Федеральный закон 218 ф3. О новом законе о государственной регистрации недвижимости

03 сентября 2015, 12:56

На смену действующему закону о регистрации недвижимого имущества и закону о кадастре приходит новый Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости ». Государственная регистрация недвижимости в целом стала доступнее и проще.

Так, будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости - в его состав войдут:

  • кадастр недвижимости;
  • реестр прав на недвижимое имущество;
  • реестр границ зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, территорий опережающего социально-экономического развития и т. п.;
  • реестровые дела;
  • кадастровые карты;
  • книги учета документов.

Предусмотрено, что реестр ведется исключительно в электронной форме. Уничтожение внесенных в него сведений не допускается: если они претерпели изменения, ранее внесенная информация должна быть сохранена. Реестровые дела могут по общему правилу тоже будут создаваться в электронной форме. Исключение составляют случаи, когда заявитель представил бумажные документы, а их оригиналы не хранятся ни в одном государственном или муниципальном органе: в этой ситуации реестровое дело будет существовать в бумажной форме.

Для регистрации прав на недвижимость, возникающих в силу закона (например, при вынесении судебного акта), стало необязательным соблюдение уведомительного порядка регистрации. Запись в реестр в таком случае будет внесена без участия правообладателя или правоприобретателя - информация в Росреестр будет поступать с помощью межведомственного взаимодействия.

Вдвое сокращены сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество: с 10 рабочих дней (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ») до 5 независимо от того, в бумажной или электронной форме были представлены документы на регистрацию. Аналогичный срок установлен и для осуществления государственного кадастрового учета. Если заявитель воспользовался услугами МФЦ для регистрации своего права на недвижимость, срок регистрации будет продлен до девяти рабочих дней (в случае с кадастровым учетом - до семи рабочих дней). Если требуется и осуществление кадастрового учета, и регистрация прав, все эти действия должны быть совершены в течение 10 рабочих дней (12 при направлении заявлений через МФЦ).

Уточнена также ответственность Росреестра за нарушение правил регистрации прав на недвижимость - например, за утрату или искажение сведений, незаконный отказ в осуществлении регистрации, необоснованный отказ в предоставлении выписки из реестра и т. п. При этом, если нарушение было допущено по вине иного органа или, например, кадастрового инженера, Росреестр сможет предъявить им регрессные требования.

Предусмотрена однократная компенсация гражданину - собственнику единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также гражданину - добросовестному приобретателю, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение. Компенсация предоставляется за счет средств федерального бюджета, ее сумма не может превышать 1 млн руб. Установлены также условия ее предоставления.

26.02.2016 / Городской округ Новомосковск

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218 - ФЗ), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки . Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

В целях реализации положений Закона № 218 – ФЗ будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

Федеральным законом № 218 – ФЗ установлен перечень лиц , по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, можно будет представить :

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

При личном обращении место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ.

Росреестр самостоятельно будет запрашивать учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

ЕГРН – относительно новое понятие, которое подлежит применению в сфере регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. С этого момента вступил в силу новый федеральный закон – ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» .

Этот нормативный акт пришел на смену сразу двум популярным законам – ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Причины кардинального изменения существующего порядка регистрации недвижимости лежат на поверхности этого процесса. Те, кто из вас за последний год пытались совершить регистрационные действия со своей собственностью, с большой вероятностью столкнулись с огромным количеством барьеров на своем пути. Основной из них – необходимость кадастрового учета и регистрации прав в двух различных реестрах.

И несмотря на то, что ведение этих реестров возложено на один государственный орган (Росреестр РФ), при подаче документов на регистрацию прав требовали предоставления кадастрового паспорта, а при необходимости кадастрового учета объекта – выдавали приостановки для предоставления документов из реестра прав, подтверждающие сведения о недвижимости.

Сейчас два реестра, со сведениями о кадастровом учете и правах на недвижимость, объединили в один – Единый государственный реестр недвижимости, или ЕГРН.

Со вступлением нового федерального закона №218 необходимость совершения двух последовательных процедур регистрации отпадет. На смену ЕГРП и кадастру пришел новый реестр – ЕГРН, в котором будет отражена информация об объектах, как по кадастру, так и по правам на них.

Остались вопросы?

