Нахождение в других городах, регистрация и сотрудники милиции - андрей суворов. Права иностранных граждан в рф

В конце ноября 1991 г. в связи с прекращением существования СССР Верховный Совет принял Закон "О гражданстве". Этот нормативный акт вступил в действие в начале февраля 1992 г.

В 1997 г. Комиссия по вопросам гражданства, действовавшая при Президенте РФ, приняла решение разработать новую редакцию Закона "О гражданстве". Это было связано с тем, что первоначальная редакция создавалась в переходный период, и в ней не были учтены особенности дальнейшего развития страны, специфика взаимоотношений с независимыми государствами. Кроме того, были выявлены некоторые противоречия Конституции 1993 г. Новый ФЗ "О гражданстве" вступил в силу в июле 2002 г. Рассмотрим далее, что значить быть гражданином Российской Федерации .

Гражданство

Это понятие трактуется в трех основных значениях. Гражданство представляет собой:

  • Суверенное право государства.
  • Публично-правовой статус человека.
  • Конституционно-правовой институт.

Суверенное право

Гражданство предполагает наличие возможности государства регулировать публично-правовые отношения в одностороннем порядке.

Государство представляет собой совокупность территории, материальных и природных ресурсов, административного аппарата, населения. Последнее, в свою очередь, состоит из индивидов, постоянно живущих или временно находящихся на территории страны.

Население России неоднородно по составу и далеко не все индивиды и их группы считают государство своим и, соответственно, не все признают своим долгом защиту госбезопасности при возникновении вооруженных конфликтов. Принимая это во внимание, власть заботится об устойчивости государства. Для этого она стремится к духовному, идеологическому и формально-правовому выделению части населения, на которую она может опереться при решении тех или иных задач, и которой она доверяет участие в делах страны.

Представители власти стремятся к тому, чтобы граждане Российской Федерации составляли большинство населения, определяющего общее направление поведения людей, находящихся на территории страны в целом. Прочие группы - иностранцы и субъекты, не имеющие гражданства, - также полезны власти, однако они не принадлежат государству.

Формально-правовое выделение граждан Российской Федерации производится посредством:

  • Одностороннего определения властью порядка и условий приобретения, признания, прекращения гражданства.
  • Заключения органами госвласти международных договоров.

Гражданин Российской Федерации: определение

Если рассматривать гражданство как публично-правовое состояние человека, то оно представляет собой специфичную устойчивую связь индивида с государством. Она обладает первичным характером относительно прочих юридических связей человека и власти.

Гражданином РФ признается субъект, получивший гражданство в соответствии с законодательством. Оно может быть прекращено исключительно в порядке, установленном нормативными актами.

Гражданство является устойчивой категорией, что подтверждается его бессрочностью и неизменностью. Первичность состоит в том, что именно состояние принадлежности к РФ определяет содержание правового статуса гражданина Российской Федерации , комплекс его обязанностей, прав и свобод. В силу этого, на индивида распространяется суверенная воля власти. Вместе с тем граждане Российской Федерации находятся под покровительством и защитой государства вне зависимости от страны пребывания.

Подданство

Оно также предполагает принадлежность лица к определенному государству. Однако подданство и гражданство - это разные категории. Разница состоит в характере и степени принадлежности.

Институт подданства свойственен, как правило, монархиям. Оно рассматривается как крайняя степень принадлежности. Подданный имеет определенный комплекс свобод, обязанностей и прав, однако в качестве субъекта власти в своей стране не выступает.

Гражданство предполагает взаимную принадлежность. По закону, граждане Российской Федерации принадлежат государству, а государство - гражданам. Проще говоря, последние являются собственниками своей страны. Группа граждан является первичным субъектом власти. Гражданство определяет круг лиц, которые составляют этот коллектив.

Принцип единства

Действовавший ранее закон предусматривал вместе с общероссийским гражданством и республиканское. Это положение вытекало из квалификации республик как государств. В то время принцип единства, что республиканское и общероссийское гражданство не являются обособленными друг от друга категориями. Соответственно, эффекта двойной принадлежности не возникает.

Республиканское гражданство можно было получить только при наличии общероссийского. Для приобретения необходимо было проживать на территории республики в течение определенного времени. При этом республики не наделялись правом прекращать свое гражданство.

Действующее сегодня законодательство закрепляет только российское гражданство. Принадлежность же к конкретной республике не предусматривается, но, однако, не отрицается.

