Черно серый флаг. Имперский флаг, откуда взялся, что означает - Что наша жизнь

.
Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный— желтый-белый или белый-желтый-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета.

Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года "О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях". Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот, до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы — белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра Второго, а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром Перым? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг этого Императора, но здесь он явно перегнул палку (просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о "двойственности" важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые превратились в символ антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т.н. либеральные круги, которые на весь мир кричали, что борются с "деспотизмом и реакционностью царской власти", а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр Второй. Его сын и преемник Александр Третий 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай Второй повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что "другие флаги допускаемы быть не должны".

Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора, как считалось, "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета — и это подчеркивает их "единство". И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг "не имеет геральдических исторических основ в России", чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор — Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез "исправлять" российскую геральдику). Александр Второй по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику — и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было — флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о "правильности" флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса "о государственных Русских национальных цветах". Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с "правильным" расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему — непонятно, но пошли на компромисс — в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом.

С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине…

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.
Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой — нужны особые усилия особых людей .

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-желто-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-сине-красного.

Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
.

1878 Васнецов В.М. "Карс взяли" (эскиз)


На картине Васнецова, посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 "о расположении гербовых цветов" в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.

[Есть предположение, что это флаг (сине-желто-красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877-1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-бело-красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага.]

Картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

А вот картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный — монашество, желтый — золото икон, белый — чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.
Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто-то "добрый" делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о "правильности" расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомнится? Принцип "так думают все" или "так принято" действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае Первом он был другим.

Герб Кёне, 1858 год.

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра Второго (Правление этого Государя, годы которого были прозваны "эпохой великих реформ", для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности — все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно "слизан" орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь — хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 1959-м выпустили памятную монету и медаль "Монумент Императора Николая I на коне". Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там "советские" — пентакли .

На изображении ниже представлено сходство герба, который "сочинил" Кёне, с гербом Габсбургов. Герб Габсбургов:

А здесь сравнение отдельных элементов двух гербов:

Что получаем:

1) Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого сия лента в Российской геральдике никогда не использовалась.

2) Крылья осыпались, раньше на всех орлах, были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. Единственное на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4) Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

***

Для справки:


Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин — 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области ("Монетное дело города Берлина") опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии. Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841-1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и "представителем" в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)]. В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому "направлению", стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним "административным" названием — так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850-х годов — это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Кёне, правда, принадлежит и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856-1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном "Рёйсс-Грейцским".

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих "творений".

Россия — это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие — это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.
Если исходить из этого утверждения, то имперский флаг России должен быть бело-желто-черный, а не наоборот. И вот почему. Из Православия:

1. Белый цвет — Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

2. Желтый (золотой) — Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням — дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

3. Черный — народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог — Православие) — Белый цвет. Царя! (Самодержавие) — Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) — Чёрный цвет.

Братья и сестры, так как по вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый-желто-черный, т.е. БОГ-ЦАРЬ-НАРОД или наоборот, черно-желто-белый, т.е. НАРОД-ЦАРЬ-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению, черно-желто-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: "и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф.2:11). Ладан, как Богу — белый цвет. Золото, как Царю — жёлтый цвет. Смирна, как человеку — чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, так как никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь-мученик Николай Второй понимал проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге... Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем Вторым была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.

Братья и сестры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего — Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

* * *

Черносотенство
Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание "черная сотня" встречается в русских летописях еще с XII в. и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. В средневековой Руси "черными людьми" называли "людей земли" — "земских" (горожан и сельчан), в отличие от "служилых", чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом "черная сотня" — это объединение земских людей, и именуя свои организации Ч.С. — идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения "земских людей" — Ч.С. — призваны спасти, уберечь ее главные устои...

Основоположник организованного "черносотенства" В. А. Грингмут в своем уже упомянутом "Руководстве монархиста-черносотенца" (1906) писал: "Враги Самодержавия назвали "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту Самодержавного Царя. Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников".

Портал "

В последние годы во время митингов и других массовых мероприятий, которые проводятся патриотическими организациями, кроме традиционного национального флага, все чаще можно увидеть необычный черно-желто-белый триколор. Нередко на нем изображается старый имперский символ – двуглавый орел , впервые появившийся еще в XV веке.