Задайте их специалисту по телефону

7 978 744 30 11

До 1 января 2017 года технические характеристики недвижимости содержались в государственном кадастре, который с 2013 года ведет Кадастровая палата (структура Росреестра). Эту функцию она получила от органов БТИ Ростехинвентаризации. Регистрацию прав проводили отделения Росреестра – УФРС по районам города и регионам.

Если вам необходимо было зарегистрировать новый объект недвижимости, то сначала вы должны были его поставить на учет в Кадастре (путем подготовки технического плана и заполнения декларации), а потом – зарегистрировать свои права в другом подразделении УФРС по регистрации прав, подав документы в многофункциональный центр.

Срок кадастрового учета составлял 10 рабочих дней вне зависимости от вида регистрационных действий, срок регистрации прав – 10 рабочих дней. К этому сроку необходимо было приплюсовывать время на пересылку документов из МФЦ в госорганы. Это время было нерегламентированно и могло быть от 4 до 10 дней. Быстрее было подать документы на регистрацию посредством электронного функционала сети Internet, но в этом случае неподготовленному пользователю сложно было разобраться с порядком подготовки документов, электронной подписью и доверенностью на представителя, подходящей для этой процедуры.

Также, существование двух реестров можно было проследить на официальном сайте Росреестра, где в режиме «онлайн» вы просматривали сведения об объекте – по кадастру и ЕГРП. За последнее время мы сталкиваемся с большим количеством ошибок, которые вызваны, к примеру, наличием объекта и его правообладателей в ЕГРП и отсутствием сведений о нем в Кадастре.

Выход из такой ситуации может быть разный. По закону и здравой логике, необходимо произвести учет ранее учтенного объекта, однако в различных территориальных отделениях Кадастровой палаты «рекомендовали» устранять такие разночтения по-разному.

Новым законом №218 «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается ведение единого реестра, что, соответственно, приведет к единообразному подходу при проведении регистрации недвижимости.

Структура ЕГРН

Структура ЕГРН определена следующая:

  • Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
  • реестр прав и ограничений (обременений).
  • реестр информации о границах особых зон (реестр границ).
  • реестровые дела.
  • кадастровые карты.
  • книги учета документов.

Каждый элемент ЕГРН хранится теперь в особом режиме: реестры недвижимости, карты и книги учета – в электронном виде. В виде документов на бумаге и на электронных носителях подлежать хранению реестровые дела. Время хранения указанной информации неограниченно, и она не подлежит уничтожению. Все сведения о недвижимости строго охраняются законом и органами Росреестра РФ, который является оператором ЕГРН.

Кадастр недвижимости с 2017 года

Кадастр недвижимости включает в себя два вида сведений об объектах:

1. Основные – это характеристики объектов, которые их индивидуализируют и определяют, как обособленную вещь (этажность, вид и пр.).

2. Дополнительные – характеристики объекта, которые могут быть изменены из вне – к примеру адрес объекта недвижимости, кадастровая стоимость и пр.

Реестр прав на недвижимость с 2017 года

В настоящее время права на недвижимость и смежные с ними категории определены в законе следующими формулировками:

  1. Права на объекты.
  2. Ограничения прав на недвижимость.
  3. Обременение прав на объекты.
  4. Сведения о сделках с недвижимостью.
  5. Дополнительные сведения, не влияющие на права.

Сведения о правах на недвижимость в свою очередь так же определены законом №218-ФЗ. К ним относятся: вид права на объект недвижимость, момент его регистрации, номер; информация о правообладателе; основания права; виды обременений и ограничений зарегистрированных прав; основания обременений (ограничений); информация о держателях обременений; основные сведения о сделках с объектом недвижимости.

Среди дополнительных сведений об объектах в реестре прав следует выделить информацию о зарегистрированных в жилых помещениях собственника объекта лицах, которые находятся под опекой или попечительством, а также – несовершеннолетних членах его семьи, которые остались без попечительства.

В свете запланированных изменений законодательства, которые будут затрагивать вопросы регистрации по месту жительства/пребывания несовершеннолетних, это нововведение закона №218 выглядит вполне логично. Напомним, что в настоящее время рассматривается законопроект, ограничивающий возможность выписки несовершеннолетних из жилых помещений, при отсутствии у их законных представителей в собственности иного недвижимого имущества, в которое может быть зарегистрирован ребенок.

