Жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения. Формирование человека

Первобытная (доклассовая) эпоха в развитии человечества охватывает огромный временной промежуток - от 2,5 млн лет назад до 5 тысячелетия до н. э. Сегодня, благодаря трудам исследователей-археологов, можно восстановить практически всю историю возникновения человеческой культуры. В западных странах ее начальный этап называется по-разному: примитивное, племенное общество, бесклассовый или эгалитарный строй.

Что такое эпоха первобытного мира?

Появлялись на разных территориях в разное время, поэтому границы, которыми очерчен первобытный мир, очень размыты. Один из крупнейших антропологов, интересовавшихся первобытной историей - А.И. Першиц. Он предложил следующий критерий деления. Общества, которые существовали до появления классов, ученый называет апополитейными (то есть возникшими до появления государства). Те, которые продолжали существовать после возникновения социальных слоев, - синполитейными.

Эпоха первобытного мира породила новый вид человека, который отличался от предшествовавших австралопитеков. Человек умелый уже мог передвигаться на двух ногах, а также использовать камень и палку в качестве орудий труда. Однако на этом все различия между ним и его предком заканчивались. Как и австралопитек, мог общаться, только используя крики и жесты.

Первобытный мир и потомки австралопитеков

По прошествии целого миллиона лет эволюции новый вид, который получил название человек прямоходящий, все еще очень мало отличался от своего предшественника. Он был покрыт шерстью, а части тела во всем напоминали обезьяньи. Он также все еще был похож на обезьяну по своим повадкам. Однако человек прямоходящий уже обладал большим по размеру мозгом, при помощи которого он овладел новыми способностями. Теперь человек мог охотиться при помощи созданных орудий труда. Новые инструменты помогали первобытному человеку разделывать туши животных, тесать деревянные палки.

Дальнейшее развитие

Только благодаря увеличенному мозгу и полученным навыкам, человек смог пережить ледниковый период и расселиться по территории Европы, Северного Китая, полуострова Индостан. Около 250 тыс. лет назад впервые появился или homo sapiens. С этого времени первобытные племена начинают использовать для жилья пещеры животных. Они расселяются в них крупными группами. Первобытный мир начинает принимать новый облик: это время считается эпохой зарождения родственных отношений. Людей одного племени начинают хоронить по особым ритуалам, ограждать их могилы камнями. Находки археологов подтверждают, что человек той эпохи уже стремился помогать сородичам в болезнях, делился с ними пищей и одеждой.

Роль фауны в выживании человека

Большую роль для эволюции, развития охоты и животноводства играла в первобытную эпоху окружающая среда, а именно животные первобытного мира. К этой категории относится множество давно вымерших видов. Например, шерстистые носороги, овцебыки, мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. От этих животных зависела жизнь и смерть предков людей.

Достоверно известно, что первобытный человек охотился на шерстистых носорогов уже около 70 тыс. лет назад. Их останки найдены на территории современной Германии. Некоторые животные не представляли особой опасности для первобытных племен. Например, несмотря на внушительные размеры, пещерный медведь был медлительным и неповоротливым. Поэтому первобытные племена без особого труда побеждали его в схватке. Одними из первых прирученных животных являются: волк, ставший постепенно собакой, а также коза, дававшая молоко, шерсть и мясо.

К чему на самом деле готовила человека эволюция?

Нужно отметить, что многомиллионная эволюция человека готовила к выживанию именно в качестве охотника и собирателя. Таким образом, главной целью эволюционного процесса было имеющееся в человеке первобытное. Новый мир с его классовым расслоением представляет собой совершенно чуждую по своей сути для людей среду.

Некоторые ученые сравнивают возникновение классового строя в обществе с изгнанием из рая. Во все времена общественная элита могла позволить себе лучшие условия жизни, более качественное образование и досуг. Те же, кто принадлежит к низшему классу, вынуждены довольствоваться минимальным отдыхом, тяжелым физическим трудом и скромным жилищем. Кроме того, многие ученые склоняются к тому, что в классовом обществе весьма абстрактные черты приобретает мораль.

