Что такое ранее возникшее право. Признание ранее возникших прав на недвижимое имущество

Перечень документов для регистрации права собственности на объект недвижимости, возникшего до введения в действие Закона о регистрации (ранее 1998 года)

Для совершения сделок с объектом недвижимости, необходимо чтобы право собственности на эту недвижимость было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), который был создан в 1998 году. Если право собственности возникло до 1998 года (ранее возникшее право), в регистрационную службу подаются следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт ).
  2. Документ об уплате государственной пошлины (для уплаты госпошлины специалисты регистрационной службы выдадут вам готовые квитанции, которые вы должны оплатить). Внимание: Государственная пошлина не уплачивается, если государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется при государственной регистрации перехода права или сделки об отчуждении объекта недвижимости.
  3. Документы, подтверждающие полномочия представителя физического лица (представители действуют на основании нотариальных доверенностей ).
  4. Документы, подтверждающие наличие права на объект недвижимости, с отметкой о государственной регистрации права в ранее установленном законом порядке до вступления в силу Закона о регистрации (до 1998 года), которыми могут быть:
  • договор купли-продажи, мены, дарения, ренты, безвозмездной передачи (приватизации) и др.
  • свидетельство о праве на наследство
  • вступившее в законную силу судебное решение
  • справка о полном внесении паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного или жилищно-накопительного кооператива установленной формы, подписанная руководителем кооператива и главным бухгалтером – если объект — жилое помещение в ЖСК, ЖК, ЖНК
  • решение уполномоченного органа об утверждении акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (приказ, постановление и др.) с приложением вышеуказанного акта – если объект – жилой дом или прочее здание, сооружение
  • решение соответствующего Совета народных депутатов или главы местной администрации о предоставлении земельного участка на праве собственности , постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения – если объект – земельный участок.

5. Свидетельство либо государственный акт о правах на землю , выданное земельным комитетом — если объект – земельный участок.

6. Кадастровый план земельного участка (если объект – земельный участок) или план иного объекта недвижимого имущества (если объект – жилой дом, квартира, гараж, прочее здание или помещение, сооружение), выданные до 01.03.2008 года, либо кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимости, выданный после 01.03.2008 года, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

7. Паспорт объекта культурного наследия , охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство — если объект является объектом культурного наследия. Заключение историко-культурной экспертизы – если объект является выявленным объектом культурного наследия.

Законодательство меняется с каждым годом. Учитывая особенности общественных правоотношений, законодательный орган принимает соответствующие нормативно-правовые акты. И если, например, несколько лет назад необходимость законодательного регулирования определенных общественных правоотношений отсутствовала, то спустя определенный промежуток времени подобная необходимость может возникнуть. То же самое произошло и в сфере недвижимого имущества. Ведь с каждым годом растет количество мошенничеств и других преступлений, связанных с объектами недвижимости. Соответственно, нужно было принять такой нормативный акт, который бы устранил или свел к минимуму подобные ситуации. Подобным законодательным актом являлся закон, регулирующий порядок осуществления регистрации сделок, связанных с недвижимостью. Закон, который регулирует правила и порядок заключения и регистрации сделок с недвижимым имуществом, был принят довольно поздно – в 1998 году. До этого по всей стране не действовали определенные правила и единый порядок заключения тех сделок, предметом которых выступало недвижимость. Подобные правила действовали в некоторых субъектах РФ, а в некоторых регистрация вообще не осуществлялась. После принятия законодательного акта, предусматривающий единый порядок и правила, которые начали действовать по всей стране, возникла необходимость признания ранее возникших прав на недвижимое имущество. Это надо было сделать также по той причине, что не все сделки, предметом которых являлась недвижимость, были записаны в субъектах РФ.