Реестр границ объектов

В разделе, содержащим информацию о границах территорий, которые подразумевают особые условия использования, внесена следующая информация: информация об индивидуальных характеристиках зон (обозначения, виды, адреса и пр.), границы территорий, сведения о государственных органах, в чем ведении находится установление местоположения зон с особыми условиями использования, сведения об актах органов государственной власти, установивших статус особых территорий, информация об ограничениях в использовании особых зон и территорий.

Реестровые дела

Реестровые дела – это один из разделов ЕГРН. В нем содержатся документы об объектах недвижимости, которые являются основанием для сведений о нем в других разделах ЕГРН (кадастре недвижимости, реестре прав и пр.). Все эти документы хранятся в органах Росреестра в электронном виде. Если в органы учета соответствующая документация от заинтересованных лиц и органов государственной власти предоставляется в бумажном формате, сотрудники Росреестра обязаны переформатировать их в электронный вид.

Кадастровые карты

Это карты, которые составлены на картографической основе и несут в себе информацию, отраженную в ЕГРН:

  1. Публичные кадастровые карты;
  2. Дежурные кадастровые карты.

С информацией, содержащейся на публичной кадастровой карте, каждый желающий вправе ознакомиться на официальном сайте Росреестра:

Новый закон о регистрации недвижимости

Как мы уже писали, ЕГРН объединит два существовавших реестра, которые содержат всю информацию об объектах недвижимости в РФ.

Новым законом также вводится новый порядок регистрационных процедур. Он распространятся в большей степени на саму процедуру, а не на перечень документов для её совершения.

Так, регистрация прав с принятием нового закона, составляет 7 рабочих дней. Кадастровый учет – 5 рабочих дней. И если раньше собственник совершал эти процедуры исключительно поочередно, то с 01 января 2017 года эти процессы можно объединить в один. При этом общий срок не превысит 12 рабочих дней.

Сроки рассчитываются исходя из момента получения органом регистрации документов из МФЦ. В новом законе №218 предусмотрен строгий срок регистрационных действий для случаев обращения заинтересованных лиц в МФЦ – срок увеличивается на 2 рабочих дня. До 01 января 2017 года это время не было регламентировано и официально не ограничивалось.

Отдельные сроки в новом законе прописаны для сделок, заверенных нотариусами и отправленными от них на регистрацию – 3 рабочих дня, а также – заявления о регистрации прав и ограничений по судебным актам – также 3 рабочих дня.

В тексте нового закона мы увидели большое количество упоминаний о МФЦ. Это связано с тем, что полномочия по приему и выдаче документов для регистрации недвижимости сейчас переданы от УФРС отделениям Многофункциональных центров.

Из нового также можно выделить ответственность регистраторов и органов регистрации при совершении ошибок и неисполнении своих функций надлежащим образом. Установлено, что при совершении нарушений своих обязанностей, собственник может потребовать от органа регистрации оплаты его ущерба.

Примером может быть нарушение договорных обязательств по передаче недвижимости покупателю, если привязка этого момента была предусмотрена к дате регистрации договора купли-продажи.

Установлено также ограничение размера компенсации при утрате прав на недвижимое имущество собственника по ошибке регистратора и гос органа – до 10 000 000 рублей.

Также законом №218 установлено, что Российская Федерация вправе потребовать регрессной компенсации от виновного лица понесенных расходов на компенсацию убытков потерпевшему. Право требования может быть направлено: органу госвласти или местного самоуправления, если негативные последствия были следствием незаконного акта органа власти; кадастровому инженеру, если по его вине были внесены некорректные сведения об объекте; к иным лицам, если их действия стали причиной нарушения законных прав собственников недвижимости.

Этот порядок вступает в силу с 01.01.2020 года. Новым законом предусматривается ответственность нотариусов за ошибки, которые они совершают при оформлении сделок с недвижимостью. Уже с 01.02.2014 года нотариусам предоставлены полномочия по оформлению таких сделок и эти документы не проходят проверки сотрудниками Росреестра.

Заказать консультацию

Выписка из ЕГРН в 2017 году

Выписка из ЕГРН – документ, который будет содержит объединенную информацию об объекте. В том числе:

  • информация об объекте (включая кадастровую стоимость);
  • если объект – земельный участок, то все объекты, которые на нем расположены;
  • право на объект, правообладатели, основания возникновения собственности или обременений;
  • обременения объекта;
  • информация о притязаниях на объект со стороны иных лиц.

