Кто проводит предрейсовый медицинский осмотр водителей. Проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

Граждане, работа которых связана с управлением автотранспорта, обязаны проходить после возращения из рейса послерейсовое обследования. Но кого законодательство обязывает проходить настоящую процедуру? Из каких этапов она состоит? Как заполняются журналы послерейсовых медосмотров. Кроме того, обратим внимание на изменения в послерейсовом медицинском осмотре водителей 2017.

Управление любым транспортным средством требует от водителя готовности к психологическим и физическим нагрузкам, а также усиленного внимания. Именно поэтому законодательство требует от водителей прохождения не только послерейсовых, но также предрейсовые, предсменные и послесменные обследования.

Но послерейсовый медосмотр водителей обязателен лишь для специалистов, которые занимаются транспортировкой других людей или грузов.

Кроме того, п. 3 Приказа №835н гласит о том, что проходить этот вид обследования обязаны предприниматели, задействованные при управлении автотранспортом.

Кто должен организовывать осмотры?

Ответственность за организацию медицинских обследований лежит на работодателях. Выполнять свою обязанность руководители компаний могут следующими способами:

  1. принять на работу медицинского сотрудника;
  2. найти медицинское учреждение, которое получило лицензию на медосмотр, и заключить с ним договор.

Работодатель обязан не только организовать послерейсовый медосмотр, но также оплатить своим подчиненным дни, которые были потрачены на прохождение обследования в размере среднего заработка.

Как проходит послерейсовый осмотр?

Послерейсовое медицинское обследование включает в себя следующие этапы:

  1. осуществляется сбор анамнеза – проходит проверка состояния здоровья на текущий момент, собирается информация о жалобах, самочувствии, а также недомоганиях. С этой целью работнику измеряют температуру тела и осматривают кожный покров;
  2. измеряется артериальное давление – этому этапу уделяется особое внимание. Если показатели не совпадают с пределами нормы, давление измеряется повторно спустя 20 минут. В случае, когда и во второй раз показатель не соответствует норме, то водителю отказывают в выходе на работу;
  3. проверяется степень наркотического, алкогольного, а также токсикологического опьянения – во время проверки применяется инструментальная или/и лабораторная диагностика. В случае, когда были замечены признаки опьянения, а результат замера не подтвердил этого, то назначается исследование мочи.

После получения результатов осмотра медсотрудником выносится заключение об отсутствии/наличии противопоказаний, которые позволяют отстранить/допустить гражданина к выполнению его трудовых обязанностей.

Как заполняется журнал о послерейсовом медицинском обследовании?

Все результаты, полученные во время обследования, заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей, образец 2017 которого содержит следующую информацию:

  1. ФИО гражданина, который проходил послерейсовое обследование;
  2. дата рождения;
  3. результаты, полученные в ходе медицинских исследований;
  4. итоговое врачебное заключение;
  5. личная подпись медсотрудника, отвечающего за осмотр;
  6. личная подпись пациента.

Если работник прошел обследование успешно, то в путевом листке ставится обозначение, которое свидетельствует о допуске к работе. В противном случае специалисту предъявляется справка для консультации в медицинском учреждении.

Журнал может заполняться как в бумажном, так и электронном варианте. Если его решили вести в бумажном варианте, то все страницы нумеруются, прошиваются и заверяются печатью работодателя и его личной подписью. Образец журнала послерейсового медицинского осмотра водителей вы можете также скачать в электронном варианте. В таком случае документ необходимо заверять ЭЦП.

Изменения в 2017 в проведении послерейсового обследования

Согласно Приказу №835н послерейсовое обследование должны проходить специалисты, которые управляют автотранспортом. В то же время данная процедура является обязательной для граждан, которые самостоятельно эксплуатируют автомобили, в том числе ИП.

В 2017 году алгоритм проведения обследования не изменился. Но теперь отстранить от выполнения трудовых обязанностей может только медработник, имеющий высшее образование. Если осмотр проводит специалист, имеющий низший уровень образования, и обнаруживает признаки симптоматику заболевания или опьянения, что позволяет устранить гражданина от работы, то ему необходимо направить работника в больницу, где оформляется конечное заключение.