Упадок первобытнообщинного строя

Одной из причин, по которым первобытный мир сменило классовое расслоение, считается перепроизводство материальных продуктов. Сам факт чрезмерного производства свидетельствует о том, что в определенный момент общество достигло высокого для своего времени уровня развития.

Первобытные люди научились не только производить орудия труда и предметы быта, но и обмениваться ими между собой. Вскоре в первобытном обществе стали появляться лидеры - те, кто мог управлять процессом производства продуктов. На смену постепенно стал приходить классовый строй. Некоторые первобытные племена уже к концу доисторического периода представляли собой структурированные сообщества, в которых имелись вожди, помощники вождей, судьи и военачальники.


Мобильные телефоны и интернет настолько прочно вошли в нашу жизнь, что отсутствии их хотя бы на один день, у всех начинается настоящая паника. Тут же сам собой напрашивается вопрос: как раньше люди могли общаться между собой без каких-либо технологий. В этом обзоре представлено несколько древних способов коммуникации, которые и сегодня можно встретить в разных частях земного шара.



Современные обыватели считают тирольское пение (йодль ) чем-то сродни забавным песенкам, исполняемым мужчинами в коротких штанах. Тем не менее, еще в древности йодль зародился как средство коммуникации между пастухами на альпийских лугах. Целью этих голосовых переливов было докричаться до соседнего пастуха или деревни. А в горной местности, как известно, звуки разносятся на достаточно далекие расстояния.




Сложный гористый рельеф вулканического происхождения Канарских островов заставил в свое время местных жителей (гуанчи ) придумать уникальный язык, напоминающий свист. С его помощью сообщения можно передавать на расстояние до 5 км. В этом языке используется всего 4 согласных звука и 2 гласных. Таким образом можно передавать до 4000 слов. На сегодняшний день это подобное общение можно услышать только на острове Гомера (поэтому этот язык и называется Гомерический свист ).



Универсальным средством общения между далекими странами на протяжении многих веков была голубиная почта. От того, что эти птицы всегда возвращаются в свое гнездо, люди крепили к ним сообщения и выпускали в небо. Голуби развивают скорость до 100 км/ч. Во время проведения войн голуби были самыми надежными почтальонами. Даже с появлением радио и телеграфами птицами продолжали пользоваться на бирже. И только в 20 веке почтовые голуби исчезли за ненадобностью.



Африканские народы испокон веков для передачи информации на дальние расстояния используют «говорящие» барабаны. С их помощью можно воспроизводить целые слоги, складывающиеся в слова тональных языков.



Еще один способ коммуникации, известный нам больше по художественным фильмам – дымовые сигналы. Они активно использовались на сторожевых башнях Великой Китайской стены, индейскими племенами в Америке, а также в Древней Греции. Именно таким образом было передано сообщение в Микены о разгроме Трои.
Говоря о способах общения, нельзя не упомянуть о письме. ценилось во все времена. И если раньше больше ценился материал, на котором составлялось сообщение, то сейчас главное - грамотность.

Они общались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени. Люди еще не умели разговаривать. Они общались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени.




2. Древнейшие орудия труда. Если бы мы могли понаблюдать за человеческим стадом, то, возможно, увидали бы такую картину. Люди подошли к речушке, привела их сюда не жажда. Они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят не годится. Другой поднимут: этот подходящий? Теперь необходимо заострить его. Древнейший человек брал в руки гальку гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку и заострял ее получалось грубое орудие труда.


3. Как охотились древнейшие люди? Точно ответить на этот вопрос трудно. Уж очень давно жили на Земле первые люди! В наши дни ведется изучение жизни диких зверей. Наблюдая за тем, как стая мелких хищников пытается отобрать у крупного его добычу, ученые предполагают, что так же могли поступать и древнейшие люди.


Вообразим себе африканские степи два миллиона лет назад. Львица напала на антилопу, задрала ее и хочет утащить. Заметив это, десятки охотников со всех сторон подкрадываются к страшному зверю. Они начинают оглушительно кричать, размахивать дубинами, кидать в львицу камни. А хищница в ответ рычит, выпускает когти, скалит клыки, зловещим огнем горят ее глаза. Но если она утомлена преследованием антилопы и успела насытиться, то боя с людьми не примет.


