Федеральный закон о сохранении персональных данных. Закон о защите и использовании персональных данных

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках.

Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ.

Постановления закона распространяются на организации, которые работают с обработкой персональных сведений граждан или те, кто имеет к ним доступ.

Действия, которые не регулируются законом 152-ФЗ:

  • Персональные сведения обрабатываются физическими лицами для личных нужд. Необходимо отметить, что обработка не должна нарушать права обладателя данных;
  • Организация архивов, которая регулируется законодательством об архивации в Российской Федерации;
  • Обработка личных данных, которые содержат информацию, относящуюся к государственной тайне;
  • Личные данные, которые относятся к деятельности судебных органов и которые были представлены в судебном порядке;
  • Персональные сведения, относящиеся к деятельности судов.

А знаете ли вы, что закон с предыдущим номером 151, посвящен вопросу .

Когда принят?

152-ФЗ был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрил его Совет Федерации 14 июля 2006 года. Последняя редакция закона произошла 22 февраля текущего года. Действовала она до 1 марта 2017.

Порядок использования персональных данных

Согласно закону РФ, руководитель компании должен утвердить порядок использования личных сведений. Необходимые нормы указываются в локальном документе организации о защите данных. Они должны соответствовать требованиям правовых актов РФ и 152-ФЗ.

Оператор личных данных — это правительственный, муниципальный орган или физическое, юридическое лицо, которое организует осуществление обработки личной информации и определяет цели их использования.

В обязанности оператора входит :

1. При сборе личных сведений, оператор предоставляет по просьбе гражданина информацию о том, чьи данные он получил, информацию, которая предусмотрена ст. 14 ч.7 152-ФЗ.

2. Если гражданин обязан предоставить свои сведения по закону РФ, оператор должен объяснить ему, что в случае отказа, можно столкнуться с юридическими последствиями.

3. Если полученная оператором для обработки личная информация не была предоставлена ее владельцем, он обязан предоставить ему следующую информацию:

  • ФИО и адрес оператора;
  • С какой целью обрабатываются данные и на основании каких правовых актов;
  • Права гражданина, чьи данные были получены;
  • При помощи какого источника была получена личная информация.

4. Согласно положениям 152-ФЗ, оператор назначает ответственное лицо в определенной организации, которое организовывает обработку полученных материалов. Уполномоченное лицо получает указания по дальнейшим действиям от оператора.

Обработка личной информации по 152-ФЗ разрешается в следующих случаях:

  • Анализ личной информации вправе осуществляться с согласия гражданина, чьи данные были получены;
  • Если обработка информации требуется для достижения целей, предусмотренные законом РФ или международными договорами России;
  • Анализ информации необходим для судебной инстанции;
  • Обработка сведений требуется для защиты жизни гражданина;
  • Производится в статистических или исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15, 152-ФЗ.

Кстати, текст закона о почтовой связи тоже важно изучить. Подробности

Последние изменения ФЗ «О защите персональных данных»

Поскольку законодательные акты зачастую претерпевают корректировки, в 152-ФЗ также были внесены изменения.

По причине вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ претерпели изменения условия анализа личной информации, описанные в Федеральном Законе 152.

Статья 3

В 3 статье закона описываются основные понятия, которые используются в акте: персональные данные, оператор, обработка персональных сведений, а также распространение и предоставление личных сведений. В последней редакции представленная статья не претерпела изменений.

Статья 5

В 5 статье федерального закона описаны принципы анализа информации. Отмечается, что обработка сведений осуществляется только по закону и объединение базы данных с личной информацией граждан запрещена. В последнем редактировании текущая статья не подвергалась изменениям.

Статья 7

В 7 ст. 152-ФЗ сказано, что операторы и другие ответственные лица, получившие доступ к личным данным, обязаны не распространять информацию, не получив согласие владельца. Изменений статья не претерпела.

Статья 9

В 9 ст. 152-ФЗ указана информация о согласии субъекта на обработку его личных данных. Представлены сведения о том, как составить письменное согласие.

При последней редакции, изменений в текущей статье не было.

