Какие есть законные ограничения при приеме на работу. Ограничения в трудоустройстве бывших военнослужащих: проблемные вопросы

В статье рассмотрены нюансы трудоустройства граждан иностранных государств в российские компании, проблемы, которые приходится решать работодателям при приеме на работу иностранцев в 2019 году, а также порядок и условия оформления трудовых отношений с мигрантами с разными статусами.

Читайте в нашей статье

Условия приема на работу иностранцев в 2019 году

Первостепенной задачей любого государства является обеспечение работой своих граждан, поэтому многие страны ограничивают прием на работу иностранных граждан с целью защиты национального рынка труда. Не является исключением и Россия. Отсюда возникает потребность в создании правил по приему на работу иностранцев, которые обязаны исполнять все компании-работодатели независимо от форм собственности.

Прием иностранцев на работу в 2019 году действующим законодательством не запрещен и в отношении многих из них действуют общие правила и условия трудоустройства. То есть иностранцев трудоустраивают так же, как и граждан России. Условия приема на работу этой категории соискателей определяются их особым юридическим статусом. То есть, можно сказать, что они зависят от того, временно или постоянно проживает иностранец в нашей стране, прибыл ли приезжий работник на ее территории без визы или в визовом порядке.

Кадровик Евгения Трифонова убедила руководителя ООО “Коридор”, что компания только выиграет от приема на работу иностранцев. Во-первых, они помогают компании экономить на низкоквалифицированном труде, во-вторых, их вполне можно брать на временные работы. А оформление не стоит труда, если правильно определить, к какой категории относится иностранец.

Тема номера

Также читайте о том, как в 2019-м вернуть деньги, которые потратили на лечение и учебу, как избежать штрафа за ошибки в СЗВ-М и какие изменения в правах многодетных доставят больше всего проблем.

Условия приема на работу иностранцев - граждан стран ЕАЭС

Членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), кроме России, являются страны - бывшие ранее союзными республиками: Казахстан, Беларусь, Армения, и Киргизия. На основании подписанного этими странами союзного договора их гражданам при трудоустройстве в других государствах - членах ЕАЭС не требуется оформлять какие-либо разрешительные документы на работу .

Так, например, граждане Армении или Казахстана до приема на работу в 2019 году должны либо зарегистрироваться по месту жительства (при наличии требующегося пакета документов), либо в течении недели встать на миграционный учет по месту пребывания. Только при этом условии они впоследствии смогут оформлять трудовые отношения на общих основаниях. Устраиваясь на работу, они должны будут предъявить тот же пакет документов. Им не нужен только военный билет.

Читайте также:

Документы при приеме на работу иностранца

Документы, необходимые иностранцам при приеме на работу в зависимости от статуса, представлены в таблице.

Документы, которые необходимо проверить

Безвизовые работники - граждане иностранных государств

Пребывающие временно

Проживающие временно

Проживающие постоянно

Граждане ЕАЭС

Удостоверение личности

Не требуется

Документы об образовании

Если к занимаемой должности предъявляются определенные квалификационные требования

Документ, подтверждающий право на труд

Патент или разрешение на работу, оформленное до 01.01.2015 г., миграционная карта

Разрешение на временное проживание

Вид на жительство

Не требуется

Документ, подтверждающий право на оказание медпомощи

Полис или договор о добровольном медстраховании

Не требуется

Новые возможности для карьерного роста

Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение - удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно скачать и оставить себе для работы.

Патент

Прием на работу иностранца с патентом в 2019 году имеет свои особенности. Перечень тех документов, которые они должны будут представить в отдел кадров при трудоустройстве, представлен в таблице выше. Но работодателю нужно учесть, что начиная с 2015 года прием на работу граждан ДНР, даже временно пребывающих, осуществляется без обязательного в остальных случаях предъявления патента. Эта категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должны.

Кроме того, перечень документов при приеме на работу иностранца с патентом, с которым заключается договор гражданско-правового характера, сокращается - стороне, подписывающей соглашение в качестве исполнителя, предъявлять трудовую книжку уже не нужно.

Действующий закон о приеме на работу №162-ФЗ от 2.07.2013 г., вносящий поправки в ТК, КоАП и закон о занятости населения в РФ, прямо запрещает ограничивать права человека на трудовую деятельность на основании обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами. Теперь работодатели опасаются напрямую устанавливать дискриминационные ограничения в объявлениях о вакансиях, но на практике подобные случаи все еще не редкость. Чаще всего негласные критерии приема на работу в 2015 году ограничивают возраст или касаются половой принадлежности.

Из данной статьи вы узнаете:

  • Когда ограничения при приеме на работу не будут считаться дискриминацией;
  • Какие ограничения по возрасту при приеме на работу установлены в законодательстве;
  • Как оформляется прием на работу пенсионера;
  • Как исключить незаконный прием на работу.

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 кадровых документов

Какие ограничения при приеме на работу в 2015 году предусматривает действующее трудовое законодательство

В действующем законодательстве предусмотрены некоторые исключения и ограничения, с которыми можно столкнуться при трудоустройстве. Они обусловлены спецификой трудовой деятельности или же заботой о той группе работоспособного населения, которая нуждается в дополнительной правовой и социальной защите: несовершеннолетних, матерях малолетних детей, людях пенсионного возраста. Так, например, к работам под землей, или на транспорте не могут привлекаться лица, моложе 18 лет, матери, имеющие малолетних детей, беременные женщины и те, кто имеет медицинские противопоказания к выполнению таких работ. Эти ограничения устанавливаются в Федеральном законе . «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

О работе на высоте читайте

В тех случаях, когда выполнение должностных обязанностей не связано с возрастными, социальными или медицинскими ограничениями, предусмотренными законом, единственным легитимным основанием для отказа при приеме на работу является несоответствие деловых качеств кандидата тем требованиям и критериям, которые предусмотрены для данной вакансии. Закон разрешает работодателям устанавливать иные требования и ограничения в тех случаях, когда это обусловлено действительной производственной необходимостью и спецификой данного рабочего места. Например, когда в театр требуется актриса на определенное амплуа, а также в тех случаях, когда кандидату для выполнения должностных обязанностей будет необходимо знание иностранного языка или умение работать с компьютером. Но и такие требования устанавливаются с условием, что они правомерны и обоснованы.

