Основные черты первобытного общества. Особенности первобытной культуры кратко

Первобытная культура

Теория, объясняющая происхождение культуры в человеческом обществе, называется теорией антропосоциокультурогене за . В современной науке существует несколько конкурирующих теорий происхождения культуры. Отсутствие единой теории антропосоциокультурогенеза не мешает нам рассмотреть некоторые важнейшие моменты далекого прошлого в истории человечества Согласно данным археологии, наиболее вероятной родиной всех людей была Африка, ее юго-восточные районы. Но нельзя полностью исключить другие возможности. Например, есть предположение об очаге антропогенеза в предгорьях северной Индии.

Процесс антропогенеза (формирования homo sapiens — современного вида людей) начался около 3 — 3,5 млн. лет назад . Самые древние палеоантропологические находки обнаружены в XX в. в юго-восточной Африке (олдовайские раскопки). Стоянки первобытных людей найдены во многих районах земли. Это означает, что на протяжении сотен тысяч лет наши предки расселялись и осваивали все новые и новые климатические и географические зоны: вначале тропики и субтропики, предгорные районы, затем умеренный пояс, наконец, местности отдаленные и с более суровым климатом (так называемое «кружевное расселение»). Более миллиона лет назад древнейшие люди через Кавказ прошли в Европу, позднее, через сотни тысяч лет новые людские потоки шли сюда через Балканы. Около 20 тысяч лет назад из Азии люди впервые попали на американский континент. Затем через 10 тысяч лет туда прошла вторая волна заселения. Австралия осваивалась также несколькими заходами, переселенцами из юго-восточной Азии.

Расширение обжитого мира (ойкумены ) способствовало возникновению и закреплению расовых отличий между первобытными людьми. Расселение часто сопровождалось длительной изоляцией больших групп людей, что приводило к появлению региональных расовых и культурных различий. Ведь в новой природной среде менялся характер пищи. Люди сталкивались с незнакомыми природными явлениями и материалами и осваивали их. Так сформировались первые своеобразные очаги первобытной культуры : в африканско-средиземноморском, сибирско-китайском и европейском регионах.

Кроме того, зарождающееся человечество пережило периоды похолодания, засух (это сопровождалось значительным снижением биопродуктивности окружающей среды), повышенной влажности. С экологической точки зрения, человеческий род превосходит всех других близких ему животных в умении приспосабливаться к разнообразным условиям жизни. Главным средством такого приспособления стал труд, орудийная деятельность, возникшая около 2,5 млн. лет назад .

Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке , стали кость, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений. Исходные производственные занятия наших предков — собирательство, охота, рыболовство, создание домашней утвари. Наряду с этим развивается сфера непроизводственных отношений, досуг, общение, в рамках которого возникают обряды, игры, обычаи, регулируются брачно-семейные отношения.

Во всех этих занятиях формируются первичные знаковые системы (речь, средства счета, натуральная изобразительная деятельность, ритмичные коллективные действа и др.), основное предназначение которых состоит в укреплении единства данного сообщества людей. Древность вербального языка сравнима с нижнепалеолитическим искусством — более 700 млн. лет. Возраст праязыка современного человека и, соответственно, развитой непроизводственной сферы первобытной культуры составляет не менее 200 тысяч лет.

В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества . Происходит накопление позитивных знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная , прогностика (гадания, знамения), практическая магия.

Реальная культурная сила деятельности человека на ранних стадиях истории еще очень невелика, однако ее творения лежат в основе современной цивилизации.

Периодизация первобытной культуры

Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:

Каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.);

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

Железный век (1-ое тыс. до н. э.).

Ниже кратко рассмотрим каждый из периодов развития культуры первобытной эпохи.

Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств.

Железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры.

Периодизация первобытной истории проводится по различным основаниям. В соответствии с формами социальной организации различают:

  1. праобщину;
  2. раннеродовую общину;
  3. позднеродовую общину;
  4. соседскую общину.

На этих стадиях доминируют кровнородственные связи и естественное разделение труда . В зависимости от характера пищевой базы, родство и общинная власть определяются либо по женской линии (обильная и легко доступная пища преимущественно растительного происхождения; матриархат), либо по мужской (добыча пищи зависит от сезонных факторов; патриархат). Семейно-брачные отношения проходят сложную эволюцию, содержанием которой является усиление культурных и ослабление биологических факторов (запрет на близкородственные брачные связи, установление межродового брачного партнерства и т.п.).

Хозяйственное развитие первобытного общества проходит такие этапы:

  • потребляющее хозяйство;
  • неолитическая революция;
  • производящее хозяйство.

Хронологическая периодизация первобытной истории довольно приблизительна. Наиболее длительное время просуществовала первобытная община — от 1,5 млн. лет до 100 — 40 тысяч лет назад. Это эпоха нижнего и среднего палеолита. Господствовало присваивающее (потребляющее) хозяйство: основными занятиями были собирательство, охота, позже — рыболовство. Обработка камня очень примитивна (около 10 операций).

Первобытная община господствовала от 100 — 40 тыс. лет до 10 — 5 тыс. лет назад (исключая изолированно существовавшие общины, сохранившие остатки родового строя вплоть до наших дней), начиная с верхнего палеолита, в мезолитическую эпоху и вплоть до раннего неолита. Это время расцвета первобытной куль туры . Изготовление разнообразных каменных орудий требует большого числа операций (до 300). Степень совершенства этих орудий велика. Так, ножами из обсидиана первобытные люди, возможно, делали хирургические операции. В этот период происходит постепенный переход от собирательства к земледелию, прежде всего в тех местах, где произрастали злаковые растения. Некоторые животные (козы, овцы, собаки, лошади, свиньи, быки, коровы) одомашниваются. Значительные культурные последствия имело освоение верховой езды, изобретенной в степях восточной Европы.

Древние люди изобрели первые культурные материалы — керамику, пряжу и ткань. Появились средства передвижения — челны, сани, лыжи, а с изобретением колеса — повозки.

