Строящиеся аэс. Росатом (государственная корпорация)

Госкорпорация «Росатом» осуществляет масштабную программу сооружения АЭС как в Российской Федерации, так и за рубежом. В настоящее время в России осуществляется строительство 6 энергоблоков. Портфель зарубежных заказов включает 36 блоков. Ниже приведена информация о некоторых из них.


Строящиеся АЭС в России

Курская АЭС-2 сооружается как станция замещения взамен выбывающих из эксплуатации энергоблоков действующей Курской АЭС. Ввод в эксплуатацию двух первых энергоблоков Курской АЭС-2 планируется синхронизировать с выводом из эксплуатации энергоблоков №1 и №2 действующей станции. Застройщик - технический заказчик объекта – АО «Концерн Росэнергоатом». Генеральный проектировщик - АО ИК «АСЭ», генеральный подрядчик - АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»). В 2012 году были проведены предпроектные инженерные и экологические изыскания по выбору наиболее предпочтительной площадки размещения четырёхблочной станции. На основании полученных результатов выбрана площадка Макаровка, расположенная в непосредственной близости от действующей АЭС. Церемония заливки «первого бетона» на площадке Курской АЭС-2 состоялась в апреле 2018 года.

Ленинградская АЭС-2

Расположение: близ г. Сосновый Бор (Ленинградская обл.)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2 – в стадии строительства, 4 – по проекту

Станция строится на площадке Ленинградской АЭС. Проектировщик - АО «АТОМПРОЕКТ», генеральный подрядчик - АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2», функции заказчика-застройщика выполняет ОАО «Концерн «Росэнергоатом». Проект будущей АЭС в феврале 2007 года получил положительное заключение Главгосэкспертизы РФ. В июне 2008 года и июле 2009 года Ростехнадзор выдал лицензии на сооружение энергоблоков Ленинградской АЭС-2 - головной атомной электростанции по проекту «АЭС-2006». Проект ЛАЭС-2 с водо-водяными энергетическими реакторами мощностью по 1200 МВт каждый отвечает всем современным международным требованиям по безопасности. В нем применены четыре активных независимых канала систем безопасности, дублирующие друг друга, а также комбинация пассивных систем безопасности, работа которых не зависит от человеческого фактора. В составе систем безопасности проекта - устройство локализации расплава, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и система пассивного отвода тепла от парогенераторов. Расчетный срок службы станции – 50 лет, основного оборудования – 60 лет. Физический пуск энергоблока №1 Ленинградской АЭС-2 состоялся в декабре 2017 года, энергетический пуск – в марте 2018 года. Блок был введен в промышленную эксплуатацию 27 ноября 2018 года. Ведется сооружение энергоблока №2.

Нововоронежская АЭС-2

Расположение: близ г. Нововоронеж (Воронежская обл.)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2 (1 - в стадии сооружения)

Нововоронежская АЭС-2 строится на площадке действующей станции, это самый масштабный инвестиционный проект на территории Центрально-Черноземного региона. Генеральный проектировщик - АО «Атомэнергопроект». Генеральным подрядчиком выступает АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»). Проект предусматривает использование реакторов ВВЭР проекта «АЭС-2006» со сроком эксплуатации 60 лет. Проект «АЭС-2006» базируется на технических решениях проекта «АЭС-92», получившего в апреле 2007 года сертификат соответствия всем техническим требованиям европейских эксплуатирующих организаций (EUR) к АЭС с легководными реакторами нового поколения. Все функции безопасности в проекте «АЭС-2006» обеспечиваются независимой работой активных и пассивных систем, что является гарантией надежной работы станции и ее устойчивости к внешним и внутренним воздействиям. Первая очередь Нововоронежской АЭС-2 будет включать два энергоблока. Энергоблок №1 Нововоронежской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 поколения «3+» был сдан в промышленную эксплуатацию 27 февраля 2017 года. В феврале 2019 года на энергоблоке №2 Нововоронежской АЭС-2 начался этап физического пуска.

Плавучая АЭС «Академик Ломоносов»

Расположение: г. Певек (Чукотский автономный округ)

Тип реактора: КЛТ-40С

Количество энергоблоков: 2

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. ПЭБ предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. Кроме того, такие энергоблоки могут работать в островных государствах, на их базе может быть создана мощная опреснительная установка.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) сооружается промышленным способом на судостроительном заводе и доставляется к месту размещения морским путем в полностью готовом виде. На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Строительство первого плавучего энергоблока началось в 2007 году на ОАО «ПО «Севмаш», в 2008 году проект был передан ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. 30 июня 2010 года состоялся спуск на воду плавучего энергоблока. После завершения швартовных испытаний в апреле-мае 2018 года ПЭБ «Академик Ломоносов» была транспортирована с завода в г. Мурманск, на площадку ФГУП «Атомфлот». 3 октября 2018 года на ПАТЭС завершена загрузка ядерного топлива в реакторные установки. 6 декабря 2018 года на плавучем энергоблоке состоялся энергетический пуск первого реактора. В 2019 году он будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в порту г. Певека. Строительство береговых сооружений было начато осенью 2016 года, оно осуществляется ООО «Трест Запсибгидрострой», которое уже имеет опыт строительства аналогичных объектов в арктических условиях. Все работы по сооружению береговых сооружений на площадке в Певеке работы ведутся в графике.

ПАТЭС предназначена для замещения выбывающих мощностей Билибинской АЭС, которая расположена в Чукотском автономном округе и на сегодняшний день вырабатывает 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Первый энергоблок Билибинской АЭС планируется окончательно остановить в 2019 году. Вся станция, как ожидается, будет остановлена в 2021 году.

Росатом уже работает над вторым поколением ПАТЭС - оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа RITM-200M мощностью 50 МВт каждый.

Строящиеся АЭС за рубежом

АЭС «Аккую» (Турция)

Расположение: близ г. Мерсин (провинция Мерсин)

Тип реактора: ВВЭР-1200
Количество энергоблоков: 4 (в стадии сооружения)


Проект первой турецкой АЭС включает в себя четыре энергоблока с самыми современными реакторами российского дизайна ВВЭР-1200 общей мощностью 4800 мегаватт.

