Принятие закона о. Законодательный процесс в рф

Второе чтение по законопроекту в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Третье чтение законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и подготовка к нему. Направление принятых законов в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Свой нынешний облик законодательный процесс в Российской Федерации приобрел после принятия Конституции 1993 г., учредившей двухпалатную структуру Федерального Собрания - парламента и наделившей каждую палату собственной компетенцией.

В настоящее время основные тяготы законотворческой деятельности возлагаются на Государственную Думу - нижнюю палату. Верхней палате - Совету Федерации, формируемому из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право одобрять или не одобрять законы, принимаемые Государственной Думой.

Российская Конституция предусматривает, что Федеральное Собрание может принимать законы двух видов - федеральные законы и федеральные конституционные законы. Разница между ними заключается в следующем: в то время как федеральные законы принимаются только Государственной Думой (а Советом Федерации одобряются или не одобряются), федеральные конституционные законы принимаются обеими палатами. Обусловлено это особой значимостью последних в системе российского законодательства.

Обладая более высокой юридической силой, чем обычные федеральные законы, они призваны обеспечить стабильность Конституции и основ конституционного строя российского государства. Отнюдь не случайно Конституция провозглашает норму, согласно которой федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией, устанавливая тем самым их исчерпывающий перечень.

Понятно, что процесс принятия федеральных конституционных законов оказывается более сложным по сравнению с процедурой принятия обычных федеральных законов: ведь здесь требуется обязательное их рассмотрение верхней палатой, одобрение квалифицированным большинством (т.е. двумя третями голосов) депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также невозможность их отклонения Президентом. Несмотря на все эти тонкости, в Государственной Думе обе разновидности законов рассматриваются одинаковым образом и проходят одну и ту же процедуру, определяемую ее Регламентом.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе производится в трех чтениях, каждое из которых, как правило, проходит на отдельных заседаниях палаты, т.е. не в один и тот же день. Вместе с тем, допускается, что применительно к конкретному законопроекту может быть принято иное решение; под занавес каждой сессии депутаты зачастую злоупотребляли этой возможностью, принимая законы десятками и в двух-трех чтениях одновременно.

Процедуре первого чтения предшествует обсуждение внесенного законопроекта в комитете палаты, назначенном по нему ответственным. Данный комитет готовит рассмотрение вопроса на заседании палаты и в дальнейшем совместно с инициатором законопроекта осуществляет всю работу, связанную с прохождением законопроекта в Государственной Думе. Выработанная комитетом позиция по законопроекту впоследствии излагается на пленарном заседании Государственной Думы.

Подготовленный к первому чтению законопроект вместе с сопроводительными материалами направляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.

Во время первого чтения законопроекта обсуждаются вопрос о необходимости его принятия, основные положения внесенного документа, а также дается общая оценка его концепции.

Если законопроект внесен Президентом, Правительством, Советом Федерации, законодательным органом субъекта Российской Федерации или высшим судебным органом, с докладом от их имени выступают официальные представители.

Если на заседании рассматриваются законопроекты, предусматривающие расходы из средств федерального бюджета, то в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства.

Более грустный вариант означает отклонение законопроекта. Отклоненный в первом чтении законопроект передается в ответственный комитет для доработки, которая осуществляется совместно с его инициатором. После этого он повторно может быть внесен на рассмотрение палаты.

Для того, чтобы принять любое из этих решений, достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов палаты.

Иногда в Государственную Думу вносятся сразу несколько законопроектов, касающихся одной и той же тематики (так называемые альтернативные законопроекты). В такой ситуации они в ходе первого чтения рассматриваются одновременно. По результатам рассмотрения выносится решение о том, какой из альтернативных законопроектов взять за основу для дальнейшей работы.

Принятый в первом чтении законопроект направляется Президенту, Правительству, в Совет Федерации, в комитеты нижней палаты, во фракции и депутатские группы, субъектам Российской Федерации (в том случае, если он касается предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов), а также высшим судебным органам (если законопроект затрагивает вопросы их ведения). У всех перечисленных структур и организаций появляется возможность для представления поправок. Государственная Дума, в свою очередь, устанавливает сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.

