Конституционные нормы: их особенности и виды. Конституционно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

В теории права под нормами права понимаются исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально-определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют права, обязанности последних, определяют объекты (предметы, явления), по поводу которых люди взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е. в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие; они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.

В качестве одной из особенностей норм, конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций.) Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Нормы конституционного права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают. Первичным является деление норм этой отрасли на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности. Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).

Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По характеру содержащихся в них велений выделяются нормы императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект Федерации решает самостоятельно.

Наряду с императивными и диспозитивными нормами необходимо выделять нормы, сочетающие в себе признаки первых и вторых. Данные нормы предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., определяет, что устанавливаемый субъектом Федерации минимальный возраст на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 года. Следовательно, субъект Федерации свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет до 21 года включительно.

По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, актах органов государственной власти, актах муниципальных образований и их органов, уставах, иных актах общественных, религиозных объединений, средств массовой информации. По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

Институты конституционного права

Институт права - это совокупность норм права, которые регулируют определенный круг однородное, однопорядковое общественное отношения и образовывают однородную группу. Это в полной мере касается и конституционно-правового института, нормы которого отмечаются определенной автономией, объединяются на основе определенных принципов и методов, отличаются относительной самостоятельностью правового регулирования. Различают отраслевые и межотраслевые правовые институты. Так, отраслевыми конституционными институтами есть: институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.п.. Примером межотраслевого института может быть институт собственности.

Конституционные институты различаются по смыслу, структурой, методами и задачами правового регулирования. Среди них есть надинституты, которые охватывают значительный круг общественного отношения и включают в своего состава ряд других институтов (подинститутов), которые, в свою очередь, могут иметь более мелкие структурные подразделы. Такими надиститутами можно считать институты власти народа, государственного суверенитета, государственной власти и т.п..

Таким образом, конституционно-правовой институт - это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это - главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько різ-новидів правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.

Конституционные институты в своей совокупности образовывают стройную систему, которая является основой Конституции Украины. Институты расположены в определенном порядке, надлежащим образом включенные в текста Конституции. Общее представление о системе этих институтов дает ее (Конституции) содержание. Это - институт общих основ конституционного порядка, институт прав и свобод человека и гражданина, институт прямого народовластия, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт территориального устройства, институт местного самоуправления, институт, который определяет порядок изменений и дополнений Конституции.

Можно предложить и другую классификацию конституционных институтов в зависимости от отношений, которые они за-кріплюють в источниках конституционного права.

I. Институт народовластия, который включает:

1) непосредственное народовластие (прямая демократия);

2) представительное народовластие (осуществляется через

избранных представителей народа);

3) местное самоуправление.

II. Институт конституционного оформления народо

1) конституционный порядок;

2) юридическая конституция;

3) конституционные законы;

4) конституционная законность;

5) конституционные обычаи, традиции.

III. Институт правового статуса человека и гражданина:

1) гражданство (постоянная связь лица и государства);

2) система основных прав и свобод человека и грома

3) гарантии основных прав и свобод.

IV. Институт государственного строительства:

1) форма государства;

2) территориальная организация Украины;

3) механизм государства.

Конституционно-правовая норма - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования и охраны определенных общественных отношений (приоритетных в данном обществе и государстве), выполнение которых обеспечивается не только авторитетом государства, но и его принудительной силой.

Структура норм конституционного права имеет не только общие черты с нормами других отраслей права, но и свои особенности. В отличие от норм других отрас лей права, состоящих из трех частей (гипотеза, диспозиция, санкция), большинство конституционно-правовых норм состоят только из одной части - диспозиции, т. е. самого правила поведения. Так, например, ст. 24 Конституции Французской Республики «Парламент состоит из Национального собрания и Сената», ст. 160 Конституции Испании «Председатель Конституционного суда назначается Королем из числа его членов по представлению пленума того же суда сроком на три года».

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из диспозиции и гипотезы. Например, ст. 59 Конституции Итальянской Республики: «Каждый бывший Президент Республики является сенатором по праву и пожизненно, если он не отказывается от этого». В конституционно-правовых нормах, как правило, отсутствуют санкции. В необходимых случаях в них указывается на применение санкций других отраслей права (уголовно го, гражданского и др.). Часто используется формулировка «несут установленную законом ответственность». Однако отсутствие санкций в структуре конституционно-правовых норм не означает отсутствие ответственности в конституционном праве.

Конституционное право имеет свои, присущие только этой отрасли права, формы ответственности, которые носят сугубо политический характер: роспуск парламента, отстранение президента от должности (импичмент), вотум недоверия правительству, отмена акта, признание правового акта неконституционным, признание выборов недействительными и т. п.

