Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации В каком размере несут материальную ответственность военнослужащие

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 161-ФЗ О материальной ответственности военнослужащих

Конституционный Суд Российской Федерации ранее рассматривал вопрос о конституционности процедуры привлечения к материальной ответственности применительно к военнослужащим. В Постановлении от 10 апреля 2001 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", устанавливающее, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно в системной связи с иными положениями названного Федерального закона , а также Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и Гражданского процессуального кодекса РСФСР, обеспечивающими механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего, не нарушает справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства и не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу.

Современная армия насыщена дорогостоящим вооружением и оборудованием. Всё военное имущество де-юре является собственностью российского государства. Оно передаётся в оперативное пользование военнослужащим для выполнения ими поставленных задач укрепления обороноспособности страны. Условия использования военного имущества регулируются положениями статей федерального законодательства. Одной из основных задач служащих ВСРФ является бережное отношение к армейскому имуществу и технике, поддержание его в боеспособном состоянии.

Но, к сожалению, требования армейских уставов и федерального закона «Об обороне» не всегда исполняются должным образом. В результате небрежного отношения или прямого преступления материальной базе воинских подразделений может наноситься ущерб. В этих случаях предусматривается привлечение военнослужащих к материальной ответственности в полном соответствии с положениями действующего законодательства.

Как и все прочие граждане, которым передаётся во временное пользование некое имущество, служащие российской армии несут ответственность за сохранность техники и оборудования, находящегося в их непосредственном ведении. Под этим подразумевается грамотная эксплуатация в соответствии с требованиями технического регламента, своевременное обслуживание боевого вооружения, снаряжения техники и прочего армейского имущества. Служащие, по вине которых произошёл выход из строя, либо утрата доверенного им имущества, подлежат ответственности, предусмотренной положениями действующего российского законодательства.

Основополагающим нормативом здесь является федеральный закон 161 о материальной ответственности военнослужащих. Он предусматривает обязанность виновника причинённого ущерба возместить все убытки, понесённые от его поступков или преступного бездействия.

Законом устанавливаются следующие юридические аспекты:

  • Служащие ВСРФ, виноватые в нанесении армии ущерба из-за ненадлежащего выполнения своих воинских обязанностей, подлежат финансовому взысканию исключительно в величине реально нанесённых убытков.
  • Взыскание компенсации производится строго в соответствии с положениями действующих законодательных актов.
  • Не допустимо привлечение служащего к какому-либо виду взыскания, если армейская техника, снаряжение было повреждено или уничтожено в ходе выполнения поставленных ему боевых задач, или при исполнения распоряжений вышестоящего командования.
  • Не подлежат компенсации конкретным лицом убытки, нанесённые военному имуществу в результате неких форс-мажорных ситуаций – стихийных бедствий, военных действий.
  • Временные сроки, в течение которых возможно наложение на служащего ВСРФ мер ответственности, ограничиваются тремя годами, считая с момента установления нанесённых им убытков.

Материальная ответственность военнослужащих бывает двух видов – полная и ограниченная. Они устанавливаются в результате проведения служебного расследования и выявленных по её итогам фактов.

Ограниченная ответственность налагается:

  • На все категории служащих ВСРФ за убытки, нанесённые по неосторожности, либо без злого умысла. Подобный непредумышленный ущерб подлежит компенсации в сумме, не превышающей денежного довольствия за один месяц плюс послужной выплате.
  • На все категории служащих, за исключением солдат срочной службы, когда их вине был нанесён финансовый ущерб армейскому подразделению, связанный с наложением на неё штрафных санкций. Сюда относятся штрафы, вызванные выплатой неустойки за простой грузов (железнодорожных вагонов, транспортных контейнеров, морских и речных судов, автотранспортных средств), предназначенных для воинского подразделения. Штрафные выплаты за завышение данных относительно реальных объёмов выполненных работ. Штрафные санкции за несвоевременное внесение обязательных взносов в государственные фонды. Во всех вышеперечисленных случаях виновники несут максимальную финансовую ответственность в сумме, эквивалентной 2-м месячным окладам и 2-х выплат за выслугу.
  • На воинский командный состав, вследствие неправомерных распоряжений которых нарушается нормативный режим хранения, эксплуатации, транспортировки военного имущества. Из-за непринятия ими должных мер для сохранности вверенных им материальных ценностей, в результате чего произошла их порча, уничтожение или хищение. В данном случае ответственность виновных должностных лиц устанавливается в размере понесённых государством убытков, но сумма взыскания не может превышать месячного размера финансового довольствия.
  • На начальствующий состав, допустивший неправомерное увольнение персонала со службы; переводе на другое место без веских причин; назначении на должность, не соответствующую военной специальности. Размер налагаемого в данном случае взыскания не должен превышать 3-х месячных денежных и 3-х послужных выплат.

