Способы защиты прав и законных интересов граждан. Защита прав граждан

Граждане и организации наделены в России различными субъективными правами, что является значительным социальным достижением. Определяя вид, меру и пределы возможного поведения людей, права граждан обеспечивают удовлетворение их потребностей, регламентируют поведение и стиль жизни. Естественно, для этого права должны либо беспрепятственно осуществляться по желанию их носителей - быть бесспорными, либо обладать возможностью принудительного исполнения. Любые гражданские правонарушения и юридические споры создают помехи в деятельности граждан и организаций.

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридический конфликт граждан или организаций, столкновение их интересов и стремлений. В споре его участники противостоят друг другу, но так как они равноправны, конфликт не может быть устранен желанием и волею одного из субъектов, а разрешается только совместными усилиями сторон или в исковом порядке.

Известны два вида спора о праве: нарушение прав лица и оспаривание их другим участником. При нарушении умаляются имущество и нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения. Права могут быть нарушены совершением преступления, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, причинением вреда и т.п. При оспаривании материальные и духовные ценности не умаляются, но спорные правоотношения становятся неопределенными, неясными. В результате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство какого-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т.п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков, во взыскании неустойки, в компенсации за моральный вред и т.п., а при оспаривании - в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.

По действующему законодательству защита субъективных прав возможна в различных формах (порядках).

Самозащита заключается в том, что заинтересованное лицо принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой защиты. Она наиболее проста, но результативна. Вместе с тем, при самозащите велика опасность неправомерных действий, проявления незаконности со стороны защищающегося субъекта, который, например, либо неверно оценивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 Гражданского кодекса специально оговорено, что способы защиты должны быть соразмерны нарушению.

Самозащита правомерна в немногих предусмотренных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК). Законом установлена разновидность самозащиты в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что правозащитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Урегулирование споров о праве представляет собой самостоятельную форму правовой защиты, суть которой заключается в совместных действиях спорящих сторон по ликвидации возникающего конфликта. Участники спора заинтересованы в восстановлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Сказанное в первую очередь относится к юридическим лицам, стремящимся к сохранению длительных, оптимальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве предусмотрено Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 февраля 1992 г., а в отношении трудовых споров - ст. 203-206 КЗоТ.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами; руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители могут встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. При рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства урегулирования спора как способа правовой защиты заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности.

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК). Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы задолжника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суде (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку судебный (процессуальный) порядок является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Процессуальная (судебная) форма характеризуется следующими преимуществами:

  • а) защиту осуществляет специальный орган - суд, созданный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, мировой, специальные суды - арбитражный, третейский, военный);
  • б) суд разрешает заявленные требования на основе применения норм гражданского, семейного, трудового и другого права в порядке гражданской юрисдикции;
  • в) обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;
  • г) защиту осуществляют беспристрастные судьи;
  • д) в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица. Это повышает эффективность судебной процедуры и, в конечном счете, способствует правовому воспитанию граждан. Далее мы по подробнее рассмотрим судебную форму защиты нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, как наиболее эффективную и распространенную форму защиты прав.

Право на судебную защиту - конституционное право граждан и организаций. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод провозглашает Конституция РФ. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Форма защиты права - категория процессуального характера. Под формой защиты права понимается определяемая законом де­ятельность компетентных органов по защите права, т.е. по уста­новлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением. Применение пе­речисленных в законе способов защиты права, т.е. определенных мер принуждения к нарушителю права, осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

Многообразие форм защиты права объясняется действием рада факторов - спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой познания правоотно­шений и подлежащих защите прав, степенью развития демокра­тических процессов в обществе, правовыми традициями.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуще­ствляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды.

Защита гражданских прав в административном порядке воз­можна лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Функции по защите и охране бесспорных прав и охраняемых законом интересов выполняют также нотариусы и другие должно­стные лица, имеющие право совершать нотариальные действия. Так, нотариусы удостоверяют сделки, принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свидетельства о праве на на­следство, о праве собственности на долю в имуществе супругов.

Многие трудовые споры рассматриваются непосредственно на месте возникновения конфликтов комиссиями по трудовым спо­рам (КТС), а коллективные трудовые споры - примирительными комиссиями, трудовыми арбитражами.

Среди различных форм защиты права ведущую роль играет су­дебная форма как универсальная, исторически сложившаяся, де­тально регламентированная нормами гражданского процессуаль­ного права. Она обеспечивает надежные гарантии правильного применения закона, установления реально существующих прав и обязанностей сторон.

