Незаконная миграция как угроза национальной безопасности рф. Миграциология

_ Василий Таран. РАНХиГС. Москва, декабрь 2017 г.

Введение

В настоящее время в любом государстве крайне остро стоит вопрос об обеспечении национальной безопасности. На то есть много причин: научно-технический прогресс с его изобретениями, способными рассекретить огромное количество информации, изменение политических настроений, способных пошатнуть многие политические режимы и многое другое, что может только повлиять каких-либо образом на само государство. Одним из таких факторов как раз является внешняя миграция населения. В зависимости от ее масштабов, а также причин, миграция может представлять собой серьезную угрозу разного уровня для национальной безопасности любой страны мира.

В результате незаконной миграции возникает и обострение социальной напряженности в странах пребывания мигрантов. Так, например, наблюдаемый на протяжении последних двух лет поток мигрантов из мусульманских стран в страны Европы, привел к целому ряду серьёзных конфликтов с местным населением на почве этнической принадлежности. Кроме того, выросло негативное отношение местного населения к приезжим, в том числе мусульманам по причине несоблюдения последними правовых норм и культурных традиций данной страны.

Также незаконная миграция представляет угрозу для целостности государства, её политической и внутренней социальной и экономической стабильности. Многие страны бросают огромное количество сил и бюджета для борьбы с этим явлением. Так, в июне 2016 г. государства-члены Европейского Союза договорились об установлении новой Европейской пограничной и береговой охраны для усиления контроля и обеспечения безопасности государств-членов по общей внешней границе. Для того, чтобы также обуздать данные процессы в настоящее время страны Европейского Союза увеличили работу по возвращению нелегальных мигрантов, не имеющих законного права на пребывание в этих странах на родину.

На протяжении последних десятилетий нелегальная миграция является проблемой и для стран Евразийского экономического союза. Почему же именно незаконная миграция так значимо отражается в политике каждой страны мира? В чём же заключается её опасность? Об этом подробнее в данном докладе.

Определение понятия «незаконная миграция»

Для более углубленного анализа данной проблемы необходимо уточнить само по себе понятие «незаконная миграция». Данный термин включает в себя два составляющих: «незаконный» и «миграция».

Миграция»

Миграция — (от лат. migratio, от migro -передвигаюсь или переселяюсь), перемещение, переселение. Миграции, как правило, связаны со сменой места жительства; данные процессы, в зависимости от их характеристик, подразделяются на безвозвратные (смена постоянного места жительства), временные (переселение на ограниченный срок), сезонные (перемещение в определенные периоды года). Различают внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (Переселение из одной части страны в другую или же переселение в рамках какого-либо одного союза государств) миграцию населения. Выделяют и маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта). Также давно были выделены такие типы как эмиграция (переселение жителей за пределы своей страны происхождения) и иммиграция (въезд иностранцев или переселенцев из другой страны или региона для достижения какой-либо цели)

Но среди этих типов миграции нам для лучшего понимания самого термина «незаконная миграция» важен лишь один — обобщенный.

Таким образом, миграция населения — это добровольное перемещение людей в пределах страны или союза стран из одного региона в другой (внутренняя миграция), или же переселение из одной страны в другую (международная миграция).

«Незаконный»

Для более подробного анализа термина, сначала рассмотрим такую дефиницию, как «легальный», происходящую от латинского слова «legalis», что означает - «законный» (то есть соответствующий существующему закону). Следовательно, понятие «нелегальный» означает «незаконный».

С другой стороны, также можно выделить понятие «нелегальная миграция». Отличие от «незаконной миграции» заключается лишь в том, что лицо пресекает границу не по поддельным документам и без разрешения, а вообще без каких-либо заверенных бумаг, укрывшись в тайниках, устроенных в транспортных средствах.

Таким образом, понятие «незаконная (нелегальная) миграция» означает процесс перемещения населения из одной страны в другую с нарушением существующих как международных, так и национальных правовых норм. Как видно из определения «незаконной миграции» она непосредственно связана с понятием «незаконного пересечения» границы. Стоит подчеркнуть, что незаконная миграция является понятием достаточно условным, так как на сегодняшний день нет никакой уголовной ответственности, как и закона, который бы вводил какие-либо санкции за организацию «незаконной» миграции, а существует лишь административная ответственность, применимая непосредственно к самому мигранту.

Итак, как оказалось, незаконная миграция является огромной опасностью для национальной безопасности стран Евразии хотя бы потому, что законодательство в отношении данных действий несовершенно, а единый устав ЕАЭС не рассматривает единых санкций по отношению к совершившим данное деяние, оставляя право на наказание странам, на территории которых было совершено данное административное правонарушение.

Причины возникновения незаконной миграции в странах ЕАЭС

В последние два десятилетия новое качество приобретают 2 важнейших регулятора миграционного поведения: среда и социальные нормы, которые определяют основную причину миграции — противоречие между уровнем развития личности, ее потребностями и условием их удовлетворения. Разрешить это противоречие во всевозрастающей мере можно, лишь перешагнув государственные границы.

Среди основных причин для мигранта в последние 10 лет преобладают уже не какие-либо внешние факторы (нехватка в стране его гражданской принадлежности рабочих мест или неблагоприятные экологические условия), а внутренние, когда сам мигрант видит в чужой для своего гражданства стране больше возможностей для развития своей личности, что зависит уже не от страны, а от личных качеств и амбиций самого человека. Данное качество и объясняет появление такого типа незаконной миграции, как трудовая незаконная миграция.

Также одним из важных факторов усиления трудовой эмиграции являются существенные различия в оплате однородного по количеству и качеству труда в различных странах. Различия в заработках с учетом фактически сложившихся курсов валют составляют 10-15 раз (более точные оценки затруднены в связи дифференциацией стоимости жизни) и наибольших значений достигают у специалистов высокой квалификации.

Значительную роль играют также психологические факторы, связанные с нестабильностью общеэкономической ситуации в целом, и в области занятости в частности, значительно усиливают склонность к эмиграции.

Зачастую одной из важнейших причин вынужденной миграции являются военные действия, проводимые в каких-либо близлежащих странах. Так военно-политические конфликты в ряде мусульманских стран вынудили людей искать более безопасные условия для жизни: потоки мигрантов из Ливии, Сирии, Афганистана, Ирака устремились на Север в сторону Европы и частично Азии. Только за два первых года миграционного кризиса в страны ЕАЭС прибыло более 1 млн. человек в поисках убежища по причине террора и военных действий. Число заявителей о предоставлении убежища продолжает расти, так во втором квартале 2016 года оно увеличилось по сравнению с аналогичным кварталом 2015 года на 40%, а в 2017, согласно докладу службы Евростата, на 23% по сравнению с аналогичным кварталом 2016.

Современная ситуация миграционного кризиса в рамках ЕАЭС

Действительно, в настоящее время, большую часть мигрантов в странах ЕЭАС, составляют лица, прибывшие из стран Содружества Независимых Государств, в частности наибольший процент мигрантов прибыл из ряда стран, находящихся на стадии вступления в ЕАЭС. Причем, иммиграция трудовых ресурсов оказывает в большей степени положительное влияние на динамику трудоспособной части населения таких стран-основателей ЕАЭС как Россия, Казахстан и Беларусь. Наибольшее количество трудовых мигрантов прибывает из таких стран как: Узбекистан, Украина, Таджикистан. Только на территорию РФ за 2015 год въехало около 14 868 710 иностранных граждан, а на конец 2016 года их численность составила 13 871 334 чел. Но наибольшую опасность составляет тот факт, что при прибывших 13 млн легально в стране находятся на конец 2016 года, согласно статистике МВД РФ, еще около 15 миллионов «нелегалов». Основной поток нелегальных беженцев, находящихся в данный момент в странах-участницах ЕАЭС, приходится на такие страны как Украина и Сирия. В 2014 году из Сирии нелегально прибыло 1158 чел. В 2015 году их число незначительно выросло и составило 1924 чел. По состоянию на начало 2016 года число иностранных граждан, прибывших в Россию, Казахстан, Армению и Беларусь из Сирии составило 1300 чел. Иначе же выглядит ситуация с гражданами Украины: в 2015 году прибыло 234 360 зарегистрированных официально граждан Украины, а на начало 2016 года численность лиц, получивших временное убежище на территории ЕАЭС уже составило 311 134 человек. Нельзя не заметить, что приведённые цифры являются лишь 70% от въехавших на территорию стран ЕАЭС беженцев.

