Метафизический и диалектический методы познания. Диалектика и метафизика как концепции развития

Помимо основного вопроса философии большое значение имеет проблема метода философского мышления. На основе метода происходит объяснение сути мира и отношения человека к нему. Метод играет конструктивную роль в построении философского знания. В конечном счете речь идет о том, как мыслит философ, какими средства и методы он активно использует.

Основными методами философского мышления являются метафизика и диалектика. В буквальном переводе с греческого "метафизика" – то, что идет после физики. Термин ввел в I в. н.э. Андроник Родосский, систематизируя труды Аристотеля. Родосский назвал метафизикой нефизические произведения Аристотеля.

На протяжении истории философской мысли в понятие «метафизика» вкладывалось различное содержание. В I-XVI вв. метафизикой называли учение о недоступных органам чувств началах мира. В XVII веке метафизика стала синонимом философии: метафизикой называли учение о бытии в целом. В XVIII веке термин приобрел новый смысл: учение о морали, об общечеловеческих моральных нормах. В XIX веке немецкий философ Г. Ф. В. Гегель назвал метафизикой способ мышления, обладающий тремя признаками: 1) одностороннее изучение объекта; 2) изолированное изучение объекта; 3) изучение объекта в статике. Среди философов метафизиками считаются: Аристотель, И. Кант, Р. Декарт, Л. Фейербах, французские материалисты во главе с П. Гольбахом.

Таким образом, в истории философской мысли термин «метафизика» использовали как синоним слову "философия"; но чаще метафизикой называют противоположный диалектике философский метод.

Диалектика в переводе с греч. – "искусство вести беседу". Термин введен Сократом в V в. до н.э., хотя диалектические идеи в наивно-стихийной форме вводились многими философами Древней Греции. Среди них следует отметить Гераклита, который подчеркивал текучесть, изменчивость вещей, наличие в них противоположностей, а их отношение (в форме «распри», т.е. борьбы) рассматривал как источник появления нового. Для Сократа и Платона диалектика стала методом философствования, искания истины. Аристотель сузил сферу диалектического мышления, ограничив ее рассмотрением вероятностных умозаключений. В средние века диалектиками называли философов, ведущими схоластические рассуждения и споры. В ряде работ диалектика отождествлялась с логическим анализом. Новые подходы к диалектике были присущи философам эпохи Возрождения. Н.Кузанский ведущим принципом диалектики считал единство противоположностей. В Новое время проблемы диалектики в их общетеоретической форме не рассматривались, так как основное внимание уделялось не методам философии, а методам науки.



Заслуга разработки диалектики как философского метода мышления, несомненно, принадлежит представителям немецкой классической философии. «Отцом диалектики» называют немецкого философа Г. Гегеля. Именно он заговорил о том, что диалектика – это способ мышления, противоположный метафизике. Для этого способа мышления характерны следующие черты: всестороннее изучение объекта в его связях и отношениях с другими объектами, изучение объекта в его развитии. В современной философии диалектикой называют "учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления"(2).

Диалектический метод предполагает оценку мира как постоянно развивающейся и изменяющейся (динамичной) системы, в то время, как метафизический подход тяготеет к построению статичной, абстрактной картины мира. Диалектика рассматривает развитие от низших ступеней к высшим по спирали, источник развития видит внутри объекта, признаются количественные и качественные изменения.

Источник развития, по Гегелю, - противоречие, скрытое внутри явления. Метафизика полагала, что противоречие невозможно по отношению к вещам; оно свойственно лишь неправильному мышлению. «Противоречие – вот что на самом деле движет миром», - утверждал великий мыслитель. Поэтому противоречие как «принцип всякого самодвижения» должно войти в содержание философского метода мышления.

В диалектике выделяется субъективная (процесс мышления) и объективная (направленность мышления на постижение объекта) стороны. Диалектический метод включает в себе основные законы диалектики (переход количественных изменений в качественные, взаимопроникновение противоположностей, отрицание отрицания) и категории диалектики (сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность). На основе законов раскрывается механизм (переход количества в качество) развития, его источник (противоречие как обостренная форма взаимопроникновения противоположностей, требующая своего разрешения), а также направленность и форма развития, характеризуемая отрицанием отрицания и спиральностью развития. Категории диалектики позволяют соотнести в единстве взаимодополняющие друг друга стороны предмета.

Таким образом, основными методами философского мышления являются диалектика и метафизика. Они находят свое применение не только в философии, но и в других мировоззренческих формах, в частности, в науке, включая и юридические дисциплины.

Глава 2. История философии.

Античная философия.

Античная философия включает в себя философские учения греческих и римских философов с 7 в. до н.э. по 5 в. н.э. Выделяются следующие периоды в развитии античной философской мысли:

I-ый этап – 7-5 вв. до н.э. – период зарождения и формирования древнегреческой философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Это время натурфилософских построений, получившее название «досократики»;

II-й этап – 5-4 вв. до н.э. – период зрелости и расцвета (классики) древнегреческой философии («афинская школа», труды Сократа, Платона и Аристотеля);

III-й этап – кон. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э. – период заката античной философии, начинающийся с эпохи эллинизма и завершающийся падением Римской империи (греко-римский период). На этом этапе происходит переосмысление классического философского наследия (Эпикур, скептики, стоики, неоплатонизм).

В Древней Греции были поставлены основные философские проблемы и были определены основные философские позиции в их решении.

Одной из ключевых проблем периода зарождения и формирования древнегреческой философии была проблемы определения первоосновы космоса. В отличие от мифологии, акцентировавшей внимание на генетическое начало мира, философия искала субстанциальные основы. На первых этапах натурфилософская мысль в качестве субстанциальной основы выделяла природные стихии: воду, воздух, огонь, землю. Философская мысль в это время еще категориально не определилась, и поэтому она подводила под философский принцип (первоосновы) что-то чувственное, созерцаемое. Хотя и на этом этапе были «прозрения». В частности, Анаксимандр (У1 в. до н.э.) началом мира считал апейрон, который «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим».

Позже философская мысль определит иной подход к пониманию первоосновы. Ее необходимо искать не среди стихий, которые чувственно-конкретны, относительны, изменчивы, а в логических средствах самого познающего мышления. Такова была точка зрения Пифагора (известно то, что родился ок. 570 г. до н.э на о.Самосе в Ионии). Начало и сущностью вещей он считал число, ибо «числу все вещи подобны».

