Отказ заказчика заключения договора 223 фз. VI

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « »:

Договоры , которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « »:

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит :

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Оксана Шипунова, ведущая вебинара « »:

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова,ведущая вебинара « » :

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Бывает, что закупка в рамках корпоративного заказа проведена, победитель определен, но заказчик поменял планы. Объект закупки перестал быть нужным либо требования к нему серьезно изменились. В любом случае заключать договор заказчику невыгодно. Может ли он от этого отказать?

Рамочный закон 223-ФЗ не содержит положений об особенностях отказа от заключения контракта в одностороннем порядке. А значит, в этих вопросах следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса. Из них следует, что в случае отказа от заключения контракта решение заказчика можно обжаловать. Это подтверждает и практика антимонопольных органов.

Так, в одном из решений Московского УФАС заказчику, отказавшемуся после проведения торгов от контракта, было предписано завершить процедуру. А именно заключить контракт с тем поставщиком, который победил на торгах. Эта позиция нашла поддержку и в Арбитражном суде Москвы. В итоге заказчику заключить договор пришлось, однако могло быть и хуже. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы для проверки его участия в сговоре.

Таким образом, отказавшись от контракта, заказчик может быть не только принужден к его заключению, но и заподозрен в коррупции. Поэтому в Положении о закупке необходимо грамотно и корректно прописать основания, сроки и процедуру отказа от продолжения закупки и от заключения контракта. Кроме того, в документации и извещении каждой закупки следует указывать на то, что заказчик имеет право на отказ в одностороннем порядке в соответствии со своим Положением. Четкие правила и точное их соблюдение подтвердят, что заказчик действовал чисто. Хотя от подозрений и возможных проблем такое поведение все равно не убережет.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Значит ли это, что заказчик обязан в любом случае заключать договор с победителем закупки по 223-ФЗ? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно - слишком много нюансов. Единой позиции нет даже у контролирующих органов. В своей практике они принимали разные решения.

Например, позиция Минэкономразвития такова. Если поставщик был определен не в результате торгов, а Положение о закупке заказчика предусматривает возможность отказа, то не заключать договор с победителем правомерно (письмо от 25.04.2016 № Д28и-1013). Из этого следует, что если процедура содержала признаки торгов, то отказываться от заключения договора с победителем нельзя. Вывод подтверждается решение Московского УФАС от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16. А в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15 тот же орган формулирует свою позицию так: отказываться от заключения договора с победителем закупки неправомерно.

Однако во многих случаях отказ от заключения контракта следует не просто так - для этого есть основания, причем весьма веские. Например, в своем решении от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15 Московское Управление ФАС указало следующее. Если сделка является для заказчика крупной, а он не получил согласия собственника, то отказ от заключения контракта правомерен.

Но порой ФАС может признать незаключение контракта нарушением и при наличии оснований. В подтверждение приведем такой случай. Заказчик по гособоронзаказу отказался от продолжения процедуры до определения поставщика, но после вскрытия конвертов. Свои действия он мотивировал тем, что в этот период изменилось законодательство об оборонном заказе. А поскольку проект договора в закупочной документации поправки не учитывал, то заказчик решил привести его в соответствие с новыми требованиями. Однако ФАС признала его действия неправомерными и предписала продолжить закупку с той стадии, на которой она остановилась. То есть вернуться к моменту выбора победителя и заключить с ним договор.

Правда, контракт по этой закупке так и не был заключен, и причиной того стал недосмотр самого контролирующего органа. В предписании не было сказано, что заказчик должен был дать участникам возможность предоставить новые документы, подтверждающие обеспечение заявки. Рассмотрение жалобы заняло определенное время, да и сам заказчик не торопился исполнять предписание ФАС. К тому моменту, когда закупка была возобновлена, истек срок действия обеспечения всех заявок. В итоге ни одна из них не соответствовала документации, поэтому закупка не состоялась.

Надо сказать, что это уберегло заказчика от попадания в абсурдную ситуацию. Если бы ФАС обязала его принять новое обеспечение заявок, то он был бы вынужден заключить контракт. Парадокс в том, что этот контракт был бы составлен с нарушением требований закона 275-ФЗ о гособоронзаказе.