Защита нарушенных прав человека судом общей юрисдикции наиболее эффективна и цивилизованна.

Еще по теме Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Право на судебную защиту.:

  1. 1.Формы защиты субъективных гражданских прав и интересов граждан и организаций. Понятие правосудия. Предмет судебной защиты.
  2. Часть 1. СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  3. Часть 1 СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  4. § 5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц 1. Понятие защиты публичных интересов, защиты прав и законных интересов других лиц путем обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и граждан
  5. Программа спецкурса {спецсеминара) НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ»

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Право на обращение в суд за защитой нарушенного субъективного права и законного интереса - широкое, конституционное право, в котором воплощается доступность правосудия. В Конституции закреплено равенство всех перед законом и судом (ст.19), а также право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст.32).

Право на защиту - не только гарантия интересов личности, но и гарантия интересов правосудия, она - социальная ценность. По общему правилу защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Большинство гражданских споров рассматривается судами общей юрисдикции. Вместе с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в сфере предпринимательской деятельности.

Защита прав - важная черта любого правового государства. Тем более защита прав важна для современной России, России в которой всего несколько лет существуют реальные правовые гарантии. В настоящее время, гражданско-правовая защита прав, регулируется, прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, который в 1994 году сменил прежний гражданский кодекс 1964 года. Новым гражданским законодательством были введены дополнительные способы гражданско-правовой защиты.

Под формой защиты субъективных прав понимается определенный порядок защиты права лицом самостоятельно или определенным органом разрешения гражданских дел.

Судебной защите подлежат права, закрепленные непосредственно в Гражданском кодексе, а также в любом ином правовом акте, содержащем нормы гражданского права.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации судебная форма защиты права является основной и приоритетной.

Гражданский кодекс (п.1 ст.11) предусматривает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Судебная защита осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом. Круг дел, рассмотрение которых отнесено к ведению каждого из этих судов определяется процессуальным законодательством. При этом Гражданский кодекс во всех случаях использует единый термин «суд», который применен к судам общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции составляют районные суды, республиканские суды, краевые, областные суды, суд города Москвы, автономной области, автономных округов. В числе судов, защищающих гражданские права, Гражданский кодекс называет третейские суды. Различаются два вида третейских судов: созданные по выбору стороны специально для рассмотрения данного дела и постоянно действующие третейские суды. И те и другие рассматривают дела на основе письменного соглашения спорящих сторон, которое может охватывать либо только один конкретный спор, либо споры определенной категории, или все споры между сторонами соглашения. Решение третейского суда принимается большинством голосов его членов.

По российскому праву третейские суды могут быть созданы для разрешения как споров между гражданами, так и экономических споров, участниками которых являются юридические лица и граждане. Деятельность суда по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций называется правосудием. В этом проявляется судебная власть в Российской Федерации, которую осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации и система судов общей юрисдикции и арбитражных. Правосудие по гражданским делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также других дел в соответствии с их подведомственностью.

Целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций Российской Федерации в целом и ее субъектов, а также муниципальных образований. Задачи гражданского судопроизводства можно разделить на тактические, решаемые при рассмотрении каждого конкретного дела, и стратегические, разрешаемые гражданским судопроизводством в целом как социально - правовым явлением.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, устанавливает более широкое право человека на судебную защиту, а именно «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».

Суд рассматривает споры, перечисленные в ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав,

свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций и т.д. Им же определяется порядок рассмотрения гражданских дел судами.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Различают две основные формы защиты - юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных и оспариваемых субъективных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в арбитражный суд, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т.д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядок защиты нарушенных прав. По общему правилу, защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса гражданско-правовых интересов рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. По соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В тех случаях, когда конституционные права и свободы граждан нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, граждане обладают правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. В качестве средства судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает, по общему правилу, иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально - правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. В отдельных случаях средством судебной защиты является заявление, в частности по делам особого производства, или жалоба, в частности при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации. Судебный, или как его называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые особо указаны в законе.

Неюрисдикционная форма защиты прав - это защита гражданского права самостоятельными действиями без обращения к государственным органам. Такая форма защиты имеет место при самозащите гражданских прав и при применении управомоченным лицом мер оперативного воздействия. Одним из способов самозащиты гражданских прав являются действия управомоченного лица в условиях крайней необходимости.

