Закон о службе судебных приставов. Закон “О судебных приставах”

Последние несколько лет жизнь работников ФСПП проходит под влиянием знаковых изменений. Министерство юстиции России огласило, что с 2017 года им нужно будет подтверждать соответствие самым высоким квалификационным требованиям, а служащие, которые не смогут пройти такую проверку, окажутся понижены или вообще уволены из рядов приставов. Основным критерием отбора названо экономическое или юридическое образование.

При этом только предварительные подсчеты показали, что около 5600 человек, составляющие приблизительно ¼ от всех работников ФСПП, не имеют профильного образования. Естественно, такие сведения взволновали людей, работающих в данной системе. Опасения еще больше подогрелись информацией об оптимизации численности служащих ФСПП – в некоторых регионах прогнозируют, что после всех мероприятий в составе местной службы останется не более трех сотен приставов.

То, что власти называют “оптимизацией”, на деле является всего лишь поводом к сокращению рядов Федеральной службы судебных приставов

Реформаторские инициативы тут же столкнулись с опасениями руководства ведомства. Велик риск, что при сокращенном штате сотрудники попросту не смогут выдержать нагрузку. К тому же, полномочия приставов обещают расширить. Правительство же говорит, что мера будет исключительно полезной, а повышенные зарплаты и прочие социальные бонусы помогут привлечь в систему людей самой высокой квалификации. Давайте разберемся, в чем состоит суть реформы, а также узнаем, какие новшества она принесет уже в 2018 году.

Основные положения реформы

Долгое время исполнительное производство регулировалось законом Федерации под номером 118 (1997 год). В последние несколько лет в правительстве и высших кругах самого ведомства стали подниматься вопросы, касающиеся необходимости внести изменения в закон о приставах, давно не отвечающий современным реалиям. Инициатива была поддержана и, после длительных прений и дебатов, изменения коснулись таких моментов:

  • Уже с 2016 года сотрудникам исполнительной службы была присвоена специальная категория госслужащего, что сопровождается соответствующими званиями, социальными гарантиями, доплатами к окладу и прочими видами поощрений и стимулов. Однако привилегии и стимулы будут доступны лишь тем, кто отвечает основному квалификационному требованию в виде профильного образования юриста или экономиста. Остальные же будут в лучшем случае довольствоваться ролью технических помощников;
  • Внутри самой системы Федеральной службы исполнителей предложено поделить на несколько подкатегорий с разной специализацией, выделив среди них тех, кто обеспечивает работу в судах, и приставов-исполнителей. Также предложено ввести новую должность пристава-дознавателя;
  • Третья инновация касается уменьшения числа представительств ФСПП в регионах. Все мелкие службы должны быть объединены в межтерриториальные подразделения, чтобы не раздувать бюджет этой системы;
  • Были пересмотрены полномочия судебных приставов. Теперь они получили возможность распоряжаться документами на управление авто. Особо злостные должники могут быть лишены прав, причем никаких дополнительных бумаг из суда для такой операции не требуется – приставу достаточно просто уведомить нарушителя, а затем передать в транспортную инспекцию направление о приостановлении действия прав. В 2017-2018 году данная мера может коснуться тех, кто имеет долги от 10000 рублей и выше. В будущем права приставов могут быть расширены – например, они смогут выдавать запреты на сдачу экзаменов в ГИБДД и запрещать регистрацию авто и товарных знаков;
  • Отдельно стоит упомянуть расширение полномочий по контролю за коллекторами, которые будут переданы приставам с 2017 года. Правительство уже поручило разработать соответствующие нормативные акты, которые обеспечат функции контроля, надзора и регистрации таких агентств. В ФСПП по этому поводу уже заявили, что на период с 2017 по 2019 года им понадобятся дополнительные средства в размере 1,6 миллиарда рублей, так как для работы с коллекторами будут нужны дополнительные сотрудники. Расчеты, озвученные представителями ФСПП России, говорят, что только в центральном офисе будут нужны еще 42 человека, а по регионам – 862 новых сотрудника. Еще одной статьей расходов будет закупка компьютерной техники и периферийных устройств, которая обойдется в 147,5 миллионов рублей в 2017 году. На 2018 и 2019 года потребуются финансы в размере 10 миллионов ежегодно.

