Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется. Реализация коллективного договора и контроль за его исполнением

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами, а также государственными органами надзора и контроля за исполнением законодательства.

Стороны обязаны:

Организовывать своевременное выполнение всех взаимных обязательств, включенных в коллективный договор, соблюдать нормативные положения;

Обеспечивать оперативный контроль за ходом реализации коллективного договора.

Коллективный договор, соглашение предусматривают порядок и сроки (но не реже 1 раза в полугодие) информирования работников, от имени которых заключен коллективный договор, о ходе его исполнения. С этой целью проводятся специальные массовые проверки исполнения договоров, о результатах которых стороны отчитываются от общих собраниях трудовых коллективов.

Выполнение коллективных договоров контролируют и сами трудовые коллективы : заслушивают отчеты нанимателей и профсоюзов, дают оценку их деятельности, вносят замечания и предложения по улучшению этого процесса, а в необходимых случаях ставят вопросы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства по договору.

Систематический контроль за своевременным выполнением предусмотренных договорами обязательств, мероприятий, соблюдением нормативных положений осуществляют профсоюзы : профсоюзы вправе в случае принятия нанимателем решения, нарушающего условия коллективного договора, соглашения, внести представление об устранении этих нарушений, которое должно быть рассмотрено в двухнедельный срок. В случае отказа удовлетворить эти требования или недостижении соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством о разрешении коллективных трудовых споров.

Профсоюзы имеют право общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде и профессиональных союзах и вправе требовать устранения выявленных нарушений. Наниматель, собственник или уполномоченный ими орган управления рассматривают представление профсоюзов об устранении нарушений законодательства о труде и профессиональных союзах и в течение 1 месяца сообщают профсоюзу о результатах рассмотрения.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе и коллективного договора, со стороны государства осуществляет Министерство труда и социальной защиты РБ.

Контроль за выполнением генерального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам.

Исполнение тарифных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.

  1. Порядок разрешения споров о применении коллективных договоров, соглашений. Ответственность сторон за невыполнение условий коллективного договора, соглашения.

К коллективным трудовым спорам относятся неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Если невыполнение коллективного договора выразилось в нарушении охраны труда, а также в несоблюдении нормативной части коллективного договора, соглашения, то виновные должностные лица могут быть подвергнуты административной ответственности . Если неисполнение условий коллективного договора по охране труда повлекло несчастный случай с работником или иные тяжкие последствия, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности .

Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в том случае, когда неисполнение обязательств по коллективному договору привело к причинению имущественного ущерба.

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности . Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации и другими лицами по подчиненности.

(соглашения) утверждены как законодательные нормы. Но даже это не останавливает стороны социального партнерства от всевозможных уловок и нарушений, которые отображаются на благосостоянии простых работников. Поэтому целесообразно разобрать процедуру контрольных функций, кто наделён такими полномочиями и какая ответственность возможна за нарушение выполнения коллективного договора.

Понятие коллективного договора на предприятии

Чтобы понять, кто и как контролирует коллективный договор, целесообразно изначально разобраться, что это за и с какой целью он принимается. Итак, письменная договоренность между администрацией предприятия в лице ее руководителя и представителями наемных работников именуется коллективным договором. Документы такого типа делятся на:

  1. Коллективные договоры. Заключаются на локальных уровнях в трудовых коллективах мелких компаний, отдельных филиалах с правом приема и увольнения сотрудников, а также других подобных организациях.
  2. Коллективные соглашения. Этот тип документов подписывается на уровне субъекта Федерации, отрасли, отдельной территории, профессий.

Сторонами подобного типа договоров выступают работодатели и профсоюзы. В зависимости от типа подписываемого соглашения в качестве подписантов могут выступать различные союзы и объединения работодателей и профсоюзов.

Главный вопрос, который регулирует коллективный договор – условия оплаты, нормирования, охраны труда, мотивации сотрудников, режим их работы, отдыха, всевозможные льготы, преференции, меры поощрения к сотрудникам.