В древнегреческой философии закладываются основы идеализма и материализма. В частности, целостная концепция объективного идеализма была разработана Платоном (427-347 гг. до н.э.), по мнению которого, существует вечный и неизменный мир идей (эйдосов), а вещи являются лишь практическим воплощением идеальных образцов. В основе мироздания находится Единое, которое обусловливает существование мира. Космос рассматривался как живое существо, наделенное душой и умом.

В 5-4 вв. до н.э. также были заложены и основы материализма . "Стихийным материалистом" античности называют Демокрита (460-371 гг. до н.э.). Основной заслугой этого философа является разработка атомистического учения По мнению Демокрита, существует "бытие" и "небытие". Небытие – пустота, бытие представлено телами, состоящими из атомов различной формы – первичных элементов мироздания. Атомы постигаются только умом. Важнейшее свойство атомов- постоянное движение. В результате их соединений образуются вещи. В учении Демокрита нет четкого различия между материальным и идеальным: душа ему представляется соединением атомов, боги тоже состоят из особо прочных атомов. Атомистика Демокрита получила развитие в философии Эпикура (342-270 гг. до н.э.).

Проблемы диалектики и метафизики также интересовали античных мыслителей. Древнегреческий философ Гераклит (544-483 гг. до н.э.) полагал, что мир находится в постоянном движении. Гераклита называют стихийным диалектиком, ему приписывается выражения: "все течет и все изменяется", "нельзя войти в одну и ту же реку дважды…" Он раскрывается соотношение противоположностей, видя в этом соотношении условие гармонии, которая ясна лишь мудрецу. «Природа любит прятаться», «тайная гармония лучше явной», - отмечал философ. Особая роль отводилась борьбе противоположностей. По мнению Гераклита, «вражда – обычный порядок вещей, …все возникает через вражду».

Метафизическая позиция была выражена виднейшим представителем элейской школы Парменидом (вторая половина У1 – сер. У вв. до н.э.) Он – современник Гераклита. Но если Гераклит учил диалектически рассматривать мир, то Парменид утверждал о том, что в сущности все неизменно. При этом он исходит из того, что мышление и бытие тождественны. Существует лишь то, что мыслимо и выразимо. Основными признаками бытия являются: неизменность, неподвижность, целостность, законченность, совершенность. Философско-логическую аргументацию против диалектики, признающей движение и изменение, развивал Зенон (490-430 гг. до н.э.) В своих апориях (неразрешимых противоречиях) "Стрела", "Ахилл и черепаха" он доказывает, что движение не истинно, это лишь видимость наших органов чувств.

Особое место в античной философии занимает творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он систематизирует античную философию, впервые становясь исследователем истории философии, создает оригинальное философское учение, придает философствованию научную форму. Впервые дает классификацию наук, определяя особое значение первой философии (позже названной «метафизикой»). Аристотель является основателем и ряда других философских дисциплин, прежде всего, логики.

В 336 г. до н.э. Аристотель открывает свою школу, определившись к этому времени в своем отношении к учению Платона (это выражено в его изречении «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине»). Школа располагалась возле храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Но ввиду того, что занятия проводились в «перипатах» (садах, предназначенных для прогулок) учеников стали называть «перипатетиками». Позднее перипатетиками стали именовать учеников и последователей Аристотеля.

Стержнем философского мировоззрения Аристотеля является учение о сущем, изложенное им в «Метафизике». В этом учении, «первой философии» изложены основные проблемы бытия, дана критика эйдосов Платона, разработаны вопросы соотношения материи и формы.

В период эллинизма и римский период философская мысль уже не достигает той высоты и глубины творческих исканий, который был характерен для периода расцвета и зрелости античной философии. Больше внимания философы обращают на скептическое отношение к прежним учениям, поиск их направлен на нравственные проблемы, целью и смыслом жизни философа становится уже не творчество, что было характерно раньше, а выживание, приспособление к новым условиям бытия. Практикуются идеалы скепсиса, независимости. В позднеримский период усиливается тяга к религиозно-мистическим идеям. Философствующий разум, чем всегда гордилась античная культура, сдает свои позиции, уступая свое место религии и мистике.

Но в целом античная философия внесла огромный вклад в развитие мировой философской мысли. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоззренческие вопросы, были заложены основные философские направления. Античная философия стала фундаментом для развития европейской культуры и ее мировоззрения.

Средневековая философия.

Следующим за античным этапом в развитии философской мысли был средневековый. Хронологически средневековая философия охватывает период с V по XV века. Средневековая философия имела принципиально иную духовную среду, она прежде всего была неразрывно связана с формированием и становлением христианства, религиозного мировоззрения. Античность и ее философское наследие были востребованы лишь отчасти. На ранних этапах были значимы идеи неоплатоников (в определенной степени и идеи самого Платона), на более зрелых этапах частично использовались идеи Аристотеля (учение о форме и материи, логическое учение). Основным и решающим источником для философских размышлений становилось Священное писание. В силу отмеченного можно выделить ряд особенностей средневековой философии, в частности:

1. господствующей формой мировоззрения становилась религия (теоцентризм мировоззрения). Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии);

2. первопричиной всего существующего был провозглашен Бог.

3. одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. creatio-создание), согласно которому вселенная была сотворена Богом;

4. в основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. providentia-провидение) - миром управляет божественное провидение;

5. основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение.

Основными теоретиками средневековой европейской философии считаются Аврелий Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Одной из основных проблем их учений была проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал теорию гармонии веры и разума. По мнению философа, человек может приобщаться к религии посредством нерациональных источников, таких как: чувства, эмоции, желания, воля и т. п.; однако существует и другой путь к религии - через мышление, философские концепции (так называемый рациональный путь). Абсолютное предпочтение А.Августин отдавал нерациональным средствам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание А.Августина: «Верую, чтобы понимать».

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры и разума внес другой средневековый философ Ф.Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви. Ф.Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того, некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Например, мыслитель приводил пять доказательств существования Бога:

первое доказательство : в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей, значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закона мог быть только Бог;

четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

пятое доказательство: мир единый, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

По мнению Ф.Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели-познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера - на теологию. Бог открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным – через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако, несомненный приоритет Ф. Аквинский отдавал вере.