Статья 19

19 статья 152 Федерального Закона указывает меры для обеспечения безопасности личной информации при ее анализе.

Скачать 152-ФЗ

Чтобы разрешить конфликтную ситуацию или иные вопросы, связанные с защитой персональных данных, изучите последнюю редакцию 152-ФЗ РФ. В представлены все поправки, дополнения и изменения. Скачать измененный закон можно по

Федеральный Закон 152 «О персональных данных» регулирует всю деятельность, связанную с обработкой персональных данных. Он призван защищать права и свободу любого гражданина Российской Федерации, защитить семейные тайны, личную и частную жизнь каждого человека.

Общие положения

Закон о персональных данных 152 регулирует все правоотношения и условия обработки личной информации любым органом, физическим или юридическим лицом. Краткое содержание закона в том, что любые органы или лица могут автоматизировать сбор и обработку персональных данных, вносить их в материальные носители или картотеки и имеют право на доступ к ним.

Использовать этот закон можно не только внутри правовых органов, но и в информационно-телекоммуникационных сетях и организациях. Принят он был 8 июля 2006 года Государственной Думой и 14 июля того же года одобрен Советом Федераций. Состоит из шести глав и 25 статей. Последние изменения в него были внесены первого июля 2017 года.

Структура закона:

  • В первой главе объясняется суть закона, его цель, основные термины и понятия, на какую сферу влияет и распространяется;
  • Во второй главе объясняется принцип работы с персональными данными в соответствии с законом. Какие условия должны соблюдаться, конфиденциальность данных пользователей, их согласие на обработку данных, специальные категории и т. д.;
  • В третьей главе описываются права, которыми обладают субъекты, чьи данные собираются и используются;
  • В четвертой главе описываются обязанности лиц, занимающихся сбором, анализом, использованием данных. Такие лица называются операторами;
  • В пятой главе говорится об ответственности операторов и каким образом государство контролирует выполнение обязательств и служение закону;
  • В шестой главе оформлены все дополнительные и заключительные положения.

С каждым изменением в законе растут требования по отношению к организациям, собирающим личную информацию граждан и к операторам.

Особенности использования персональных данных по ФЗ 152

Главное условие использования персональных данных по ФЗ 152 - сбор, обработка и использование должны быть на законных и справедливых основаниях.

Органы, которые могут использовать 152 федеральный закон:

  • Федеральный орган государственной власти;
  • Муниципальные органы;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • Органы местного самоуправления;
  • Иные государственные органы.

Использование данных лицами разрешено в случаях:

  • Предварительно определены законные и действительные цели для использования;
  • Личная информация актуальна, полна и ее достаточно для выполнения поставленной цели. При недостаточном количестве информации для выполнения задач оператор дополняет их, при избыточном количестве информации, оператор ее удаляет;
  • Если информация обрабатывается и используется в поставленные для этого сроки. Храниться данные должны в форме, позволяющей в любой момент определить субъекта. По достижению цели оператор обезличивает данные или удаляет всю информацию.

Описываемый закон принят Государственной Думой и использование личной информации для органов, организаций и определенных физических лиц разрешено Правительством Российской Федерации.

Какие были внесены поправки?

Начиная с 2009 года было внесено множество поправок в закон о персональных данных.

В статье номер 3 по последней поправке перечислены термины и определения этих терминов, статья называется «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». В тексте объясняется что такое персональные данные, трансграничная передача персональных данных, кто такой оператор, что такое информационная система персональных данных, как происходит обработка и что это, обезличивание, автоматизация, распространение, уничтожение, предоставление и блокирование персональных данных.

В статье номер 5 последние поправки были произведены 25 июля 2011 года при помощи закона Согласно новой редакции 5 статьи, использование и обработка личной информации справедлива и законна. Все цели и задачи, по которым происходит сбор и обработка информации, законны и определены предварительно. В последней редакции 5 статьи определены условия хранения такого вида информации и способы обновления и удаления ее оператором.

В статье номер 7 по последним поправкам определена суть конфиденциальности персональных данных. Оператор не имеет права распространять ее третьим лицам без согласия на то субъекта.

