Дело Руслана Соколовского: взгляд прокурора Екатерины Калининой. Как осудили и не посадили ловца покемонов в храме — репортаж из зала суда

Стоило ограничиться административным наказанием - штрафом и общественными работами, считает правозащитник

Ряд членов Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека выступил за отмену статьи 148 УК РФ, карающей за оскорбление религиозных чувств верующих. Той самой, по которой судили видеоблогера Руслана Соколовского (). О том, что не устраивает правозащитников в этой части Уголовного кодекса, нам рассказал член СПЧ Александр Брод.

Александр Семенович, вы называете статью 148 УК РФ, по которой осужден блогер Соколовский, «избыточной». Означает это, что оскорбление религиозных чувств вообще никак не должно наказываться либо что наказание должно быть другим?

Я считаю, что статья 148 очень плохо сформулирована. Она возводит в абсолют субъективное мнение. Как оскорбляют чувства верующих, в чем заключаются эти чувства? Разные верующие могут реагировать совершенно по-разному. Эта статья позволяет подвертывать под оскорбление все, что угодно. И мы видим, что зачастую она применяется неоправданно. Что касается данного блогера, то я вообще не вижу вижу здесь уголовной подоплеки. На мой взгляд, стоило ограничиться административным наказанием - штрафом и общественными работами. Вообще это дело шло крайне непрозрачно, непонятно. Неоднократно менялась мера пресечения - то домашний арест, то СИЗО. В результате человек провел в заключении пять месяцев - как какой-то злостный нарушитель закона. Безусловно, писать некорректные вещи о верующих, тем более с использованием нецензурной лексики, не годится. Но я не вижу серьезного умысла на разжигание религиозной ненависти. Какие-то юношеские шалости, непродуманные действия. За которые он потом тем более извинился.

Но остается еще статья 282 - «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая, кстати, также вменяется в вину Соколовскому. Есть статья 280 - «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», - которая также часто фигурирует в подобных делах. И там критерии, согласитесь, тоже весьма субъективны.

Да, с ними тоже, конечно, есть серьезные проблемы. Закон о противодействии экстремистской деятельности и статьи, которые его сопровождают, сыграли свою роль в борьбе с группировками скинхедов, неонацистов, которые активно себя проявляли в начале - середине 2000-х. Регулярные нападения на иностранных студентов, на мигрантов, убийства... Эти группировки удалось в основном нейтрализовать. Сейчас о скинхедах никто не говорит, количество нападения снизилось. Но в последние годы закон претерпевал неоднократные изменения, и формулировки стали крайне расплывчатыми. Они позволяют возбуждать дела в отношении представителей оппозиции, журналистов, правозащитников, блогеров. Как мы видим, блогерам дают реальные сроки даже за репосты фотографий, текстов. Конечно же, это ненормальная практика.

- Вы пытались донести свою точку зрения до президента?

Совет неоднократно поднимал эту тему. Мы планируем провести специальное заседание по проблемам борьбы с экстремизмом - явной и мнимой. Наши и рекомендации и предложения будут переданы в Администрацию Президента. Считаю, что нужно изучить правоприменительную практику по данным статьям и выработать единый критерий оценки подобных текстов и высказываний. Чтобы не возникало уродливых перекосов.

21-летний видеоблогер Руслан Соколовский попал в поле зрения силовиков в середине августа после публикации на своем канале ролика, где он играет в игру Pokémon Go в екатеринбургском Храме-на-Крови. В опубликованном видео была пропета на церковный манер матерная фраза. На тот момент на канал Соколовского в YouTube было подписано 273 тыс. человек.

О ролике и блогере написали уральские СМИ. Через несколько дней следственное управление СКР по Свердловской области заявило о возбуждении уголовного дела в отношении Руслана Соколовского, обвиняя его в оскорблении чувств верующих (статья 282 УК РФ) и разжигании розни (часть 2 статьи 148 УК РФ).