Подводя итоги, можно сказать, что средневековая философия представляла особый период в развитии европейской мысли. Заслугой средневековой философии можно считать разработку проблемы соотношения разума и веры, проблемы логических доказательств. Средневековая философия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, таким образом содействовала укреплению нравственных устоев общества.

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения в современной науке считается переходным этапом к новому времени. В этот период (XV-XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном сознании, во многом связанные с формированием гелиоцентрического мировоззрения: взгляды Н.Коперника (1473-1543 гг.), Дж.Бруно (1548-1600 гг.) и др. Были выдвинуты идеи о вечности и бесконечности Вселенной, о наличии бесчисленного множества миров, о вращении Земли вокруг солнца и собственной оси и т. п. Эти и многие другие идеи существенно видоизменили повлекли средневековую христианскую доктрину. Произошел переход от теоцентризма к пантеизму, а тем самым к сближению и отождествлению Бога и природы. Одновременно с этим сближались «Книга Откровения» и «Книга Творения». Возрастал философский интерес к истолкованию природы, к построению натурфилософских концепций. В мировоззрении этой эпохи возобладали диалектические принципы, а также принципы антропоцентризма и гуманизма.

Философские представления эпохи Возрождения наиболее полно выразил Н.Кузанский (1401-1464). Диалектические идеи были представлены в пантеистической форме. Мысль Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге имела диалектическое содержание. Диалектична его мысль о соотношении целого и части: целое более чем части; оно имеет примат перед частью и отдельным. Применяемые геометрические и математические образы (бесконечного круга, треугольника и т.п.) позволяли подчеркнуть соотношения конечного и бесконечного, максимума и минимума. Человек рассматривался в творческой активности и деятельностью своего ума уподоблялся Богу. Исходя из идеи бесконечности мира, мыслитель подчеркивал диалектичность процесса познания. Если ощущения дают лишь смутные образы вещей, а рассудок дает им имена, то интеллект как разум постигает ту истину, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях».

Натурфилософские концепции эпохи Возрождения подготавливали философские основания для развития естественнонаучной мысли. В частности, Д.Бруно (1548-1600) доказывал не только бесконечность природы, но и физическую однородность всех миров. Он считал, что все миры и все тела Вселенной состоят из пяти элементов: воды, воздуха, земли, огня и нетленного эфира. Мыслитель полагал, что мир одушевлен и другие миры также населены и обитаемы, как и Земля в солнечной системе. Его взгляд на миры был диалектичен: «кто хочет познать наибольшие тайны природы пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей».

Однако наибольшее значение в эпоху Возрождения имели идеи гуманизма. Человек воспринимался во всей его целостности материальной и духовной. Он рассматривался как «второй Бог», творец мира культуры. Широко пропагандировалась идея всестороннего развития человека. Для его формирования, по мнению многих мыслителей этого времени, решающее значение имеют такие дисциплины как философия, литература, история и риторика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (от итальянского «humanista» - человечность). Центральной идеей Пико дела Мирандолы (1463-1494) была идея возвышения человека в силу его причастности его всему земному и небесному.

Далеко не случайно то, что эпоха Возрождения активно формировала творческий тип всесторонне развитой личности. Появление целой плеяды творчески одаренных индивидуальностей было адекватным ответом на запросы этой эпохи. Среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Франческо Петрарка и многие другие.

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики»

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты - революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия - категории и законы.

Законы и категории материалистической диалектики

Термин «категория» (от греч. категория - высказывание, свидетельство, указание) означает такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания.

ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения.

Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.

Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон - ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, необходимо уяснить прежде всего такие исходные понятия, как тождество, различие, противоположность.

Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие.

ТОЖДЕСТВО - это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Иначе говоря, любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. Так, при всех изменениях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.

РАЗЛИЧИЕ характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.

Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе - процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т. д.

Отношение между противоположностями есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

На всех этапах развития противоречия выступают его движущей силой, а не тормозом. При этом различают следующие фазы (ступени) развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей), З) существенное различие, 4) противоположность (конфликт) и 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.

Существует бесконечное многообразие конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие нечто общее между собой, поэтому принадлежащие тому или иному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные и др.

ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия. ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям. Они служат источником самодвижения вещей.

Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:

1) если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;

2) противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

3) борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей - это закон;

4) в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

5) борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Закон показывает, как, каким путем возникает новое. Начнем с категорий «качество», «количество» и «мера».

КАЧЕСТВО - это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру, песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим, легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в преступление, то такие изменения будут носить качественный характер.

КОЛИЧЕСТВО - это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства: массу, объем, плотность, время вращения вокруг своей оси и Солнца и т. д. Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один спутник - Луну, Юпитер - 12 спутников. Или: если Мер-курий делает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета Плутон - за 90700 суток.

В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только качественной или количественной стороной. Для полной характеристики любого предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных сторон.

МЕРА - это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. В софизме «Лысый» говорится, что потеряв один волос, человек лысым не становится, потерявшего два волоса, - лысым не назовешь, теряя по одному волосу, человек становится лысым. Качественное различие между пышной прической и лысиной несомненно.

При выходе количественных параметров изменений за границы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество каким-либо иным путем? Нет. В этом суть закона.

Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно.

СКАЧОК - это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.

Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого.

Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условия развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т. д.

Некоторые скачки протекают в целом медленно, постепенно, относительно спокойно и занимают большой промежуток времени (возникновение жизни на Земле; становление человека; получение высшего образования и тд.). Это постепенные скачки. В ходе постепенного скачка отдельные этапы развития могут протекать довольно интенсивно, бурно.

При изучении скачкообразного характера развития, взаимного перехода количественных и качественных изменений важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

Понятие «эволюция» в диалектическом материализме употребляется в широком и узком смысле слова.

В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ - это весь процесс развития, включающий не только количественные, но и качественные изменения, в т. ч. и революции.

В УЗКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ выступает как период, предшествующий революции, ее подготовка. Эволюция наступает и после победы революции, после утверждения нового. И здесь эволюция включает и количественные, и качественные изменения.

Понятие «революция» сегодня применимо в основном к общественным явлениям. В природе как будто все стабилизовалось и лишь эволюционизирует.