Срок предоставления выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года составляет 3 рабочих дня. Учитывая срок на передачу запроса от лица в МФЦ, а затем – Росреестр – 5 рабочих дней.

Новым федеральным законом №218 предусмотрен перечень лиц, помимо собственников, которые вправе получать по запросам более полную информацию об объектах недвижимости. Этот список утвержден ст. 62 ФЗ №218.

Напомним, что уже с середины 2016 года при подаче документов для регистрации права собственности на объекты недвижимости, заинтересованные лица не получают Свидетельства о регистрации прав на объекты. Органами Росреестра выдаются выписки из ЕГРП (теперь – из ЕГРН) о проведении регистрационных процедур.

Стоимость выписки из ЕГРН в 2017 году

Стоимость выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года будет зависеть от лица, которое ее заказывает и формы этого документа.

Для физических лиц и органов государственной власти в бумажном формате стоимость выписки из ЕГРН за один документ на один объект недвижимости составит 750 рублей, для юридических лиц это будет стоить 2200 рублей. Электронная выписка из ЕГРН с 2017 года будет стоить для физлиц и органов госвласти 300 рублей, для организаций 600 рублей.

Полный перечень тарифов за предоставление сведений об объектах недвижимости и иной информации из реестров представлен в Приказе Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 (ред. от 09.12.2016) «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2016 N 42937).

Как видно из перечня информации, кадастровые сведения об объекте в выписке отсутствуют, поэтому при необходимости предполагается заказ Кадастрового паспорта с графической составляющей (чертежом объекта).

Вступление в силу закона о ЕГРН

Федеральный закон №218 «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 01.01.2017 года. Отдельные его положения начнут действовать с 01.01.2020 года (ст. 66, 68). Все подготовительные мероприятия для полноценного использования новой нормативной базы, должны были быть разработаны Правительством РФ до 1 января 2017 года.

По логике, документ, поданный на регистрацию, сначала должен пройти кадастровый учет, затем регистрацию. Однако, если в заявлении некорректно заполнены сведения о координатах объекта, будут ли регистраторы в это же время проверять полноту сведения для регистрации прав? Или при обнаружении первой ошибки, будет выдана первая приостановка, а если будут ошибки еще – приостановки будут выдавать каждый раз заново? Вопрос актуален еще и тем, что новый закон уменьшает срок приостановки для устранения выявленных нарушений. А отказ означает аннулирование оплаченной государственной пошлины.

Таким образом, вопросы право применения нового федерального закона 218 будут понятны после начала его применения.

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает предпринимателям, что с 01.01.2017 вступил в силу закон, который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры — Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает предпринимателям, что с 01.01.2017 вступил в силу закон, который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры — Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Основные нововведения Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Единая процедура:

Предусмотрена возможность подачи заявления на проведение кадастрового учета и регистрации прав в рамках единой процедуры. Введение единой процедуры сокращает срок и упрощает оформление ряда объектов недвижимого имущества. Срок:

  • 10 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 12 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

За 9 месяцев 2017 года подано 5821 заявление о проведении единой учетно-регистрационной процедуры. Всего за этот период подано 799 408 заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Срок проведения учетно-регистрационных действий:

Сокращен срок проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость:

  • 7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 9 рабочих дней с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • 5 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  • 7 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов

В настоящее время средний фактический срок проведения регистрации прав — 6 рабочих дней.

Экстерриториальный прием:

Реализована возможность подать документы на государственную регистрацию прав по экстерриториальному принципу (независимо от месторасположения недвижимости). Во всех регионах Российской Федерации определены офисы приема таких документов. В Санкт-Петербурге прием документов по экстерриториальному принципу (т.е. в отношении объектов недвижимости, не расположенных на территории Санкт-Петербурга) осуществляет Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу в двух выделенных для этого офисах. Прием осуществляется только по предварительной записи через портал Росреестра. В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу саму регистрацию прав проводит территориальный орган Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости на основании электронных документов, созданных в момент приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора данного региона. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных законом «О государственной регистрации недвижимости» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также – их соответствия требованиям закона.