В редких ситуациях, когда обсуждаемый текст не вызывает замечаний у депутатов и не требует, по мнению парламентариев, правовой экспертизы и редакционной правки, Государственная Дума, опираясь на результаты обсуждения законопроекта в первом чтении, может решить вопрос о принятии закона в целом. При этом, правда, необходимо сначала решить вопрос об изменении порядка рассмотрения законопроекта - он предварительно ставится на голосование. Таким путем принимаются в первую очередь законы о ратификации международных договоров Российской Федерации.

Второе чтение законопроекта. Эта стадия посвящена рассмотрению поправок к законопроекту. Все начинается с доклада представителя ответственного комитета, который сообщает обо всех поступивших поправках и итогах их рассмотрения в комитете. Затем слово предоставляют полномочному представителю Президента в Государственной Думе или же полномочному представителю Правительства (в тех случаях, когда законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к ведению Правительства). После этого возможность выступить получает инициатор законопроекта либо его официальный представитель. Если у фракций, депутатских групп или отдельных депутатов есть возражения против поправок, внесенных в текст законопроекта, либо же включенных в таблицу одобренных комитетом поправок, то им позволяется дать краткое обоснование своего мнения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

После того, как рассмотрение возражений против поправок завершено, на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта за основу. Если это предложение получает большинство голосов, депутаты переходят к утверждению рекомендаций комитета по отклоненным поправкам. Если и здесь палата и комитет единодушны, то проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.

Все упомянутые выше решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Если законопроект за основу не принят, то перед Государственной Думой открываются два пути: палата может либо продолжить его обсуждение, либо же отклонить законопроект.

Но и второе чтение - это еще далеко не все. Переживший его законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий и редакционной правки в связи с изменением текста законопроекта при втором чтении. После этого законопроект в очередной раз представляется в Совет Государственной Думы, который определяет дату его рассмотрения в третьем чтении.

Третье чтение законопроекта проходит обычно чрезвычайно легко; объясняется это тем, что на данной стадии не допускается обсуждение документа или же внесение в него поправок. Третье чтение заключается лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Вместе с тем, у противников закона и здесь остается лазейка - Регламент предусматривает, что в исключительных случаях по требованию фракций и депутатских групп, представляющих большинство депутатов палаты, возможно возвращение к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Напомним, что с федеральным конституционным законом дело обстоит чуть-чуть иначе: его необходимо одобрить большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов нижней палаты. Принятый Думой закон вместе с соответствующим постановлением палаты в течение пяти дней направляются в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения.

В соответствии с законодательной процедурой, установленной Конституцией, принятый Государственной Думой федеральный закон, в отличие от федерального конституционного закона, может быть возвращен на повторное рассмотрение палаты в случае его отклонения Советом Федерации или Президентом.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, не получившему одобрения Совета Федерации, может быть создана на паритетных началах согласительная комиссия из представителей обеих палат. Комиссия рассматривает каждое возражение верхней палаты и вырабатывает согласованные предложения, после чего федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. При этом на обсуждение палаты выносятся только предложения согласительной комиссии. Никакие другие предложения и поправки, выходящие за пределы разногласий, обсуждению не подлежат. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким образом закон в течение пяти дней вновь направляется на рассмотрение Совета Федерации.

Если комиссия не пришла к согласованному решению или ее решение не удовлетворяет Государственную Думу, отклоненный федеральный закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное большинство - не менее двух третей от общего числа депутатов палаты.

Следует отметить, что при отклонении закона Советом Федерации возникшие коллизии могут быть решены и без использования согласительных процедур, поскольку создание согласительной комиссии является правом, а не обязанностью палат. В этом случае Государственная Дума в ходе повторного рассмотрения закона может подтвердить свое первоначальное решение и преодолеть вето Совета Федерации, если за принятие закона проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов нижней палаты.

Принятый в указанном порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования, о чем Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации.

При отклонении федерального закона Президентом он также возвращается в Государственную Думу для повторного рассмотрения. Сначала закон поступает на заключение ответственного комитета или специально созданной комиссии палаты, по итогам рассмотрения которого комитет или комиссия могут рекомендовать Государственной Думе согласиться с доводами Президента и принять закон в предложенной им редакции либо одобрить закон в ранее принятой редакции, выразив тем самым несогласие с мнением Президента. Вопрос о повторном рассмотрении закона включается в повестку дня заседания палаты в первоочередном порядке.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом, начинается с выступления полномочного представителя Президента в Государственной Думе, после чего заслушивается заключение комитета или комиссии. По окончании обсуждения на голосование первым ставится предложение принять закон в редакции Президента. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Если такое предложение не прошло, на голосование ставится вопрос о повторном принятии закона в ранее одобренной редакции, то есть о преодолении президентского вето. При этом данное решение требует не простого, а квалифицированного большинства голосов - более двух третей от общего числа депутатов.

