действие по службе, которое должностное лицо должно было совершить».

8. Должностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуе­мые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степе­ни риска.

9. Под неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий
понимаются не только их полное несовершение, но и умышленное несовершение
вопреки интересам службы всех требуемых объективной ситуацией действий, ко­торые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненад­лежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении части обязательных для исполнения действий. Ненадлежащее исполнение служеб­ных обязанностей характерно для служебной халатности.

10. Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством пре­ступлению,- это невыполнение таким лицом служебных действий по воспрепят­ствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступле­нию. Сам факт невоспрепятствования преступлению со стороны должностного лица объединяет и само служебное бездействие, и последствие. Поэтому состав преступления в этой части является формальным. Необходимость наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда при этом не требуется.

11. Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в со­ответствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе действия,
направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступ­лению. Такая обязанность служебного характера свойственна прежде всего пред­ставителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции
общего организационного-распорядительного или административно-хозяйствен­ного управления.

В соответствии с характером компетенции и уровнем функциональной спе­циализации воспрепятствование преступлению как служебная обязанность долж­ностного лица может и должно проявляться по-разному:

Для работников милиции и других правоохранительных органов в самых
различных действиях по службе, соответствующих их функциональной компетен­ции, включая физическое воспрепятствование совершению преступления;

Для должностных лиц, обладающих общей компетенцией по руководству
предприятием или организацией,- только в служебных действиях общего харак­тера и только в приделах соответствующего организационного образования (за­прещение вывоза продукции со склада, совершаемого с целью хищения; отстра­нение от работы лиц, готовящих или совершающих хищение или другое преступле­ние; сообщение о готовящемся преступлении в соответствующие правоохрани­тельные органы и т.п.).

12. Бездействие должностного лица, связанное с попустительством преступле­нию, относится только к готовящемуся и совершаемому преступлению.

Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привлечению их к ответственности после того, как преступление совершено, для наличия состава

преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по служ­бе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

13. С субъективной стороны бездействие должностного лица характеризуется
умышленной виной по отношению к неисполнению должностным лицом требуе­мых служебных действий и к наступившим последствиям (ч. 1 ст. 425).

Для бездействия должностного лица, сопряженного с попустительством, необ­ходимо установить прямой умысел по отношению к факту служебного попусти­тельства преступлению: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершаемом преступлении, сознает, что в соответствии со служебной компетен­цией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению пре­ступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.

14. Субъектом преступления является должностное лицо (см.чч.4 и 5 ст.4).

15. Квалифицированным видом данного преступления (чч. 2 и 3 ст. 426) явля­ется бездействие должностного лица:

Из корыстной или иной личной заинтересованности (содержание указан­ных понятий см. в пп. 12-14 коммент. к ст. 424);

Занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4);

Повлекшее тяжкие последствия (о содержании тяжких последствий см. п. 16

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

1.1. To же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание . Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 293 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей.

Неисполнение обязанностей заключается в фактическом бездействии при наличии обязанности действовать тем или иным образом. Ненадлежащее исполнение обязанностей — это исполнение обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к деятельности должностного лица (нарушение сроков, допущение ошибок, неточностей и т.п.). И неисполнение, и ненадлежащее исполнение обязанностей должно являться следствием недобросовестного или небрежного отношения должностного лица к службе.

Важным моментом для наличия состава преступления является фактор наличия реальной возможности (объективной и субъективной) для исполнения (надлежащего исполнения) своих обязанностей. Наличие реальной возможности означает, что лицо могло исполнить свои обязанности при конкретных внешних условиях, а также имело к этому субъективную возможность, т.е. имело необходимый уровень профессиональной подготовки, опыт, не находилось в состоянии болезни, препятствующем выполнению служебных функций, и т.д. Если реальная возможность для исполнения обязанностей отсутствует, то отсутствует и признак недобросовестного или небрежного отношения к службе, что исключает рассматриваемый состав преступления.

Совершение указанного деяния (действия либо бездействия) для наличия состава преступления должно повлечь наступление последствия в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

2. В соответствии с примечанием к комментируемой статье 293 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Данный ущерб может выражаться в причинении убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды.

3. К существенному нарушению прав и законных интересов можно отнести нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, создание значительных помех и сбоев в работе государственных и муниципальных структур, сокрытие тяжких преступлений и т.п. (см. также

Похожие публикации