Чтобы собрать денег на адвоката, блогер провел стрим - прямую трансляцию, во время которой общался со своими поклонниками. За полтора часа подписчики пожертвовали блогеру 50 тыс. рублей.

2 сентября в съемной квартире блогера был проведен обыск: силовики изъяли всю технику Соколовского, а также нашли у него шариковую ручку с встроенным диктофоном. Это дало им повод говорить о возбуждении в отношении блогера еще одного уголовного дела уже по статье 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»), санкция которой предусматривает лишение свободы до четырех лет.

После обыска Соколовский был задержан и допрошен. Ночь он провел в изоляторе временного содержания, а через сутки - 3 сентября - по ходатайству следствия был арестован на 2 месяца Кировским районным судом Екатеринбурга. Суд не смутило, что у блогера на иждивении находится страдающая онкологическим заболеванием ей мать-инвалид.

На заседание суда пришли поклонники Соколовского, которые скандировали «Свободу!». Через несколько дней на площади Труда был организован митинг в поддержку Соколовского, на который, несмотря на дождь и сильный ветер, пришло порядка 40 человек.

В день ареста блогера митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл заявил сайт, что готов попросить правоохранительные органы отпустить блогера на поруки. «Я поручил разобраться, какая сейчас есть юридическая возможность повлиять на судьбу этого человека, — сказал митрополит. — Мы не жаждем крови, нам просто важно, чтобы такие поступки не распространялись дальше».


Однако буквально через несколько дней секретарь Епархиального совета Екатеринбургской епархии игумен Вениамин (Райников) на пресс-конференции объявил, что ни митрополит Екатеринбургский Кирилл, ни другие представители епархии не собираются заступаться за Соколовского. Игумен Вениамин отметил, что блогер не раскаивается в своих действиях, а церковь «не может насиловать прощением». «За что боролся - на то и напоролся», - сказал отец Вениамин.

Между тем международная правозащитная организация Amnesty International признала екатеринбургского блогера Руслана Соколовского узником совести. «Блогера признали узником совести, поскольку этот человек был помещен за решетку за совершение ненасильственных действий. По нашему мнению, столь жесткая мера пресечения неправомерна и чрезмерна», — объяснял руководитель российского представительства Amnesty International Сергей Никитин.

В время нахождения в СИЗО №1 блогер пожаловался навещавшим его членам Общественной наблюдательной комиссии, что психиатр изолятора якобы угрожал отправить его на психиатрическую экспертизу и «продержать 1-2 месяца в блоке психиатрии».

Позже пресс-служба ГУ ФСИН РФ по Свердловской области опровергла слова Соколовского, заявив, что «никаких угроз ему не поступало».

Защита обжаловала арест Соколовского, и 8 сентября Свердловский областной суд сменил блогеру меру пресечения на домашний арест. Коротать домашний арест блогер будет в квартире одного из своих адвокатов на ул. Краснолесья в Екатеринбурге.

Стоит констатировать, что уголовное дело лишь прибавило Соколовскому известности, к 13 сентября количество подписанных на его канал людей выросло до 310 тыс. человек. К 1 ноября 2016 года их стало уже 316 тысяч.

В конце октября 2016 года следствие заявило, что блогер нарушил условия домашнего ареста: якобы он общался со свидетелями по делу и выходил в интернет. Так, в квартиру, где блогер отбывал домашний арест, явилась его 17-летняя девушка, являвшаяся свидетелем по уголовному делу. Решив поздравить Соколовского с днем рождения, она сама узнала адрес квартиры и пришла к нему с цветами и конфетами. Прямо на пороге визитершу и блогера застукал инспектор уголовно-исполнительной службы.

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга озвучил приговор блогеру - фигуранту громкого дела о ловле покемонов в Храме-на-Крови, построенном на месте расстрела царской семьи. Руслан Соколовский признан виновным и приговорен к 3,5 годам условно с испытательным сроком три года, сообщает Следственный комитет Свердловской области. Также ему запрещено без уведомления менять место жительства и посещать массовые мероприятия. Вдобавок, он должен удалить все девять видеороликов.