Полная ответственность

В ряде ситуаций, предусмотренных федеральным законодательством, материальная ответственность военнослужащих наступает в полном объёме, в соответствии с нанесёнными ими убытками. Это возможно при совершении служащими ВСРФ следующих действий:

  • Порча или утрата собственности армейского подразделения материально ответственным лицом, которому оно было передано для временного сохранения, транспортировки и прочих целей.
  • Неких преступных деяний, подпадающих под юрисдикцию российского уголовного законодательства. Предумышленное выведение техники и оборудования из строя; его хищение; преступная халатность при выполнении служебных задач, в результате чего имуществу воинской части был причинён ущерб.
  • Умышленных преступных действий, повлекших причинение травм и иного вреда жизни и здоровью третьих лиц. Тогда виновник обязан в полном объёме оплатить государству расходы на лечение потерпевшего и выплаты, произведённые ему в качестве компенсации морального вреда.
  • Убытки, понесённые государством из-за действий военнослужащего, находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих медицинских препаратов. Данное положение применяется только если виновник преднамеренно привёл себя в состояние опьянения.

Определение размера понесённого государством ущерба осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами. Денежная сумма, подлежащая взысканию, определяется таким образом:

  • С учётом действительных в настоящий момент времени государственных расценок на повреждённое или уничтоженное военное имущество. Оценка производится исходя из данных учётных документов воинской части. Расценки на боевую технику и оборудование устанавливаются уполномоченными госорганами в соответствии с закупочными ценами и расходами прочими сопутствующими расходами.
  • При оценке убытков необходимо учитывать степень эксплуатационного износа имущества, подвергшегося порче или уничтожению. Цена ущерба при этом не должна быть менее стоимости на момент его утилизации или сдачи на переработку.
  • Когда непредусмотренные затраты произошли из-за неправомочных кадровых решений командного состава (увольнений, переводов, назначений служащих), виновник компенсирует их в соответствии с расчётами финансовой части.
  • Затраты на лечение третьих лиц, пострадавших от преступных деяний служащего ВСРФ определяется из полной суммы стоимости медицинских услуг, включая расходы на услуги медперсонала и приобретение медикаментов.
  • Если в причинении вреда снаряжению и техники виновны несколько человек, то доля каждого в общей сумме денежной компенсации устанавливается после произведения внутреннего расследования. По результатам расследования определяется реальная степень вины в произошедшем каждого отдельного лица.
  • При применении к виновникам уничтожения/повреждения собственности армейского подразделения ограниченной ответственности, размер заработной платы устанавливается на момент вынесения постановления о взыскании.

Порядок взыскания денежной суммы

При взыскании с виновника средств, необходимых для компенсации нанесённых им убытков, необходимо произвести ряд процессуальных действий. Они прописаны в нормативных актах и выполняются в следующем порядке:

  • Командованием воинского подразделения издаётся распоряжение о проведении внутреннего расследования. В нём указывается причина проведения проверки. До ответственных лиц доводится информация о порядке и сроках проведения административного разбирательства. Другой способ инициировать расследование – утверждающая резолюция, поставленная командиром в/ч на рапорте ответственного лица.
  • Назначить должностное лицо, ответственное за произведение всех необходимых следственных мероприятий. В случае необходимости создаётся комиссия из представителей военной специальности, в сферу деятельности которых входит повреждённое имущество.
  • Производится подробный анализ ситуации, приведшей к выходу из строя или уничтожению боевой техники и оборудования. Комиссия знакомиться с кругом должностных обязанности подозреваемых лиц, выясняет конкретные обстоятельства происшествия. По результатам расследования определяется конкретный виновник или группа лиц, деятельностью которых был нанесён ущерб.
  • Устанавливается причины совершения произошедшего нарушения – по неосторожности, по халатности, в ходе предумышленного преступного деяния. По итогам этого выносится постановление о привлечении виновника к полному или частичному возмещению последствий проступка. Если виновных в происшествии несколько, следует установить долю вины каждого из участников.
  • Производится исчисление понесённого армией ущерба. Если техника или оборудование не подлежат восстановлению, определяется их полная стоимость в соответствии с закупочными расценками. При этом из полученной суммы убирается размер амортизационного износа, определяемый в соответствии с действующими нормами для каждого конкретного объекта материальной базы.
  • Если повреждённая техника подлежит восстановлению, комиссией устанавливается стоимость ремонтных работ и необходимых для этого запчастей и комплектующих. Расчёт необходимых для этого затрат производится финансовым отделом воинского подразделения с составлением соответствующего отчёта.
  • При невозможности установить собственными силами точную сумму затрат на ремонт, комиссия вправе привлечь к своей работе экспертов. На основании их выводов о характере повреждений, целесообразности и трудоёмкости ремонтных работ, членами комиссии определяется полная сумма затрат.
  • При выявлении в ходе расследования признаков уголовного преступления, председатель комиссии или ответственное лицо должно незамедлительно уведомить об этом командира части.
  • Уполномоченные лица берут письменные показания у подозреваемых и свидетелей относительно обстоятельств произошедшего.
  • По результатам произведённой проверки членами комиссии составляется рапорт на имя командования, к которому прилагается вся необходимая пояснительная документация. Это акты технического обследования, объяснительные записки от фигурантов дела, рапорты должностных лиц, отчёты о проведении эксплуатационных действий с техникой.

В составленном рапорте члены комиссии должны указать:

  • Характеристики произведённого виновниками происшествия деяния – ненадлежащее выполнение обязанностей, непредумышленная порча, преступный умысел. По итогам этого определяется вид материальной ответственности военнослужащего, либо он полностью освобождается от возмещения финансовых потерь.
  • Подробное описание всех обстоятельств разбираемого происшествия, с указанием задействованных в нём лиц.
  • Перечень законодательных актов и армейских уставов, которые были нарушены виновными лицами.

После этого составленный рапорт заверяется всеми членами административной комиссии, и передаётся для ознакомления заместителю командира подразделения, в сферу деятельности которого вменяется курирование произведённого расследования.

После прочтения рапорта он передаёт его начальству в/ч, либо отправляет на доработку – проведение повторного разбирательства, уточнения отдельных обстоятельств и фактов. По итогам произведённого разбирательства командование части издаёт приказ о наложении на виновных лиц необходимых мер взыскания.

Материальная ответственность военнослужащих

Как и гражданско-правовая, материальная ответственность предполагает Однако в отношениях, из которых она вытекает, стороны не являются равными. Термин как правило, рассматривается в плоскости трудовых взаимодействий между нанимателем и работником.

Понятие раскрывает 233 статья ТК. В норме сказано, что материальная ответственность стороны договора наступает за ущерб, нанесенный ею другому участнику отношений в результате противоправного виновного действия/бездействия. Особенностью статьи является то, что она распространяется и на работника, и на нанимателя. Поэтому говорить о том, что наказание может наступить только для подчиненной стороны, неверно.

Вместе с этим военная служба обладает своей спецификой. Для всех граждан, состоящих в рядах ВС, в качестве нанимателя выступает Россия. Соответственно, и материальная ответственность военнослужащих обладает своими особенностями. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб , нанесенный державе, обуславливается необходимостью обеспечивать охрану и сохранение госсобственности. Порядок и условия применения санкций к виновным регулируются специальным нормативным актом. Им является 161 "О материальной ответственности военнослужащих ". Ряд положений присутствует и в нормативном акте, регламентирующем статус этих граждан.

Определение

В юридическом смысле рассматривается как возможность возложения на лиц обязанности возместить ими вред, нанесенный имуществу организации, на территории которой они находятся в период пребывания в рядах ВС. Санкции вменяются виновным вне зависимости от применения к ним административного, дисциплинарного или уголовного наказания. Возложение обязанности по возмещению вреда находится в компетенции госорганов.

Цели

Материальная ответственность военнослужащих ориентирована на формирование у граждан, находящихся в рядах ВС, бережного отношения к имуществу, принадлежащему государству. Этот социально значимый аспект поведения лиц закрепляется в 26 статье нормативного акта, регламентирующего статус субъектов. В ней установлено, что военнослужащий обязан беречь имущество военной организации, в которой несет службу. Аналогичное предписание присутствует и в УВС ВС. Привлечение к материальной ответственности военнослужащего осуществляется только в пределах реально причиненного им вреда.

