Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного Российской Федерации;

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

На балансе вооруженных сил, принадлежащих Российской Федерации значится немалое количество разнопланового характера техники и имущества. Они переданы сообразно Федеративного закона «Об обороне» воинским формированиям для применения в решении поставленных задач.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но военная техника и имущество есть собственность государства. Акт был испущен законодателем 31 мая 1996 года за номером 61-ФЗ. Одним из приоритетных обязанностей военнослужащих является обязанность беречь народное достояние.

Правовые основы

Под понятием «материальная ответственность военнослужащего» подразумевается учрежденная законодателем обязанность служащих вооруженных сил всех типов формирований покрытия нанесенного урона.

В целом вопросам касательно компенсации ущерба посвящен Федеративный закон «О материальной ответственности военнослужащих», изданный 12 июля 1999 года под номером .

Сообразно указаниям законодателя материальная ответственность на военнослужащего возлагается, если числящемуся на балансе воинской части имуществу ими нанесен реальный ущерб.

В акте разъяснен правила относительно порядка его компенсации, методика установления размеров, выявления степени вины служащего воинского подразделения. В нем установлен круг лиц, которые в силу ряда причин не могут быть привлечены к ответу за причинение ущерба.

К ним относятся:

  • выполнение приказаний командования;
  • осуществление аргументированных поступков;
  • признание мотивов риска, связанных с несением военной службы;
  • воздействие силы, которую невозможно преодолеть.

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб причиненный государству зависит от уровня обеспечения сохранности военного снаряжения, техники и оборудования, госимущества, которое является общенародным наследием.

В то же время оно составляет материальную основу всемогущества вооруженных сил, которые охраняют государство от внешнего вмешательства.

Помимо указанного выше акта вопросы относительно МО предусмотрены в ряде актов, таких как:

За что привлекаются

Служащих воинских формирований можно обвинить за совершенное ими имущественное правонарушение.

Оно характеризуется как противозаконное поведение, в результате которого был причинен реальный ущерб. Как правило, оно проявляется в действии или бездействии военнослужащего. Но их должна быть документально подтверждена.

Если ущерб был нанесен в ходе исполнения воинских обязанностей при прохождении службы, то военнослужащий несет ответственность согласно указаниям вышеуказанных актов.

Если ущерб был нанесен в то время, когда он не находился при исполнении, то военнослужащий должен ответить соответственно предписаниям гражданских законодательных актов РФ.

Например, в воинской части произошло хищение боекомплектов гражданскими лицами при участии военнослужащего. В сложившейся ситуации его вина заключается в активном действии.

Если он не участвовал в совершении хищения, но не предпринял никаких мер в предотвращении хищения, то привлекается за бездействие.

Под реальным ущербом подразумевается полная потеря военного имущества, вследствие его уничтожения или повреждения, расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества.

Что касается финансовых средств, то ущерб заключается в расходах, которые существенно превышают потребности воинских частей.

К ним относятся:

  • истраченные сверх положенной нормы транспортные расходы на обеспечение дислокации воинских подразделений;
  • чрезмерные денежные расходы, уплаченные в качестве штрафа, пени, неустойки, включая покрытие ущерба по гражданско-правовым договорам, если был причинен вред собственности третьих лиц.

Под полной утратой имущества подразумевается невозможность его использования в результате его неимения в наличии помимо воли собственника, своевременного непринятия действенных мер по его сохранению. К примеру, имущество было похищено, поэтому не предоставляется возможным его использовать.

Под поврежденным имуществом понимается приведения его в негодность с полной или частичной потерей полезных качеств. Ущерб может быть нанесен имуществу в результате его разрушения, поджигания.

Полная и ограниченная

Под понятием «ограниченная материальная ответственность» подразумевается ущерб, который военнослужащий нанес имуществу по неосторожности во время выполнения им воинских обязанностей.

Она распространяется на всех военнослужащих без исключения, включая лиц, поступивших на службу на контрактной основе.

Материальная ответственность военнослужащих по контракту должно быть возмещено в зависимости от размера нанесенного ими ущерба.