01.07.2016


В практике осуществления закупок для государственных (муниципальных) и корпоративных нужд могут возникать ситуации, когда заказчику по тем или иным причинам нужно отказаться от своих планов по осуществлению конкретной закупки. В законодательстве о контрактной системе случаи, условия и порядок такого отказа прописаны достаточно четко - например, устанавливается, что при запросе котировок заказчик может отменить закупку не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок; с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС 1) извещения запрещается отменять закупку, осуществляемую через запрос предложений, и т.д. 2 . Кроме того, заказчик вправе отказываться от осуществления закупки и на более раннем этапе - еще до размещения в ЕИС извещения. Для этого ему необходимо не позднее, чем за 10 дней до размещения в ЕИС извещения внести в установленном порядке изменения в план-график закупок 3 .

А вот в 223-ФЗ, который, как известно, по сравнению с 44-ФЗ носит в большей степени рамочный характер, аналогичных конкретных норм не содержится. Вернее, не содержится вообще никаких норм, которые были бы как-то связаны с отказом заказчиков от закупок. Единственное ограничение, которое можно встретить в касающейся 223-ФЗ федеральной нормативно-правовой базе, говорит только о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан сделать это в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений 4 . Таким образом, определение «правил игры», связанных с отменой закупок, фактически целиком отдается на откуп самим заказчикам - предполагается (хотя нигде формально и не требуется), что такие правила они установят в своих положениях о закупке. Поэтому, скажем, поставщикам, желающим знать эти правила или желающим понять, был ли отказ заказчика от закупки правомерен, необходимо знакомиться с содержанием именно этих документов конкретных заказчиков. Самим же заказчикам необходимо очень тщательно относиться к изложению этих правил в своих положениях о закупке, чтобы в своих интересах максимально учесть все возможные ситуации.

Рассматривая возможности отказа заказчика от закупки по 223-ФЗ, необходимо различать три возможные ситуации:

  1. отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
  2. отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
  3. отказ заказчика от заключения договора. Уточним, что во втором случае отказ происходит до подведения итогов определения победителя, а в третьем - уже после определения такого победителя.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС

Такой отказ является для заказчика наиболее «легким». Для его реализации достаточно исключить ставшую ненужной закупку из плана.

Но нужно отметить, что вопрос о необходимости внесения изменений в план закупки в случае, когда заказчик передумал осуществлять закупку, является дискуссионным. В соответствии с 223-ФЗ заказчик обязан заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций 5 - иных норм, «привязывающих» фактическую закупочную деятельность заказчика к плану закупки в законодательстве нет.

Иными словами, если речь не идет о ликвидации последствий внезапного землетрясения и т.п., то заказчик вправе заключать договор на закупку товаров, работ или услуг только при условии наличия соответствующих сведений о данной закупке в плане закупки. Поэтому, например, если заказчик намерен осуществить новую закупку, сведений о которой нет в плане, или осуществить закупку большего объема, в другие сроки, на большую сумму и т.д., то он должен внести соответствующие изменения в план, чтобы иметь правовые основания для заключения договора. Если же наоборот «передумавший» заказчик не заключает договор для осуществления той или иной закупки, сведения о которой продолжают присутствовать в плане закупки, то законодательство здесь не нарушается. Отметим, что такой же вывод о необязательности внесения изменений в план закупки в случае отказа от нее заказчика равно относится и к другим видов отказа (см. ниже). Но, тем не менее, учитывая дискуссионность этого момента, заказчику все-таки рекомендуется по возможности исключать закупку, от которой он намерен отказаться, из плана закупок.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС

Выборочный анализ положений о закупке показывает, что нередко заказчики устанавливают право принимать решение об отказе от проведения процедуры закупки «в любой момент». Конечно, это весьма удобная для заказчика формулировка.

Например,
именно такая норма закреплена в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» в отношении всех способов закупки, кроме конкурса и аукциона (запрос предложений, запрос цен, конкурентные переговоры, редукцион, мелкая закупка). Что же касается конкурса и аукциона, то в положении говорится, что такое решение тоже может быть принято заказчиком, но в срок, который установлен заказчиком в извещении о конкретной закупке. Отметим, что согласно данным ЕИС, ни конкурса, ни аукциона данный заказчик на момент подготовки статьи (май 2016 г.) в рамках 223-ФЗ никогда не проводил, поэтому в его случае на практике пока работает только норма «в любой момент».