Помните, коллективный договор должен заключаться на каждом предприятии, которое использует наемный труд и распространяется на всех его работников, вне зависимости, изъявили они желание стать членами соответствующего профсоюза или нет.

При этом в документах такого типа должны в обязательном порядке содержаться взаимные обязательства сторон социального партнерства. Договор локального уровня не должен иметь декларативных норм.

Здесь прописываются конкретные условия, нормы обеспечения, должностные оклады, время начала работы, обеденного перерыва, окончания смены, суммы компенсационных выплат и другие подобные показатели.

Нужно понимать, законодатель часто отсылает решать конкретные задачи (например, устанавливать конкретное количество мыла, молока, спецодежды для рабочих) именно условиями коллективного договора.

Кто контролирует

Кто контролирует исполнение коллективного договора

Чтобы любой документ был работоспособным, необходимо прописывать конкретные условия и его выполнения, а также назначить ответственных лиц, в обязанности которых будет вменено осуществление контроля выполнения поручений. Касательно коллективных договоров контроль осуществляется:

  1. Работодателем. Является стороной коллективного договора, на которую возложены определенные обязательства. На практике осуществляет контроль не только за выполнением обязательств другой стороны (профсоюзов) но и своевременного выполнения собственных обязательств. Обычно такие полномочия делегируются нескольким подразделениям по профилю их работы (эксплуатация, охрана труда, социальная и кадровая сфера).
  2. Профсоюзами. Вторая сторона коллективного договора, в обязанности которой входит следить за тем, чтобы работодатель своевременно выполнял возложенные на него функции, а в случае выявления каких-либо отклонений осуществлять его информирование для принятия определенных мер. С этой целью могут создаваться как собственные, так и общественные комиссии, группы, наделяться полномочиями отдельные представители.
  3. Органы, осуществляющие контроль за выполнением условий труда определенного уровня. Все коллективные договоры в обязательном порядке проходят уведомительную регистрацию и один оригинальный экземпляр такого документа хранится у независимого арбитра. В случае если кто-либо из работников усомниться в добросовестности профсоюзов и администрации по части отстаивания его интересов, он всегда может обратиться в инспекцию по труду либо прокуратуру для выполнения соответствующей проверки.

Помните, коллективный договор может содержать отличительные от установленных на законодательном уровне условия, только если они улучшают по сравнению с имеющимися условия оплаты, работы, обеспечения, защиты, стимуляции сотрудников. Условия, ухудшающие положения работников по сравнению с законодательством, признаются недействительными.

Как осуществляется проверка

Обычно исходными данными для проверки могут служить имеющаяся на предприятии бухгалтерская, финансовая, другая отчетность по направлениям. Стороны вправе запрашивать друг у друга любую информацию, связанную с выполнением коллективного договора. При этом сторона, получившая такой запрос, обязана предоставить имеющиеся у нее данные.

Контроль может быть:

  • внутренним;
  • внешним.

Внутренний осуществляют непосредственные подписанты коллективного договора либо уполномоченные ими представители. Обычно порядок такого контроля стороны определяют самостоятельно и прописывают в самом коллективном договоре либо приложениях к нему.

Для осуществления внешнего аудита могут привлекаться представители органов управления компании (в случаях, когда проверяется коллективный договор филиала), высший орган профсоюзов (когда первичная профсоюзная ячейка входит в объединение), орган по труду соответствующего уровня.

Проверки могут осуществляться:

  • единолично компетентными специалистами;
  • специально созданными рабочие группами;
  • специализированными комиссиями.

Обычно в период контрольных функций уполномоченные лица анализируют соответствие коллективного договора в целом и его отдельных частей нормам законодательства, полноту выполнения сторонами прописанных в документе обязательств, рассматривают объяснения сторон в случае объективных причин невыполнения обязательств (например, невозможность подъема заработной платы на установленный процент из-за отсутствия финансовой возможности на предприятии).

По итогам проверки составляется акт (в отдельных случаях может также выдаваться предписание на устранение замечаний), обязательный для исполнения причастной стороной. Обжаловать такой вердикт можно путем переговоров (если это решение другой стороны) либо в судебном порядке.