Это не что иное, как имперский флаг, который был официально утвержден в 1858 году, после проведения в России геральдической реформы. Ее инициатором был император Александр II. Однако история имперского флага России начинается задолго до этого времени.

Следует сказать, что происхождение и значение этого символа изучено пока недостаточно, ему посвящено сравнительно немного научных исследований, а факты, которые изложены в популярных изданиях, грешат многочисленными неточностями. Часто спорят, как правильно должны располагаться цвета на имперском флаге, потому что до 1858 года его внешний вид был несколько иным.

Что означает этот флаг? Почему его называют «имперским»? Какие исторические события с ним связаны и почему имперский флаг так любят российские националисты?

Часто видя имперский флаг на митингах националистов, рядовые граждане считают его едва ли не нацистским, однако это далеко не так.

Однако прежде чем говорить об истории российского имперского флага, следует дать его точное описание и объяснить значение цветов и элементов, которые были использованы в нем.

Описание Российского имперского флага

Российский имперский флаг состоит из трех горизонтальных полос – черного, желтого и белого цвета. Сверху расположена черная полоса, ниже ее – желтая (или золотая), снизу полотнища находится полоска белого (или серебряного) цвета.

Первая трактовка облика знамени появилась сразу после его официального утверждения – в императорском указе Александра II от 11 июня 1858 года. Именно 24 июня (11 июня по старому стилю) нынешние монархисты и представители националистических движений отмечают День имперского флага.

Согласно ему, верхняя полоса черного цвета соответствовала черному двуглавому орлу, средняя желтая (золотая) – цвету поля на государственном гербе, а нижняя (белая или серебряная) соответствовала кокарде Петра Первого и Екатерины Второй, а также совпадала с цветом всадника (Георгия Победоносца) на гербе государства.

Существуют и другие толкования значения некоторых цветов на имперском флаге. Желтый или золотой цвет часто ассоциируют с золотым двуглавым орлом Византии, который изображался еще во времена Киевской Руси.

Белый цвет традиционно связан с Георгием Победоносцем – одним из главных небесных борцов со злом. Это цвет чистоты и непорочности, у всех народов он символизирует вечность и светлое начало.

Сразу следует заявить, что до 1858 года имперский российский был несколько иным. Он имел другое расположение цветов: сверху шла белая полоса, по центру – желтая, а нижняя часть знамени была черной. Кроме того, указ 1858 года так и не сформулировал точный статус этого флага. Именно поэтому разные авторы часто называют его несколько иносказательно: «романовский флаг», «флаг имперских цветов», «флаг Российской империи» и так далее.

Также следует отметить, что средняя полоса имперского флага могла иметь разные вариации: желтый или оранжевый.

История имперского флага России

Принятием государственного флага Россия обязана Петру I, хотя первое появление традиционного бело-сине-красного триколора случилось еще во время правления Алексея Михайловича. Тогда для изготовления флага боевого корабля «Орел» была заказана красная, синяя и белая ткань. Кроме привычного нам триколора, Петр I использовал и императорский штандарт, который был выполнен в цветах имперского герба.

Первое появление черно-желто-белого российского флага относится к началу XVIII столетия. Во время правления императрицы Анны Иоановны было издано постановление Сената, согласно которому шарфы военнослужащих пехотных и драгунских полков должны повторять цвета российского герба , то есть быть черными с золотом. То же самое касалось и головных уборов: носить шляпы солдатам предписывалось с золотым галуном, кисточками, белым бантом и черным полем.

Чуть позже для церемонии коронации императрицы Елизаветы Петровны был изготовлен государственный флаг, который и позже использовался в различных торжественных мероприятиях. Он был выполнен в виде желтого полотнища с черным двуглавым орлом по центру с обеих сторон. Вокруг орла по краям полотнища изображались гербы княжеств и земель, входящих в состав Российской империи.

Комбинация из черно-желто-белых цветов стала весьма популярной в период русско-французских войн начала XIX века. Во время Отечественной войны 1812 года вошло в моду украшать одежду и жилища лентами, флагами, кокардами, выполненными в этих цветах.

При императоре Николае I кокарды и ленты цветов имперского флага начинают довольно широко использоваться гражданскими лицами (прежде всего чиновниками), ранее они в основном были распространены среди офицеров армии и флота.