Особое значение в истории первобытной культуры имела неолитическая революция — длительный исторический период, оз­наменовавший переход от присваивающего к производящему хозяйству. Земледелие вызвало колоссальные изменения в жизни людей: улучшается обеспеченность пищей, которая может долго храниться; ритм и объем сельскохозяйственных работ изменяют общественную организацию, возникает социальное разделение труда. Растет численность населения, появляются городища — большие поселения, стабильно существовавшие в течение многих столетий. Накопление знаний о растениях сопровождается изобретением агротехнических приемов и сельскохозяйственных орудий, фактически проводится искусственная селекция в животноводстве.

Центрами возникновения земледелия являются Передняя Азия, долина реки Хуанхэ, Юго-Восточная Азия, Срединная Америка (Месоамерика). Поскольку земледелие возникает не везде, а в разных местах и в разное время, постольку неолитическая революция стала мощным фактором неравномерности культурного развития регионов.

Последний период первобытной культуры — разложение родовой и возникновение протокрестьянской, или соседской общи ны . Хронологическая граница этого периода — от 10-5 тыс. лет тому назад. По археологическим признакам это время позднего неолита, для которого характерно расширение зоны земледелия и переход к использованию металла, прежде всего в тех местах, где имелись рудные месторождения (Передняя Азия). В наиболее развитых районах формируется основа первых архаических цивилизации.

Основные черты первобытной культуры.
Особенности первобытной духовной культуры

Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита . Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад). По отдельным предметам, найденным в погребениях, можно сделать предположение о зарождении культовых представлений, зачатков первобытной мифологии и позитивных знаний. Есть археологические находки, свидетельствующие, что природные объекты используются для натуральной изобразительной деятельности, в которой исследователи видят прообраз искусства.

Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности . Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.

Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь . Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.

Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы . Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Вторая отличительная черта первобытной культуры - ее бесписьменность .

Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец .

Постепенно складывались элементы духовной культуры . Это:

Первоэлементы морали;

Мифологическое мировосприятие;

Ранние формы религии;

Ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Главным условием начала культурного процесса, явился язык . Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение . Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами . Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные проявления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу , то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу позднее формируются понятия нравственности и законности.

Слово табу переводится, как запрет , а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом , т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность .Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание . Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство . Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.

На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культуре.

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами . Они были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты - табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал - . Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится . Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти . В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей , которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, - религии, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

Первоначальные формы религии

Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры . Перечислим их:

Тотемизм - (totem - «его род») - поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.

Анимизм - (anima - «душа») - вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.

Ф етишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) - приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.

Магия - вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.

Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах . Наиболее древними являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско-родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.

Таким образом, в первобытном обществе складываются предпосылки для формирования всех форм духовности. Их возникновение оправдано социальной необходимостью. Вместе с тем, существует большое количество фактов, культурный смысл которых до сих пор не разгадан. Это, например, предназначение и технология мегалитических сооружений, типа Стоунхэнджа в Англии, смысл некоторых наскальных рисунков, происхождение астрономических знаний у дагонов в Африке и аборигенов Австралии. Возможно, тайны первобытной культуры еще пригодятся человечеству.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно одним миллионом лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верхняя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э., в Европе - в первом тысячелетии до н. э., в Америке - в первом тысячелетии н.э.

Первобытный период. культурной истории продолжался минимум 35 тысяч лет, пока не возникли первые государства Древнего Востока. Все это время человеческая культура накапливала силы, чтобы сделать свой стремительный рывок. Основные ее изменения произошли за последние 5 тысяч лет, когда у человечества появилась настоящая история. Данные археологии дают основание полагать, что стремительное развитие культуры носило локальный характер, охватывая лишь отдельные территории земного шара. Остальная часть населения Земли включалась в культурный прогресс под воздействием и благодаря соседству с развивающимися культурными анклавами.
Основными источниками изучения первобытной культуры являются наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ и археологические находки и открытия. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня лишь сохранились мелкие остатки архаичных племен, укрывшихся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Различные социальные и гуманитарные науки, занимающиеся изучением культуры, единодушны в том, что культуры являются специфическим видом человеческой деятельности. И поэтому изучение культуры вне процесса формирования человека (антропогенеза) не имеет смысла.



В становлении человека принято выделять три стадии: архантропа, палеоантропа и неоантропа.
Стадия архантропа (1,5 млн лет назад) заложила основы общественной жизни людей в виде коллективной совместной охоты живущих вместе. К этой стадии относились питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие подвиды.

Стадия палеоантропа (500 тыс. лет назад) характеризуется господством неандертальца, который использовал орудия труда. Это вид приматов имел большой мозг, подвижную руку, устойчивое прямохождение, Однако строение мозга неандертальца характеризовалось наличием ряда примитивных признаков, а подвижность руки была ограничена, что значительно ослабляло возможности изготовления орудий труда. Поэтому неандертальцы не сумели перейти к культурному образу жизни.

Возникновение человеческой культуры произошло на стадии неоантропа (100 тыс. лет назад) - кроманьонца, человека разумного, целенаправленно изготавливающего орудия труда. С появлением неоантропа биологическое развитие значительно замедлилось, а социальное значительно ускорилось.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на десятки тысяч лет. До нас не дошло изображений, имен, биографий, свидетельств людей того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб и взаимоотношений. У первобытных людей не было письменности, а у самых первых людей и языка. Поэтому ранняя и наиболее продолжительная эпоха человеческого прошлого безмолвна. От нее до нас дошли только камни, кости, зола, изображения на скалах. Первобытность не дает нам рассказов об исторических событиях того времени, поэтому первобытную эпоху иногда еще называют доисторией или предысторией человечества.

В исторической науке существует два пути изучения первобытной культуры .
1. Первобытная культура разделяется по социальному признаку на несколько эпох: 1. первобытное человеческое стадо,

2. родовой строй (включающий в себя матриархат и патриархат),

3. высшую демократию.

2. Вся история первобытной культуры разделяется на эпохи в соответствии с материалами, из которых изготавливались орудия труда и оружие. По этому признаку выделяются следующие исторические эпохи: каменный век, в свою очередь подразделяющийся на:

1. древнекаменный (палеолит) - 12 тыс. лет назад,

2. среднекаменный (мезолит) - 9 тыс. лет назад,

3. новокаменный (неолит) - 6 тыс. лет назад;

4. век бронзы - 3 тыс. лет до н.э.;

5. век железа - I тыс. лет до н.э.