Особенности процедуры регистрации

Признание ранее приобретенных прав на недвижимое имущество обладает рядом особенностей. Закон гласит, что все регистрирующие записи, которые были осуществлены до вступления в силу данного законодательного акта, имеют юридическую силу и признаются. Это значит, если сделка с недвижимостью получила учет в субъекте Российской Федерации, она имеет юридическую силу.

Закон также признает юридическую силу тех сделок, которые не были записаны в субъекте РФ. Но необходимо отсутствие подобного требования. Например, если согласно действующему порядку в субъекте РФ требовалось зарегистрировать сделку продажи недвижимости, а этого не было сделано, то данная сделка не может быть признана и не имеет юридической силы. Соответственно, ранее возникшее право собственности не может быть признано, так как был нарушен действующий порядок регистрации.

Порядок признания

Многих интересует вопрос о том, нужна ли регистрация ранее приобретенного права, которое было обретено на основании заключенной сделки. При признании ранее возникшего права необходимо учитывать, что:

  • процедуру дополнительной регистрации проходить не нужно. Это значит, что если право на недвижимое имущество было приобретено до принятия соответствующего закона, то проходить повторную регистрацию не нужно: оно признается, и правообладатель может владеть недвижимым имуществом на основании имеющихся у него документов;
  • если нужно будет зарегистрировать новые права на данное имущество, то необходимо пройти процедуру государственной регистрации прав, которые были приобретены до принятия данного законодательного акта. Например, если владелец решил продать свою квартиру, право на которую у него было приобретено до 1998 года, то ему придется сперва осуществить государственную регистрацию своего права собственности и только потом перейти к процедуре продажи квартиры.

Но при необходимости осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на практике могут возникнуть определенные проблемы, так как действующий законодательный акт тщательно не регулирует порядок осуществления государственной регистрации ранее возникшего права.

Для этого необходимо подать соответствующее заявление. При этом закон не требует внесения записи в ЕГРП на основании ранее сделанных записей в БТИ. Это значит, что, возможно, информация о конкретном объекте недвижимости может просто отсутствовать в ЕГРП. Процедура более осложняется.

Для осуществления регистрации права может возникнуть необходимость предъявления кадастрового паспорта. А для этого нужно прибегнуть к услугам соответствующих специалистов, что подразумевает дополнительные финансовые затраты. Если собственник намерен продать недвижимое имущество, то данной процедурой необходимо заняться заранее.

Другой казус, возникающий во время регистрации прав, связан с необходимостью оплаты государственной пошлины. Многие специалисты придерживаются того мнения, что государственная пошлина не должна взиматься за осуществление регистрации ранее возникшего права. Но при предъявлении заявления оплатить госпошлину все же придется.

Из вышеуказанного следует, что вопросы, связанные с признанием ранее возникшего права, получили свое законодательное регулирование. Но даже при наличии подобного регулирования, на практике возникают определенные трудности и проблемы. Конечно, законодательный орган все время ведет работу, направленную на устранение казусов и “недопониманий”, которые существуют в законодательных актах. Законодательному органу “на помощь” приходят специалисты и практикующие юристы, которые указывают на наличие определенных пробелов в законодательстве. Но все же оно не успевает за практикой и за развитием общественных отношений. Именно поэтому всегда есть пробелы, которые нужно устранить и наличие которых может стать причиной возникновение споров между участниками правоотношений.

Именно поэтому рекомендуется проконсультироваться с опытным и квалифицированным специалистом, прежде чем начать данную процедуру. Только квалифицированный юрист сможет дать полную и точную консультацию касательно интересующих заявителя вопросов.