РЕВОЛЮЦИЯ - это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.

Понятие революции, несомненно, противоположно понятию реформы. Но эта противоположность не абсолютна: грань между ними живая, подвижная. Ее надо уметь определить в каждом конкретном случае.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.

Категории диалектики

Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ. В ходе практического воздействия на мир человек сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами. Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, они не существуют «как таковые». Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Общее же и единичное существуют лишь в отдельном. Всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.

В одно и то же время оно и единичное, и общее. Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях. При определенных условиях развития отдельного единичное может становиться общим, а общее - единичным (новые виды растений, породы животных, мода).

Из единства общего и единичного в отдельном можно сделать соответствующие выводы для практической деятельности. Так, чтобы составить себе более полное представление о том или ином объекте (или субъекте), необходимо установить не только то, что у него является общим с другими материальными образованиями, но и то, что отличает его от других материальных образований.

Если каждому явлению необходимо присуще как общее, так и особенное, то в решении практических задач следует исходить не только из общего, повторяющегося (все так делают!), но и из особенного, присущего только данной области. Это обусловливает многообразие форм и путей решения одной и той же практической задачи.

В процессе познания мы ищем общее между исследуемыми и уже изученными явлениями, а затем переходим к поиску единичного.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ - совокупность всех необходимых сторон и отношений (законов) вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, в их жизни. Это то, без чего данная вещь не может быть сама собой. ЯВЛЕНИЕ - это способ обнаружения сущности через свойства и отношения, доступные чувствам.

Сущность всегда находится в единстве с явлением, ибо она в нем не только обнаруживается, но через него существует, действует.

Сущность всегда проявляется. Явление существенно, однако оно не тождественно сущности, отличается от нее. Оно богаче сущности, ибо привносит нечто иное, чем то, что идет от сущности. Явление в свое содержание включает новые моменты, черты, которые обусловлены внешними обстоятельствами, и из сущности не вытекают.

Поскольку сущность выступает лишь через явление и последнее передает ее в преобразованном, так или иначе искаженном виде, постольку в познании и в жизни нельзя ограничиваться тем, что лежит на поверхности материальных образований. Необходимо проникать в глубь вещей, событий, процессов и воспроизводить их сущность в сознании в форме идеальных образов.

На практике нужно всегда опираться на сущность, на знание необходимых свойств и связей, особенно в работе с людьми, ибо внешность обманчива. Хорошая одежда зачастую скрывает недостатки тела, хорошая внешность - пороки души.

Явление всегда текуче, изменчиво. Сущность же составляет нечто устойчивое, сохраняющее себя во всех изменениях. Однако будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается абсолютно неизменной. Преходящи, подвижны, текучи не только явления, но и сущности вещей.

Любая система всегда имеет как форму, так и содержание. Нет бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи, форма и содержание выражают противоположные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма - к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму, но и форма активно влияет на содержание.

Форма может ускорять развитие содержания, но может и замедлять его в зависимости от того, соответствует ли она содержанию или уже устарела. Соответствие формы содержанию никогда не бывает полным. В высокой соразмерности формы и содержания - тайна изящного.

Целое и часть

СИСТЕМА, СТРУКТУРА. ЭЛЕМЕНТ. Часть и целое - философские категории, отражающие отношение между сторонами отдельного предмета.

Любой предмет состоит из частей. Однако попытки понять особенность того или иного предмета, явления на основе анализа частей и последующего суммирования их свойств ведут к неудачам. Целое не сводится к сумме его частей. Оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и существуют только в единой системе, т. е. на основе определенного типа соединений. Только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем МИРОВОЕ ЦЕЛОЕ - это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части. Первичное есть части, а не целое. Таким мир сформировался в нашем сознании, таким он остается в нем до сих пор.

ЦЕЛОЕ - исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой осуществляется проникновение в сущность вещи.

СИСТЕМА (от греч. система - составленное из частей, целое, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

СТРУКТУРА (от лат. структура - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

ЭЛЕМЕНТ (от лат. элементум - стихия, первоначальное вещество) - понятие, означающее первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций которых она складывается, образуется.

Причина и следствие

ПРИЧИНА - это действие, обусловливающее определенное изменение. СЛЕДСТВИЕ - результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Диалектический материализм рассматривает причину развития любого объекта, явления, процесса в их внутренних противоречиях.

Причина и следствие не являются застывшими сторонами действительности. Они переходят друг в друга, меняются местами. То, что в одних условиях является причиной, в других - следствием и, наоборот (например, индукционный ток в генераторе и двигателе). Поэтому чтобы изучить предмет всесторонне, нужно его рассмотреть и как причину, и как следствие взаимодействия определенных явлений.

Одно и то же следствие может возникнуть в результате действия разных причин (развитие и гибель организма, повышение производительности труда, обучение в вузе и т. д.). Данное обстоятельство следует учитывать на практике при определении путей воздействия на ту или иную область действительности. Если одно и то же явление может вызываться к жизни разными причинами, то, естественно, существует не один, а множество путей достижения одного и того же результата. Нужно выбрать наиболее целесообразный, эффективный, соответствующий конкретным условиям путь.

Не все причины, обусловившие появление того или иного следствия, играют одинаковую роль. Причины могут быть основными и второстепенными (причины развала СССР, образования СНГ).

Различают причины внутренние и внешние. Первые порождаются взаимодействием между элементами целостности, вторые вытекают из взаимодействия между предметами, явлениями, процессами.

Определяющую роль в развитии материального объекта играют внутренние причины. В истории познания причинные связи понимались по-разному. Сложилось два основных подхода - детерминизм и индетерминизм. ДЕТЕРМИНИЗМ - учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности (нет явлений без причины).

ДЛЯ ИНДЕТЕРМИНИЗМА ХАРАКТЕРНО ОТРИЦАНИЕ ВСЕОБЩЕГО ХАРАКТЕРА ПРИЧИННОСТИ. В крайней форме индетерминизм отрицает ее вообще.

Необходимость и случайность

Необходимость первоначально была замечена в процессе познания причинно-следственных отношений. Осмысливая связь следствия с причиной, мы обнаруживаем, что за известной причиной следует не любое, а строго определенное следствие.