В случае если первые два решения не приняты, проводится голосование по отдельным разделам, главам и статьям закона в редакции, предложенной Президентом. Решение по отдельному предложению считается принятым, если за него проголосовало более двух третей от общего числа депутатов.

Принятые в результате повторного рассмотрения федеральные законы, отклоненные Президентом, направляются в Совет Федерации для дальнейшего рассмотрения.

84. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.

Лингвистическая экспертиза законопроектов

Принцип определенности, точности, однозначности правовой нормы является гарантией прочного правопорядка – ведь если каждому члену общества ясны его права и обязанности, он имеет известную свободу действий и решений в рамках правового пространства. Лингвистическая экспертиза законопроектов расскажет нам о многом.

Подчеркнем, что правовое пространство задано словом, теми формами естественного языка, которые используются законодателем для выражения общеобязательных правил поведения в данном обществе. Для того, чтобы текст закона был понятным и в то же время правильно, без искажений отражал действительность, необходимы достаточно высокие лингвистические стандарты в сфере языка законодательства – функционального стиля русского языка, специально предназначенного для изложения и последующего применения правовых норм. Лингвистическая экспертиза законопроектов.

Так, в процессе создания нормативного правового текста важно помнить следующие общие правила:

Порядок слов в нормативном высказывании должен быть обычным, типичным для русского языка: подлежащее ставится перед сказуемым, глагол – перед прямым дополнением, а прилагательное – перед определяемым существительным.

Если в предложении есть несколько относительно самостоятельных смысловых компонентов, выраженных причастными и деепричастными оборотами, придаточными предложениями, обособленными предложно-падежными группами, то их общее количество (так называемая синтаксическая глубина предложения) не должно превышать 9. Это ограничение связано с объемом оперативной памяти, способной удерживать от 5 до 9 независимых единиц, предъявляемых для запоминания.

В предложении не должно быть цепочек, составленных из однотипных грамматических форм, следующих друг за другом. Это правило прежде всего относится к придаточным предложениям со словом который и к сочетаниям существительных в форме родительного падежа типа отцовство супруга матери ребенка (часть 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации).

Перед определяемым словом можно поставить не более 2-3 распространенных определений, причем общее количество слов в этих определениях не должно превышать 7–9.

После определяемого слова можно поставить не более, чем пять определений.

Между главным и зависимыми компонентами грамматической структуры можно поставить не более 5 слов. По мере увеличения дистанции между главным и зависимыми словами утрачивается четкость синтаксических связей в предложении. Упрощая синтаксическую структуру, важно, однако, не допускать крайностей – короткие, грамматически не осложненные предложения в языке закона неестественны и мешают обобщенному восприятию содержания. Отметим, что средняя длина предложения в русском языке составляет 19 слов. Предложения в объеме до 6 слов считаются короткими, от 6 до 30 – средними и свыше 30 – длинными.

Соблюдение этих, а также других правил создания законодательного текста в настоящее время контролируется в ходе подготовки законопроектов, когда Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет лингвистическую экспертизу законопроекта.

Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов законов. Практика федерального, а также регионального правотворчества показывает, что теоретические основы лингвистической экспертизы законопроектов необходимо расширить: применять не только логические и нормативно-стилистические критерии оценки текста, но и положения общего языкознания о референции (соотнесенности языкового знака с неязыковой действительностью) и номинации (способах и правилах именования фрагментов неязыковой действительности), а также использовать данные психолингвистики и теории коммуникации о закономерностях смыслового восприятия текстов.

Лингвистическая экспертиза законопроектов обеспечивает высокое качество их текстуальной формы и нужна на всех этапах прохождения законопроекта, так как языковые ошибки и погрешности, лингвистически неудачные формулировки затрудняют разработку и эффективное обсуждение проекта, его основных положений и концепции. Лингвистическая экспертиза законопроектов

При проведении лингвистической экспертизы целесообразно использовать концепцию законопроекта с обоснованием потребности его принятия, с краткой характеристикой содержания и целей закона, а также его места в системе действующего законодательства; словари терминов и понятий действующего законодательства; по мере необходимости – идеографические, ассоциативные и другие лингвистические словари русского языка.

