Объект транспортной инфраструктуры - это что такое? Категории объектов транспортной инфраструктуры. Подразделения транспортной безопасности

Транспортных магистралей, качество правового регулирования обращения соответствующих коммуникаций, а также управления различными инфраструктурными объектами в данной сфере — ключевые факторы успешного развития экономики государства. Поэтому обеспечение функционирования инфраструктуры — важнейший приоритет властей страны. Но в чем заключаются ее особенности? Какие объекты могут выстраиваться на тех или иных уровнях коммуникаций между различными субъектами правоотношений в государстве?

Общая характеристика

Прежде чем рассматривать, какие категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств выделяют современные эксперты, изучим сущность соответствующего хозяйственного элемента. Что он представляет собой?

Под транспортной инфраструктурой понимается совокупность различных типов ресурсов, посредством которых обеспечивается движение машин, осуществляющих пассажироперевозки, транспортировку различных грузов. К данной сфере можно отнести, таким образом, как дороги и магистрали, так и непосредственно машины, а также обслуживающие их предприятия (но на этот счет в среде экспертов появляются дискуссии — далее мы изучим их специфику). Соответствующая инфраструктура может коммуницировать с большим количеством смежных отраслей — например, с объектами снабжения, предприятиями топливно-энергетического комплекса, банками, охранными организациями, государственными органами. Все они могут играть важную роль в развитии транспортной инфраструктуры. В свою очередь, она сама по себе является важнейшим ресурсом, обеспечивающим работу различных субъектов экономики.

Сущность объектов и субъектов

В соответствии с распространенной точкой зрения, объект транспортной инфраструктуры — это часть технологического комплекса, который может состоять из: магистралей, вокзалов, станций, метрополитенов, терминалов, аэропортов, вертолетных площадок, морских и речных портов, космодромов, различных военных объектов — например, авианосцев.

В свою очередь, субъектами транспортной инфраструктуры можно назвать граждан и юридических лиц, которые на законном основании — например, на праве собственности или исходя из наличия разрешенного доступа, пользуются транспортной инфраструктурой.

Объекты и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают, прежде всего, эффективное взаимодействие между гражданами и организациями, участвующими в различных правоотношениях. Для того чтобы коммуникации между людьми осуществлялись, они должны иметь возможность, прежде всего, оперативно перемещаться с одного места на другое, а также обладать необходимыми ресурсами для перемещения различных вещей — имущества, материалов, сырья. Уровень развития транспортной инфраструктуры — один из ключевых критериев определения уровня экономической диверсификации государства. Наличие достаточного количества высокоскоростных магистралей на территории государства может быть важнейшим фактором обеспечения высокой динамики хозяйственного развития различных отраслей экономики.

Роль государства в развитии отрасли

Объекты транспортной инфраструктуры — это ресурсы, которые стоят, как правило, огромных средств. Их выстраивание зачастую под силу только государству, имеющему возможность распределять бюджетные средства, использовать политический ресурс. Частные структуры во многих случаях не имеют возможности выстраивать транспортную инфраструктуру — хотя бы даже в масштабах региона, не говоря о стране в целом.

Поэтому в том, чтобы объекты транспортной инфраструктуры и столь необходимые экономике, появлялись в распоряжении хозяйствующих субъектов, должно быть заинтересовано, прежде всего, государство. В свою очередь, в компетенции частных структур может быть, к примеру, обеспечение безопасности инфраструктуры, поддержание ее в функциональном состоянии. Изучим данный нюанс подробнее.

Обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры

Итак, объект транспортной инфраструктуры — это во многих случаях результат реализации государственного инвестиционного проекта. В свою очередь, частные фирмы могут обеспечивать поддержание его функционального состояния в аспекте доведения условий его эксплуатации до оптимального состояния с точки зрения соблюдения критериев безопасности функционирования различных компонентов соответствующей инфраструктуры.

В такой сфере как обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры принято понятие зоны обеспечения стабильной работы — территории, в рамках которой обеспечивается оптимальное функционирование различных хозяйственных компонентов. Данное условие может потребовать организации строгого контроля доступа тех или иных лиц к соответствующим объектам. Границы могут быть определены законодательно — в соответствии с нормативами, прописанными в отдельных источниках права.

Также на уровне нормативных актов могут определяться уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры, то, каким образом ответственным лицам необходимо обеспечивать соответствие хозяйственных компонентов установленным критериям.

Существует большое количество иных характеристик территорий безопасности. В числе таковых — степень уязвимости транспортной инфраструктуры. Ее критерии также могут устанавливаться на уровне нормативных источников права. В свою очередь, практическая оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры может осуществляться ответственными лицами также с учетом внутрикорпоративных норм, дополняющих те, что принимаются ведомствами.

Условия для развития транспортной инфраструктуры

Эксперты выделяют ряд условий, при которых возможно успешное развитие транспортной инфраструктуры. Прежде всего — это мониторинг и своевременная модернизация различных хозяйственных объектов. Данная сфера должна быть в достаточной мере технологичной для обеспечения запросов ее пользователей. Ресурсы, о которых идет речь, должны быть доступны для заинтересованных лиц. Так, например, предполагается, что платные магистрали будут тарифицироваться таким образом, чтобы проезд по ним не был обременительным для граждан.

Требования к объектам транспортной инфраструктуры должны устанавливаться исходя из потенциального уровня спроса на пользование ее ресурсами со стороны граждан и организаций. Так, постройка новых дорог может быть оценена с учетом более интенсивной динамики их эксплуатации — вследствие предполагаемого роста автомобилизации населения государства, возведение аэропорта — с учетом возможного использования его ресурсов международными авиакомпаниями, как следствие — с увеличением мощностей соответствующего объекта инфраструктуры.

Развитие ресурсов, о которых идет речь, должно осуществляться с учетом мнения заинтересованных лиц, социальных групп, общественных организаций — например, экологических. Объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, в ряде случаев предполагающий достаточно интенсивное использование ресурсов окружающей среды. Оно не должно быть чрезмерным по оценке населения, проживающего в непосредственной близости к данным объектам, специалистов-экологов, а также с точки зрения действующих экологических стандартов.

Классификация объектов

При выработке государственной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры, при проведении различных экспертных оценок эффективности ее компонентов, важнейшую роль в повышении качества результатов соответствующих направлений деятельности может сыграть категорирование объектов транспортной инфраструктуры. Исходя из каких критериев соответствующие компоненты могут быть классифицированы? Таковые можно определять по разным основаниям. Так, если говорить о магистралях, то их можно классифицировать:

На дороги общего пользования;

На частные магистрали.