Для более полного понимания первобытной культуры в науке выделяются этапы первобытного человеческого стада, первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

В соответствии с этим подходом первобытная история начинается с эпохи первобытного человеческого стада (праобщины). Эта эпоха открывается появлением древнейших архантропов, образовавших неустойчивые сообщества людей. На всем ее протяжении происходило преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, упрочение социальных связей, а вместе с ними и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной родовой общины открылась возникновением первых упорядоченных форм социальной организации и родовой общины. Именно на этой стадии получили полное выражение основные черты первобытного строя - коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.
Эпоха первобытной соседской общины стала временем распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха ознаменовалась развитием всех отраслей хозяйственной деятельности. Общая собственность рода была вытеснена обособленной собственностью отдельных индивидов, общинно-родовые связи уступили место общинно-соседским. Тогда же появились первые формы эксплуатации, произошло зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Данная эпоха закончилась приблизительно 5 тыс. лет назад.

Среди всех эпох и этапов развития первобытной культуры особое место занимает верхний (поздний) палеолит. Только применительно к этому этапу мы можем определенно говорить о человеческой культуре как материальной, так и духовной. В это же время были созданы первые памятники изобразительной деятельности. Исторической наукой доказано, что в начале позднего палеолита родились почти все виды художественной деятельности: росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге.

2. Общая характеристика первобытной культуры

Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Homo sapiense (человек разумный) – всего лишь около 40 тыс. лет.

Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи:

2) письменность;

3) искусство;

4) религия;

5) мифология;

7) нравственность и др.

Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной эпохи: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. Нужно отметить, что первобытная эпоха не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях:

1) джунглях Амазонии;

2) в центральных районах Африки;

3) на островах Океании;

4) в глубинных районах Австралии.

Материальная культура

Возникновение первобытной материальной культуры принято относить ко времени овладения человеком первыми примитивными орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты, разделки туш и изготовления одежды. Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и наступлением в Европе ледникового периода. Примерно тогда же человек "приручил" огонь, стал использовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготовлять огнеупорную посуду, и для варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния или поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить его с места на место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло бы обойтись без огня.Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности:

1) использования природных ресурсов;

2) приспособления к окружающей среде;

3) коллективной охоты;

4) защиты от врагов.

В эпоху неолита :

1) совершенствуются орудия труда;

2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование);

3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда.

Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком.

Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к использованию металлов.

Характерные черты первобытного общества:

— крайне низкий уровень производительных сил (исключает возможность получения прибавочного продукта);

— общинный тип собственности, присваивающий ха­рактер экономики (коллективный труд, уравнитель­ное распределение);

— отсутствие организованной власти, опирающейся на силу принуждения;

— преобладание родовых связей.

По социальному устройству первобытную куль­туру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху воен­ной демократии, т.е. идет движение от первобытного стада к соседской общине.

Познавательная деятельность человека разви­валась от частного к общему, от простейшего к более сложному и носила прикладной характер (развитие орудий труда и сфер деятельности).

Принято также разделение первобытного общества по материалу, из которого преимущественно изго­тавливались орудия труда и оружие.

Каменный век:

1. Палеолит (до 10 тыс. до н.э.):

— орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем, при неумении пока добывать его; основной способ пропи­тания — охота и собирательство, позднее — рыболовст­во;

— появление жилища;

— предпосылки появления членораздельной речи, эле­ментов ритуальной обрядности,

2. Мезолит (10 — 5 тыс. до н.э.):

— появление лука и стрел;

— приручение собаки;

3. Неолит (8-5 тыс. до н.э.):

— переход от присваивающего хозяйства к производя­щему ("неолитическая революция"), земледелие и ско­товодство;

— начало изготовления предметов потребления;

— возникновение оседлого образа жизни, изобретение способов добычи огня.

Медно-бронзовый век (конец 4 — начало 1 тыс. до н.э.):

— распространение орудий труда и оружия из меди и, далее, бронзы;

— появление кочевого скотоводства и поливного земле­делия;

— возникновение письменности и первых государств (Египет).

Железный (1 тыс. до н.э.):

— распространение металлургии железа, изготовление железных орудий труда и оружия;

— вытеснение меди железом, рост производительности труда.

Существуют и другие периодизации первобытно­го общества. В частности, американский историк и эт­нограф Морган в первобытном обществе выделил пе­риоды дикости, варварства и цивилизации.

Начиная с первобытного стада, формировались коллективная воля и мораль. Сначала — целесообразная взаимопомощь, затем — забота о слабых. Важно было сознание собственной общности — " мы" (групповое самосознание). Постоянно осуществлялись инициации (посвящения) — крайне жестокие обряды-пытки, кото­рым подвергались юноши (реже и девушки), достиг­шие половой зрелости. Инициации выполняли не толь­ко роль естественного отбора, но и социализирующую, воспитательную функцию.

Первобытная культура — синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решаю­щую роль в культурном процессе, охватывая всех лю­дей без разделения их на исполнителей и потребите­лей.

Универсальной формой духовной жизни перво­бытных людей являлась мифология как проявление языческого мировоззрения.

Все явления природной и социальной жизни имели свою персонификацию (свой образ). Божественные персоны были объединены общностью кровных уз. Это кровное родство и лежало в основе целостности представлений о мире для мифологического сознания.

Через общение с божеством человек строил свои отношения с миром. Поклонение божеству, а значит и соответствующее природное и социальное действие, регламентировалось, становилось священной нормой.

Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и другие. В мифологии синкретич­но были слиты культурные функции, разделённые впо­следствии в более развитых обществах между религи­ей, наукой, моралью, искусством, политикой и т.д.

Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фети­шизма, а также магии, которая выступала средством общения с потусторонними силами и впоследствии стала монополией определенных лиц: магов, колдунов, шаманов и т.д.