Официально имперский флаг был утвержден во время царствования императора Александра II. Он инициировал масштабную геральдическую реформу, во время которой изменения были внесены в малый государственный герб, были утверждены средний и большой герб России. Руководил проведением реформы Бернгард Кене.

Флаг был утвержден в июне 1858 года, однако статус его так и оставался неясным. В Российском государстве практически появилось два флага: бело-сине-красный и черно-желто-белый. В 1864 году Александр II подписал еще один указ, в котором сочетание белого, желтого и черного цвета называлось «цветами национальной русской кокарды». Некоторые исследователи считают, что тем самым фактически в России произошла смена национального флага.

Следует отметить, что до 1858 года порядок чередования полос имперского флага был несколько иной: белая полоса была сверху, а черная – снизу. Есть и объяснение такому расположению цветов, оно должно было символизировать главный девиз Российского государства: «Православие, Самодержавие, Народность». Верхняя полоса – это Церковь, белый цвет символизирует ее святость и чистоту. Средняя желтая полоса означает славу и доблесть государя (золото – царский цвет), а нижняя, черная - российский народ, который является основой и самодержавия, и православия.

Существует и еще одна трактовка первоначального расположения цветов на имперском флаге. Нижний слой (черный цвет) символизирует державный герб империи – двуглавого черного орла. Это олицетворение стабильности и процветания огромной страны, нерушимости ее границ и единство нации. Средний слой (желтый или золотой) – символ нравственного развития, духовности русского народа. Также этот цвет трактуют как преемственность традиций Византийской империи – прежде всего православной веры. Верхняя полоса (белого цвета) обращение к святому Георгию Победоносцу, которого многие столетия особенно чтят на Руси и считают защитником русских земель. Кроме того, белый цвет – это символ жертвенности. Русский народ готов пойти на великие жертвы, для того чтобы сохранить величие своей страны и собственную честь.

Почему флаг оказался перевернутым – до сих пор остается загадкой. Перевернутый флаг – это знак траура, и вообще считается крайне плохой приметой. На флоте перевернутый флаг на мачте корабля обозначает бедствие, которое он терпит. Эта примета была хорошо известна и на Руси. Кене, который всю жизнь посвятил геральдике, не мог об этом не знать. Следует отметить, что после утверждения такого флага, жизнь империи начала меняться в не лучшем направлении.

Почти 25 лет имперский флаг использовался в качестве официального, на основе его цветов разрабатывались новые территориальные гербы (это нормальная практика в геральдике). Имперский флаг вывешивался над государственными учреждениями, казенными зданиями в праздники, а обычным гражданам можно было использовать старый бело-сине-красный флаг, который изначально применялся в торговом флоте.

Так продолжалось до самой трагической гибели Александра II. Но его сын, император Александр III, изменил ситуацию. Уже перед коронацией Александра III было выпущено постановление о том, какими именно флагами необходимо украшать дома во время праздничных мероприятий. Предписано было использовать только бело-сине-красный флаг.

Таким образом, Александр III практически возродил бело-сине-красный триколор, а позже (в 1883 году) придал ему статус государственного. Однако при этом он не отменил и имперский флаг, что привело к некоторой путанице. Если говорить юридически, то в России в этот период появилось два государственных флага. Следует отметить, что имперский флаг продолжали использовать, хотя и гораздо реже, чем при предыдущем императоре. Особенно часто его вывешивали во время различных торжеств, связанных с членами правящей династии.

Например, имперский флаг поднимался во время встречи Александра III с австрийским императором в 1885 году.

Нужно сказать, что примерно в 70-е годы XIX столетия вопрос о национальном флаге начал вызывать острые дискуссии в российском обществе. В то время в России уже появилась прослойка либерально настроенных граждан, которые ратовали за бело-сине-красный флаг в качестве государственного, а также защитники самодержавия и консервативных ценностей, защищавшие имперский флаг. Бело-сине-красный флаг в какой-то степени стал знаменем оппозиции к царскому правительству в то время.

Подобная путаница не могла не приводить к курьезным ситуациям: в 1892 году во время подготовки к коронации Николая II полиция города Харькова приказала снять со всех зданий имперские флаги. Этот случай стал широко известен и вызвал большой резонанс в российском обществе.

Накануне коронации Николая II было проведено специальное совещание, на котором обсуждался вопрос о национальном флаге. На нем было принято решение считать российским государственным флагом бело-сине-красный.