При этом первые могут быть бесплатными или платными. Дороги могут быть также классифицированы:

По материалу покрытия;

Исходя из пропускной способности;

По сроку службы;

По климатическим характеристикам.

Категории объектов транспортной инфраструктуры могут определяться исходя из видов транспорта, применяемых на соответствующих магистралях: железнодорожного, морского, автомобильного, воздушного, космического. Безусловно, критерии классификации объектов транспортной инфраструктуры могут определяться и на иных основаниях — нами рассмотрены лишь некоторые примеры таковых.

Функции транспортной инфраструктуры

В соответствии с распространенным подходом, объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, который выполняет функции:

Экономическую;

Культурную;

Социальную;

Научную;

Оборонную.

С точки зрения экономики транспортная инфраструктура важна как необходимый ресурс для обеспечения связи между различными хозяйствующими субъектами. От того, насколько она будет развита, зависит динамика продвижения тех или иных предприятий на рынке, перспективы реализации совместных проектов с партнерами, инвестиционная привлекательность фирмы — хотя, казалось бы, прямого отношения соответствующий ресурс к бизнес-модели предприятия не имеет.

Культурная функция объектов транспортной инфраструктуры может заключаться в обеспечении условий для межнациональных, Собственно, реализуемые в строительстве соответствующих объектов, также могут рассматриваться как часть национальной культуры в ряде контекстов.

Объект транспортной инфраструктуры — это значимый ресурс общества как совокупности коммуницирующих граждан, социальных групп, организаций. Используя его, люди могут интенсивнее общаться между собой, обмениваться различными ценностями, путешествовать и расширять свой кругозор. Развитая транспортная инфраструктура в государстве — важнейший фактор успешного развития общества, ресурс, который граждане могут использовать для обмена опытом между собой в различных сферах.

Значимую роль рассматриваемый ресурс также играет и в научной сфере. Так, он может быть использован в целях обеспечения обмена значимыми с точки зрения науки ценностями между различными структурами, организации поездок представителей научных учреждений в партнерские организации.

Еще одна важнейшая функция транспортной инфраструктуры — оборонная. Ее можно проследить в контексте обеспечения национальной безопасности, деятельности вооруженных сил государства. Несмотря на то, что инфраструктура рассчитана на применение преимущественно в гражданских целях, она может активно использоваться, к примеру, при организации военных учений, для перевозки боеприпасов, поставки сырья и материалов на оборонные предприятия. Ее технологичность может быть важным фактором динамики военного производства, как следствие — укрепления обороноспособности государства. Также необходимо, чтобы уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры военного назначения соответствовали установленным стандартам. Для этого может быть проведена масштабная работа с привлечением компетентных экспертов, подотчетных структурам власти или же нанятых крупными бизнесами.

Инфраструктура как часть транспортной системы

В среде экспертов распространен подход, в соответствии с которым транспортная инфраструктура рассматривается как часть более масштабной системы. При этом в нее также могут входить иные системы:

Правовая — устанавливающая нормы, на основе которых функционирует транспортная инфраструктура;

Управленческая — определяющая порядок работы рассматриваемой системы;

Финансовая — как источник ресурсов, за счет которых осуществляется выстраивание транспортной инфраструктуры и других компонентов рассматриваемой системы.

Транспортной инфраструктуре в соответствующей модели можно отвести важнейшую роль. Именно она будет объектом правового регулирования — при разработке норм или же стратегий управления указанной системой. Ее строительство, экспертиза, приемка, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры — основные виды расходов при распределении финансовых ресурсов в рамках всей системы.

Проработка правовых, управленческих, финансовых механизмов может быть сколько угодно детальной, но при некачественной транспортной инфраструктуре это не будет иметь большого значения. Таким образом, она является ключевым системным элементом в соответствующей модели. В транспортную инфраструктуру входят фактически все типы дорог, магистралей, контактных линий, а также объектов, которые на них расположены. Часто в качестве ее элементов рассматриваются системы связи и навигации, инструменты управления движением тех или иных транспортных средств, а также коммуникации с пользователями. Например, если таковыми являются пассажиры железнодорожной сети, то подобными инструментами коммуникации будут кассы, онлайн-сайты бронирования билетов, порталы транспортных железнодорожных компаний.

Законодательством, а также внутрикорпоративными стандартами предприятий в соответствующем сегменте экономики могут быть определены различные категории безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Это нужно, прежде всего, для создания лучших условий для работы, осуществляемой сотрудниками соответствующих организаций, а также непосредственно для потребителей их услуг — граждан, частных и государственных предприятий. Выделение категорий безопасности также может осуществляться в целях повышения эффективности управления данными объектами.

Инфраструктура и транспортные средства

Существует 2 точки зрения касательно того, относить ли к рассматриваемой инфраструктуре собственно транспортные средства. Первая предполагает, что они не должны включаться в нее. Это обуславливается тем, что использование транспортных средств носит хотя и относительно частый, но непостоянный характер. В свою очередь, инфраструктура — особенно если ее рассматривать как часть транспортной системы, рассчитана на постоянное выполнение возложенных на нее функций по обеспечению коммуникаций в различных областях социально-экономического развития государства.

Вторая точка зрения предполагает, что транспорт не следует рассматривать отдельно от соответствующей инфраструктуры, поскольку таковая создается не просто так, а именно с целью последующего задействования именно транспортных ресурсов человеком в рамках тех условий, что формируются на уровне инфраструктуры. Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, ее основные характеристики — например, пропускная способность, если вести речь о дорогах, будет напрямую влиять на возможности эксплуатации транспорта.

Еще один аргумент в пользу рассмотрения транспортных объектов и рассматриваемой инфраструктуры в общем контексте: строительство инфраструктурных объектов осуществляется, прежде всего, с учетом последующей интенсивности их эксплуатации, которая осуществляется при непосредственном задействовании человеком как раз-таки транспортных средств. Именно характеристики машин определяют то, какими должны быть дороги по качеству, по протяженности, по уровню технологичности. Уязвимость объектов транспортной инфраструктуры и определение иных критериев ее безопасности также определяется исходя из типичной динамики эксплуатации соответствующих ресурсов, которая может устанавливаться, опять же, с учетом характеристик транспортных средств.