Когда мы слышим слово "магия", оно ассоцииру­ется у нас с чем-то таинственным, мистическим. Но для первобытного человека всё было иначе. Для него не было резкой границы между естественным и сверхъестественным. Мир был един и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми.

По определению в современной литературе, маги­ей называются различные действия, цель которых по­влиять воображаемым сверхъестественным путём на окружающий мир.

Между тем, в полном смысле слова, сверхъесте­ственным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому — другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличает­ся от макромира и мегамира. Так что в определении магии ясно одно: магия, действительно, имеет целью повлиять на окружающий мир.

С того момента, когда человек стал обладать соз­нанием, он уловил наличие в мире причинных связей. Главной задачей магии было использование открытых человеком закономерностей для своих повседневных нужд и целей.

Возникновение искусства связано со способно­стью к абстрагированию, с трудовой деятельностью и необходимостью общения.

Первые памятники изобразительной деятельно­сти — гравированные узоры на камне, роспись пещер, рельефы и круглая пластика. Почти все сюжеты по­священы животным (зооморфизм), реже — человеку (антропоморфизм).

От палеолита к неолиту идет эволюция художе­ственных стилей (Ориньяк, Соллютре, Мадлен, Альта-мира и др.). Первые архитектурные сооружения перво­бытного общества — мегалиты (сооружения культового характера из огромных камней) — появились в эпоху бронзы. Существуют различные виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи.

Для первобытной культуры характерно отсутст­вие более или менее ясного представления о специфике человека, его качественного отличия от животных

(оборотни-полулюди-полузвери) и полное отсутствие представлений о личности отдельного человека.

Художественно-образное мышление являлось единственным средством духовного освоения мира.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

История России / История культуры /

Первобытное общество и первобытная культура

Основные особенности изучения первобытной культуры

Исследования в области изучения культуры первобытного общества начались относительно недавно, около ста лен назад.

Изменения в отношении к первобытному обществу привели:

1) Актуальным стал вопрос хронологии истории (вплоть до сегодняшнего дня);

3) Географические проблемы. До середины XX века считалось, что наиболее развитые и умные первобытные люди населяли территорию современной Испании и Франции. Впоследствии, после открытии академика Окладникова, который изучал стоянки первобытного человека в западной Сибири и на Востоке была принята точка зрения, согласно которой не только на Западе, но и на Востоке жили люди ни в чем не уступающие друг другу (в Сибири стоянки 8 тысяч лет назад).

Под первобытным обществом понимается первый с самый продолжительный этап развития культуры.

Периодизация первобытной культуры

В основе лежит материал который человек использовал с своей практической деятельности. В зависимости от этого выделяют:

Культура первобытного общества (стр. 1 из 6)

Этап палеолита (древнекаменный век) 2,5 миллиона – 10 тысяч лет до н.э.

2. Этап мезолита (среднекаменный век) 10 – 6 тысяч лет до н.э.

3. Этап неолита (новокаменный век) 6 – 3 тысяч лет до н.э.

4. Энеолет (меднокаменный) 3-2 тысяч лет до н.э.

5. Со 2 тысячи лет до нашей эры наступает бронзовый век.

Периодизация первобытной культуры весьма условна, народы и культура развиваются не равномерно.

Общая характеристика первобытной культуры

Представление о первобытной культуре исследователи получают из таких источников как материалы археологические, этнографические. Археология дает данные о стоянках, древних захоронениях, позволяет анализировать образы художественной деятельности человека, из каких материалов производится. Этнография позволяет изучать нравы, обычаи, язык, традиции, ритуалы, которые дают представления об уровне развития духовной культуры. Фольклор фиксирует древние, архаические формы духовной культуры. К основным особенностям первобытной культуры можно отнести:

1) синкретизм;

2) антропоморфизм;

3) традиционализм.

Под синкретизмом понимается нерасчлененность, целостность.

Проявлениями синкретизма является:

1) Человек не выделяет себя из мира природы. Синкретизм общества и природы;

2) человек не выделяет себя из общества. Синкретизм личного и общественного. В отличие от современного человека, первобытный человек отождествлял себя не с самим собой, а с общиной

3) Нерасчлененность различных сфер первобытной культуры. Для первобытного человека религия, искусство, практическая деятельность – это все в расторжимом единстве;

4) Синкретизм может восприниматься как некий принцип мышления. Важнейшая характеристика – отсутствие четких различий между такими понятиями как жизнь и смерть, живое – мертвое, духовное – материальное и т.д.

Интересные материалы:

Еще из раздела Культурология

подробнее

Культура является сложной системой, состоящей из множества взаимосвязанных элементов. Совокупность материальных элементов создает особую форму культуры - материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками.

подробнее

Материальная культура имеет также достаточно сложную структуру. Она включает культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства. Производственная культура - это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.

Культуру …

подробнее

К базисным элементам духовной культуры относятся: 1 обычаи; 2 нравы; 3 законы; 4 ценности. Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, …