Это серийный проект атомной электростанции на базе проекта Нововоронежской АЭС-2 (Россия, Воронежская область), расчетный срок службы АЭС "Аккую"– 60 лет. Проектные решения станции АЭС "Аккую" отвечают всем современным требованиям мирового ядерного сообщества, закрепленным в нормах безопасности МАГАТЭ и Международной консультативной группы по ядерной безопасности и требованиям Клуба EUR. Каждый энергоблок будет оснащен самыми современными активными и пассивными системами безопасности, предназначенными для предотвращения проектных аварий и/или ограничения их последствий. Межправительственное соглашение РФ и Турции по сотрудничеству в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в провинции Мерсин на южном побережье Турции было подписано 12 мая 2010 года. Генеральный заказчик и инвестор проекта - АО "Аккую Нуклеар" (AKKUYU NÜKLEER ANONİM ŞİRKETİ, компания, специально учрежденная для управления проектом), генеральный проектировщик станции - АО "Атомэнергопроект", генеральный подрядчик строительства - АО "Атомстройэкспорт" (обе входят в инжиниринговый дивизион Росатома). Техническим заказчиком является ОАО «Концерн Росэнергоатом», научный руководитель проекта - ФГУ НИЦ «Курчатовский институт», консультант по вопросам лицензирования – ООО «ИнтерРАО - УорлиПарсонс», АО «Русатом Энерго Интернешнл» (АО «РЭИН») - девелопер проекта и мажоритарный акционер "Аккую Нуклеар". Основной объем поставок оборудования и высокотехнологичной продукции для реализации проекта приходится на российские предприятия, проект также предусматривает максимальное участие турецких компаний в строительных и монтажных работах, а также компаний из других стран. Впоследствии турецкие специалисты будут привлекаться к участию в эксплуатации АЭС на всех этапах ее жизненного цикла. Согласно межправительственному соглашению от 12 мая 2010 года, турецкие студенты проходят обучение в российских ВУЗах по программе подготовки специалистов атомной энергетики. В декабре 2014 года Министерство окружающей среды и градостроительства Турции одобрило Отчет по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) АЭС "Аккую". Церемония по закладке фундамента морских сооружений АЭС прошла в апреле 2015 года. 25 июня 2015 года Управление по регулированию энергетического рынка Турции выдало АО "Аккую Нуклеар" предварительную лицензию на генерацию электроэнергии. 29 июня 2015 года с турецкой компанией "Дженгиз Иншаат" был подписан контракт на проектирование и строительство морских гидротехнических сооружений атомной станции. В феврале 2017 года Турецкое агентство по атомной энергии (ТАЕК) одобрило проектные параметры площадки АЭС "Аккую". 20 октября 2017 года АО "Аккую Нуклеар" получила от ТАЕК ограниченное разрешение на строительство, являющееся важным этапом на пути к получению лицензии на строительство АЭС. 10 декабря 2017 года на площадке АЭС «Аккую» состоялась торжественная церемония начала строительства в рамках ОРС. В рамках ОРС выполняются строительно-монтажные работы на всех объектах атомной электростанции, за исключением зданий и сооружений, относящихся к безопасности «ядерного острова». АО "Аккую Нуклеар" плотно сотрудничает с турецкой стороной по вопросам лицензирования. 3 апреля 2018 года состоялась торжественная церемония заливки "первого бетона".

Белорусская АЭС (Беларусь)

Расположение: город Островец (Гродненская область)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2 (в стадии сооружения)

Белорусская АЭС - первая в истории страны атомная электростанция, крупнейший проект российско-белорусского сотрудничества. Строительство АЭС ведется в соответствии с Соглашением между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь, заключенным в марте 2011 года, на условиях полной ответственности генерального подрядчика («под ключ»). Станция расположена в 18 км от г. Островец (Гродненская область). Она сооружается по типовому проекту поколения 3+, полностью соответствующему всем «постфукусимским» требованиям, международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ. Проект предусматривает сооружение двухблочной АЭС с реакторами ВВЭР-1200 общей мощностью 2400 МВт. Генеральный подрядчик строительства – Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом» (АСЭ). В настоящее время на основных объектах пусковых комплексов строящихся энергоблоков Белорусской АЭС ведутся тепломонтажные и электромонтажные работы в соответствии с утвержденным совместно графиком. На энергоблоке №1 завершен монтаж основного оборудования реакторного и машинного залов, продолжается этап полномасштабных пуско-наладочных работ. На энергоблоке №2 ведется монтаж основного оборудования реакторного зала. Строительство этой станции обещает установить рекорд по степени вовлеченности в работу белорусских специалистов. В проекте сооружения Белорусской АЭС задействованы 34 подрядные организации, в том числе свыше 20 белорусских. После ввода в промышленную эксплуатацию атомная электростанция в Островце будет вырабатывать около 25% необходимой Беларуси электроэнергии.

АЭС «Бушер» (Иран)

Расположение: близ г. Бушер (провинция Бушир)

Тип реактора: ВВЭР-1000

Количество энергоблоков: 3 (1 – построен, 2 - в стадии сооружения)


АЭС «Бушер» – первая в Иране и на всем Ближнем Востоке атомная электростанция. Строительство было начато в 1974 году немецким концерном Kraftwerk Union A.G. (Siemens/KWU) и приостановлено в 1980 году из-за решения германского правительства присоединиться к американскому эмбарго на поставки оборудования в Иран. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран 24 августа 1992 года было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, и 25 августа 1992 года заключено соглашение о сооружении атомной электростанции в Иране. Строительство АЭС было возобновлено после длительной консервации в 1995 году. Российским подрядчикам удалось осуществить интеграцию российского оборудования в строительную часть, выполненную по немецкому проекту. Электростанция была подключена к электрической сети Ирана в сентябре 2011 года, в августе 2012 года энергоблок №1 вышел на полную рабочую мощность. 23 сентября 2013 года Россия состоялась официальная передача первого энергоблока АЭС «Бушер» мощностью 1000 МВт иранскому заказчику. В ноябре 2014 года был заключен ЕРС-контракт на сооружение «под ключ» еще двух энергоблоков АЭС (с возможностью расширения до четырех энергоблоков). Генеральный проектировщик – АО «Атомэнергопроект», генеральный подрядчик - АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»). Для сооружения выбраны реакторы ВВЭР-1000 проекта «АЭС-92». Церемония официального старта проекта «Бушер-2» состоялась 10 сентября 2016 года. В октябре 2017 года был дан старт строительно-монтажным работам на стройплощадке второй очереди станции.