Бывают и более «простые» решения.

Например,
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в своем Положении о закупке установило, что «заказчик оставляет за собой право отказаться от закупки в любое время до подведения итогов закупки без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми лицами, которым такое действие может принести убытки».

Иногда заказчик может конкретизировать случаи и условия отказа от проведения процедуры закупки.

Например,
в Положении о закупке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» говорится, что при проведении конкурса заказчик вправе принять решение об отказе от его проведения конкурса в любое время до даты окончания срока подачи заявок, но кроме того он также может принять такое решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в случае: 1) отсутствия соответствующего финансирования/софинансирования; 2) если отпала необходимость в закупаемых товарах, работах (услугах); 3) существенного изменения обстоятельств, из которых заказчик исходил при объявлении конкурса, в том числе изменения рыночной конъюнктуры, настолько, что если бы заказчик мог это разумно предвидеть, то конкурс не был бы объявлен либо был бы объявлен на значительно отличных условиях. Аналогичная норма также действует и в отношении других предусмотренных положением конкурентных способов закупки - аукциона и запроса котировок. Обратим внимание, что замысловатость подобных формулировок в принципе может позволять заказчику отказаться от проведения процедуры закупки, если по окончании приема заявок реальным претендентом на победу в ней оказывается участник, который по тем или иным причинам заказчика не устраивает.

Но встречаются и более строгие правила.

Например,
в Положении о закупке муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 комбинированного вида» (г. Петропавловск-Камчатский) мы видим однозначные и четкие ограничения - от проведения конкурса, аукциона и запроса котировок цен (положение предусматривает использование только этих 3 конкурентных способов закупки) заказчик может отказаться не позднее, чем за 3 дня до срока подачи заявок.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение действий заказчика, которые предусматриваются положениями о закупке в случае принятия им решения об отказе от проведения процедуры закупки. Как правило, в положениях в таком случае предусматривается размещение в ЕИС соответствующего извещения.

Например,
в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» говорится, что такое извещение должно быть размещено в ЕИС (а также на сайте самого заказчика) в течение 3-х календарных дней со дня принятия решения, но обязательно до срока окончания подачи заявок.

А вот
Дальневосточный федеральный университет согласно своему положению о закупке должен разместить такое извещение только в ЕИС, но в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. Кроме того, дополнительно этот заказчик должен направить по электронной почте уведомления об этом решении всем подавшим заявки участникам закупки в течение 3 рабочих дней со дня размещения в ЕИС извещения об отказе от проведения закупки. При этом в положении отдельно указывается, что заказчик не несет ответственности в случае, если участники закупки или иные лица не ознакомятся с извещением об отказе от проведения закупки.

Но несмотря на то, что заказчики на практике могут вкладывать в свои положения о закупке самое различное содержание, им необходимо помнить о том, что существует еще и гражданское законодательство, которое также регулирует проведение торгов (конкурсов и аукционов). Кроме того, и в 223-ФЗ говорится о том, что заказчики в числе прочего должны руководствоваться ГК РФ 6 . И этим законодательством, в частности, установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса» 7 . Поэтому если заказчик хочет обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее», чем в указанные сроки, то ему необходимо обязательно указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

Также отметим, что обычно в случае отказа от проведения процедуры закупки заказчик предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть участникам закупки поданные им заявки. Хотя встречаются положения о закупке и без такой нормы.

Конечно, интерес заказчика заключается в том, чтобы иметь как можно больше свободы в возможностей для отказа от закупки после размещения извещения в ЕИС, и, как мы видим, законодательство дает ему здесь достаточно такой свободы. Поэтому оптимальным вариантом может быть установление в положении о закупке правила, согласно которому он может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до подведения ее итогов, а при проведении конкурса или аукциона - в срок, обозначенный в извещении о закупке. При этом в извещении о проведении конкурса или аукциона также можно указывать, что отказаться от их проведения заказчик вправе в любой момент до подведения их итогов.

Отказ заказчика от заключения договора

В своих положениях о закупке заказчики могут обозначать и свое право отказываться от заключения договора и после определения победителя закупочных процедур.