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека формировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Ведь наделяя природу человеческими качествами и свойствами, создавая вымышленный и выразительный мир образов, человек мыслит метафорично. В этом случае природа осмысливается, интерпретируется, переживается как живая, сходная с человеком. Отсюда возникает художественно-образное мышление: метафорическое (одно передается через другое), оценочное, эмоционально значимое. Но художественная деятельность появилась лишь с того времени, когда первобытный человек смог художественную информацию своего сознания закреплять, сохранять и передавать с помощью специальных средств - в рисунке, камне, глине, в дереве и т.д.
Предыскусство и художественная коннотация
Исследуя художественную культуру первобытных людей, ряд исследователей считает, что и их художественное творчество можно было бы точнее называть предыскусством, так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение. Многочисленные археологические и этнографические памятники свидетельствуют, что многие предметы создавались первобытными людьми не только в утилитарных целях, а сама материальная деятельность в целом все более принимала духовную окраску. Многие предметы создавались целенаправленно для символизации мощи и силы охотничьего коллектива. А в символической деятельности уже есть элементы собственно художественного отношения к миру. Именно из символического отношения к миру вырастает художественное творчество.
Разумеется, художественная деятельность в условиях первобытности также носила синкретический характер и не делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели прикладной, утилитарный характер, но при этом у них сохранялось и ритуально-магическое значение. Просто большая часть продуктов человеческой деятельности в силу своего синкретизма приобретала художественное значение. Это явление получило название художественной коннотации, означающей наличие утилитарных предметов и действий дополнительного, сопутствующего значения, которое предметы и действия в первобытной культуре получали из мифологического сознания, определявшего всю духовную жизнь первобытного общества.
Различные материальные свидетельства и источники позволяют сделать вывод, что в условиях первобытной культуры возникли и получили развитие лишь определенные составляющие части художественной культуры, а сама она выражалась в виде художественной деятельности. Специфика данной стадии ее развития заключается прежде всего в том, что художественная культура формируется внутри синкретической целостности первобытной культуры и поэтому определяющее значение для художественной культуры имеют процессы, характерные для этой целостности. Отсюда же вытекает и аморфность самой художественной культуры, расплывчатость ее конкретных проявлений. Однако усиление, усложнение хозяйственной специализации, усложнение социальных и этнических отношений приводило ко все более глубокой дифференциации художественной культуры и превращению ее в самостоятельное явление.
Пещерная живопись
Исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире стало примитивное изобразительное искусство. Наиболее значительным его проявлением стала наскальная живопись, которая служила средством выражения космологических мифов. Продолжая развивать практику палеолитической графики, рисунки становились все более единым связным текстом, передающим определенную информацию. Сложные многофигурные композиции создавались в расчете на «чтение», изображая не единичные объекты, а действия. Рисунки состояли из многофигурных композиций военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда.

В этих рисунках первобытные художники стремились добиться не только внешнего сходства, но и передать внутренний смысл происходящих событий.
Попытка передать движение, функциональные особенности тех или иных объектов вела к подчеркнутому схематизму фигур и в то же время к удивительно цельным и динамичным композициям. Создание динамических сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека. Поэтому художественная картина мира первобытной эпохи более объективна, с одной стороны, и символичнее с другой. Она стремилась не к точному сходству, а к выражению действия как цели жизни, что свидетельствует о достижении человеческим мышлением определенного уровня абстрактности.
Некоторыми чертами произведения пещерной живописи напоминают детский рисунок. Расположены изображения совершенно произвольно относительно вертикали и горизонтали, часто перекрывают друг друга, на них невозможно отличить, где верх, а где низ. Очевидно, для автора было главным общее значение изобретений, а не его отдельных деталей: отсутствуют некоторые части тела. Незаконченные рисунки указывают на то, что художнику было безразлично, откуда начинать рисунок - с хвоста, ноги и т.п.
Духовная культура первобытной эпохи неолита находилась в постоянном развитии и в ней складывалось оценочное отношение к действительности и к человеческой жизни, в том числе и с эстетической точки зрения. Это означало, что сознание человека уже было способно вычленить из действительности красоту. Люди стали воплощать это новое для них чувство в практической деятельности, создавая предметы повседневной жизни по законам красоты. При этом сразу обнаружилось стремление к композиционной красоте, когда преобладали не разрозненные изображения фигур животных, а связанные композиции и сцены. При этом изображения становятся все более условными, схематичными, перемещая на второй план фактуру изображаемых явлений. Вместе с тем геометризм, схематизм, условность свидетельствовали о возрастающей роли обобщения, об усиливающейся способности человека к абстрактному мышлению, стремлении к воплощению динамичной картины бытия.

Красота становится все более ритмичной и абстрактной.
Появление прикладного искусства
Схематизируя и обобщая видимые предметы, первобытный человек делал огромный шаг вперед в развитии своего умения абстрагировать и осознавать общие принципы художественного формирования. Он составил представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, заметил повторяемость сходных форм в природе. Все это он стремился применить к тем вещам, которые изготовлял сам. Так развилось прикладное искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляли собой единое целое.
Становление и развитие социальных отношений в жизни первобытных людей наложили свой отпечаток на художественную деятельность. Наиболее существенной ее чертой становится декоративность - украшение предметов повседневного употребления. В художественном творчестве этого времени на первый план выдвинулась не динамика жизни, а богатство ее строения, ее многообразное проявление и цветовое различие. Большое распространение получили и стали господствовать спиралевидные линии, геометрические фигуры, орнаменты и красочное сочетание цветов. Декоративные украшения стремились выразить художественный смысл построения жизни, то есть показать, что в красоте есть определенный жизненный смысл.
В структуре художественной жизни первобытного общества особое место занимала обработка глины. Еще во времена палеолита и мезолита человек научился использовать глину для создания необходимых предметов утвари, но ее использование в те эпохи носило только спорадический характер. Переход к оседлому образу жизни, развитие скотоводства и земледелия сделали обработку глины необходимостью.
Первоначально керамическая посуда была простой и практичной, лишенной каких-либо украшений. Затем появилась светлая керамика, расписанная охрой, сначала с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами и, наконец, со свободным рисунком. Кроме того, в неолитической керамике мы обнаруживаем символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым возникла ритуальная посуда: антропоморфная (изображения человеческих фигур) и зооморфная (изображения животных). И, как свидетельствуют материалы археологических раскопок, художники того времени уже неплохо умели передавать природные формы человеческого тела и динамику жеста.
Глина стала основой и для расцвета зодчества. Свое жилище люди строили исходя в основном из собственно человеческих потребностей. В архитектуре большую роль играли чисто декоративные элементы: росписи и орнаментальные украшения, в которых основным предметом художественного изображения были животные, занимавшие особое место в жизни людей той далекой эпохи, ибо они были достойными соперниками человека, борьба с ними возвышала, дарила богатые эмоции. Именно отсюда древние художники черпали сюжеты для своего искусства. Так возникали мысли, питавшие их воображение. Глубокое знание мира животных было залогом благополучия, вопросом жизни и смерти. Иными словами, объектом художественного воплощения становились, прежде всего, те явления, которые были наиболее тесно связаны с практической деятельностью, с проблемой выживания.
Появление профессиональных ремесел
Многие археологические и этнографические факты свидетельствуют, что в становлении художественной культуры особая роль принадлежит земледелию. Земледельческий труд в десятки раз лучше, чем присваивающая деятельность, обеспечивал средства к существованию человека. При этом земледелие не только гарантировало устойчивое обеспечение продуктами, но и накрепко привязывало людей к определенному месту, порождая концентрированные формы расселения людей. Жизнедеятельность новых крупных человеческих объединений уже не могла регулироваться только кровнородственными связями. Главными становятся производственно-имущественные связи, которые с необходимостью преодолевают первобытную однородность, создавая сложную социальную структуру. Появление такой структуры означало, что на смену естественным родственным отношениям пришли искусственно созданные отношения, которые требовали специального регулирования. Для функционирования этой социальной системы требовался особый надобщинный орган - территориально-административная власть. Так крупные земледельческие поселения превратились в города-государства.
Естественно, что радикальная перестройка общественных отношений влекла и коренные преобразования всей культуры. Она становилась гораздо более конструктивной и социализированной.