Сотрудники ФССП получили право распоряжаться водительскими документами

Представители Министерства юстиции заявили, что подобные новшества должны привести к притоку молодых специалистов, которые будут работать в службе, начиная со студенческих лет, тем самым приближая перспективу получения должности пристава-исполнителя. Ведь в последние годы такая работа не пользовалась особой популярностью из-за отсутствия достойного вознаграждения и не слишком высокого престижа.

Повышение оклада и дополнительные льготы для самих приставов и членов их семей сделают эту профессию статусной. Например, если текущий оклад в среднем по России исчисляется суммой около 27000 рублей, то уже в 2018 году работникам службы обещают повышение от 50 до 100%. В числе заявленных льгот фигурируют путевки на курорты, санаторное лечение и страхование.

Подводные камни реформы

Естественно, реализация всех заявленных мер по повышению престижности работы приставов упирается в финансовый вопрос. Большая часть экспертов говорит, что вряд ли можно рассчитывать на мгновенное повышение окладов. Скорее всего, власти ограничатся только скромной индексацией текущих зарплат. В некоторых источниках говорится, что повышение будет произведено в размере 5,5%, ведь, согласно подсчетам, для того чтобы внедрить новую реформу, нужно будет изыскать около 9,5 миллиардов рублей.

Есть опасения и у некоторых законников. Согласно словам Вячеслава Лысакова, занимающего пост первого зампреда Госдумы по вопросам законодательства, реализация меры по повышению требований к квалификации приставов может привести к самым негативным последствиям. В службе приставов наблюдается огромная текучка, так что реформирование нужно начинать не с сокращения их количества, а путем повышения престижности работы и оплаты за нее.


Пока непонятно, готово ли государство к обещанным вливаниям в ФССП

Мнение Лысакова поддерживают и в ведомствах по вопросам безопасности и противодействия коррупции. Там говорят, что прямых указов сократить число служащих ФСПП не поступало. Президент лишь озвучил мысль о необходимости уменьшить статьи неэффективных расходов, а Минюст решил разобраться с проблемой самым простым способом, уволив «лишних» сотрудников.

На сегодняшний день доподлинно неизвестно, как будет решен озвученный вопрос. Поговаривали, что в 2017 году, если будет принят разработанный инициативной группой законопроект, приставы получат возможность получать премирование из спецфондов, сформированных за счет взысканий. Однако такая инициатива является спорной. Ведь далеко не факт, что работники ФСПП, зная, что за большее взыскание получат большую премию, не будут допускать перегибов при исполнении своих обязанностей.

Для всех представителей ФССП предстоящий 2017 год сулит серьёзные перемены. Министерство юстиции хочет ввести для отмеченной категории работников новые и более жёсткие квалификационные требования. Согласно с рамками Минюста РФ, уже через несколько месяцев начнутся массовые увольнения и понижения в должностях тех служащих, кто не имеет при себе диплома о высшем образовании в сфере юрисдикции или экономики. По официальным сведениям ФССП, в эту категории уже сейчас попадает около 5,5 тыс. работников или 25% от общего количества всех представителей заявленного ведомства.

Подсчёты по отдельным регионам России показали ещё более угнетающую статистику – в некоторых федеральных субъектах после проведения нормы останется не более 300 приставов. В свете такого «будущего» представители ФССП уже сейчас выражают опасение, что оставшиеся «у руля» сотрудники попросту не смогут справиться с увеличившейся нагрузкой. В итоге ничего, кроме ухудшения качества работы получить не удастся. Так стоит ли законопроект о судебных приставах 2017 года того, чтобы его действительно утверждали, как норму?

Суть реформы о судебных приставах

Изначально стоит напомнить, что за разработку законопроекта в сфере исполнительного производства наполнил депутатам сам президент РФ. В итоге подготовленный перечень норм должен заменить собой нынешний закон, производящий регулировку всей отрасли ещё с 1997 года. Главным новшеством законопроекта редакции 2016 года стало решение отнести всех судебных приставов к отдельной специальной категории госслужащих.

Естественно, для работы уже обновлённого ведомства, придётся предоставить всем его сотрудникам новые звания, доплаты, социальные гарантии и другие стимулы. Помимо всего прочего работников ФССП разделят на несколько основных категорий:

  • приставы, занимающиеся обеспечением нормального функционирования деятельности судов;
  • приставы-исполнители – совершенно новая категория обычных дознавателей.