Но он не должен превысить размер получаемых ими за месяц службы удвоенного оклада денежного довольствия и начисляемых за выслугу лет надбавок. При этом они могут быть привлечены к МО за причиненный ущерб, если была выявлена их вина.

Полная материальная ответственность это мера понуждения, заключенная во взыскании с виновных лиц нанесенного военному имуществу урона.

Военнослужащий привлекается к ней, если он был подотчетен вышестоящему чину за хранение военного имущества, его транспортировку, по распоряжению им или пользованию для выполнения конкретных заданий командования.

К ней привлекаются, если было выявлено:

  • действие или бездействие, расцененные как преступное деяние, которое предусмотрено уголовным правом РФ;
  • намеренное разрушение и приведение в негодность военного снаряжения;
  • расхищение и непозволительное израсходование материальной базы;
  • предумышленные действия, которые повлекли за собой определенные траты на лечение пострадавших лиц в медицинских учреждениях, включая военные;
  • прочие виды сознательного образа действий или бездействий, отмеченные в уголовном праве как противоправные.

В обязанности командования воинских частей входит взыскание ущерба с виновных лиц. Им следует назначить служебное дознание с целью выявления размеров причиненного ущерба, установления причинной связи между ним и проступком военнослужащего, степень его вины.

Если они не предприняли никаких мер, то с них взыскивается штраф в размере одного оклада довольствия в денежном эквиваленте и назначаемой за выслугу лет надбавки за выслугу, начисляемых за месяц службы.

Сообразно указаниям законодательных актов вина может быть выражена в качестве:

  • уплаты штрафа за вынужденный простой транспортных средств, например, контейнеров, вагонов железнодорожных составов;
  • преувеличения объемов произведенных работ;
  • внесение в бюджет государства налогов и обязательных платежей с отставанием.

Договор

Прямой обязанностью военнослужащего является обеспечение сохранности вверенного ему имущества. Он должен бережно относиться к нему, своевременно принимать меры по устранению вероятности причинения ему ущерба. Безусловно, он должен приложить все усилия, чтобы вверенное ему имущество находилось в исправном состоянии.

Одним из главных задач командование воинской части является создание условий для нормального исполнения воинских обязанностей военнослужащим, обеспечивая при этом сохранность имущества.

В противном случае взыскать с него причиненный имуществу ущерб командованию не удастся или он сможет возместить только некую часть.

Предпринятые командованием меры должны быть отражены в договоре, чтобы впоследствии не возникли непредвиденные ситуации. Служащий военной части должен быть ознакомлен с перечнем вверяемого ему имущества, условиями его содержания в надлежащем виде.

В договоре необходимо сделать пометку о неразглашении военнослужащим сведений о средствах вооружения.

Он должен своевременно поставить в известность командование войск о неисправности военного снаряжения, с помощью которых военнослужащий несет свою службу. Если ущерб был нанесен, то ему следует оказать содействие в служебном расследовании,.

Командование должно внести в договор права и обязанности сторон, способы возмещения ущерба, обстоятельства, принудившие к его подписанию. Он должен быть подписан заинтересованными сторонами, на нем необходимо проставить дату его подписания. Договор скрепляются печатью воинской части.

Приказ о привлечении к материальной ответственности военнослужащих

Как правило, командование воинской части издает приказ, по которому военнослужащий призывается к ответу за причиненный им ущерб.

В сложившейся ситуации с его денежного довольствия удерживаются некие суммы. Но так командование может поступить, если размер ущерба не превышает один оклад месячного довольствия военнослужащего.

Приказ подлежит изданию со дня:

  • завершения служебного расследования;
  • получения решения судебного органа;
  • предоставления материалов проверки факта наличия ущерба.

По общепринятым правилам исковое заявление о том, чтобы с военнослужащего взыскали причиненный им ущерб в судебный орган, должен подать командир воинской части.

Военнослужащий имеет право обжаловать приказ своего командира путем подачи рапорта в вышестоящую инстанцию или в судебный орган.

В период судебного разбирательства с него продолжается удержание, за счет которого компенсируется ущерб. Если судебный орган оправдает военнослужащего, то ему возвращаются все удержанные с него денежные отчисления.