Российское законодательство, регулирующее правила безопасности труда, периодически претерпевает различные изменения и дополнения, направленные на улучшение ситуации в этой сфере. Не являются исключением и правила, касающиеся безопасности труда водителей. Эта категория трудящихся является особой, т.к. их должностные обязанности связаны с эксплуатацией транспортных средств - источников повышенной опасности. Для достижения целей безопасности труда для этой категории работников и в целях снижения опасности в сфере дорожного движения проводятся предрейсовые медосмотры водителей. В 2017 году нововведения в законодательстве, регулирующем правила проведения предрейсовых осмотров, отсутствуют. Однако ранее (в 2015 году) нормативная база, регулирующая соответствующий вопрос, подверглась значительным изменениям. Рассмотрим нормативную базу, регулирующую правила проведения предрейсовых осмотров.

Нормативная база, регулирующая предрейсовые медосмотры водителей

Правила проведения предрейсовых осмотров водителей регулируются:

  • Порядком, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н .

В нормы указанных НПА, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей, в 2017 году нововведения не вносились.

Медосмотр перед рейсом необходим для выявления возможных фактов наличия состояний и заболеваний, негативно влияющих на выполнение должностных обязанностей, связанных с управлением транспортным средством (в т.ч. состояний алкогольного и наркотического опьянения).

Проведение предрейсового осмотра водителей

В 2017 году, равно как и в году предыдущем, проходить предрейсовый осмотр обязаны все лица, исполняющие должностные обязанности шофера. Исключение составляют лишь экстренные службы.

Необходимость организовать проведение предрейсового осмотра является прерогативой работодателя и осуществляется за его счет.

Обязательные предрейсовые осмотры водителей проводятся:

  • либо медицинским персоналом, не находящимся в штате работодателя;
  • либо медицинским персоналом, введенным в штат.

Обязательным требованием для наличия права на проведение такого осмотра является обладание соответствующей лицензией.

В ходе осмотра осуществляются:

  • выявление наличия жалоб у водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение температуры, артериального давления, пульса;
  • проверка на наличие состояния опьянения.

Предрейсовый осмотр завершается вынесением заключения:

  • о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности;
  • об отсутствии указанных признаков.

Соответствующие результаты осмотра отражаются в журнале регистрации медицинских осмотров и доводятся до сведения работодателя.

Заключение с выводом о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности, должно сопровождаться отстранением водителя от работы на основании ч. 1 ст. 76 ТК РФ .

Ответственность за нарушение обязанности проведения предрейсового осмотра

Ответственность в 2017 году по сравнению с предыдущим годом также изменений не претерпела.

Предрейсовый осмотр водителей: общие положения

Правовое регулирование этой сферы основано на нормах ст. 213 ТК РФ (общая норма, указывающая, в частности, на необходимость финансирования всех мероприятий за счет организации), ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (установление предрейсового осмотра).

Следует отметить, что понятие «предсменный осмотр» существует на подзаконном уровне. Его введение означает, что при постоянной занятости в течение рабочей смены, подразумевающей совершение нескольких рейсов, достаточно 1 осмотра перед началом смены.

Обратите внимание! Требование о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителей в равной степени распространяется на ИП, самостоятельно (без привлечения персонала) управляющих транспортными средствами.

С 01.05.2015 применяется Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835-н (далее — Порядок).

Цель осмотра — выявление любых воздействий на организм (восприятие событий, осознание действий, координацию движений и т. д.), которые могут повлиять на способность управлять транспортным средством. Предрейсовые осмотры проводятся перед первым рейсом, послерейсовые — по окончании рейса, длившегося более 1 дня или после последнего рейса, если водитель в течение дня совершил более 1 рейса (письмо Минтранспорта РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).

Важно! Не имеет значения, проводится мероприятие штатным либо сторонним медработником. Наличие лицензии на этот вид деятельности для лица, производящего осмотр (в том числе для организации, в которой работают осматриваемые водители, если осмотр проводится ее работником), является обязательным (п. 8 Порядка).