Вот только разнообразные привилегии будут предоставляться той категории представителей приставов, у которых есть высшее юридическое или экономическое образование. Остальные сотрудники, не отвечающие заявленным требования норм 2017 года, должны быть уволены со своих должностей. Кстати, в качестве альтернативы им могут предложить переход на должность помощника, или же выполнять чисто техническую работу по подготовке документов.

По мнению работников министерства юстиций РФ, подготовленная реформа ФССП обеспечит приток «свежей крови» – студентов с ещё не устаревшими знаниями, которые в перспективе могут рассчитывать на получение должности пристава-исполнителя.

Целью же всего этого «переворота» является возможность сделать профессию судебного пристава более престижной. По словам представителей Минюста, отмеченная мера повысит статус судебного пристава, сократив кадровую текучку и сделав должность государственного исполнителя более привлекательной среди молодых специалистов. Ещё благодаря подобному решению правительству удастся трудоустроить сокращённых из-за реформы юристов.

Очередной новацией 2017 года станет снижение количества региональных представителей ведомства ФССП. Все мелкие подразделение придётся объединить в межрегиональный орган управления, благодаря чему существенно снизятся бюджетные растраты.

Что думают о реформе опытные специалисты?

По словам первого заместителя председателя Госдумы относительно вопросов Конституционного законодательства Лысакова Вячеслава, оглашённая чиновниками политика на 2017 год может привести к крайне нежелательным последствиям. На фоне других силовых ведомств, сейчас у судебных секретарей самая низкая оплата труда. На фоне нового законодательства начнётся грандиозная кадровая текучка, затронувшая не менее 80% сотрудников. Заработная плата самих приставов также давно перестала отвечать их условиям работы, поэтому перед тем, как вводить в действие политику реорганизации, стоит изначально подумать далеко не о массовых увольнениях. В первую очередь лучше поднять престиж оговариваемой должности путём повышения зарплат, после чего создать по-настоящему достойные условия работы.

Такого же мнения придерживается и Дмитрий Гороцов – заместитель председателя Государственной думы относительно вопросов антикоррупционного противодействия и безопасности. С его слов следует, что пока президент России не давал никакого указа, согласно которого можно было бы начинать сокращение представителей МВД или ФССП. Пока на законодательном уровне оговаривался лишь вопрос относительно сокращения неэффективных расходов бюджета. Ведомства же, как оказалось, решили пойти по более лёгкому пути, и решить проблему просто уволив «лишних» людей.

Кстати, скорее всего к правительству слова Лысакова всё же были донесены – с начала января 2017 года судебные приставы в России смогут получить право на долю взысканных ими средств. А точнее, именно об этом шла речь в опубликованном ранее законопроекте. За счёт проведения взыскания денежных перечислений предлагается сформировать специальные фонды, чтобы поощрить работу судебных исполнителей, у которых показатели намного превышают предписанные нормы. Уже сейчас этот проект вынесен на общественное суждение.

Дальнейшее расширение полномочий судебных приставов

Не так давно приставы получили возможность распоряжаться по усмотрению правами на управление транспортом. Проще говоря, теперь приставы имеют полное право забирать у злостных должников их права. При этом для проведения подобной процедуры представителям исполнительной службы не нужно иметь официальное решение суда. Главное, чтобы во время личной беседы о подобном исходе дел был предупреждён сам водитель. Затем сведения относительно совершённого процесса попадают в ГИБДД, в котором приостанавливается срок действия лицензии транспорта до момента полного погашения должником всех своих обязательств. Пока отмеченная инновация будет касаться лишь тех, кто не выплатит согласно долгу сумму от 10 тыс. рублей.

Налогоплательщиков продолжают пугать расширением полномочий представителей ФССП в дальнейшей перспективе. Возможно, в 2017 году сотрудники оглашённого ведомства смогут ограничивать доступ должникам к некоторым государственным услугам. Прежде всего это правило коснётся отказа от регистрации товарных знаков и автотранспорта, а также запрета сдавать экзамены на права.

Деятельность судебных приставов рассчитана на исполнение постановлений и решений суда, а также на проведение взыскательных мер по уплате штрафов. Действия исполнителей требуют правового регулирования. Для этих целей был принят Федеральный закон под номером 118 “О судебных приставах”.