Известность 22-летний молодой человек получил в середине августа прошлого года, когда пользователи Сети ознакомились с его роликом, запечатлевшим процесс поимки виртуальных зверей в храме. "За ловлю покемонов в церкви ввели ответственность. Для меня это полный бред, потому что кого может оскорбить то, что ты походил со смартфоном по церкви?", - говорит блогер на камеру. Сама запись вполне невинна, но вот комментарии, которыми автор сопроводил ее позднее, уже не так безобидны - глумливое бахвальство над службой и Иисусом, стилизованная под церковные песнопения матерщина.

Ролик вызвал бурное обсуждение и послужил в итоге, основанием для уголовного преследования выложившего его блогера.

Эксперты проанализировали возмутившую общественность запись и прочие видеоматериалы. Следственный комитет Свердловской области возбудил уголовное дело по двум статьям: возбуждение ненависти либо вражды (ст.282 УК РФ) 9 эпизодов, нарушение права на свободу вероисповеданий (ст.148 УК РФ) 7 эпизодов. Блогера задержали на съемной квартире на улице Заводской в Екатеринбурге. Во время последовавшего за этим обыска силовики нашли так называемую шпионскую авторучку - устройство, подпадающее под статью о негласном получении информации (ст.138.1 УК РФ). Так в появилось третье обвинение.

"Обстоятельства указывают на то, что деятельность обвиняемого носила систематический и целенаправленный характер - это подтверждается количеством видеороликов противоправного содержания, компьютерной техники, а также использованием для своей деятельности не только квартиры, но и офиса, оснащенного аппаратурой. Только по месту жительства обвиняемого обнаружены и изъяты видеокамера и два штатива, несколько веб-камер, ноутбук, нетбук, профессиональный микрофон", - рассказали в пресс-службе регионального СК.

Известно, что подследственный родился в Шадринске в Зауралье. В 2012 году вошел в сотню лучших выпускников региона. Учился на психолога в Курганском госуниверситете, затем на юриста - в екатеринбургском Гуманитарном университете. В последнем взял академический отпуск, чтобы сконцентрироваться на бизнесе в интернете.

Гособвинитель ранее просил для Соколовского 3,5 года. Сам блогер уверял, что делал ролики ради денег и славы и не хотел оскорбить ничьих чувств. На процессе он извинился перед настоятелем храма Большой Златоуст Виктором Явичем, который проходит по делу свидетелем и считает себя оскорбленным выложенными в Сети записями.

Видеоблогер Руслан Соколовский, которому грозил реальный срок из-за его ролика о ловле покемонов в храме, получил условный приговор и был освобождён в зале суда. Но пользователей социальных сетей больше всего удивил текст приговора, согласно которому даже отрицание существования Бога может считаться нарушением с точки зрения российского правосудия и грозить преследованием огромному количеству блогеров.

В четверг, 11 мая, Верх-Иcетский районный суд Екатеринбурга огласил приговор блогеру Руслану Соколовскому, приговорив его к 3,5 годам условного срока. Он был признан виновным по трём статьям УК РФ: «Возбуждение ненависти», «Нарушение права на свободу вероисповедания» и «Использование незаконного оборудования (шпионской ручки)».

Причиной его действий была признана «жажда славы и денег». Суд счёл смягчающими обстоятельствами то, что на попечении у блогера осталась пожилая мать, принесённые Соколовским извинения и то, что раньше он к ответственности не привлекался.

В зачитанном судьёй Екатериной Шопоняк документе разбирались видеоролики, опубликованные на YouTube-канале Соколовского (не только тот самый о ловле покемонов в храме, а вообще все). Суд решил, что блогер оскорбил несколько социальных групп, прежде всего, религиозных, причём сделал это не только словами, но и «двигательной активностью лица». И вот главная цитата.

Мнение о том, что Соколовского судят за ловлю покемонов в храме, судья назвала «неправильным». Вот в чём, по мнению суда, также виновен блогер Соколовский. В списке - юношеский максимализм, мимика и однобокое освещение событий.