В ходе лингвистической экспертизы законопроекта проверке и оценке подлежат:

способы языкового выражения основных нормативных понятий (насколько выбранные слова и их грамматические формы соответствуют идеям, концептуальным основам законопроекта);

соотношение абстрактных и конкретизированных способов изложения мысли с учетом содержания регулируемого вопроса и вида проектируемых норм (какова степень формальной определенности текста и не препятствуют ли чрезмерно абстрактные формулировки уяснению смысла нормативных предписаний);

структура и грамматическая правильность терминологических словосочетаний;

целесообразность выбора заимствованных словоформ для обозначения нормативных понятий;

системность терминов, их согласованность с терминологией действующего законодательства (можно ли по выбранному слову-термину точно идентифицировать данное нормативное понятие и определить его место среди других юридических понятий);

целесообразность нормативных дефиниций, того или иного их способа; логическая, смысловая и грамматическая правильность словесных формул-определений;

единообразие способов введения определений в нормативный текст;

целесообразность синонимии – параллельного использования разных языковых способов выражения одного и того же предметного содержания (в случае положительного решения надлежит проверить смысловую равнозначность соответствующих конструкций); Лингвистическая экспертиза законопроектов

четкость контекстуального разграничения многозначных слов (в какой степени обеспечено их единообразное, недвусмысленное восприятие и понимание);

правильность употребления слов, обозначающих родовые и видовые понятия (достаточно ли четко передаются родо-видовые отношения нормативных понятий, соблюдена ли их логико-смысловая субординация, правильно ли выбрано слово по объему значения);

степень смыслового соответствия при прямом и непрямом обозначении понятий (тождествен ли по смыслу избранный термин тем описательным конструкциям, которые могут заменять его в тексте закона); Лингвистическая экспертиза законопроектов

смысловая правильность конструкций с местоимениями;

смысловая и грамматическая правильность конструкций с перечислением;

смысловая правильность конструкций, содержащих несколько отрицаний;

соблюдение допустимой меры сложности текста с точки зрения закономерностей смыслового восприятия; Лингвистическая экспертиза законопроектов

соблюдение синтаксических норм русского языка – правильность построения словосочетаний и предложений, а также логика межфразовых связей;

правильность и единообразие оформления рубрик в тексте (заголовки, членение на отдельные абзацы в сочетании с нумерацией либо без нумерации, объединение абзацев в группы);

правильность и единообразие употребления пунктуационных знаков внутри предложения – запятой, точки с запятой, скобок, тире, двоеточия в разделительной и выделительной функции.

По результатам лингвистической экспертизы законопроекта в его текст вносятся необходимые редакционные изменения, которые не являются поправками к законопроекту. Специалисты, участвующие в проведении лингвистической экспертизы, при обсуждении законопроекта вправе давать пояснения по вопросам его текстуальной формы.

Результаты лингвистической экспертизы законопроектов могут и должны быть использованы для разработки научно обоснованных предложений и конкретных рекомендаций по совершенствованию языка российского законодательства.

  • А. В течение ближайших двух лет роль бартера в российской экономике сойдет на нет

  • Во время акции против изменения пенсионного законодательства у Госдумы РФ. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

    Обновлено в 14:09

    Госдума приняла законопроект о повышении пенсионного возраста во втором, решающем чтении. Проект принимают в более мягком варианте, чем раньше, с учетом поправок президента и «Единой России». За документ проголосовали 326 человек, против 59, воздержался один.

    В частности, женщины будут выходить на пенсию не в 63 года, а в 60. Также — ранний выход на пенсию для многодетных матерей, прибавки к страховой пенсии для жителей села, сохранение льгот и уступка для тех россиян, кого повышение коснется первым — выход на пенсию на полгода раньше.