Развитие инфраструктуры: задачи государства

Итак, государство, как мы определили выше, является ключевым субъектом в сфере развития инфраструктуры. Только властям страны под силу — исходя из наличия доступа к относительно объемным финансовым ресурсам - инвестировать в строительство дорог, их модернизацию, повышение безопасности, совершенствование механизмов выработки правовых норм и управленческих подходов в рамках транспортной системы. Какие же конкретно задачи необходимо решать властям страны при выработке приоритетов в развитии соответствующей инфраструктуры? К таковым правомерно отнести:

Мониторинг состояния инфраструктуры, инициирование ее своевременного ремонта, модернизации, обновления;

Повышение технологичности транспортных путей исходя из предполагаемой динамики ее использования гражданами и организациями;

Повышение доступности инфраструктуры для пользователей — с точки зрения обеспечения фактического оснащения территорий необходимыми коммуникациями, а также снижения затрат граждан и организаций на пользование соответствующими ресурсами.

Решение указанных задач требует планомерной работы самых компетентных специалистов на разных уровнях власти. Это будет главным условием обеспечения функционирования транспортной инфраструктуры как одного из ключевых ресурсов для социально-экономического развития страны.

19.04.2016, 14:53

Зориков Константин Валерьевич, генеральный директор Северо-Западного учебно-методического центра «Транспортная безопасность»

Рассматривая вопрос об ак-кредитации подразделений транспортной безопасности, нужно с удовлетворением отметить, что за последние полгода вышли практически все недостающие нормативные правовые акты в сфере транспортной безопасности, которые должны определять и регулировать механизм возникновения или, в большинстве случаев, все-таки превращения «Золушки ЧОП» в «прекрасную принцессу Подразделение ТБ».

Но, тем не менее, процесс пошел.

Итак, подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. Порядок аккредитации обозначен в Приказе Минтранса РФ от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним». В соответствии с положениями этого документа, юридическое лицо, которое аккредитуется в подразделение ТБ, должно выполнить ряд требований, одно из основных - наличие в штате подразделения сотрудников, прошедших аттестацию. Это условие на данный момент не так-то просто реализовать, даже не потому, что еще нет аттестующих организаций, они, скорее всего, появятся в ближайшее время, а потому, что механизм хоть и обозначен, но еще далек от совершенства. Первопроходцам на данном пути будет или очень легко, как в мутной воде, или очень тяжело, скорее второе.

Давайте попробуем разобраться. На предварительном этапе для допуска сотрудника к аттестации необходимо собрать ряд документов, среди которых: справка об отсутствии судимости; медицинское заключение, подтверждающее отсутствие психических заболеваний,алкоголизма, наркомании, токсикомании либо прекращение диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний; медицинское заключение, подтверждающее отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; заключение органов внутренних дел о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; а также документы, удостоверяющие личность, трудовой стаж и образование аттестуемого лица (приказ Минтранса от 03.11.2015 № 325 «Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных»).

Среди перечисленных справок и заключений в настоящий момент отсутствует только утвержденный Перечень медицинских противопоказаний к выполнению работ и порядок выдачи соответствующего заключения. Процедура выдачи всех остальных документов имеет утвержденные регламенты. Так что можно трубить сбор.

Напомним, аттестация проводится органами аттестации - компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, их территориальными подразделениями, а также аттестующими организациями - юридическими лицами, аккредитованными для этих целей компетентными органами. Как уже было сказано, в настоящий момент аккредитованных аттестующих организаций еще нет, но они вот-вот появятся, и тогда препятствия для непрохождения этой процедуры будут устранены.

После формирования пакета документов и положительного решения аттестующей организации о допуске к аттестации сотрудник приступает к сдаче испытаний в соответствие с приказом Минтранса от 21.08.2014 № 231 «Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта».

В процессе реализации этих мероприятий можно столкнуться с некоторыми нюансами. Во-первых, федеральные транспортные агентства не торопятся утверждать и размещать на своих интернет-ресурсах вопросы к аттестации. На сегодняшний день это сделано только у Росжелдора. Но среди этих вопросов встречаются, например, такие, которые не обозначены в тематике типовых программ повышения квалификации специалистов по транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности». Значит, при выборе образовательной организации, которая будет проводить обучение сотрудников, необходимо внимательно знакомиться с программой обучения, которая реализуется в данном учебном учреждении, чтобы тематика программы включала материал аттестационных вопросов соответствующего агентства.

Во-вторых, представим такую ситуацию. Документы все собраны, подготовка проведена, затрачены моральные и финансовые ресурсы, сотрудник направляется на аттестацию. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», сотрудники подразделений транспортной безопасности (так называемые отдельные категории) проходят аттестацию в три последовательных этапа: определение соответствия личностных (пси-хофизиологичских) качеств, определение уровня физической подготовки, определение уровня знаний, умений, навыков. На каждом этапе, кроме последнего, принимается решение о допуске к последующему этапу. Но, если знания или «физику » еще можно как то подтянуть и натренировать, то в случае, если аттестуемый не прошел первый этап - психофизиологическое обследование, к следующим проверкам он не допускается, и здесь уже ничем не поможешь, эти «кондиции» исправить практически невозможно. Значит все, что было сделано и затрачено на этого сотрудника, можно забыть. Вывод: при правильном подходе к вопросу аттестации, для страховки своего собственного финансового риска, не исключена процедура так называемой предаттестации, в процессе которой потенциальный сотрудник в условно легкой форме проходит психофизиологическое обследование, по результатам которого принимается решение о целесообразности привлечения его в ряды подразделения ТБ. Может быть это относится не ко всем сотрудникам, но к вновь принимаемым на службу, как минимум, рекомендуется.

И, в качестве предложения, тот же самый принцип - предварительной проверки - должен применяться и перед направлением сотрудника на подготовку по программам повышения квалификации. То есть подготовку должен проходить сотрудник, который однозначно не имеет ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, установленных пунктами 1-7 части 1 статьи 10 ФЗ-16 или, как минимум, имеющий заключение органов внутренних дел о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. В противном случае мы можем подготовить не того, кого нужно, и столкнуться с ситуацией из детского анекдота: «Вовочка, давай с тобой повторим те слова, которые ты не должен говорить».