Укрепление гарантий прав граждан и охрана их законных интересов - необходимое условие нормального функционирования политической системы, развития государственности. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность государства и его органов создавать необходимые юридические организационные условия для реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд для защиты нарушенных или оспоренных законных прав и интересов имеют юридические лица, граждане, прошедшие необходимую регистрацию в качестве предпринимателя без создания юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти и управления, не являющиеся юридическими лицами (например: государственные налоговые инспекции), организации, которые не являются юридическими лицами (в частности, трудовые коллективы при предъявлении ими требования о приватизации предприятия), а также физические лица. Арбитражный суд вправе рассмотреть споры между организациями, а также гражданами - предпринимателями, если одна из сторон находится на территории другого государства, в случаях, когда это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором либо соглашением самих сторон.

Как указано в п.2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, допускается защита гражданских прав не только в судебном, но и в административном порядке - путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу). Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. Возможен еще один вариант, когда предварительное обращение в соответствующий орган является обязательным: это относится, например, к некоторым земельным спорам.

Суд (арбитражный суд) вправе разрешать споры, связанные с отказом в предоставлении либо с изъятием земельных участков, лишь после предварительного рассмотрения спора соответствующим органом местного самоуправления.

В настоящее время гражданин для защиты свои прав может воспользоваться несколькими способами, прибегнуть к помощи различных органов: административных, судебных, органов прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Судебная форма защиты прав является основной. Гражданские дела также разрешают и рассматривают арбитражные суды. Это нашло отражение и в организационной структуре арбитражных судов: согласно ст. 4 и ст. 35 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в составе Высшего Арбитражного Суда РФ и арбитражных судов субъектов Федерации действуют судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Действующее законодательство предусматривает различные формы защиты субъективных прав граждан, предприятий, организаций и учреждений - судебную, общественную и административную.

Гражданский кодекс в ст. 12 называет одиннадцать способов защиты гражданских прав.

К ним относятся: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Кроме того, допускается использование и других методов защиты, кроме поименованных в ст. 12, если на этот счет есть прямое указание в законе. Из указанных 11 способов лишь 4 не были поименованы в ст. 5 Основ. Это - признание оспоримой сделки недействительной, самозащита права, компенсация морального вреда, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления. В главе 2 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулированы только три способа из одиннадцати: признание недействительным акта, не соответствующего закону, самозащита гражданских прав, возмещение убытков и особо возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления.

Формами защиты субъективных прав являются:

Самозащита;

Урегулирование спора о праве;

Административная защита;

Судебная (процессуальная) защита.

Самозащита гражданских прав. Самозащита - это самая простая и довольно эффективная форма защиты субъективных прав, при которой заинтересованное лицо принимает необходимые правозащитные действия, без нормативно определенного регламента в виде мер, направленных для пресечения правонарушительных действий. Самозащита впервые выделена в Гражданском кодексе (ст. 14) как особый способ защиты гражданских прав. Однако отдельные случаи самозащиты предусматривались и в ранее действовавшем гражданском законодательстве. В частности, как устанавливалось в ст. 448 Гражданского кодекса 1964 года, «не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы». Статья 449 того же кодекса указывает, что «вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть возмещен лицом, причинившим его». Одновременно предусмотрено: «Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред». Статья 14 Гражданского кодекса значительно расширяет возможности для правомерной самозащиты. Из нее следует, что для освобождения от ответственности за причинение вреда при самозащите достаточно соблюдения трех условий. Во-первых, лицо, самостоятельно защищающее свое право, является бесспорным его обладателем. Во-вторых, избранным лицом способ защиты должен быть соразмерен нарушению. В-третьих, способ самозащиты не может выходить за пределы действий, необходимых для его применения. Отсутствие хотя бы одного из этих условий порождает у лица, против которого применяется самозащита,

право на возмещение причиненных убытков. Следует учитывать, что самозащита содержит опасность неправомерных действий со стороны защищающегося субъекта, либо защищает права, ему не принадлежащие. Способы защиты должны быть соразмерны нарушению. Самозащита оправдана при необходимой обороне (ст. 1066 ГК РФ) и крайней необходимости (ст. 1067 ГК). Самозащита может быть в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п.2 ст.854 ГК РФ). Всем перечисленным признакам отвечает, в частности, один из выделенных Гражданским кодексом способов обеспечения обязательств - «удержание». Смысл удержания состоит в том, что кредитор, у которого оказалась вещь, подлежащая передаче должнику или указанному им лицу, имеет право в случаях, если должник не выполнил свое обязательство по оплате этой вещи или не возместил кредитору связанные с нею издержки и убытки, удерживать эту вещь. К такого рода самозащите может прибегнуть комиссионер, которому комитент не платит комиссионное вознаграждение, в отношении вещи, полученной комиссионером от третьего лица для комитента. Другой пример - удержание хранителем переданной ему вещи до уплаты причитающегося вознаграждения.