Как показывает практика, незаконную миграцию следует рассматривать как фактор, способствующий: развитию религиозного экстремизма, увеличению незаконного оборота наркотических веществ, росту в целом преступности. Также с незаконными мигрантами на территорию страны могут проникать члены террористических организаций, что способствует нарастанию угрозы террористических актов на территории страны-реципиента.

Действительно, как показывает статистика, нелегальные мигранты чаще нарушают законодательство принимающей страны. Так, в соответствии с данными отчета Интерпола «Состояние преступности в странах Восточной Европы за январь – декабрь 2015 года» только иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 46,4 тыс. преступлений. В 2016 году по сравнению с аналогичным периодом 2015 годом иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено на 7,6% меньше преступлений.

Ужесточение миграционного законодательства в таких странах как Россия и Беларусь (миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства) уже способствовало снижению преступности. Эффективной мерой регулирования нелегальной миграции является депортация. Так, в 2016 году за различные административные и иные нарушения, несоблюдение законодательства республики Казахстан из страны было депортировано 45945 иностранных граждан, что почти в два раза меньше показателя 2015 года — 83409 чел.

Также следует отметить и тенденцию увеличения миграционных потоков из стран дальнего зарубежья, таких как: Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, однако в данных потоках доля незаконных проникновений на территории стран ЕАЭС минимальна:

Диа.1. Динамика миграционных потоков в страны ЕАЭС (бывших Евразийского экономического сообщества и организации Таможенного союза) из стран дальнего зарубежья за период с 2000 по 2015 гг.

Значительная часть прибывающих из этих стран трудовых мигрантов представляют собой низкоквалифицированную рабочую силу. Однако, в последнее десятилетие четко проявилась тенденция перемещения высококвалифицированных рабочих. Дешевая иностранная рабочая сила удовлетворяет потребностям стран ЕАЭС в трудовых ресурсах в таких сферах деятельности как: горная, строительно-монтажная, ремонтно-строительная, сельскохозяйственная. В определенной степени можно говорить о том, что трудовая миграция стала частью развития указанных секторов экономики. Но, в то же время можно говорить о том, что трудовые мигранты вытесняют российских работников с рынка труда, а со стороны работников, прибывших нелегально исходит опасность для других граждан по уже известным причинам.
Помимо криминальной составляющей, незаконные мигранты способны «нести с собой» ещё более страшные вещи. Речь идет об ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с распространением острых инфекций и нетрадиционных для Евразийских стран заболеваний. Это связано с тем, что многие из иммигрантов прибыли из стран, где распространены такие заболевания как чума, холера, малярия, ВИЧ-инфекция, брюшной тиф, туберкулез, педикулез, дифтерия, кожно-венерологические, желтая лихорадка, тропическая геморрагическая лихорадка Эбола и другие особо опасные инфекционные заболевания.

Заключение

Таким образом, в настоящее время ни одно государство в мире не в состоянии в одиночку решить проблемы, вызываемые миграционными процессами, необходимо эффективное международное сотрудничество, разработка комплекса мер по пресечению нелегального проникновения мигрантов в страну, четкое разделение организаторов и жертв, экономических мигрантов и лиц, ищущих убежища, создание гибкой системы управления миграционными потоками. Именно поэтому сегодня важно поддерживать развитие ЕАЭС и привлекать большее количество стран для вступления в данный союз, ведь вместе мы обязаны продолжить международный диалог по миграционным проблемам для выработки совместной стратегии управления миграционными процессами; продолжить сотрудничество с УВКБ ООН, МОМ, ОБСЕ, ПРООН, государственными и негосударственными организациями, а также расширить сотрудничество со странами Европы в области внешней трудовой миграции и её контроля.

Список использованной литературы

1. Амирова Д.Р.Регулирование миграционных процессов как фактор обеспечения национальной безопасности страны /Д.Р. Амирова, А.И. Храмова // Современные научные исследования и инновации. − 2016. − № 6 (62).− С. 889-893.
2. Балашова Т.Н.Национальный интерес и национальная безопасность в контексте миграции населения: взаимосвязь и взаимодействие /Т.Н. Балашова // Общество и право. − 2008. −№ 1. − С. 23-31.
3. Перова М. Проблемы регулирования трудовой миграции в рамках ВТО/М. Перова // Хозяйство и право. – 2008. — №9. – с. 75-80.
4. Резник Г.А. Мобильность как фактор развития рынка труда. Учеб.пособие по специальностям 080507 «Менеджмент орг.» и 080111 «Маркетинг» / Г.А. Резник, А.И. Маскаева; М-во образования и науки Российской Федерации, Пензенский гос. ун-т архитектуры и стр-ва. Пенза, 2006.
5. Резник Г.А. Cтудент как субъект управления экономической безопасностью вуза /Г.А. Резник //Проблемы современной экономики. − 2012. − № 1. − С. 377-379.
6. Резник Г.А.Социально-экономический потенциал региона: сущность и методологические подходы к исследованию /Г.А. Резник, Н.А. Коробкова //Экономика и предпринимательство. − 2013. − № 7 (36). − С. 153-
7. Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности /В.А. Смирнова //Вестник экономической безопасности.− 2009.−№ 4. − с. 92-97.

Ключевые слова:

  • нелегальная миграция
  • национальная безопасность
  • миграционная политика
  • органы государственной власти
  • политические системы
  • illegal migration
  • national security
  • migration policy
  • public authorities
  • political systems

Риски нелегальной миграции, как угроза национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

М.А. Бурда РИСКИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ, КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Аннотация рассматривая современные миграционные процессы (в т.ч. трудовую миграцию) автор выявляет связанные с ними риски нелегальной миграции, а также предпосылки, способствующие их возможному росту. Формируется гипотеза о нелегальной миграции, как об одной из существенных угроз национальной безопасности. Доказано, что незаконная миграция как явление затрагивает многие области жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает прямой угрозой безопасности страны и ее геополитическим интересам- экономической сфере — способствует расширению масштабов теневой экономики- социальной сфере — приводит к усилению социальной напряженности в стране. Нелегальная миграция сегодня — это реальная угроза национальной безопасности России. Есть потребность в скоординированном подходе всех органов государственной власти совместно с институтами гражданского общества при разработке эффективной системы управления миграционными процессами.

Ключевые слова:

нелегальная миграция, национальная безопасность, миграционная политика, органы государственной власти, политические системы.

RISKS OF ILLEGAL MIGRATION AS THREAT OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Considering modern migratory processes (labor migration) reveals the related risks of illegal migration, and also the prerequisites promoting their possible growth. The hypothesis of illegal migration, as about one of essential threats of national security is formed. It is proved that illegal migration as the phenomenon affects many areas of activity of society. In the political sphere she acts as a direct threat to national security and to its geopolitical interests- the economic sphere — promotes expansion of scales of shadow economy- to the social sphere — leads to strengthening of social tension in the country. Illegal migration is a real threat of national security of Russia today. There is a need for the coordinated approach of all public authorities together with institutes of civil society when developing an effective control system of migratory processes.

illegal migration, national security, migration policy, public authorities, political systems.