Специфика конституционно-правовых норм - наличие среди них норм-деклараций, норм-принципов, норм-лозунгов. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

1. По функциональной направленности конституционно-правовые нормы подразделяются на 1) регулятивные и 2) охранительные.

1) управомочивающие нормы, т.е. устанавливающие компетенцию государственных органов, субъектов федерации, автономных образований и т. п. Например, ст. 58 Конституции Китая 1982 г. «Всекитайское Собрание Народных Представителей и Постоянный Комитет Все китайского Собрания Народных Представителей осуществляют законодательную власть в стране»;

2) обязывающие нормы. Например, ст. 54 Конституции Италии: «Все граждане обязаны быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы»;

3) запрещающие нормы. Например, ст. 89 Конституции Франции: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».

3. По источникам конституционно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные, нормы органов исполнительной власти и др.

4. По характеру регулирования общественных отношений различают нормы материальные, т. е. определяющие содержание нормы и процессуальные- закрепляющие по рядок реализации материальной нормы. Процессуальных норм много в регламентах, в избирательных законах.

5. По времени действия конституционно-правовые нормы классифицируются на:

1) постоянные (принятые без ограничения срока);
2) временные (принятые на определенный срок);
3) чрезвычайные (действующие только в чрезвычайных условиях).

Как правило, конституционно-правовые нормы - нормы императивные, поскольку они представляют собой общеобязательное властное веление, предписывающее определенное поведение. Таких норм большинство. Встречаются и диспозитивные нормы, т. е. предоставляющие возможность выбора действия по усмотрению субъекта в пределах вариантов, допускаемых правовой нормой.

Институт конституционного права - это совокупность норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения внутри отрасли. Такими институтами конституционного права будут основы общественного строя, правовой статус личности, система государственных органов и т. п. Эти крупные конституционно-правовые институты отрасли подразделяются на институты менее крупные по отношению к первым. Так, институт общественного строя подразделяется на нормы, закрепляющие экономическую, политическую систему и т. д. Конституционно-правовой институт статуса личности включает гражданство, права личности и т.д. Система органов - институт главы государства, парламента, правительства, которые тоже имеют свои еще более узкие институты.

Принципы конституционного права - это основные начала, идеи, которые определяют концептуальное содержание конституционно-правовых норм и институтов. Различают общие принципы, определяющие многие нормы и институты (суверенитет народа, народное представительство, разделение властей и др.) и специальные, т. е. относящиеся к более узкому кругу норм и менее крупным институтам (свободный мандат депутата, независимость судей, неответственность монарха и т. д.).

Норма права – общеобязательное формально определенное правило поведения, исходящее от государства или признаваемое им, обеспечиваемое силой государственного принуждения.

Практическое значение – определив вид нормы, возможно определить и способ ее реализации

Черты норм:

Непосредственная связь с государством (в нормах правах отражается государственная воля)

Обезличенность

Формальная определенность предписаний

Многократность применения

Длительность действия

Строгая соподчиненность и иерархичность

Охрана государством

Конституционно – правовая норма - общеобязательное формально определенное в конституционно – правовом акте правило, установленное и санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений, составляющих предмет КП

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов.

2) по юридической силе. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации (К РФ, ФКЗ, ФЗ), на определенной части территории РФ (ФЗ «О территориях национального народопользования»), за пределами территории РФ /экстерриториальные (голосование на выборах)

4) по кругу лиц. По этому основанию различают нормы, действующие на неопределенный круг лиц (гл. 1К РФ), и действующие на конкретноопределенный круг лиц (обязанности ОГВ)

5) по времени. По этому основанию различают нормы постояннодействующие (срок действия заранее не определен, границы действия определяются временем действия НПА) и временнодействующие (заранее имеют ограничение по сроку: ограничение может вытеать из самой нормы (ч. 2 ст. 20 К РФ) или если норма рассчитана на конкретную ситуацию (ФЗ «О ЧС»)

6) по характеру предписания. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции).

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

7) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах (после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы)

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (после выражения Государственной Думой недоверия Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы)

8) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

9) по способу правового регулирования общественных отношений. По данному критерию выделяют нормы общеругулятивные (порождают общие правоотношения (состояния, статусы); нельзя вычленить гипотезу, диспозицию, санкцию; отправное положение не только для КП, но и для других отраслей; имеют перспективный, целевой характер; действуют постоянно на всей территории РФ и распространяются на всех субъектов, нельзя делить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие):

нормы-принципы (отправные начала правотворчества и правоприменения) (гл. 1 К РФ),

нормы-дефиниции (дают определения понятиям),

коллизионные нормы 9устанавливают, какая норма подлежит применению в случае противоречия одной нормы другой) (ч. 2 ст. 16 К РФ).