Помните, периодичность и условия контроля выполнения коллективного договора стороны определяют для себя самостоятельно. А также это может осуществляться по случаю обнаружения нарушения действующего трудового законодательства.

Что представляет собой надзор госорганов за исполнением

Уведомительная регистрация коллективного договора

Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.

После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.

Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:

Цель уведомительной состоит в выявлении на этапе вступления в законную силу коллективного договора отдельных норм, противоречащих трудовому законодательству. В случае обнаружения таких фактов в регистрации документа отказывается, а материалы передаются в инспекцию по труду для осуществления соответствующей проверки.

Помните, после получения отказа в регистрации коллективного договора стороны соглашения обязаны рассмотреть все замечания государственного органа регистрации и принять меры по их устранению. После этого документ можно повторно направлять для регистрации.

Если же стороны решили не исправлять замечания регистратора (регистрация же уведомительная), то коллективный договор будет признан действительным только в той части, на которую не распространяются обнаруженные замечания. Вопросы, возникающие по части спорных пунктов, решать со ссылкой на коллективный договор будет неправомерно.

Куда обратиться при нарушении

Учитывая, что социальное соглашение касается конкретно каждого работника, то потерпевшей стороной обычно остаются сотрудники. Чтобы реализовать свое право на получение определенной льготы, предусмотренной условиями коллективного соглашения или , работник может обратиться:

  1. Непосредственно к работодателю. Для этого ему необходимо написать заявление или жалобу (в зависимости от ситуации). Излагается краткая суть нарушения, ссылка на пункт договора, который был нарушен, а также что желает работник от работодателя. Это первичный источник заявления.
  2. Профсоюз. Обычно обращения в профсоюз пишутся в случае, когда работодатель отказал работнику в удовлетворении его законной просьбы. Если требования сотрудника законны, с обращением к работодателю выходит уже профсоюз как сторона договора.
  3. Инспекцию по труду, прокуратуру. Писать в эти инстанции можно после того, как получены отказы в удовлетворении законных требований от работодателя и профсоюзов.
  4. Суд. Фактически последняя инстанция, вердикт которой будет окончательным.

Помните, здесь обозначена рекомендуемая последовательность обращения. Куда писать в первую очередь либо писать сразу во все адреса работник решает самостоятельно. Но если все можно решить на определённом уровне, незачем тревожить другие инстанции.

Как заключить коллективный трудовой договор, смотрите в этом сюжете:

Форма для приема вопроса, напишите свой

В соответствии с нормами действующего закона контроль в отношении исполнения коллективного договора совершается его сторонами и сторонними структурами, занимающимися государственным регулированием.

В процессе представители сторон обязуются своевременно предоставлять друг другу (в первую очередь) и государственным органам по труду необходимую информацию не позднее 1 месяца. Если этого не сделать, наступит административная ответственность.

Нормативная база и регулирующая документация

Норм закона, которые регулируют этот аспект, не так много. Тем не менее, есть несколько пунктов, в которых прописаны базовые позиции по взаимоотношениям между сторонами.

Договоры и соглашения коллективного характера выступают в качестве важнейших элементов в трудовых взаимоотношениях.

Если в организации существуют и применяются такие акты, их исполнение нуждается в стороннем контроле. В соответствии с основными нормами ст. 51 ТК РФ данная опция возложена на следующие структуры :

  • стороны социального партнерства (подробности описаны в ст. 25 ТК РФ);
  • основные представители сотрудников, занимающиеся регулированием в соответствии с абзацем 2 ст. 29 ТК РФ ;
  • территориальные объединения, относящиеся непосредственно к профсоюзным организациям и подразделениям, о чем сказано в абзаце 3 ст. 29 Трудового кодекса РФ ;
  • представители нанимателя, чаще всего это руководитель компании или ИП (абзац 1 ст. 33 ТК РФ);
  • в абзаце 2 ст. 33 ТК РФ сказано, что за составление соглашения ответственность несут подразделения, находящиеся на различных уровнях;
  • государственные и муниципальные органы, а также различные отделения подведомственного типа.