Процессы, связанные с миграцией населения, начинают играть все более значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии целого ряда государств, в том числе и России . Данный процесс обусловлен системной взаимосвязанных проблем — государственного управления, эффективности власти и национальной безопасности. В российской политической науке в разной степени вышеука-

занные вопросы рассматривались — М. Г. Анохиным , В.И. Бу-ренко , А. Г. Караткевичем , В. Г. Ледяевым , А. С. Фалиной , О. Ф. Шабровым и др. В период с последнего десятилетия XX века до настоящего времени миграционные потоки направленные в Россию неоднократно меняли свою природу, структуру и направления. В свою очередь, претерпевала изменения и миграционная политика государства .

Главная трансформация специфики миграционных процессов, происходящих на постсоветской территории, обусловлена, прежде всего, тем, что ранее, в период существования единого государства, они подпадали под определение внутренней миграции. Теперь же это внешние миграционные процессы, происходящие между государствами — участниками СНГ на фоне достаточно активного внешнего миграционного обмена людьми между странами Содружества и другими государствами .

На сегодняшний день ключевыми миграционными процессами на пространстве СНГ являются процессы, связанные с трудовой миграцией.

Ряд негативных факторов на постсоветском пространстве: сложная экономическая ситуация, низкий уровень жизни, военные и этнические конфликты способствовали росту миграционных потоков в Россию .

Миграция, как многогранное явление, оказывает воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в России. Рост миграционных потоков в определенной мере позволяет нивелировать имеющийся дефицит на рынке труда, при этом миграция в Россию в современных масштабах отчетливо выявляет и определенные риски.

Речь идет в первую очередь о нелегальной миграции. Тотальная глобализация, охватившая и процессы миграции, наряду с позитивными явлениями, влечет и возникновение новых угроз (рисков). В данных условиях государство, реализуя свои властные функции, становится основным субъектом обеспечения национальной безопасности . При этом, существенная роль отводится органам государственной власти в обязанности которых входит эффективное противодействие возникающим угрозам разного характера и степени опасности.

На современном этапе нелегальную миграцию причисляют к основным вызовам и угрозам стабильности и безопасности не только отдельно взятых государств, но и целых регионов мира. Например, по оценке некоторых экспертов, в России на одного законно работающего иностранца приходится десять незаконно работающих мигрантов .

Применительно к Российской Федерации основной проблемой, связанной с ростом нелегальной миграции является осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности с нарушением действующего российского законодательства, а также нарушения режима временного пребывания.

По различным приблизительным оценкам, в том числе и непосредственно ФМС России, ежегодно в Российской Федерации от 3 до 5 млн. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации .

В этой связи стоит отметить и само положение нелегальных мигрантов. Зачастую нелегальной миграции активно способствуют отдельные представители мощных мигрантских национальных диаспор. Пребывающие по такому каналу в Россию мигранты оказываются в незавидном положении.

В силу особенности своего нелегального положения они не имеют доступа к медицинскому обслуживанию и «социального пакета», не защищены перед работодателем в правовом отношении, а как правило состоят в условных правоотношениях с курирующим их представителем диаспоры, который «сдает» мигрантов непосредственному работодателю.

Нарушения трудовых прав и эксплуатация труда незаконных мигрантов, при реализации подобной схемы имеет крайне широкое распространение на российском рынке труда.

На современном этапе российское законодательство в целях противодействия нелегальной миграции использует институты административного выдворения и депортации, а также реализацию соглашений о реадмиссии. Также достаточно эффективным показал себя активно реализуемый в 2014 году институт закрытия въезда иностранным гражданам — нарушителям законодательства Российской Федерации. Имеющаяся на сегодняшний день практика по данному вопросу, на наш взгляд, говорит о необходимости развития институтов иммиграционного контроля в данном направлении.

В соответствии со ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение — это мера административного наказания, устанавливаемая в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушавших режим пребывания на территории Российской Федерации, и назначаемая судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

В отличие от административного выдворения депортация — это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Депортация применяется, если иностранному гражданину, например, если отказано в удовлетворении ходатайства о признании его беженцем, ему сокращен срок пребывания на территории Российской Федерации, у него истек срок временного пребывания, у него аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство, если иностранец отбыл уголовное наказание в уголовно-исполнительном учреждении. Также депортирован может быть иностранец, в отношении которого органами власти принято решение о нежелательности его пребывания в связи с угрозой общественной безопасности, здоровью населения и т. д.

Так по информации ФМС России в 2014 году около 630 тыс. иностранным гражданам был закрыт въезд в Россию, а выдворено и депортировано около 124 тыс. .

Однако, учитывая, что по уровню прибыльности нелегальный бизнес, связанный с перемещением мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия, следует уделять повышенное внимание противодействию преступлений в данной сфере.

С учетом интенсивности миграционных потоков, направленных в Россию, упрощения миграционного законодательства для граждан государств-участников СНГ, расширение единой миграционной зоны в рамках Евразийского экономического союза контроль за миграционным учетом иностранных граждан, их въездом, выездом, соблюдением ими режима временного пребывания, а также противодействия нелегальной миграции требуется расширение полномочий в указанной сфере для компетентного в сфере миграции органа государственной власти.

Приходится констатировать, что нынешнем виде полномочий Федеральной миграционной службы это труднореализуемо, особенно учитывая отсутствие у Службы статуса правоохранительного органа. Очевидно, что назрела необходимость трансформации ФМС России в миграционную полицию в структуре МВД России и избавления ее от непрофильных функций.

При этом миграционная политика России в отношении ряда стран бывшего СССР имеет еще большую политизированность. Геополитическое противоборство с США и НАТО в Центрально-Азиатском регионе заставило российскую власть пойти на определенные послабления в миграционном режиме для граждан Киргизии и Таджикистана. Ответным жестом руководство указанных государств разместило на своей территории российские военные базы, а также укрепили свой статус государств — членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Либерализация порядка трудоустройства в России граждан Киргизии и Таджикистана вызвала необходимость к поиску новых инструментов миграционного контроля за указанной категорией, в том числе, в рамках описанных выше механизмов ограничения въезда для мигрантов-нарушителей.

Приведенный пример наглядно демонстрирует зависимость проводимой государством миграционной политики от имеющегося общеполитического курса.

Кроме того, отсутствие в уголовном кодексе Российской Федерации адекватных наказаний за организацию нелегальной миграции (максимальное наказание по части 2 статьи 322.1 УК РФ до 7 лет лишения свободы) также оказывает негативное влияние на профилактику и предупреждение подобных нарушений.

Это, в свою очередь, требует корректировки уголовного законодательства. Однако противодействие нелегальной миграции не может заключаться в корректировке одной-двух статей УК РФ. Это более комплексная и широкая задача, которая даже на этапе проработки требует фундаментального подхода и политической воли руководства страны.

Миграционное законодательство представляет собой совокупность норм права, закрепленных международными договорами Российской Фе-

дерации, федеральными законами и различными подзаконными актами. Практика имеющейся точечной правки законодательства, в первую очередь фундаментального для внешней миграции Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» порождает излишнюю запутанность, двоякое толкование его норм, способствует росту коррупционных правонарушений в сфере миграции.

Можно сказать, что несовершенство миграционного законодательства, отсутствие четких, понятных и открытых критериев приема иностранных мигрантов также является предпосылкой к нелегальной трудовой миграции.

В научном и экспертном сообществе существуют два диаметрально противоположенных мнения относительно подходов к борьбе с нелегальной миграцией.

В первом случае речь идет об адресном ужесточении законодательства в отношении не только нелегальных мигрантов, но и отношении ответственности работодателей за привлечение и использование незаконно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан.

Практика введения ответственности работодателей, за использование труда незаконных мигрантов достаточно известна и имеет широкую практику, в том числе в государствах активного миграционного притока.

Например, в 1970-е гг. подобного рода меры были введены во Франции и Германии. Принятый в США Закон об иммиграционной реформе и контроле 1986 г., наряду с ужесточением пограничного контроля, также устанавливал ответственность работодателей, использующих труд нелегалов.