Поправки произошли и в статье номер 9. Новая редакция этой статьи определяет согласие субъекта на распространение и обработку персональных данных. Дееспособный субъект может согласиться на условия оператора в любой доступной ему форме, в собственных интересах и по свободной воле. Субъект имеет право отозвать согласие.

Письменное согласие субъекта на предоставление персональных данных выглядит следующим образом:

  • ФИО, адрес, идентификационный номер паспорта, информация о документе (дата и место) и т. д.;
  • Информация из доверенности при наличии представителя субъекта;
  • ФИО, адрес и должность оператора, получающего документ;
  • Цель, для чего нужны данные субъекта;
  • Перечень персональной информации субъекта, которая будет использована оператором;
  • Список действий оператора, которые он произведет по согласию субъекта;
  • Срок использования и способы отзыва документа;
  • Подпись субъекта и оператора с расшифровками.

Поправки были внесены и в статью номер 19. В тексте этой редакции говорится о мерах безопасности, которые используются для защиты прав и свободы субъектов. Оператор обязан использовать все имеющиеся меры по безопасности и защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним третьих лиц. Происходит применение технических мер, контроль, установление порядка, установление правил, учет, восстановление и обнаружение фактов взлома и т. д. Требования к защите устанавливаются Правительством Российской Федерации. Каждая организация или орган принимают определенный устав или правовые нормы, положения которых обязуют сотрудников принимать определенные меры для безопасности личной информации субъектов и конфиденциальности.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 152

Последняя редакция Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» была произведена 29 июля 2017 года. Закон 152 ФЗ о защите персональных данных в последней редакции потерпел изменения в статьях 1, 2, 3 и 6.

Чтобы защититься от проникновения в личное пространство, защитить собственную свободу и права, субъект, чья личная информация используется, может изучить 152 Федеральный Закон.

Поправки и редакции Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» можно скачать

Здравствуйте, уважаемые читатели! Совсем недавно вступили в силу изменения в ст. 13.11 КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Персональные данные с 1 июля 2017 года стали для кого-то головной болью, а кто-то на эти изменения не обратил внимания. Как выясняется при анализе поправок — зря.

Законодательство о персональных данных весьма сложное и непонятное. Но ориентироваться в нем сейчас совершенно необходимо, чтобы не попасть под крупный штраф.

Если объяснять суть изменений в двух словах, то штрафы выросли на несколько порядков (до 75 тыс. руб. за одно нарушение), а совершить правонарушение без знания закона можно запросто даже не подозревая об этом.

Поэтому давайте по порядку разбираться во внесенных и вступивших в силу изменениях, на которые многие упорно не обращают внимание.

Сперва давайте в целом поговорим о том, что такое персональные данные.

Что относится к персональным данным физического лица

Отношения, возникающие по поводу обработки персональных данных регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Ключевым понятием, вокруг которого вертится все остальное, является понятие самих персональных данных.

В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного закона это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Из этого определения следуют два важных вывода:

  1. Субъектом персональных данных может быть только физическое лицо. Сведения о юридическом лице не являются и не могут являться персональными данными.
  2. Чтобы сведения о физическом лице признавались персональными данными, они должны позволять идентифицировать его.

С первым выводом все понятно. Со вторым возникает серьезный вопрос: при каких условиях информация, имеющая отношение к человеку, начинает рассматриваться как персональные данные? Что является персональными данными по закону?

При ответе на этот вопрос выделяют два подхода:

  1. Это только та информация, из которой можно сделать однозначный вывод о том, что речь идет о конкретном человеке.
  2. Это любая информация, которая имеет отношение к физическому лицу и позволяет выделить его из общей массы людей.

Но это теоретические подходы. Правильный выбор затруднен из-за отсутствия в законе перечня примеров возможных видов персональных данных. В определенной степени этот пробел восполняется судебной практикой.

Например, в Определении Верховного Суда РФ от 24.06.2015 № 18-АПГ15-7 указано:

«...К данным сведениям относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация».

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2016 N 33-26115/2016 по делу N 2-3830/2016 повторяет то же самое.