Закрепление порядка осмотра в локальных актах

Обратите внимание! Поскольку организация осмотров — обязанность работодателя, а затраченное время включается в рабочее, целесообразно издание локального нормативного акта, регулирующего деятельность по проведению осмотров и снимающего возникающие при этом вопросы.

В частности, в нем можно предусмотреть:

  • Перечень должностей из штатного расписания, при замещении которых требуется предварительный медосмотр. При этом нужно руководствоваться обязанностями, предусмотренными должностной инструкцией. Если они связаны с управлением транспортным средством, осмотр обязателен независимо от наименования должности. В случае если работник самостоятельно использует личный транспорт в служебных целях, прохождение осмотра не требуется (организация за него не отвечает).
  • Порядок прохождения процедуры: номер кабинета, время до начала рейса (например, не позднее чем за 40 минут, ведь сам осмотр может занять до 15-20 минут и более, если будет браться проба мочи), порядок проведения группового выезда водителей в стороннюю организацию для осмотра (место сбора и т. д.).
  • Требования к состоянию здоровья водителя и разъяснение обстоятельств, о которых он должен сообщить медработнику (например, об употреблении лекарственных средств, алкоголя).
  • Порядок и последствия отстранения работника от работы.

Процедура предрейсового медосмотра для водителей: введен ли в 2019 году новый закон

Никаких изменений в законы РФ в части процедуры медосмотра в течение 2019 года не вводилось.

Процедура прохождения осмотра регламентирована вышеуказанным Порядком, установленным еще в 2015 году:

  1. Медработник проводит внешний осмотр и измеряет основные показатели. Особое внимание уделяется исследованию на предмет наличия токсических веществ (в первую очередь алкоголя). При наличии внешних признаков опьянения дополнительно берется проба мочи.
  2. Если осмотр проводится медработником со средним специальным образованием, при наличии оснований полагать, что работник находится в состоянии временной нетрудоспособности или под воздействием токсичного фактора, его направляют в лечебное учреждение для последующего оказания первичной медпомощи.
  3. Вся информация заносится в специальный журнал. По результатам осмотра выносится один из 2 видов заключений о состоянии здоровья и возможности приступить к работе:
    • отрицательное (при этом работнику выдается справка);
    • положительное, которое заносится в путевой лист (путем проставления штампа).
  4. Итоги осмотра доводятся до сведения администрации.

Важно! Если состояние здоровья препятствует выполнению трудовой функции, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ обязан отстранить сотрудника от работы с составлением соответствующего акта.

Ответственность за нарушение порядка предрейсового медицинского осмотра водителей

Работник несет дисциплинарную ответственность на общих основаниях. В рассматриваемой ситуации возможны:

  • нарушение порядка прохождения осмотра (ст. 11.32 КоАП РФ также предусматривает административную ответственность для граждан, что позволяет взыскать с работника убытки в полном объеме в случае нарушения срока или задержки рейса по вине водителя);
  • обнаружение во время осмотра явки на работу в состоянии опьянения (вплоть до увольнения по ст. 81 ТК РФ).

Обратите внимание! Работодатель, при наличии нарушений в организации предрейсового медицинского осмотра водителей может быть привлечен к ответственности по нескольким составам, предусмотренным КоАП РФ:

  • за общее нарушение порядка (ст. 11.32);
  • допуск работника к управлению транспортом в состоянии опьянения (ст. 12.32);
  • допуск без прохождения осмотра (ч. 3 ст. 5.27.1).

Протоколы уполномочены составлять сотрудники ОВД.

Из изложенного можно сделать вывод, что соблюдение требований законодательства о медосмотре водителей направлено и фактически обеспечивает повышение безопасности движения. Кроме того, это способствует поддержанию дисциплины в организации и оптимальному решению текущих задач хозяйственной деятельности.

Обязательный журнал послерейсового медицинского осмотра водителей, образец 2017 размещен далее, составляется в конце каждой смены в целях наблюдения за состоянием здоровья лиц, имеющим доступ к управлению транспортными средствами. В чем состоит сущность таких мероприятий? Кто назначается ответственным лицом за их организацию? В каком порядке заполняется документ в 2017 году? Поговорим обо всех нюансах подробнее.