С другой стороны, существует тезис о том, что «если государство не может навести порядок в сфере миграции, то оно должно возглавить имеющийся беспорядок». Под таким оригинальным определением скрывается институт миграционной амнистии для нелегалов.

Таким образом, незаконная миграция как явление затрагивает многие области жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает прямой угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному авторитету- в экономической сфере — спо-

собствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне экономического законодательства, изъятию из финансового оборота существенной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за пределы Российской Федерации, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников- в социальной сфере — приводит к усилению социальной напряженности, что в совокупности значительно осложняет криминогенную обстановку в стране .

Все эти перечисленные факторы могут стать катализаторами нарушения стабильности сложившейся внутренней политической системы. Так, социальные проблемы, которые обнажает миграция, могут быть использованы радикальными политическими партиями, в свою очередь на внешнеполитическом треке противопоставление геополитических интересов государств приема и исхода мигрантов также способно вызвать кризис взаимодействия властных элит и их переориентирования на других стратегических партнеров .

Таким образом, национальную безопасность в сфере миграции в современных условиях можно представить как комплекс мер по обеспечению и защите основ легальной миграции, прав и свобод иностранного гражданина, а также своевременной актуализации миграционного законодательства и устойчивости миграционной системы .

С учетом изложенного, нелегальная миграция сегодня — это реальная угроза национальной безопасности России. Она отчасти латентна по своей природе и это требует скоординированного подхода к решению поставленных задач не только заинтересованных органов государственной власти, но и активного участия разнообразных институтов гражданского общества, а также научного осмысления взаимосвязи миграции и происходящих политических процессов.

1. Анохин М. Г. , Гришин О. Е. , Гордеев Л. И. Системные инновации для России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2013. № 3.

2. Бобырев В. Законодательная деятельность — основа противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2008. № 1.

3. Буренко В. И. Группы интересов и лоббизм в политическом процессе (зарубежный опыт и российская практика) // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4.

4. Буренко В. И. , Титова О. Н. Эффективность политической элиты и качество жизни населения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.

5. Зинченко Н. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. М., 2003.

6. Караткевич А. Г. К вопросу о сущности политических процессов в переходных обществах // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2012. № 2(30).

7. Крючков В. А. , Сковиков А. К. , Шумилова О. В. Зарубежный опыт политического развития общества (по материалам архивных документов) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.

8. Ледяев В. Г. Социально-философский анализ власти в локальных сообществах // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3.

9. Ледяев В. Г. , Ледяева О. М. Репутационный метод в эмпирических исследованиях власти в городских сообществах // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. V. № 4.

10. Матвеенко Ю. И. Политический риск: о некоторых методах и прикладных моделях его анализа и изучения // Социология власти. 2012. № 1.

11. Ручкин Б. А. Миграционные процессы в молодежной среде: угрозы или стабильность // Youth World Politic. 2013. № 3.

12. Сковиков А. К. Современные проблемы национальной безопасности России // Управление мегаполисом. 2010. № 5.

13. Смирнова В. А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности РФ // Миграционное право. 2009. № 1.

14. Степанов А. В. Нелегальная миграция, как угроза национальной безопасности Российской Федерации: понятие, содержание, направление противодействия // Административное право и процесс. 2013. № 8.

15. Титова Л. Г. Политические конфликты и возможности их разрешения в современной России // Конфликтология. 2007. № 2.

16. Фалина А. С. Сервисное государство: истоки теории, элементы практики // Социология власти. 2012. № 1.

17. Федеральная миграционная Служба URL: http://www.fms.gov.ru/ about/statistics/details/4281/ (дата обращения 14.08.2014)

18. Шабров О. Ф. Неоднозначный потенциал «русской матрицы» // Власть. 2014. № 2.

19. Шабров О. Ф. Стандарты качества в государственном управлении и политике // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. Т. 2. № 5.

1. Anokhin M.G., Grishin O.E., Gordeev L.I. Sistemnye innovatsii dlya Ros-sii. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2013. № 3.

2. Bobyrev V. Zakonodatel"-naya deyatel"-nost"- - osnova protivodeistviya nezakonnoi migratsii. Migratsionnoe pravo. 2008. № 1.

3. Burenko V.I. Gruppy interesov i lobbizm v politicheskom protsesse (za-rubezhnyi opyt i rossiiskaya praktika). Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2012. № 4.

4. Burenko V.I., Titova O.N. Effektivnost"- politicheskoi elity i kachestvo zhizni naseleniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 6.

5. Zinchenko N.N. Migratsiya naseleniya: teoriya i praktika mezhdu-narodno-pravovogo regulirovaniya. M., 2003.

6. Karatkevich A.G. K voprosu o sushchnosti politicheskikh protsessov v perekhodnykh obshchestvakh. Nauchno-informatsionnyi zhurnal Armiya i ob-shchestvo. 2012. № 2(30).

7. Kryuchkov V.A., Skovikov A.K., Shumilova O.V. Zarubezhnyi opyt poli-ticheskogo razvitiya obshchestva (po materialam arkhivnykh dokumentov). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4.

8. Ledyaev V.G. Sotsial"-no-filosofskii analiz vlasti v lokal"-nykh soob-shchestvakh. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 3.

9. Ledyaev V.G., Ledyaeva O.M. Reputatsionnyi metod v empiricheskikh issledovaniyakh vlasti v gorodskikh soobshchestvakh. Zhurnal sotsiologii i sot-sial"-noi antropologii. 2002. T. V. № 4.

10. Matveenko Yu.I. Politicheskii risk: o nekotorykh metodakh i priklad-nykh modelyakh ego analiza i izucheniya. Sotsiologiya vlasti. 2012. № 1.

11. Ruchkin B.A. Migratsionnye protsessy v molodezhnoi srede: ugrozy ili stabil"-nost"-. Youth World Politic. 2013. № 3.

12. Skovikov A.K. Sovremennye problemy natsional"-noi bezopasnosti Ros-sii. Upravlenie megapolisom. 2010. № 5.

13. Smirnova V.A. Nelegal"-naya migratsiya kak ugroza natsional"-noi be-zopasnosti RF. Migratsionnoe pravo. 2009. № 1.

14. Stepanov A.V. Nelegal"-naya migratsiya, kak ugroza natsional"-noi be-zopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ponyatie, soderzhanie, napravlenie protivode-istviya. Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 8.

15. Titova L.G. Politicheskie konflikty i vozmozhnosti ikh razresheniya v sovremennoi Rossii. Konfliktologiya. 2007. № 2.

16. Falina A.S. Servisnoe gosudarstvo: istoki teorii, elementy praktiki. Sotsiologiya vlasti. 2012. № 1.

17. Federal"-naya migratsionnaya Sluzhba URL: http://www.fms.gov.ru/ about/statistics/details/4281/ (data obrashcheniya 14.08.2014)

18. Shabrov O.F. Neodnoznachnyi potentsial «russkoi matritsy». Vlast"-. 2014. № 2.

19. Shabrov O.F. Standarty kachestva v gosudarstvennom upravlenii i politike. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2009. T. 2. № 5.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Рассмотрена эволюция мер взыскания, применяемых к осужденным, лишенным свободы, с момента их появления в нормативных правовых актах пенитенциарного законодательства и до принятия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Автор анализирует развитие отечественного законодательства об административной и уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и с целью разработки собственной периодизации такого развития.

В статье рассматриваются понятие, содержание, классификация экологических прав граждан. Раскрываются две тенденции развития института экологических прав в современной российской правовой системе. Первая тенденция активное законодательное признание вопросов о необходимости соблюдения и реализации экологических прав граждан. С этой целью в статье рассматриваются стратегические и концептуальные...

Проведен анализ понятий кооператива, сформированных российскими и зарубежными исследователями в юридической и экономической литературе конца XIX - начале XX вв. Обобщены признаки ко­оперативной природы: некоммерческая цель кооперативов, общность интересов, деятельность в интересах всех членов кооператива, неограниченное число участников, распределение прибыли по труду или участию в хозяйственной...