Порядок

Командование имеет возможность привлечь к ответственности военнослужащего по приказу, если размер причиненного ущерба не более величины должностного оклада и надбавки, устанавливаемого за выслугу лет.

В противном случае процедура привлечения к МО должно проводиться исключительно в судебном порядке. Последовательность проведения процедуры привлечения к МО военнослужащего утверждено предписаниями вышеуказанных актов.

Сообразно им командованию необходимо:

  • провести административное расследование;
  • установить размер ущерба в денежном эквиваленте;
  • взыскать с военнослужащего ущерб, осуществляя контроль над исполнением приказа или постановления судебного органа.

Как правило, на проведение служебного расследования отводится месячный срок, который может быть продлен при возникновении новых обстоятельств дела.

В его ходе устанавливается личность виновного лица, причина его проступка, степень деяния. Расследование можно не проводить, если указанные детали были установлены в ходе судебной тяжбы.

Размер ущерба должен быть установлен на основе невосполнимых убытков, понесенных воинской частью. В расчетах учитываются рыночные цены, которые функционируют в ее местоположении.

Для производства подсчетов стоимости ущерба назначается государственными органами специальная комиссия. Как правило, стоимость подсчитывается с учетом степени износа имущества.

Он находится по нормам, которые актуальны на день, когда был выявлен ущерб. Но в любой ситуации размер ущерба должен быть соразмерен стоимости, вышедшего из строя имущества для предъявления обвинений.

Если в нанесении ущерба стали виновны несколько военнослужащих, то размер ущерба должен быть разделен на всех в зависимости от возложенного на каждого вида материальной ответственности. С каждого виновного лица взыскивается определенная часть убытка с учетом степени его проступка.

Чтобы установить размер удержаний необходимо использовать в расчетах должностной оклад, начисляемую за выслугу лет надбавку на день издания приказа или вынесения постановления судебного органа. Ущерб взыскивается на основании приказа, который издает командир воинской части.

Современная армия насыщена дорогостоящим вооружением и оборудованием. Всё военное имущество де-юре является собственностью российского государства. Оно передаётся в оперативное пользование военнослужащим для выполнения ими поставленных задач укрепления обороноспособности страны. Условия использования военного имущества регулируются положениями статей федерального законодательства. Одной из основных задач служащих ВСРФ является бережное отношение к армейскому имуществу и технике, поддержание его в боеспособном состоянии.

Но, к сожалению, требования армейских уставов и федерального закона «Об обороне» не всегда исполняются должным образом. В результате небрежного отношения или прямого преступления материальной базе воинских подразделений может наноситься ущерб. В этих случаях предусматривается привлечение военнослужащих к материальной ответственности в полном соответствии с положениями действующего законодательства.

Как и все прочие граждане, которым передаётся во временное пользование некое имущество, служащие российской армии несут ответственность за сохранность техники и оборудования, находящегося в их непосредственном ведении. Под этим подразумевается грамотная эксплуатация в соответствии с требованиями технического регламента, своевременное обслуживание боевого вооружения, снаряжения техники и прочего армейского имущества. Служащие, по вине которых произошёл выход из строя, либо утрата доверенного им имущества, подлежат ответственности, предусмотренной положениями действующего российского законодательства.

Основополагающим нормативом здесь является федеральный закон 161 о материальной ответственности военнослужащих. Он предусматривает обязанность виновника причинённого ущерба возместить все убытки, понесённые от его поступков или преступного бездействия.

Законом устанавливаются следующие юридические аспекты:

  • Служащие ВСРФ, виноватые в нанесении армии ущерба из-за ненадлежащего выполнения своих воинских обязанностей, подлежат финансовому взысканию исключительно в величине реально нанесённых убытков.
  • Взыскание компенсации производится строго в соответствии с положениями действующих законодательных актов.
  • Не допустимо привлечение служащего к какому-либо виду взыскания, если армейская техника, снаряжение было повреждено или уничтожено в ходе выполнения поставленных ему боевых задач, или при исполнения распоряжений вышестоящего командования.
  • Не подлежат компенсации конкретным лицом убытки, нанесённые военному имуществу в результате неких форс-мажорных ситуаций – стихийных бедствий, военных действий.
  • Временные сроки, в течение которых возможно наложение на служащего ВСРФ мер ответственности, ограничиваются тремя годами, считая с момента установления нанесённых им убытков.

