Порядок принятия законов в рф. Кто принимает законы в рф и кто их имеет право признать их недействительными

В статье 105 Конституции РФ четко указана структура принятия федеральных законов. Данная структура приемлет голосование государственной думы, одобрение советом федерации, а также подписание принятого законопроекта президентом страны. Такая структура позволяет исключить определенные ошибки трактовки законодательной базы, так как специалисты на всех этапах проверяют и перепроверяют законопроекты на соответствие конституционным нормам, а также уже созданным законам.

Кто именно принимает федеральные законы в РФ?

  1. В первую очередь рассмотрение и принятие законопроектов формируется посредством заседания государственной думы. В данном случае, производится процедура рассмотрения законопроекта, впоследствии, формируется процесс голосования. Причем, федеральный закон считается принятым исключительно в том случае, если он набрал большее количество голосов от общего количества депутатов;
  2. После такого процесса, законопроект в течение пяти дней должен быть передан на повторное рассмотрение, но уже совету федераций. Тут также идет процесс дискуссий и изучений законопроектов. Одобрение законопроект может получить исключительно в том случае, если за него проголосует более половины общего числа палаты, совета федераций. Если же в течение 14 дней законопроект также и не был рассмотрен, то в данном случае, может быть оформлена согласительная комиссия. Именно данная комиссия изучит еще раз все особенности законопроекта, а также оценит претензии членов совета федераций, после чего, данный законопроект снова возвращается на пересмотр государственной думе;
  3. Если же государственная дума не согласна с теми изменениями, которые предлагает совет федераций, то производится повторное голосование, и если более двух третьих голосов будет на стороне законодательства, то оно будет считаться принятым. Если же государственная дума согласна с теми изменениями, которые предлагает внести совет федераций, производится процесс переработки текста законопроекта, после чего, снова производится вся структуру принятия закона.

Когда закон приобретает юридическую силу?

После проведения всей процедуры, которая касается вопроса принятия законопроекта, наступает процесс формирования его юридической силы. В данном случае, после одобрения законопроект отправляется на подпись президенту. В течение 14 дней данный закон должен быть подписан. В течение семи дней после подписания, он непременно должен быть опубликован на специализированных федеральных ресурсах. А также в специальных печатных изданиях. По истечению десятидневного срока после публикации законопроекта, он приобретает юридическую силу. Впрочем, в самом законопроекте может быть указана иная дата формирования юридической силы. То есть, указывается, что данный закон вступает в силу с четко определенной даты.


Матерью-одиночкой считается мать ребенка, в свидетельстве которого, согласно п. 3 ст. 51 СК РФ, запись об отце отсутствует или же произведена, по словам и указаниям матери. В ч.5...


В Письме Минобразования РФ от 30.03.1994 N 212/19-12 указывается на то, что ребенка кроме родителей из детского сада могут забирать иные лица, основным условием является то, что...

Принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос-ной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Все законопроекты вносятся в Гос-ную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос-ных займов, об изменении финансовых обязательств государства и др. законопроекты, предусматривающие , покрываемые за федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Ф.з. принимаются Гос-ной Думой большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ*.

Принятые Ф.з. в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Ф.з. считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был ею рассмотрен. В случае отклонения Ф.з. Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Ф.з. подлежит повторному рассмотрению Гос-ной Думой. При несогласии Гос-ной Думы с решением Совета Федерации Ф.з. считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос-ной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос-ной Думой Ф.з. по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Принятый Ф.з. в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. в течение 14 дней подписывает Ф.з. и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления Ф.з. отклонит его, то Гос-ная Дума и Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный . Если при повторном рассмотрении Ф.з. будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос-ной Думы, то он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются (). Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос-ной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Юридическая природа Ф.з. обстоятельно исследована в литературе (см., напр., Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное . - М., 1999). Выделяются следующие признаки Ф.з.: а) их принимает только как представительный и законодательный РФ; б) основанием для принятия служат предметы ведения Федерации согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ; в) Ф.з. имеют прямое на всей территории страны; г) они не могут противоречить ФКЗ; д) порядок подготовки, рассмотрения и принятия Ф.з. установлен в ст. 104-107 Конституции РФ и регламентах палат Федерального Собрания (напр., в гл. 12-16 разд. III «Законодательная » Регламента Государственной Думы).