Активнее других на этот раз за трансляцией из зала суда , которую вело радио «Свобода», следили видеоблогеры. Они принимали многое из сказанного судьёй на свой счёт, опасаясь, что по такой логике можно привлечь к ответственности вообще всех.

Блогеры Данила Поперечный и Руслан Усачёв приехали в Екатеринбург, чтобы поддержать коллегу, и комментировали приговор прямо из зала суда. Твиты Поперечного очень эмоциональны, большую часть мы вставить не можем из-за обилия нецензурной лексики, но активнее всего оба блогера писали о некомпетентности авторов приговора и их неосведомлённости в вопросах современных технологий и интернет-культуры.

Соколовский (по центру) с адвокатами в суде. Фото: E1.ru

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил видеоблогера Руслана Соколовского к трем с половиной годам условно. Его признали виновным в экстремизме (282 УК РФ), оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ) и незаконном обороте специальных технических средств – ручки с видеокамерой, найденной во время обыска (138.1 УК РФ). Трансляцию приговора вело "Радио Свобода".

Во время судебного процесса Соколовский лично извинился перед каждым верующим, который посчитал себя оскорбленным, но свою вину не признал. Гособвинение требовало приговорить его к трем с половиной годам колонии общего режима.

Уголовное дело против Соколовского возбудили в сентябре прошлого года после того, как он опубликовал видео, где играет в Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. В Следственном комитете утверждали, что уголовное преследование связано именно с несколькими роликами экстремистского содержания на YouTube-канале блогера, а не с его нахождением с телефоном в храме. "Высказывания о том, что Соколовского судят за игру в храме, являются неправильными", – сказала судья Екатерина Шопоняк, зачитывая приговор.

Всего Соколовскому вменялось десять преступных эпизодов .

"Всем огромное спасибо. Постараюсь оправдать доверие. Если бы не внимание журналистов, то был бы реальный срок", – сказал видеоблогер после вынесения приговора. "На данный момент я считаю это почти оправдательным приговором. В целом доволен, что остаюсь на свободе", – также сказал он.

11 мая, 12:54 Соколовский вышел на свободу и сразу "поймал" "покемона".

Мама Соколовского его тоже "поймала".


Фотографии: E1.ru

Последнее слово Руслана Соколовского:

"Честно сказать, я в изрядном шоке, что мне только что обвинение запросило три с половиной года, притом общего режима. Я уже побывал в СИЗО, провел там три месяца, это все лишь преддверие ада, - и тем не менее там я уже успел похудеть на 10 килограмм, успел оказаться как суицидник на учете, что для меня было несколько странным, но, возможно, для этого были какие-то основания. Я уже в курсе, что из себя представляют наши лагеря общего режима, вот эти вот колонии, думаю, что и все присутствующие в зале это прекрасно понимают.

Тем не менее я в своей речи хотел коснуться этого несколько позже, потому что высказаться о своем наказании, думаю, - это тоже довольно важно.

Сейчас я прежде всего хотел бы отметить, что являюсь атеистом, космополитом и либертарианцем. Я не вчера им стал, я эти взгляды постулирую на протяжении уже очень долгого времени, многих лет, в том числе и в своем видеоблоге. Что, в сущности, это подразумевает? Это подразумевает, что у меня на данный момент - как, впрочем, и раньше - нет своей религии, вообще никакой; мне неинтересны религии по большому счету, потому что я считаю, что они не нужны. У меня нет своей национальности. Безусловно, я наполовину русский, но вот эти обвинения, что я на почве своих националистических взглядов, видите ли, занимался экстремизмом, - они очень странные, потому что я русский-то всего лишь наполовину. Как можно меня в этом обвинять, я не понимаю.

Кроме того, так как я либертарианец, я считаю, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, и объективно я не нарушил ничьих прав и свобод на вероисповедание, потому что я никому не мешал исповедовать ту веру, которую они предпочитают исповедовать. Да, может быть, я кого-то критиковал, но тем не менее я никак не мешал им в их деятельности.