Аргументы при этом приводились довольно своеобразные. Чиновники заявили, что именно эти цвета больше всего по сердцу подданным империи: праздничные народные рубахи у крестьян белые, синие или красные, женский праздничный сарафан также красного или синего цвета, да и вообще издавна на Руси красивое называли «красным».

Понятно, что подобные аргументы при выборе национального символа выглядят несколько странно.

Как бы то ни было, точку в вопросе о государственном флаге поставил новый (и последний) император Николай II. Еще перед коронацией, ознакомившись с выводами комиссии, он повелел считать бело-сине-красный флаг государственным. Хотя и это решение не было обнародовано более двух лет.

Во время царствования Николая II имперский флаг использовался довольно часто, но государственным и официальным все-таки считался бело-сине-красный флаг.

Имперский флаг продолжали использовать на официальных церемониях, он входил в штандарты членов императорской фамилии. Особенно активно использовался имперский флаг во время празднований 300-летия дома Романовых. К этой дате была изготовлена юбилейная медаль с лентой цветов имперского флага.

В 1910 году несколькими монархическими организациями опять был поднят вопрос о возвращении имперского флага в качестве государственного. При этом предлагалось изменить расположение его цветов. Причиной обращения стало приближение праздника – 300-летия династии Романовых.

По этому поводу было создано Особое совещание, изучавшее вопрос, какой из флагов больше подходит на роль государственного. Руководил его работой министр юстиции Веревкин. Изыскания продолжались несколько лет, ее итогом было решение о возвращении в качестве государственного старого имперского флага. При этом ученые не смогли найти веских обоснований ни для одного из флагов.

Власть пошла на компромисс: в 1914 году был предложен новый вариант государственного флага: бело-сине-красное полотнище, с черным орлом в желтом квадрате, который размещался в верхнем углу, у самого древка. Затем началась Первая мировая война – не лучшее время для замены главного государственного символа.

Российский имперский флаг после революции

Февральская и Октябрьская революция 1917 года положила конец официальному использованию имперского флага.

В качестве символа его использовали различные белогвардейские и монархические организации, находящиеся в иммиграции. Одной из самых известных является «Российская фашистская партия», которая существовала перед Второй мировой войной.

Ренессанс имперского флага начался в конце 80-х годов, перед самым распадом Советского Союза. В 1990 году была создана комиссия, которая занималась разработкой проектов герба и флага Российской федерации. Идея возродить старый бело-сине-красный флаг была принята единогласно.

Имперский флаг стал символом правых и монархических организаций и до сих пор пользуется большой популярностью у русских националистов, от умеренных до крайне правых. С тех пор периодически слышаться призывы о предоставлении имперскому флагу официального статуса. Его неоднократно предлагали сделать государственным.

В начале 90-х годов сразу несколько казачьих организаций выбрали себе имперский флаг в качестве основного символа. Неравнодушны к этому знамени и футбольные болельщики. В качестве символа нередко встречается имперский флаг с гербом России. Ни один «Русский марш» или аналогичное ему мероприятие не обходится без имперской символики.

Имперский флаг используют даже неоязычники (родноверы), которые помещают в центр полотнища коловрат или громовник – древний языческий славянский символ. Правда, как можно связать флаг, официально появившийся в середине XIX века, и верования древних славян – это большая загадка.

В 1993 году во время путча имперский флаг активно использовался защитниками Верховного Совета. Хотя, надо сказать, что красных флагов там было гораздо больше.

В 2014 году Законодательное собрание Санкт-Петербурга обратилось в Государственную думу с предложением предоставить имперскому флагу особый статус. По мнению депутатов, его необходимо признать историческим символом России.

Были попытки использовать имперский флаг или его цвета в символике так называемой Новороссии – сепаратистском образовании на востоке Украины. Даже после очевидного краха проекта «Новороссии» имперские цвета продолжают использовать в непризнанных республиках Донбасса.

В настоящее время продолжается дискуссия относительно утверждения имперского флага в качестве государственного, но ее накал постепенно сходит на нет. Триколор давно стал привычным и узнаваемым атрибутом Российского государства.

Защитники государственного статуса имперского флага заявляют, что период его использования (с 1858 по 1883 год) был эпохой максимального расцвета Российской империи. За это время не было проиграно ни одной войны, Россия окончательно покорила Кавказ, выиграла войну на Балканах, значительно расширила свою территорию.