Конкретнорегулятивные:

По форме выражения диспозиции:

o управомачивающие (закрепляют правовую возможность участников общественных отношений) (ч. 2 ст. 125 К РФ)

o обязывающие (устанавливают определенное правило поведения, не зависящее от воли участника общественных отношений) (ч. 3 ст. 32 К РФ)

o запрещающие (ч. 2 ст. 29 К РФ);

По характеру обязательности предписаний:

o императивные (исключают отступление от нормы; субъекты волевым решением не могут менять содержание нормы) (ст. 20 К РФ),

o диспозитивные (возможность действовать по собственному усмотрению, если такая возможность предоставлена) (ч. 1 ст. 26 К РФ)

o альтернативные (допускает заранее установленные варианты поведения в зависимости от условий) (ст. 135 К РФ);

По роли в механизме правового регулирования:

o материальные (непосредственно регулируют общественные отношения):

· регулятивные (закрепляют права и обязанности)

· охранительные (закрепляют меру юридической ответственности)

o процессуальные (закрепляют механизм реализации материальной нормы)


7. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, содержание, юридические факты).

В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями.

Конституционно-правовое отношение - общественное отношение, урегулированное нормой КП и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой права

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Различные виды конституционно-правовых отношений:

1) Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их специфическая черта - четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе.

2) В качестве вида конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования.

3) Особыми видами конституционно-правовых отношений являются материальные и процессуальные правоотношения. В первых - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), - правоустановительные отношения.

4) Конституционно – правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Конституционно правовые отношения активного типа складываются на основе обязывающих и управомочивающих норм, требуют от субъекта права совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Конституционные правоотношения пассивного типа складываются на основе запрещающих норм.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект, содержание правоотношения и юридический факт

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них выделяют:

Социальные общности (многонациональный народ РФ, народы, проживающие на территории РФ)

Юридические лица публичного права (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)

Органы публичной власти и должностные лица

Индивиды и их объединения (общественные объединения граждан)

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

Государственная территория и её границы.

Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

o каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);

o достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.

Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно- правовые отношения.

Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)

Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей

Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав - права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования.


8. Понятие, юридическое закрепление и структура основ конституционного строя Российской Федерации . Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя .

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. I «Основы конституционного строя». Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для нау­ки конституционного права.

В конституциях советского "периода использовали понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие «общественный строй» включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Под экономической системой общества понималась совокуп­ность общественных отношений, выражающих главные устои производства, распределения и обмена в сфере экономической жизни общества.

Под политической системой общества понимался механизм народовластия, имеющий целью обеспечить управление госу­дарственными и общественными делами в соответствии с волей народа.

Социальную основу общества составляли отношения между социальными группами и слоями общества.

Понятие государственного строя обозначало основные харак­теристики государства, его территориальную организацию, сис­тему государственных органов, порядок их образования и взаи­модействия как между собой, так и с гражданами и их объеди­нениями.

Понятие «конституционный строй» является более широким. Оно включает в себя характеристику как общественного, так и государственного строя.

Конституционный строй - закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличи­тельным признаком которого является подчинение государства праву.

Основы конституционного строя представляют собой обще­человеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ 1993 г. Они имеют универсальный характер для мировой цивилизации, определяют взаимоотно­шения между личностью, обществом и государством.

Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституцион­ного строя представляют собой нормы-принципы, развиваемые нормами других глав Конституции РФ. Их особая юридическая природа, верховенство обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренным ст. 135 Конституции РФ.

Основы конституционного строя Российской Федерации можно классифицировать на основы правового (конституцион­ного) государства и основы гражданского общества. К основам конституционного государства относятся: уважение прав и сво­бод человека, народовластие, республиканская форма правле­ния, суверенное государство, социальное государство, разделе­ние властей, федеративное государство, светское государство. К основам гражданского общества относятся: экономическая основа общества, идеологический и политический плюрализм.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью яв­ляется важнейшей гарантией подчинения государства праву и непременным условием признания государства правовым (кон­ституционным). Признание человека высшей ценностью, при­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - первейшая по своему значению основа конституци­онного строя Российской Федерации

В правовом (конституционном) государстве должно быть закреплено и обеспечено развитие гражданского общества, участие граждан в осуществлении власти как непосредственно, так и через представителей.