ФЗ 118 принят 4 июня 1997. Вступил в силу в момент публикации 21 июля того же года. Положения закона подразделяются по следующим главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, правовую основу исполнительного процесса, задачи и организацию судебных приставов;
  • в вопросах организации деятельности исполнителей устанавливаются полномочия Министерства юстиции РФ, судебных органов и непосредственных руководителей;
  • права и обязанности исполнителей, условия применения физической силы и оружия, а также ответственность и контроль над их деятельностью;
  • гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, страхование и материальное обеспечение, а также финансирование службы.

С момента принятия, положения закона претерпели ряд изменений. Документ активно дорабатывается и приводится в соответствие с текущим законодательством.

Последние из них были внесены 3 июля 2016 года. Они призваны актуализировать правовую основу действий судебных приставов и усовершенствовать систему исполнения. Приоритет разработки делается не только на оптимизацию процедуры, но и на обеспечение гражданских прав должников и исполнителей.

Отдельно следует указать на приоритеты развития Закона “О судебных приставах” . В августе 2016 был подписан Указ Президента РФ, определяющий следующие аспекты для дальнейшего реформирования закона:

Срок на практическое выполнение предписаний ограничивается 2018 годом. Однако из-за недостаточности бюджетных средств соответствующие статьи в ФЗ 118 и поправки пока не обсуждаются.

На 2017 год ожидаются поправки в ФЗ 118 по вопросам ведения реестра коллекторских агентств. Однако серьезных изменений в статьях Федерального закона “О судебных приставах” не ожидается.

Скачать

Актуальная редакция ФЗ 118 необходима для понимания правовой основы деятельности исполнителей. Главными аспектами для рассмотрения являются права, обязанности и полномочия судебных приставов по закону.

Для этого необходимо рассматривать текст в действующей редакции с учетом всех внесенных поправок. ФЗ 69 с последними изменениями можно скачать .

Последние изменения в Законе «О судебных приставах»

Последние изменения в Федеральный закон “О судебных приставах” были внесены 3 июля 2016. Коррективам подверглись следующие положения:

Ст 13 ФЗ 118 “О судебных приставах” регламентирует соблюдение прав и законных интересов граждан и отдельных организаций. В марте 2014 в Закон “О судебных приставах” были внесены поправки, согласно которым добавились два пункта:

  • об обязанности не разглашать личные и семейные тайны и иные сведения третьим лицам;
  • недопущение действий, направленных на решение задач, отличных от предусмотренной законодательством процедуры исполнения.

Статья 14 ФЗ 118 предписывает обязательность требований судебного пристава. С момента публикации закона она претерпела ряд изменений:

  • в 2009 была изменена редакция статьи;
  • в 2010 во втором пункте слово “Информация ” было дополнено фразой “, в том числе персональные данные, ”;
  • в 2014 слова “на электронном носителе ” были изменены на “в форме электронного документа ”.

Статья 16 ФЗ 118 регламентирует применение физической силы судебными приставами в ходе исполнительной процедуры. По закону предписывается, что такие действия допустимы для задержания правонарушителей, пресечения совершения преступления, а также для преодоления сопротивления требованиям суда. С момента публикации закона данная статья не подвергалась изменениям.

Вступление в силу отдельных актов и изменений в Закон “О судебных приставах” на 2017 год подразумевает решение следующих вопросов:

  • проведена реорганизация территориальной структуры ФССП, местные отделения подчиняются единому региональному управлению;
  • с февраля, согласно ФЗ 118, у исполнителей появилась возможность временно приостанавливать специальные права должника, к примеру в управлении автомобилем — наказанием за нарушение соответствующего предписания служит реальное лишение водительского удостоверения или арест.

Кроме указанных аспектов, активно внедряется онлайн-сервис и электронная документация. Такие поправки в Федеральный закон значительно облегчают документооборот внутри службы и подачу заявлений гражданами.

На протяжении последних лет Министерство юстиции проявляет активную деятельность, направленную на улучшение и позитивные изменения в сфере исполнительной власти. Не обошли стороной подобные веяния и работников Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Необходимость реформы назрела в связи с изменениями в реальной картине современной жизни, переменами в юридическом обосновании функций, выполняемых представителями этой службы, а также в появлении новых требований к квалификационной подготовке приставов.

Несмотря на то, что обширный ряд поправок и изменений уже был успешно внедрён за несколько последних лет, реформа только набирает обороты и, судя по последним новостям, в 2018 году этот процесс не потеряет актуальности и выйдет на новый уровень.