Имперский флаг не использовался коллаборантами в период Великой Отечественной войны, а под нынешним триколором воевали гитлеровские союзники (РОА, РОНА). Это является еще одним доводом в пользу признания имперского флага. Впрочем, откровенно фашистские организации, которые использовали имперский российский флаг, сражались против СССР в предвоенный период.

Среди противников признания имперской символики на государственном уровне больше всего коммунистов и представителей других организаций левого направления. Они указывают на то, что цветовая гамма имперского знамени скопирована с флагов Пруссии и Австрии и вообще не имеет отношения к славянам.

Несмотря на то что имперский флаг очень любят представители правых движений, он не внесен в список экстремистской символики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В последнее время в патриотически-настроенных кругах России стал очень популярным символом черно-желто-белый имперский флаг. Однако история этого геральдического образа довольно малоизвестна и малоизученна; по ней существует очень немного научных исследований, а в популярных патриотических изданиях - много неточностей (приходит на память только одна небольшая более-менее грамотная заметка в Ultras News). Итак, постараюсь дать свою, бесспорно, субъективную, но все же основанную на найденной научной литературе трактовку истории данного символа.

В середине XIX в. проводилась гербовая реформа, которая включала в себя создание государственного знамени. Упорядочение имперской геральдической атрибутики в значительной степени было вызвано стремлением упрочить основы монархической власти в России. Каким бы либералом и гуманистом не был император Александр II, он был монархом, сыном своего отца, Николая I. Последний неоднократно выражал свое недовольство по поводу недостаточной распространенности имперской символики; именно при нем появился Российский патриотический гимн “Боже, Царя храни”.

11 июня 1858 г. Александр II утвердил имперский государственный флаг черно-желто-белых цветов. Это произошло в годы светлого возрождения России после тяжелой Крымской войны, в годы высокого подъема Русского народного духа. В указе повелевалось, чтобы все “знамена, флаги…употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из Гербовых цветов Империи Русской”.

Далее приводилось описание государственного флага: “…Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса - черная, средняя - желтая (золотая), а нижняя - белая (серебряная). Первые две полосы соответствуют черному Государственному орлу на золотом поле… Нижняя полоса соответствует…белому (серебряному) всаднику - Св. Георгию в Московском гербе”. Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ, смысл самого существования Русской нации. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном III, - символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий различий среди всех народов. Для русских - это цвет Георгия Победоносца - символ бескорыстной жертвенности за Отечество, за Русскую землю, которая всегда озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Черно-желто-белый флаг после царского указа называли “Гербовым Народным флагом”, подобно тому, как незадолго до этого гимн “Боже, Царя храни” получил статус Народной Русской песней. Патриотическая пресса сообщала, что “Флаг построен по государственному гербу”, что Народ при помощи постоянного созерцания этого флага приобщается к “Гербовым символическим цветам Империи Русской”.

Черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг Великого императора, но здесь он явно перегнул палку (просто-напросто скопировал цвета флага Голландии, перед которой преклонялся).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о “двойственности” важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т.н. “либеральные” круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны (кстати, такие же “либералы” веком позже развалили другую империю - Советский Союз).

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III, не вполне разобравшись в обстановке, совершил резкий и необдуманный поступок - 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение.

29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом ТОЛЬКО бело-сине-красный. Скорее всего, на царя повлияли, убедив его, что черно-желто-белый флаг “не имеет геральдических исторических основ в России”, чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага? В любом случае, они не ближе Русскому духу, чем цвета Великой Империи. Именно с этого момента в стране начался упадок, цепь трагических событий: Ходынка, поражение в нелепой войне с Японией, Революции 1905 и 1917 гг.,…надо продолжить?

В начале 1910-х гг. приближалось знаменательное событие - 300-летие Дома Романовых, и в правительственных кругах наметился новый поворот в отношении Государственных цветов. Сторонники монархических устоев решительно выступили за возвращение исторических черно-желто-белых цветов. В имперском флаге вновь увидели защиту устоев Русского быта от надвигающихся перемен. Вследствие этого в мае 1910 г. было образовано Особое совещание для выяснения вопроса “о государственных Русских национальных цветах”. Оно проработало почти 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского флага, но “вверх ногами”, т.е. бело-желто-черный. Меньшинство настаивало на бело-сине-красном флаге. В результате появился “симбиоз” двух конкурирующих флагов: бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Это в условиях Первой Мировой войны должно было демонстрировать единство Русского общества и монархической власти. Однако революция 1917 г. и установление советской власти не позволили официально стать этому флагу государственным.