Закон о приеме на работу по специальности, связанной с подземными работами, работами с вредными и тяжелыми условиями труда, с осуществлением транспортных перевозок предусматривает наличие специального медицинского заключения, подтверждающего отсутствие противопоказаний для такой трудовой деятельности. В некоторых случаях законодательство предусматривает и . Существует утвержденный Правительством РФ для тех видов трудовой деятельности, которые связаны с источниками повышенной опасности и некоторыми другими отдельными видами работ. Для некоторых должностей, связанных с материальной ответственностью или педагогической практикой, также требуется подтверждение отсутствия судимости. При приеме на работу, предполагающую организационно-распорядительную или административно-хозяйственную деятельность, необходимо проверить, не числится ли соискатель в .

Возрастные ограничения при приеме на работу в 2015 году, предусмотренные законом

Несмотря на то, что многие работодатели считают ограничение по возрасту справедливым, легитимным оно может быть признано только в некоторых случаях. Существуют возрастные ограничения при приеме на работу в 2015 году для судей, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, ректоров вузов, имеющих государственную аккредитацию, сотрудников органов таможни и наркоконтроля. Причем возрастной ценз для подобных должностных категорий имеет как нижнюю, так и верхнюю границу.

В большинстве же случаев закон о приеме на работу предусматривает , связанные с охраной труда подростков и молодежи. Так, принимать на работу подростков, не достигших 16 лет можно только по согласованию с профсоюзом, а тех. Возраст которых не превышает 14 лет – только с разрешением органа опеки, а также родителей или опекунов. Лица, не достигшие 18 лет, не могут работать в условиях вредного и тяжелого производства, а также там, где может быть нанесен ущерб их нравственности – в игорных домах, ночных клубах, на производстве и транспортировке алкогольной и наркосодержащей продукции.

Эти правила действуют и когда осуществляется прием на работу студента. существуют не только возрастные, но и другие ограничения, касающиеся условий труда. Прием на работу студента предусматривает и требования к образованию, опыту и квалификации.

Прием на работу пенсионера в 2015 году

В общем случае основание для приема на работу пенсионера – это только его желание и наличие деловых качеств, необходимых для выполнения должностных обязанностей, предусматриваемых вакансией. Трудоустройство этой категории работников, получающих пенсию по возрасту, ничем не отличается от обычной процедуры, никаких ограничений действующее законодательство в 2015 году не предусматривает. В случае же, когда на работу устраивается пенсионер-инвалид, основное ограничение – это условия труда и состояние его здоровья, которое в обязательном порядке должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением.

Как исключить незаконный прием на работу

Чтобы трудоустройство на вашем предприятии соответствовало букве закона, необходимо тщательно проверить каждое основание для приема на работу и потребовать все необходимые документы в том случае, когда условия труда отличаются от общих. Здесь следует руководствоваться, в первую очередь, таким документом, как соответствующий закон о приеме на работу, а также теми, которые регламентируют трудовую деятельность по данной специальности. Так, например, когда производится прием охранника на работу в соответствии с Федеральным законом №77-ФЗ от 14.04.1999 г. «О вневедомственной охране», устанавливаются ограничения по отсутствию судимости, дееспособности и запрета занимать должности на государственной службе при наличии регистрации по месту жительства и заключения медицинской организации, подтверждающего способность выполнять данный вид работ.

Кадровой службе предприятия при приеме на работу необходимо руководствоваться ст.3 и 64 ТК РФ, чтобы устанавливаемые ограничения для кандидатов предъявлялись объективно и обоснованно. В противном случае, получив письменное , который будет сочтен необоснованным, соискатель имеет право счесть их дискриминацией и обратиться с претензией в органы Федеральной инспекции труда или непосредственно в суд. В случае, когда ограничения, установленные законом, касаются сотрудника, уже работающего на предприятии, он подлежит увольнению .

Читайте другие материалы

Трудоустройство иностранцев в Чехии сопровождается бюрократией - как для компании, так и для самого сотрудника. Чешским работодателям и работникам достаточно просто договориться между собой (подписать трудовой договор), после чего компания подаст сведения о новом сотруднике в управление социального страхования и медицинскую страховую компанию. При приеме на работу иностранцев в Чехии этот процесс на несколько шагов сложнее. В этом году условия их трудоустройства еще больше .

В последнее время чешские министерства, в особенности Министерство труда и социальных дел и Министерство иностранных дел, стали интенсивнее заниматься политикой в области труда. С одной стороны, они не могут не обращать внимания на миграцию более дешевой рабочей силы из-за границы, которая готова работать за меньшие деньги, чем чехи. С другой - они пытаются способствовать интеграции иностранцев, которые легально живут в Чехии, в чешскую трудовую систему.

Трудоустройство иностранцев и закон

Министерство труда и социальных дел является уполномоченным органом по координации интеграционной политики иностранцев в ЧР. На своем официальном сайте оно предлагает ознакомиться с полезной информацией о трудоустройстве иностранных граждан в Чехии.