Правительство планирует запустить ряд нововведений для представителей ФССП, что позволит в корне преобразовать действующую систему, внедряя принципиально новые механизмы работы.

Изменения, предлагаемые реформой, направлены на многие сферы работы и функционирования Федеральной службы судебных приставов:

  • Нововведением является присвоение работникам службы статуса государственного служащего (госслужащего). Эта категория расширяет список званий и прочих квалификационных градаций, что является прекрасным стимулом к карьерному росту, к повышению требований относительно качества выполняемой работы. Кроме того, подразумеваются премии, доплаты и поощрительные выплаты. Единственным нюансом станет тот факт, что на статус госслужащего смогут претендовать только те сотрудники, которые имеют профильное высшее образование и показали высокий результат в ходе квалификационной проверки. Те, кому не удастся пройти такую проверку на высоком уровне, останутся в качестве технических помощников и не смогут рассчитывать на привилегии, предоставляемые статусом государственного служащего.
  • С начала 2018 года запланировано уменьшение количества региональных представительств ФССП. Это осуществится за счёт слияния мелких межрегиональных подразделений в более крупные структуры, что позволит количественно регулировать штат и уменьшить расходы на содержание структурных подразделений.
  • Увеличится перечень полномочий сотрудников ФССП. Так, они будут иметь право лишать граждан водительского удостоверения без дополнительных судовых документов. Такую меру можно будет применять для должников, имеющих задолженность свыше 10 тыс. руб. Для того, чтобы ограничить использование водительских прав, сотруднику достаточно будет поставить в известность должника и отправить в инспекцию по транспорту соответствующее направление, на основании чего действие водительских прав будет приостановлено. Начиная с 2018 года эта мера будет дополнительно расширена: работник ФССП сможет накладывать запрет на экзамены для определённого лица в ГИБДД, а также приостанавливать регистрацию его транспортного средства или номерных знаков.

  • На приставов возлагается контроль за функционированием коллекторских агентств. Для внедрения этого механизма будут разработаны нормативные документы по урегулированию контроля и регистрации коллекторских бюро и прочих подобных организаций. Для выполнения этой функции ФССП должно набрать сотрудников, курирующих вопросы взаимодействия с коллекторами, что требует добавочного финансирования. Кроме набора новых работников, в связи с этой мерой необходимо будет оборудование новых рабочих мест, приобретение компьютерной техники. На эти меры в течение 2018 и 2019 года планируется выделить по 10 миллионов рублей из госбюджета.

Сокращение ФССП

В первую очередь пристальному вниманию будет подвержена квалификация работников этой службы. Планируется проведение полномасштабной многоуровневой проверки, которую пройдут повсеместно все сотрудники Федеральной службы судебных приставов. Такая практика вводится, начиная с 2017 года, но требования к ней в 2018 году только усугубятся.

Одним из ключевых моментов, на который будет обращаться внимание во время квалификационной проверки, является наличие высшего профильного образования (юридического или экономического).

Те, кто не соответствует этим критериям, будут переведены на более низкие должности, а для некоторых встанет вопрос об увольнении. Сокращение численности может происходить неравномерно в разных регионах страны. Поскольку предварительные данные показывают, что только по уровню образования около 25% работников ФССП не соответствуют поставленным требованиям, ожидается значительное сокращение численности людей, задействованных в работе этой системы.

Несмотря на сокращение численности, ожидается сохранение общей эффективности службы, поскольку самые подготовленные и квалифицированные кадры, которые на данный момент выполняют большую часть работы, останутся на своих прежних местах, а увольнение коснётся наименее эффективных кадров.

Изменения в структуре ведомства

В ходе реформы правительством принята инициатива по изменению структуры ФССП. Это произойдёт за счёт разделения обязанностей приставов и их классификации по определённым видам функций.

Решено выделить три основные подкатегории приставов:

Такое разграничение по специализациям приведёт в более квалифицированному выполнению своих обязанностей с высоким уровнем профессионализма.

Повышение окладов и выплат

Поскольку профессия пристава на протяжении последних лет не считалась престижной, в ходе реформы будет изменён подход к формированию окладов работников этой службы.