Остается верить, что старый Имперский флаг сплотит и усилит дальнейшее объединение Русских Национальных патриотических движений. Если подумать, это ведь единственное наше государственное знамя, под которым Россия не потерпела НИ ОДНОГО поражения, знамя, ничем себя не запятнавшее и с честью прошедшее сквозь века.

Официально государственного флага в России не было очень долго, хотя порой бело-сине-красный трехцвет воспринимался именно как государственный — ведь его поднимали на торговых судах и чаще всего видели за границей. Но вот 11 июня 1858 г. император Александр II утвердил первый официальный государственный флаг Российской империи — черно-желто-белое полотнище.

Откуда взялись эти цвета? Отчасти их выбор был оправдан традициями западноевропейской геральдики, в соответствии с которой цвета флагов чаще всего повторяли цвета гербов правящих в этих странах династий. Так и на русском флаге верхняя черная и средняя желтая полосы соответствовали черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба, а нижняя — белая — кокарде Петра I и белому всаднику святому Георгию, покровителю царей московских и Москвы.

Но флаг династических цветов просуществовал недолго. Император Александр III 7 мая 1883 г. повелел в торжественных случаях вывешивать бело-сине-красный трехцвет, а 5 апреля 1896 г. специальное совещание постановило: трехцвет — «народный и государственный флаг» Российской империи. Цвета объяснялись титулом императора — «всея Великия, и Белыя и Малыя России»: красный цвет соответствовал великороссам, синий — малороссам, белый — белоруссам.

В конце XIX в. были унифицированы флаги, штандарты и вымпелы, белый, синий и красный цвета вытеснили черный, золотой и белый. Однако борьба сторонников двух флагов не прекратилась; вопрос о том, какой из них должен быть государственным, продолжал обсуждаться. Монархически настроенные круги настаивали на возвращении династического флага, а либералы выступали за сохранение бело-сине-красного флага.

Помешала его окончательному решению первая мировая война, и трехцвет сохранился как государственный, а черно-желто-белый — как династический флаг императоров.

Первая мировая война дала жизнь еще одному флагу, соединившему трехцвет и императорский штандарт и символизировавшему единение царя и народа. В нем белую и синюю полосы на крыже (в левом верхнем углу полотнища) перекрывал желтый квадрат с двуглавым орлом.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный, который с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом. Императора "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их "единство".

То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор - Бернгард Карл Кёне. Он родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность. Надо ли говорить, что по-русски в ведомстве которое он возглавлял не говорили? Впрочем, тогда вообще мало говорили по-русски в высоких чиновничьих кругах.

Но как бы то ни было - флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса “о государственных Русских национальных цветах”. Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему - непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.

Не будем затрагивать этические аспекты культуры современного общества потребления, а сразу перейдём к делу. Итак, что же это за такое этот никому неизвестный имперский флаг?


Для начала можно зайти на интернет-портал «Российская символика» , это официальный правительственный ресурс, рассказывающий россиянам (есть такая нация) о государственной символике РФ. Итак, про имперский флаг тут написано с какой-то злобой, даже ненавистью. Что, мол, существовал такой Акакий Акакиевич (барон Б. Кёне) который по недалёкости и формализму своей души, задумал поменять государственную символику, и изверг из своих запылённых канцелярских мозгов, новый флаг для Российской Империи: Чёрно-желто-белый. Император Александр II просто был "запарен" какими-то там делами и, не глядя, подписал указ давший чёрно-жёлто-белому флагу статус государственного, но флаг так и не прижился. И вот вскоре после досадного недоразумения, уже Александр III, мудрый и просветленный правитель сделал государственным символом торговый триколор, «по настоящему любимый в народе».

Вот, в общем-то, и вся официальная «история» имперского флага в России. Жёлтенькая такая история, в стиле Асламбека Дудаева.

Торговый Флаг

Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича за пять лет до рождения Петра Великого – в 1667 году. Строились корабли в селе Дединове на реке Оке, с тем чтобы впоследствии по Оке и Волге отвести их в Астрахань, где суда должны были приступить к службе по охране купеческих караванов на Каспийском море и Нижней Волге от пиратских нападений. Для строительства были вызваны из Голландии мастера, плотники и матросы. К 1669 году были построены трехмачтовый 22-пушечный корабль «Орел», яхта, два шлюпа и бот.