Кроме того это – довольно сложная и трудная с законодательной точки зрения ситуация. Именно поэтому помощь юриста – просто необходима. Квалифицированный нотариус сможет подготовить весь пакет необходимых документов и бумаг, направить запросы в соответствующие государственные органы, предъявить заявление в регистрирующий орган и многое другое. Кроме того при необходимости квалифицированный адвокат обжалует решения уполномоченных государственных органов в судебном порядке, обеспечит представительство на судебных заседаниях. Если решение суда первой инстанции не удовлетворит клиента, его представитель может обжаловать данное решение в суд вышестоящей инстанции. А вступившее в силу решение, которое было принято в пользу клиента, подлежит обязательному исполнению. Соответственно если вы оказались в подобной ситуации, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Количество недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан, с каждым годом возрастает. Право на законное распоряжение недвижимостью возникает с момента его регистрации в уполномоченном государственном органе. До 31 января 1998 года таким органом являлся Департамент жилищной политики или БТИ в отношении жилых помещений и земельный комитет в отношении земельных участков, где осуществлялся учет недвижимого имущества граждан и происходила регистрация права собственности с выдачей свидетельств о праве собственности. В настоящее время Департамент жилищной политики и Бюро технической инвентаризации не является регистрирующим органом, а при возникновении права собственности должна быть сделана запись в ЕГРН. Таким образом, право собственности, возникшее до 1998 года, именуется ранее возникшим правом. В связи с чем у граждан, зарегистрировавших имущество до 1998 года, возникают резонные вопросы – действительны ли старые документы?, необходимо ли перерегистрировать право собственности?

Когда необходима перерегистрация и какие документы нужно будет предоставить?

Документы, регламентирующие право собственности на недвижимость, приобретенную до 31.01.98 г., имеют юридическую силу и перерегистрации не подлежат, если собственник не планирует осуществлять какие-либо сделки с недвижимостью (продажу, обмен, дарение и т.д.). Если же планируется имущество продать, обменять, подарить, то следует обратиться к специалистам за помощью в оформлении документов.

Для того, чтобы перерегистрировать право собственности, потребуются:

  • ранее полученные правоустанавливающие документы (договоры купли-продажи, мены, дарения и т.п.);
  • заявление от собственника;
  • паспорт;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • доверенность (в случаях, когда перерегистрацию будет осуществлять не сам собственник).

Куда обратиться за помощью?

Максимально эффективно, юридически грамотно и быстро оказать помощь в перерегистрации правоустанавливающих документов на недвижимое имущество сможет юрист нашей компании. Он проведет правовую экспертизу документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства, поможет правильно оформить заявление, направит пакет документов в Росреестр, в максимально сжатые сроки предоставит результат – выписку из ЕГРН. Грамотное

Количество недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан, с каждым годом возрастает. Право на законное распоряжение недвижимостью возникает с момента его регистрации в уполномоченном государственном органе. До 31 января 1998 года таким органом являлся Департамент жилищной политики или БТИ в отношении жилых помещений и земельный комитет в отношении земельных участков, где осуществлялся учет недвижимого имущества граждан и происходила регистрация права собственности с выдачей свидетельств о праве собственности. В настоящее время Департамент жилищной политики и Бюро технической инвентаризации не является регистрирующим органом, а при возникновении права собственности должна быть сделана запись в ЕГРН. Таким образом, право собственности, возникшее до 1998 года, именуется ранее возникшим правом. В связи с чем у граждан, зарегистрировавших имущество до 1998 года, возникают резонные вопросы – действительны ли старые документы?, необходимо ли перерегистрировать право собственности?

Когда необходима перерегистрация и какие документы нужно будет предоставить?

Документы, регламентирующие право собственности на недвижимость, приобретенную до 31.01.98 г., имеют юридическую силу и перерегистрации не подлежат, если собственник не планирует осуществлять какие-либо сделки с недвижимостью (продажу, обмен, дарение и т.д.). Если же планируется имущество продать, обменять, подарить, то следует обратиться к специалистам за помощью в оформлении документов.

Для того, чтобы перерегистрировать право собственности, потребуются:

  • ранее полученные правоустанавливающие документы (договоры купли-продажи, мены, дарения и т.п.);
  • заявление от собственника;
  • паспорт;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • доверенность (в случаях, когда перерегистрацию будет осуществлять не сам собственник).