Материальная ответственность военнослужащих бывает двух видов – полная и ограниченная. Они устанавливаются в результате проведения служебного расследования и выявленных по её итогам фактов.

Ограниченная ответственность налагается:

  • На все категории служащих ВСРФ за убытки, нанесённые по неосторожности, либо без злого умысла. Подобный непредумышленный ущерб подлежит компенсации в сумме, не превышающей денежного довольствия за один месяц плюс послужной выплате.
  • На все категории служащих, за исключением солдат срочной службы, когда их вине был нанесён финансовый ущерб армейскому подразделению, связанный с наложением на неё штрафных санкций. Сюда относятся штрафы, вызванные выплатой неустойки за простой грузов (железнодорожных вагонов, транспортных контейнеров, морских и речных судов, автотранспортных средств), предназначенных для воинского подразделения. Штрафные выплаты за завышение данных относительно реальных объёмов выполненных работ. Штрафные санкции за несвоевременное внесение обязательных взносов в государственные фонды. Во всех вышеперечисленных случаях виновники несут максимальную финансовую ответственность в сумме, эквивалентной 2-м месячным окладам и 2-х выплат за выслугу.
  • На воинский командный состав, вследствие неправомерных распоряжений которых нарушается нормативный режим хранения, эксплуатации, транспортировки военного имущества. Из-за непринятия ими должных мер для сохранности вверенных им материальных ценностей, в результате чего произошла их порча, уничтожение или хищение. В данном случае ответственность виновных должностных лиц устанавливается в размере понесённых государством убытков, но сумма взыскания не может превышать месячного размера финансового довольствия.
  • На начальствующий состав, допустивший неправомерное увольнение персонала со службы; переводе на другое место без веских причин; назначении на должность, не соответствующую военной специальности. Размер налагаемого в данном случае взыскания не должен превышать 3-х месячных денежных и 3-х послужных выплат.

Полная ответственность

В ряде ситуаций, предусмотренных федеральным законодательством, материальная ответственность военнослужащих наступает в полном объёме, в соответствии с нанесёнными ими убытками. Это возможно при совершении служащими ВСРФ следующих действий:

  • Порча или утрата собственности армейского подразделения материально ответственным лицом, которому оно было передано для временного сохранения, транспортировки и прочих целей.
  • Неких преступных деяний, подпадающих под юрисдикцию российского уголовного законодательства. Предумышленное выведение техники и оборудования из строя; его хищение; преступная халатность при выполнении служебных задач, в результате чего имуществу воинской части был причинён ущерб.
  • Умышленных преступных действий, повлекших причинение травм и иного вреда жизни и здоровью третьих лиц. Тогда виновник обязан в полном объёме оплатить государству расходы на лечение потерпевшего и выплаты, произведённые ему в качестве компенсации морального вреда.
  • Убытки, понесённые государством из-за действий военнослужащего, находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих медицинских препаратов. Данное положение применяется только если виновник преднамеренно привёл себя в состояние опьянения.

Определение размера понесённого государством ущерба осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами. Денежная сумма, подлежащая взысканию, определяется таким образом:

  • С учётом действительных в настоящий момент времени государственных расценок на повреждённое или уничтоженное военное имущество. Оценка производится исходя из данных учётных документов воинской части. Расценки на боевую технику и оборудование устанавливаются уполномоченными госорганами в соответствии с закупочными ценами и расходами прочими сопутствующими расходами.
  • При оценке убытков необходимо учитывать степень эксплуатационного износа имущества, подвергшегося порче или уничтожению. Цена ущерба при этом не должна быть менее стоимости на момент его утилизации или сдачи на переработку.
  • Когда непредусмотренные затраты произошли из-за неправомочных кадровых решений командного состава (увольнений, переводов, назначений служащих), виновник компенсирует их в соответствии с расчётами финансовой части.
  • Затраты на лечение третьих лиц, пострадавших от преступных деяний служащего ВСРФ определяется из полной суммы стоимости медицинских услуг, включая расходы на услуги медперсонала и приобретение медикаментов.
  • Если в причинении вреда снаряжению и техники виновны несколько человек, то доля каждого в общей сумме денежной компенсации устанавливается после произведения внутреннего расследования. По результатам расследования определяется реальная степень вины в произошедшем каждого отдельного лица.
  • При применении к виновникам уничтожения/повреждения собственности армейского подразделения ограниченной ответственности, размер заработной платы устанавливается на момент вынесения постановления о взыскании.