9 апреля 1668 года состоялся указ, об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, построенные из полученных тканей. Исследователи выдвигают два предположения. Одни полагают, что по аналогии с распространенными в то время стрелецкими знаменами первый русский флаг представлял собой полотнище с прямым синим крестом и углами белого и красного цвета. Другие полагают, что первый государственный флаг России имел ту же композицию, которая существует доныне: из трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. Второе предположение представляется более обоснованным. Главным доказательством здесь служит то обстоятельство, что именно полосатый бело-сине-красный флаг использовался Петром I во время его первых опытов кораблестроения и первого морского похода в 1693 году. Суда для этого похода готовил один из участников строительства «Орла» - констапель Карстен Брант, а сам Петр всегда старательно подчеркивал преемственность своих начинаний с делами отца – царя Алексея Михайловича – и в этой связи вполне вероятно, что именно полосатый флаг использовался на первых русских судах и был воспринят от них Петром I в 1693 году.

Нельзя забывать и о том, что строителями первых русских кораблей были голландцы, они же составили и их команды. Русские не знали корабельного искусства и полностью доверились голландским мастерам во всех вопросах создания кораблей. Вполне вероятно, что когда пришло время создания флага и были определены цвета, которые надлежит в нем использовать – белый, синий и красный – голландские мастера создали флаг согласно традиции, принятой на их родине, бывшей в то время великой морской державой. Флаг Нидерландов того времени был полосатым, красно-бело-синим.

Но бело-сине-красный был именно флагом торгового флота, можно сказать специально созданным на европейский манер, для торговли с теми же европейцами. Поэтому оценка бело-сине-красного флага как государственного является ошибочной. Мы же не считаем Андреевский флаг символом Российской государственности, это флаг Русского Военно-Морского Флота, так и бело-сине-красный трёхцвет это только торговый флаг Российской Империи, скопированный с голландского флага. При присяге Государю и Отечеству выносилось полковое знамя, а не отсутствующий общенациональный флаг. Нижегородское ополчение, отправляясь в 1854 году воевать в Крым, просило вручить ему не триколор, а знамя князя Дмитрия Пожарского. Бело-сине-красного триколора не было видно на государственных церемониях и общественных мероприятиях, о нем нет упоминаний в литературе. Не было даже робких попыток утвердить коммерческий флаг в качестве государственного, ибо в этом случае он вступил бы в очевидное противоречие с цветами императорского штандарта.

Государственный флаг

Коронационный флаг русских императоров


В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок).

Но практически до середины XIX в. в России имперский трёхцвет не был официально утвержден как государственное знамя. Лишь 11 июня 1858 г. национальные государственные цвета – черный, желтый и белый – были узаконены Александром II. В своем именном указании 1865 г. царь-реформатор подтвердил их как «государственные цвета России» подписав закон, занесенный в Полное собрание законов Российской Империи под N 33289:


Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (золотая), а нижняя белая (серебряная). Первые две полосы соответствуют черному Государственному орлу на золотом поле Нижняя полоса соответствуетбелому (серебряному) всаднику Св. Георгию в Московском гербе. Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ, смысл самого существования Русской нации. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном III, - символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий различий среди всех народов. Для русских - это цвет Георгия Победоносца символ бескорыстной жертвенности за Отечество, за Русскую землю, которая всегда озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно скопированы у Европейцев с целью «выйти», на торговый рынок всё той же Европы?

Так появился черно-желто-белый флаг, который вошел в государственную символику империи под названием Гербового народного флага (в 1873 году переименован в национальный).


Два государственных флага?!


Накануне своей коронации, 23 апреля 1883 года, Александр III неожиданно узаконил триколор (бело-сине-красный) как «русский флаг» вместо утвержденного его отцом. Предстоит выяснить, почему национально ориентированный Государь выбрал цвета, которые были символом Французской республики. Однако до конца XIX века этот, по сути своей, республиканский флаг широкого распространения в народе не получил. Сам чёрно-жёлто-белый флаг не был официально отменен, и в России, по сути дела, после 1883 года существовали два национальных флага.

В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов бело-сине-красный флаг был вручен Болгарской народной армии и вошел своими цветами в сербский и черногорский флаги.