Современные процессы иммиграции населения характеризуются достаточной сложностью и многообразием. Учитывая специфику сложившейся миграционной ситуации в России, можно выделить три основных вида миграционных потоков: вынужденная миграция, трудовая или социально-экономическая миграция, нелегальная миграция. Причем, если в начале 1990-х годов основной проблемой государства в миграционной сфере являлось обеспечение прав вынужденных мигрантов, то в последние несколько лет в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране акцент в миграционной политике государства объективно сместился в сторону противодействия нелегальной миграции и ее негативных последствий.

Каждый из названных видов миграции является составляющей проблемы обеспечения национальной безопасности в России. (Согласно стратегии национальной безопасности до 2020г. «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.) При этом существующая парадигма исследуемой проблемы позволяет рассматривать миграцию в различных аспектах обеспечения безопасности - военном, экономическом, международном, социальном, демографическом, культурном, этническом, эпидемиологическом и др. Это объясняется значительной детерминированностью процессов миграции от направлений развития общества и государства в целом, причем зачастую не одного государства, а сразу нескольких. Кроме того, следует учитывать, что сама связь миграции и безопасности носит двусторонний характер: это не только безопасность общества и государства, затрагиваемых миграционными процессами, но и безопасность самих мигрантов, которая во многом зависит от вида перемещения (миграции) и его оснований.

Основной проблемой в области миграции, создающей угрозу национальной безопасности, продолжает оставаться существование в стране большого числа нелегальных мигрантов. Все еще значительны потоки нелегальной иммиграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нелегальные мигранты не только сами не могут пользоваться предоставленными правами, но и, в то же время, не могут быть привлечены к выполнению обязанностей, установленных государством. При этом связь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности становится очевидной для всего мирового сообщества.

Во-первых , это утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом на родину. Государство получает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 рублей налоговых поступлений в год. См.: Экономика и жизнь. - 2002. - №39. - С. 59. Денежные суммы, вывозимые из РФ мигрантами некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (то есть во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) занято в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачиваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов См.: Эксперт. - 2002. - 27 авг. - С. 29..

Во-вторых , это формирование “иноземных” этнических анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы России - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам. Уже возникает опасность для наших границ и безопасности всего государства. Миграция носит многонациональный характер. В крае за счет нее произошел интенсивный рост практически всех этнических групп. Большинство из них пытается осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах. В том числе на Черноморском побережье, то есть вблизи государственной границы.

По периметру Краснодарского края проходит более полутора тысяч километров государственной границы. Здесь находятся незамерзающие порты, единственный выход России к теплым морям. Наш регион - территория, с которой, как свидетельствует история государства российского, неоднократно исходила угроза безопасности страны, поэтому он должен быть надежным стратегическим пространством, от стабильности которого во многом зависит безопасность России на ее южных рубежах”. Звягин Ю.Г. Становление миграционной политики России // Журнал российского права. - 2003.- №4. - С.119.

В-третьих , это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты.

К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.

В-четвертых , это активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны, и доходам каждого россиянина, и т.д. Список можно продолжать и продолжать.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в последние годы расширяются официальные и закрытые контакты части республик СНГ со странами блока НАТО.

В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает определенную угрозу геополитической и военной безопасности страны. Наконец, тесные связи определенных кругов наших южных соседей с антироссийски настроенными единомышленниками из Пакистана, Турции и стран Ближнего Востока никак не способствуют ослаблению угрозы международного терроризма против РФ (добавлю, что, по данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, размещение военных баз США в среднеазиатских республиках не стало преградой для наркотрафика в нашу страну).

Плюс следует учесть, что закавказские и среднеазиатские государства имеют соглашения о безвизовом обмене с Турцией, Пакистаном, Ираном, Китаем и в условиях прозрачности наших границ со странами Содружества этот режим, по сути, автоматически распространяется и на Россию.

И, наконец, особая проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, - неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные “чайна-тауны” возникли практически во всех крупных городах России.

Нельзя не затронуть долю иммигрантов в совершенных уголовных преступлениях на территории РФЗа последние 10-15 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%.

В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, легализация теневых доходов, акты терроризма и т.д. причем наибольшее число преступлений было совершено иностранными гражданами с Кавказа.

Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граждан в России и их транзитного проезда. За пять лет они выросли по сравнению с предыдущим периодом почти на 50 %. Было привлечено к ответственности более двух миллионов человек.

В целом преступления, совершаемые иностранными гражданами, составляют небольшую долю от общего числа преступлений: согласно официальным статистическим данным - примерно 1%. Однако опасность таких преступлений заключается в том, что они имеют стойкую тенденцию к росту.

Одной из серьезных для России проблем является также сокращение прироста постоянного населения, которое, по оценкам демографов, будет продолжаться до 2013 года. Вместе с тем неконтролируемый приток мигрантов, готовых работать за любую плату, нередко при низком уровне образовательной и профессиональной подготовки, на самом деле способен дестабилизировать социальную обстановку в отдельных регионах, а также оказаться источником угрозы для экономической безопасности. См.: Викторов И.С. Незваные гости? // Закон. - 2003. - № 5. - С.103.

Таким образом, можно констатировать, что существующая структура и качественный состав миграционных потоков пока еще не отвечают насущным стратегическим государственным потребностям. Сохраняющаяся спонтанная, во многом неуправляемая миграция оказывает негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах.

Результатами такой нерегулируемой миграции являются: диспропорции в экономическом и социальном развитии государства и его регионов, в том числе неравномерности развития регионального рынка труда; рост криминогенных очагов; угрозы безопасности приграничным субъектам Федерации, прежде всего на Дальнем Востоке РФ (демографическая экспансия); усиление среди населения антииммигрантских настроений и др. Все это не способствует обеспечению национальной безопасности государства.

В современных условиях глобализации и интеграции масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению – в них вовлекается все большее количество людей. По данным Международной организации по миграции (МОМ) в 2015 г. число международных мигрантов в мире стало самым высоким за всю историю наблюдений, достигнув 244 млн. человек. Выделяют три мировых центра притяжения мигрантов – страны Европейского Союза, США и Российская Федерация. Геополитическая привлекательность России, выражающаяся в низкой плотности населения, большой территории с богатыми природными ресурсами и особом характере экономического развития, обуславливает постоянный поток мигрантов в нашу страну.

Миграционные процессы носят достаточно противоречивый характер и сопровождаются рядом серьёзных проблем, угрожающих национальной безопасности России. И прежде всего, это проблема незаконной миграции.

Российское законодательство не даёт конкретного определения термина «нелегальная миграция». Из-за сложности рассматриваемого явления в научной литературе до сих пор не существует единого подхода. Согласимся с позицией Н.Н. Зинченко, который определяет нелегальную миграцию как «въезд в страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории этой страны» .

К причинам, обуславливающим появление незаконной миграции можно отнести:

1) неравенство экономического развития государств;

2) проблемы дефицита трудовых ресурсов в развитых странах, где работодатели заинтересованы нанимать незаконных мигрантов;

3) низкий уровень жизни населения в развивающихся странах, жители которых готовы осуществлять трудовую деятельность за невысокое вознаграждение и без оформления трудового договора и социальных гарантий;

4) «прозрачность», «открытость» государственных границ;

5) недостатки миграционной политики государства.

Выделяют несколько элементов, входящих в состав нелегальной миграции :

1. Нелегальный въезд, который выражается в пересечении мигрантами границ государства, минуя пункты пограничного контроля. Осуществлять его они могут самостоятельно, с помощью местных жителей или сограждан, которые легально проживают в данной стране, или опираясь на поддержку организованных преступных группировок. Также нелегальный въезд может предполагать использование недействительных документов при пересечении границ через пункты пограничного контроля.