Убытки - наиболее распространенный и вместе с тем универсальный способ защиты нарушенных прав. У потерпевшей стороны есть возможность требовать от нарушителя ее права возмещения причиненного вреда всегда, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом ст. 15 Гражданского кодекса оговорено право потерпевшей стороны на возмещение убытков в полном размере. Наибольшее число ограничений права на полное возмещение содержит транспортное законодательство. Имеются, прежде всего, в виду ограничения, которые действуют применительно к случаям утраты или повреждения груза и багажа, неподачи транспортных средств под погрузку, просрочки в доставке грузов и так далее. Полное возмещение предполагает компенсацию двух элементов убытков: «реального ущерба» (иначе «положительный ущерб») и «упущенной выгоды» (иначе - «неполученные доходы»). Первый составляют «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества». Второй элемент убытков «неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено». Например: если поставщик в нарушение договора не поставил сырье или оборудование, что привело к простою у завода - покупателя, то выплата заработной платы работникам, вызванная вынужденным простоем, составляет для покупателя положительный ущерб, а та прибыль, которую покупатель вследствие недопоставки и вызванного ею простоя не получил, - упущенную выгоду.

Урегулирование спора о праве. Урегулирование спора о праве - это самостоятельная форма правовой защиты, которая характеризуется простотой и целесообразностью при совершении совместных действий спорящих сторон с целью ликвидации возникшего конфликта. Это относится в большей степени к юридическим лицам, прилагающим усилия для сохранения необходимых правоотношений с контрагентами.

Урегулирование представляет собой определенные действия лица, чьи права оспорены либо нарушены. Они заключаются в доведении до сведения второй стороны притязаний в письменной форме и в установленный законом срок. Вторая сторона рассмотрев заявление и прилагаемые к нему документы, должна удовлетворить претензию либо предоставить мотивированный отказ в этом. Урегулированию спора о праве свойственны такие обоюдосторонние действия, как обмен информацией по телефону или с помощью электронных носителей, встречи с целью выработки обоснованных и взаимовыгодных решений. Следует иметь в виду, что если одной из сторон возникшего спора будет выступать физическое лицо, то предъявление претензии будет необязательным.

Административная защита. Административная защита - это предусмотренная законом правовая защита, осуществляемая органами государственного управления или ОМСУ, которые компетентны без вызова заинтересованных лиц и вне развернутой процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права либо устранении юридических неопределенностей.

В соответствии с ч.1 ст.45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

ОМСУ вправе взыскивать с организаций ущерб за повреждения деревьев и других насаждений. Центральный банк РФ и его отделения на местах при осуществлении контроля могут применять безакцептное (бесспорное) списание суммы должника с его банковского счета.

Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч.2 ст.11 ГК РФ).

Судебная защита (процессуальная форма защиты). Судебная защита имеет ряд особенностей:

1) Производятся лишь судом, наделенным особой функцией по осуществлению правосудия;

2) Производится на основе применения норм гражданского, трудового, семейного и других отраслей права в порядке и строгой последовательности, установленной законом;

3) Осуществляется в установленной законом процессуальной форме, гарантирующей законность и обоснованность решения;

4) Производится при участии сторон и других заинтересованных лиц, что способствует повышению эффективности принимаемого решения;

5) Регулируется гражданским процессуальным правом;

6) Производится независимыми и беспристрастными судьями.

Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, ОМС, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан. Общий порядок производства по обращениям граждан. Государственные и муниципальные органы, их руководители, другие должностные лица обязаны принимать и в соответствии со своими полномочиями, в установленные порядке и сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Предложения и заявления подаются гражданами в те государственные и муниципальные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы подаются обычно в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Органы, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Руководители и другие должностные лица органов обязаны проводить личный прием граждан. Государственные и общественные органы, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны: внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса. Гражданин, не согласный с решением, принятым по его обращению, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы. Все государственные органы, муниципальные органы обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им организациях, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.