Особого внимания заслуживает информация, которую пользователи оставляют на посещаемых сайтах в сети Интернет. Анализ самой последней судебной практики (в частности, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда № 09-АП-17574/2016 от 23.05.2016 по делу № А40-14902/2016) позволяет сделать вывод, что сведения об IP-адресе пользователя, cookie, сведения о географическом местоположении устройства пользователя и т. п. тоже считаются персональными данными.

В целом суды придерживаются первого подхода — к персональным данным относится только та информация, из которой можно сделать однозначный вывод о том, что речь идет о конкретном человеке.

Обычно это связка «имя» и что-то еще. Например, номер мобильного телефона. Или адрес электронной почты. Или те же cookie и иные метаданные.

Поэтому если на сайте есть какая-либо форма для заполнения пользователями, в которой есть поле «Имя», то вместе с передаваемыми метаданными (IP, cookie) вся эта информация будет относиться к персональным данным, а значит владелец этого интернет-ресурса является оператором их обрабатывающим.

Если совсем по-простому, то при наличии на вашем сайте формы обратной связи, то вы обрабатываете персональные данные. А если есть форма подписки, как у меня, то и подавно.

Роскомнадзор придерживается позиции, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к физическому лицу. Такую информацию озвучивает само ведомство. Факт идентификации или неидентификации субъекта персональных данных оператором не влияет на статус данных как персональных.

Отговорка «я не обрабатывают персональные данные, я их только собираю», не сработает.

Одно из важнейших изменений в законодательстве, которое ждет кадровиков летом 2018 года, следующее – с 1 июля увеличатся штрафы за персональные данные. Если ранее максимальный штраф составлял 10 000 рублей, то теперь он может достигать 75 000 рублей. Кроме того, с 1 июля штрафовать работодателей сможет непосредственно Роскомнадзор, а раньше дела такой категории возбуждала прокуратура. Разберемся подробнее, как с 1 июля увеличатся штрафы за персональные данные.

Из статьи вы узнаете:

Персональные данные работников

Прежде чем рассматривать штрафы за персональные данные в 2018 году, выясним, что относится к таким данным. Персональные данные работников – это сведения, которая как прямо, так и косвенно относятся к физическому лицу. Это информация о фактах, событиях и перепитиях частной жизни, которые дают возможность идентифицировать личность человека, за исключением сведений, которые подлежат распространению в СМИ (п. 1 ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, далее – Закон № 152-ФЗ, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188).

Скачайте документы по теме:

Выделяют три вида персональных данных работников: общие, специальные и биометрические. К общим относят:

Ф. И.О., место жительства;

паспортные данные;

сведения об образовании;

семейное положение;

Общие персональные данные работников содержатся в паспорте, дипломе, военном билете, личной карточке, трудовой книжке и других документах.

С 1 июля увеличатся штрафы за персональные данные за обработку в нарушение запрета специальных данных. К ним относится информация о (ч. 1 ст. 10 Закона № 152-ФЗ):

расовой, принадлежности, национальности;

политических взглядах;

религиозных или философских убеждениях;

состоянии здоровья и тому подобное.

Специальные персональные данные работников могут быть в анкете, которую сотрудник заполняет при приеме на работу, медицинском заключении и т. д.

Серьезные штрафы за нарушение закона о персональных данных грозят при нарушении порядка работы с биометрическими данными. Это сведения о физиологических и биологических особенностях человека, по которым можно установить его личность. К примеру, такие особенности, как:

  • дактилоскопические данные;
  • радужная оболочка глаз;
  • анализы ДНК;
  • рост, вес и прочее.

Обратите внимание! Фотография или видеозапись также относятся к биометрическим персональным данным, если по ним можно идентифицировать человека. Исключение составляют фото- и видеозаписи, которые сделали на массовых и публичных мероприятиях (п. 1 ст. 152.1 ГК РФ).

Новые штрафы: персональные данные

В 2017 году с 1 июля увеличатся штрафы за персональные данные. Поправки в КоАП РФ внес Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Изменения размеров новых штрафов за персональные данные существенные. Поэтому операторам персональных данных, к которым относятся все работодатели, нужно тщательно подготовиться к изменениям.