Управление любым транспортом требует усиленного внимания, готовности к повышенным физическим и психологическим нагрузкам, и, как следствие, крепкого здоровья. Именно по этим причинам законодательство РФ предъявляет усиленные требования к контролю состояния организма водителя, который обязан проходить различные виды осмотров, включая предварительные, периодические, после- и предрейсовые.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие выполнение медосмотров для водителей:

  1. Закон по безопасности ДД (дорожного движения) № 196-ФЗ от 10.12.95 г.
  2. Статьи 212-213 ТК РФ.
  3. Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г., утверждающий Порядок осуществления медосмотров различного назначения – предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных.

Организацией медосмотров на соответствие персонала норме занимается предприятие-работодатель, а если освидетельствуемое лицо уклоняется от участия в таких мероприятиях, допуск на работу закрывается. Порядок действий при проведении осмотров регламентируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.95 г. с актуальными изменениями. Согласно п. 2 стат. 23 обязательный послерейсовый медосмотр осуществляется в течение всей продолжительности занятости водителя, вне зависимости от его стажа работы, если деятельность по перевозке связана с транспортировкой пассажиров или грузов, признанных опасными.

В данном случае под перевозкой людей-пассажиров подразумевается перевозка других граждан помимо водителя, включая сотрудников организации-перевозчика. Таким образом, на прочих водителей, не занимающихся транспортировкой людей или опасных грузов, подобное требование о выполнении регулярных послерейсовых осмотров не распространяется. Оказанием услуг по осмотрам занимаются специальные аккредитованные медучтреждения, получившие лицензию на этот вид деятельности. Предварительно необходимо заключить договор с ЛПУ на услуги по медосмотру.

Обратите внимание! Помимо обязанности спланировать, организовать выполнение и последующий контроль работодатель должен оплатить сотрудникам дни, потраченные на прохождение осмотров в размере среднего заработка и по принятой в компании системе оплаты труда.

Согласно разъяснениям Минздрава в Письме № 2510/9468-03-32 от 21.08.03 г. организовать прохождение медосмотров можно различными способами по выбору работодателя. Это прием по трудовому договору в штат предприятия медицинского работника. Или заключение договора на услуги с медучреждением (обязательно приложите копию лицензии для экономического обоснования расходов компании). Либо по п. 8 Приказа № 835н перевозчик может самостоятельно оформить соответствующий код ОКВЭД на выполнение осмотров, получить разрешительную лицензию и проводить освидетельствование водителей собственными силами (также требуется наличие медицинской единицы в штате предприятия).

Какие действия выполняет медработник во время осмотра водителей:

  1. Проводит сбор анамнеза – собирает данные о текущем самочувствии, жалобах и недомоганиях, проверяет состояние здоровья на момент осмотра. Для этого измеряется давление, температура тела, выполняется визуальный осмотр внешнего вида, кожных покровов и т.д.
  2. Особое внимание уделяется измерению артериального давления. Если показатели оказываются вне пределов нормы, исследование повторяется: только полученный дважды результат (с промежуточным интервалом в 20 мин.) может служить основанием для отказа в выходе на работу.
  3. Выявляются признаки алкогольного, наркотического и токсикологического опьянения. При необходимости используется лабораторная и/или инструментальная диагностика с замером количества выдыхаемого человеком алкоголя. Если же выявляются признаки опьянения, а результат оказывается отрицательным, возможно дополнительное исследование мочи на содержание соответствующих веществ.

По полученным результатам медсотрудник выносит заключение о наличии/отсутствии противопоказаний и дальнейшем допуске/отстранении от выполнения рабочих обязанностей.

Важно! Норма о необходимости выполнения послерейсовых осмотров касается и предпринимателей при управлении ими транспортом (п. 3 Приказа № 835н).

Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

С введением в действие Приказа № 835н послерейсовый медосмотр водителей обязателен, как и ранее, в случае управления транспортным средством отдельными категориями работников, утвержденных законодательством РФ. При этом участие в такой процедуре обязательно для всех лиц, самостоятельно эксплуатирующих автомобили, включая ИП (п. 4 стат. 23 Закона 196-ФЗ). Регулярные медосмотры перед сменой, рейсом обязательны для всех водителей, а систематическое участие в осмотрах после смены/рейса требуется только для граждан, перевозящих людей (опасные грузы).