Так, например,
то же самое ОАО «НКО Роснефть» установило для себя возможность «отказаться от заключения договора по результатам процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством Российской Федерации для проведения торгов». Отметим, что в 223-ФЗ никаких таких случаев пока не установлено, ничего не говорится о таких случаях и в федеральном законодательстве о защите конкуренции 8 .

А вот в гражданском законодательстве такие случае прописаны. В частности, в нем содержится норма о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения» 9 .

Рассмотрим сначала первую часть данной нормы. В 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов, следовательно, требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса должна применяться. С другой стороны, в 223-ФЗ опять же не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги (в отличие от 44-ФЗ, где прямо прописаны товары, работы и услуги, для закупки которых заказчик обязан проводить торги в виде электронного аукциона 10), поэтому положение о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Но тем не менее, если заказчик после подведения итогов конкурса или аукциона откажется вступить в договорные отношения с их победителем, то тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства будет все-таки нарушена. Да, не случайно заказчики, работающие по 223-ФЗ не очень любят конкурсы и аукционы - по ним существуют много разных «обременений».

На практике отказ заказчика от заключения договора может предусматриваться им в своем положении о закупке только в случае применения конкретного способа закупки.

Например,
в положении о закупке Дальневосточного федерального университета такой отказ предусмотрен только в случае применения запроса котировок - «заказчик вправе принять решение, что договор по результатам проведения запроса котировок не заключается, направив отказ от заключения договора в адрес победителя в течение 3 дней с момента подведения итогов закупки». Отметим, что данная норма никак не противоречит требованиям гражданского законодательства - ведь запрос котировок не является торгами (конкурсом или аукционом) 11 .

Таким образом, опять же с точки зрения интересов заказчика, оптимальным вариантом для него является установление в своем положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после подведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения конкурса или аукциона.

Следует отметить, что на практике в положениях о закупке может встречаться норма об указании в документации о закупке сведений о праве заказчика отказаться от проведения процедуры закупки и/или от заключения договора. Безусловно, наличие такой нормы является важным предупреждением для потенциального участника закупки, хотя указание таких сведений не включено в 13 информационных позиций, наличие которых в документации о закупке требуется самим федеральным законодательством 12 .

Также нужно упомянуть, что заказчику не следует путать отказ от процедуры проведения закупки или отказ от заключения договора (то есть полное прекращение процедуры) с пересмотром итогов закупки (изменение протоколов, «перевыборы» победителя и т.д.). Такой пересмотр будет противоречить законодательству в части принципов закупки 13 , а скорее всего, и положению о закупке самого заказчика - тем самым будет нарушаться требование федерального законодательства о защите конкуренции, запрещающее нарушать установленный порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений 14 . После такого отказа заказчик может, внеся изменения в план закупок, начать процедуру новой закупки (или нескольких новых закупок) с самого начала, или может вообще больше ее не проводить.

1 www.zakupki.gov.ru

2 Ст. 36 и ч. 5 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 П. 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

4 П. 9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

5 Ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

7 Ч. 4 ст. 448 ГК РФ.

8 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

9 Ч. 6 ст. 448 ГК РФ.

10 Ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Ч. 4 ст. 447 ГК.

12 Ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Исходя из сложившейся практики закупок в сфере государственных (муниципальных) и корпоративных нужд, иногда складывается такая ситуация, при которой заказчику необходимо отказаться от своих планов по проведению конкретной закупки. Закон № 44-ФЗ весьма определенно диктует условия и порядок такого отказа. Так, при запросе котировок заказчик может отменить закупку не позднее чем за два дня до наступления даты окончания срока подачи заявок. Также, заказчик вправе отказаться от осуществления закупки до размещения извещения в ЕИС, для этого ему необходимо не позднее чем за 10 дней до размещения извещения в ЕИС, внести в установленном порядке, изменения в план-график закупок.

В свою очередь 223-ФЗ не содержит аналогичных конкретных норм, связанных с отказом заказчиков от закупок. Фактически, только в п.9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, можно увидеть ограничение, которое говорит о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан это сделать в срок не позднее размещения в ЕИС сведений о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Тем самым, законодатель дает свободу заказчику на то, чтобы последний смог самостоятельно установить «правила игры» относительно затронутой сегодня проблемы в своих положениях о закупке. Ввиду такой степени свободы творчества, поставщикам (исполнителям, подрядчикам), желающим сориентироваться, был ли правомерным отказ, необходимо тщательно ознакомляться с содержанием закупочной документации отдельного заказчика. В свою очередь заказчикам, дабы максимально учесть все возможные ситуации, необходимо крайне внимательно отнестись к изложению правил в своих положениях о закупке.