Услуга востребована в Санкт-Петербурге. За 9 месяцев 2017 года – принято 4237 заявлений по экстерриториальному принципу в отношении объектов недвижимости, расположенных в Москве и Московской области, Ленинградской и Тюменской областях, республиках Якутии и Коми, Ставропольском и Магаданском краях, т.е. практически всех регионов Российской Федерации.

Электронные услуги:

На портале Росреестра rosreestr.ru разработано более 30 электронных сервисов, в том числе наиболее популярные:

  • «Личный кабинет правообладателя»,
  • «Личный кабинет кадастрового инженера»,
  • «Проверка исполнения запроса» (статус учетно-регистрационной процедуры),
  • «Проверка электронного документа» (печатное представление выписки и проверка корректности электронной цифровой подписи),
  • «Справочная информация из ЕГРН в режиме онлайн»,
  • «Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости»;
  • «Подать заявление на государственную регистрацию прав»;
  • «Публичная кадастровая карта».

Предоставление услуг в электронном виде – одно из основных направлений развития российской учетно-регистрационной системы. Благодаря современным информационным технологиям появилась возможность дистанционно обратиться в Росреестр. Воспользовавшись услугами Росреестра в электронном виде, заявитель получает три преимущества: экономия времени, исключение влияния человеческого фактора и сокращение затрат на госпошлину. Заявитель не теряет времени на визит в офис, может получить услугу посредством сервиса на портале Росреестра дома или на работе в удобное время.

За 9 месяцев 2017 года на государственную регистрацию прав в электронном виде поступило 22 974 заявления, что в 2,5 раза больше чем за аналогичный период 2016 года (8 905).

«Единое окно»:

В Санкт-Петербурге подать заявления и запросы в целях получения услуг Росреестра на бумажном носителе можно в любом из 58 офисов МФЦ во всех районах города в удобное время, том числе в выходные дни. МФЦ наделены полномочиями по приему и выдаче документов по основным государственным услугам Росреестра:

  • постановке на кадастровый учет,
  • регистрации прав на недвижимое имущество,
  • единой процедуре кадастрового учета и регистрации прав,
  • предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

При необходимости, имеется возможность предварительной записи. Работает более 1000 окон приема документов.В Управление Росреестра по Санкт-Петербургу более 98% документов в бумажном виде поступают через многофункциональные центры «Мои документы».

Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса

Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации разработаны по поручению Президента России и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации. Внедряются двенадцать моделей, определяющих действия и показатели по основным направлениям, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах России. К таким направлениям, в том числе относятся кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому по ним также созданы соответствующие модели. Регистрация прав и кадастровый учет являются завершающими в цепочке по оформлению недвижимости и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах.

Целевые модели направлены на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении государственных услуг, а также на развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами – увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ.

Сегодня в Санкт-Петербурге по части показателей целевые модели уже внедрены, в частности по доле предоставления услуг по кадастровому учету и регистрации прав на базе МФЦ от общего количества каждой из услуг.В рамках реализации целевых моделей и снижения административных барьеров сократилось количество решений об отказах и приостановлениях при проведении регистрации прав и кадастрового учета. В настоящее время доля приостановлений при регистрации прав на недвижимость составляет 6,2%.

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ позволяет приостанавливать регистрацию перехода прав в целях устранения недостатков, выявленных в ходе рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов.

В рамках работы по снижению количества решений о приостановлениях (отказах) при предоставлении государственных услуг по регистрации прав на недвижимое имущество специалисты Управления Росреестра по Санкт-Петербургу проводят анализ причин, по которым государственными регистраторами были приняты решения о приостановлении или отказе в осуществлении государственной регистрации прав на недвижимость, а также готовят для заявителей информационные материалы (памятки) и размещают их на сайте Росреестра rosreestr.ru в региональном блоке информации.

С первого января 2017 года новый закон о регистрации недвижимости № 218 (далее 218-ФЗ, Закон) начинает свою работу.

Новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации .

Правовой документ упростит осуществление сделок, поможет создать единую базу учета недвижимости, чтобы исключить путаницу, повысит качество оказываемых госуслуг.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Новый 218-ФЗ придет на смену 122-ФЗ и 221-ФЗ. При разработке нового Федерального закона был заимствован европейский опыт в предоставлении государственных услуг по оформлению сделок с собственностью.

При создании единой информационной базы снизятся затраты профильных казенных учреждений и клиентов, которые пользуются соответствующими услугами .