Двойное гражданство

В законодательстве, действовавшем в СССР, оно категорически отвергалось. В Законе от 1 декабря 1978 г. было указано, что за советским гражданином не признается принадлежность к другой стране.

Сегодня двойное гражданство разрешено. При этом следует обратить внимание на официальную формулировку. В Законе говорится, что гражданин РФ, имеющий другое гражданство, рассматривается исключительно как гражданин РФ. Исключения могут предусматриваться в федеральном законодательстве или международных соглашениях.

Суть двойного гражданства заключается не в том, что государство в определенных ситуациях разрешает становиться гражданином другой страны и не допускает этого, если соответствующее право гражданина Российской Федерации не закреплено нормативно. Смысл в том, что власть признает некоторые юридические факты. Само по себе получение гражданства другого государства не влечет

Правовое положение иностранцев

Оно закреплено ФЗ №115.

Согласно нормативному акту, временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется на основании разрешения (РВС), оформленного уполномоченными органами, в пределах утвержденной Правительством квоты. Срок действия РВС - 3 года.

Без учета квоты разрешение может выдаваться иностранцу, если он:

  • Родился в РСФСР и имел гражданство СССР или родился в РФ.
  • Является нетрудоспособным, но имеет дееспособного ребенка-гражданина России.
  • Имеет нетрудоспособного родителя-гражданина РФ.
  • Состоит в браке с гражданином РФ.
  • Осуществил инвестиции в РФ в размере, утвержденном Правительством.

В законодательстве могут устанавливаться и иные случаи.

Юридические возможности граждан России

Ключевым нормативным актом, определяющим их, является Конституция. В 32-й статье Основного Закона закреплены гражданские и политические (в том числе избирательные) права граждан Российской Федерации . Они конкретизируются в федеральных и региональных законах и прочих нормативных актах.

Так, специальными правовыми документами закреплено право, порядок и условия социального обслуживания граждан Российской Федерации . В этих нормативных актах установлен перечень гарантий и льгот для отдельных категорий граждан (пенсионеров, многодетных, малоимущих и пр.).

Особое значение имеют положения ФЗ № 59 "". Этот нормативный акт регулирует взаимодействие населения и представителей власти.

Во 2-й статье ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации " установлено, что субъекты могут обращаться как лично, так и посредством направления коллективных и индивидуальных сообщений в муниципальные и госорганы, должностным лицам, в муниципальные и государственные учреждения, осуществляющие публично значимые функции. Реализация права осуществляется индивидами добровольно и свободно. При этом она не должна ущемлять интересы других субъектов.

Рассмотрение всех обращений осуществляется бесплатно.

Обязанности гражданина Российской Федерации

Они, так же как и права, закреплены Конституцией. Обязанности необходимы для обеспечения гармоничного развития общества и государства. Их игнорирование и злоупотребление правами приводит к тому, что человек переступает границы дозволенного в своем стремлении получить желаемое любой ценой. Это, в свою очередь, влечет ущемление интересов других людей.

Необходимо четко понимать разницу между и гражданина. Наличие первых обуславливается непосредственно фактом бытия индивида. При признании их на официальном уровне они становятся гражданскими обязанностями. Они:

  • Направлены на защиту и развитие основных социальных ценностей.
  • Служат реализации и индивидуальных и общественных интересов.
  • Обладают высшей юридической силой.

Классификация

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации разделяют на конкретные и общие. К последним относят:

  • Соблюдение Конституции и федерального законодательства, уважение интересов и свобод других лиц, исполнение предписаний, установленных нормативными актами.
  • Бережное отношение к окружающей среде, природным богатствам.
  • Забота о сохранении культурно-исторического наследия, памятников природы.

Общие обязанности распространяются на всех российских граждан. Их выполнение обеспечивается посредством применения мер воспитательного воздействия, а при недостаточности таковых - мер уголовной и административной ответственности.

В специальную группу входят обязанности:

  • Родителей перед детьми и детей перед родителями.
  • Налогоплательщиков (своевременно и в полном объеме отчислять налоговые платежи в бюджет).
  • Военнослужащих.

Личные документы

Они необходимы каждому гражданину Российской Федерации. Документы требуются в самых разных ситуациях: при устройстве на работу, обращении в госорганы или банковские организации, поступлении в учебное заведение и пр. Большая часть личных документов оформляется компетентными госструктурами.

Документы можно разделить на различные категории. Личными бумагами гражданина продолжительного действия считаются паспорт РФ, свидетельство о рождении и загранпаспорт, для иностранцев - РВС, вид на жительство (ВНЖ). В эту же категорию включены:

  • Удостоверение лица, подлежащего призыву на службу в ВС.
  • Военный билет.
  • Водительское удостоверение.
  • Страховой медполис.