Что касается самой подготовки, то многие нынешние ЧОП, потенциальные кандидаты в аккредитованное подразделение ТБ, сталкиваются вот с каким вопросом. Сотрудник ЧОП в настоящий момент достаточно универсальный солдат: сегодня он обеспечивает объектовый режим, завтра - в составе группы быстрого реагирования, а вчера подменял заболевшего коллегу на посту оператора технических средств. Если все то же самое он собирается осуществлять на объекте транспортной инфраструктуры, то и подготовку он должен пройти по всем соответствующим программам.

Итак, подготовка осуществлена, аттестация пройдена, остались мелочи -формируем пакет документов для аккредитации в соответствие с разделом 2 приказа Минтранса РФ от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности...», направляем в соответствующее (в зависимости от отрасли транспорта) федеральное агентство и ждем положительного решения, которое в течение 5 лет предоставит нам право осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в статусе подразделения транспортной безопасности.

И в завершение. Формируя подразделение транспортной безопасности, необходимо учитывать положение статьи 5.5 из 40-х приказов «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности...», в которой говорится: «Образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности...», где главная фраза: «в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности». То есть штат подразделения ТБ должен полностью обеспечивать выполнение Плана. Поэтому, при намерении взять под охрану какой-нибудь объект, нужен соответствующий штат сотрудников. Причем, по логике вещей, проще аккредитовать подразделение из 10 сотрудников, а потом под конкретный План конкретного объекта добавлять в штат аттестованных сотрудников, чем аккредитовать подразделение из 100 человек.

Все. Поехали.

В статье приведены наиболее важные технические требования к периметровым средствам обнаружения (ПСО), в частности, к комбинированно-совмещенным ПСО, предназначенным для комплексной охраны ограждений. Рассмотрены методы контроля функциональных параметров таких ПСО при эксплуатации на объекте.
В предыдущей статье, опубликованной в №2-2018 «Алгоритма безопасности» были рассмотрены радиолокационные средства обнаружения, которые обнаруживали перемещения нарушителя на дальних подступах к охраняемому объекту. Следующим рубежом охраны объекта является ограждение периметра, которое может быть не только физической преградой от проникновения нарушителя, но и сигнальным полотном для ПСО, которые могут иметь как один, так и несколько каналов обнаружения с различными физическими принципами и логикой комбинирования или совмещения друг с другом.

Водяное охлаждение резервуаров с изотермическим хранением криогенных топлив – эффективное средство их противопожарной защиты / Вопросы расчета ресурсной потребности пожарной охраны поселений и городских округов / Проблемы проектирования внутреннего противопожарного водопровода на базе малорасходных пожарных кранов низкого и высокого давления. Часть 3. Методы испытаний малорасходных пожарных кранов...

Внимание субъектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного
транспорта, дорожного хозяйства и перевозчиков!

Разъяснение по планированию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности

Информируем Вас, что многие собственники получили предписания от органов о необходимости устранения выявленных недостатков в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Анализ предписаний по вопросам транспортной безопасности показывает, что большинство из них касаются двух мероприятий, предусмотренных законом «О транспортной безопасности»:

1. Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

2. Разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Другие предписания содержат кроме того замечания в отношении выполнения Приказа Минтранса «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств …» (отдельные приказы по каждому из видов транспорта, далее – Требования по транспортной безопасности).

Последовательность мероприятий, за проведение которых отвечает собственник, предусмотренные законом (применительно к объекту транспортной инфраструктуры, далее – ОТИ):

1. Предоставление сведений об ОТИ в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры;

2. Организацию проведения оценки уязвимости ОТИ;

3. Разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

4. Реализацию утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

1. Предоставление сведений об ОТИ в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.

Внесение данных об объекте в реестр и категорирование проводит компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности, для этого собственник должен предоставить данные об ОТИ. Сведения об ОТИ должны содержать информацию о наименовании объекта и данные о собственнике (наименование, регистрационные данные юридического лица) - для внесения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и сведения, характеризующие порядок функционирования объекта - для проведения категорирования (к этому пакету могут относиться планы территории, проектная документация и т.п. – их может запросить компетентный орган или аккредитованная организация, т.к. эти сведения потребуются для проведения оценки уязвимости, необходимо найти их и быть готовым предоставить копии документов).

На этом этапе субъекту транспортной инфраструктуры (собственнику) рекомендуем организовать выполнение следующих действий:

Результаты
Определение ответственного за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объекте Приказ о назначении ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности ОТИ
Создание рабочей группы для сбора и подготовки сведений об объекте транспортной инфраструктуры, для разработки внутренних распорядительных документов о реализации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ Внутренние распорядительные документы по обеспечению транспортной безопасности ОТИ
Сбор сведений об объекте транспортной инфраструктуры, характеризующих порядок функционирования объекта Направление сведений об ОТИ в компетентный орган
Направление сведений об объекте транспортной инфраструктуры в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности Получение уведомления от компетентного органа о присвоении категории безопасности объекту и занесения его в реестр категорированных ОТИ Установлен срок рассмотрение документов компетентным органом - не более 1 месяца с момента получения материалов

Результатом действий будет являться получение уведомления о присвоении категории ОТИ и занесении его в реестр категорированных ОТИ. Важным моментом на данном этапе является то, что после получения указанного уведомления сроки дальнейших мероприятий по транспортной безопасности регламентированы законом и они очень сжатые, поэтому чтобы не попасть в поле зрения контролирующих органов в результате нарушения установленных сроков, необходимо заранее продумать дальнейшие действия и действовать «на опережение». Например, как можно раньше выбрать специализированную организацию, которая сможет проконсультировать по всему комплексу мероприятий и будет готова провести оценку уязвимости ОТИ.

2. Организация проведения оценки уязвимости ОТИ.

В соответствии с законом, ответственность за проведение оценки уязвимости ОТИ несет собственник объекта, проведением оценки уязвимости занимаются аккредитованные специализированные организации. Списки аккредитованных специализированных организаций можно найти на сайтах агентств Минтранса России по видам транспорта в разделах «Транспортная безопасность». Перейдем к плану действий на этом этапе.