Бросив тушу, львица скроется в степи. Вот еще один способ древнейшей охоты. Представим себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди нападают на животных, которые спасаются бегством. Как ветер мчатся зебры: конечно, их не догнать. Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем еще молодые животные. Эти не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удается отрезать от стада зебру, они оглушают ее дубинами, наносят тяжкие раны заостренными камнями и убивают.


Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе, молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Как человек овладел огнем? Этого никто не знает. 4. Овладение огнем.


Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя поймаешь огонь! Теперь он твой! На стоянках людей запылали костры. Мясо, испеченное на угольях, оказалось вкуснее и питательнее, сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Так жили наши предки. Задание на дом: § 1, с Ответить на вопросы на с. 11.

Досуг для детей подготовительной к школе группы на тему:

«Как древние люди общались друг с другом» .

Цели:

  1. познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях;
  2. показать значение общения между людьми;
  3. воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям;
  4. развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения;
  5. раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
  6. развивать мелкую моторику, пространственные представления.

Оборудование:

Барабан, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи, береста, пластилиновые дещечки для рисунков детей, палочки. Презентация для интерактивной доски с изображением пещер с «царапинами» медведей, древних людей, рисунками индейцев около костров, индейцев с барабанами и узелковыми «сообщениями».

Ход занятия:

  1. Орг.момент.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Рассаживайтесь на коврике поудобнее, скоро на этом месте у нас появится машина времени.

  1. Сообщение темы.

Как мы общаемся друг с другом, когда находимся далеко-далеко? (подвести к ответу: пишем письма)

Вы хотите научиться писать?
- Как вы думаете, легко это или сложно?

А человечеству легко было научиться писать?

Знаете, кто изобрёл письменность и когда это произошло?

Сегодня на занятии мы узнаем, когда же появилась письменность.

  1. Этапы развития письма.

Но как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: кого ещё можно было там встретить?
Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных.


- Давайте сядем в нашу машину времени, закроем глаза и полетим в те времена (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация с изображением пещер, затем слайд со «следами» от когтей медведей).

Теперь мы с вами древние люди. Оглядитесь по сторонам, что мы видим?

Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.

А чем люди отличаются от животных?

Что значит «общаться»?

А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко?

Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение?

Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра) . Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога)

А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана – там-тама (слайд с изображением там-тама) .

2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами попробуем.

  1. Динамическая пауза.
    - Слышали сигнал тревоги? Скорее вставайте на помощь:
    Зовёт на помощь барабан
    шагаем по кругу
    Идём врагов прогнать
    Прогоним тут
    выпады вправо-влево, имитируем
    Прогоним там удары копьём
    И будет враг бежать. бег на месте

– Тихо все сели. Молодцы, помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, так можно общаться? (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями») Что можно сообщить таким способом?
Многие племена завязывали узелки разных цветов, так передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны?

  1. Рисуночное письмо.
    - Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот у меня в руках одно из первых писем. Но оно не обычное – его нарисовала (да-да, я не ошибаюсь) давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге. Что это такое?
    - Береста – это верхний слой коры берёзы (раздаю бересту детям), раньше её использовали для написания записок. Посмотрите, как можно снять тонкий слой с бересты. На что он похож. Попробуйте сами.
    - Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено?
    - Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали. По ним учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена. Как вы думаете, о чём же здесь написано?
    - Почему столько разных мнений у нас появилось?
    - О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Таффи сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала «записку» и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать.
    Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?
  2. Закрепление изученного материала.
    -
    Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)

- Давайте попробуем прочитать письмо Васи.
- Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 3-4 детей).

Тест №1.