Окончательно определена и конечная цель медицинских мероприятий – установление факта опьянения или заболевания, который служит основанием для отстранения сотрудника от работы. Алгоритм действий медработника во время осмотра не поменялся. Но отстранить водителя от работы при выявлении противопоказаний вправе только медработник с высшим образованием. Если же уровень образования соответствует средне-профессиональному, такой специалист должен направить пациента в медучреждение, где решается вопрос об оказании помощи и оформляется заключение с оценкой состояния водителя (п. 13 Приказа 835н).

Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.

Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Проведение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей зачастую вызывает трудности даже у экспертов. Узнайте, кто может проводить предрейсовый медосмотр, скачайте образец договора

Читайте в нашей статье:

Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей

Перед каждым выходом на смену водители должны пройти медосмотр . Именно врач выявляет серьезные болезни, состояние опьянения и оценивает допустимость субъекта к управлению средством повышенной опасности. Исключения закон делает только для служб экстренного реагирования (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. No 835н). Время медосмотра включается в табель учета как рабочее.

Как направить на обязательный медосмотр:

Скачайте документы из статьи:

Разумеется, проводить такую экспертизу имеет право только врач, имеющий необходимую квалификацию. Здесь есть два варианта: либо он числится в медорганизации, которая работает с вашим предприятием по договору, либо у вас в штате. В последнем случае необходимо оборудовать для работы врача кабинет площадью не менее 12 кв. м. Это должны быть 2 комнаты – одна для осмотров, а вторая для забора анализов.

Оборудование для такой работы тоже необходимо – хотя и не очень сложное. Это тонометры, градусники, стетофонендоскопы, прибор для определения паров спирта в дыхании (так называемая «трубочка») и экспресс-тесты на наркотики и алкоголь. Кроме того, ваша организация должна в обязательном порядке получить лицензию на проведение медосмотров .

Что именно должен сделать врач:

  1. Провести визуальный осмотр водителя.
  2. Спросить о состоянии здоровья.
  3. Осмотреть водителя на предмет видимых повреждений: ссадин, следов от инъекций, реакции зрачков на свет и т. д.
  4. Измерить температуру, давление, пульс.
  5. Провести тесты на алкоголь и наркотики.

Читайте также:

Тема номера

Также читайте о том, когда суд не позволит уволить за прогул, как задержать работника, который хочет уволиться и как вернуть деньги, которые потратили на квартиру.

Приказ о прохождении предрейсового медосмотра водителей

Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. No2510/9468-03-32 рекомендует руководителям организаций утвердить Положение о проведении предрейсового и послерейсового медосмотров (далее – Положение).

Читайте также:

В нем предусмотрены содержание медосмотра, основания допуска (отстранения) сотрудников, обязанности медучреждений. Лишь выпустив такое положение, вы можете разработать приказ о проведении предрейсовых медосмотров и назначить ответственных лиц.

Пошаговая процедура

Шаг 1. Разработать Положение об организации предрейсового медосмотра – по упомянутому выше образцу;

Шаг 2. Назначить должностных лиц, ответственных за проведении осмотров, и указать их в тексте приказа.

Шаг 3. Определить время осмотров и сроки отчетности по проверкам, также указав все это в тексте приказа.

Шаг 4. Возложить контроль за исполнение распоряжений на кого-либо из сотрудников либо оставить его за руководителем предприятия.

Шаг 5. Ознакомить с приказом под роспись всех заинтересованных сотрудников.

Предрейсовый медосмотр водителей по договору

Если водительский состав организации малочислен, то экономически нецелесообразно нанимать врача и тратиться на его регулярное обучение и сертификацию. Для работодателей, ограниченных в офисных помещениях, невозможно создать лицензированный медицинский кабинет, площадью не менее 12 кв.м.

В этих случаях идеально подойдет заключение договора со сторонней организацией. Она не обязательно должна быть государственной – подойдет любая медицинская структура, у которой есть лицензия на проведение медицинских осмотров. Но это – обязательное условие.

Похожие публикации