НЕОБХОДИМОСТЬ есть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях. Она вытекает из внутренней основы явления, его сущности. СЛУЧАЙНОСТЬ - это то, что может быть, а может и не быть, может произойти, а может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а в воздействии на данное явление других явлений.

Необходимость и случайность не существуют раздельно. Каждое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Случайность выступает как форма проявления необходимости. Находясь в органической взаимосвязи и взаимозависимости, случайность и необходимость в ходе движения и развития объекта переходят друг в друга, меняются местами: случайное становится необходимым, необходимое - случайным.

Так как необходимое при определенных условиях может становиться случайным, а случайное - необходимым, то, познав эти условия, можно создать их искусственно и превратить случайные свойства, соответствующие практическим интересам, в необходимые, а необходимые, противоречащие интересам людей, - в случайные (например, новые источники энергии и аварии на АЭС).

Возможность и действительность

Одна из сторон взаимосвязи между объективно существующими и возникающими на их основе новыми явлениями представлена в диалектическом материализме категориями действительности и возможности. ВОЗМОЖНОСТЬ - это то, чего еще нет, но оно может быть. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ есть ставшая, реализовавшаяся возможность.

Возможность и действительность выступают как тесно связанные противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результативной, практическая деятельность должна опираться на действительность.

Возможности могут быть прогрессивными и реакционными. Первые ускоряют развитие, вторые тормозят его. Возможности, порожденные закономерным развитием системы и необходимыми связями и отношениями, называются реальными. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение необходимости (например, каждый человек может стать миллионером).

Различают абстрактные (их общим признаком является отсутствие в действительности достаточных для их реализации условий и факторов); конкретные (для их осуществления имеются необходимые условия) возможности. Всякая возможность начинает проявляться в виде абстрактной, а реализоваться способна лишь конкретной.

Наш выбор всегда связан с возможностями. возможность выбора - это великое благо. Главное - не упустить время. Время сокращает эту возможность. Но выбрать всегда труднее, чем просто найти.

Объективное содержание категорий материалистической диалектики определяет их роль и место в философии. Они имеют мировоззренческое значение, так как отражают объективный мир, раскрывают его сущность.

Метафизика - антипод диалектики

Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика - буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» - частно-научного знания.

В современном обществознании ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКА» ИМЕЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ:

1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории - это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.

2. Особая философская наука - ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК ТАКОВОМ, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.

3. ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь.

Самая характерная, существенная черта метафизики - ОДНОСТОРОННОСТЬ, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире - того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:

1. «СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

2. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение усилий на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:

а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения,

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);

г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»):

д) как движение, из которого изымается его сущность - противоречие;

е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.

ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности - бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы - идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.

К ним следует добавить СОФИСТИКУ и ЭКЛЕКТИКУ, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».

Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для «доказательства» неверных выводов и «обоснования» неправедных дел, особенно в сфере политики.

Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски. Как правило, их главная цель - сознательное, преднамеренное искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается, как показано выше, с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.

Основное различие софистики и эклектики - при всем их сходстве - состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т. п.) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей.

Софистика и эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность понятий (что, несомненно, является их важным рациональным моментом), но вследствие своего произвола и субъективизма не доходят до реальной диалектики объективной действительности.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filreferat.popal.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Исторические формы диалектики.

Метод – путь, способ познания, принцип теоретической и практической деятельности человека, направленный на овладение объектом. Методом может стать любой теоретический приём. Среди всего разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуя ее специфическую область исследования. Эти методы называются частнонаучными (или конкретнонаучными). Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, изучает наиболее общие закономерности мира, решает проблемы необходимые для научного исследования. Любой ученый использует философские методы исследования. Выбор метода исследования зависит от особенностей объектов исследования и отвечает потребностям, целям научного познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Рассмотрим диалектический и метафизический методы познания:

Диалектика -философский подход, утверждающий, что существующий мир изменяем. (Гераклит, Пифагор, Аристотель, Скептики.)

Слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, (греч. беседую). Но ещё Гераклит (5-6 в. до н. э.) использовал в своей философии диалектический метод познания (не осознавая). Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. Но это не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. Диалектика требует гибкости мышления. Диалектика не терпит застоя и не налагает никаких ограничений на познание, его возможности: неудовлетворенность достигнутым - стихия, революционная активность - ее суть. «Революционная сторона в философии Гегеля- диалектический метод. Великая основная мысль - что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь. „(Энгельс) Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного …“(Маркс) Диалектика - творческое учение, немыслимое без постоянного развития и обогащения. Отрыв ее от жизни, уход в область „чистой“ теории приводит, как правило, к метафизике как её антиподу. Чтобы быть действенной теорией познания и преобразования мира, материалистическая диалектика должна постоянно перерабатывать новую социальную практику, усваивая живой опыт исторической деятельности, обогащаясь им и тем самым совершенствуясь. Это - условие ее жизненности.

Принципы диалектического познания:1) Принцип всеобщего развития (мир рассматривается как бесконечно развивающееся, изменяющееся); 2) Принцип противоречивости, развитее через противоположности (борьба противоположностей - источник развития мира); 3) Принцип всеобщей связи (в мире всё связано); 4) Принцип детерминизма (взаимодействия, обусловленность), (мир - некоторая система элементов, которые объединяются в силу некоторой закономерной связи); 5) Принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную систему)

Историческое формирование диалектики: 1. Античная диалектика (стихийная и наивная) знания не были подтверждены научно: Сократ, Платон, Гераклит, Зенон… 2. Классическая немецкая фил-я (19-19 вв.) Кант, Фихте, Гегель, Шелинг. 3. Материалестическая диалектика: Маркс, Энгельс.

Диалектический метод является средством осмысления действительности в природе (Пр. многообразных превращений элементарных частиц в физике), в обществе и в самом мышление и позволяет выявить закономерности их развития и научно предвидеть грядущее.

Метафизика.

Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, метафизикой. Этот термин возник в 1 в. до н. э., после смерти Аристотеля, который буквально означает „то, ято следует после физики “.

Метафизика - философское учение (подход), утверждающее неизменяемость существующего мира. Неизменность. Впервые термин „Метафизика“ в смысле „антидиалектики“ употребил Гегель. В новое время возникает понимание метафизики, как антидиалектического способа мышления как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Изъяв некоторый объект из связи его с другим, мыслящий человек упускает из виду его роль в составе целого, в динамике этого целого.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто противоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать, не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без невольного (а порой и вольного) огрубления, упрощения: „Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого…“

ПО ФИЛОСОФИИ

Диалектика и метафизика, как два противоположных пути развития.