В течение 2018 года запланировано повышение окладов минимум на 50% от имеющегося уровня. По некоторым данным, правительство намерено не ограничиваться этой цифрой, а довести повышение зарплат до 100% за 2018 – 2019 год. Кроме того, поощрительной мерой станет премиальная система и льготы, предусмотренные как для сотрудников, так и для членов их семей.

Судя по последним новостям о реформе, планируется расширение соцпакета в виде санаторно-курортного лечения и особого вида страхования жизни и здоровья приставов. Помимо этого, статус госслужащих определит другой принцип формирования пенсионных выплат, выгодно отличающийся от нынешнего.

Предположительно все эти меры должны повысить статусность профессии, привлечь в ряды службы большое количество молодых специалистов, желающих сделать карьеру в составе ФССП. Наличие конкурса на места сделает возможным выбирать среди претендентов наилучший вариант, что позволит повысить общий уровень сотрудников Федеральной службы судовых приставов.

Недостатки и слабые места реформы

Несмотря на позитивную направленность реформы, некоторые эксперты и компетентные должностные лица выделяют ряд моментов, способных снизить эффективность внедряемых мер.

  • Анонсируемое сокращение штата приведёт к повышению нагрузки на каждого служащего. Это может инициировать кризис кадрового вопроса и спровоцировать увеличение текучки, а также общее уменьшение срока службы в ФССП одним специалистом, что неизменно скажется на качестве выполняемых функций.
  • Под вопросом остаётся момент финансирования реформы. На данное время остаются не урегулированы финансовые и экономические механизмы, которые позволят внедрить все запланированные изменения. Суммы, необходимой для полномерного повышения зарплат (10 миллионов рублей в месяц), в бюджете не предусмотрено, поэтому скептики выражают опасение, что повышение окладов ограничится индексацией на 5-6%.
  • Предлагаемый вариант с увеличением премий из средств, взысканных с должников, может спровоцировать превышение полномочий и неправомерную жёсткость в работе приставов, что резко негативно отразится на качестве выполняемых функций и авторитете служащих.
  • Повышение требований к квалификации работников ФССП может сыграть роль стартового механизма для массовых увольнений нынешних опытных кадров, что способно стать большой проблемой в том случае, если анонсированное повышение зарплат не состоится. Это может привести к замедлению темпа работ структур всех уровней, к росту нагрузки на одного сотрудника и, как следствие, к росту увольнений.
  • Схема выборочного премирования может спровоцировать рост коррупции в рядах ФССП, как это неоднократно наблюдалось при подобных мерах в других структурах.

Несмотря на все возможные минусы, совершенно очевидно, что время для реформы ФССП настало, поскольку прежние механизмы работы и структурной организации потеряли свою актуальность и становятся всё менее эффективными.

Большинство законопроектов и решений, связанных с реформой, назначены на 2018 год, после чего станут понятны масштабы нововведений.

Результаты не проявятся сразу после внедрения новых схем работы, однако за несколько лет общая картина станет ясна. Недочёты будут корректироваться и устраняться уже по первым результатам применения реформаторских действий.

Видео: как на самом деле работают судебные приставы

Существующий на сегодняшний момент принцип работы приставов был сформирован еще в 2004-м году. Работники ФССП выполняют свои должностные обязанности в соответствии с законом «О судебных приставах» и иными нормативными актами и постановлениями, касающимися их деятельности.

Профессия пристава существует на территории РФ с 1997 года, но ранее судебные приставы входили в структуру иных органов, и только в 2004-м году ФССП выделилась в самостоятельное подразделение. С 2008 все сотрудники ФССП носят специальный знак на груди, подтверждающий, что перед вами судебный пристав при исполнении.



Права и полномочия пристава-исполнителя согласно закону

Главой всех работающих в Российской Федерации судебных приставов является Главный судебный пристав России, назначение которого утверждает лично Президент РФ. Он несет ответственность за функционирование всей системы, контролирует все местные отделения ФССП. Сотрудников ФССП можно условно разделить на две категории:

  • судебные приставы, исполняющие судебные акты, разыскивающие должников, описывающие и реализующие их имущество;
  • судебные приставы, обеспечивающие правопорядок во время осуществления судебной деятельности.

Рабочий график сотрудника службы судебных приставов ненормированный: его могут привлечь к работе как в свободный от трудовых обязанностей день, так и ночью.