ВАРИАНТ 1

1. Первобытные люди общались друг с другом с помощью: а) речи; в) разнообразных звуков; б) жестов; г) рисунков. 2. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет на­зад, были обнаружены археологами в: а) Северной Америке; в) Южной Австралии; б) Восточной Африке; г) Западной Европе. 3. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался: а) человеческое стадо; в) соседская община; б) родовая община; г) племя. 4. С изобретением первобытными людьми гарпуна более удач­ной стала охота на: а) сидящих птиц; в) крупную рыбу; б) мелкую рыбу; г) быстро бегающих животных. 6. 40- 12 тысяч лет назад первобытные люди охотились на: а) лошадей, оленей, бизонов; б) мамонтов, пещерных медведей; в) волков, лисиц, тигров; г) зайцев, собак, куниц. 5. Около 40 тысяч лет назад человек стал похожим на современ­ного и назван учеными: а) «человек умелый»; б) «человек прямоходящий»; в) «человек разумный»; г) «человек малограмотный». 6. Ученые считают, что древнейшие люди, жившие в человечес­ком стаде, добывали себе пищу, занимаясь: а) охотой; в) земледелием; б) ремеслом; г) собирательством. 7. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано: а) с боязнью лесных пожаров и хищных зверей; б) с попытками понять явления природы; в) с умением изображать при помощи рисунков явления природы; г) с умением изготавливать орудия труда. 8. Для облика древнейшего человека характерны: а) выступающие челюсти; б) прямая походка; в) прыгающая походка; г) руки, свисающие ниже колен. 9. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему че­ловеку: а) лучше общаться друг с другом; б) удачнее охотиться; в) жить в одиночку; г) заниматься собирательством. 10. Первобытные люди думали, что звери окажутся заколдован­ными и не уйдут из окружающей местности, если: а) нарисовать их в глубине пещеры; б) поразить изображение копьем; в) нарисовать их ранеными; г) класть им еду у входа в пещеру. 11. В случае потери первобытным человеком огня его: а) заставляли разжигать огонь снова; б) изгоняли из коллектива; в) заставляли охранять сон сородичей всю жизнь; г) требовали в одиночку добывать огонь снова.

Тест №1. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

ВАРИАНТ 2

3. Для облика «человека разумного» характерны: а) высокий лоб; в) надбровный валик; б) прямая походка; г) подбородочный выступ. 1. Следы первобытного человека, жившего около 100 тысяч лет назад, были обнаружены археологами в: а) Северной Америке; в) Юго-Восточной Азии; б) Западной Европе; г) Антарктиде. 2. Более 2 миллионов лет назад на Земле появился человек, названный учеными: а) «человек прямоходящий»; б) «человек умелый»; в) «человек разумный»; г) «человек малограмотный». 5. С изобретением первобытным человеком лука и стрел более удачной стала охота на: а) медленно передвигающихся животных; б) мелких и быстро бегающих животных; в) крупную рыбу; г) сидящих и летающих птиц. 6. 2 миллиона лет назад древнейшие люди охотились на: а) саблезубых тигров и пещерных медведей; б) зайцев и куниц; в) быстроногих антилоп и зебр; г) лошадей и оленей. 4. Древнейшие люди жили не в одиночку, а группами, названны­ми учеными: а) человеческими стадами; б) родовыми общинами; в) соседскими общинами; г) племенами. 7. С изобретением копья с каменным наконечником и гарпуна важ­нейшими занятиями первобытных людей становились: а) земледелие; в) ремесло; б) охота; г) рыболовство. 8. Древнейшие люди общались друг с другом при помощи: а) слов; в) рисунков; б) жестов; г) разнообразных звуков. 9. Выжить суровыми и морозными зимами первобытному чело­веку помогло: а) умение пользоваться огнем; б) умение строить землянки из глины; в) использование пещер для жилья; г) умение запасать продукты питания впрок. 12. Первобытные люди считали, что добиться успеха на охоте мож­но, если: а) нарисовать бизонов, оленей, лошадей в глубине пещеры; б) нарисовать раненых животных; в) изображение животных поразить копьем; г) положить еду около входа в пещеру. 10. Первобытные люди считали хранителями домашнего очага: б) женщин-собирательниц; в) мужчин-воинов; г) вождей родовой общины. 11. Зарождение веры в душу у первобытных людей связано с: а) развитием пещерной живописи; б) попытками понять причины явлений, происходящих в них самих (сновидения); в) ритуальными обрядами в родовой общине перед выходом на охоту; г) попытками понять явления природы.
Похожие публикации