Субъекты

" распространяется на граждан, находящихся на территории в/ч, гарнизонов и прочих аналогичных организаций в процессе исполнения обязанностей в соответствии с УВС ВС, а также лиц, призванных на сборы. При применении положений нормативного акта необходимо учитывать ряд нюансов.

В первую очередь, привлечение к ответственности материального характера допускается, если вред имуществу военной организации был причинен непосредственно из-за бездействий/действий военнослужащего в процессе исполнения им служебных обязанностей. Если же он возник вследствие противоправного поведения субъекта, не при выполнении уставных задач, к нему применяются меры гражданско-правовой направленности.

Пояснения

Пленум ВС в Постановлении №9 от 14 февраля 2000 г. в качестве условия наступления материальной ответственности называет нанесение вреда при выполнении служебных обязанностей. Одновременно это не касается процесса, когда индивид только приступает к решению задач. На практике у судов возникают некоторые затруднения при дифференциации обстоятельств. Не все случаи, которые установлены в ФЗ "О воинской обязанности и службе", инстанции считают допустимым относить к выполнению служебных обязанностей.

Например, речь о следовании гражданина к месту выполнения задач и обратно, пребывании в плену, на лечении, безвестном отсутствии и пр. Кроме того, следует принимать во внимание, что, участвуя в походах и учениях кораблей, находясь в командировке, лицо имеет право на отдых. Соответственно, в эти дни он фактически не выполняет свои обязанности.

Из приведенных выше пояснений становится очевидным следующий момент. Военнослужащие, которые причинили вред военной организации не при выполнении ими служебных обязанностей (к примеру, во время нахождения на отдыхе), компенсируют его в полном объеме в порядке гражданско-правовой ответственности. Это реализуется путем предоставления вещи того же качества и того же рода, исправления повреждения предмета, компенсации убытков.

Условия возникновения

ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих " определяет обязательные обстоятельства, при которых к виновному могут применяться санкции. Это допускается только при наличии реального вреда, противоправности в действиях, причинной связи между поведением и возникшим вредом, доказанной вины. Указанные условия должны выполняться одновременно.

Реальный вред

Закон о материальной ответственности военнослужащих во 2 статье дает определение этому понятию. Реальным вредом именуют утрату или повреждение имущества организации, затраты, которые ей необходимо произвести, или уже осуществленные расходы на восстановление ценностей.

К такому ущербу также относят излишние выплаты. В их число, в частности, входят суммы штрафов, зарплаты, денежные довольствия, перечисленные гражданскому персоналу и уволенным военнослужащим вследствие неправомерного расторжения контракта или задержки по вине командования выдачи трудовых книжек, а также средства, полученные сверх установленной величины в связи со счетной ошибкой.

Объекты

Материальными ценностями в рамках рассматриваемого закона являются все типы вооружения, боевой и прочей техники, горючее, боеприпасы, продовольствие, инженерное, вещевое, квартирное, химическое имущество, прочие средства, денежные в том числе, которые находятся в ведении в/ч, воинских заведений и учреждений, организаций и предприятий Минобороны.

Утратой называют выбывание объекта из владения собственника либо пользователя, вопреки их желанию и воле, вследствие непринятия надлежащих мер по его сохранности. Повреждением имущества называют причинение вещам вреда, который повлек потерю (частичную или полную) полезных свойств. От утраты оно отличается тем, что возникает всегда при прямом воздействии на предмет. К примеру, это может быть поджигание, разрушение и пр. Повреждение может причиняться как умышленно, так и по неосторожности.

Важный момент

При установлении конкретного вида реального вреда, нанесенного военнослужащим, следует учитывать, что повреждение и утрата ценностей отдельных категорий (боеприпасы, оружие, военная техника), а также причинение им дефектов вследствие прямого физического воздействия при тяжких последствиях (к примеру, повлекших снижение боеспособности подразделения и пр.) обладают признаками уголовных преступлений. Наказание за них устанавливается 346-348 статьями УК. Это, однако, не исключает вероятности применения к виновным мер материальной ответственности.