Демократия (народо­властие) является важнейшим признаком правового (конститу­ционного) государства, основой конституционного строя.

Характеристика правового (конституционного) государства предполагает разделение государственной власти на законода­тельную, исполнительную и судебную. Источником власти ос­тается народ. Однако полномочия по осуществлению власти распределяются между тремя ветвями власти, которые незави­симы друг от друга по своему положению и своей деятельно­стью сдерживают друг друга. Таким образом, принцип разделения властей со­ставляет следующую обязательную основу конституционного строя

Правовое (конституционное) государство должно создать ус­ловия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное разви­тие человека. Следовательно, оно должно быть социальным. Социальный характер конституционного государства является одной из основ конституционного строя Российской Федера­ции

Обязательным условием осуществления народовластия явля­ется наличие органов местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом истори­ческих и иных местных традиций, существующего вне системы государственной власти. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это основа конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй предполагает наличие идеологиче­ского и политического многообразия. В правовом государстве ни­какая идеология не получает статус официальной, государст­венной или обязательной.

Политические партии и общественные объединения, представляющие различные мнения в качестве идеологических течений, - необходимое условие существова­ния гражданского общества. Идеологический и политический плюрализм выступает неотъемлемой основой конституционно­го строя Российской Федерации.

Правовое (конституционное) государство должно быть суве­ренным, обладать как верховенством и независимостью в осу­ществлении государственной власти внутри страны, так и само­стоятельностью на международной арене. Суверенный характер Российского государства является существенной основой кон­ституционного строя Российской Федерации.

Важнейшими гарантиями правового (конституционного) ха­рактера государства являются признание и равная защита част­ной, государственной, муниципальной и иных форм собствен­ности, единство экономического пространства, свободное пе­ремещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые составляют экономическую основу конституционного строя Рос­сийской Федерации.

Конституция РФ в гл. 1 называет и такие основы конститу­ционного строя Российской Федерации, как республиканская форма правления, федеративное устройство, светский характер Российского государства.

Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституцион­ного строя, их осо­бая юридическая природа, верховенство и высшая юридическая сила обеспечиваются особым порядком их пересмотра, преду­смотренным ст. 135.

Ключевой характеристикой российского конституционного строя является его гуманистическая направленность, емко вы­раженная в формуле ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя­занность государства».

Положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности было одним из ключевых в концепции общечеловече­ских ценностей, получившей общемировое признание во Все­общей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Меж­дународном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Соответствую­щая норма в России впервые появилась в преамбуле Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина и была отражена в обновленной редакции Конституции РСФСР 1978 г.

Статья 2 Конституции РФ содержит два кратких, но глубо­ких по своему смыслу положения: о приоритете интересов лич­ности в государственной политике и об установлении обязан­ностей государства по отношению к личности.

Приоритет интересов личности в государственной политике следует из признания человека, его прав и свобод высшей цен­ностью и находит свое развитие в других нормах Конститу­ции РФ: каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обя­занности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); права и свободы человека и гражданина являются непо­средственно действующими, определяющими смысл, содержа­ние и применение законов, деятельность законодательной и ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспечива­ются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свобо­ды человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), и проч.

Вместе с тем у личности в свою очередь есть конституцион­ные обязанности по отношению к другим участникам общест­венных отношений. К их числу, в частности, относится обязан­ность соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), при осуществлении прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

Второе положение, содержащееся в ст. 2, обращено к госу­дарству как субъекту конституционно-правовых отношений. Оно обязано признавать, соблюдать и защищать права и свобо­ды человека и гражданина. В условиях действия принципа раз­деления государственной власти признание прав и свобод обес­печивается органами законодательной ветви вла­сти путем их закрепления в законодательстве. Соблюдение прав и свобод - обязанность органов исполнительной власти, кото­рые должны воздерживаться от совершения действий, нару­шающих или ущемляющих их, а также создавать условия для полной и эффективной их реализации. Защита прав и свобод - прерогатива судебной власти, которая призвана восстанавли­вать нарушенные права.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ закрепление в Конституции РФ данных обязанностей следует из конституционного принципа правового государства. Ими обусловлена деятельность органов государственной власти, призванных гарантировать неотъемлемость и неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина.


9. Демократическое государство как основа конституционного строя Российской Федерации . Непосредственная и представительная демократия .

Одним из определяющих, обязательных признаков консти­туционного государства является его демократический харак­тер. В юридической науке демократия рассматривается с раз­ных сторон: как форма государства, политический режим, об­щественно-политическая демократия, политический процесс, движение и др.