Порядок взыскания денежной суммы

При взыскании с виновника средств, необходимых для компенсации нанесённых им убытков, необходимо произвести ряд процессуальных действий. Они прописаны в нормативных актах и выполняются в следующем порядке:

  • Командованием воинского подразделения издаётся распоряжение о проведении внутреннего расследования. В нём указывается причина проведения проверки. До ответственных лиц доводится информация о порядке и сроках проведения административного разбирательства. Другой способ инициировать расследование – утверждающая резолюция, поставленная командиром в/ч на рапорте ответственного лица.
  • Назначить должностное лицо, ответственное за произведение всех необходимых следственных мероприятий. В случае необходимости создаётся комиссия из представителей военной специальности, в сферу деятельности которых входит повреждённое имущество.
  • Производится подробный анализ ситуации, приведшей к выходу из строя или уничтожению боевой техники и оборудования. Комиссия знакомиться с кругом должностных обязанности подозреваемых лиц, выясняет конкретные обстоятельства происшествия. По результатам расследования определяется конкретный виновник или группа лиц, деятельностью которых был нанесён ущерб.
  • Устанавливается причины совершения произошедшего нарушения – по неосторожности, по халатности, в ходе предумышленного преступного деяния. По итогам этого выносится постановление о привлечении виновника к полному или частичному возмещению последствий проступка. Если виновных в происшествии несколько, следует установить долю вины каждого из участников.
  • Производится исчисление понесённого армией ущерба. Если техника или оборудование не подлежат восстановлению, определяется их полная стоимость в соответствии с закупочными расценками. При этом из полученной суммы убирается размер амортизационного износа, определяемый в соответствии с действующими нормами для каждого конкретного объекта материальной базы.
  • Если повреждённая техника подлежит восстановлению, комиссией устанавливается стоимость ремонтных работ и необходимых для этого запчастей и комплектующих. Расчёт необходимых для этого затрат производится финансовым отделом воинского подразделения с составлением соответствующего отчёта.
  • При невозможности установить собственными силами точную сумму затрат на ремонт, комиссия вправе привлечь к своей работе экспертов. На основании их выводов о характере повреждений, целесообразности и трудоёмкости ремонтных работ, членами комиссии определяется полная сумма затрат.
  • При выявлении в ходе расследования признаков уголовного преступления, председатель комиссии или ответственное лицо должно незамедлительно уведомить об этом командира части.
  • Уполномоченные лица берут письменные показания у подозреваемых и свидетелей относительно обстоятельств произошедшего.
  • По результатам произведённой проверки членами комиссии составляется рапорт на имя командования, к которому прилагается вся необходимая пояснительная документация. Это акты технического обследования, объяснительные записки от фигурантов дела, рапорты должностных лиц, отчёты о проведении эксплуатационных действий с техникой.

В составленном рапорте члены комиссии должны указать:

  • Характеристики произведённого виновниками происшествия деяния – ненадлежащее выполнение обязанностей, непредумышленная порча, преступный умысел. По итогам этого определяется вид материальной ответственности военнослужащего, либо он полностью освобождается от возмещения финансовых потерь.
  • Подробное описание всех обстоятельств разбираемого происшествия, с указанием задействованных в нём лиц.
  • Перечень законодательных актов и армейских уставов, которые были нарушены виновными лицами.

После этого составленный рапорт заверяется всеми членами административной комиссии, и передаётся для ознакомления заместителю командира подразделения, в сферу деятельности которого вменяется курирование произведённого расследования.