Расходы

Как выше было указано, кроме стоимости имущества, утраченного, поврежденного либо уничтоженного, в составе реального вреда присутствуют затраты, которые в/ч должна будет осуществить или уже произвела для восстановления или приобретения ценностей. К ним, например, относят средства, потраченные на ремонт, транспортировку сверх установленных норм на обеспечение войск. Излишние выплаты, которые осуществила в/ч, могут выражаться в:

  1. Штрафах, неустойке, пенях, компенсации вреда по гражданско-правовым договорам при причинении его иным субъектам и их имуществу.
  2. Денежном довольствии/зарплате, перечисленных служащим и гражданскому персоналу вследствие их незаконного увольнения.
  3. Возмещение вреда здоровью и жизни лицам, возникшего при выполнении ими обязанностей.

Вина

Закон "О материальной ответственности военнослужащих " допускает применение санкций только при наличии умысла или неосторожности в действиях субъекта. Другими словами, должна быть установлена вина гражданина. Определение неосторожности или умысла влияет на то, в каком размере несут материальную ответственность военнослужащие . Бремя доказывания факта причинения вреда и прочих условий применения наказания возлагается на начальников и командиров.

Исключения

161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих " не допускает применения наказания к лицам, причинившим ущерб вследствие выполнения приказа начальника или командира, правомерными действиями, связанными с оправданным риском, или в связи с непреодолимой силой. Под последней понимают события, наступившие вне зависимости от воли человека. Например, это может быть обвал в горах, наводнение и пр.

Оправданный риск

Он имеет место, если:

  • Действие было совершено для достижения общественно полезных целей. К примеру, это может быть испытание нового образца вооружения.
  • Поставленной цели нельзя было достичь действиями, не связанными с риском.
  • Субъект, допустивший ситуацию, предпринял все надлежащие меры по предупреждению вреда.

Не будет считаться оправданным риск, который связан с угрозой для здоровья или жизни населения, экологической катастрофы, совершением действий во исполнение необоснованных решений ради реализации поставленной задачи любой ценой.

Правомерное поведение

К действиям, вследствие которых был причинен ущерб, но исключающим ответственность, относят:

  1. Нанесение вреда при задержании преступника.
  2. Крайнюю необходимость.
  3. Причинение вреда вследствие психического/физического воздействия. Если оно исключает возможность руководить своим поведением и осознавать действия.

Вред, причиненный при исполнении приказа

В такой ситуации исключается. Приказ начальника/командира может быть правомерным или противоправным. Однако вне зависимости от этого военнослужащий освобождается от наказания. Если приказ был противоправным, то санкции не применяются, когда при непосредственном его исполнении субъект не понимал его незаконность.

За возникший ответственность будет нести сам начальник/командир. Между тем субъект, нанесший вред умышленно при исполнении заведомо для него противоправного приказа, будет наказан на общих основаниях. Данное положение предусматривается в 5 статье 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".

Классификация наказания

Нормами предусматривается ограниченная и полная материальная ответственность военнослужащих . Последняя возникает в случаях, когда вред нанесен:

  • Субъектом, принявшим имущество под отчет для транспортировки, хранения, пользования, выдачи и прочих целей.
  • Бездействием/действием, содержащим признаки уголовного деяния.
  • Вследствие умышленного уничтожения, хищения, порчи, повреждения, неправомерного расходования либо незаконной эксплуатации ценностей, иных противоправных поведенческих актов, вне зависимости от наличия в них характеристик преступления.
  • Субъектом, находящимся в пьяном виде. При этом речь идет о добровольном приеме не только алкоголя, но и наркотиков и токсических веществ.
  • Умышленными действиями, повлекшими расходы на пребывание в учреждениях здравоохранения пострадавших от них граждан.

Ограниченная ответственность наступает в случае причинения ущерба по неосторожности. К примеру, это может быть вред, связанный с выплатой в/ч неустойки, штрафа за простой судна, вагона, автомобиля, нарушением правил учета, расходования, использования, хранения имущества и пр.

Величина возмещения

Размер материальной ответственности военнослужащих зависит от обстоятельств, при которых возник вред, серьезности нарушения. В случае если действия совершены по неосторожности, величина возмещения не должна превышать:

  1. Одного, двух или трех окладов месячного денежного довольствия, а также 1, 2 или 3 месячных надбавок за выслугу. По этому правилу определяется материальная ответственность военнослужащих по контракту , а также субъектов, призванных на сборы.
  2. 2-х месячных окладов денежного содержания. Такая величина наказания предусматривается для лиц, которые проходят службу по призыву.