Содержание мероприятия - план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Выбор специализированной организации для проведения оценки уязвимости объекта Определение специализированной организации для взаимодействия Общий срок выполнения всего этапа - не более 3 месяцев с момента внесения данных об объекте в реестр, поэтому подготовительный этап - до заключения договора должен занять не более 2 месяцев
Подготовка и направление в специализированную организацию запроса на проведение оценки уязвимости ОТИ и информации об объекте Расчет стоимости проведения оценки уязвимости ОТИ
Заключение договора на проведение оценки уязвимости ОТИ Договор на проведение оценки уязвимости ОТИ
Специализированнаяоранизация проводит оценку уязвимости ОТИ и направляет отчет о проведении оценки уязвимости в компетентный орган Отчет о проведении оценки уязвимости ОТИ, рекомендации по обеспечению комплексной безопасности ОТИ Не более 1 месяца с момента заключения договора
Компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности утверждает результаты проведения оценки уязвимости Утвержденный компетентным органом результат оценки уязвимости, акт о проведении оценки уязвимости Срок направления результатов оценки уязвимости - не более 3 месяцев с даты внесения данных об объекте в реестр ОТИ, срок рассмотрения результатов компетентным органом - не более 1 месяца.

В результате перечисленных действий собственник получает на руки утвержденный результат проведения оценки уязвимости ОТИ. Срок выполнения всего мероприятия – не более трех месяцев с момента внесения данных об объекте с реестр.

3. Разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в соответствии с законом, должен провести собственник. Необходимо отметить, что план обеспечения транспортной безопасности должен быть утвержден компетентным органом в сфере обеспечения транспортной безопасности. Если собственник не располагает собственными ресурсами для разработки плана, можно воспользоваться консультационными услугами специализированных организаций, утверждение плана рекомендуем возложить на них же. В этом случае договор на предоставление услуг со специализированной организацией должен предусматривать предоставление результата заказчику в виде утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. План действий представлен ниже.

Содержание мероприятия - план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Разработка плана обеспечения транспортной безопасности объекта (ПОБ). В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ПОБ должен быть разработан в течение 3 мес. после утверждения компетентным органом (ФДА) результатов проведения ОУ (Проект плана может быть подготовлен в рамках концепции ТБ). План обеспечения транспортной безопасности ОТИ В течение 3 мес. после утверждения компетентным органом (Росавтодор) результатов проведения оценки уязвимости, срок рассмотрения плана компетентным органом - не более 1 месяца.
Направление плана обеспечения транспортной безопасности объекта в компетентный орган (Росавтодор) на утверждение. При получении отказа в утверждении плана - доработка и повторное направление Утвержденный план обеспечения транспортной безопасности объекта

Срок, отведенный законодательством на разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности не должен превышать трех месяцев с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости ОТИ компетентным органом. Результатом действий данного этапа является утвержденный план обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

4. Реализация утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Ответственность за реализацию плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ несет собственник. При планировании необходимых работ, следует обратить внимание на то, что срок их окончания нормативно определен и составляет 6 месяцев с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости ОТИ. То есть, если разработка и утверждение плана безопасности заняли 3 месяца с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости, то на реализацию плана остается 3 месяца! Исходя из опыта работы, если реализация плана будет связана с поставкой и монтажом оборудования систем безопасности ОТИ, то выполнить работы в указанный срок будет очень сложно, в связи с чем, рекомендуем начать подготовку к реализации планируемых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как можно раньше.

Содержание мероприятия - план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Реализация комплекса мероприятий в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ, информирование компетентного органа в сфере обеспечения транспортной безопасности о выполнении мероприятий, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Документы подтверждающие выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ОТИ - договора с подрядчиками и акты выполненных работ; внутренние приказы по утверждению штатного расписания, положений, должностных инструкций, технологических процедур, регламентов взаимодействия и прочих документов в соответствии с планом. В течение 6 мес. после утверждения компетентным органом результатов проведения оценки уязвимости.

Объем работ и порядок действий по каждому объекту будет, конечно, различный, не типовой, поэтому мы не приводим здесь детализацию. Результатом этого этапа и одновременно итоговым результатом всего комплекса работ будет достижение состояния ОТИ, соответствующее требованиям по обеспечению транспортной безопасности и комплект документов, подтверждающий проведение всех указанных выше мероприятий.

Методические рекомендации по порядку разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства и Образец оформления Плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта (автовокзалы, автостанции).

Скачать документы можно по ссылкам в конце статьи. Кратко по содержанию документов: оба документа посвящены разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), содержат требования к оформлению, формы приложений плана, перечень принятых терминов и сокращений, шаблоны локальных нормативно-правовых актов субъекта транспортной инфраструктуры, образцы схем. Используя информацию указанных документов можно подготовить шаблоны плана обеспечения транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, таких как: мосты, эстакады, участки дорог, и объектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта – автовокзалов и автостанций.

Типовые планы обеспечения транспортной безопасности (далее - план ОТБ) для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Скорее всего форма документа будет неоднократно изменена, но уже можно получить общее представление о содержании документа. Структура предложенного типового плана ОТБ разработана в соответствии с приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Типовой план обеспечения транспортной безопасности (далее - план ОТБ) для объектов транспортной инфраструктуры в сфере железнодорожного транспорта ( http://www.roszeldor.ru/trans_save/plan_OTI). Структура предложенного типового плана ОТБ разработана в соответствии с приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Форма плана сформирована в соответствии со спецификой железнодорожного транспорта. План ОТБ содержит регламент работы системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Приложения к плану ОТБ - комплект локальных нормативно-правовых актов субъекта транспортной инфраструктуры в области обеспечения транспортной безопасности ОТИ, которые необходимо разработать в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (Приказ Минтранса России от 08 февраля 2011 г. № 43).

Список приложений к плану ОТБ:

1. Положение (устав) подразделений транспортной безопасности

2. Организационно - штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры.

3. Номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее – персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ

4. Номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ

5. Номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ

6. Положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ

7. Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах / постах (далее - КПП) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения)

8. Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ

9. Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ

10. Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ

11. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а так же реагирования на такую информацию

12. Режим функционирования инженерно-технических систем (далее – ИТС) обеспечения транспортной безопасности

13. План объекта (масштабный)

14. Порядок работы, оснащение поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие

15. Порядок передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени

16. Виды связи, применяемые на ОТИ в интересах обеспечения транспортной безопасности, схема связи

17. Характеристики технических средств транспортной безопасности ОТИ

18. Перечень предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический или перевозочный сектора зоны транспортной безопасности

Судебная практика по делам о нарушениях в сфере обеспечения транспортной безопасности

В прошлом году судами различных инстанций было рассмотрено большое количество дел в отношении нарушений требований нормативно-правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности, многих интересуют результаты рассмотрения дел, прежде всего собственников – субъектов транспортной инфраструктуры. К сожалению, в открытых источниках и средствах массовой информации слабо освещен этот сектор информации. С целью резюмировать информацию, доступную в интернет, подготовлена эта статья. Основная задача, на наш взгляд, определить наиболее часто встречающиеся нарушения и сделать анализ реальных примеров судебных решений.