Права и обязанности судебных приставов в суде

В соответствии со статьей 11 3-й гл. законодательного акта о судебных приставах регулируются обязанности сотрудников ФССП из первой категории, работающих в судебных инстанциях. Исходя из текста нормативного документа, сотрудники ФССП имеют полномочия:

  • заботиться о безопасности судей, присяжных и остальных участников заседания на протяжении всего судебного процесса, производя для этого все необходимые мероприятия. Гарантировать безопасность лицам, участвующим в процессе необходимо как в зале, где проходит заседание, так и за его пределами;
  • доставлять документы по делу, а также приложенные к нему доказательства, если поступило соответствующее распоряжение от судьи;
  • согласно требованию председателя суда или судьи следить за порядком и препятствовать его нарушению во время хода заседания;
  • контролировать соблюдение правопорядка в зданиях, где размещаются судебные органы, охранять их, в том числе в течение 24 часов в сутки, если это необходимо;
  • если есть решение суда, дознавателя или другого уполномоченного сотрудника, производить доставку лица, скрывающегося от правосудия, в зал для присутствия на заседании;
  • стараться предвидеть и предотвращать нарушения правопорядка в процессе выполнения своих прямых задач;
  • проводить совместную работу с представителями органов правопорядка и военными, конвоирующими доставляемых в суд лиц;
  • регулярно проходить спецподготовку, а также сдавать нормативы, подтверждающие хорошую физическую форму и пригодность к дальнейшему выполнению своих рабочих задач в качестве пристава.
Судебные приставы, отвечающие за порядок в судебных инстанциях, имеют права на:
  • доступ туда, где по мнению пристава скрывается уклоняющийся от присутствия в зале суда при рассмотрении дела о задолженности человек. Чтобы быть допущенным в помещение или иное место, где предположительно находится уклоняющаяся персона, вполне достаточно только предположения, возникшего на этот счет у судебного пристава. Если суд разрешил проникновение в жилье, то пристав может войти в дом разыскиваемого;
  • проверять паспорта у людей, присутствующих в здании, где находится суд, отделение ФССП и других структур. Производить обыск уклониста при доставке его в суд, если достаточно основания, чтобы подозревать, что при нем есть какое-либо оружие, взрывчатка или иные предметы, которые могут представлять угрозу для безопасности окружающих;
  • пресекать доступ в помещение судебной инстанции, отделения ФССП или иной территориальной структуры людей, у которых есть при себе оружие, взрывоопасные вещества, другие предметы, которые могут быть опасны для окружающих. Если эти люди могут представлять угрозу, передавать их сотрудникам органов правопорядка;
  • в ходе исполнения своих обязанностей пристава взаимодействовать с работниками муниципалитета, госорганов и территориальных организаций или ведомств;
  • применять силу или служебное оружие, если возникает такая необходимость.

В процессе выполнения должностных инструкций судебному приставу следует всегда помнить о необходимости поддерживать безопасность там, где он находится, не превышая при этом своих полномочий.

Должностные задачи судебных приставов-исполнителей

Обязанности судебных приставов-исполнителей, которые обеспечивают исполнение судебных актов, исходя из информации, представленной в 12-й статье 3-й главы закона о приставах (ФЗ от 21.07.1997 N 118), включают:

  • осуществлять действия для исполнения судебных документов вовремя, в соответствии с правилами и в полном объеме;
  • позволять всем участникам дела, должнику и истцу, а также их представителям ознакомиться с материалами дела, при необходимости сделать копии документов или переписать некоторые фрагменты;
  • разъяснять участникам производства, должникам и их родственникам, другим лицам их права, возможность обжалования решения, вынесенного судом, сроки обжалования, рассматривать предоставленные ими заявления и выносить решение по ним;
  • брать самоотвод при наличии или возникновении в ходе работы личной заинтересованности в процессе, близкого знакомства с должником или других причин, влекущих пристрастность отношения к делу.
Помимо обязательств, приставы имеют право:
  • запрашивать и получать без отказов необходимые справочные данные, объяснительные, иные документы и информацию от лиц, участвующих в процессе, и работников учреждений, если такая информация необходима для исполнения приставом своих профессиональных обязанностей, розыска должника;
  • в рамках исполнительного дела либо при наличии соответствующего постановления суда осуществлять проверку документации должника и финансовой отчетности предприятия, где он трудоустроен;
  • быть допущенными без каких-либо ограничений в места, где может находиться должник, в том числе в его квартиру или иное принадлежащее должнику помещение, производить в нем досмотр, иные разрешенные судебным постановлением действия;
  • изымать и арестовывать имущество должника, передавать его для хранения или реализации;
  • производить арест денежных средств должника как наличных, так и счетов в банках и других кредитных организациях. Арест средств производится в объеме, прописанном в исполнительном постановлении;
  • получать согласие от должника на хранение арестованных вещей в его помещение, использовать транспортное средство должника для перевозки арестованного имущества в место хранения или реализации;
  • объявлять в розыск должника, уклоняющегося от погашения задолженности, а также его имущество;
  • объявлять в розыск детей должника;
  • принимать для осуществления поставленной задачи поиска и привлечения к ответственности должника все необходимые меры, разрешенные законом.