АЭС "Эль-Дабаа" (Египет)

Расположение: область Матрух на берегу Средиземного моря

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 4

АЭС "Эль-Дабаа" – первая атомная станция в Египте, в области Матрух на берегу Средиземного моря. Она будет состоять из 4-х энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200. В ноябре 2015 года Россия и Египет подписали Межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении по российским технологиям и эксплуатации первой египетской АЭС. В соответствии с подписанными контрактами, Росатом осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл атомной станции, проведет обучение персонала и окажет египетским партнерам поддержку в эксплуатации и сервисе АЭС «Эль Дабаа» на протяжении первых 10 лет работы станции. В рамках реализации проекта сооружения АЭС «Эль Дабаа» Росатом также окажет египетским партнерам помощь в развитии ядерной инфраструктуры, увеличит уровень локализации, обеспечит поддержку в повышении общественной приемлемости использования атомной энергетики. Подготовка будущих работников АЭС будет проходить как в России, так и в Египте. 11 декабря 2017 года в Каире генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв и министр электроэнергетики и возобновляемых источников энергии Египта Мохаммед Шакер подписали акты о вступлении в силу коммерческих контрактов на сооружение этой атомной станции.

АЭС «Куданкулам» (Индия)

Расположение: близ г. Куданкулам (штат Тамил Наду)

Тип реактора: ВВЭР-1000

Количество энергоблоков: 4 (2 – в эксплуатации, 2 - в стадии сооружения)

АЭС «Куданкулам» сооружается в рамках выполнения Межгосударственного соглашения, заключенного в ноябре 1988 года, и дополнения к нему от 21 июня 1998 года. Заказчик – Индийская корпорация по атомной энергии (ИКАЭЛ). Сооружение АЭС «Куданкулам» ведет АО «Атомстройэкспорт», генеральный проектировщик - АО «Атомэнергопроект», генеральный конструктор - ОКБ «Гидропресс», научный руководитель - РНЦ «Курчатовский институт». Проект «АЭС-92», по которому сооружается станция, был разработан институтом «Атомэнергопроект» (Москва) на базе серийных энергоблоков, которые длительное время эксплуатируются в России и странах Восточной Европы. Первый блок АЭС "Куданкулам" был включен в национальную энергосистему Индии в 2013 году. Он является на сегодняшний день самым мощным в Индии и соответствует наиболее современным требованиям безопасности. 31 декабря 2014 года энергоблок №1 был запущен в коммерческую эксплуатацию, 10 августа 2016 года он был официально сдан в промышленную эксплуатацию. Физический пуск энергоблока №2 начался в мае 2016 года, 29 августа 2016 года состоялся его энергопуск. В апреле 2014 года РФ и Индия подписали генеральное рамочное соглашение о строительстве с участием России второй очереди (энергоблоки №3 и №4) АЭС, а в декабре - документы, позволяющие начать ее сооружение. 1 июня 2017 года, в ходе XVIII Ежегодного российско-индийского саммита, проходившего в Санкт–Петербурге, АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом») и Индийская корпорация по атомной энергии подписали Генеральное рамочное соглашение по сооружению третьей очереди (энергоблоки №5 и №6) АЭС «Куданкулам». 31 июля 2017 года состоялось подписание контрактов между АО «Атомстройэкспорт» и Индийской корпорацией по атомной энергии на первоочередные проектные работы, рабочее проектирование и поставку основного оборудования для третьей очереди станции.

АЭС "Пакш-2" (Венгрия)

Расположение: близ г. Пакш (регион Тольна)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2

В настоящий момент на АЭС "Пакш", построенной по советскому проекту, работают четыре энергоблока с реакторами типа ВВЭР-440. Парламент Венгрии в 2009 году одобрил сооружение двух новых энергоблоков на АЭС. В декабре 2014 года Госкорпорация "Росатом" и компания MVM (Венгрия) подписали контракт на постройку новых блоков станции. В марте того же года Россия и Венгрия подписали соглашение о предоставлении кредита до 10 млрд евро на достройку АЭС "Пакш". Планируется, что на АЭС "Пакш-2" будут построены два блока (№5 и №6) проекта ВВЭР-1200. Генеральный проектировщик - АО "АТОМПРОЕКТ".

АЭС «Руппур» (Бангладеш)

Расположение: близ пос. Руппур (округ Пабна)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2

Межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве первой бангладешской АЭС «Руппур» было подписано в ноябре 2011 года. Первый камень в начало строительства станции был заложен осенью 2013 года. В настоящее время осуществляется подготовительная стадия строительства энергоблоков №1 и №2. Генеральный подрядчик - АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»), место реализации проекта – площадка в 160 км от г. Дакка. Строительство осуществляется за счет кредита, предоставляемого Россией. Проект соответствует всем российским и международным требованиям безопасности. Его основной отличительной чертой является оптимальное сочетание активных и пассивных систем безопасности. 25 декабря 2015 года подписан генеральный контракт на сооружение АЭС «Руппур» в Бангладеш. Документ определяет обязательства и ответственность сторон, сроки и порядок реализации всех работ и прочие условия сооружения АЭС. Заливка первого бетона состоялась 30 ноября 2017 года. В настоящее время на стройплощадке станции выполняются строительно-монтажные работы.

АЭС «Тяньвань» (Китай)

Расположение: близ г. Ляньюнган (округ Ляньюньган, провинция Цзянсу)

Тип реактора: ВВЭР-1000 (4), ВВЭР-1200 (2)

Количество энергоблоков: 6 (4 - в эксплуатации, 2 – в стадии сооружения)

АЭС «Тяньвань» - самый крупный объект российско-китайского экономического сотрудничества. Первая очередь станции (энергоблоки №1 и №2) была построена российскими специалистами и находится в коммерческой эксплуатации с 2007 года. Ежегодно на первой очереди АЭС вырабатывается свыше 15 млрд кВт/час электроэнергии. Благодаря новым системам безопасности («ловушка расплава») она считается одной из самых современных станций в мире. Сооружение первых двух блоков АЭС «Тяньвань» вела российская компания в соответствии с российско-китайским межправительственным соглашением, подписанным в 1992 году.