Кстати, существовала еще и неофициальная трактовка черно-желто-белых цветов флага, которая тоже могла повлиять на желание флаг перевернуть.

В частности черносотенцы н. ХХ в., являясь сторонниками возврата к старому флагу, так трактовали его цвета, исходя из уваровской триады: "Православие, Самодержавие, Народность". Белая (серебренная) полоса - Православие (символизирует чистоту христианской веры, сохраненную только в Православии); Золотая (желтая) полоса - Самодержавие (символизирует блеск и славу царской власти); Черная - Народность (цвет земли, цвет ассоциируемый с простым народом - "черный люд", "черные сотни" и т.п.

Вопрос о государственном флаге России опять был поднят уже в ХХ веке при Николае II. 10 мая 1910 года Государь учредил при Министерстве юстиции Особое совещание по данному вопросу которое за два года работы провело всестороннее и глубокое исследование, пригласив, к участию в нём известных специалистов.

«Большинство Членов Особого Совещания пришли к тому выводу, что русскими государственными национальными) цветами должны быть выбраны цвета: чёрный, жёлтый и белый». Как видите, о перевороте цветов здесь ничего не говорится.

18 июня 1913 г комиссия постановила: «чёрно-жёлто-белые цвета должны быть запечатлены в государственном (национальном) флаге. ... Правительские и казенные здания должны быть украшены чёрно-жёлто-белыми флагами».


В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён "для употребления в частном быту" новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка жёлтым квадратом с чёрным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орёл изображался без титульных гербов на крыльях; квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь "разрешалось". Символика флага подчёркивала единение царя с народом.

Бело-сине-красный флаг был снова оставлен для частного употребления, наряду с государственным. В ноябре 1913 г. материалы комиссии и Особого совещания опять передали в Совет министров, который при Министерстве юстиции - созвал новое особое совещание, подтвердившее весной 1914 г. решения двух предыдущих, казалось бы, сложный и важный вопрос решён раз и навсегда в пользу чёрно-жёлто-белого флага.

Однако через несколько месяцев началась Первая мировая война и в дело вмешалась политика, т.к. Российскому правительству было неудобно использовать цвета, которые были представлены на знаменах Германской (черно-бело-красный) и Австро-Венгерской (черно-желтый) Империй, в то время как флаги союзников (Франция, Англия, США) имели бело-сине-красную палитру.

После Февральской революции Временное правительство отменило второй российский флаг – «гербовой» черно-желто-белый как носитель имперского духа. Бело-сине-красный триколор остался единственным государственным флагом.


Откуда пошла традиция носить флаг белой стороной вверх?


Откуда же появилась практика использования имперского флага с белой полосой вверху? Занимаясь историей правого движения в России и Русском зарубежье меня самого занимал этот вопрос. Первоначально я думал, что путаницу внес С. Бабурин, чья партия в течение ряда лет использовала в качестве "своего" перевернутый флаг Российской империи. На мой вопрос - почему флаг перевернут, один из бабуринцев мне тогда ответил примерно так: "А вот когда мы придем к власти, мы его как надо и повернем".


Тогда мне показалась, что человек просто отшутился, но позже я обнаружил использование перевернутого флага и в Русской эмигрантской среде. Не исключено, что русские иммигранты исходили из логики - пока историческая Россия не будет восстановлена, флаг будет перевернут (вроде как приспущен, в знак траура по потерянной Родине - именно этим (трауром) объяснялась и черная форма русских националистов-эмигрантов). Либо другой вариант - государственные державные цвета используются для создания своего чисто партийного флага, путем простой смены в их расположении.

Имперский флаг сегодня


В современную эпоху имперский флаг патриотические силы начали применять уже начиная с конца 1980х годов. Но широкую известность он приобрёл только после попытки госсударственного переворота 1993 г.

"В головном «уазике» 66-11 МКМ зеленого цвета, стоя у правой дверки, Макашов дал нам подробный инструктаж. На крыше я заметил два флага: имперский и красный. Несмотря на мою сильную аллергию на красный цвет, в такой момент просто не стал на это обращать внимание."
Имперский флаг стал одним из непременных атрибутов всех патриотических мероприятий, и пользуется таким же уважением, как красный стяг со Спасом Нерукотворным и разумеется Андреевский флаг.


Похожие публикации