Рассмотрим три возможных варианта отказа заказчика от проведения закупки по 223-ФЗ:

Вариант 1.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС.

Такой отказ для заказчика будет наиболее безболезненным, - для этого достаточно исключить ставшую ненужной закупку из плана.

Отметим, что вопрос необходимости внесения изменений в план закупки в случае, когда заказчик передумал осуществлять закупку, является дискуссионным, так как в соответствии с 223-ФЗ заказчик обязан исключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций (ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») - иных норм, «привязывающих» фактическую закупочную деятельность заказчика к плану закупки в законодательстве нет.

Таким образом, если речь не идет о каких-либо форс-мажорных ситуациях, заказчик может заключать договор на закупку товаров (работ, услуг) только при условии наличия соответствующих сведений в плане закупки. Исходя из этого, если заказчик собирается осуществлять новую закупку, сведения о которой отсутствуют в плане или осуществлять закупку большего объема, на большую сумму, в другие сроки и так далее, он должен внести соответствующие изменения в план, дабы иметь правовые основания для заключения договора. Законодательство не нарушается и в случае если изменивший свои намерения заказчик не заключает договор для осуществления той или иной закупки, сведения о которой тем временем присутствуют в плане закупки. Необходимо отметить, что подобный вывод о необязательности внесения изменений в план закупки в случае отказа от нее заказчика так же относится и к другим видам отказа, которые будут обозначены далее. Тем не менее, заказчику все же рекомендуется по возможности исключать закупку, от которой он желает отказаться из плана закупок, так как этот момент может быть дискутабельным.

Вариант 2.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС

Довольно часто заказчики прибегают к таким формулировкам, при которых за заказчиком остается право на отказ от проведения закупки на любом этапе. Безусловно эта мера предосторожности весьма удобна для заказчика и оставляет «место для маневра».

Именно такая норма закреплена в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» в отношении всех способов закупки, кроме конкурса и аукциона (запрос предложений, запрос цен, конкурентные переговоры, редукцион, мелкая закупка). Что же касается конкурса и аукциона, то в положении говорится, что такое решение тоже может быть принято заказчиком, но в срок, установленный заказчиком в извещении о конкретной закупке.

Разумеется, встречаются и более простые решения, в качестве примера, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в своем Положении о закупке установило, что: «заказчик оставляет за собой право отказаться от закупки в любое время до подведения итогов закупки без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми лицами, которым такое действие может принести убытки».

Также, заказчик может конкретизировать случаи и условия, предусматривающие отказ от проведения закупки.

В качестве такого примера можно рассмотреть Положение о закупке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», - где говорится, что при проведении конкурса заказчик вправе принять решение об отказе от его проведения в любое время до даты окончания срока подачи заявок, кроме того он также может принять такое решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в случае:

  1. 1. Отсутствия соответствующего финансирования/софинансирования;
  2. 2. Если отпала необходимость в закупаемых товарах (работах, услугах);
  3. 3. Существенного изменения обстоятельств, из которых заказчик исходил при объявлении конкурса, в том числе изменения рыночной конъюнктуры, настолько, что если бы заказчик мог это разумно предвидеть, то конкурс не был бы объявлен, либо был бы объявлен на значительно отличных условиях.

Аналогичная норма также действует и в отношении других предусмотренных положением конкурентных способов закупки - аукциона и запроса котировок. Обратим внимание, что замысловатость подобных формулировок в принципе может позволять заказчику отказаться от проведения процедуры закупки, если по окончании приема заявок реальным претендентом на победу в ней оказывается участник, который по тем или иным причинам заказчика не устраивает.

Встречаются примеры с использованием более строгих правил. Ярким примером будет Положение о закупке муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 комбинированного вида» (г. Петропавловск-Камчатский). В положении имеются однозначные и четкие ограничения от проведения конкурса, аукциона и запроса котировок цен заказчик может отказаться не позднее, чем за 3 дня до срока подачи заявок.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение действий заказчика, которые предусматриваются положениями о закупке в случае принятия им решения об отказе от проведения процедуры закупки. Как правило, в положениях в таком случае предусматривается размещение в ЕИС соответствующего извещения.