Специальный порядок производства по обращениям граждан. Обращения в органы прокуратуры Российской Федерации. Порядок рассмотрения обращений в органы прокуратуры РФ играет чрезвычайно важную роль при защите прав граждан, так как именно прокуратура РФ осуществляет, в частности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за исполнением законов различными организациями и должностными лицами. В органах прокуратуры разрешаются обращения граждан и иных лиц, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. Обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина - надлежащим образом уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись. По каждому обращению в прокуратуре может быть выполнено одно из следующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе. Обращения граждан, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 5-дневный срок направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться. По итогам разрешения жалоб и заявлений граждан может быть принято одно из следующих решений: 1) удовлетворено - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; 2) повторное удовлетворенное - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения; 3) отклонено - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; 4) разъяснено - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера; 5) иное направление. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Обращения граждан разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - обычно не позднее 15 дней. Обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.

Обращения в органы и учреждения Министерства юстиции Российской Федерации. Специальные нормы о порядке обращений граждан в органы юстиции установлены приказом Минюста России «Приказ Минюста РФ от 28.06.2001 № 191 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации". При рассмотрении обращения гражданину должно быть обеспечено право лично изложить доводы лицу, рассматривающему его обращение, ознакомиться с материалами проведенной проверки, представить дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом, рассматривающим жалобу, получить письменный или устный ответ о принятых решениях. На обращение, поступившее впервые, заводится алфавитная учетная карточка и производство (специальный документ, в который подшиваются все документы и материалы, отражающие ход рассмотрения данного обращения и принятые по нему решения).

Обращения к депутатам представительных органов местного самоуправления, депутатам Государственного Совета Республики Татарстан, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения к депутатам всех уровней власти.

Одной из форм деятельности всех депутатов является работа с избирателями, которая подразумевает, что депутат: 1) рассматривает устные и письменные обращения избирателей, 2) отвечает на их письма, 3) ведет прием граждан (обычно в своих общественных приемных, но возможен и прием непосредственно в представительном органе), 4) вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Невыполнение законных требований депутата (в частности, адресованных должностному лицу государственного органа, муниципального органа, организации или общественного объединения) влечет административное наказание.

Обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный рассматривает жалобы со следующими характеристиками: 1) жалобы направлены гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства; 2) жалобы затрагивают решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо внесудебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе; 3) жалобы не относятся к решениям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, решениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. Судебный порядок защиты граждан от решений и действий (бездействий), нарушающих их права и свободы. В соответствии со ст. 1 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает, что «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что «неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Закон определил круг органов и лиц, решения и действия которых могут быть обжалованы в суд. Действие положений Закона в отношении государственных служащих распространено также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, на основании ст. 2 Закона об обжаловании относятся «коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности».

Закон об обжаловании устанавливает пределы своего действия, значительно расширяя сферу судебного контроля за исполнительной властью. Общее правило состоит в том, что в соответствии со ст. 3 «Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования».

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида: а) право на административное обжалование (в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию) б) право на судебное обжалование.

Вместе с тем, часть 2 ст. 4 Закона об обжаловании не исключает право гражданина сначала использовать административный канал обжалования. В этом случае соответствующий орган (должностное лицо) должны рассмотреть жалобу в срок до 1 месяца.

Статья 5 Закона устанавливает предельные сроки обращения с жалобой в общий суд. Если гражданин обращается в суд непосредственно, минуя административный канал обжалования, то в этом случае он должен подать жалобу в течение «трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права». Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. По смыслу жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействующими в соответствии со ст. 251-253 ГПК РФ.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

Вывод: Конституция РФ провозгласила, что Россия есть демократическое, правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства. К сожалению, большая часть населения России обладает низкой правовой культурой, не знает своих прав и не может отстоять их в суде.

Судебная власть (правосудие) в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

Право на судебную защиту Конституция РФ гарантирует каждому (ст. 46). Данное право является субъективным правом личности.

Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе РФ.

Правосудие является методом реализации правоохранительной функции государства.

Судебную систему в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе РФ составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Судопроизводство по гражданским делам осуществляется судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Защита права представляет собой деятельность уполномоченных лиц по применению способов защиты, предусмотренных отраслевым законодательством (гражданским, трудовым, семейным, земельным и др.). Гражданско-правовые способы защиты перечислены в ст. 12 ГК РФ: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение последст-вий недействительности ничтожной сделки; признание недейст-вительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; другие способы.

Защита гражданских прав осуществляется в различных фор-мах, т.е. в определенном законодательством порядке, тем или иным юрисдикционным органом. Различают общий (судебный и внесудебный), специальный (административный) и исключитель-ный (самозащита права) порядок защиты гражданских прав.