В октябре 2009 года Госкорпорация «Росатом» и Китайская корпорация ядерной промышленности (CNNC) подписали протокол о продолжении сотрудничества в сооружении второй очереди станции (энергоблоки №3 и №4). Генеральный контракт был подписан в 2010 году и вступил в силу в 2011 году. Сооружение второй очереди АЭС осуществляется «Цзянсуской ядерной энергетической корпорацией» (JNPC). Вторая очередь стала логическим развитием первой очереди станции. Стороны применили целый ряд модернизаций. Проект был улучшен с технической и эксплуатационных сторон. Ответственность за проектирование ядерного острова была возложена на российскую сторону, за проектирование неядерного острова – на китайскую сторону. Строительные, монтажные и пуско-наладочные работы велись китайской стороной при поддержке российских специалистов.

Заливка «первого бетона» на энергоблоке №3 состоялась 27 декабря 2012 года, строительство блока №4 началось 27 сентября 2013 года. 30 декабря 2017 года состоялся энергетический пуск энергоблока №3 АЭС «Тяньвань». 27 октября 2018 года состоялся энергетический пуск блока №4 АЭС «Тяньвань». В настоящее время энергоблок №3 передан «Цзянсуской ядерной энергетической корпорацией» (JNPC) для прохождения 24-х месячной гарантийной эксплуатации, а энергоблок №4 22 декабря 2018 г. передан в коммерческую эксплуатацию.

РУППУР (БАНГЛАДЕШ), 30 ноя — РИА Новости. Торжественная церемония заливки "первого бетона" в основание первой в Бангладеш АЭС "Руппур", символизирующая фактическое начало строительства этой атомной станции с участием России, состоится в четверг.

В церемонии примут участие премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина и генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев.

Ранее в ноябре этого года Комиссия по атомной энергии Бангладеш (BAEC) получила от национального атомного регулятора (BAERA) лицензию на строительство АЭС "Руппур".

Площадка первой в Бангладеш АЭС "Руппур" расположена на восточном берегу реки Ганг в поселении Руппур в округе Пабна, примерно в 160 километрах от столицы страны Дакки. Станция будет состоять из двух энергоблоков с реакторными установками типа ВВЭР мощностью 1200 МВт каждый, построенных по российскому проекту "АЭС-2006". Блоки, построенные по этому проекту, относятся к атомным блокам поколения "3+" с улучшенными технико-экономическими показателями, и соответствующие самым современным требованиям надежности и безопасности. Эталонным (референтным) блоком для АЭС "Руппур" стал энергоблок №1 российской Нововоронежской АЭС-2. Генеральный подрядчик строительства АЭС "Руппур" — АО "Атомстройэкспорт" (Москва, входит в инжиниринговый дивизион "Росатома" группу компаний ASE).

Первый камень в начало строительства АЭС "Руппур" был заложен осенью 2013 года. Энергоблок №1 АЭС "Руппур" планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году, энергоблок №2 — в 2024 году. Срок эксплуатации каждого энергоблока — 60 лет. Стоимость проекта составит до 13 миллиардов долларов. Россия предоставляет государственный экспортный кредит в размере до 11,38 миллиарда долларов.

Планируется, что в проекте АЭС "Руппур" примет участие и Индия. "Речь идет о привлечении индийских специалистов для подготовки кадров, технических консультаций. Наконец, нам не помешает участие индийских коллег и в самом строительстве, это поможет оптимизировать работы", — ранее сообщил Лихачев в интервью РИА Новости.

В октябре 2016 года бангладешский заказчик перечислил необходимый авансовый платеж. После его получения "Атомстройэкспорт" приступил к выполнению первоочередных работ основного периода, в частности к заказу оборудования первоочередной поставки и оборудования длительного цикла изготовления.

Ранее сообщалось, что поставка корпуса ядерного реактора для энергоблока №1 АЭС "Руппур" планируется на 2020 год, а для энергоблока №2 — на 2021 год. Парогенераторы на блоки №№1 и 2 также намечено поставить в 2020 и 2021 годах соответственно. Поставка главного циркуляционного трубопровода (по нему прокачивается теплоноситель для отбора тепла от активной зоны реактора) для блока №1 намечена на 2019 год, а для блока №2 — на 2020 год.

Оборудование турбинной установки для АЭС "Руппур" изготовит ПАО "Силовые машины" (Санкт-Петербург). По условиям договора "Силовые машины" спроектируют, изготовят и осуществят поставку двух комплектов паровых турбин мощностью по 1200 МВт, конденсаторов и отдельного вспомогательного оборудования для систем турбоустановки, а также двух комплектов турбогенераторов с оборудованием вспомогательных систем, системой возбуждения и возбудителем.

Также "Силовые машины" поставят теплообменное и насосное оборудование, трубопроводы обвязки и необходимую арматуру. Кроме того, энергомашиностроительная компания осуществит шеф-надзор за монтажными и пуско-наладочными работами на площадке АЭС по всему поставленному оборудованию. Завершение поставок оборудования для блока №1 "АЭС Руппур" запланировано на 2020 год, для блока №2 — на 2021 год.

На АЭС "Руппур" будет применена и российская автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП). Изготовить и поставить комплекс оборудования АСУ ТП для первого и второго энергоблоков будущей атомной станции планируется в 2019-2021 годах. После этого будут выполнены монтаж и наладка оборудования. Эти работы выполнит АО "Русатом — Автоматизированные системы управления" (РАСУ, также входит в "Росатом").

Во вторник стало известно, что из проекта по строительству в Турции атомной станции Akkuyu («Аккую») вышли две турецкие компании — Kolin Insaat и Kalyon Insaat. Участие еще одной частной компании - Cengiz Holding — под вопросом. Турецкое агентство Anadolu ранее сообщило со ссылкой на представителей этих трех компаний, что все они вышли из партнерства с Россией, поскольку не смогли договориться об условиях сделки.

Пресс-служба «Росатома» подтвердила факт выхода из переговоров двух компаний — Kolin Insaat и Kalyon Insaat.

«Росатом» ведет переговоры с разными компаниями, а между турецкими идет битва собственников, они определяются», — пояснил источник «Газеты.Ru» в госкорпорации.