Первобытное общество. Культура первобытного общества

На смену эмоционально-напряженному и импульсивному сознанию охотника, ориентированному на непосредственный результат, пришло гораздо более спокойное и размеренное сознание земледельца, способного работать ради отдаленных целей. Это повлекло принципиальные изменения в художественной деятельности.
Быстрый рост культуры оседлых земледельцев сопровождался ее нарастающей дифференцированностью, что, в конце концов, привело к образованию относительно самостоятельных ремесел. Профессионализация и дифференциация производства неизбежно приводили к проффессионализации и дифференциации соответствующих его приемов и навыков. Тем самым синкретизм первобытной деятельности постепенно распадался на отдельные специализированные приемы, которые после этого развивались в рамках определенного специализированного ремесла. Социально-историческая обстановка порождала престижное ранжирование ремесленных изделий, основным критерием которого служили объем и качество художественной обработки. В результате на базе специализированных ремесел стали складываться автономные виды особо совершенной практики, уже преимущественно художественного характера. Так сложилось, например, ювелирное дело на базе профессионального кузнечного ремесла.
Опыт и знания, полученные земледельцами в ходе их производственной деятельности, меняли образ жизни и формы освоения мира, земледельческая система хозяйствования влекла за собой кардинальные изменения и духовной культуры в целом, что также не могло не сказаться на содержании художественного творчества. Как было отмечено ранее, в первобытном искусстве главным объектом воспроизведения был не человек, а животное, так как в присваивающей системе хозяйства основным производителем благ является природа, а человек в ней выступает лишь как потребитель. Когда же новая система хозяйствования сделала главным производителем всех благ человека, тогда он превратился в основной объект художественного отражения, поначалу в виде антропоморфных образов богов и героев.
Наконец, земледельческий способ хозяйствования существенно изменил соотношение человеческого и божественного в жизнедеятельности людей. Повседневная практика земледельца, имея более рутинный и единообразный характер, предсказуема по своим результатам, она подвержена лишь спорадическому вмешательству непредвиденных обстоятельств. В этих условиях постоянная апелляция к духам становится излишней. Многочисленные мелкие духи укрупняются в астральных богов, переселяются в некие возвышенные места и вмешиваются в человеческие дела эпизодически. Так реальный и сакральный (человеческий и божественный) ряды в конечном счете оказываются разведенными. Конечно, боги и здесь вторгаются в человеческие действия, но лишь в особых случаях. В основном же действия человека, занимающего центральное место в изображаемых событиях, развиваются по своей собственной логике.
Необходимо отметить, что первобытная культура характеризуется ограниченным количеством типов художественной деятельности, примитивным уровнем сознания, тематическим однообразием и т.д., однако не в этом состоит ее культурное значение. Оно заключается в том, что в ранней истории человеческой культуры сформировалась способность человека к художественно-образному отображению мира и эта способность нашла свое проявление в особом, самостоятельном способе деятельности, который мы и называем культурой.

Тема 2. Культура древнего востока
Древнейшими цивилизациями Древнего Востока были:
? египетская - на Ниле;
? шумерская - между Тигром и Ефратом;
? индийская - на реке Инд;
? китайская - в долине рек Янцзы и Хуанхэ.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru — шпаргалки онлайн

История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно одним миллионом лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верхняя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э., в Европе — в первом тысячелетии до н. э., в Америке — в первом тысячелетии н.э.

Первобытный период. культурной истории продолжался минимум 35 тысяч лет, пока не возникли первые государства Древнего Востока. Все это время человеческая культура накапливала силы, чтобы сделать свой стремительный рывок. Основные ее изменения произошли за последние 5 тысяч лет, когда у человечества появилась настоящая история. Данные археологии дают основание полагать, что стремительное развитие культуры носило локальный характер, охватывая лишь отдельные территории земного шара. Остальная часть населения Земли включалась в культурный прогресс под воздействием и благодаря соседству с развивающимися культурными анклавами.
Основными источниками изучения первобытной культуры являются наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ и археологические находки и открытия. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня лишь сохранились мелкие остатки архаичных племен, укрывшихся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Различные социальные и гуманитарные науки, занимающиеся изучением культуры, единодушны в том, что культуры являются специфическим видом человеческой деятельности. И поэтому изучение культуры вне процесса формирования человека (антропогенеза) не имеет смысла.

В становлении человека принято выделять три стадии: архантропа, палеоантропа и неоантропа.
Стадия архантропа (1,5 млн лет назад) заложила основы общественной жизни людей в виде коллективной совместной охоты живущих вместе. К этой стадии относились питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие подвиды.

Стадия палеоантропа (500 тыс. лет назад) характеризуется господством неандертальца, который использовал орудия труда. Это вид приматов имел большой мозг, подвижную руку, устойчивое прямохождение, Однако строение мозга неандертальца характеризовалось наличием ряда примитивных признаков, а подвижность руки была ограничена, что значительно ослабляло возможности изготовления орудий труда. Поэтому неандертальцы не сумели перейти к культурному образу жизни.