Стоит отметить, что сторона законодателя в процессе перечисления полномочий представителей нанимателя вовсе не упоминает о контроле исполнения КД и соглашения. Поэтому в рамках ТК РФ, когда речь идет о данном мероприятии, предполагается отнесение к работникам фирмы, поскольку именно они представляют собой наименее защищенную сторону в трудовых взаимоотношениях.

Реализация коллективного договора

Начало контрольных мероприятиймомент регистрации соглашения в государственном органе труда . В процессе проведения регистрационных процедур от государственного органа происходит обнаружение условий, содержащихся в документе, которые могут приводить к ухудшению положений личного состава по сравнению с положениями современного законодательства в трудовой сфере.

Согласно данным положениям эти условия могут признаваться недействительными и не подлежат применению. Выявив их, госорган в сфере труда осведомляет о данном моменте сторон, которые заключили соглашение, а также государственную инспекцию по труду.

После получения уведомления о том, что условия не актуальны, за ними закрепляется обязанность по уведомлению об этом факте лиц, на которых распространены основные положения. Получается следующее: субъекты и стороны, в отношении которых было применено условие, признанное недействительным, вправе обжаловать подобные уведомления и добиться признания их недействительности.

Как уже отмечалось, сообщение направляется в государственную инспекцию по труду. Основываясь на нем, последняя инстанция сохраняет за собой право выдачи работодателю предписания о неприменении данных условий. В противном случае трудовое законодательство считается нарушенным и предполагает привлечение виновной стороны к ответственности.

Процедура контроля и особенности ее проведения

Стороны также имеют обязательство по осуществлению контроля в отношении исполнения основных условий КД. Они имеют полномочие не требование неукоснительного исполнения условий, которые содержатся в соглашении. Вот несколько аспектов , которые следует принимать во внимание.

  1. Работники могут применять процедуры, законодательно предусмотренные. С их помощью осуществляется разрешение трудовых спорных ситуаций в индивидуальном порядке.
    Стороны имеют право требовать от государственных органов и структур по труду признания факта недействительности условий, содержащихся в коллективном договоре, ухудшающих положение личного состава и противоречащих интересам сторон.
  2. Участники процесса наделены правомочием требования от органов государственного соблюдения действующих норм законодательства в рамках общего и судебного порядка.

Отсюда следует вывод: мероприятия по регулированию исполнения кол. договора – важный инструмент , позволяющий обеспечивать соблюдение прав сотрудников и условий труда в рамках любой современной фирмы.

Однако после заключения соглашения коллективного характера нужно предоставить его в орган, занимающийся трудовыми отношениями. Это осуществляет работодатель в срок, составляющий не более 7 дней с момента, когда документ был подписан. Эта процедура, по сути, выступает в качестве регистрации соглашения в уведомительном порядке, не оказывает влияния на статус документа.

Что касается региональных и территориальных бумаг, их подача производится в органы по труду. Согласно ГК РФ, органы регионального характера зачастую наделены правами регистрации и контроля соблюдения коллективного соглашения по собственному усмотрению.

Все эти мероприятия осуществляются для того, чтобы в трудовых актах можно было выявить условия, имеющие расхождения с нормами законодательства. Об этом от проверяющей инстанции поступает сообщение сторонам и в адрес государственной инспекции .

Таким образом, контроль норм в отношении операций по договору коллективного характера – важнейший инструмент в процессе регулирования взаимоотношений. Это сказано в многочисленных нормах действующего законодательства и закреплено соответствующими подтверждающими документами.

Дополнительная информация представлена ниже.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется его сторонами, их представителями, а также государственными органами, которые надзирают за исполнением требований трудового законодательства. Подробнее об этом читайте в статье.

Контроль за выполнением коллективного договора: общая информация

обязателен для всех сотрудников компании, а также для ее руководства. Его положения вступают в силу с момента подписания договора, либо с даты, указанной в его тексте.

С момента начала действия договора, все его положения должны неукоснительно исполняться, соответственно, кто-то должен контролировать выполнение условий соглашения.