    О президентских поправках докладывал председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

    «Девять президентских поправок, которые предлагают: уточнить вопросы занятости, дать дополнительные гарантии для лиц предпенсионного возраста, определив пятилетний период, который определяет категорию этих лиц. Увеличивается не на восемь лет, а на пять лет возраст выхода на пенсию для женщин, сокращается общий стаж для досрочной пенсии. Если в первом чтении предлагалось 45-40, то теперь 42-37 предлагается сделать и включать в него не страховой период нахождения на больничном. Предлагается дать право досрочно выходить на пенсию для многодетных матерей, в зависимости от количества детей, которых женщина родила и воспитала. Предоставляется возможность досрочно, на полгода раньше выйти на пенсию для тех, кто в 2019-м и, соответственно, в 2020 году должен выйти на пенсию».

    «Поправки нашли консенсус», — заявил по итогам этого голосования спикер Вячеслав Володин.

    В КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» ранее заявляли, что их депутаты проголосуют против реформы, как и в прошлый раз. Их не устраивает даже смягченный вариант законопроекта с поправками, предложенными президентом России Владимиром Путиным.

    Депутат из Иркутской области от КПРФ Михаил Щапов считает, что и президентские сроки выхода на пенсию — 60 для женщин и 65 для мужчин — неприемлемы:

    «Сегодня ожидаемая средняя продолжительность жизни в 47 субъектах для мужчин ниже 65 лет. То есть даже ниже предлагаемой планки возраста выхода на пенсию. У женщин ситуация лучше, но только в двух регионах — Москве и Ингушетии — женщины в среднем будут жить на пенсии 20 лет, что является нормой для европейских стран, на которые ссылается правительство. В такой ситуации принятие предлагаемого законопроекта с формулой «65 на 60» для многих людей выглядит просто варварством».

    Депутат от ЛДПР Сергей Иванов предложил непопулярную реформу отложить на 20 лет. За это время люди накопят себе денег, чтобы прожить на них в старости, считает парламентарий:

    «Уважаемые коллеги, обратите внимание на следующее. Вы все видите прекрасно, что данная реформа практически провалилась, она очень непопулярна. Как вы слышали в новостях, уже 1 млн подписей доставили в администрацию президента. Это уже довольно большое количество голосов. Я не видел по России, тем более что выборы были, чтобы кто-то это все поддерживал. Акции протестные, которые по стране прошли, об этом тоже свидетельствуют. Ну и, самое главное, наверное, вы уже тоже прекрасно знаете, что и результаты выборов говорят о том, что эта реформа очень и очень непопулярна. Тут не только заевшиеся, забронзовевшие губернаторы виноваты, но и вот эта ситуация с пенсиями. Поэтому не надо Госдуму окружать ОМОНом, народ свое мнение выражает по-другому, через итоги голосования. Значит, уважаемые коллеги, что мы можем сделать в данной ситуации, поскольку, как вы знаете, нет никаких достоверных данных, нет никаких нормальных цифр, которые бы нас заставляли думать о том, что пенсионная реформа назрела? Сделать можно следующее: отложить эту реформу ровно на 20 лет. За эти 20 лет те люди, которым сейчас лет 40, 38 или около того, они, зная о том, что государство не сможет потом выплачивать эти пенсии в силу того, что просто-напросто людей нет, они начнут задумываться о том, чтобы сами себе формировать пенсионные накопления. Простой подсчет показывает, если вы возьмете обычный калькулятор кредитный, что если человек будет откладывать 22% в течение 40 лет, с 20 до 60, то через эти 40 лет он наберет такую сумму, что он может 20 лет проживать и получать в полтора раза большую сумму, чем та зарплата, с которой он откладывал. Это все реально сделать. Поэтому еще раз говорю, откладываем на 20 лет — это первое. Второе, что мы предлагаем сделать, разумеется, сокращаем сроки выхода на пенсию. То есть сейчас у нас переходный период очень длинный, растянутый. Если мы откладываем все это на 20 лет, то сроки выхода на пенсию переносятся и сокращаются практически вдвое, то есть люди уже будут подготовлены и нет нужды в длительном переходе на эту пенсию».

    Коммунисты называют пенсионную реформу дьявольской и людоедской. Перед началом заседания Думы они собрали у здания парламента противников пенсионной реформы. Чтобы акцию протеста не объявили несанкционированной, ее провели в виде встречи депутатов-коммунистов со своими избирателями. Подробнее об этом рассказала корреспондент Business FM Александра Сидорова :

    — Все эти выступления, так или иначе, поддерживают депутаты, некоторые из них назвали «Единую Россию» кем-то наподобие самураев, которые сами делают себе харакири таким образом.