2. Незаконное пребывание, которое предполагает произвольное изменение мигрантами своего правового положения в период нахождения на территории страны- реципиента. Зачастую люди пересекают государственные границы легально, но остаются в государстве на незаконных основаниях. Это может выражаться в отсутствии регистрации в уполномоченных государственных органах, нарушении сроков действия визы или несоответствии целей их пребывания тем, о которых они заявили при въезде в страну.

3. Нелегальная занятость, предполагающая трудовую деятельность иностранцев на легальных рынках труда, которая не оформлена в соответствии с действующими на территории Российской Федерации правилами привлечения и использования иностранной рабочей силы. В эту категорию также относится осуществление предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности без оформления разрешений, лицензий, регистрации в государственных органах или по фальшивым и просроченным документам; деятельность в теневой экономике либо в сфере криминального бизнеса.

4. Незаконный выезд, т.е. выезд с территории страны мигрантов с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда. В этом смысле к нелегальным мигрантам относят тех, кто при нарушении порядка выезда, задержан на территории Российской Федерации до пересечения границ. При этом мигрант мог въехать в Россию и пребывал на её территории на законных основаниях или прибыл в страну нелегально, но сумел узаконить своё пребывание в стране, однако нарушил законодательство при выезде.

А. П. Баранов отмечает, что субъектами незаконной миграции на территории Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства:

1) находящиеся на территории Российской Федерации и нарушившие правила въезда в Российскую Федерацию, т. е. требования ст. 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

2) нарушившие правила пребывания на территории Российской Федерации, т. е. находящихся в Российской Федерации по истечении сроков действия разрешения на временное проживание, вида на жительство, визы или при превышении 90 суток пребывания в Российской Федерации при безвизовом порядке въезда .

В настоящее время проблема нелегальной миграции представляет собой несомненную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, т.к. она создает опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства в целом. Сегодня на территории России находится более 4 млн. незаконных трудовых мигрантов. Несмотря на тот факт, что трудовые мигранты восполняют нехватку рабочей силы в стране, отрицательных последствий нелегальной миграции намного больше.

Во-первых, она является фактором, ухудшающим криминогенную ситуацию в государстве. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России в период с января по сентябрь 2016 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 34,6 тыс. преступлений . Кроме того, незаконная миграция «питает» рабочей силой теневой сектор экономики. Действующие Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ устанавливают ответственность за совершение правонарушений и преступлений, связанных с миграционными процессами.

Во-вторых, нелегальная миграция оказывает негативное влияние на средний уровень оплаты труда в стране. Вследствие низкой стоимости труда нелегальных мигрантов средний уровень заработной платы падает, что приводит к недовольству среди населения и нарастанию социальной напряжённости.

В-третьих, происходит утечка из России финансовых, в первую очередь, валютных средств, вследствие неуплаты налогов и приобретения иностранной валюты для ее последующего перевода в страну гражданства.

Также одним из отрицательных последствий незаконной миграции можно считать ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с распространением острых инфекций и не традиционных для России заболеваний. Это связано с тем, что многие иммигранты прибывают из стран, где распространены такие заболевания как чума, холера, малярия, ВИЧ-инфекция, брюшной тиф, туберкулез, педикулез, дифтерия, кожно- венерологические, желтая лихорадка, тропическая геморрагическая лихорадка Эбола и другие особо опасные инфекционные заболевания. Случаи поражения такими болезнями, регистрировались в Москве, Белгородской, Нижегородской, Смоленской, Иркутской, Новосибирской, Курганской, Курской областях .

П.В. Салов выделяет ещё одно негативное последствие – возникновение межнациональных конфликтов. По его мнению, это происходит из-за «существования и развития этнических сообществ иностранцев в тех регионах России, в которых нет недостатка в трудовых ресурсах. Из-за резкого увеличения трудовых мигрантов в них происходит осложнение ситуации на рынке труда» . Кроме этого, незаконная миграция является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Ещё одна угроза национальной безопасности России выражается в деятельности экстремистских и террористических организаций, неразрывно связанных с нелегальными мигрантами. Опасность выражается в том, что такие организации вербуют и обучают наемников - профессионалов.

Вышеперечисленные явления приводят к дестабилизации социально- экономической и политической ситуации как в отдельных регионах России, так и в стране в целом.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Президентом РФ в 2012 году, предусматривает целый комплекс мер в области противодействия незаконной миграции. По нашему мнению, ключевыми из них являются:

совершенствование правовой базы (устранение неточностей и пробелов в миграционном законодательстве, принятие кодифицированного акта в этой сфере);

совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации (ужесточение санкций за нарушение миграционного режима);

создание и совершенствование системы иммиграционного контроля (закрепление данного понятия в системе нормативных правовых актов РФ, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий);

создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;

разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;

усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации .

Кроме того, необходимо создавать такие условия приёма на работу в сферах, пользующихся наибольшим спросом у иностранных граждан (торговля, строительство), чтобы работодателю было выгоднее нанимать гражданин России. Не лишними будут адаптационные центры для иностранных граждан, прибывающих в РФ как на постоянное место жительства, так и временно. Такие центры необходимы для разъяснения мигрантам вопросов, касающихся их прав и обязанностей, въезда, выезда, пребывания, транзитного проезда, трудовой деятельности и др.; предоставления первой медицинской помощи; просвещения иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам культуры, национальных обычаев, законодательства в принимающей стороне и др.

Подводя итог, можно констатировать, что противодействие незаконной миграции является одним из национальных интересов России на современном этапе. Об этом говорит принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Сегодня перед государством стоит целый комплекс задач по превращению миграционных процессов в фактор, который способствовал бы развитию российского общества, а также по выработке наиболее адаптированной к современному политическому процессу миграционной политики, которая должна руководствоваться обеспечением национальной безопасности российского государства и сохранением социальной стабильности в обществе.

Список литературы

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 13.11.16).

2. Баранов А.П. К вопросу о субъектах незаконной миграции // Миграционное право. - 2010. - №2. - С. 2-6.

3. Дубонос С. М., Ковалев А. А., Сороколет Д. А., Алпатиков В. В. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ и странам СНГ // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 628-630.

4. Зинченко Н. Н. Международное миграционное право: основы теории и практики: Монография – М.: Научная книга, 2011. - 344 с.

5. Салов П.В. Незаконная миграция в России и меры борьбы с ней. // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2015. - Том 6. - № 4. - С. 582 – 587.

6. Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2016 года – М: ФКУ«ГИАЦ МВД», 2016. – 52 с.

7. Сумароков В.Н., Дорошина И.П., Москвитина Е.И. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации: понятие, содержание, причины возникновения, направления противодействия. // Транспортное дело России. - 2014. - № 1. - С. 90-92.