В соответствии с данными Ространснадзора о контрольно-надзорной деятельности по транспортной безопасности за период до конца 2011 года (9 месяцев):

Проведено инспекторских проверок: 1263, выявлено нарушений: 2527, выдано предписаний: 1062.

Ространснадзор определил следующие характерные правонарушения, выявленные в ходе проверок:

— не разработана номенклатура (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;

— не проведены и не утверждены оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

— не разработаны и не утверждены планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

— не разработаны приказы о назначении должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности;

должностные инструкции, определяющие функциональные обязанности, не отражают требований нормативных документов по транспортной безопасности;

— не отработаны планы взаимодействия с территориальными подразделениями МВД, ФСБ, МЧС России, с органами государственной власти и местного самоуправления;

— не разработана документация о внутриобъектовом и пропускном режимах.

Однако, это далеко не полный список нарушений, тем не менее, мы использовали его для анализа. Многие из указанных нарушений могут быть оспорены в суде с большой вероятностью вынесения решения в пользу собственника. Дело в том, что нормативно-правовая база в сфере обеспечения транспортной безопасности содержит много недоработок, в рамках статьи рассмотрены только отдельные конкретные примеры несоответствий. Например, такое нарушение как: «не проведено категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», предъявлено не по адресу, так как за категорирование отвечает в соответствии с законом «О транспортной безопасности» №16-ФЗ компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности, а не собственник, более корректно было бы проверить факт предоставления сведений об объекте транспортной инфраструктуры/транспортном средстве в компетентный орган.Следующее указанное нарушение: «не проведены и не утверждены оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», тесно связано с предыдущим и следующим в списке Ространснадзора, ключевым моментом в данном случае является последовательность действий – если нет категории, то невозможно провести оценку уязвимости (т.к. требования по обеспечению транспортной безопасности привязаны к конкретной категории и уровням безопасности), и далее по-цепочке: без результатов оценки уязвимости невозможно разработать план обеспечения транспортной безопасности и внести соответствующие поправки в локальные нормативно-правовые акты предприятия. Примером рассмотрения дела с подобными замечаниями может служить решение Арбитражного суда г. Москвы в пользу заявителя – ОАО «РЖД» (Северо-Кавказская железная дорога) , о признании недействительным предписания Ространснадзора.

Самым «громким» судебным процессом в отношении требований по обеспечению транспортной безопасности, по-нашему мнению, является судебное разбирательство с администрацией аэропорта «Домодедово». Чтобы проследить историю разбирательства приводим вырезки из статей в интернете:

Структуры аэропорта «Домодедово» пытаются доказать незаконность требований Минтранса по обеспечению транспортной безопасности. Претензии, связанные с обеспечением безопасности, к аэропорту были предъявлены после теракта 24 января. Уже 27 января Ространснадзор вынес ряду компаний аэропорта, включая ЗАО «Домодедово пэссенджер терминал», предписание, обязавшее проводить 100-процентный досмотр всех посетителей при входе в здание аэровокзала. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций в Московской области признали предписание недействительным (http://zakon.ru/Discussions/OneDiscussion/

761)(дело А41-6502/11), но ФАС Московского округа 17 августа это решение отменил, направив дело на новое рассмотрение. Причиной отмены стало процессуальное нарушение (отсутствие в деле протокола судебного заседания), но кассационная инстанция указала на то, что структуры аэропорта по условиям полученной лицензии обязаны заниматься обеспечением безопасности.

После неудачи в ФАС Московского округа две структуры аэропорта – ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» и ЗАО «Домодедово пэссенджер терминал» пошли иным путем. В суд первой инстанции ВАС ими подано заявление об оспаривании нормативного правового акта – приказа Минтранса №40 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта». В заявлении оспаривается свыше 70 пунктов приказа Минтранса. Заявители полагают, что «требования возлагают свойственные исключительно государству функции на субъекты транспортной инфраструктуры». Субъектам транспортной инфраструктуры предписаны, в частности, следующие обязанности:

— пресекать попытки противоправных действий, в том числе терактов,

— выявлять физических лиц, подготавливающих/совершающих противоправные действия, в том числе теракты,

— выявлять совершение/подготовку противоправных действий, в том числе терактов,

— выявлять признаки совершения/подготовки к совершению противоправных действий, в том числе терактов,

— не допустить подготовку к совершению противоправных действий, в том числе терактов.

Апелляционная коллегия ВАС вынесла определение (от 9 декабря 2012 г. N КАС12-13) , коллегия сочла незаконными нормы, которые устанавливают время, в течение которого нарушители, запрещенные предметы и вещества должны передаваться названными субъектами федеральным органам власти. Причина - орган власти, который издал данный ведомственный акт, вышел за пределы компетенции. Кроме того, время совершения подобных действий зависит от целого ряда обстоятельств и должно определяться в каждом конкретном случае. В остальной части, коллегия определила решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО», ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» - без удовлетворения.

В наше время под транспортной безопасностью в первую очередь понимается предупреждение терроризма. Обусловлено это тем, что в мире участились террористические акты. По этой причине и были сформированы компетентные органы. О них и расскажем.

Понятие

Прежде чем рассказывать о компетентных органах в области обеспечения транспортной безопасности, разберемся с понятием.

Итак, транспортная безопасность — состояние, когда происходит защита транспортных средств и объектов инфраструктуры транспорта от незаконного вмешательства.

Кроме этого, есть еще понятия, которые раскрывают определение безопасности транспорта. Это:

  1. Система осуществления целей в транспортном комплексе.
  2. Система, которая противодействует, предупреждает, пресекает преступления, в том числе террористические акты, в транспортной области.
  3. Система, которая направлена на повышение экоустойчивости транспортной системы и экобезопасности перевозок.
  4. Система, предупреждающая чрезвычайные происшествия техногенного или природного характера на транспорте.
  5. Система, которая минимизирует или не допускает моральный ущерб, возникающий от чрезвычайных происшествий или преступлений.