Например,

в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» говорится, что такое извещение должно быть размещено в ЕИС (а также на сайте самого заказчика) в течение 3-х календарных дней со дня принятия решения, но обязательно до срока окончания подачи заявок .

Дальневосточный федеральный университет согласно своему положению о закупке должен разместить такое извещение только в ЕИС, но в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. Кроме того, дополнительно этот заказчик должен направить по электронной почте уведомления об этом решении всем подавшим заявки участникам закупки в течение 3 рабочих дней со дня размещения в ЕИС извещения об отказе от проведения закупки. При этом в положении отдельно указывается, что заказчик не несет ответственности в случае, если участники закупки или иные лица не ознакомятся с извещением об отказе от проведения закупки.

Да, заказчики могут вкладывать в свои положения о закупке самое разнообразное содержание, однако стоит помнить, что помимо этого есть и гражданское законодательство, которое регулирует в том числе проведение торгов (аукционов, конкурсов). В самом 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2) говорится о том, что заказчики в числе прочего должны руководствоваться ГК РФ. И этим законодательством установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса» (ч. 4 ст. 448 ГК РФ). Следовательно, если заказчик желает обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее» чем в указанные сроки, то ему обязательно необходимо указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

Стоит отметить, что как правило в случае отказа от проведения закупочной процедуры заказчик предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть всем участникам закупки, поданные им заявки. Но встречаются положения в которых такая норма отсутствует.

Обратим внимание, что законодатель дает заказчику достаточно возможностей для отказа от закупки после размещения в ЕИС, что безусловно упрощает решение задач, стоящих перед последним. Идеальным вариантом, разумеется, будет установление в положении правила, согласно которому заказчик может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до проведения ее итогов, а при проведении аукциона либо конкурса - в срок, обозначенный в извещении о закупке. Тем временем, в этом извещении о проведении аукциона либо конкурса, также можно указывать, что отказаться от их проведения заказчик вправе в любой момент до подведения их итогов.

Вариант 3.

Отказ заказчика от заключения договора

Заказчики в своих положениях могут обозначать свое право отказываться от заключения договора после определения победителя закупочных процедур.

Рассмотрим такой вариант на примере ОАО «НК Роснефть», которое установило для себя возможность «отказаться от заключения договора по результатам процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством Российской Федерации для проведения торгов» . Отметим, что в 223-ФЗ и в 135-ФЗ на данный момент ничего не говорится о таких случаях.

Зато в гражданском законодательстве такие случаи прописаны. В частности, в нем содержится норма (ч. 6 ст. 448 ГК РФ) о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора» , а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения».

Рассмотрим, пожалуй, первую часть данной нормы более подробно. В 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов, следовательно, требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса норма должна применяться. Однако, в 223-ФЗ также не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги (в отличие от ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, где прямо прописаны товары, работы и услуги, для закупки которых заказчик обязан проводить торги в виде электронного аукциона), поэтому положение о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Тем не менее, если заказчик после подведения итогов аукциона или конкурса откажется вступить в договорные отношения с их победителем, но тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства будет все-таки нарушена. Не случайно заказчики, работающие по 223-ФЗ без восторга относятся к проведению аукционов и конкурсов - ведь эти процедуры несут в себе уйму «обременений».

На практике отказ заказчика от заключения договора может предусматриваться им в своем положении о закупке только в случае применения конкретного способа закупки.

Рассмотрим Положение о закупке Дальневосточного федерального университета, где такой отказ предусмотрен только в случае запроса котировок - «заказчик вправе принять решение, что договор по результатам проведения запроса котировок не заключается, направив отказ от заключения договора в адрес победителя в течение 3 дней с момента подведения итогов закупки». Данная норма ни коим образом не противоречит требованиям гражданского законодательства - ведь запрос котировок не является торгами (аукционом либо конкурсом).

Так, с точки зрения интересов заказчика, наилучшим вариантом для него является установление в своем положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после проведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения аукциона или конкурса, разумеется.