Несмотря на то что условия трудоустройства иностранцев для чешских работодателей и самих сотрудников более строгие и сложные, компании и предприниматели в Чехии продолжают принимать на работу иностранных граждан как из Евросоюза, так и из третьих стран.

Законодательной базой в ЧР для основных условий трудоустройства иностранцев является Трудовой кодекс и Закон о занятости. Эти и другие сопутствующие законы определяют, понадобится ли иностранцу разрешение на трудоустройство и проживание в ЧР или его примут на работу на правах чешского гражданина.

С точки зрения трудового законодательства в Чехии различают три категории иностранцев:

- Иностранцы с ПМЖ (постоянным местом жительства), которым разрешение на постоянное проживание выдала Полиция ЧР. При трудоустройстве они имеют такие же права, как граждане Чехии, т.е. им не нужно получать разрешение на работу и их не касаются никакие ограничения (за исключением трудоустройства, которое требует наличия гражданства ЧР, например, на госслужбу).

- Граждане стран Евросоюза, Европейской экономической зоны и Швейцарии , а также члены их семей. Они имеют такие же права на трудоустройство, как граждане Чехии. Им не требуется разрешение на работу. Они имеют право на пребывание в Чехии на весь период трудоустройства.

К последней категории относятся иностранцы из третьих стран , которые должны получать разрешение на работу в соответствующих учреждениях по трудоустройству в ЧР, а также разрешение на долговременное пребывание, которое выдает полиция по делам иностранцев.

Обязанности работодателя

Работодателя всегда ожидает дополнительная бюрократия вне зависимости от того, кого он хочет нанять - гражданина ЕС или третьей страны. Прежде всего, он должен сообщить на биржу труда о приеме нового сотрудника - иностранца, и это должно произойти не позднее, чем в день выхода на работу последнего.

При трудоустройстве граждан ЕС необходимо заполнить бланк «Уведомление о поступлении на работу». Это нужно сделать даже в том случае, если чешская компания берет на работу гражданина Словакии. В этом заявлении необходимо описать вакансию, условия поступления на данную должность, включая информацию из Отраслевой классификации экономической деятельности, требуемую квалификацию, условия труда и др.

Если на работу принимают гражданина третьей страны, административный процесс будет сложнее. Работодателю нужно будет сообщать на биржу труда о прекращении трудовых отношений с иностранцем, а также обо всех изменениях в течение периода трудоустройства.

При приеме на работу иностранцев из третьих стран работодатель должен уведомить биржу труда о приеме иностранного гражданина с помощью бланка «Уведомление от работодателя о приеме на работу...» со всеми входящими данными. Обязанность своевременно информировать биржу труда обо всех изменениях трудовых отношений с иностранцем работодатель должен исполнять при приеме на работу как граждан ЕС, так и мигрантов из третьих стран.

Работодатель также обязан сохранять копии документов, которые подтверждают трудовые отношения с иностранцем на рабочем месте, включая разрешение на проживание в Чехии, даже если прошло три года с момента увольнения сотрудника.

Штрафы для работодателей

Если работодатель возьмет на работу иностранца без разрешения на трудоустройство или разрешения на долговременное пребывание в Чехии (при его необходимости), то он будет обязан взять на себя все расходы по экстрадиции иностранца.

Эти расходы включают в себя траты на проживание, питание, переезд и другие обязательные платежи. Избежать ответственности можно, если работодателю удастся доказать, что он не знал, что разрешение на пребывание в Чехии, предъявленное иностранцем, было поддельным.

Кому не требуется разрешение на трудоустройство в Чехии

Разрешение на трудоустройство (трудовая или синяя карта) не нужно иностранцам, которые получили ПМЖ или убежище в Чехии. Не нужно оформлять разрешение также тем иностранцам, которые будут работать в ЧР 7 календарных дней подряд или 30 дней в целом в календарном году , если речь идет о деятелях искусств, научном сотруднике, разработчике или исследователе, который является участником научного симпозиума.

Не требуется специальное разрешение иностранным учащимся и студентам в возрасте до 26 лет , спортсменам и лицам, которые обеспечивают в ЧР поставки товаров и услуг, осуществляют монтаж этих товаров на основании торговых договоров, а также проводят гарантийные и ремонтные работы.

Не требуется разрешение на работу иностранцам, которые систематически готовятся в Чехии к будущей профессии или находятся в командировке в Чехии в рамках оказания услуг компании в иной стране ЕС. Не нужно получать синюю карту также тем иностранцам, которые окончили среднюю школу или университет в Чехии .

Трудоустройство беженцев

Отдельной главой в законе о трудоустройстве иностранцев является прием на работу беженцев. Трудоустройство заявителя о международной охране в течение шести месяцев от подачи заявления невозможно - согласно закону.

Не соблюдая этот закон, работодатель допускает административное правонарушение или совершает уголовное преступление. После того как пройдет шесть месяцев с момента подачи заявления об убежище, беженцев можно брать на работу.

Проситель убежища обязан иметь действующее разрешение на трудоустройство, выданное региональным отделением Биржи труда ЧР. Лица, находящиеся под международной охраной (убежище или дополнительная охрана), имеют свободный выход на рынок труда и не должны получать разрешение на трудоустройство.

Граждане ЕС, Европейской экономической зоны и Швейцарии не рассматриваются законом при трудоустройстве как иностранцы. Они имеют такие же права в рамках трудовых отношений, как и чехи.