Системой все называется потому, что только комплексные действия приносят результат.

Кого защищает

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности призваны защищать:

  1. Владельцев транспортных средств.
  2. Пассажиров.
  3. Пользователей и владельцев транспортных средств.
  4. Перевозчиков и получателей грузов.
  5. Работников транспортного комплекса.
  6. Окружающую среду от угроз транспортного комплекса.
  7. Бюджет и экономику страны.

Кроме того, компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности обязаны формировать:

  1. Безопасную перевозку багажа, груза или грузобагажа.
  2. Безопасные условия проезда для пассажиров, а точнее, для их жизни и здоровья.
  3. Экономическую безопасность.
  4. Безопасность эксплуатации и функционирования средств транспорта и объектов.
  5. Информационную безопасность.
  6. Экологическую безопасность.
  7. Санитарную безопасность.
  8. Пожарную безопасность.
  9. Постоянную готовность всех ветвей транспортного комплекса.
  10. Ядерную, бактериологическую, радиационную и химическую безопасность.

Так как причины происшествий имеют разный характер, то и угрозы транспортной безопасности появляются не только снаружи, но и внутри системы. Разберемся же в том, что считать угрозами.

Угрозы безопасности

Что считать угрозами? Угрозой считается противоправное действие или намерение его совершить, сюда же относятся процессы техногенного или природного характера, которые препятствуют реализации государственных интересов, интересов личности в транспортной области. Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности должны распознавать эти угрозы и предотвращать их.

К угрозам относятся:

  1. Случаи незаконного вмешательства в работу транспорта. Например, это может быть телефонный терроризм, разборка железнодорожных путей. Иными словами, все действия, которые направлены на причинение вреда жизни пассажиров, здоровью, а также ущерба транспортной сфере.
  2. Диверсионные и террористические акции. Захват морских или воздушных судов, взрывы в аэропортах, вокзалах и прочих местах также относятся к этой категории.
  3. Криминальные действия, которые направлены против жизни и здоровья пассажиров.
  4. Криминальные действия, которые направлены против грузов.
  5. Внеплановые происшествия, например, аварии. Они обусловлены технической изношенностью транспортных средств, а также нарушением требований по экологической безопасности и природными факторами, которые и создают аварийную обстановку с последующими человеческими жертвами и материальным ущербом.

Соответственно, все силы транспортной безопасности должны быть брошены на предупреждение или ликвидацию последствий.

Задачи транспортной безопасности

Какие же задачи у органов в этой области и на что должны быть брошены силы транспортной безопасности?

  1. Правовое регулирование в области безопасности транспорта.
  2. Выявление угроз совершения незаконного вмешательства.
  3. Объективная оценка уязвимости технических средств и объектов инфраструктуры транспорта.
  4. Разделение на категории транспортных средств и объектов инфраструктуры.
  5. Разработка и осуществление требований по организации транспортной безопасности.
  6. Подготовка специалистов для работы в этой сфере.
  7. Осуществление надзора и контроля в сфере безопасности транспорта.
  8. Научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение безопасности транспорта.

Законом о транспортной безопасности определены принципы, которые должны соблюдать компетентные органы. К ним относятся:

  1. Соблюдение интересов личности, государства и общества в равной степени.
  2. Законность.
  3. Непрерывность.
  4. Взаимная ответственность общества, личности и государства в этой сфере.
  5. Взаимодействие органов госвласти, местных органов самоуправления и субъектов транспортной инфраструктуры.

Что должны делать компетентные органы

Законом о транспортной безопасности определена сфера деятельности органов, которые осуществляют транспортную безопасность.

Итак, они должны:

  1. Обеспечивать транспортную безопасность объектов инфраструктуры, транспортных средств.
  2. Проводить оценку уязвимости объектов инфраструктуры. Порядок, в котором органы транспортной безопасности это делают, установлен Оценку уязвимости проводят специальные организации в том порядке, что установил федеральный орган.
  3. Органы транспортной безопасности обязаны также утвердить результаты проверки и не разглашать их. Так как эти сведения относятся к
  4. Разделять объекты транспортной инфраструктуры и вносить их в реестр. Также этот реестр необходимо вести.
  5. Разрабатывать планы обеспечения инфраструктуры и транспортных средств.
  6. Реализовывать эти планы как самостоятельно, так и с органами местного самоуправления.

Какие органы осуществляют транспортную безопасность

Компетентными органами в области транспортной безопасности являются:

  1. Росавтодор. Это федеральное дорожное агентство.
  2. Росавиация — федеральное агентство воздушного транспорта.
  3. Росжелдор. Это федеральное агентство железнодорожного транспорта.
  4. Росморречфлот — федеральное агентство речного и морского транспорта.
  5. Ространснадзор. Федеральная служба, которая осуществляет надзор в области транспорта, а также проводит проверки обеспечения безопасности физическими и юридическими лицами.
  6. Органы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

На последнем остановимся подробнее.

Орган аттестации

Органы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности — это органы, имеющие компетенцию в области безопасности транспорта. Имеют территориальные подразделения. Сюда же относятся организации, которые имеют право проводить аттестацию сил безопасности транспорта. Такие организации находятся в ведении компетентных органов в этой сфере.

Орган аттестации по транспортной безопасности проводит аттестацию для того, чтобы выявить соответствие знаний, навыков, а также личностных качеств работе в сфере безопасности транспорта.

Аттестация проводится один раз в пять лет, если необходимо проверить:

  1. Работников субъекта транспортной сферы, которые отвечают за обеспечение безопасности.
  2. Других работников транспортной сферы, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности.

Органы аттестации сил транспортной безопасности могут проводить процедуру и раз в три года. И вот в каких случаях:

  1. Для работников сферы транспортной безопасности, занимающих руководящие должности.
  2. Для работников инфраструктуры, которые включены в группу быстрого реагирования.
  3. Для тех работников, которые осуществляют досмотр, а также повторный или дополнительный досмотр.
  4. Для работников, которые осуществляют собеседование или наблюдение.
  5. Для тех работников, которые управляют техническими средствами обеспечения безопасности транспорта.

По результатам проверки выдается свидетельство об аттестации.