Нововведения, появившиеся после внесения правок в закон о приставах, расширили спектр возможностей и допустимые меры, которые может применять судебный пристав при поиске должника и привлечении его к ответственности.

Особые требования к сотрудникам ФССП

В 2016-м и 2017-м году закон «О судебных приставах» претерпел ряд изменений. Теперь по своим полномочиям, которые были существенно расширены, работники ФССП больше похожи на сотрудников полиции, чем на назойливых торговых агентов. Изменения затронули список действий, связанных с розыском должников, которые судебный пристав вправе осуществлять, чтобы найти спрятавшегося должника, его деньги, недвижимость, а также детей. Отныне сотрудник может:

  • обращаться в банковские организации с запросом для получения справок о состоянии счетов должника (такая возможность уже была предусмотрена в законе об исполнительном производстве);
  • проверить документы гражданина, если имеется подозрения, что он и есть скрывающийся должник, либо если с ним находится ребенок, который объявлен в розыск;
  • наводить справки по самым разным вопросам, касающимся должника, опрашивать тех, кто может обладать о нем информацией, производить осмотр территорий, помещений, машин или имущества, если есть основания думать, что они принадлежат должнику или используются им.



Кроме того, теперь судебные приставы могут изъять у должника водительское удостоверение, причем сделать это можно даже без разрешения суда, достаточно уведомить должника об изъятии прав в личном разговоре. После этого судебный пристав передает информацию о приостановлении лицензии на управление автомобилем в ГИБДД. Вернуть права должник может только после погашения задолженности. Касается это нововведение только тех должников, чей долг составляет больше 10 000 рублей.

Также есть вероятность, что с 2017-го года судебные приставы смогут лишать должников, которые намеренно уклоняются от выплаты задолженности, доступа к государственным услугам. Должникам могут запретить сдавать экзамены для получения прав на управление транспортным средством, регистрировать машины и товарные знаки.

Последние изменения Федерального закона № 118-ФЗ

Идея внести поправки в законодательный акт о судебных приставах принадлежит Президенту РФ. Обновленный законопроект придет на смену нормативному акту под номером 118, описывавшему порядок работы судебных приставов в 1997 года. Согласно обновленному тексту федерального закона с 2016-го года судебных приставов причислили к специальной категории госслужащих. Теперь они получили звания, социальные гарантии, а также различные виды доплат. Но рассчитывать на бонусы могут лишь те сотрудники ФССП, которые получили высшее образование в области юриспруденции или экономики.

При этом, если сотрудники не отвечают предъявляемым к ним требованиям, то их увольняют либо понижают до должности помощника, в профессиональные обязанности которого входит подготовка документов. По замыслу Минюста такой подход должен мотивировать студентов юридических и экономических специальностей устраиваться на работу в ФССП в качестве помощника во время обучения, чтобы по окончании вуза получить должность пристава-исполнителя.

Еще одно важное изменение: приставы теперь делятся не на две категории, а на три. К приставам-исполнителям и приставам, обеспечивающим деятельность судебных инстанций, добавилась третья категория - судебные приставы-дознаватели.

Еще одно нововведение - сокращение количества региональных представительств Федеральной службы судебных приставов. Небольшие подразделения объединят в межрегиональные отделения ФССП, что позволит сэкономить бюджетные средства.

С начала 2019 года приставы-исполнители могут получать часть от изъятых в ходе исполнения своих обязанностей денег: из этих средств формируются фонды для поощрения сотрудников, показавших хороший результат по объемам взысканий.

Похожие публикации