    — Получается, акция организована только «левыми»? То есть ЛДПР, «Справедливая Россия», которые тоже выступают против законопроекта, в акции не участвуют никак?

    — Я никого не увидела, кто бы их поддерживал или представлял.

    С митинга на заседание Думы пришли депутаты от КПРФ в футболках с логотипом протестной акции. На них изображены перечеркнутые цифры 63 и 65. Спикер нижней палаты Вячеслав Володин во время заседания акцентировал на этом внимание.

    «Думаю, коллеги, на зарплату депутата можно пиджак купить, и галстук тоже. У нас заработная плата выше намного, чем у тех, кто нас избирал. Поэтому... Геннадий Андреевич, золото партии не вернули, сейчас в майках ходите. Вот представьте себе, что скажет избиратель».

    Дума приняла президентские поправки единогласно, но за них голосовали только 385 человек (на заседании присутствовали 423 парламентария из 450-ти). Всего в Думе 339 депутатов от «Единой России», информация об этом размещена на сайте нижней палаты парламента. Это означает, что за поправки проголосовали и члены других партий.

    Впрочем, и в «Единой России», как ранее сообщил телеканал «Дождь» , не все 26 сентября были готовы поддержать пенсионный законопроект: на голосовании не было 12 депутатов от партии. Первое чтение пропустили восемь депутатов-единороссов.

    Сегодня же пятеро на больничном, еще семеро в командировках, рассказал «Дождю» руководитель фракции ЕР Сергей Неверов. Среди тех, кто пропустит голосование по пенсионной реформе, спортсмены Владислав Третьяк и Вячеслав Фетисов, телеведущая Оксана Пушкина, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева.

    Источник «Дождя» в партии власти отмечает: депутаты пропускают заседание хоть и по формально уважительным причинам, как и в прошлый раз, но, на самом деле, мотивом может быть неприятие реформы. Например, Фетисов отсутствовал и в прошлый раз, и тоже по уважительной причине. На нее сослался и Железняк, но он был наказан, потому что в партии знали его настоящую позицию. Наталья Поклонская ранее открыто выступила против пенсионной реформы.

    Повышение пенсионного возраста будет идти десять лет. Только к 2029 году окончательно сформируется такая категория населения, как предпенсионеры.

    обсуждение на пленарном заседании палаты поправок к законопроекту, поступивших от субъектов права законодательной инициативы, и голосование о принятии его за основу и в целом. При этом последовательность обсуждения следующая. Перед вторым чтением ответственный за данный законопроект комитет Государственной Думы обобщает все поправки, поступившие на законопроект, составляет таблицу поправок, одобренных комитетом (№ 1), и таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению (№ 2) (см. Таблица поправок). Вначале рассматривается таблица поправок № 1. При отсутствии возражений против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта (т.е. включенных в таблицу № 1), председательствующим на заседании палаты ставится на голосование вопрос о принятии поправок в целом. При наличии возражений против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок из числа рекомендуемых к принятию вначале проводится голосование по тем поправкам (из таблицы № 1), по которым нет возражений, а затем проводится голосование отдельно по каждой поправке, по которой имеются возражения. При этом предоставляется возможность выступить (до 3 минут) авторам таких поправок, их оппонентам, после чего ставится вопрос о принятии (отклонении) поправок.

    Аналогичны процедуры обсуждения поправок, включенных в таблицы № 2 и 3. Если у депутатов нет возражений против рекомендаций ответственного комитета об отклонении поправок, то все поправки, рекомендованные для отклонения, отклоняются. При наличии возражений в отношении таких поправок проводится голосование. Если палата поддерживает поправку, она вносится в текст законопроекта. В последнюю очередь проводится голосование по тем поправкам, по которым ответственным комитетом не было принято решений. При этом палата может как поддержать, так и отклонить такие поправки.

    По окончании голосования по поправкам и по предложению председательствующего на заседании проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. Если большинство депутатов не проголосовало за такое предложение, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта по нему вновь проводится голосование. Если и в этом случае за принятие законопроекта во втором чтении не будет подано необходимое число голосов (большинство голосов от общего числа депутатов), то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Дальнейшему обсуждению такой законопроект не подлежит.

    Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки, необходимой в связи с внесенными в текст законопроекта в процессе второго чтения изменениями. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в Совет палаты для включения в проект порядка работы палаты.

    При обсуждении законопроекта во втором чтении после выступлений докладчика от ответственного комитета, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном Собрании, представителей инициатора законопроекта и Правительства РФ проводится голосование по поводу одобрения или отклонения поправки. При рассмотрении возражений против поправок проводится голосование о принятии проекта за основу. При утверждении палатой рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения противоречий и редакционной правки.

    Первое чтение. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год в течение 30 дней со дня его внесения в Государ­ственную Думу Правительством РФ.

    При рассмотрении Государственной Думой проекта феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год в первом чтении обсуждаются его концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансо­вый год, основные направления бюджетной и налоговой поли­тики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект програм­мы государственных внешних заимствований в части источни­ков внешнего финансирования дефицита федерального бюдже­та, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

    Доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов;

    Распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

    Дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

    Общий объем расходов федерального бюджета.

    В течение 15 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год комитеты Государственной Думы гото­вят и направляют в Комитет по бюджету заключения по законо­проекту и предложения о принятии или об отклонении пред­ставленного законопроекта, предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

    На основании заключений комитетов Государственной Думы и субъектов права законодательной инициативы Комитет по бюджету готовит свое заключение по законопроекту, а также проект постановления Государственной Думы о принятии в пер­вом чтении проекта федерального закона о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год и об его основных характери­стиках и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

    При рассмотрении в первом чтении проекта федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Госу­дарственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содок­лады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, от­ветственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или отклонении законопроекта. В случае принятия Го­сударственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

    При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Прави­тельства РФ.

    При отклонении в первом чтении проекта федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Го­сударственная Дума

    1) передает законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, со­стоящую из представителей Государственной Думы, Совета Фе­дерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соот­ветствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предме­та первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;

    2) возвращает законопроект в Правительство РФ на дора­ботку; ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

    При отклонении в первом чтении проекта федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и передаче его в согласительную комиссию в течение 10 дней ко­миссия разрабатывает вариант основных характеристик феде­рального бюджета, согласовывая характеристики с внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о вне­сении изменений и дополнений в законодательные акты о на­логах и сборах и проектом программы государственных внешних заимствований в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

    По окончании работы согласительной комиссии Правитель­ство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы согла­сованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год, а также законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

    По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федераль­ного закона о федеральном бюджете принимается постановле­ние Государственной Думы о принятии в первом чтении зако­нопроекта и об основных характеристиках федерального бюдже­та на очередной финансовый год.

    Если Государственная Дума не принимает решения по ос­новным характеристикам федерального бюджета по итогам рабо­ты согласительной комиссии, законопроект считается повторно отклоненным в первом чтении.

    При повторном отклонении в первом чтении проекта феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год Государственная Дума не имеет права повторно напра­вить законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное отклонение законопроекта воз­можно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

    При утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам ра­боты согласительной комиссии не вправе увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутст­вует положительное заключение согласительной комиссии.

    При отклонении Государственной Думой в первом чтении законопроекта и возвращении его на доработку в Правительство РФ Правительство в течение 20 дней дорабатывает законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключе­ниях комитета по бюджету и комитета Государственной Думы по экономической политике, вносит доработанный законопро­ект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении законопроекта Государствен­ная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

    При отставке Правительства РФ в связи с отклонением про­екта федерального закона о федеральном бюджете вновь сфор­мированное Правительство РФ представляет новый вариант за­конопроекта не позднее 30 дней после сформирования.

    Второе чтение. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чте­нии, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

    Субъекты права законодательной инициативы направляют в комитет по бюджету поправки по расходам по разделам функ­циональной классификации расходов бюджетов, в соответствии с поправками комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления о принятии во втором чтении проекта закона и о распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год по разделам функциональной классификации. Если Государст­венная Дума при рассмотрении во втором чтении законопроекта не поддерживает предложения комитета по бюджету, она рас­сматривает альтернативные варианты сбалансированного распре­деления расходов федерального бюджета по разделам функцио­нальной классификации.