Новый Закон начнет свое действие с первого дня 2017 года. Закон будет регламентировать правовые отношения в субъектах РФ в связи со следующим:

  • Владение собственностью, а также сделка с ней требуют государственной регистрации прав ;
  • Добавление необходимых данных по объектам собственности в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а также предоставление сведений из него клиентам ;
  • Имущество требуется внести в кадастровую базу .

Таким образом, новые положения объединяют в себе статьи 122-ФЗ и 221-ФЗ. Новый закон их не отменяет, но уточняет, что они не противоречат настоящему закону (218-ФЗ, часть 4, статья 72).

Внесение информации в реестр

13 статья 218-ФЗ регламентирует, откуда могут поступать сведения:

  1. Информация с базы кадастра (внесение в кадастр) или/и фиксирование права на собственность . Вносятся основные характеристики объекта, данные о владельце, обременения и ограничения, проведение каких-либо сделок.
  2. Подача сведений от иных ведомственных структур . Информация добавляется в течение 5-и дней с момента поступления новых сведений от межведомственных структур, либо отправляется отказ в течение 15-и дней.
  3. Направленного уведомления . Используется в случаях, когда собственник имущества остается прежним, но изменяются параметры объекта.

В 3 статье Закона назначается ответственный за фиксирование прав и по учету в кадастре параметров объектов – . Ранее данное учреждение отвечало лишь за регистрацию, а Федеральная кадастровая палата Росреестра отвечала за кадастровую базу данных.

Чтобы произвести фиксацию прав, владения нужно внести в базу кадастра. Это правило действовало и до начала действия Федерального закона № 218.

Если же информация об объекте будет отсутствовать в реестре (после 1 января 2017 года), то госрегистрация прав и учет по кадастру будут произведены вместе . До образования объединенного реестра такое было невозможно.

Обновление данных в Росреестре осуществляется в ряде случаев, прописанных законодательно в пункте втором 14 статьи Закона (при предоставлении соответствующих документов):

  • Наследование .
  • Подразделения правительственных органов приняли акты, изменяющие право владения собственностью. Решение должно основываться на законодательной базе Российской Федерации.
  • Судебные решения .
  • Операции с недвижимостью (отчуждение, дарение, купля-продажа и т.д.), не конфликтующие с законом РФ.
  • Выполнение кадастровых работ в комплексе (межевание участков, разработка технического плана и пр.).
  • Приватизация имущества .
  • Выдача государственными органами свидетельств о праве собственности или иных документов, содержащих данные о владении .
  • Предоставление иных документов, свидетельствующих об изменении в праве собственности .

Сведения в реестр прав вносятся наряду с данными по кадастру в ситуациях (статья 14 пункт 3):

  1. Недвижимость, зарегистрированная ранее в Росреестре, прекратила существование;
  2. Выделение части имущества или прекращение ее существования;
  3. Формирование объекта недвижимости (не относятся прецеденты, когда собственность отчуждается в пользу государства для различных нужд).

В статье 14 (пункт 4) есть исключения, когда право на жилье (иной объект имущества) может быть оформлено без записи в кадастр (при этом информация об объекте должна уже содержаться в единой базе):

  • Недвижимость, внесенная в единый реестр, стала «ничейной» ;
  • В новостройке (в доме, более трех квартир) оформляется право на квартиру;
  • Права фиксируются на земельный надел, изъятый в пользу государства, а также по перераспределению границ наделов, находящихся во владении органов госвласти ;
  • Смена собственника ;
  • Лицо подтверждает свои права на объект, возникшие до 21 июля 1997 года (начало действия 122-ФЗ).
  • На права владения налагается обременение, а также снятие данных ограничений .

Помимо этого, новый закон указывает случаи, когда кадастровый учет может быть проведен без регистрации прав на недвижимость (статья 14 пункт 5):

  1. Объект (его часть, в том числе с обременением), не регистрировавшийся ранее в ЕГРН, прекратил существование;
  2. Квартиры в многоквартирном построенном доме и машино-места (в предыдущих законах такой термин не встречается) уже зарегистрированные в ЕГРН застройщиком;
  3. Изменяются основные признаки объекта из реестра.