Наибольшее распространение получил общий порядок защи-ты прав. В общем порядке защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляют суд общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, уста-новленной процессуальным законодательством.

Внесудебные процедуры представлены у нас третейскими су-дами и посредничеством (развито пока слабо).

Охрану бесспорных гражданских прав также осуществляют нотариусы и другие должностные лица, которым законом пре-доставлено право совершать нотариальные действия.

Защита гражданских прав в административном порядке осу-ществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть об-жаловано в суд.

Самозащита гражданских прав осуществляется самим упра-вомоченным лицом и не имеет никакого отношения к процессу.

Судебная власть при защите гражданских прав судами осу-ществляется посредством гражданского судопроизводства, что является особой процессуальной деятельностью суда. Суды в определенном законом порядке устанавливают фактические обстоятельства, применяют нормы права, определяют способ защиты и выносят решения.

Деятельность суда по рассмотрению и разрешению граждан-ского дела урегулирована нормами ГПК РФ. Деятельность же иных органов по защите нарушенных прав и интересов регулиру-ется отдельными законами.

Исходя из изложенного, гражданский процесс представляет собой процессуальную форму защиты гражданских прав, возло-женную законом на специально создаваемые уполномоченные органы. Иными словами, гражданский процесс - это осуществ-ляемая в особой процессуальной форме деятельность суда (гра-жданское судопроизводство) и иных специально уполномоченных законом органов по защите гражданских прав.

Судебная защита гражданских прав наиболее регламентиро-вана, универсальна, обеспечивает наибольшие гарантии правиль-ного применения закона. Кроме того, в правовом государстве судебная власть обладает приоритетом над иными ветвями власти в вопросах защиты прав и охраняемых законом интересов.

В силу приоритета судебной защиты гражданских прав над иными формами защиты нередко под гражданским процессом понимают гражданское судопроизводство, т.е. порядок рас-смотрения и разрешения судами гражданских дел, определяемый нормами процессуального законодательства.

В юридической литературе и практике часто применяется по-нятие гражданское дело. Под этим термином можно понимать юридическое притязание одного лица к другому о защите частно-го интереса, субъективного права, подлежащее рассмотрению и разрешению в судебном порядке. В основе такого дела лежит юридический конфликт, возникающий из частноправовых отно-шений (гражданских, жилищных, семейных и проч.).

Следует отметить, что гражданско-процессуальная форма ис-пользуется судами и для разрешения иных дел (административ-ных, финансовых, налоговых и др.).

В основе таких дел лежат уже не частные, а публичные инте-ресы. Эти дела также получили наименование гражданских.

Таким образом, гражданские дела в узком понимании - это дела, возникающие из гражданских (частных) правоотношений, в широком - все дела, рассматриваемые по правилам граждан-ского судопроизводства.

Задачами гражданского судопроизводства согласно ст. 2 ГПК РФ являются правильное и своевременное рассмотрение и разре-шение гражданских дел.

Целью гражданского судопроизводства ГПК РФ называет за-щиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно спо-собствовать укреплению законности и правопорядка, предупреж-дению правонарушений, формированию уважительного отноше-ния к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ).

Еще по теме Право граждан на судебную защиту. Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций.:

  1. Право граждан на судебную защиту. Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
  2. 120Понятие и сущность третейской формы защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Виды и порядок формирования третейских судов.
  3. Тема 7 Участие в гражданском процессе органов государственной власти, ОМСУ, организаций и граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц
  4. § 1.2. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
  5. 3.3.11. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (защита общественных интересов)
  6. § 1.3. Защита прав граждан в области социального обеспечения судебными органами различных уровней
  7. § 2.4. Судебная защита прав граждан на получение социальных услуг
  8. 1.Формызащиты субъективных прав и законных интересов граждан, организаций, субъектов РФ, муниципальных образований.
  9. § 3.1 Новые технологии голосования и вопросы защиты избирательных прав граждан в судебной практике зарубежных стран
  10. Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций
  11. Глава 2. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
  12. § 3.2 Новые технологии голосования и проблемы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации при разрешении судебных споров
  13. Участие в гражданском процессе органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и отдельных граждан в защиту прав других лиц.
  14. §2 Субъективные права, обязанности и законные интересы должника как участника конкурсных отношений. Система средств судебной защиты субъективных прав и законных интересов должника в конкурсном процессе
  15. Государство и адвокатура: взаимодействие в обеспечении прав и законных интересов граждан.
  16. Административные (несудебные) способы защиты прав и свобод граждан
  17. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Похожие публикации