    В целях нормализации бюджетного процесса в субъектах РФ при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума направляет в органы исполни­тельной власти субъектов РФ и законодательные органы субъек­тов РФ сведения о распределении доходов от федеральных на­логов и сборов между бюджетами субъектов РФ, утвержденном при рассмотрении в первом чтении законопроекта, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных при рассмотре­нии законопроекта во втором чтении, между субъектами РФ.

    Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете, она пере­дает его в согласительную комиссию.

    Третье чтение. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются: расходы федерального бюджета по под­разделам функциональной классификации и главным распоря­дителям средств федерального бюджета, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ, средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программа государственных внешних заимствований.

    Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в комитет по бюджету.

    Государственная Дума рассматривает в третьем чтении про­ект федерального закона о федеральном бюджете в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении. В течение 10 дней комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджетов и главным распорядителям средств по всем уровням функциональной клас­сификации расходов бюджетов, рассматриваемым в третьем чтении, и направляет их в соответствующие профильные комитеты. Даль­нейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, про­шедшие экспертизу в комитете по бюджету и Правительстве РФ.

    Рассмотрение поправок по предмету третьего чтения парал­лельно проводится в комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. При этом голосование поправок прово­дится комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если ре­зультаты голосования комитетов совпадают.

    Поправки, по которым у комитета по бюджету и профиль­ного комитета имеются разногласия, выносятся на рассмотрение Государственной Думы.

    Общая сумма ассигнований по каждому разделу функцио­нальной классификации расходов бюджетов с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответст­вующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта за­кона о федеральном бюджете.

    При рассмотрении в третьем чтении проекта закона поправ­ки, предусматривающие увеличение расходов на отдельные объ­екты Федеральной адресной инвестиционной программы и фе­деральных целевых программ, отдельные бюджетные учрежде­ния, а также поправки, предусматривающие включение расходов на отдельные объекты, не предусмотренные законопроектом, не рассматриваются. Поправки, предусматривающие сокращение или исключение расходов, рассматриваются как по отдельным объектам, так и в целом по программам, разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов.

    Поправки, предусматривающие предоставление средств фе­дерального бюджета негосударственным организациям любых организационно-правовых форм, не рассматриваются.

    Четвертое чтение. Государственная Дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в тече­ние 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При этом законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

    Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Феде­рации.

    В течение одного месяца со дня подписания федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ направляет в Государственную Думу и Совет Федерации для сведения поквар­тальное распределение доходов и расходов федерального бюдже­та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюд­жете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подпи­сания и обнародования.

    При отклонении закона Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласован­ный закон.

    Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении.

    Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон передается в Совет Федерации. При несо­гласии Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депута­тов Государственной Думы.

    При отклонении Президентом РФ закона он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комис­сию. Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного фи­нансового года в случае непринятия Государственной Думой проекта закона до 1 декабря текущего года. В этом случае Госу­дарственная Дума принимает федеральный закон о финансиро­вании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года.

    В процессе исполнения бюджета в условиях нестабильной экономической ситуации возникает необходимость внесения изме­нений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

    Правительство разрабатывает и представляет в Государствен­ную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Субъекты права законодательной инициативы вносят проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в закон в части, изменяющей основные характеристики федераль­ного бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций в следующих случаях:

    1) превышения доходов над учтенными федеральным зако­ном о федеральном бюджете более чем на 10%, что подтвержде­но итогами исполнения федерального бюджета за первое полу­годие текущего финансового года, при условии, что Правитель­ство РФ не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государст­венной Думой отчета об исполнении федерального закона о фе­деральном бюджете за первое полугодие;

    2) выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, подтвержденного ревизиями и проверками Счетной палаты РФ, контрольных органов Прави­тельства РФ и Минфина РФ, и внесения предложений о сокра­щении либо о блокировке расходов по выявленным направлени­ям неэффективного или нецелевого использования средств фе­дерального бюджета.

    И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

    Первое чтение

    Первое чтение являет собой первую стадию рассмотрения законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. На этом этапе обсуждается общая концепция законопроекта, его основные положения, даётся оценка его соответствию конституции . По итогам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению. Также устанавливаются сроки подачи поправок и дополнений к исходному тексту .

    Второе чтение

    Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

    Третье чтение

    Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

    Принятие закона

    Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение о направлении федерального закона оформляется постановлением Государственной Думы, которое также передается Совету Федерации.

    В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

    Похожие публикации