Трудовая карта в Чехии

Иностранцы из третьих стран обязаны получать разрешение на долговременное пребывание и трудоустройство . Речь может идти о так называемой «Трудовой карте», которая содержит в себе два вида разрешения (на проживание и трудоустройство). Выдает ее дипломатическое представительство ЧР в стране проживания иностранца. Продлением ее срока действия занимается Министерство внутренних дел Чехии.

Если работодатель будет просить местные органы в Чехии разрешить трудоустройство иностранца не из ЕС, он должен будет выполнить более строгие требования, чем если бы хотел взять на работу гражданина ЕС. При трудоустройстве гражданина не из Евросоюза работодатель должен подать заявку о вакантном рабочем месте , которое будет в первую очередь предложено гражданам ЧР через Министерство труда и социальных дел Чехии.

Если вакансией никто не заинтересуется, ее можно будет предложить иностранцу, при условии что его квалификация и другие качества соответствуют данной должности. Только после этого иностранец сможет получить трудовую карту.

Согласно § 98 закона о трудовой занятости, особенный режим распространяется на иностранцев, которые учатся, преподают, являются служителями церкви, военными и другими категориями лиц в ЧР.

Синяя карта

«Синяя карта» наделяет иностранца теми же правами, что и трудовая карта. Ее выдают иностранцам с высшим образованием при трудоустройстве на срок дольше, чем один год .

Если иностранец имеет ПМЖ на территории Чехии и у него есть надлежащее удостоверение, он может устраиваться на работу на тех же условиях, что и чехи. Таким образом, ему не требуется никакая карта.

Иностранец также может отдельно получить разрешение на трудоустройство и разрешение на долговременное пребывание. Это значит, что работодатель должен будет уведомить биржу труда о намерении принять на работу иностранца, а иностранный сотрудник затем будет подавать заявление о трудоустройстве у этого работодателя на конкретную позицию. Только после решения всех этих формальностей можно будет подать заявление на получение разрешения на проживание в Министерство внутренних дел ЧР.

Ограничение экономической миграции

С 2017 года ужесточаются условия пребывания иностранцев в Чехии, что связано с целью правительства ограничить экономическую миграцию. Власти говорят, что речь идет не об ограничении трудоустройства иностранцев и ужесточении условий их пребывания, а о стремлении установить равные правила для всех. Поправка к закону, между прочим, ограничит право иностранцев на воссоединение с семьей.

Измененное законодательство позволит останаливать процесс рассмотрения заявления о выдаче разрешения на пребывание в Чехии, если иностранец будет пропускать необходимые явки без уважительной причины или если он будет давать ложную информацию, поддельные документы, а также если у него появится судимость за умышленное уголовное преступление.

Изменения в законе также коснутся и агентств, которые трудоустраивают иностранцев в Чехии без разрешения биржи труда. Появится понятие ненадежного работодателя, который имеет долги по обязательным платежам, не оплачивает страховые взносы за сотрудников или допускает неофициальное трудоустройство. В таких случаях работодателю и вовсе запретят принимать на работу иностранцев.

Инвесторы смогут в упрощенном режиме получать разрешение на долговременное пребывание, но .

Появятся также визы для сезонных работников, которые смогут работать в Чехии не дольше 6 месяцев в календарном году.

Кроме того, будет введена новая карта внутреннего сотрудника предприятия, которая позволит иностранцам находиться в ЧР в течение полугода, если они работают здесь на позиции менеджера, специалиста или стажера в компании или корпорации с центральным офисом за пределами Евросоюза.

Более подробно и с примерами о новых правилах проживания иностранцев в Чехии читайте .

У любого российского работодателя может возникнуть необходимость оформления на работу иностранца. Порядок трудоустройства граждан из других государств регламентируют соответствующие федеральные законы и кодексы. Заложенные в правовые документы правила следует неукоснительно соблюдать. Разберемся, как в 2019 году осуществляется прием на работу иностранных граждан.

Порядок оформления на работу граждан из-за рубежа отличается от принципов трудоустройства россиян. Для того чтобы устроить на предприятие гражданина другой страны, работодатели соблюдают определенные правила. У процедуры привлечения на работу трудовых мигрантов есть свои особенности. И руководители организаций, нанимающие иностранных граждан, обязаны их учитывать.

К 2019 году в России не принят отдельный закон, регламентирующий прием на работу иностранных граждан. Хотя Госдума уже несколько лет обещает ввести единый миграционный кодекс. Документ поможет регулировать порядок оформления трудовых отношений с иммигрантами. Сейчас правила трудоустройства иностранцев разбросаны по разным законодательным актам. Правовая база включает в себя:

  • Трудовой кодекс.
  • Налоговый кодекс.
  • КоАП.
  • Отдельные приказы ФМС.
  • Ряд федеральных законов (о миграционном учете, о правовом положении иностранцев и другие).

В России к иностранцам относятся 2 категории граждан:

  1. Лица, которые имеют доказательство гражданства иной державы.

Кроме того, иностранцы подразделяются:

  1. На лиц, проживающих в РФ на постоянной основе (имеющих вид на жительство).
  2. На лиц, проживающих в Российской Федерации на временной основе (имеющих в удостоверении личности отметку, разрешающую временное проживание).
  3. На лиц, пребывающих в России на временной основе (имеющих визу или миграционную карту, но не ВНЖ либо разрешение на временное проживание).

Требования к работнику-иностранцу

Иностранный гражданин, трудоустраивающийся в России, предъявляет работодателю:

  1. Персональное разрешение на трудоустройство или патент для мигрантов.
  2. Удостоверение личности (заверяется у нотариуса).
  3. Документ, подтверждающий пребывание в государстве на законных основаниях.
  4. Трудовая книжка (при наличии, либо ее заводит работодатель).
  5. Свидетельство пенсионного страхования (если иммигрант трудоустраивается впервые, документ оформляет работодатель).
  6. Диплом об образовании или иное подтверждение требуемой квалификации (при необходимости).
  7. Медицинский полис либо договор о медстраховании.