Изменение величины взыскания

Оно допускается по решению командира, согласованному с вышестоящим начальством, а также в судебном порядке. Изменение размера взыскания осуществляется в сторону уменьшения. При этом учитываются конкретные обстоятельства происшествия, степень вины, имущественное положение нарушителя.

Величина взыскания не подлежит уменьшению, если вред нанесен вследствие умышленного повреждения, уничтожения, порчи, хищения, незаконного использования либо расходования ценностей или иных противоправных действий вне зависимости от наличия в них признаков уголовного деяния.

Административное расследование

Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих " определяет порядок применения взысканий к виновным. В качестве одного из этапов выступает административное расследование. Оно может не выполняться, если причины, по которым возник вред, а также его величина и виновные в его причинении субъекты установлены в ходе проверки, ревизии, следствия или дознания. В других случаях военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности только в соответствии с результатами расследования. На их основании издается приказ либо подается иск в суд.

Цели расследования

Оно назначается для определения причин вреда, его величины и виновных в его возникновении. В процессе расследования должны быть установлены все условия, при которых военнослужащие несут материальную ответственность . Оно назначается немедленно после непосредственного обнаружения вреда.

Длительность расследования - не больше месяца. При необходимости оно может быть продлено не больше чем на 1 мес. Полученные в ходе процедуры результаты должны быть задокументированы. В процессе расследования должны быть даны ответы на такие вопросы:

Внесудебный порядок

К в соответствии с письменным приказом командира в/ч. Наказание представляет собой удержание из денежного довольствования величины причиненного ущерба. Такая мера применяется, если размер ущерба составляет не больше 1-го месячного оклада содержания и 1-й надбавки за выслугу. Внесудебный порядок предполагает ряд мероприятий:

  1. После того как начальник был извещен о нанесении имущественного вреда в/ч, он назначает административное расследование.
  2. Командир издает приказ о включении суммы ущерба в книгу по учету недостач.
  3. Начальник знакомит виновного с установленной величиной вреда и правилами его компенсации. При этом военнослужащему разъясняется право возместить ущерб в добровольном порядке.
  4. Командир издает приказ о взыскании установленной суммы путем удержания ее из денежного содержания виновного. Документ должен быть оформлен в течение 2-х недель. Если в течение данного периода приказ не был издан, начальник теряет право привлечь военнослужащего к ответственности.

Судебный порядок

Он применяется, если величина ущерба больше одного месячного оклада денежного довольствия и 1-й надбавки за выслугу. Судебный порядок предполагает оформление иска. Заявление о возмещении вреда, нанесенного командиром в/ч, подается вышестоящим начальником. Иски о привлечении к материальной ответственности военнослужащих и лиц, уволенных со службы, должны рассматриваться военными судами. Удержание из довольствия по принятому решению осуществляется в соответствии с исполнительным листом.

Пределы взыскания

Ежемесячные удержания для компенсации ущерба, нанесенного военнослужащим, производятся по общему правилу в размере 20% от его денежного довольствия. Величина взыскания составляет 50% от содержания, если оно направлено на возмещение вреда, причиненного умышленными действиями, повлекшими расходы на лечение пострадавших в медучреждениях. Если из довольствия осуществляются другие удержания, установленные законодательством, общая их величина не должна быть больше 50% от получаемой военнослужащим суммы.

Дополнительно

Если лицо, причинившее ущерб, и не было привлечено к ответственности, взыскание производится в судебном порядке по иску командира. Величина оклада и месячной надбавки определяются на дату выбытия из рядов ВС. При переводе привлеченного к ответственности служащего в другую в/ч, возмещение осуществляется по новому месту в соответствии с записью в денежном аттестате. Если вред третьим лицам был компенсирован в/ч, то она вправе взыскать выплаченную сумму с виновного в порядке регресса.

Заключение

К материальной ответственности не относится обязанность граждан, которые были отчислены из образовательных учреждений военной направленности за неуспеваемость, нежелание обучаться, недисциплинированность, отказались заключить контракты на прохождение службы, а также которые закончили учебу и были уволены до истечения срока службы, возместить потраченные бюджетные средства на их подготовку. Данное положение обуславливается тем, что указанные лица совершили действия, не причинившие реального вреда. Соответственно, к ним нельзя применить правила о назначении денежного взыскания.

Похожие публикации