  • Становление миграционной системы России
    • Генезис миграционной системы России
    • Сущность миграционной системы России
    • Закономерности, противоречия и основные тенденции развития миграционной системы России
    • Государственно-правовые основы регулирования миграционной системы России
    • Миграция как социально-экономическое явление, объект познания и государственно-правового регулирования
    • Современные подходы к определению сущности понятия «миграция»
    • Сущность, функции и факторы миграции людей
    • Виды миграции людей
    • Информационное обеспечение сферы миграции в России
    • Правовые основы обеспечения информационной безопасности России в сфере миграции
    • Автоматизированные системы управления миграционными процессами и обеспечения информационной безопасности в сфере миграции
    • Обеспечение безопасности в сфере миграции на основе создания единого информационно-правового пространства
  • Сравнительно-правовой анализ миграционных процессов в России и за рубежом
    • Угрозы безопасности России в сфере миграции
    • Концепция основных стадий миграционного процесса
    • Субъекты миграционных правоотношений
    • Зарубежный опыт государственно-правового регулирования миграционных процессов и его приемлемость для совершенствования миграционной политики России
    • Роль международных организаций (ГФММ, MOM, МОТ, УВКБ ООН) в выработке глобальной миграционной политики
    • Характеристика международных конвенций
    • Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ, тенденции и перспективы развития МС США, Франции, ФРГ
    • Состояние и основные тенденции развития миграционной системы США
    • Состояние и основные тенденции развития миграционной системы ФРГ
    • Состояние и тенденции развития миграционной системы Франции
    • Особенности решения задач экономической безопасности в сфере регулирования миграционных процессов за рубежом
    • Федеральные органы исполнительной власти в сфере государственно-правового регулирования миграционных процессов
    • Генезис органа управления миграционной системой
    • Место, роль и перспективы развития МВД России и ФМС России в сфере миграционных процессов и обеспечения государственной безопасности
    • Взаимодействие ФМС России с международными и межведомственными органами, организациями и учреждениями, общественными объединениями
    • Основные этапы формирования правовой базы миграционной политики Российского государства
    • Федеральное законодательство в сфере миграции
    • Региональное законодательство в сфере миграции
    • Федеральные и региональные миграционные программы как механизм реализации миграционной политики России
  • Формирование и реализация отечественной миграционной политики
    • Дореволюционная миграционная политика России
    • Советская миграционная политика
    • Миграционная политика современной России
    • Основные этапы формирования и механизм реализации государственной миграционной политики
    • Место, роль и особенности правоотношений органов, организаций и учреждений в миграционной системе России
    • Институциональная структура реализации государственной миграционной политики
    • Общая характеристика деятельности органов государственной власти в сфере миграции
    • Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции
    • Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Органы миграционного учета, их место и роль в сфере обеспечения безопасности России
    • Регистрация иностранных граждан по месту жительства и их учет по месту пребывания
  • Государственно-правовое регулирование миграционных процессов в России
    • Государственное регулирование правоотношений с соотечественниками в России и за рубежом
    • Основания признания и подтверждение принадлежности к соотечественникам
    • Особенности правоотношений с соотечественниками
    • Полномочия государства в области отношений с соотечественниками
    • Механизм конституционно-правового регулирования процесса переселения в Россию соотечественников
    • Правовое регулирование внешней трудовой миграции в системе обеспечения государственной безопасности России
    • Внешняя трудовая миграция в России: минимизация экономических потерь, обеспечение безопасности
    • Правовое регулирование порядка привлечения иностранных работников и трудоустройства иностранцев в России: правовой статус трудовых мигрантов в России
    • Особенности трудоустройства иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом
    • Становление и развитие института российского гражданства как инструмента обеспечения безопасности
    • Политика Российской Федерации в отношении двойного гражданства и обеспечения безопасности
    • Обеспечение государственной безопасности в области производства по делам оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации
    • Субъекты правоотношений в вынужденной миграции
    • Механизм конституционно-правового регулирования вынужденной миграции в России
    • Состояние и тенденции государственно-правового регулирования вынужденной миграции в России
    • Основные причины возникновения негативных явлений в сфере миграции
    • Субъективный состав юридической ответственности в сфере миграции
    • Обеспечение безопасности России в части ответственности за нарушение порядка въезда, выезда, транзитного проезда, проживания (пребывания) на территории Российской Федерации
    • Правоприменение в сфере миграции
  • Взаимосвязь миграционных и демографических процессов в системе безопасности России
    • Правовые основы обеспечения демографической безопасности России
    • Государственно-правовые основы обеспечения миграционной безопасности России
    • Миграционный контроль в Российской Федерации как элемент системы государственной безопасности
    • Основные угрозы безопасности России
    • Система иммиграционного контроля России: состояние и перспективы
    • Особенности организации правоохранительной деятельности в сфере миграции в интересах обеспечения безопасности России
    • Перспективы правоохранительной деятельности в сфере миграции в интересах обеспечения государственной безопасности России
    • Влияние демографических процессов на государственно-правовое регулирование сферы миграции
    • Демографическая ситуация в современной России
    • Угрозы государственной безопасности из сферы демографических процессов
    • Взаимосвязь демографических и социально-экономических процессов
    • Модели экономико-демографических процессов
    • Особенности регулирования демографических процессов в России
    • Механизм реализации демографических процессов
    • Государственно-правовые основы становления и развития системы профессионального миграционного образования в России

Угрозы безопасности России в сфере миграции

Государственно-правовое регулирование сферы миграции осуществляется в системе государственной безопасности (конституционная категория в отличие от термина «национальная безопасность», хотя последний более распространен). Наибольшие угрозы государственной безопасности России исходят от нелегальной миграции - глобального явления, в которое вовлечены практически все государства в качестве стран исхода, приема, пребывания, выезда и транзита «нелегалов». Международное сообщество считает Россию страной с неблагоприятной иммиграционной обстановкой. Сотни тысяч незаконно пребывающих на российской территории мигрантов создают реальную угрозу не только для нее, но и для других стран, поскольку многие мигранты используют ее территорию как транзитную для легального и нелегального проникновения в зарубежные страны.

Основными каналами нелегальной миграции на территорию России считаются российско-украинский, российско-казахстанский и российско-китайский (соответствующие участки госграницы). Нелегальные мигранты (до 80%) проникают в страну через российско-казахстанскую границу (протяженность 7591 км), а также с закавказского и западного направлений. Нелегалы концентрированно пребывают в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Приморском, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородской и Калининградской областях, республиках Бурятия и Карелия, в Северо-Кавказском регионе. В столичном регионе существуют общины выходцев из Абхазии, Азербайджана, Армении, Афганистана, Вьетнама, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Нагорного Карабаха, Нигерии, Южной Осетии и других стран.

Остроту проблеме противодействия нелегальной миграции придаст прибытие в Россию нелегальных работников, использующих вполне легальные пути въезда. Создание системы иммиграционного контроля (СИК) призвано обеспечить прозрачность миграционных процессов, снизить масштабы нелегальной миграции, обеспечить реализацию заключенных Россией реадмиссионных соглашений 1 Несмотря на выполнение Плана мероприятий по созданию СИК в России в 2003-2005 ГГ. (21 из 33 мероприятий выполнялись на постоянной основе), такая система в стране не создана. От Плана создания СИК в России в 2006 г., по существу, решено отказаться. . Для противодействия нелегальной миграции систематически организуются и проводятся оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции.

Например, в 2005 г. такие мероприятия проводились в 28 субъектах Федерации МВД России и ФМС России совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами стран СНГ. Выявлено 393 552 нарушения, привлечено к административной ответственности за нарушения правил привлечения и использования иностранных работников - 17 699 чел., режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России - 192 697 чел., за иные правонарушения - 183 156 чел. 2 Прудников А.С., Самойлов B.Л. Деятельность Федеральной миграционной службы: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2007. С. 65-66.

Угрозы государственной безопасности России.

Неуменьшающийся приток иностранцев из стран Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока на территорию России, постепенно изменяющий национальный состав населения ряда регионов страны, ставящий под угрозу ее этническую, культурную и территориальную целостность и, как следствие, наносящий серьезный удар по состоянию безопасности страны.

В районах концентрированного проживания иммигранты нередко выступают за создание национально-культурных автономий, активно внедряются во властные структуры регионального и муниципального уровней, контролируют и управляют ключевыми субъектами хозяйственной, банковской и финансовой деятельности, способствуют процветанию в стране коррупции - одной из угроз государственной безопасности.

Транснациональный размах деятельности экстремистских организаций, широкомасштабный терроризм, тесно связанный с нелегальной миграцией (вербовка и обучение наемников, готовых за деньги участвовать в вооруженном конфликте в любой стране). Так, в вооруженном конфликте России и Грузии (8-12 августа 2008 г.) против российского воинского контингента действовали наемники из Украины, Болгарии, стран Балтии и др.

В политической сфере большую роль играют национальные диаспоры с устойчивыми отношениями сотрудничества и взаимопомощи с этническими криминальными структурами, «подпитываемыми» нелегальными мигрантами. Организованные этнические преступные сообщества вторгаются во многие сферы жизни российского общества на отдельных территориях страны.