Все документы на иностранном языке переводятся на русский.

Это документ, схожий с разрешением на трудоустройство. Патент имеет серию, номер, голограмму и штрихкод. Получить его проще. Бумагу ввели в обращение, чтобы уменьшить число нелегальных иностранных работников. Прежде всего, это касается приезжих из Ближнего Зарубежья.

Разрешительный документ выдают миграционные органы. Если гражданин въехал в Россию без визы или при въезде указал своей целью трудоустройство, он самостоятельно обращается за бумагой. В иных случаях за него это сделает работодатель.

Патент выдается в ФМС и ее отделениях для трудоустройства к физическому лицу, ИП или организации. Документ действует от 30 дней до 1 года. Для оформления документа иммигрант приносит:

  • Заявление с просьбой предоставить патент (на официальном бланке).
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  • Миграционную карту с визой (при наличии).
  • Цветной фотоснимок 30×40 мм.
  • Полис медстрахования либо соглашение с организацией о предоставлении платных медицинских услуг.
  • Медицинские справки:
    • Справку об отсутствии ВИЧ и прочих опасных заболеваний.
    • Справку об отсутствии алкогольной и наркотической зависимости.
  • Платежку о перечислении госпошлины (копию).
  • Результаты уровня знания русского языка, истории и основ законодательства РФ:
    • Соответствующий сертификат. Он действует в течение 5 лет.
    • Документы об успешно пройденной на территории России госаттестации (после сентября 1991 года).
    • Аттестат о школьном образовании (полученном в одном из государств бывшего СССР).

  • Диплом об образовании (желательно).

Сроки

Каждое прошение рассматривается 10 дней. По истечении этого срока трудовой мигрант получит патент либо уведомление об отказе. Извещение передается заявителю лично в руки по предъявлению паспорта. Запрет на трудоустройство допускается оспорить через суд либо миграционные органы. Апелляция подается в течение 3 дней после получения извещения.

В случае положительного решения, гражданин устраивается на работу. Продление патента не предусмотрено. Когда срок действия документа закончится, его владелец обязан выехать из страны. Затем он вновь въезжает в РФ и трудоустраивается повторно.

Важно! Закон позволяет мигрантам подать документы на предоставление патента в течение 1 месяца со дня въезда. Иначе иностранцам придется заплатить штраф – от 10 до 15 тысяч рублей.

Основания для аннулирования патента

  • Его держатель либо работодатель привлекают к трудовым обязанностям третьих лиц.
  • Владелец бумаги представляет угрозу для безопасности государства и его граждан.
  • Обладатель документа участвует в террористической деятельности.
  • Гражданин ранее выдворялся за пределы РФ.
  • Иностранец предоставил поддельные документы либо сообщил ложные сведения о себе.
  • Иммигрант осужден за какое-либо действие или имеет непогашенную судимость.
  • Держатель патента нарушает российские законы.
  • Владелец документа выехал из страны на ПМЖ либо находится за ее пределами свыше 6 месяцев.
  • Обладатель бумаги предоставил не все документы либо не оплатил госпошлину.

Особенности трудоустройства в РФ

Кто не обращается за патентом или разрешением на работу

Порядок трудоустройства мигрантов освобождает от получения разрешения на работу:

  • Иностранцев с временным или постоянным разрешением на проживание.
  • Участников программы по добровольному переселению соотечественников и их семей в Российскую Федерацию. При этом доходы таких иностранцев сразу облагаются по 13-процентной ставке.
  • Сотрудников дипмиссий.
  • Работников предприятий, монтирующих и устанавливающих оборудование, поставленное либо произведенное иностранной организацией.
  • Студентов, работающих в свободное от учебы время (к примеру, во время каникул).
  • Преподавателей и научных сотрудников.
  • Сотрудников представительств юридических лиц, аккредитованных в России.

Так выглядит патент на работу

Требования к работодателю

Работодатель при оформлении иммигранта на работу обязан получить разрешение службы занятости населения. Это заключение, подтверждающее оправданность трудоустройства иностранца. Подобный документ уполномоченные органы выдают на 1 год. В отдельных случаях бумагу допускается продлить.

При оформлении на работу иностранного гражданина, въехавшего в РФ в легальном порядке без визы, такое разрешение не требуется.

Этапы оформления трудоустройства

Работодателю недостаточно просто сделать запрос и автоматически получить разрешение на трудоустройство сотрудника. Чтобы нанять иностранца, придется приложить определенные усилия. В частности, организация предоставляет дополнительные сведения:

  • О компании.
  • О количестве иностранных рабочих.
  • О специальностях и должностях работников.

Особенности процесса

Шаг 1 . Обратиться в службу занятости. Это допускается сделать только после безуспешного поиска подходящих кандидатур среди коренных российских жителей.

Шаг 2 . Доказать целесообразность принятия иммигранта на работу.

Шаг 3 . Подать заявку о потребности в иностранном сотруднике.

Шаг 4 . Оформить разрешение на привлечение иностранного гражданина на работу.

Шаг 5 . Получить разрешение на работу для иммигранта.

Шаг 6 . Сделать приглашение для иностранца.

Шаг 7 . Поставить будущего сотрудника на миграционный учет.

Шаг 8 . Заключить с новым работником трудовой договор.