Куда обратиться за помощью?

Максимально эффективно, юридически грамотно и быстро оказать помощь в перерегистрации правоустанавливающих документов на недвижимое имущество сможет юрист нашей компании. Он проведет правовую экспертизу документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства, поможет правильно оформить заявление, направит пакет документов в Росреестр, в максимально сжатые сроки предоставит результат – выписку из ЕГРН. Грамотное

Земельные юристы и адвокаты в Санкт-Петербурге

Юридические консультации,
- Проведение сделок с куплей-продажей земли,
- Составление исков, претензий и жалоб,
- Защита ваших интересов в суде.

Задайте вопрос адвокату!

Задайте вопрос адвокату!

Или позвоните нам прямо сейчас! Мы на связи!

– это процедура, после которой земельный участок официально, на государственном уровне будет закреплён за его владельцем - конкретным гражданином, который отныне имеет право распоряжаться этой землёй по своему усмотрению. Собственник земли имеет право:

  1. Дарить её,
  2. Сдавать её в аренду,
  3. Пользоваться ей для личных нужд, в соответствии с её назначением,
  4. Передавать её по наследству, составлять завещание с учётом этого земельного участка,
  5. Заключать договор ренты,
  6. Делить её на несколько участков, если технические правила ему это позволяют,
  7. Продавать эту землю,
  8. Делать земельный участок предметом залога под какой-либо кредит (проще говоря, брать займ под залог недвижимости)

Все эти действия будут доступны гражданину собственнику, только после прохождения процедуры .

Какой документ подтверждает права гражданина на владение и распоряжение участком?

2019-м году каким документом стала выписка из ЕГРП, который можно получить в любом МФЦ. До 2019 года документом, который свидетельствовал о праве гражданина на владение земельным участком являлось Свидетельство государственного образца. Это свидетельство было издано на специальной бумаге, с водяными знаками, исключающими подделку. Ныне оно упразднено.

Почему необходимо оформлять земельный участок в собственность?

Оформлять землю в собственность гражданину необходимо для того, чтобы не потерять свою недвижимость, владеть ей в полной мере, совершать сделки с нею. В том случае, если ЕГРН не содержит сведений о том, что вам принадлежит земельный участок, вы не сможете распоряжаться им, не сможете заключить законную сделку, если захотите продать или завещать данное недвижимое имущество.

Например, вы после смерти родителей пользуетесь земельным участком, который им принадлежал, но официально не оформили наследство на себя. Вы иногда приезжаете на этот участок, делаете посадки, иногда - нет.

Официально эта земля не принадлежит вам. И, поскольку долгое время она простаивает, государство может счесть эту землю вымороченным имуществом, имуществом, которое не перешло по наследству. В этой ситуации земля ваших родителей перейдет во владение государства и будет использована Администрацией на законном основании - по усмотрению. Государство в лице Администрации района проведет официальное оформление земельного участка на себя. Если администрация после этого передаст землю в пользование или во владение другим гражданам или организациям - это будет законно. Земля будет переоформлена на них после совершения сделки.

Поэтому своевременная регистрация права собственности на свою землю - в интересах нового владельца.

В каком порядке земельный участок оформляется в собственность

Юридически грамотный алгоритм, в котором воплощается в жизнь , включает шесть последовательных этапов.

Задайте вопрос, мы в онлайне!

Оставьте сообщение!

8-921-904-34-26 консультации юристов по земле в Петербурге


Этап первый. Формирование документального пакета на земельный участок

Чтобы состоялось, нужно обзавестись документами. Они зависят от ситуации. Ими могут стать и свидетельства, подтверждающие право на наследство , и договора классической купли-продажи, и договора, оформляющие уступку права требования .