Кроме того, граждане используют свидетельства:

  • О регистрации/расторжении брака.
  • Обязательного пенсионного страхования.
  • ИНН (о постановке на учет в налоговой службе).

В качестве дополнительных документов выступают:

  • Свидетельство о праве на собственность.
  • Свидетельство о госрегистрации автомобиля.
  • Талон техосмотра.

Временными бумагами являются:

  • Свидетельство о временной регистрации.
  • Удостоверение личности. Оно выдается в случае утери паспорта на время его восстановления.

Для иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, временными считаются документы:

  • Миграционная карта.
  • Свидетельство о постановке на учет в УФМС.
  • Разрешение на ведение трудовой деятельности в России.
  • Виза.

Документы, подтверждающие личность

Их достаточно часто требуют в разных организациях. Подтвердить личность в случае отсутствия паспорта можно следующими документами:

  • Свидетельством о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет).
  • Загранпаспортом.
  • Удостоверением военнослужащего, мичмана и пр.
  • Военным билетом.
  • Справкой об освобождении из места лишения свободы.

Принцип сохранности гражданства

Он имеет особое значение для лиц, находящихся за границей. Суть принципа в том, что наличие гражданства РФ не связано с обязательным проживанием в России. Многим людям приходится выезжать за границу по тем или иным причинам. При этом срок нахождения за пределами страны может быть достаточно продолжительным. Если гражданин РФ уезжает из страны и планирует постоянно проживать за рубежом, он не будет автоматически лишен российского гражданства. Вместе с тем, субъект, проживающий в РФ, может по собственному желанию выйти из гражданства.

Стоит отметить, что в советское время эти вопросы решались несколько иначе. Так, в Указе Президиума ВС СССР от 1967 года говорилось, что лица, выехавшие в Израиль для постоянного проживания, признавались автоматически выбывшими из советского гражданства.

Обеспечение покровительства и защиты российских граждан, находящихся за границей

О нем говорится в 7-й статье Закона "О гражданстве". В ст. 4 этого же нормативного акта установлен запрет на выдачу российского гражданина иностранному государству и высылку его за пределы России.

Сегодня за границей находится довольно много россиян. Некоторые живут за рубежом постоянно, некоторые пребывают временно. Само по себе нахождение человека за пределами России нельзя рассматривать как ограничение его конституционного статуса. Несмотря на то, что он не находится в РФ, он остается ее гражданином.

В качестве формального основания для покровительства и защиты таких людей выступает документ, подтверждающий гражданство. Это может быть общегражданский, заграничный, дипломатический, служебный паспорт, удостоверение моряка. Приехав в другую страну, субъект должен встать на учет в консульском учреждении или диппредставительстве. С момента его регистрации сотрудники этих организаций должны охранять его интересы и при необходимости оказывать помощь.

Новый закон о двойном гражданстве, принятый Государственной Думой в мае 2014 г., вносит некоторые коррективы в общественные отношения. Законодательный акт устанавливает ответственность за сокрытие человеком информации о втором гражданстве. О том, что грозит нашим гражданам за несвоевременное сообщение о наличии гражданства другого государства, мы расскажем в этой статье.

На сегодняшний день, в большом количестве стран запрещено иметь двойное гражданство. Россия не ставит перед гражданами такого ультиматума, подобное ограничение распространяется лишь на сотрудников государственной службы. Более того, до августа 2014 г. даже само наличие иностранного паспорта у граждан никто никогда не проверял, теперь же, с введением нового закона - сообщить о наличии двойного гражданства становится обязанностью человека.

Новый закон РФ о двойном гражданстве - в чем суть?

Текст нового закона не устанавливает как таковой запрет двойного гражданства, все остается как прежде - российский гражданин имеет право получить иное гражданство, вид на жительство или другой документ, подтверждающий право на его постоянное пребывание на территории другого государства. Однако, теперь он обязан сообщить о наличии такого документа в миграционную службу РФ в установленный законом срок, при нарушении этой нормы предусмотрена уголовная ответственность. Стоит также отметить, что уведомлять ФМС о наличии двойного гражданства обязаны все граждане РФ, в том числе и дети, за них сообщение должны составить и подать законные представители. Исключением, согласно закона, являются те граждане, которые имеют российское гражданство, но, ввиду обстоятельств, на постоянной основе проживают на территории другого государства.