На практике в положениях о закупке может встречаться норма об указании в документации о закупке сведений о праве заказчика отказаться от проведения процедуры закупки и/или от заключения договора. Безусловно, наличие подобной нормы может служить важным предупреждением для потенциального участника закупки, хотя указание таких сведений не включено в 13 информационных позиций, наличие которых в документации о закупке требуется самим федеральным законодательством (ч. 10 ст. 4 №223-ФЗ).

Далее стоит упомянуть, что заказчику не стоит путать отказ от процедуры проведения закупки и отказ от заключения договора (то есть полное прекращение процедуры) с пересмотром итогов закупки (изменение протоколов, «перевыборы» победителя и т.д.). Такой пересмотр будет противоречить законодательству в части принципов закупки (ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ), а возможно что и положению о закупке заказчика - тем самым будет нарушаться требование федерального законодательства о защите конкуренции (п.1 ч. 3 ст. 17 № 135-ФЗ), запрещающее нарушать установленный порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений. После такого отказа заказчик может, внеся изменения в план закупок, начать процедуру новой закупки (или нескольких новых закупок) с самого начала, или может вообще больше ее не проводить.

от проведения закупки

30. В случае если положением о закупке, размещенном на официальном сайте, предусмотрено размещение на официальном сайте информации об отказе заказчика от проведения закупки и заказчиком принято решение об отказе от проведения закупки, документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки, размещается на официальном сайте.

В случае если положением о закупке, размещенном на официальном сайте, не предусмотрено размещение на официальном сайте информации об отказе заказчика от проведения закупки, заказчик вправе разместить на официальном сайте документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки.

31. Для размещения на официальном сайте сведений об отказе заказчика от проведения закупки представитель заказчика в закрытой части официального сайта формирует документ, содержащий следующие основные сведения об отказе от проведения закупки:

дата принятия решения;

основание принятия решения.

В случае необходимости представитель заказчика может вместе с документом, содержащим основные сведения об отказе от проведения закупки, разместить электронные виды документов, содержащих в том числе решение об отказе от проведения закупки.

32. Сведения об отказе заказчика от проведения закупки считаются размещенными на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта документов, предусмотренных пунктом 31 настоящего Положения.

VII. Порядок размещения протоколов, составленных

в ходе закупки, и информации об изменении договора

33. Для размещения на официальном сайте протоколов, составленных в ходе закупки, представитель заказчика в закрытой части официального сайта выбирает форму протокола из имеющихся на официальном сайте форм протоколов или корректирует имеющуюся на официальном сайте форму протокола в соответствии с положением о закупке и (или) размещает электронный вид протокола.

34. Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

35. Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.

36. Протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта протокола, составленного в ходе закупки, сформированного в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, и документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения.

37. Для размещения информации о внесении изменений в протокол, составленный в ходе закупки, представитель заказчика в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения вносит изменения в протокол, составленный в ходе закупки, и размещает измененные электронные виды документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения.

38. Измененный протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Положения.

39. По окончании проведения процедуры закупки представитель заказчика в закрытой части официального сайта с помощью функционала официального сайта при необходимости может сформировать документ, содержащий следующие сведения о договоре:

а) сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг;

б) сведения о сроках исполнения договора;

в) сведения об участнике закупки, с которым заключается договор.

40. Вместе с документом, содержащим сведения о договоре, представитель заказчика может разместить электронный вид такого договора и (или) его графический вид, другие документы в электронном и (или) в графическом виде, предусмотренные положением о закупке, размещенным на официальном сайте.

41. Документ, содержащий сведения о договоре, считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта документа, содержащего сведения о договоре, и размещенных с ним документов, предусмотренных пунктом 40 настоящего Положения.

42. В случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с данными, указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, информация об изменении договора с указанием измененных условий договора формируется в закрытой части официального сайта представителем заказчика. Вместе с информацией об изменении договора представитель заказчика при необходимости может разместить электронную версию дополнительного соглашения о внесении изменений в договор и (или) его графическое изображение, другие документы в электронном виде, предусмотренные положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

43. Для внесения изменений в сведения о договоре представитель заказчика в соответствии с пунктом 39 настоящего Положения вносит изменения в сведения о договоре и (или) размещает измененные электронные и (или) графические виды документов, предусмотренных пунктом 40 настоящего Положения, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения.

44. Изменения в сведения о договоре считаются размещенными на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта документов, предусмотренных пунктами 42 - 43 настоящего Положения.

Похожие публикации