Для того, чтобы начинать оформление оформление земельного участка в собственность , документальный пакет обязательно должен включать следующее:

  1. свидетельства, подтверждающие право собственности и/или наследства;
  2. любые договора, которые фиксируют проведение приватизации, дарения и тому подобных изменений;
  3. любые передаточные акты или же протоколы, фиксирующие факт внесения данного имущества в общую структуру уставного капитала любого хозяйствующего субъекта;
  4. постановления либо акты, в которых местная администрация фиксируют предоставление этого объекта;
  5. любые решения, вынесенные судебными инстанциями;
  6. любые соглашения, регулирующие процессы раздела имущества, а также порядка определения его долей;
  7. различные планы приватизации;
  8. любые иные документы, связанные с переходом прав на недвижимость.

При этом следует учитывать, что любой документ, правильность составления которого нарушена, заставляет сомневаться в своей подлинности. Как следствие – структура, в ведении которой находится государственная регистрация права собственности на земельный участок , приостановит этот процесс – до момента устранения сомнений. Для такого устранения есть сроки, и эти сроки ограничены. Пропуск их ведет к обязательному отказу органа регистрации.

Этап второй. Обращение к кадастровому органу для уточнения законных размеров и границ оформляемого земельного участка в собственность

Если возникновение права собственности на землю имеет серьезный срок давности, то кадастр, содержащий государственную информацию о недвижимости, включает сведения о них обычно только в декларативном формате. Это блокирует возможность выдать любой заинтересованной стороне кадастровый паспорт , ведь декларативная информация не предполагает внесенных характерных координатных точек, позволяющих с точностью указать земельные границы. Как следствие, такие границы требуется уточнить.

Точкой отсчета внесения информации об участках земли нередко становится момент принятия федерального закона «О регистрации прав», и если права на землю возникли до него, кадастр недвижимости может и не содержать о таком земельном участке никаких сведений. Тогда им может быть выдана только справка – о том, что сведения отсутствуют. При таком раскладе правообладатель должен незамедлительно подать туда свое заявление о том, чтобы структурами кадастрового учета были внесены сведения о недвижимости, которая ранее была учтена, в кадастр недвижимости, и приложить один из нужных документов.

Этап третий. Дополнительные документы

Чтобы государственная регистрация права собственности на земельный участок была успешной, только правильных документов недостаточно. В той структуре, которая ведает регистрацией подобных прав, обязательной является подача кадастрового паспорта. Этот необходимый для оформления земельного участка в собственность документ выдают управления Росреестра, и в качестве базы для его составления они принимают данные кадастра недвижимости .


Этап четвертый. Госпошлина и варианты ее оплаты

Согласно материалам российского Налогового кодекса, которые содержатся в двадцатом подпункте первого пункта его триста тридцать третьей статьи, регистрация – процедура платная, а величина оплаты зависит от конкретики и индивидуальной ситуации.

  1. Если регистрируются права или обременения по помещениям нежилого типа или договора отчуждения по ним, то планка госпошлины колеблется от тысячи рублей для физического лица до пятнадцати тысяч для организации.
  2. Если регистрируется право, которое возникло ранее, то планка установленных размеров подлежащей к оплате госпошлины сокращается до пятидесяти процентов.
  3. Если ведется оформление земельного участка в собственность , и цель этого – ведение собственного, личного хозяйства во всех его вариантах (огороды, дачи, гаражи, индивидуальное жилье), то планка госпошлины составит двести рублей.
  4. Если регистрируются непосредственно права, а также обременения, причем сами участки при этом включены в состав площадей сельскохозяйственного назначения, то планка госпошлины составит сто рублей, а если по ним же регистрируется долевая часть в праве – пятьдесят рублей.
  5. Оплатить нужный вариант пошлины следует до того, как подается непосредственное заявление или любая другая документация.
  6. Если в процессе оформления государственной регистрация права собственности на земельный участок , по одному и тому же действию есть несколько обратившихся, то они оплачивают его на условиях равной доли для каждого.