студентки

группы 11-МЭ

Изменяется ли мир, или он статичен? Второй по значению крупный вопрос философии – о движении и развитии.

В зависимости от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные концепции – диалектика, учении о развитии, и метафизика, отрицание развития.

Деление философских систем по решению вопроса о развитии не совпадает с делением на материализм и идеализм и не является поэтому «партиеобразующим». Материалисты в прошлом могли быть метафизиками (в особенности в XVII – XVIII вв.), а идеалисты – диалектиками (Платон, Гегель). Однако неверно думать, что признание или отрицание развития безразлично к решению основного вопроса философии, к противоположности материализма и идеализма. Глубокая связь вопроса о развитии с ОВФ проступает, как только мы переходим от его формального, поверхностного понимания к сути. Если ОВФ – вопрос о природе окружающего нас мира и нашего сознания, а не о формальном «отношении» сознания к миру, то ОВФ непременно затрагивает и вопрос о том, развивается ли мир и человеческая сущность, или они неподвижны и неизменны. Далее. Если материя первична, а сознание вторично, то это означает, что сознание возникает в результате развития материй. Таким образом, вопрос о развитии входит в состав ОВФ, являемся его особой модификацией, или превращенной формой. Материализм и идеализм в своей глубинной сути отнюдь не одинаково относятся к метафизике и диалектике.

Исторические формы Диалектики и Метафизики.

Диалектика

1) Диалектика Гераклита. Уже потому, что самая обширная группа фрагментов Гераклита посвящена противоположностям можно судить о центральном положении этой проблемы в учении эфесца. Единство и «борьба» противоположностей - так можно абстрактно выразить структуру и динамику сущего. Единство всегда есть единство различного и противоположного.

Древним, да и многим современным интерпретаторам философии Гераклита часто представляется загадочным его утверждение о тождестве противоположностей. Однако многие из его примеров совершенно ясны. «Добро и зло» [одно и то же]. В самом деле, врачи, говорит Гераклит, всячески режущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни. Или: «Путь вверх и путь вниз один и тот же» «Ослы золоту предпочли бы солому». Во всяком явлении он ищет противоположное ему, как бы рассекая всякое целое на составляющие его противоположности. А за рассечением, анализом следует синтез - борьба, «война» как источник и смысл любого процесса: «Воина есть отец всего и мать всего, одним она определила быть богами, другим людьми…»

Гераклит Эфесский считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе. Круговорот имеет «путь вверх»: земля - вода - воздух - огонь и «путь вниз», в обратном направлении. Гераклит был первым крупным диалектиком античности, основателем диалектики в ее первоначальной форме. Ему принадлежит известный афоризм, выражающий общую идею материалистической диалектики - «все течет, все изменяется». Излагая, эту идею в образной форме, Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»: поскольку вода непрерывно течет, в другой раз мы входим в иную реку.

Гераклит высказал глубокую догадку о движении как борьбе противоположностей: «В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». Гераклиту принадлежит следующая трактовка единого мирового процесса. «Мир, единый из всего, не создан ни кем из богов и ни кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Ленин назвал этот фрагмент «очень хорошим изложением начал диалектического материализма».

Разумеется, огонь Гераклита также не был буквально огнем. Диалектика Гераклита, первая блестящая форма античной материалистической диалектики, имела исторически ограниченный характер. Это была скорее диалектика движения, а не диалектика развития. Это диалектика круговорота, «беличьего колеса» (по глубокой оценке А.И. Герцена). Утверждение о том, что нельзя дважды войти в одну реку, наряду с замечательно глубокой диалектической идеей, содержало и элемент преувеличения, абсолютизации изменчивости вещей, их относительности, т.е. элемент релятивизма (концепции, абсолютизирующей относительность вещей). Позднее ученик Гераклита Кратил (2-я пол. V в. -начало IV в. до н. э.), доводя этот элемент до логического завершения, утверждал, что нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку. Он считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать и поэтому предпочитал указывать на вещь пальцем.

Школа софистов (Горгий, Протагор и др.) доводили до абсурда элемент релятивизма, заложенный в представлениях Гераклита. Пр. Взявший в займы теперь ничего не должен, так как он стал другим и т.п.

    Диалектика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Гегель)

Философская система делится Гегелем на три части:

Философия природы

Философия духа

Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, я из великой книги самой природы и общественного развития.

Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляют собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие – единство противоположностей. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом рациональный смысл гегелевского положения о конкретном тождестве.

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.

Высшая ступень развития – «абсолютный дух».

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль, которая пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно.

Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

С чего начинается развитие этой идеи? После долгого обсуждения этой нелегкой проблемы Гегель приходит к выводу, что началом служит категория чистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Но из чего? Очевидно, что из небытия, из ничто. «Есть пока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое ничто из которого должно произойти нечто; бытие стало быть, уже содержится так же и в начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то и другое, бытие и ничто; оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе, оно есть небытие, которое есть вместе с тем небытие».

Если диалектический процесс возникновения Гегеля стремится выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, выражается им при помощи категории снятие. В ней выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.

В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Все эта конструкция называется триадой.

В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию самосозидающую.

В целом философия Гегеля делится на три части: логику, философию природы и философию духа. Это триада, где каждая часть выражает закономерны этап диалектического развития. Логику он делит так же на три части: учение о бытии, например включает в себя: 1) определенность (качество), 2)величина (количество), 3)мера.

Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую.

Большим научным достижением следует считать положение Гегеля об узловой линии отношения мер. Достигнув определенной стадии, количественные изменения вызывают скачкообразные и большей частью внезапные качественные изменения. Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е. переход к новой мере, Гегель называет узлами. Развитие науки и общественной практики подтвердило правильность открытого Гегелем диалектического закона.

Диалектика перехода количества в качество отвечает на вопрос о форме развития всех природных и духовных вещей. Но остается еще более важный вопрос о движущей силе, импульсе этого развития. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью»

Ход рассуждения у Канта : попытка разума постичь вещи в себе приводят к антиномиям, т.е. к неразрешимым логическим противоречиям. По Канту, следует признать бессилие разума и непознаваемость мира. Гегель же с этим не согласен: вскрытие противоречия свидетельствует не о бессилии разума, а о его мощи. Антиномии не тупик, а путь, ведущий к истине.