Правила подачи заявления

Закон прописывает длительность обработки поданных документов: они будут сокращены – до семи дней (при регистрировании прав), до пяти дней (по внесению изменений в кадастр и фиксировании покупки жилья в ипотечный кредит), до десяти дней при единовременной регистрации и постановке на учет.

Информационная выдается в течение 3-х дней . Документы, поданные через единый центр документов, обрабатываются на 2 дня дольше. Дни считаются только рабочие.

Статья 15 Настоящего Закона ограничивает круг лиц, которые могут вносить данные о имуществе в единую базу:

  • Собственник объекта или иной правообладатель ;
  • Орган государственной или муниципальной власти , а также корпорация «Росатом», принявшие решение о сдаче объекта в эксплуатацию.

Заявление в Росреестр подается:

  1. Лично заявителем (в Россреестр, МФЦ). Заявитель (физическое или юридическое лицо) имеет право выбрать любой удобный орган вне зависимости от его местонахождения, не зависимо от месторасположения регистрируемого объекта (до создания ЕГРН это было невозможно);
  2. Почтовым отправлением в Росреестр (лично заявителем);
  3. Через госуслуги.ру, а также на специальной странице Интернет официального сайта Росреестра.

Росреестр по новому Закону должен запрашивать необходимые документы у застройщиков и иных юридических лиц, обратившихся с регистрационным заявлением, в иных профильных структурах.

Ранее обязанность предоставлять полный пакет документов возлагалась на юридическое лицо, теперь закон оставляет право юридическим лицам подать учредительные документы по собственной инициативе, не обязывая его к этому.

Отказ и ответственность

Новый законодательный акт четко прописывает причины, которые могут стать основанием для отказа в регистрации прав или постановке кадастрового учета (статья 27):

  • Клиент не подтвердил личность (не предъявил паспорт) или предоставил документы через другое лицо, не имеющее на это право ;
  • Документы, поданные через электронные ресурсы, не соответствуют установленным формам ;
  • В поданных документах выявлены неточности, исправления, приписки, а также есть повреждения, не дающие точного прочтения сведений ;
  • Отсутствует подпись клиента ;
  • Не оплата пошлины ;
  • В ЕГРП содержатся сведения о невозможности изменений в праве собственности (например, существует обременение или требуется личное участие собственника).

Если регистратор сомневается в подлинности поданных документов, в правильности указанных заявителем сведений (в 3 статье 218-ФЗ указано более 50 причин), он может приостановить процедуру регистрации на 3 месяца (до вступления закона в силу, регистратор мог приостановить процедуру на 1 месяц).

Заявитель также может направить просьбу приостановить процесс регистрации на срок до 6 месяцев. Прошение можно направить только один раз.

Процесс приостанавливается до тех пор, пока выявленные причины, мешающие регистрации, не будут устранены. В случае невозможности устранения причин, в регистрации будет отказано.

Закон регламентирует выдачу выписки из ЕГРН для подтверждения становления на кадастровый учет или регистрации прав. Выдача свидетельств по новым правилам не предусмотрена .

В 10 главе 218-ФЗ четко прописана мера ответственности за бездействие или необоснованные действия при процедуре регистрации прав или постановке на учет по кадастру.

Статья 67 говорит об ответственности отдельного лица (госрегистратора)

  1. За несвоевременное внесение данных;
  2. За внесение информации, несоответствующей действительности (кроме случаев, когда данные подаются через иные источники);
  3. За отказ или приостановление процесса регистрации по причинам, не указанным настоящим Законом.

Если сведения о квартире, здании, земельном наделе и ином, содержащиеся в ЕГРН, были утрачены или искажены, то ответственность ложится на Росреестр (статья 66) .

В свою очередь, орган государственной регистрации имеет право требовать последующей компенсации от органов или лиц, которые виновны в случившемся.

С 2020 года в силу вступит статья 67 Настоящего Закона, согласно которой пострадавший может требовать компенсацию за потерю права владения по вине Росреестра .

Федеральный закон № 218 призван упростить процесс фиксирования недвижимого имущества, сэкономит время и средства посетителей и государства, соберет наиболее полную и точную базу об объектах недвижимости РФ, операции с недвижимостью станут более прозрачными, а значит, безопасными для покупателей и продавцов.

Закон о регистрации права собственности на объекты недвижимости вступает в силу с 1 января 2017 г., какие нововведения нас ждут в новом году. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

Похожие публикации