После прочтения рапорта он передаёт его начальству в/ч, либо отправляет на доработку – проведение повторного разбирательства, уточнения отдельных обстоятельств и фактов. По итогам произведённого разбирательства командование части издаёт приказ о наложении на виновных лиц необходимых мер взыскания.

Материальная ответственность военнослужащих

На балансе любой военной части числится немало позиций, имеющих материальную ценность, это может быть различного рода техника, оружие или обмундирование. Так или иначе, каждый военнослужащий допускается к использованию вышеупомянутого оборудования, согласно своей профессиональной подготовке. Однако никто не застрахован от случайной порчи, кражи или утери ценностей. Именно по этой причине приходится назначать ответственного, который бы восполнил потери или ущерб путем, например, денежной компенсации.

Законодательные документы

Под материальной ответственностью в общем смысле подразумеваются принятые обязательства по возмещению причиненного ущерба. Несмотря на столь простое определение, основные положения материальной ответственности военнослужащих, а также все спорные вопросы о ее наступлении отражает федеральный закон № 161, который был издан в 1999 году. Текстовка, которую содержит данный федеральный закон, достаточно объемная, поэтому во избежание неприятностей рекомендуется каждому, кто подписывает контракт, ознакомиться со своими правами, чтобы не брать на себя лишних обязательств.

Согласно представленному законодательству материальная ответственность военнослужащих имеет место быть только тогда, когда военному или государственному имуществу был причинен ущерб. Кроме этого, необходимо, чтобы указанное имущество состояло на балансе военной части. Значительный объем текста ФЗ обусловлен тем, что подробно рассматриваются такие вопросы, как порядок компенсации нанесенного вреда, определение денежного эквивалента, доказательство вины военного. Оказывается, что определенная категория лиц не могут быть материально ответственными, следовательно, на них не накладываются никакие санкции.

Если быть более точным, то избежать ответственности за ущерб удается не по причине некоего статуса военнослужащего, а по ряду обстоятельств.

  • При выполнении приказа командира военнослужащий руководствуется только положением воинского устава, поэтому если данный приказ напрямую ведет к порче имущества, то подчиненный ответственности нести не может.
  • Причинно-следственная связь заключается в том, что каждому поступку находится логическое объяснение. В том случае, когда солдат осуществил обоснованные действия, которые случайно или намеренно нанесли ущерб имуществу, положение дел может быть рассмотрено специально созданной комиссией, и гражданин освобожден от выплаты компенсации.
  • Военная служба сама по себе связана с постоянным риском. В таких сложных условиях приходится учитывать соответствующий фактор, именно он поможет избежать наказания.
  • Причины, независящие от воли военнослужащего и повлекшие порчу имущества, расцениваются, как форс-мажорные обстоятельства. В данном случае гражданин также может избежать материальной ответственности.

Узнай: Сколько лет призывники служили в армии в СССР

Все материальные ценности, которые вручаются в пользование военнослужащему, имеют общественное значение. Этот факт усугубляет положение виновного, однако, прежде чем вынести окончательное решение о взыскании, комиссия обязательно установит степень повреждения. Нередки случаи, когда гражданин выплачивал только средства, затраченные на ремонт оборудования, без учета его стоимости.

Не стоит обольщаться, так как избежать наказания на практике удается довольно редко. Прежде всего, нужно помнить, что государство не намерено ослаблять материальную базу армии, поэтому предпримет все меры по возмещению убытка. Строгость в подобном подходе объясняется зависимостью обороноспособности государства от состояния материально-технической базы, от финансового обеспечения, от работоспособности оборудования. По общим вопросам законодательства остается добавить еще несколько документов, где определена мера ответственности военнослужащего, это ФЗ «О статусе военнослужащего», закон, устанавливающий порядок несения службы в армии, а также общевойсковой устав.

Когда предусмотрена материальная ответственность

Каждый случай наступления ответственности обязательно должен сопровождаться объективным расследованием. Наказанию подвергается военный не столько за факт причинения ущерба, сколько за сопутствующие противоправные действия. Первым делом необходимо выяснить, имелись ли в поступках гражданина смягчающие обстоятельства? В противном случае его действия или бездействие будет расценено, как нарушение закона.