Официальная позиция российской атомной монополии — вместо консорциума частных компаний новым партнером, возможно, станет турецкая государственная энергокомпания EUAS ICC. «Да, я могу подтвердить, что ведутся переговоры с EUAS. Сейчас активные переговоры ведутся со многими компаниями, включая EUAS, однако, окончательного решения пока нет», — сообщил глава пресс-службы проектной компании «Аккую Нуклеар» Василий Корельский.

Он добавил, что российская сторона «будет очень рада», если EUAS станет партнером и войдет в проект. «С каждым днем стоимость проекта растет, мы ожидаем, что с получением лицензии стоимость вырастет еще», — отметил Корельский.

Дружба, как бетон

Межправительственное российско-турецкое соглашение о строительстве «Аккую» было подписано в мае 2010 года. АЭС, как предполагается, должна строиться по концессионной схеме, когда одновременно строителем и владельцем зарубежного объекта выступает российская сторона.

Объем инвестиций в проект с российской стороны — $22 млрд. Москва еще в 2015 году заявляла, что средства на турецкую АЭС имеются в Фонде национального благосостояния. Первый транш в $3 млрд был зарезервирован, часть этих средств, около $400 млн, уже была выделена, и ее успели потратить на подготовку к строительству подводной части площадки под АЭС. Место стройки - провинция Мерсин на побережье Средиземного моря.

Проект предусматривает сооружение четырех энергоблоков (реакторы ВВЭР) мощностью по 1,2 ГВт каждый. Аналогичные используются на Нововоронежской АЭС-2.

И российские, и турецкие власти неоднократно заявляли, что проект «Аккую» успешно развивается. Но дальше заявлений дело не шло. В мае прошлого года министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что подготовка к строительству первого энергоблока на «Аккую» вышла на финальный этап.

«У нас с Россией выработана «дорожная карта», проект «Аккую» реализуется успешно. Сейчас в вопросах строительства энергоблоков мы вышли на финальный этап, и скоро, в течение месяца, начнется рытье котлована под реактор», — сказал Зейбекчи.

После этого заявления президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригласил президента России Владимира Путина на церемонию заливки первого бетона на АЭС «Аккую». Правда, церемонию сдвинули и теперь она запланирована на 2018 год.

Об этом «Газета.Ru» сообщала в ноябре прошлого года по итогам встречи президентов в Сочи.

Но из официального комментария, обнародованного во вторник, следует, что с праздничной церемонией снова придется подождать. Проект «Аккую», казавшийся на стадии заключения договора в 2010 году абсолютно надежным, имеет все признаки долгостроя. И не факт, что будет реализован.

Первоначальный срок ввода в эксплуатацию первого энергоблока был запланирован на 2019 год. Теперь станцию планируют запустить, точнее, ее первый энергоблок, в 2023 году, к столетнему юбилею Турецкой Республики.

Воздушная тревога

Приступить к «стройке века» мешают как политические, так и экономические причины. Атомный проект «Аккую» (а также строительство газопровода «Турецкий поток») оказались под вопросом после того, как в 2015 года российский Су-24 был сбит в Сирии турецким истребителем. Эрдоган решил не извиняться за этот инцидент. Отношения двух стран осложнились настолько, что Путин подписал указ о применении специальных экономических мер против Турции.

После инцидента с российским истребителем, вялотекущая стройка встала, сообщало агентство Reuters со ссылкой на представителя министерства энергетики Турции. Но в итоге инцидент был исчерпан, Эрдоган извинился, Москва сняла «помидорное эмбарго» с Турции, хотя и не полностью.

Лидеры помирились и даже договорились наращивать взаимный товарооборот - до $100 млрд к 2023 году. Этот ориентир назывался еще в 2015 году. В 2014 году товарооборот достигал $31 млрд. Сейчас даже такой ориентир кажется маловероятным.

Но у проекта «Аккую» есть противники и внутри страны. Турецкая оппозиция называет условия строительства АЭС кабальными. Раздражает в первую очередь зафиксированная в межправсоглашении цена на электроэнергию, которая будет получена: 12,35 цента за киловатт-час на период до 25 лет. Турки считают ее завышенной.

Чисто экономическая составляющая проекта не менее проблемная. Межправительственное российско-турецкое соглашение о строительстве АЭС «Аккую» предусматривает возможность продажи миноритарного пакета сторонним инвесторам.

Планировалось, что 49% в проектной компании «Аккую Нуклеар» «Росатом» продаст турецким инвесторам, сохранив за собой 51%. Турецкая служба Bloomberg и агентство Anadolu со ссылкой на свои источники сообщали ранее, что «Росатом» принял такое решение — продать почти половину своей доли в проекте — в связи с экономическим кризисом в России.

О своей заинтересованности в строительстве АЭС заявила турецкая компания Cengiz İnşaat («Чингиз Ишаат»). Ранее она выиграла тендер на строительство инфраструктуры для АЭС — возведение дамбы, водозабора, порта и т.п. Тогдашний глава госкорпорации Сергей Кириенко сообщил, что не располагает новой информацией по проекту «Аккую». «Я не хочу комментировать сплетни», — ответил Кириенко.

Как сейчас выясняется, частным турецким компаниям предложение российской стороны не показалось привлекательным.

Закон защиты оливок и маслин

Осложняет ситуацию и экологическая составляющая. «Гринпис» ранее устривал на улицах Стамбула и Мерсина перформансы против строительства станции. Экологи изображали погибших людей и несли плакаты с надписью: «Атом убивает — мы хотим жить!» Протесты разогнали, обстреляв участников из водометов. Но турецкие власти, опасаясь протестов оппозиции и экологов, опасаются кардинально менять действующее законодательство.

Например, в Турции действует закон о том, что нельзя возводить технологические объекты ближе чем на 3 км от оливковых рощ. «А в Турции три любых оливковых дерева уже считаются рощей, и такие рощи там на каждом шагу. Если нарушить этот закон, штрафы будут такими, что никакая АЭС не окупится, не говоря уже о протестах «Гринпис», — рассказывал ранее источник «Газеты.Ru».

Правда, президент Эрдоган традиционно жестко реагирует на доводы противников «мирного атома».

«В мире действуют 444 АЭС — с ними что делать, кто-нибудь волнуется? Кто-нибудь слышал такие призывы в отношении 62 строящихся АЭС? Тогда в чем причина такой озабоченности по поводу наших строящихся атомных станций?» — возмущался ранее Эрдоган.