Возникновение человеческой культуры произошло на стадии неоантропа (100 тыс. лет назад) - кроманьонца, человека разумного, целенаправленно изготавливающего орудия труда. С появлением неоантропа биологическое развитие значительно замедлилось, а социальное значительно ускорилось.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на десятки тысяч лет. До нас не дошло изображений, имен, биографий, свидетельств людей того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб и взаимоотношений. У первобытных людей не было письменности, а у самых первых людей и языка.

Культура первобытного общества

Поэтому ранняя и наиболее продолжительная эпоха человеческого прошлого безмолвна. От нее до нас дошли только камни, кости, зола, изображения на скалах. Первобытность не дает нам рассказов об исторических событиях того времени, поэтому первобытную эпоху иногда еще называют доисторией или предысторией человечества.

В исторической науке существует два пути изучения первобытной культуры .
1. Первобытная культура разделяется по социальному признаку на несколько эпох: 1. первобытное человеческое стадо,

2. родовой строй (включающий в себя матриархат и патриархат),

3. высшую демократию.

2. Вся история первобытной культуры разделяется на эпохи в соответствии с материалами, из которых изготавливались орудия труда и оружие. По этому признаку выделяются следующие исторические эпохи: каменный век, в свою очередь подразделяющийся на:

1. древнекаменный (палеолит) — 12 тыс. лет назад,

2. среднекаменный (мезолит) — 9 тыс. лет назад,

3. новокаменный (неолит) — 6 тыс. лет назад;

4. век бронзы — 3 тыс. лет до н.э.;

5. век железа — I тыс. лет до н.э.

Для более полного понимания первобытной культуры в науке выделяются этапы первобытного человеческого стада, первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

В соответствии с этим подходом первобытная история начинается с эпохи первобытного человеческого стада (праобщины). Эта эпоха открывается появлением древнейших архантропов, образовавших неустойчивые сообщества людей. На всем ее протяжении происходило преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, упрочение социальных связей, а вместе с ними и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной родовой общины открылась возникновением первых упорядоченных форм социальной организации и родовой общины. Именно на этой стадии получили полное выражение основные черты первобытного строя - коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.
Эпоха первобытной соседской общины стала временем распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха ознаменовалась развитием всех отраслей хозяйственной деятельности. Общая собственность рода была вытеснена обособленной собственностью отдельных индивидов, общинно-родовые связи уступили место общинно-соседским. Тогда же появились первые формы эксплуатации, произошло зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Данная эпоха закончилась приблизительно 5 тыс. лет назад.

Среди всех эпох и этапов развития первобытной культуры особое место занимает верхний (поздний) палеолит. Только применительно к этому этапу мы можем определенно говорить о человеческой культуре как материальной, так и духовной. В это же время были созданы первые памятники изобразительной деятельности. Исторической наукой доказано, что в начале позднего палеолита родились почти все виды художественной деятельности: росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге.

2. Общая характеристика первобытной культуры

Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Homo sapiense (человек разумный) – всего лишь около 40 тыс. лет.

Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи:

2) письменность;

3) искусство;

4) религия;

5) мифология;

7) нравственность и др.

Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной эпохи: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. Нужно отметить, что первобытная эпоха не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях:

1) джунглях Амазонии;

2) в центральных районах Африки;

3) на островах Океании;

4) в глубинных районах Австралии.

Материальная культура

Возникновение первобытной материальной культуры принято относить ко времени овладения человеком первыми примитивными орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты, разделки туш и изготовления одежды. Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и наступлением в Европе ледникового периода. Примерно тогда же человек "приручил" огонь, стал использовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготовлять огнеупорную посуду, и для варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния или поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить его с места на место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло бы обойтись без огня.Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности:

1) использования природных ресурсов;

2) приспособления к окружающей среде;

3) коллективной охоты;

4) защиты от врагов.

В эпоху неолита :

1) совершенствуются орудия труда;

2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование);

3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда.

Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком.

Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к использованию металлов.

Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень медленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание. [№ 1, с.34]

Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство было добывающим, т.е. люди получали готовый продукт от дикой природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины. Все члены родовой общины, включая подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей, собирательством плодов, делился среди членов рода поровну, с учетом заслуг каждого охотника, добытчика первобытного хозяйства. Однако прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило. [№ 6, с.26]

В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

  • - совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
  • - совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда. [№ 1,с.34]

Рассмотрим структуру первобытного общества.

Ранние формы объединения предков современного человека - архантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные "семьи", но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской, олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни.

Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века): грубо обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные крючки для рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей между людьми, появляется первобытная родовая община, т.е. совокупность родственников, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека. [№ 6, с.27]

Итак, основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам.

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.[№ 1, с. 34]

Перейдем к рассмотрению вопроса управления и власти в первобытном обществе.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Власть была неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. [№ 7, с.35] Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Собрание - столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Решения были обязательными для всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказния. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и возникшая религия. [№1, с.34-35]

Таким образом общественная власть первобытнообщинного строя обладала следующими характерными особенностями:

  • 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
  • 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. [№ 2, с.16]

Таким образом, род представлял собой первичную ячейку организации первобытнообщинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.