Общим признакам и основаниям принятия ФКЗ посвящены ст. 76, 108 Конституции РФ. Кроме той формальной юридической особенности, что эта группа Ф.з. официально названа в Конституции РФ конституционными законами, имеются и др. их характерные признаки, условно разделяемые на 2 группы: содержательные и процедурные.

По содержанию ФКЗ посвящены регулированию наиболее важных общественных отношений и ключевых конституционных институтов - народовластия, гос-ного устройства, федеративных отношений. Они закрепляют правовые гос-ной и общественной жизни, определяют важнейшие правовые институты. В соответствии с Конституцией РФ должны быть приняты 12 ФКЗ. Значительную группу таких законов составляют акты о статусе важнейших гос-ных институтов и органов. Это законы о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека, о референдуме, Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, судебной системе РФ, Конституционном Собрании РФ, гос-ных флаге, гербе и гимне РФ.

ФКЗ не всегда полностью определяет правовое гос-ного органа. Напр., Конституция Италии сужает пределы регулирования статутных конституционных законов. Так, в ней предусмотрено принятие конституционного закона, который устанавливает не в целом Конституционного суда республики, а лишь отдельные принципиальные основы осуществления конституционного правосудия. Конституционный закон Итальянской Республики должен определить, согласно Конституции страны, лишь условия, формы и возбуждения дел о конституционной законности, а также гарантии независимости судей Конституционного суда. Другие , необходимые для образования и деятельности Конституционного суда Италии, устанавливаются общим законом.

Другая разновидность ФКЗ - законы, определяющие различные государственно-правовые состояния. Речь идет об актах, связанных с ограничением прав и свобод человека, что является, несомненно, предметом конституционного регулирования. К ним можно отнести ФКЗ об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Конституцией РФ предусмотрено разрешение с помощью ФКЗ и вопросов изменения состава Федерации. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ, осуществляются путем принятия ФКЗ. Подобные примеры имеются и в зарубежных странах. Конституция Чехии определила, что конституционные законы могут содержать не нормы, а разовые предписания, напр., законодательное закрепление изменения границ государства. В соответствии с конституционным законом в Чешской Республике происходит создание или самоуправляемой территориальной единицы. В РФ ФКЗ этого вида являются, скорее, не общенормативными, т.к. имеют индивидуальный правоустанавливающий смысл и являются, как это следует из ч. 1 ст. 137 Конституции РФ, основанием для внесения в нее соответствующего изменения в части определения федеративного состава государства.

С содержанием ФКЗ связаны их особое место и назначение в системе законодательства. Регулируя наиболее важные общественные институты, такие законы развивают и конкретизируют нормы Конституции РФ и тем самым связывают ее с текущим законодательством. С принятием ФКЗ создается своего рода промежуточная ступень в реализации конституционных предписаний, что обеспечивает стабильность Конституции РФ, которая не может и не должна приспосабливаться к динамике общественных отношений.

Наличие в системе законодательства особой группы конституционных актов указывает на их более высокую юридическую силу по сравнению с др. законами. Это ФКЗ закреплено Конституцией РФ (ст. 76), установившей, что Ф.з. не могут противоречить ФКЗ.

Существуют следующие виды Ф.з.: ; ; основы; основные принципы; федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ. Эти Ф.з. охватывают не весь объем федерального законотворчества. Остальные Ф.з. можно разделить по их содержанию на 2 группы: а) статутные, посвященные статусу: гос-ных органов (о Счетной палате РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.); объединений граждан (о творческих союзах, об общественных объединениях и др.); категорий населения (о ветеранах, спасателях и др.); демократических институтов (типа выборов, референдума); б) тематические, посвященные регулированию отдельных сфер гос-ной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности (напр., Ф.з. «О гражданской обороне»**). Еще одним видом законов, действующих на федеральном уровне, являются законы РСФСР, сохраняющие свое действие в рамках правовой системы, построенной на основе Конституции РФ. При необходимости в них вносятся изменения путем принятия Ф.з.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральный закон" в других словарях:

    Федеральный закон - Федеральный закон: Федеральный закон (Россия) Федеральный конституционный закон Российской Федерации Федеральный закон (Германия) Федеральный закон (США) … Википедия

    Федеральный закон - (англ. federal law) в РФ нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке … Энциклопедия права

    федеральный закон - — EN federal law A binding rule or body of rules established by a government that has been constituted as a union of independent political units or states. (Source: BLD) }

Похожие публикации