Метафизика

1) Элеаты - Ксенофан, Парменид, Зенон (конец VI - начало V в. до н.э.) рассматривали чувственно наглядный мир как мир «ложных мнений», т.е. мир чувств, искажающий действительный мир. В сущности за изменчивым ложным миром внешних явлений скрывается абсолютно неподвижное и неизменное бытие, имеющее духовную природу.

Парменид полностью отвергал взгляд Гераклита на противоречивую природу бытия. Логика заключения элеатов об абсолютно неподвижном бытии, которое оказывалось мыслью, явственно обнаруживается в связи с апориями («затруднениями»), сформулированными Зеноном: «Дихотомия», «Ахилл», «Стрела», «Стадий». Смысл апории «Стрела» заключается в утверждении: «Летящая стрела покоится». Ход рассуждений Зенона, несколько отойдя от буквального, можно изложить следующим образом: в каждый момент времени острие стрелы должно находиться в определенной точке пространства, но это означает, что движение есть сумма моментов покоя. Движение, следовательно, существует лишь в ложном чувственном восприятии, истинное же бытие неподвижно. Заслуга Зенона Элейского (которого Аристотель назвал «изобретателем диалектики») состоит в том, что он обнаружил действительное противоречие движения. Однако это противоречие было схвачено им в парадоксальной форме, было понято и истолковано в духе отрицания движения. Преодолеть «затруднения» Зенона - это значит создать новый способ мышления, опирающийся на глубокий учет противоречивой природы бытия вещей и самого человека. В первоначальной форме такой способ был создан еще Гераклитом. Его трактовка проблемы «войти в реку» содержала и решение апории «Стрела».

2) Метафизический и механистический материализм 17-18 веков (Бэкон, Спиноза, Локк)-Философия нового времени.

Декарт Истоки и задачи методического сомнения обоснованного Декартом, состоят в следующем. Все знания подлежат проверке сомнением. Согласно Декарту надо оставить в стороне суждения о тех предметах и целостностях, в существовании которых хоть кто-то на земле может сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям. Смысл сомнения в том, что оно не должно быть самоцельным и беспредельным. Его результатом должна стать первоистина.

Знаменитое cogito ergo sum – я мыслю, следовательно, я есть, я существую – рождается из сомнения. Когда мы отвергаем все то, в чем можем усомниться, мы не можем в равной мере предположить, что мы сами, сомневающиеся в истинности всего этого, не существуем, следовательно «я мыслю, следовательно, я существую» истинно.

Метафизика системы Декарта представляет собой учение о мире, как единстве двух субстанций: протяженной и мыслящей, что является основой дуализма. Основание дуализма заключается в том, что метафизическая картина состоит из мира духовного (res cogitans) и материального мира (res extensa). Они равноправны, независимы и между ними не существует промежуточных ступеней. Декарт:»Природа материи, взятая в целом, заключается не в том, что она состоит из твердых и тяжелых тел, имеющих определенный цвет или воздействующих на наши чувства каким-нибудь способом, но лишь в том, что это-субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину».

Диалектика и метафизика

Решая вопрос о природе мира, философия неизбежно выясняет и такие вопросы: находится ли мир в движении, развитии или он пребывает в неизменном состоянии? Если мир изменяется, то каким образом и в силу каких причин; если он не изменяется, то как это согласовать с наблюдаемыми в окружающей действительности процессами возникновения одних явлений, предметов и гибели других? Если мир изменяется, развивается, то в каком направлении и какова будущность нашей вселенной, растительного и животного мира, человеческого общества? и т. д. В зависимости от ответов на эти и некоторые другие вопросы в философии сложились два взгляда на мир: диалектический и метафизический.

Диалектический взгляд на мир исходит из того, что предметы и явления находятся во взаимосвязи, в движении и развитии. Развитие понимается как качественное превращение одних предметов, явлений в другие, как уничтожение отживающего, устаревшего и утверждение, укрепление, развертывание нового. Источником развития считается противоречие, борьба противоположностей. Диалектический взгляд признает самодвижение, саморазвитие природы и общества.

Метафизический взгляд на мир исходит из того, что предметы и явления существуют вне связи друг с другом. Изменение и развитие понимается как простое увеличение или уменьшение готовых уже качеств. Источник развития метафизики видят либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо этим источником считают сверхъестественную, божественную силу *.

* См.: Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. Гл. 1: "Общие замечания"; Диалектика природы. Разделы "О диалектике", "Диалектика"; К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20; В. И. Ленин. К вопросу о диалектике. Полн. собр. соч., т. 29.

Развитие диалектического и метафизического представлений о мире обусловливалось, с одной стороны, потребностями общественно-политической борьбы, с другой - развитием конкретных наук. Причем диалектические и метафизические взгляды развивали как материалисты, так и идеалисты. Между диалектическими и метафизическими взглядами шла и идет непримиримая борьба. Чтобы разобраться в этой борьбе, необходимо подходить к диалектической и метафизической концепциям развития, к диалектике и метафизике конкретно-исторически.

Впервые слово диалектика** стало употребляться древнегреческими философами Сократом и Платоном. Древнегреческие философы под диалектикой понимали искусство добиваться истины путем раскрытия противоречий в суждениях противника и преодоления этих противоречий. Способ взаимного столкновения противоположных мыслей считался лучшим средством обнаружения истины.

** Диалектика происходит от древнегреческого слова dialegomai - "диалегомай", что означает вести спор, полемику.

Платон определял диалектику как искусство спрашивать, умение задавать вопросы и отвечать на них.

Диалектика как искусство спора, как средство раскрытия противоречий в суждениях противника является субъективной диалектикой, диалектикой мышления. Положительное значение разработки приемов полемики, искусства спора состояло в том, что совершенствовалось само мышление, вырабатывалось умение последовательно, логически мыслить. Законы элементарной логики (науки о правильном мышлении) были сформулированы виднейшим древнегреческим философом Аристотелем.