Этап пятый. Подача документального пакета для осуществления регистрационного процесса в Управлении Росреестра

Оформляется государственная регистрация права собственности на земельный участок точно там же, где он находится. Обращаться следует в рамках округа в структуру, ведающую процессами регистрации на государственной основе.

Подобная структура наделена компетенциями:

  1. Проводить проверку того, являются ли действительными документы, которые подает заявитель, и было ли лицо, которое осуществляло подготовку документального пакета, наделено правами, которые этому соответствуют;
  2. Проводить проверку тех прав, которые были зарегистрированы или заявлены в более ранние периоды;
  3. Проводить непосредственную регистрацию прав;
  4. Проводить выдачу документальных подтверждений подобной регистрации и выдачу информации о ней;
  5. Принимать на учет;
  6. Осуществлять выдачу каждому правообладателю, а также лицам, его представляющим на законной основе, копий документальных форм и договорных документов, для совершения которых была использована письменная форма, - если для этого будет предоставлено их заявление.

Подать документальный пакет для инициации такого процесса, как оформление земельного участка в собственность , в современных условиях осуществляется и при помощи почты, с обязательным заверением его в рамках нотариата.

Этап шестой. Получение удостоверенной регистрации

Когда все процедуры оказываются проведенными, государственная регистрация права собственности на земельный участок удостоверяется, для чего используется специальная форма свидетельства. Если в регистрации нуждалась сделка или договор, то их удостоверение заключено в том, что на самом документе, который выражает внутреннее содержание процесса сделки, проставляется специальная надпись регистрационного типа. Временные интервалы по такой регистрации лимитируются и не должны превышать порога в один месяц, начиная от момента, когда заявление было подано. Хотя стоит отметить, что реалии Санкт-Петербурга на сегодняшний день говорят о фактических сроках как минимум в два месяца.

Свидетельства проводимой за несколько последних лет судебной практики ярко показывают рост категории споров, в которых имел место отказ, выданный органами власти местного самоуправления в том, чтобы предоставить подтверждающие акты. Такие акты становятся абсолютной необходимостью, ведь документальные свидетельства о том, что передача в собственность какого бы то ни было объекта была оформлена действительно ненадлежащим образом, нередко отсутствуют, регистрация любых договоров и сделок проведена не была, внесение данных в ЕГРП также не делалось никак, при этом никакого обновления технической документации не было, если вообще удается отыскать такую документацию.

А ведь в приватизационный период право на недвижимость могло быть передано из рук в руки далеко не единожды. И при попытке регистрации ранее возникшего права потенциальный его обладатель предоставляет накопленный документальный пакет с немалым количеством противоречий, что добавляет в ситуацию сложностей, и последующий провести регистрацию можно обжаловать уже исключительно в рамках судебной инстанции.

Обобщая все это, можно сказать: если Вашим намерением стала любая передача своего права собственности , к примеру – подарок, любому новому лицу, или Вы намерены ограничить такое свое право, к примеру – путем передачи в залог, или Вы планируете любую сделку со своей недвижимостью – Вам при любом из этих вариантов будет абсолютно необходимо свой документальный пакет на такую недвижимость привести в состояние его соответствия современным законам. На практике это означает, что Вам потребуется провести регистрацию права собственности .

Термин «ранее возникшее право» - что под ним понимается?

Это разновидность права собственности на землю , возникновение которого произошло до даты действия закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ». Нередко такое право возникало и раньше, чем в рамках определенного округа произошло образование такой регистрационной службы, которая следуя этому же закону и проводила бы подобную регистрацию прав собственности .

В чем необходимость регистрировать такое право?

Проводимое в таком случае оформление земельного участка в собственность в рамках ЕГРП абсолютно обязательна, если с подобных участком земли осуществляется совершенно любая сделка, или он переводится из категории в другую категорию. Проводимая в процессе экспертиза документального пакета существенно снижает риск того, что возникнут споры о таком праве.

Похожие публикации