Кроме того, аттестация проводится и при приеме на работу. Есть перечень требований, которым необходимо соответствовать кандидату, иначе его просто не примут. Кто не может рассчитывать на работу в сфере транспортной безопасности:

  1. Человек, который имеет неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление.
  2. Кандидат, который состоит на учете в медицинском учреждении по причине алкогольной, наркотической зависимости или психического заболевания.
  3. Человек, который был уволен с госслужбы или досрочно прекратил свои полномочия. Это относится к бывшим работникам судебных или правоохранительных органов, которые были отстранены от деятельности в связи с дисциплинарным проступком или проступком, который опорочил честь служащего или стал причиной утраты доверия к нему. Правило действует лишь в том случае, если после увольнения не прошло трех лет.
  4. Человек, который по результатам проверки не может быть допущен к деятельности, которая непосредственно связана с объектами, представляющими высокую опасность для здоровья и жизни людей и окружающей среды.

Которые связаны с обеспечением транспортной безопасности, устанавливает правительство нашей страны.

Как проводится аттестация

Орган аттестации транспортной безопасности начинает проверку только после того, как будет подано заявление на проведение аттестации. Его может подать субъект транспортной сферы или юридическое лицо, которое имеет аккредитацию как подразделение безопасности транспорта. Заявителем может стать и юридическое лицо, которое только претендует на подобную аккредитацию.

Так как аттестационные отделы есть не во всех городах, то орган оказывает выездные услуги с предоставлением заказчиком необходимых условий для проведения проверки.

Проверка проходит в несколько этапов, про которые мы и расскажем.

  1. Подача документов. Заявитель предоставляет в аттестационный орган набор документов, которые соответствуют девятому пункту правил аттестации.
  2. После чего начинается проверка персональных данных и документов и их обработка. Документы проверяются службой в течение трех дней. Некоторые категории сил проверяются в течение сорока пяти дней. Согласно результатам проверки, заявителя информируют о том, что необходимо заключить договор на проведение аттестации. Делается это для того, чтобы можно было решить, допускать аттестуемых к прохождению проверки или нет.
  3. Следующим шагом и будет принятие решения о допуске. Если все условия выполняются, то орган аттестации решает допустить человека к прохождению проверки. Чтобы работник прошел проверку, нужно заключение ОВД о возможности допуска, отсутствие ограничений на выполнение работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, полное соответствие пакета документов заявленному списку, наличие договора с органом аттестации. Если принято решение о прохождении аттестации, то каждому человеку присваивают идентификационный номер, по которому и проводится проверка.
  4. Сколько будет проверок, зависит от того, какую категорию сотрудников проверяют. Если речь идет о проверке личностных качеств отдельных органов в области обеспечения транспортной безопасности, то проводится психофизиологическое обследование сотрудников. В процессе определяют важные для работы качества и наличие риска общественно опасного поведения. Согласно результатам проверки, человека либо допускают к дальнейшим ступеням, либо нет. Следующей проверкой будет соответствие физической подготовки сотрудников. Испытуемые выполняют физические упражнения, и их результаты проверяют на соответствие нормативам. Результатом такой проверки станет допущение или недопущение к дальнейшим проверкам. Третьим этапом будет проверка умений, знаний, навыков сотрудников. Проводится тестирование, в котором сотруднику нужно будет ответить на пятьдесят вопросов с несколькими вариантами ответа. Также билет содержит два практических задания, которые необходимо решить. По результату последней проверки аттестационный орган решает, соответствует сотрудник нормам или нет.
  5. Последним этапом становится выдача свидетельства об аттестации. Важно знать, что все свидетельства заносятся в реестр органов аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Сертифицирующий орган

Сертифицирующим органом по транспортной безопасности является ФКУ НПО «СТиС» МВД России.

Что он делает:

  1. Утверждает сертификаты соответствия.
  2. Утверждает способы проведения сертификационных испытаний техсредств, требований к ним.
  3. Рассматривает жалобы.
  4. Обеспечивает распространение информации о проведении сертификации.

Чтобы сертификация была проведена, нужно написать заявление на проведение. Оно должно быть написано на имя руководителя учреждения. Далее нужно подать заявку и предоставить в учреждение конструкторскую документацию. Орган сертификации по транспортной безопасности рассмотрит заявку и вынесет решение.

Необходимо иметь при себе и документы, которые подтверждают качество транспортного средства. Заявление нужно оформить в одном экземпляре и ждать в течение семи дней. После того как орган принял положительное решение по транспортному средству, он отправляет заявителя в испытательную лабораторию. Испытания проходят в течение тридцати дней. После того как испытания закончились, в течение трех дней составляют протокол испытаний, он должен быть в трех экземплярах. Один из них оставляет себе испытательная лаборатория, а два других передают в сертификационный орган. Потом в этой же форме передачи информации компетентным органам транспортной безопасности и происходят дальнейшие действия.

Федеральный орган

Этим органом является Министерство транспорта нашей страны. Оно осуществляет контроль и координацию этой области, а также разрабатывает нормативно-правовое регулирование и соблюдает государственную политику.

Кроме того, федеральный орган транспортной безопасности контролирует федеральные службы по обеспечению безопасности и федеральные агентства. К службам относятся Росавиация, Росжелдор, Ространснадзор, Росморречфлот, Росавтодор.

Что касается нормативно-правового регулирования, то эти действия напрямую затрагивают аттестующие организации сил обеспечения, субъектов транспортной безопасности и специализированные организации в области безопасности транспорта.

Заключение

Мы разобрали с вами, что такое компетентные органы в сфере безопасности транспорта. Как видите, работа эта очень ответственная и довольно-таки сложная. Ведь на кону не просто технические средства, а жизни и здоровье людей, а также состояние окружающей среды.

Компетентные органы наделены многими полномочиями, но обязанностей у них еще больше. Аттестация же проходит именно для того, чтобы можно было оставить только надежных и квалифицированных сотрудников. Они смогут показать результат работы, чего не скажешь о работниках, которые не имеют достаточных знаний или физической подготовки.

По этим же причинам и были введены требования при приеме на работу. Ведь не может же осужденный распоряжаться жизнью и здоровьем людей. Так же, как и не может этого делать человек с зависимостями или психическими отклонениями или который ранее уже совершал серьезные проступки.

Хочется сказать, что люди, которые обеспечивают транспортную безопасность, достойны искреннего восхищения. Ведь именно они делают так, чтобы мы ездили и летали на качественных техсредствах и живыми добирались из одного пункта в другой. Низкий поклон им за это, безграничное уважение и почтение.

Похожие публикации