Документы

Для оформления на работу иностранцев, въехавших по визе, в миграционную службу подаются:

  • Заявление.
  • Разрешение на трудоустройство иностранцев.
  • Заключение от службы занятости с подтверждением целесообразности использования трудовых мигрантов.
  • Документы на потенциального работника:
    • Паспорт.
    • Документ, по которому иностранец пребывает в стране.
    • Полис медстрахования.
    • Цветная фотография 30×40 мм.
    • Диплом об образовании.
    • Квитанция об уплате госпошлины.

По желанию работодателя к комплекту бумаг добавляются:

  1. Для юрлиц:
    • Свидетельство о внесении изменений в Единый госреестр юридических лиц.
    • Подтверждение постановки на налоговый учет.
  2. Для ИП (копии документов):
    • Выписка из Единого госреестра индивидуальных предпринимателей,
    • Удостоверение личности.
    • Регистрация по месту жительства.
    • Подтверждение постановки на учет в налоговой.

Образец выписки из Госреестра

Нюансы

Разрешение на трудоустройство выдается на срок до 1 года. Ни работодатель, ни сотрудник не вправе передать его другому юридическому или физическому лицу. Работники трудоустраиваются только в фирме, получившей разрешение.

Все трудоустроившиеся иностранцы подлежат миграционному учету. Приняв на работу гражданина, работодатель уведомляет об этом отделение ФМС по местонахождению компании. Это требуется сделать через 3 дня с момента заключения договора. Уведомление заполняется . В случае увольнения иммигранта, миграционный орган также ставится в известность.

Так выглядит бланк уведомления

Прием на работу

Оформляющийся на работу иностранец пишет заявление о приеме, как и сотрудники-россияне. Формы заявлений не различаются. Приказ о трудоустройстве выдается по стандартной форме, как и для граждан РФ.

Образец трудового договора

При заключении договора с иностранцем работодатель соблюдает больше условий, чем при найме россиянина. В бумагу вносятся:

  • Информация о документе, на основании которого гражданин находится на территории страны:
    • Дата выдачи.
    • Серия и номер.
    • Срок действия.
    • Кем выдан документ.
  • Реквизиты полиса медицинского страхования либо договора об оказании иностранцу медицинских услуг.

Трудовой договор заключается только на русском либо на языках обеих сторон. Для соблюдения интересов и работодателя, и сотрудника эксперты советуют второй вариант. Еще одно важное условие при составлении договора – срок действия документа не превышает период пребывания работника на территории России.

Особенности для белорусов

Многие трудовые мигранты ограничены в правах по сравнению с коренными россиянами. Исключение составляют выходцы из Беларуси. В вопросах трудоустройства приезжие из республики приравнены к гражданам Российской Федерации. Это значит, что при устройстве на работу белорусы подают те же документы, что и жители РФ:

  • Паспорт.
  • Трудовая книжка.
  • Страховое свидетельство.
  • Военный билет (при наличии у мужчин).
  • Диплом об окончании учебного заведения (при необходимости).
  • Фотография (если требуется).

На белорусов не распространяются квоты, действующие для других трудовых мигрантов. Кроме того, работодатель освобожден от необходимости оформлять разрешение на работу.

Трудоустройство студентов

Российские работодатели вправе нанимать сотрудников из числа студентов-иностранцев:

  • Получающих среднее или высшее образование.
  • Обучающихся на дневных отделениях.
  • Получающих профобразование по программам выбранных курсов с госаккредитацией.

При этом разрешение на труд выдается максимум на 1 год. Плюс работа ограничивается рамками того же субъекта Федерации, где проходит уче ба.

Квота на иностранцев

В 2019 году в РФ продолжают действовать квоты на трудовых мигрантов. Допустимую долю иностранных работников определяет правительство. Ограничения, в частности, коснулись:

  • Работников, задействованных на выращивании овощей в ряде регионов (допустимый процент иностранцев – половина от общего числа работников).
  • Продавцов алкоголя в специализированных магазинах (не более 15% иммигрантов).
  • Продавцов табачных изделий в специализированных магазинах (15%).
  • Работников сухопутного пассажирского транспорта (40%).
  • Водителей грузовых автомобилей (35%).
  • Спортивных деятелей (25%).

Кроме того, в 2019 году не выделены квоты для:

  • Продавцов лекарств.
  • Торговцев на рынках.
  • Работников розничной торговли.

Впрочем, на ряд профессий ограничения не распространяются. Перечень таких специальностей ежегодно пересматривается чиновниками. Список корректируется в зависимости от рынка труда. Иностранцы вправе работать без квот в следующих отраслях:

  • Творческая среда:
    • Корреспондент.
    • Ведущий.
    • Актер драмы.
    • Цирковой артист.
    • Артист балета.
    • Участник оркестра.
    • Режиссер, ассистент режиссера.
    • Художник-постановщик.
    • Балетмейстер.
    • Хореограф.
    • Дирижер.
  • Техническая сфера:
    • Звукооператор.
    • Техник-технолог.
    • Инженер-электрик.
  • Сфера управления:
    • Директор, гендиректор компании.
    • Руководитель АО.
    • Начальник департамента.

Квалифицированные сотрудники

Кроме того, квоты не распространяются на высококвалифицированных работников. Это люди с высоким уровнем знаний, навыков и достижений. Годовая оплата их труда превышает 700 тысяч рублей. Работодателю не требуется получать разрешение на трудоустройство данной категории граждан. Трудоустроить высококвалифицированных работников вправе следующие организации:

Как иностранцы могут работать в России

  • Коммерческие.
  • Научные.
  • Чья деятельность направлена на осуществление инновационных, экспериментальных или научно-технических разработок.
  • Образовательные (кроме духовных).
  • Медицинские учреждения.
  • Филиалы иностранных организаций с аккредитацией в России.