В экономической сфере нелегалы - неотъемлемая часть структуры криминального бизнеса . Их влияние сказывается на состоянии экономических отношений, влечет криминализацию российской экономики, расширяет ее теневую составляющую, развивается вне налогового и иного экономического законодательства. Особенности действий нелегалов проявляются через их внедрение в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности с выраженным этническим характером (на основе национальных диаспор, созданных на территории России).

Нерегулируемая массовая миграция создает предпосылки для усиления социальной напряженности , обострения отношений между иммигрантами и местным населением. Возникают общины и анклавы, которые, не ассимилируясь, сохраняют свою самобытность, порождая сознательную отчужденность и противопоставление другим этносам. Часто эти люди не знают русского языка, не могут и не хотят адаптироваться к местной культуре, традициям и обычаям живут компактно и замкнуто. Иногда этнические общины предъявляют определенные требования или диктуют их местным жителям с доминантной культурой. Все это встречает стихийный отпор со стороны местных жителей, вызывает социальную напряженность, всплески шовинизма расизма и иных проявлений экстремизма.

Нелегальная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию оказывает существенное влияние на здоровье россиян . Проникая на территорию России нелегально (по недействительным, поддельным, чужим или просроченным въездным документам), легально в целях трудоустройства или законного транзита через территорию страны, иммигранты в большинстве своем не имеют страховых медицинских документов либо срок их действия прекращается почти одновременно с окончанием законного пребывания. Так как часть нелегальных мигрантов вовлечена в сферу торговли либо сферу обслуживания, то при отсутствии должного медицинского обеспечения они превращаются в источники распространения различных заболеваний. До 4,5% мигрантов, как показали выборочные проверки органов здравоохранения, являются носителями опасных инфекций (СПИДа, туберкулеза, гепатита).

Потенциал нелегальной миграции криминогенный, поскольку мигранты, попадая в новые жизненные условия, испытывают естественные социально-бытовые, психологические трудности и образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска. Тем не менее, по данным ФМС России, с 2005 г. число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет неуклонную тенденцию снижения и в 2010 г. составляло в целом по России примерно 3,5% 3 По итогам 2008 г. число иностранцев, имеющих право работать законно, возросло в 4 раза, количество виданных разрешений на работу превысило 2.1 млн.. По расчетам, объем нелегальной трудовой миграции снизился как минимум в два раза. См. выступление директора ФМС России на заседании расширенной коллегии Федеральной миграционной службы 31 января 2009 г. . Максимальный размер штрафных санкций за каждого незаконно работающего мигранта достигает 800 тыс. руб. Для некоторых видов нарушений предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Негативное влияние нелегальной миграции на безопасность страны связано с воздействием на систему миграционного учета функционирование которой должно распространяться и на российских граждан, и на иностранных граждан, и на лиц без гражданства. Причем на необходимость создания системы персонального учета населения напоминает так и нереализованный в России нормативный правовой акт 4 Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2005 г. №748-р «О создании системы персонального учета населения в Российской Федерации». .

Противодействие нелегальной миграции осуществляется совместными усилиями государств . Согласно решению Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 г. создана Совместная комиссия государств - участников Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. (ее первое заседание состоялось в Минске 5-6 октября 2004 г.).

Основные направления взаимодействия России и Евросоюза (ЕС) в противодействии нелегальной миграции:

  • включение в Концепцию ОБСЕ в области безопасности границ и пограничного режима положений о совершенствовании и усилении миграционного контроля на границе;
  • активизация деятельности по заключению соглашений о реадмиссии между отдельными странами СНГ, между странами СНГ и государствами дальнего зарубежья, между Россией и странами ЕС;
  • введение в практику регулярного обмена информацией между Россией и странами ЕС по изменениям в национальном миграционном законодательстве и миграционной обстановке;
  • проработка вопроса о возможности проведения совместных операций по предупреждению (пресечению) нелегальной миграции во взаимодействии с заинтересованными органами правоохраны стран ЕС;
  • проработка вопроса об организации взаимных стажировок сотрудников правоохранительных органов стран ЕС.

Лица, ищущие убежище в России, прибывают на ее территорию из неблагополучных стран со сложной социально-политической ситуацией. Часть иностранцев приобретает правовое убежище, чтобы незаконно остаться в стране. Международная практика показывает, что уголовные преступники и террористы используют институт предоставления убежища для того, чтобы уйти от правосудия. Некоторые иностранные граждане, задержанные на территории России в связи с объявлением в международный розыск за совершение тяжких преступлений на родине и подлежащие экстрадиции, обращаются с ходатайствами о признании их беженцами.

При этом, прибывая на территорию России, как правило, по каналам нелегальной миграции с документами на чужое имя или даже без документов, они заявляют о намерении получить убежище в России. В отличие от нелегальных мигрантов они не могут быть не допущены на территорию России или возвращены на родину без рассмотрения их ходатайств в установленном порядке (срок рассмотрения ходатайств составляет 3-6 месяцев). Кроме того, примерно 90% заявителей отрицательные решения по ходатайствам в ФМС России обжалуют в суде (срок рассмотрения жалоб может растянуться до трех лет). До вступления в силу отрицательного решения заявитель пребывает на территории России. Иногда за это время невозможно установить личность заявителя. До вступления в силу отрицательного решения по его ходатайству невозможно для установления личности заявителя использовать потенциал семи действующих загранучреждений ФМС России.

Российское законодательство не предусматривает ограничения свободы передвижения для лиц, ищущих убежище, даже если личность не установлена, что может создавать угрозу для государственной безопасности. Часто заявители умышленно представляются гражданами других государств, где, по их мнению, легче получить убежище на территории России.

Проведение лингвистических и страноведческих экспертиз действующим законодательством не предусмотрено (нет механизма привлечения соответствующих специалистов, отсутствует детальная информация по странам происхождения). МИД России на запросы ФМС России о странах происхождения лиц, ищущих убежище в России, в основном ограничивается справкой о социально-политической ситуации в стране. ФМС России использует также информацию из других источников (например, УВКБ ООН).

В то же время Федеральный закон «О беженцах» не предусматривает основания для отказа лицу в предоставлении убежища, если его пребывание на российской территории угрожает государственной безопасности. Между тем международное право позволяет вводить такие ограничения в отношении лиц, ищущих убежище.

Однако отношение к иммиграции в России неоднозначно. В условиях демографического кризиса вследствие продолжающейся с 1992 г. естественной убыли людей иммиграция рассматривается в качестве компенсирующего источника для стабилизации численности населения страны. Вместе с тем много проблем порождают сложность селекции и привлечения в страну благонадежных иммигрантов, эффективность их интеграции в общество и нейтрализации возможных негативных последствий увеличения доли иммигрантов и их потомков в общей численности населения России.

Безусловно, Россия заинтересована в соответствии объема и направленности миграционных процессов ее государственным интересам: для противодействия нелегальной миграции в стране периодически совершенствуется законодательство; осуществляется международное и приграничное сотрудничество; создана система учета иностранных граждан и лиц без гражданства; под контролем пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России; проводятся оперативно-профилактические мероприятия; осуществляется административное выдворение и депортация правонарушителей; увеличивается количество заключенных соглашений о реадмиссии; введены процедуры квотирования и привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, патентования трудовой деятельности иностранцев; применяются ПВД НП с электронным носителем информации.

Вместе с тем нелегалы дополняют «иммиграционную составляющую» криминальной обстановки, ибо СИК в России не создана, а Управление иммиграционного контроля ФМС России в существующей организационно-штатной структуре не обладает возможностями по созданию такой системы. Более обоснованным вариантом решения данной проблемы могло быть стать принятие решения на разработку СИК. охватывающей не только процессы иммиграции и нелегальной миграции, но и другие миграционные процессы: внешнюю трудовую миграцию (в Россию и из России), вынужденную миграцию, переселение соотечественников в Россию, реадмиссию.

Похожие публикации