Итак, прежде всего, по поводу религии. Мое мнение о религии ничуть не изменилось, и оно в точности согласуется с тем, что считают о религии, например, Ричард Докинз или Бертран Рассел, Невзоров тот же, к примеру. Я согласен с мнением Лапласа, что гипотезе бога в современной научной парадигме нет места.

Это абсолютно законно, абсолютно нормально, и это окей, несмотря на то даже, что в экспертизах эксперты писали о том, что само отрицание бога является преступлением, что для меня странно. Тем не менее должен заметить, что за те восемь месяцев, что меня держат взаперти, и особенно за те три с половиной месяца, что я провел в СИЗО, мнение конкретно о верующих я изрядно изменил, потому что у меня была возможность пообщаться с большим количеством верующих - в СИЗО есть и православные, и мусульмане. Весь контингент поголовно людей, которые находятся в лагерях и в СИЗО, - они все являются религиозными, и со многими из них я пообщался вполне плодотворно, и пришел к консенсусу, и очень сильно изменил свое мнение. Да, там были верующие, которые угрожали мне изнасилованием и говорили, что, когда я окажусь в лагере, они стопроцентно со мной это сделают. Надеюсь, что в лагере я не окажусь, но это уже решать суду.

Тем не менее я понимаю, что объективно верующие - это люди, которые зачастую могут получить очень негативную, очень плохую реакцию от чьих-то слов. Они действительно могут прийти в упадок духа после этого, и, знаете, пожалуй, самая примечательная история, которую я могу привести в пример, она о Павлове - о том самом Павлове, который занимался условными рефлексами. Безусловно, он был атеистом - ну, в Советском Союзе это было распространено. И однажды к Павлову пришел в гости один семинарист, который всю ночь напролет дискутировал с ним о Боге. В итоге Павлов с помощью огромного количества документов доказал ему свою позицию, и семинарист в Боге разуверился. На следующее утро семинарист повесился.

Подобные истории дают понять, что верующие люди, если произойдет такой парадигмальный сдвиг в их голове, могут повести себя подобным образом, и именно это я и понял, я понял, что верующим нужна религия для того, чтобы она их поддерживала. Да, безусловно, религия нужна для того, чтобы взрослые люди, которым до сих пор нужны родители и которые не хотят чувствовать себя одинокими, имели этих самых родителей, пусть даже если они и созданы кем-то. Таким образом, свое мнение о верующих я изрядно изменил.

Далее я бы хотел отметить свою позицию по поводу законов, статьи 271-й и 148-й. Формальный состав преступления… Фактически в моем случае нет никаких жертв и никаких потерпевших. Мое преступление абсолютно ненасильственное, и состав преступления формируется путем формирования как раз таки экспертиз - и, как вы могли уже заметить, одни эксперты говорят о том, что я невиновен и что в моих видео нет экстремизма, другие говорят, что я виновен. В этом свете не совсем понятно, кому из них верить, потому что и те и другие обладают очень большой квалификацией.

Я хочу отметить, что я получил очень большую поддержку со стороны общественности, в том числе со стороны журналистов, спасибо вам большое за это, я получил поддержку со стороны гордумы Екатеринбурга, многие депутаты высказывались в мою поддержку. Сюда приходил мэр города [Екатеринбурга] Евгений Вадимович Ройзман, и он тоже сказал, что реальное наказание для меня - это излишне. Почему я получил такую поддержку - считаю, потому что всем понятно, что я как раз таки не экстремист. Единственная причина, по которой я не признал вину, - то, что я не считаю себя экстремистом. Может быть, я и идиот, но ни в коем случае не экстремист. Именно такова моя позиция.