Становление демократии как правовой категории связано с появлением конституций XVII-XIX вв., которые содержали идею равенства, провозглашали свободы и политические права, устанавливали известное ограничение прав высших органов власти по принципу разделения властей.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.

В переводе с древнегреческого демократия дословно перево­дится как народовластие (власть, воля народа). Это наиболее распространенное понимание демократии. Для рассмотрения содержания категории «демократия» нужно выяснить содержа­ние понятий «народ» и «власть».

Первым составным элементом народовластия является на­род. В современной российской юридической литературе катего­рия «народ» включает всю совокупность граждан данного госу­дарства.

Категорию «народ» следует отличать от понятия «населе­ние», которое включает в себя не только граждан определенно­го государства, но и других лиц, проживающих на его террито­рии (иностранцев, лиц без гражданства).

Вторым составным элементом народовластия является власть. Власть - волевое общественное отношение, в котором имеются два субъекта, обладающие неравными по объему правами и обязанностями. Обязательный признак властных отношений - превалирование одной воли. Облада­тель превалирующей воли побуждает второй, пассивный субъ­ект к совершению определенных действий. Следовательно, властные отношения всегда имеют субординационный харак­тер.

Власть народа в Российской Федерации реализуется посред­ством публичной власти (государственной и местного само­управления) и общественной власти.

2. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

3. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

4. Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. "В Российской Федерации, - сказано в Конституции (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоуправление".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Изучение любой отрасли права не обходится без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли права. Конституционно-правовые нормы не являются исключением в рамках конституционного права.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм. Ряд этих норм представляют собой нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения. В них часто можно выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет технико-нормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие теоретические положения носят дискуссионный характер. Однако, в учебной литературе многие авторы дискуссионные вопросы обходят стороной, давая общее определение конституционно-правовой нормы и классификацию таких норм.

Уяснение вопросов по данной теме является необходимым условием правильного понимания тех общих качеств, которые свойственны нормам и институтам конституционного права. Без учета принадлежности нормы к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть ее назначение и роль в правовом регулировании. Действенность нормы должна оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Следует отметить, что конституционно-правые нормы и их классификация неоднократно становились объектами исследований таких авторов как: Н.А. Богдановой, В.А. Виноградова, Витрука Н.В., В.В. Ершова, И.П. Ильинского, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Ж.И. Овсепяна и др.

Высоко оценивая труды указанных авторов, следует признать, что большинство вопросов, связанных с содержанием темы работы, остается до настоящего времени актуальным и дискуссионным. В связи с этим необходимо исследовать понятие и виды конституционно-правовых норм - применительно к новым историческим условиям, в свете идей осуществляемой правовой реформы России.

Структура работы обусловлена ее предметом, целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ

ОСОБЕННОСТИ

Юридическая норма - исходный, главный элемент права, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс формирования и реализации права, законодательство, все юри­дические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму .

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права. Как отмечается в литературе, понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права .

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веле­ние, выраженное в виде государственно-властного предписания и ре­гулирующие общественные отношения, составляющие предмет конститу­ционного права.

В литературе есть другие определения: «Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников» .

В юридической литературе дается и такая дефиниция: конститу­ционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные народом или государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют: а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) Как и иные правовые нормы, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций и др.), нормы конституционного права – это продукт правотворческой деятельности государства.

2) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, – это государственно-властные предписания.

3) Аналогично иным нормам права, в отличие от норм морали, обычаев, традиций и др., конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме.

4) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства. Обязательность исполнения «отличается от юридической силы, которая представляет собой релятивное свойство правового акта» .

5) Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства . Таковы в Конституции Российской Федерации ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина» - обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанав­ливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в мо­мент его совершения не признавалось правонарушением».

6) Как и другим нормам права конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность . То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов.

7) Конституционные нормы, как и иные отраслевые и правовые нормы, имеют поведенческий характер. Некоторые специалисты считают, что часть конституционных норм (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения) не имеет поведенческого характера и не устанавливает правил поведения . Однако более убедителен выводом о том, что «даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты» .

8) Конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, «конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями» .

9) Еще одним свойством конституционных норм, как и других социальных и правовых норм, является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. Отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отно­шения.

Конституционные нормы: их особенности и виды.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Понятие "конституционно-правовые нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны.

Их принято классифицировать по следующим основаниям:

2) по юридической силе. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования).

4) по характеру предписания. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства.

Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими.

Похожие публикации