ТК РФ не уделяет должного внимания порядку контроля за соблюдением положений коллективных договоров. В статье 51 ТК РФ указано, кто может проверять соблюдение договора, но не прописано исчерпывающего перечня инструментов, которыми проверяющие могут пользоваться.

Единственное право контролирующих лиц в силу данной нормы – получать информацию, которая требуется для контроля, в течение месяца после получения запроса стороной социального партнерства. Соответственно, у проверяемой стороны есть обязанность предоставить сведения.

Объем и содержание требуемой к предоставлению информации не раскрывается. Очевидно, что речь идет о тех данных, которые подтверждают исполнение одной из сторон договора выполнение условий соглашения. Например, если в коллективном договоре указано, что сотрудникам, совмещающим работу и обучение предоставляются льготы, — можно запросить у работодателя информацию о том, какие сотрудники совмещают труд с учебой, и получили ли они льготы.

Стороны вправе сами определить инструменты, которые будут помогать осуществлять контроль за соблюдением положений договора. Например, можно указать соответствующую информацию в тексте коллективного договора.

Кем осуществляется контроль за соблюдением коллективного договора?

Контроль осуществляется как сторонами социального партнерства (т.е. сторонами договора), так и их представителями. Государственные органы, например, государственные инспекции труда, также вправе контролировать соблюдение требований законодательства в организациях и у ИП, в том числе, соблюдение положений коллективных договоров.

Для наглядности, приведем сведения о проверяющих в таблице.

Кто контролирует соблюдение коллективных договоров? Информация о проверяющих
Представители работников из числа сотрудников организации Интересы сотрудников могут представлять их представители, которые избираются на общих собраниях работников. Согласно ст. 31 ТК РФ, если в организации нет профсоюза, или в профсоюзе состоит меньше 50 % сотрудников организации, трудящиеся вправе собраться и тайным голосованием избрать своего представителя.
Представители работников в лице профсоюзов, объединений профсоюзов Профсоюзные организации, в которых состоят более 50 % сотрудников, вправе представлять интересы всех работников, даже тех, которые в профсоюзе не состоят. В ситуации, когда профсоюз включает в себя меньше 50 % работников, сотрудники, не состоящие в нем, вправе уполномочить данный орган на представление своих интересов.
Работодатель Интересы работодателя представляет единоличный исполнительный орган фирмы, например, ее директор. ИП представляет собственные интересы, являясь работодателем.
Представители работодателя Единоличный исполнительный орган организации (директор, ген. директор, и т.д.) вправе издать приказ о возложении обязанностей по контролю за соблюдением коллективного договора на одного из сотрудников организации, который будет являться его представителем.
Государственные органы На этапе орган соц. защиты, который проводит процедуру, определяет, нарушает коллективный договор права сотрудников организации, или нет. Кроме того, данный орган направляет договор в государственную инспекцию труда, которая является надзорным органом и вправе проверять, соблюдаются ли положения договора в организации.

Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора

Для того, чтобы осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора могут создаваться специальные комиссии, деятельность которых урегулирована ст. 35 ТК РФ. В состав комиссий могут входить представители сторон социального партнерства – то есть работодателей и работников, а также члены профсоюзов, действующих в организации.

Как правило, комиссия, контролирующая соблюдение положений коллективного договора образуется еще на этапе принятия такого договора, в процессе коллективных переговоров. В договоре отражается порядок формирования комиссии, ее полномочия, права и обязанности членов комиссии. Возможно также согласование положений об оплате деятельности членов комиссии, порядок формирования отчетов об исполнении коллективных договоров, передаваемых в определенные сторонами сроки для изучения комиссией.

Информация о выполнении коллективного договора (аналитическая справка)

В ходе проведения коллективных переговоров может утверждаться перечень сведений, которые стороны соц. партнерства предоставляют друг другу в целях контроля за исполнением положений договора. Информация может предоставляться в форме аналитической справки. Состав сведений, которые содержатся в справке зависит от положений договора, а также от воли сторон социального партнерства.

Например, в коллективном договоре может устанавливаться обязанность работодателя предоставлять комиссии по контролю за выполнением коллективного договора в определенные сроки, аналитическую справку, в которой содержатся сведения об исполнении условий договора.