Ну и по поводу наказания. Дело в том, что за слова в интернете, за какие-то видеоролики, за всего даже репост в соцсети, [а] это не является моим случаем, но тем не менее это правда - человека могут, получается, посадить на срок до пяти лет. И мне запросили три с половиной года, притом общего режима. А мы знаем, что это то место, где люди умирают от туберкулеза, насилуют друг друга… Это место, где постоянно распространено физическое насилие, с «двойки» регулярно вывозят трупы, и журналисты об этом знают. И - да, именно такое наказание запрашивают за то, что человек просто что-то сказал в интернете, высказался каким-то определенным образом, и он даже никого не призывал к насилию, он просто негативно высказался. И, как сказали сами эксперты, вина моя заключается не в том, что я отрицал бога, а в том, что я отрицал бога, используя мат. Я не понимаю, почему мат является экстремизмом в том случае, если он был применен…

В свое время, когда-то давным-давно, людей сажали в лагеря и на более долгие сроки, не на три с половиной года, а на десятилетия, по причине того, что они пошутили, например, матерным анекдотом про коммунизм и про Сталина. Сейчас получается, что меня хотят посадить на три с половиной года на общий режим по причине того, что [я] пошутил матерный анекдот про православие и про патриарха Кирилла. Для меня это дикость и варварство, я не понимаю, как такое вообще возможно. Тем не менее, как мы видим, это вполне себе возможно - обвинение именно три с половиной года для меня и запрашивает.

Ну и по поводу своего наказания. Хочу отметить следующее. Обвинение сказало, что у Соколовского нет места работы… Вообще говоря, к счастью для меня, я являюсь довольно ценным специалистом, и прямо сейчас, например, у меня есть официальное место работы, я являюсь айти-консультантом. Мне сейчас назначили зарплату в 10 тысяч рублей по той причине, что я сижу под домашним арестом и мало принимаю участия в деятельности фирмы «Транспортные инновации», в которой я работаю, - но, естественно, в том случае, если я смогу работать, моей зарплаты будет достаточно для того, чтобы я оплачивал штрафы, и будет достаточно для того, чтобы я помогал своей матери.

Напомню, что, в том случае если я сяду в колонию, моей матери придется помогать мне. Ей придется делать так, чтобы я не умер от голода, потому что вы знаете, как кормят в лагерях общего режима. Не знаю, будет ли у нее такая возможность и вообще выдержит ли она все это, потому что она уже пенсионного возраста и потому что у нее объективно очень плохое здоровье. Это ей нужно помогать, а не наоборот, и, по сути, это сейчас мой единственный родственник.

На данный момент у меня есть место учебы. Дело в том, что как раз таки из-за того, что меня уже восемь месяцев преследуют и я не могу выходить из дома, я не могу разобраться со своей учебой и вернуться из академического отпуска, но я уверен, что смогу это сделать. У меня есть постоянное место работы, и, соответственно, штраф я мог бы покрывать. Сейчас у меня есть девушка, у меня есть прописка. Что будет со мной через три с половиной года в том случае, если я выйду? Вполне возможно, что я вообще всего лишусь.

Я не удивлен, почему половина людей, которые выходят за пределы тюрьмы, в итоге возвращается обратно. Показатель рецидивов в этом плане просто огромен. Надеюсь, что со мной такого ни в коем случае не случится и что все-таки в итоге я не окажусь в этом ужасном месте. Надеюсь, что это мое последнее слово все-таки будет не последним. Я сделал очень много выводов и после того [как] побывал в СИЗО, и пообщался здесь со свидетелями, которые оказались оскорблены из-за моей деятельности, - но я считаю, что возможность для какого-то альтернативного наказания, она есть, потому что у меня есть место работы, я могу выплачивать штрафы, я могу быть при этом с ограничением свободы - много всего есть.

Кроме того, Евгений Вадимович Ройзман сам сказал мне, что он готов позвать меня в свои социальные проекты, и уж лучше бы я вместе с ним строил хосписы, что он мне, собственно говоря, и предложил, я могу это делать хоть прямо сейчас вместе с ним, чем я просто не мог [бы] помогать своей матери и находился в местах не столь отдаленных, где неизвестно, что бы со мной еще случилось. На этом, собственно говоря, все. Надеюсь на хоть сколько-нибудь лояльное решение, ваша честь".

Похожие публикации