Диалектика бытия разрабатывалась многими античными философами, среди которых В. И. Ленин особенно выделял Гераклита Эфесского. По Гераклиту, мир, природа находятся в беспрерывном изменении, развитии. Все течет, все изменяется. Источником развития является борьба противоположных начал.

В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграли классики немецкой идеалистической философии, особенно Гегель, сформулировавший на основе идеализма основные законы диалектики.

Развивая диалектический взгляд, Гегель резко критиковал несостоятельность метафизического взгляда. Однако с позиций идеализма он не мог полностью преодолеть метафизических воззрений и вскрыть диалектику материального бытия, природы и общества.

В диалектике идей, отмечал В. И. Ленин, Гегель угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира представляет собой ничто иное, как саморазвитие абсолютной идеи, мирового разума.

Большой вклад в разработку диалектического взгляда на мир сделали русские революционные демократы XIX в., особенно Герцен, Белинский, Чернышевский. Они резко критиковали Гегеля за идеализм, мистику и высказали ряд глубоких положений о диалектике природы и общества, о взаимосвязях и движении, о переходе количественных изменений в качественные через борьбу противоположностей, через перерывы постепенности. Диалектика рассматривалась ими как лучший способ познания мира и как алгебра революции, т. е. как теоретическое обоснование революционно-демократической борьбы.

Высшей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика, созданная Марксом и Энгельсом и развитая В. И. Лениным.

С развитием общественно-политической борьбы и научного познания изменялась и развивалась не только диалектика, но и метафизика, изменялись ее понятия и роль в познании и общественной жизни.

Метафизические взгляды зарождаются в античной философии значительно раньше, чем появился в литературе термин "метафизика". Метафизические взгляды развивали, например, Ксенофан, Парменид, Зенон (VI - V вв. до н. э.), доказывавшие, что бытие едино, неделимо и неподвижно. Точно так же метафизическими являются суждения Платона о неизменных, постоянных идеях, определяющих якобы мир вещей.

Слово "метафизика"* в своем первоначальном значении относилось лишь к сочинению Аристотеля, затем с первых веков нашей эры словом "метафизика" стали обозначать философские учения о сверхчувственных, разумом постигаемых началах всего существующего, т. е. религиозно-идеалистические теории.

* "Метафизика" - слово греческого происхождения. Оно произошло от выражения "Meta ta physika" - то, что идет после физики, науки о природе. Впервые это слово ввел в философскую литературу Андроник Родосский (1 в. н. э.). Издавая сочинения Аристотеля, он расположил их в хронологическом порядке. Произведение, в котором Аристотель рассматривает конкретные явления природы и развивает мысли о том, что физический мир относителен, текуч, что ничто не вечно под Луною, Андроник Родосский назвал "физикой", сочинением о природе. Произведение же, которое было написано Аристотелем после "физики" и в котором рассматриваются наиболее общие вопросы бытия и познания, вопросы о боге, бессмертии души и свободе воли, он назвал "После физики, природы" - "метафизика".



Гегель первым стал употреблять слово "метафизика" в смысле антидиалектики. Метафизические, антидиалектические взгляды получают широкое распространение в естествознании, а затем и в философии XVII - XVIII вв. И это не случайно. Бурное развитие промышленности и торговли требовало познания природы в ее составных частях. Научные исследования были направлены на расчленение целого на части, изучение этих составных частей. Это, говорил Энгельс, - выработало у исследователей привычку рассматривать вещи и их составные части вне связи друг с другом, вне развития, качественных превращений. Расчленяя целое на части, ученые и философы убивали целое и не видели всей сложности взаимодействия между целым и частями.

Метафизический метод был исторически оправдан. Он отвечал уровню научного познания того времени. Но из этого не следует, что указанный метод был верным, правильным. Его ограниченность вскоре обнаружилась и была подвергнута критике Гегелем, русскими революционными демократами - Белинским, Герценом, Чернышевским и др. Развернутую, последовательно-научную критику метафизического взгляда на мир дали Маркс, Энгельс и Ленин.

В трудах классиков диалектического материализма слово "метафивика" употребляется, во-первых, для обозначения известного произведения Аристотеля, во-вторых, для обозначения религиозно-идеалистических, мистических теорий, и, в-третьих, для обозначения взгляда на мир, прямо противоположного диалектическому взгляду.

Диалектика, писал Ф. Энгельс, - наука о процессах, метафизика наука о вещах.

Метафизический метод не в состоянии указать пути проникновения в сущность явлений и познания законов природы и общества.

Метафизика становится тормозом на пути научного познания. Без диалектики, писал В. И. Ленин, нельзя понять ни последних достижений естествознания ХХ в., ни сложных процессов общественной жизни, а между тем в современной буржуазной философии широко пропагандируются метафизические и идеалистические воззрения.

Кроме двух основных взглядов на мир - диалектического и метафизического - в истории философии и в наши дни широко используются софистический и эклектический подходы к действительности.

Софистика суть дела обходит увертками. Она основывается на преднамеренно неправильном выпячивании на первый план второстепенных сторон предмета и неправильном освещении сущности, закономерности. Эклектика, тесно связанная с софистикой, - это чисто произвольное, случайное соединение разнородных сторон предмета или процесса. Эклектике свойственно объединение разнородных учений или мировоззрений. Она, по словам Энгельса, представляет собой нищенскую похлебку *.

* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 372.

Классики марксизма-ленинизма вели решительную борьбу против эклектики и софистики **. Советские и зарубежные философы-марксисты разоблачают современных буржуазных и ревизионистских софистов и эклектиков и показывают, что материалистическая диалектика, созданная Марксом и Энгельсом и поднятая на новую, высшую ступень Лениным, является высшей формой научного познания и острейшим оружием в борьбе за преобразование общественной жизни на коммунистических началах.

**. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр. 31; т. 4, стр. 128 - 185; т. 20, стр. 368; В. И..Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 633 - 636; т. 8, стр. 400 401,. т. 48, стр. 59 - 60, 73 - 74, 82 - 83, 86 - 87, 88 - 89, 93 - 94, 101 - 102, И1 и др, т. 21, стр. 59 - 60; т. 33, стр. 21 - 22; т. 36, стр. 441 - 442, 336 - 337; т. 42, стр. 278 297., т. 29, стр. 99, 207, 233, 243 - 246, 255, 278, 296, 321, 353, 509.

Похожие публикации