Судя по всему, экологический фактор, скорее всего, не будет иметь серьезных последствий для этого проекта.

Если ни частные, ни государственная компания Турции не заинтересуются проектом, есть еще один вариант решения проблемы. Глава «Росатома» Алексей Лихачев в прошлом году заявлял, что компании из стран Персидского залива тоже проявляют интерес к участию в проекте «Аккую». Решение о привлечении инвесторов в проект будет решаться совместно с правительством Турции. Он подчеркнул, что «Росатом» рассчитывает на подписание инвестсоглашения по проекту к 2018 году. «Мы рассчитываем войти в следующий год с инвестиционным соглашением», — сказал глава «Росатома».

2018-й наступил. Переговоры продолжаются. Турецкая сторона не раз намекала, что, если не получится с Россией, то к проекту можно будет подтянуть западных и восточных конкурентов - из Японии, Кореи, США, Китая.

Кроме строительства «Аккую» правительство Турции готовит реализацию еще двух атомных проектов. На Черном море. Один в районе города Синоп — напротив Крымского полуострова. Второй — у границы с Болгарией, в районе городка Игнеада.

Ранее сообщалось, что этим проектом интересуются американская энергетическая компания Westinghouse Electric и китайская CSNTC. Переговоры с ними вела все та же турецкая госкомпания EUAS.

Турция крайне заинтересована в развитии атомной энергетики. По темпам роста энергопотребления Турция уступает только Китаю. Ежегодно страна импортирует энергоносители на $60 млрд. Турция будет вынуждена строить АЭС. И это ее слабое место в переговорах с Россией. Но Турция прежде не раз заявляла, что не хочет зависеть от одного партнера и всегда готова искать альтернативные варианты. И это сильный аргумент в споре с Россией.

Влияние санкций США и Европы, публикация «Кремлевского доклада», вроде бы, не отражается напрямую на проекте «Аккую». Но и с этим фактором тоже придется считаться.

Потребители поднимали вопрос о переносе сроков запуска новых АЭС весной. За I квартал электроэнергия в европейской части России и на Урале выросла на 15–20%, в том числе из-за ввода 2 ГВт новых АЭС, которые строятся по программе договоров о предоставлении мощности (ДПМ, гарантируют инвестору возврат вложенных средств с доходностью 10,5%). Цена мощности новых АЭС в I квартале составила 3,5–4 млн руб. за 1 МВт в месяц, что в 30–35 раз превышает цену конкурентного отбора, писал Дворковичу директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев («Ведомости» знакомы с текстом от 20 апреля).

Среднегодовые темпы роста сохранятся на уровне 18% в течение 2017–2020 гг., писал Киселев. Он предложил правительству увеличить срок действия ДПМ для АЭС с 25 до 35–45 лет со снижением базовой доходности и перенести срок ввода этих электростанций на период после 2023 г. По мнению Киселева, это позволило бы оптимизировать инвестпрограмму «Росатома». Похожее решение было принято в 2015 г.

В 2017 г. платеж потребителей за ДПМ АЭС составил около 116 млрд руб., за тепловые ДПМ – 263 млрд руб., посчитала руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, но в 2021 г. платеж за ДПМ АЭС вырастет до 223 млрд руб. Сглаживание платежей в адрес атомной генерации – это неизбежность, с которой столкнется регулятор в ближайшие годы в связи с двукратным ростом платежей за мощность при стагнации спроса, считает Киселев.

Заместитель гендиректора «Росатома» Александр Локшин в октябрьском письме в Минэнерго («Ведомости» знакомы с текстом) указывал, что в 2011 г. правительство уже снижало базовую доходность для ДПМ АЭС с 14 до 10,5%. Исключение платежей по ДПМ отрицательно скажется на финансовом состоянии «Росэнергоатома» (управляет российскими АЭС, входит в «Росатом»). Компания готова обсуждать перенос сроков запуска АЭС, но только если срок начала получения платежей по ДПМ также будет перенесен, писал Локшин. В годовом отчете «Росэнергоатома» говорится, что компании осталось построить новые энергоблоки на Ленинградской, Курской, Нововоронежской и Ростовской АЭС. Инвестпрограмма составит 105,5 млрд руб. в 2018 г. и 135,4 млрд руб. в 2019 г.

Если сравнивать платежи по ДПМ за единицу мощности, то тариф у последних введенных АЭС выше, чем у тепловой генерации, в 5 раз, но и загрузка АЭС самая высокая, отмечает Порохова. При высоких капзатратах на строительство АЭС их операционные расходы в 3–4 раза меньше, чем у ТЭС, продолжает она. По словам Пороховой, без больших строек в России «Росатому» было бы сложнее развивать новые технологии и конкурировать на международных рынках.

«Мы понимаем озабоченность участников энергорынка проблемой снижения финансовой нагрузки на потребителей», – говорил «Ведомостям» в начале декабря представитель «Росатома». Он подтверждал готовность изучить возможность отсрочки запуска новых энергоблоков Ленинградской АЭС-2 и Нововоронежской АЭС-2. В пятницу представитель «Росатома» на запрос не ответил. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. В ФАС протокол совещания пока не получали, сказал представитель службы. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос.

Главный продукт «Росатома» - атомные станции. Не так давно у продукта АЭС появился официальный «владелец» - первый заместитель генерального директора ГК «Росатом» Александр Локшин. В интервью СР он рассказал, кто такой «владелец продукта АЭС», в чем заключается его роль, и поделился своим взглядом на перспективы развития проектов сооружения АЭС.

- Зачем понадобилось создание в госкорпорации такой роли, как владелец продукта АЭС?

Конкуренция сегодня на рынке ужесточается, на наших традиционных покупателей выходят и другие (новые) продавцы. Поэтому основная наша задача - обеспечить конкурентоспособность своих продуктов, а это значит, надо работать над снижением цены и совершенствовать потребительские свойства.

При этом есть ряд ключевых для корпорации продуктов, которые создаются не на одном предприятии, даже не в одном дивизионе. Значит, точка принятия решений о том, каким должен быть этот продукт, и оптимизация всего процесса его изготовления с точки зрения снижения себестоимости для всей корпорации должны быть вынесены на верхний уровень - то есть эта точка принятия решений должна находиться в центральном аппарате.

