Все правоохранительные органы рф список. Система правоохранительных органов

Правоохранительная система - понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры. Это прежде всего механизм обеспечения. Он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (представительной) государственной власти и органов муниципального самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для осуществления правоохранительной деятельности. Во-вторых, из системы юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И только тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необходимость в применении соответствующих мер юридического воздействия подключаются правоохранительные органы. Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия. / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2001 г.

Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: судебные органы, органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы Министерства юстиции РФ, а также негосударственные организации обеспечения правоохраны (адвокатуру, "частный нотариат", частные охранные и детективные структуры). При этом необходимо подчеркнуть, что "собственно правоохранительными" среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия) и министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.).

Это правоохранительные органы "узкой (специальной) компетенции". Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной. К их числу можно отнести органы безопасности и налоговой полиции (например, в деятельности органов ФСБ основной является контрразведывательная функция).

В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной деятельности - таможенные органы. Их деятельность является фискальной и связана с обеспечением экономической безопасности государства (взимание таможенных платежей за пересечение грузами и транспортными средствами таможенной границы).

Правоохранительная функция в органах ГТК выполняется специальными подразделениями, входящими в так называемый "правоохранительный блок". Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб и контролирующих органов состоит в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп носит опосредованный (производный) или второстепенный характер.

Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способ деятельности. Они все являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных (следственных) действий. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. Аврутин Ю.Е. Эффективность правоохранительной деятельности. СПб., 2008 г. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

· органов прокуратуры;

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения: - главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ; -следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ; -следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам. Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

· органов внутренних дел; Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 2009 г.

ОВД - Государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и подконтрольны. ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций:

· организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

· обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам: обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

Основные структурные звенья системы ОВД: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ. главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ). городские, районные органы внутренних дел (ГОВД. РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах). Кроме того, в структуру МВД входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления, академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД.

Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. Компетенция ОВД определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальными законодательными и иными нормативными актами. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

· федеральной службы безопасности;

Федерамльная слумжба безопамсности Россимйской Федерамции (ФСБ России ) -- единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации . Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации .

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

· контрразведывательная деятельность;

· борьба с терроризмом;

· борьба с преступностью;

· разведывательная деятельность;

· пограничная деятельность;

· обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

Контрразведывательная деятельность -- деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Борьба с преступностью и террористической деятельностью Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность

Разведка -- деятельность органов ФСБ России в пределах Российской Федерации по добытию, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическим группировками. Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке».

Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются: Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия. / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2001 г.

· защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

· защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб , образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности -- деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

· при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

· при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях,

· органов государственной охраны;

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) -- федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации , осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел,… … Юридический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ Большой Энциклопедический словарь

Правоохранительные органы - государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.

правоохранительные органы - сущ., кол во синонимов: 7 милиция (19) наркоконтроль (3) … Словарь синонимов

Правоохранительные органы - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Правоохранительные органы - государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью... Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология

правоохранительные органы - государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Правоохранительные органы , Г. Б. Романовский, О. В. Романовская. В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой рассмотрены все основные вопросы, входящие в состав курса "Правоохранительные органы" . В… Купить за 620 руб
  • Правоохранительные органы , Константин Гуценко. Учебник, как и предыдущие двенадцать вариантов учебника по курсу «Правоохранительные органы», изданные с участием автора, подготовлен на базе многолетнего опыта преподавания этого курса на…

Деятельность правоохранительных органов ориентирована на обеспечение защиты порядка и соблюдения законности. Она осуществляется уполномоченными государственными и общественными структурами. Правоохранительные органы РФ выполняют свою задачу посредством применения соответствующих мер согласно закону и соблюдая предусмотренные нормами процедуры. Далее рассмотрим этот институт более подробно.

Значение структуры

Система правоохранительных органов сформирована таким образом, чтобы в рамках закона входящие в ее структуру инстанции и должностные лица обеспечивали надлежащий порядок, необходимый для развития демократического общества. Под ним следует понимать исполнение и соблюдение всех действующих юридических норм. Прежде всего, это относится к предписаниям, содержащимся в Конституции и Федеральных законах. Система правоохранительных органов распространяет свое влияние на граждан, их объединения, должностных лиц и государственные инстанции. Результатом реализации полномочий в рамках данного института выступает установление, восстановление и поддержание режима законности. Общественный порядок, таким образом, основывается на праве и складывается в соответствии с демократическими принципами.

Определение

Под правоохранительной деятельностью в широком смысле следует понимать функционирование всех институтов судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. Они обеспечивают соблюдение и реализацию интересов и свобод граждан, общественный порядок и законность. Если рассматривать правоохранительную деятельность в узком смысле, то под ней понимают функционирование специальных, сравнительно обособленных структур. Их существование, собственно, направлено на обеспечение порядка и соблюдения законности. Они сформированы и функционируют непосредственно для выполнения задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением преступлений, применением разных санкций к виновным, реализацией мер принуждения наказаний).