Для трудоустройства высококвалифицированных сотрудников работодатель готовит пакет документов:

  • Разрешение на привлечение иностранца на работу.
  • Разрешение на работу с полным набором сопутствующих документов.
  • Учредительные документы организации.
  • Ходатайство по установленной форме.
  • Договор на выполнение работ.
  • Письмо, гарантирующее возмещение расходов государству (если специалиста депортируют).
  • Цветная фотография 30×40 мм.
  • Платеж госпошлины.

Решение принимается в течение 2 недель. Если специалист трудоустроится максимум на 3 месяца, вставать на учет в ФМС не требуется.

Где иностранцу нельзя работать

Законодательные правила запрещают иммигрантам работать в некоторых отраслях. В 2019 году иностранцу не разрешат:

  • Нести государственную и муниципальную службу.
  • Работать в организациях, обеспечивающих безопасность державы.
  • Работать в сфере ядерного производства и утилизации.
  • Строить воздушные и морские суда.
  • Занимать командные должности в авиации и на кораблях.
  • Вести в организации бухучет (позволено только иммигрантам с разрешением на временное пребывание либо ВНЖ).

Санкции за нарушения

Ответственность работодателей за трудоустройство нелегалов серьезно ужесточили. Лица, нарушившие установленный порядок устройства на работу, оплачивают штраф. В 2019 году он составляет от 25 до 50 тысяч рублей (для должностных лиц) и от 250 до 800 тысяч рублей (для юрлиц). В ряде случаев деятельность организации приостанавливают на 3 месяца. Иностранных работников обяжут уплатить штраф (от 2 до 5 тысяч рублей) и депортируют из России.

Россия находится на 2 месте в мире по числу работающих трудовых мигрантов. Ежегодно на территории страны официально трудоустраивается до 1 миллиона граждан других государств. Особенности российского законодательства в части приема на работу иностранцев довольно просты. Важно лишь соблюдать правила и следовать букве закона.

#трудоустройство #право #прававоеннослужащих

В статье анализируются нормы трудового и антикоррупционного законодательства, содержащие ограничения по трудоустройству бывших государственных служащих, включая военнослужащих, на работу в организации, в отношении которых они осуществляли отдельные функции государственного управления.

Ключевые слова: ограничение в трудоустройстве государственных служащих, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, трудовой договор, противодействие коррупции.

Limitations in the employment of ex-servicemen issues
M.Yu. Filippova

Filippova M.Yu., candidate of legal Sciences, Deputy Director on uchebno-methodical work of the Law Institute of FSBEI "Moscow state transport University of Emperor Nicholas II".

The article analyzes the norms of labour and anti-corruption legislation containing restrictions on the employment of former government employees, including soldiers, to work in your organization in respect of which they carried out separate functions of the government.

Key words: limitation of employment of public servants, the Commission on observance of requirements to office behavior of civil servants, contract of employment, anti-corruption.

Одним из правовых средств противодействия коррупции является установление для государственных служащих, включая военнослужащих, ряда ограничений в реализации их общегражданских прав <1>. Одно из таких ограничений касается реализации права на труд после увольнения с государственной службы. Данный вопрос урегулирован ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

——————————–
<1> Научный анализ запретов и ограничений, связанных с прохождением военной службы, осуществлен в диссертационных исследованиях: Козлов В.В. Правовые ограничения, связанные с военной службой: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011; Скрипель В.А. Запреты, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011 (информация о диссертациях приводится по: Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций: Моногр.: В 2 т. М., 2011).

С учетом того что согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является разновидностью федеральной государственной службы, рассматриваемое ограничение права на труд в полной мере распространяется и на граждан, уволенных с военной службы.
Суть данного ограничения применительно к военнослужащим состоит в том, что военнослужащие, замещавшие воинские должности, перечень которых определен соответствующими правовыми актами <2>, в течение двух лет после увольнения с военной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности в период прохождения военной службы, только с согласия аттестационной комиссии, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. В научной литературе такие должности, включенные в соответствующие перечни, вполне обоснованно именуются коррупционно опасными <3>.
——————————–
<2> Такие перечни установлены Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175 "О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
<3> Корякин В.М. Коррупциогенность воинских должностей: миф или реальность? // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 11; Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуальные проблемы рос. права. 2015. N 12.