Один из таких продуктов - ядерное топливо. В 2016 году мы попробовали выстроить на его примере систему управления по продукту. Владельцем продукта «ядерное топливо» был назначен Владислав Игоревич Корогодин.

В течение года мы проверяли возможность такого способа управления. Результаты пилота показали, что он вполне работоспособен. Поэтому было принято решение развивать в отрасли именно продуктовое управление.

Первым шагом мы договорились о том, что вообще считать ключевыми для отрасли продуктами. Перечень этих продуктов утвердили решением Стратегического совета.

Очевидно, что главным и самым масштабным продуктом для госкорпорации является сооружение атомной станции под ключ. Какие атомные станции мы предлагаем рынку? Как учитывать пожелания наших заказчиков? Как оптимизировать себестоимость? Поскольку в процессе сооружения участвуют сразу несколько дивизионов, решения о том, какими быть станциям, должны приниматься в госкорпорации, и уровень должности человека, принимающего такие решения, должен быть чрезвычайно высоким, не ниже первого заместителя генерального директора. Поэтому владельцем продукта АЭС был назначен именно я.

- В чем главная задача владельца продукта АЭС?

«СОВСЕМ ОДИНАКОВЫМИ ПРОЕКТЫ БЫТЬ НЕ МОГУТ, ОНИ БУДУТ ВИДОИЗМЕНЯТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКАЗЧИКОВ, ОТ СЕЙСМИЧЕСКИХ И КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПЛОЩАДКИ СООРУЖЕНИЯ. НО СТРЕМИТЬСЯ К МАКСИМАЛЬНОЙ ТИПИЗАЦИИ НЕОБХОДИМО»

Мы говорим об этом в последнее время постоянно, и тем не менее повторюсь. Самый большой вызов, с которым мы столкнулись после заключения большого количества контрактов на сооружение,- эти контракты выполнить. То есть уложиться в заявленные сроки и установленную стоимость.

Главная проблема сегодня в том, что мы каждый следующий контрактный блок строим как новый.

Моя задача как владельца продукта АЭС - усовершенствовать процесс управления сооружением атомных станций с учетом требований рынка и наших клиентов так, чтобы добиться управляемых сроков и качества сооружения станций.

- Что именно вы планируете предпринять для того, чтобы наши проекты не выбивались из графика?

Основной путь, который я вижу,- максимальная унификация сооружаемых блоков. Одна из основных сложностей при сооружении АЭС - длительность подготовки рабочей документации. На то есть объективная причина: чтобы детализировать проект, нужно знать, какое именно оборудование будет применено, а это определяется только по результатам его закупки. Во времена Советского Союза такой проблемы не существовало, проектировщик точно знал, какой завод будет изготавливать оборудование для проекта, знал его технические характеристики. В конкурентном рынке такой подход невозможен.

Можно начинать закупки оборудования заблаговременно - как минимум за два года до начала сооружения. Но тогда каждый следующий блок точно будет существенно отличаться от предыдущего, в зависимости от конкретных поставщиков.

Более трудоемкий, но более правильный путь - закупка оборудования сразу для всех предполагаемых к сооружению энергоблоков. Конечно, этот путь сложнее, прежде всего потому, что на стадии торгов нельзя определить конкретную стоимость каждой единицы оборудования, ведь производиться оно будет намного позже. Поэтому надо будет прописывать в договоре формулу цены, которая будет учитывать не зависящие ни от поставщика, ни от заказчика факторы: инфляцию, стоимость металла, стоимость электроэнергии и т.п.

Но пойдя по такому пути, мы получим очень большое преимущество - максимальную унификацию сооружаемых энергоблоков. Это упростит работу над проектной документацией, позволит уверенно прогнозировать ход сооружения на последующих блоках и максимально типизировать проекты. Конечно, совсем одинаковыми проекты быть не могут, они будут видоизменяться в зависимости от требований заказчиков, от сейсмических и климатических условий площадки сооружения. Но стремиться к максимальной типизации необходимо.

- Это предложения на уровне идей? Или уже готовится какой-то проект решения?

Наша задача - до конца года провести пилотные закупки некоторых видов оборудования, чтобы научиться конструировать формулу цены. И решаем мы эту задачу совместно с директором по закупкам «Росатома» Романом Зимонасом.

- Расскажите, как будет определяться перечень проектов, по которым планируется проводить такие закупки?

Сейчас в сооружении на разных стадиях 19 блоков. И мы уже определяем то оборудование, которое для всех этих блоков будет одинаковым, а затем будем закупать его сразу на все блоки. - Это задача нового проектного офиса? - Да, для реализации этих идей под управлением владельца продукта АЭС создан небольшой проектный офис, который возглавил Дмитрий Парамонов. Хочу обратить внимание - он не будет подменять собой проектные институты. У новой структуры другие задачи.

- А какие еще задачи стоят перед этим проектным офисом?

Самая важная задача - типизация продукта АЭС. Мы должны зафиксировать типовые технологические решения, из которых мы собираем блоки.

Это не значит, что проектный офис начнет проектировать станции. Его роль скорее в том, чтобы выступить единой точкой сбора и анализа информации.

Что происходит сейчас на наших стройках? Проектировщики, не зная, какое оборудование будет закуплено, не могут разработать детальный проект. Проектирование ведется по так называемому объекту-аналогу. То есть мы гипотетически знаем, что вот такой насос где-то и кем-то применялся, и включаем его в проект. Под него проектируем и все остальное - трубы, обвязки, технологические отверстия. А когда на площадку приходит реальное оборудование, оказывается, что проект надо менять. В итоге едут сроки.

Как только мы выйдем на типовые технические решения, сразу возникнет определенность с оборудованием, и мы сможем закупать его заранее, тем самым гарантируя себе управляемые сроки сооружения.

Конечно, развитием продукта проектный офис тоже будет заниматься. Но здесь важно найти разумный баланс между единовременными закупками под серию проектов и совершенствованием. В случае если найдем технические решения, которые позволят существенно повысить эффективность, будем вносить изменения в типовые решения, но не каждое по отдельности. Мы будем накапливать улучшения и потом вносить одним пакетом.

- Нужны ли еще какие-то изменения в части управления сооружением АЭС? Может быть, какие-то структурные изменения в проектном комплексе?