Основные признаки

Российские правоохранительные органы уполномочены на осуществление в установленном порядке контроля над соблюдением интересов и свобод граждан и юрлиц. В их компетенцию входит выявление, предотвращение и пресечение данных нарушений, принятие соответствующих мер для устранения преступлений и их последствий. Правоохранительные органы РФ используют исключительно юридические инструменты и средства в своей работе. К ним, в частности, относят меры принуждения и взыскания, предусмотренные законодательством. Нормами установлен исчерпывающий характер используемых средств и инструментов. Сотрудник правоохранительных органов должен использовать только те меры, которые предусмотрены в законе.

Обязательность исполнения

Функционирование структуры осуществляется с соблюдением установленных процедур. Государственные правоохранительные органы наделены властными полномочиями. Их реализация обеспечивается принудительной силой закона. Все решения, которые принимают правоохранительные органы в рамках закона и компетенции, являются обязательными для исполнения юрлицами и гражданами, к которым они адресованы. При этом властью предусмотрена возможность оспорить принятые акты в установленном порядке. Вместе с этим, на законодательном уровне определена ответственность служащих правоохранительных органов за ущерб, который ими причинен организациям или гражданам неправомерным поведением, а также компенсация за вред.

Главные направления

Правоохранительные органы в первую очередь осуществляют конституционный контроль. Выступая в качестве самостоятельного вида защиты, это направление обеспечивает соблюдение предписаний Основного закона. Эту задачу выполняют такие правоохранительные органы, как МВД, ФСБ, таможенные службы, налоговая полиция. В рассматриваемой структуре особое место принадлежит Министерству юстиции. Этот институт обеспечивает нормотворческую деятельность региональных и федеральных органов госвласти, организует реализацию постановлений и иных актов суда. Министерство юстиции также лицензирует оказание юридических услуг, осуществляет регистрацию уставов общественных объединений и прочее.

Выявление и расследования нарушений

Это особые направления деятельности института. Расследование и выявление преступлений осуществляется должностными лицами, входящими в штат соответствующих подразделений прокуратуры, ОВД, ФСБ, таможенной службы и налоговой полиции. Эти правоохранительные органы устанавливают все обстоятельства нарушений, находят лиц, которые их совершили, передают в суд или реабилитируют на досудебной стадии производства по делу.

Квалифицированная помощь

Юридическое обеспечение и содействие выступают в качестве элементов правоохраны. Эти задачи реализуют нотариусы и адвокаты. К функциям последних относят оказание юридической помощи в виде консультаций, выступление в качестве защитников в уголовном процессе и на следствии, представительство в гражданском судопроизводстве и прочих инстанциях. Нотариусы заверяют имущественные и прочие права физлиц, а также обеспечивают соблюдение законности в процессе совершения сделок в рамках своей компетенции. Однако следует отметить, что отнесение к рассматриваемым органам частных охранных и детективных структур, а также адвокатуры считается весьма спорным.

Общественные объединения

Правоохранительные органы могут формироваться по инициативе граждан. Такие общественные объединения функционируют самостоятельно или оказывают содействие институтам власти. Созданные таким образом правоохранительные органы могут на договорной основе оказывать возмездные услуги юрлицам и гражданам для обеспечения защиты интересов и свобод последних. Образование общественных объединений данной направленности осуществляется в соответствии с установленным нормами порядком.

Основные принципы

Существует ряд критериев, которым должны соответствовать правоохранительные органы. В частности, такой институт получает свои полномочия в рамках закона. Предел компетенции для правоохранительных органов определен государством. Функционирование института должно осуществляться не в произвольном порядке, а в соответствии с нормативными требованиями. Нарушение установленных правил и процедур предусматривается соразмерная юридическая ответственность. При осуществлении своих полномочий правоохранительные органы могут применить меры принуждения в рамках закона. Обоснованные и законные решения, вынесенные данными инстанциями, обязательны для исполнения. Уклонение или ненадлежащее выполнение принятых актов влечет дополнительную ответственность для нарушителей.

Роль структуры

Рассматривая положение, которое занимают правоохранительные органы в государстве, следует исходить из действующего принципа разделения власти. С данной позиции статус структуры определяется в соответствии с функциями, обеспечивающих реализацию задач, стоящей перед ней: по защите личности, общества и федерального строя.

Основные цели

Деятельность правоохранительной структуры направлена на:


В заключение

Правоохранительная система состоит из институтов защиты интересов и свобод граждан. Они, в свою очередь, представлены судебными органами, неправительственными организациями, юридическими консультативными объединениями. Правоохранительные задачи выполняются как государственными, так и негосударственными органами. Некоторые инстанции существуют для исполнения только одной функции, другие – нескольких. Однако вне зависимости от количества поставленных задач, цели этих структур – обеспечить законность и защитить интересы и свободы граждан, юрлиц и государства в целом.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система , в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:


Органов прокуратуры;

Органов внутренних дел;

Федеральной службы безопасности;

Органов государственной охраны;

Органов государственной налоговой службы;

Таможенных органов;

Органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

Органов предварительного расследования;

Органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

Конституционный контроль;

Отправление правосудия;

Прокурорский надзор;

Расследование преступлений;

Оперативно-розыскная функция;

Исполнение судебных решений;

Оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

Предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами.

Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами - обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

Похожие публикации