После того, как было установлена доля вины военнослужащего, вступают в силу вышеуказанные нормативные акты. Согласно им устанавливается форма и размер компенсационной выплаты. Здесь необходимо отметить еще одну тонкость. Когда действия гражданина привели к порче военного имущества, но сам гражданин при этом на службе не состоял или не находился при исполнении, то в отношении него будут приняты меры по гражданским актам, также предусмотренным в российском законодательстве.

В качестве примера определения степени ответственности смоделируем ситуацию. Из воинской части были похищены боеприпасы. Военнослужащий, ответственный за хранение, участвовал в непосредственном хищении. Его действия расцениваются, как активные и повлекут наказание, вынесенное трибуналом. Стоимость боекомплектов будет рассчитана и предъявлена к выплате в виде штрафа. Но когда военнослужащий не принимал непосредственного участия, наказания тоже не удастся избежать, хотя квалифицироваться ситуация будет, как бездействие. Скорее всего, ущерб придется возмещать частично.

Узнай: Как и чем чистят бляху солдатского ремня, старые и новые способы

Нередко в чрезвычайных ситуациях приходится сталкиваться с таким термином, как реальный ущерб. Он обозначает потерю или порчу имущества при отсутствии возможности ремонта. Учитываются расходы не только на приобретение, но и на компенсацию неустойки, связанной со сбоем в работе оборудования. Примером полной утраты может служить кража. Порча обычно выражается поломкой, приведением в нерабочее состояние.

Полная и ограниченная

Материальная ответственность, наступающая в предписанных случаях, может быть полной или ограниченной.

  • Ограниченная характеризуется тем, что к порче или потере привела неосторожность. Здесь не прослеживается умышленный умысел солдата, направленный на подрыв государственных интересов. Данный вид ответственности назначается всем военнослужащим. После расчета суммы ущерба на виновника будет наложено обязательство по компенсации. Однако взыскать всю сумму в кратчайшие сроки никто не сможет, так как максимальный штраф не превышает двойного размера месячного денежного довольствия со всеми надбавками. Остальной долг гражданину «прощается».
  • При полной материальной ответственности гражданин обязан выплатить все начисленные средства, которые пойдут на компенсацию убытков. Подобный исход считается более неприемлемым для солдата. Он наступает, если в действиях виновника прослеживается умысел. Примером служит преступное деяние, преднамеренная порча техники или оружия, несанкционированное присвоение имущества. Материальная ответственность может наступать не только при порче имущества. Если гражданин своими действиями спровоцировал несчастный случай, повлекший за собой длительное лечение третьих лиц, то он обязан оплатить все медицинские расходы.

Решение вопросов о денежной компенсации ущерба ложится на плечи командования части. Однако это вовсе не означает, что он решит судьбу военнослужащего единолично. Сначала придется организовать служебное расследование, чтобы объективно определить меру ответственности, долю вины и сумму ущерба. В законе о материальной ответственности определено, что при отсутствии организации служебного расследования командование части подвергается штрафным санкциям. В конечном счете, должно быть определено, к чему привел проступок виновника. Это может быть выставленная неустойка, вынужденные повышенные объемы работ или задолженность перед государством по обязательным платежам.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О материальной ответственности военнослужащих


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2013) (о порядке вступления см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2014) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190016).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 года N 22-П (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.11.2016, N 0001201611100003).
____________________________________________________________________

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 1 по 3)

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

командиры (начальники) - командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. *3.1)

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (статьи с 4 по 5)

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 170-ФЗ .

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ .

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ (статьи с 6 по 12)

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ .

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1_1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ).

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия (пункт дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему (абзац дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

____________________________________________________________________
Взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 настоящего Федерального закона и пункта 5 настоящей статьи не соответствуют Конституции Российской Федерации , ее (части 1 и ), (части 1 и ), (часть 1), (часть 1), (часть 3) и (часть 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (и тем самым - фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом, - см. пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 года N 22-П .
____________________________________________________________________

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ .

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, - в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 13 по 14)

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 года N 10661-Х "О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Похожие публикации