Никаких революций в организации процессов, связанных со стройкой, мы не планируем. Речь идет в первую очередь о том, чтобы совершенствовать управление, выстроить его так, чтобы отрасль соответствовала всем внешним и внутренним вызовам, сейчас и в стратегической перспективе. Добиться того, чтобы решения принимались тогда и там, где это необходимо, чтобы обеспечить соблюдение сроков и качества производства конечного продукта.

На проектные институты сегодня ложится колоссальная нагрузка, связанная с огромным объемом заключенных контрактов. Наша задача - сделать так, чтобы у инжинирингового дивизиона, который этими институтами управляет, было достаточно ресурсов и он мог с этой нагрузкой справиться. Эта задача в числе прочих решается в рамках развернутого проекта «Горизонт».

Что касается изменений, то я считаю, что любые изменения должны быть выстраданы. Есть такая народная пословица: один переезд - это как два пожара. Я сторонник изменений только тогда, когда становится очевидно, что они необходимы.

- Исторически за проекты сооружения АЭС за рубежом отвечал Кирилл Борисович Комаров. После назначения владельца продукта АЭС распределение ответственности как-то изменилось?

Пока ответственность за текущие проекты сооружения АЭС мы распределили следующим образом.

В зону моей ответственности помимо проектов сооружения АЭС в России и Белоруссии вошли АЭС «Руппур» (Бангладеш) и АЭС «Бушер» (Иран).

За проекты BOO - АЭС «Аккую» (Турция) и АЭС «Ханхикиви-1» (Финляндия) - отвечает Кирилл Борисович.

За сооружение АЭС «Аль-Дабаа» (Египет) и АЭС «Пакш» (Венгрия) мы временно установили совместную ответственность. По мере перехода этих проектов в стадию сооружения они будут переданы под мою ответственность.

- Будет ли как-то развиваться линейка ВВЭР? Может быть, в сторону большей мощности или в сверхкритику?

Может быть. Но пока развитие ВВЭР неочевидно. Есть некоторые предложения, которые позволяют улучшить качество продукта. Но по каждому такому предложению нужно понимать реальный результат. Что мы получим в итоге? Сможем продавать больше АЭС? Сможем строить их быстрее и дешевле? Приступать к реализации тех или иных решений можно будет, только получив четкий ответ на вопрос о результате.

- Как вы оцениваете систему мотивации проектировщиков, про которую много говорили за последние годы? Есть эффект?

Система мотивации - очень сложный вопрос. Мы пытаемся задействовать разные способы. Но они пока не дают того эффекта, который бы нам хотелось получить.

- Почему?

Пожалуй, главная причина в том, что результаты проектных решений мы получаем не сразу. Реальное снижение стоимости мы увидим только тогда, когда блок уже будет готов, а это до семи лет. Естественно, приз, который будет вручен через семь лет, не очень мотивирует сегодня. В системе мы пытались это учесть: часть вознаграждения за проектные решения выплачивается немедленно. Тем не менее пока объем предложений не такой большой. Продолжаем этот вопрос обсуждать.

- Владелец продукта АЭС отвечает только за станции большой мощности или вы будете заниматься и другими проектами?

Конечно, определение и развитие перспективных продуктов, в том числе реакторов на быстрых нейтронах, замыкание топливного цикла, станций малой и средней мощности,- это тоже моя задача.

- Что будет с направлением быстрых реакторов? На какой стадии сейчас работы по БН-1200?

Напомню, что у нас сейчас есть два направления: быстрые реакторы с натриевым и свинцовым теплоносителем. Перспективный проект с натриевым теплоносителем - БН-1200. Мы можем начать строить его хоть прямо сейчас - технически никаких проблем нет. Но это уже должен быть коммерческий, конкурентоспособный продукт, причем не только по сравнению с другими типами АЭС, но и со всеми видами генерации: и с тепловой, и с возобновляемыми источниками. На данный момент стоимость сооружения и, как следствие, стоимость произведенного на БН-1200 киловатт-часа еще не достигла в полной мере необходимых критериев конкурентоспособности. Работа в этом направлении ведется.

А что касается второго направления, преимущества реактора на свинцовом теплоносителе мы точно увидим только после создания опытно-демонстрационного центра с реактором БРЕСТ-300.

- Есть ли какой-то дедлайн по доработке проекта БН-1200?

Дедлайна нет. Работа над проектом не останавливается. Как только будет понятно, что конкурентоспособность проекта обеспечивается, сразу же будем строить.

- А как понять, что она обеспечивается, если расчет все равно бумажный?

Во-первых, бумажный расчет уже достаточно точен, потому что у нас есть БН-800, на котором многие решения реализованы. Во-вторых, это зависит не только от самого проекта, но и от внешних условий. При повышении цены на газ, например, конкурентоспособность резко возрастает, при повышении потребности в электроэнергии тоже. При повышении цены электроэнергии - нет.

- А вы сами верите, что по БН-1200 можно достичь конкурентоспособности?

«ВО ВРЕМЕНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПРОЕКТИРОВЩИК ТОЧНО ЗНАЛ, КАКОЙ ЗАВОД БУДЕТ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОЕКТА, ЗНАЛ ЕГО ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. В КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ ТАКОЙ ПОДХОД НЕВОЗМОЖЕН»

Если бы я не верил, я бы эту работу уже остановил.

- Каким вы видите развитие малых и средних реакторов?

Основная проблема для реакторов средней и малой мощности пока заключается в спросе. Потенциальные заказчики вроде бы есть, но чем ниже единичная мощность энергоблока, тем выше себестоимость производимой на нем электроэнергии. И думаю, что достичь себестоимости, сопоставимой с блоками большой мощности, в ближайшем будущем не удастся никому. Однако есть регионы, где цена электроэнергии намного выше, прежде всего, это изолированные территории, куда надо завозить топливо. В таких регионах цена электроэнергии может достигать 70 рублей за киловаттчас. И там АЭС средней и малой мощности точно могут быть конкурентоспособны.

У нас есть перспективные проекты, ключевая задача - найти на них покупателя.

- Кто этим занимается?

На внешнем рынке этим занимается РАОС, на внутреннем - госкорпорация. Работаем совместно с Минэнерго и Минобороны.

На мой взгляд, в текущей ситуации наиболее проработанный проект АЭС средней мощности - это РИТМ-200 разработки ОКБМ, а для малой мощности есть очень интересные предложения от НИКИЭТ.

Похожие публикации