Действующая в текущий момент редакция статьи 13.11 КоАП РФ содержит только одно общее основание, чтобы привлечь организацию к административной ответственности – за нарушение определенного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных. С 1 июля увеличатся штрафы за персональные данные и видов нарушений, за которые можно наказать, будет семь.

Важно: сейчас максимальный размер штрафных санкций составляет 1 000 руб. (для должностных лиц) и 10 000 руб. (для юридических лиц). С 1 июля максимум возрастет до 20 000 и 75 000 руб. соответственно.

С 1 июля увеличатся штрафы за персональные данные и одновременно изменится порядок, в котором заводят дела об административных правонарушениях в области персданных. Сейчас такие дела возбуждают прокуроры (п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). С 1 июля 2017 года указанные полномочия передаются должностным лицам Роскомнадзора (подп. 58 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ в новой редакции). Они смогут сами налагать новые штрафы за персональные данные:

  • штраф за разглашение персональных данных;
  • штрафы за неправильную обработку персональных данных;
  • штраф за распространение персональных данных;
  • штрафы за нарушение работы с персональными данными и так далее.

Передача функций по возбуждению административных дел Роскомнадзору ускорит процесс привлечения работодателей к ответственности. В настоящее время такие органы лишь собирают информацию о нарушениях и передают ее в прокуратуру для решения вопроса о применении административного наказания.

Закон о персональных данных: штрафы

С 1 июля увеличатся штрафы за персональные данные. Рассмотрим семь составов, которые вводятся с 1 июля (таблица ниже). За нарушение закона о персональных данных штрафы для организаций составят от 15 000 до 75 000 рублей.

Штрафы за нарушение закона о персональных данных с 1 июля 2017 года

Вид правонарушения

Санкция для должностных лиц

Санкция для организаций

Правовое основание

Обработка работодателем персональных данных:

– в случаях, не установленных законом; – несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей

Предупреждение или штраф от 30 000 до 50 000 рублей

Ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ

Обработка персональных данных без письменного согласия работника, когда оно должно быть получено в обязательном порядке либо отсутствие в согласии необходимых сведений

Штраф от 10 000 до 20 000 тысяч рублей

Штраф от 15 000 до 75 000 тысяч рублей

Ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ

Предупреждение или штраф от 3000 до 6000 рублей;

Предупреждение или штраф от 15 000 до 30 000 рублей.

ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ

Непредоставление работнику информации, которая затрагивает обработку его персональных данных

Предупреждение или штраф от 4000 до 6000 рублей;

Предупреждение или штраф от 20 000 до 40 000 рублей.

Ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ

Невыполнение требования работника либо управления Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, когда данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не требующимися для заявленной цели обработки

Предупреждение или штраф от 4000 до 10 000 рублей

Предупреждение или штраф от 20 000 до 45 000 тысяч рублей

Ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ

Необеспечение сохранности персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо другие неправомерные действия

от 4000 до 10 000 рублей

от 20 000 до 50 000 тысяч рублей

Ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ

Невыполнение обязанности по обезличиванию персональных данных или несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию таких данных (для государственных и муниципальных органов)

Предупреждение или штраф от 3000 до 6000 рублей.

Ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ


Чтобы избежать повышенных новых штрафов за персональные данные в 2018 году, работодателям необходимо проанализировать, правильно ли они организовали систему работы с персональными данными, выявить и ликвидировать недочеты. В частности, важно проверить, получал ли работодатель письменное согласие сотрудников на обработку данных в тех случаях, когда оно требуется.

Согласие на обработку персональных данных в письменной форме надлежит получить, когда (подп. 1 п. 2 ст. 10, п. 1 ст. 11, подп. 1 п. 4 ст. 12 Закона № 152-ФЗ):

  • речь идет о их передаче в государство, не обеспечивающее необходимую защиту персональных данных;
  • обрабатываются биометрические данные, чтобы установить личность;
  • обрабатываются специальные категорий и сведений, которые касаются расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

Похожие публикации