  • 4. Основные концепции происхождения белорусской народности (этноса)
  • 5. Общая характеристика, понятие и периодизация европейского Средневековья.
  • 6.Раннефеодальные княжества на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское и др.) в 19-13 веках. Христинанизация Беларуси.
  • 7. Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское (вторая половина 13 – первая половина 16 вв.).
  • 8. Культура белорусских земель XIII–XVI вв.
  • 9.Люблинская уния 1569 г.: ее истоки и сущность. Белорусские земли в составе Речи Посполитой.
  • 10.Политический кризис Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой.
  • 11. Буржуазные реформы в Российской империи 1860-1870-х гг. И особенности их проведения в белорусских губерниях
  • 12. Восстание 1863-1864 гг. И его влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях.
  • 13. Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.
  • 14. Социально-экономическое развитие белорусских земель в начале 20 века.
  • 15.Первая мировая война и ее последствия для Беларуси. Февральская (1917 г.) революция.
  • 16. Победа Октябрьской революции в Петрограде и Беларуси.
  • 18.Формирование советской общественно-политической системы в 20-30 гг.
  • 19. Социально-экономическое развитие бсср в 1920-1930гг.
  • 20. Беларусь в составе Польского государства (1919-1939гг.)
  • 21. Начало Второй мировой войны. Объединение белорусских земель в составе бсср.
  • 22.Начало Великой Отечественной войны. Установление оккупационного режима, его цели.
  • 23. Решающие победы Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
  • 24. Боевая деятельность партизан и подпольщиков.
  • 25. Освобождение Беларуси. Операция «Багратион». Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войн. Итоги войны для белорусского народа и его вклад в Победу над фашизмом.
  • 26.Основные тенденции общественно-политического развития бсср в 1945-1985 гг.
  • 27.Основные тенденции социально-экономического развития бсср в послевоенный период (1945-1985 гг.)
  • 28. Культура Беларуси советского периода
  • 29. Провозглашение Республики Беларусь. Распад ссср и создание снг.
  • 30. Основные тенденции общественно-политического развития республики Беларусь.
  • 31. Становление и реализация белорусской модели социально-ориентированной экономики.
  • 32. Геополитическое положение Республики Беларусь.
  • 1. Основные черты и периодизация первобытного общества. Белорусские земли в период первобытности

    Первобытнообщинный строй – первый этап в развитии человечества занимает огромный период времени с момента появления человека около 4 млн лет назад до середины I тысячелетия н. э. В зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда, установилось деление первобытной эпохи на такие века:

    – каменный – приблизительно 4 млн лет назад – III тысячелетие до н. э.;

    – бронзовый – III–I тысячелетие до н. э.;

    – железный – I тысячелетие до н. э. – сер. I тысячелетия н. э.

    В свою очередь каменный век включает в себя палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новый каменный век). К основным чертам первобытного строя следует отнести, во-первых, зависимость людей от природных условий. Вся жизнь первобытного человека проходила в борьбе за выживание, что стимулировало появление новых орудий труда и новых видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, всеобщность и обязательность труда. В-третьих, для первобытной эпохи характерно коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства. В развитии первобытного хозяйства принято выделять два основных этапа – присваивающее и производящее хозяйство. Присваивающее хозяйство (собирательство, охота, рыболовство) совпадает с периодом палеолита и мезолита. В этот период человек (как считают ученые около 300–200 тыс. лет тому назад) овладел огнем. Миф о Прометее, принесшем людям огонь – молнию, отражает техническую победу наших отдаленных предков. В мезолите человек создал лук со стрелами, каменный топор с деревянной ручкой.

    С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству, в котором основными видами хозяйственной деятельности становятся земледелие и скотоводство (неолитическая революция). Переход к земледелию и скотоводству означает и первое общественное разделение труда (деление племен на земледельческие и скотоводческие), что способствовало прогрессу в развитии производительных сил. В неолите человек уже использовал ткацкий станок, гончарный круг. В IV тыс. до н. э. на Востоке было изобретено колесо, появились первые колесные повозки с использованием тягловой силы животных. Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тысячелетии до н. э. Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла – меди и бронзы (сплава меди с оловом). Занятие скотоводством и земледелием усилили роль мужчины в производстве. Начался переход от матриархата (счет родства по материнской линии) к патриархату (счет родства по отцу). Использование железа для изготовления разнообразных орудий труда способствовало не только дальнейшему развитию земледелия и

    животноводства, но и зарождению ремесленного производства как самостоятельного вида деятельности. Отделение ремесла от земледелия означает второе общественное разделение труда. Заселение территории Беларуси первобытными людьми происходило в промежуток времени 100–35 тыс. лет до н. э. Самые известные стоянки первобытных людей эпохи палеолита на территории рес- публики найдены возле деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района, возраст которых 26–23 тыс. лет. Население в палеолите было немногочисленным. На каждой стоянке в среднем жило по 25 человек. Условия для жизни людей были тяжелые. На севере Беларуси стоял ледник, климат был арктический, растительность бедная. Приблизительно 10–8 тыс. лет до н. э. закончился ледниковый период. В мезолите произошло полное заселение человеком территории Беларуси. Известно 120 стоянок эпохи мезолита на территории Беларуси. Общая численность населения составляла приблизительно 4,5–6 тыс. человек. Основные орудия труда изготавливались из кремня, кости и дерева. Примитивное земледелие и скотоводство на белорусских землях появилось уже в неолите (приблизительно в IV тысячелетии до н. э.), а повсеместное распространение получили в эпоху бронзы (III–I тысячелетии до н. э.) с приходом на территорию Беларуси балтских племен. Первоначально земледелие существовало в самой примитивной форме – «подсечно-огневая система». Наиболее ранними зерновыми культурами земледелия на Беларуси считаются пшеница, лен, просо. Чуть позже стали сеять ячмень, бобовые и корнеплодные растения. Рост численности населения, значительный прогресс в изготовлении орудий труда, особенно с началом железного века, явились объективными предпосылками появления более интенсивной системы земледелия – пашенного, которое появилось на территории Беларуси в раннем железном веке. Землю обрабатывали с помощью деревянного рала, предшественника сохи и плуга, и тягловой силы животных (быка и коня). Использование тяговой силы животных повышало производительность труда в 45–50 раз. Следует отметить, что на протяжении всего раннего железного века на белорусских землях подсечное и пашенное земледелие сосуществовали. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что племена, проживавшие на территории Беларуси, научились добывать железо и изготавливать из него различные орудия труда – топоры, мотыги, серпы, косы в VII в. до н. э. Использование железа способствовало не только дальнейшему развитию земледелия и животноводства, которые стали больше давать продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, но и зарождению ремесленного производства – кузнечному, обработке дерева,

    кожи, кости, ткачеству, ювелирному и др. Совершенствование орудий труда, накопление агротехнических знаний, рост производительности труда привели к разложению первобытнообщинного строя в VI–VIII вв. н. э. В этот период ремесло окончательно отделилось от земледелия, а основной экономической ячейкой общества становится семья. Процесс разложения первобытного строя по времени совпал с заселением территории Беларуси славянскими племенами.

    Похожие публикации