Форму справки можно разработать самостоятельно, поскольку требований к ней закон не предъявляет. Например, она может выглядеть как таблица (чек-лист), в одной графе которой указаны обязанности, которые работодатель должен выполнить, а в другой, — сведения о их исполнении.

Таким образом, в каждой организации может быть создан свой порядок осуществления контроля за выполнением коллективного договора. Единственное императивное требование содержится в ст. 51 ТК РФ, согласно которой стороны соц. партнерства вправе истребовать друг у друга информацию о соблюдении положений коллективного договора и получать сведения в месячный срок. За невыполнение обязанности по предоставлению информации предусмотрена административная ответственность для работодателя.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию. Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду.

Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруд России.

При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. По поводу коллективных договоров и соглашений местного и регионального уровней такое сообщение направляется в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации. Информация о выявленных противоречиях трудовому законодательству в соглашениях федерального уровня направляется в федеральную инспекцию труда, находящуюся в ведении Минтруда РФ.

В ч. 3 ст. 50 ТК РФ сказано о том, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению. Применение терминологии о недействительности условий коллективного договора, соглашения означает, что признанное недействительным условие коллективного договора, соглашения не порождает правовых последствий с момента его издания. Нельзя не заметить, что в ч. 3 ст. 50 ТК РФ говорится о недействительности условий колдоговоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством, но ничего не сказано о том, каким образом условия коллективного договора, соглашения признаются недействительными. Из содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон.

После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения. Таким образом, данное уведомление влечет недействительность условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. В связи с этим стороны коллективного договора, соглашения, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий колдоговора, соглашения. При рассмотрении подобных заявлений суд вправе признать уведомление незаконным, что влечет применение условия колдоговора, соглашения, признанного в нем недействительным, а также отказать в удовлетворении заявления, что не позволяет применять данное условие.

Из ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что сообщение о недействительных условиях коллективного договора, соглашения должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда. На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий. В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. В связи с этим отказ от применения условий коллективных договоров, соглашений, которые не прошли процедуру уведомительной регистрации, является незаконным. В связи с чем судебные органы, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства не могут отказать в применении условий соглашений, колдоговоров, которые не прошли уведомительную регистрацию. Вместе с тем названные органы государственной власти могут возбудить административное производство в отношении представителей работодателя, не выполнивших обязанность по направлению коллективного договора, соглашения в орган по труду для уведомительной регистрации.

Стороны коллективного договора, соглашения также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны могут требовать выполнения условий коллективного договора, соглашения. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров. Выполнение условий колдоговора, соглашения стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора или соглашения.

Стороны могут требовать от органов по труду или в судебном порядке признания недействительными условий коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также принятых без участия полномочных представителей сторон. Стороны могут потребовать от государственных органов контроля за соблюдением трудового законодательства в судебном порядке признания недействующими условий коллективного договора, соглашения, которые противоречат законодательству или вышестоящему по юридической силе договору о труде. Признание условия коллективного договора, соглашения недействующим означает, что такое условие не может применяться с момента вступления в законную силу судебного решения или предписания органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения могут осуществлять отдельные работники, по отношению к которым применяются данные договоры о труде. В частности, конкретный работник вправе требовать от органа государственного контроля за соблюдением трудового законодательства или в судебном порядке предоставления льгот и преимуществ, установленных коллективным договором, соглашением. Установленные при рассмотрении подобных заявлений факты не требуют нового доказывания при разрешении заявлений других работников о применении по отношению к ним условий коллективного договора, соглашения. Конкретный работник, по отношению к которому применены коллективный договор, соглашение, может требовать в судебном порядке признания условий коллективного договора, соглашения недействительными и (или) недействующими. При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке.

Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним.

В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц. Например, требовать повышения заработной платы на основании коллективного договора, соглашения всем работникам организации, региона, отрасли, признания недействительным условия колдоговора, соглашения, которое в случае его применения может создавать препятствия для реализации трудовых прав работников.

Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.

Похожие публикации