При этом указанными выше нормативными правовыми актами установлены следующие обязанности граждан и организаций:
а) граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы;
б) работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 <4>.
——————————–
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Рассмотрим указанные ограничения и обязанности более подробно.
Итак, бывший военнослужащий, замещавший на момент увольнения с военной службы воинскую должность, включенную в Перечень, определенный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175, в случае поступления на работу в организацию, в отношении которой он в период службы осуществлял руководящие функции, обязан получить на это разрешение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (при условии, если с момента увольнения не истекло 2 года).
Идея получения согласия при приеме на работу бывшего военнослужащего базируется на необходимости недопущения возникновения коррупционных связей между указанным гражданином, уволенным с военной службы, и организациями, с которыми он непосредственно был связан еще при исполнении служебных обязанностей. Именно для того, чтобы у бывшего военнослужащего не возникал соблазн организовать какие-либо преимущества подконтрольной организации с расчетом получить выгодную должность в этой организации после увольнения, в федеральное законодательство и была введена рассматриваемая антикоррупционная норма.
При реализации данной нормы возникают некоторые вопросы. Например, о какой комиссии идет речь применительно к бывшим военнослужащим? В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" вопросы, изложенные в п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (в том числе по реализации рассматриваемой в статье нормы), в отношении военнослужащих рассматриваются соответствующими аттестационными комиссиями.
Рассмотрим далее норму, предусмотренную ст. 64.1 ТК РФ и п. 2 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", согласно которой граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Из анализа содержания данной нормы следует, что гражданин, уволенный с военной службы, обязан сообщать сведения о последнем месте службы в любом случае при трудоустройстве в любую организацию, а не только в ту, в отношении которой он осуществлял руководящие и контрольные функции.
Вызывает также вопросы формулировка "сведения о последнем месте своей службы". Исходя из контекста рассматриваемой проблемы речь идет не только о месте прохождения военной службы как таковом (с точки зрения его расположения в географическом смысле и наименования военной организации), но и о замещаемой должности, включая информацию о том, входила ли эта должность в соответствующий перечень или нет. В целях устранения данной неопределенности предлагается внести соответствующие уточнения в ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Важен также вопрос об ответственности гражданина, уволенного с военной службы, за невыполнение рассматриваемой обязанности, т.е. если при трудоустройстве такой бывший военнослужащий не представит сведения о последнем месте работы или представит искаженные сведения (например, укажет, что замещаемая им должность не входила в соответствующий перечень). Вполне логично предположить, что в случае выявления таких фактов трудовой договор подлежит расторжению. Однако прямо данная норма в законодательстве не закреплена, а действующие основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные ТК РФ, не позволяют их применить в данной ситуации.
В связи с изложенным предлагается внести соответствующие дополнения в ст. 84 ТК РФ, которая регулирует вопросы прекращения трудового договора вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора. Заслуживает также поддержки высказанное в научных публикациях мнение о необходимости расширения круга субъектов состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), таким образом, чтобы к ним был отнесен и сам бывший государственный служащий (военнослужащий), не сообщивший работодателю о том, что он замещал коррупционно опасную должность (согласно действующей редакции указанной статьи КоАП РФ административную ответственность по ней несет только работодатель) <5>.
——————————–
<5> Чаннов С.Е. Указ. соч. С. 55.

Как отмечалось выше, согласно ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы. Порядок такого уведомления регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29, согласно которому сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы. Сообщение направляется руководителю организации по последнему месту службы гражданина, уволенного с военной службы, в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество гражданина;
б) число, месяц, год и место рождения гражданина;
в) должность, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
Указанный перечень нуждается, по нашему мнению, в уточнении. Дело в том, что на военнослужащих в период службы трудовые книжки не ведутся, и потому в большинстве случаев при трудоустройстве после увольнения с военной службы трудовые книжки на таких граждан оформляются впервые. Поэтому в п. "в" приведенного выше перечня предлагается указать, что в отношении лиц, проходивших военную службу, наименование должности указывается по сведениям, содержащимся в военном билете гражданина и документах воинского учета.
В случае если с гражданином, уволенным с военной службы, заключен трудовой договор, наряду с указанными выше сведениями также указываются следующие данные:
1) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
2) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия);
3) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
4) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
В случае если с гражданином, уволенным с военной службы, заключен гражданско-правовой договор, то в сообщении указываются следующие данные:
- дата и номер гражданско-правового договора;
- срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));
- предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
- стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.
Важно отметить, что, как указывалось выше, за невыполнение рассматриваемой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Для этих целей в КоАП РФ имеется специальная статья - ст. 19.29 (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего). Согласно данной статье привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Следует согласиться с мнением С.Е. Чаннова о том, что возложение обязанности уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора исключительно на работодателя при отсутствии каких-либо обязанностей в этой сфере у самих бывших государственных служащих (военнослужащих) приводит к тому, что на практике зачастую рассматриваемая обязанность не исполняется не в силу стремления осуществлять какие-то коррупционно опасные деяния, а просто потому, что указанные работодатели не подозревают о возникновении у них этой обязанности <6>. Однако незнание закона (а также фактических обстоятельств - в данном случае того, что новый работник замещал коррупционно опасную должность) не освобождает от ответственности. А ответственность эта достаточно строгая - выше мы привели соответствующие нормы КоАП РФ об административной ответственности работодателя.
——————————–
<6> Чаннов С.Е. Указ. соч. С. 52.

В связи с изложенным в качестве примера можно привести Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2014 г. N 64-АД14-3 о привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ администрации муниципального образования "Тымовский" за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего. В данном Постановлении Верховный Суд Российской Федерации указал, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной службы, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Так, п. 1 ст. 12 указанной Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе. Согласно подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор. Из анализа подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, п. п. 1, 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их системной взаимосвязи следует, что ограничения и предписания ст. 64.1 ТК РФ направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных служащих в коммерческие и некоммерческие организации <7>.
——————————–
<7> Чернышева Л.А. Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5. С. 48 - 50.

Таким образом, действующее трудовое, административное и антикоррупционное законодательство нуждается в совершенствовании и уточнении в части, касающейся регулирования ограничений в трудоустройстве бывших военнослужащих.

Библиографический список

1. Козлов В.В. Правовые ограничения, связанные с военной службой: Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2011. 223 с.
2. Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций: В 2 ч. М.: За права военнослужащих, 2011. 544 - 560 с.
3. Корякин В.М. Коррупциогенность воинских должностей: миф или реальность? // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2007. N 11.
4. Скрипель В.А. Запреты, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2011. 234 с.
5. Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12.
6. Чернышева Л.А. Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5.

Филиппова М.Ю., кандидат юридических наук, заместитель директора по учебно-методической работе Юридического института ФГБОУ ВО "Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II".

Рецензент - доктор юридических наук, доцент В.М. Корякин.

Похожие публикации