В соответствии с законом гражданин РФ, получивший второе гражданство в течении 60 дней с момента его приобретения, обязан письменно сообщить об этом в территориальные органы Федеральной миграционной службы по месту жительства.

Сообщить о наличии второго гражданства можно лично, придя в отделение ФМС или отправив уведомление по почте. Стоит отметить, что непосредственно процедура сообщения еще находится в стадии разработки, зато список сведений, которые необходимо сообщить специалистам миграционной службы, уже известен.

Какие сведения следует указать?

В уведомлении следует указать:

  1. ФИО гражданина, имеющего второе гражданство;
  2. его дату и место рождения;
  3. полные данные по месту жительства/место пребывания/ месту нахождения;
  4. данные документа удостоверяющего личность - номер и серию паспорта гражданина РФ или иного документа, действующего на территории РФ;
  5. полное наименование гражданства другого государства, в том числе номер, серию и дату выдачи паспорта этого государства или другой документ, который подтверждает наличие второго гражданства, равно как и право постоянного проживания на территории иностранного государства;
  6. основание приобретения второго гражданства и его дату/либо получение документа на право проживания на постоянной основе в другом государстве;
  7. достоверные сведения о продлении срока действия документа на право проживания в иностранном государстве, если срок действия документа истек;
  8. при наличии соответствующих сведений сообщить сведения об обращениях в органы иностранного государства о выходе гражданина из гражданства или об отказе от документов, дающих право на постоянное проживание на территории государства.
К заявлению с указанными сведениями обязательно прилагаются копии имеющихся документов - паспорта РФ, паспорта иного государства или иного документа, подтверждающего факт наличия гражданства иностранного государства или дающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Ответственность за несообщение о двойном гражданстве

Закон о двойном гражданстве устанавливает достаточно жесткую ответственность за несоблюдение соответствующих норм документа - к нарушителю могут быть применены санкции как административного, так и уголовного законодательства. Если человек опоздал с сообщением либо напутал что-то в своем заявлении, не стоит переживать, что его привлекут к уголовной ответственности, однако к административной, при наличии на то полных оснований - вполне могут! Данный вид ответственности регламентирует статья 19.8.3. КоАП РФ «Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве». За неисполнение требований закона, выразившихся в несвоевременном предоставлении сведений либо в предоставлении сведений в неполном объеме или недостоверных сведений, статья устанавливает наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Как уже писалось выше, закон предусматривает и уголовную ответственность, дополняя УК РФ соответствующей статьей 330.2. «Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве». Статья предусматривает ответственность в виде штрафа до 200 тысяч рублей либо обязательных работ до 400 часов. Такие санкции будут применены к тем, что преднамеренно уклоняется от исполнения обязательство по подаче сведений о двойном гражданстве, имея при этом все возможности к исполнению данного требования.

Под понятием «двойное гражданство» следует понимать наличие у человека подданства одновременно двух или нескольких государств. В России этот вопрос легализовано с такими странами как Туркмения и Таджикистан. Что касается других стран мира, то в них россияне также могут завладеть подданством, но на территории своего государства они не рассматриваются как «двойные граждане».

Государственная Дума Российской Федерации в мае 2014 приняла закон о двойном гражданстве, который вносит определенные изменения в отношения между обществами. Согласно данному законодательному акту лицо, скрывшее факт наличия другого гражданства или несвоевременное сообщение о нем, будут привлечены к ответственности. В данной статье будет идти речь о том, какие же наказания могут быть применены к таким гражданам.

Данные изменения были внесены из-за того, что: личность, имея два подданства (кроме русского) определенным образом связана с другой страной и имеет перед ней обязанности. А это в свою очередь приводит к уменьшению проявлений патриотизма и приверженности России. И когда будут возникать ситуации, где нужно будет принимать решения, которые будут касаться интересов РФ, результат будет подвергнут интересами не только России, но и иной страны.

Внимание! В наше время очень большое количество стран наложили запрет на ношение двойного гражданства. Российские власти же не ограничивают своих граждан в этом вопросе, но как отмечалось выше, ограничения касаются государственных служащих.

На рассмотрение в Государственную думу вынесен также закон, согласно которому право на двойное гражданство или вид на жительство не смогут получать ни супруги, ни дети госслужащих. При нарушении данного законодательного акта, служащему выдвигают акт о потере доверия и освобождают от занимаемой должности.

Нужно заметить, что пока данный закон не был принят, не проводились даже проверки наличия иностранного паспорта. С принятием законодательного акта о двойном подданстве, всем гражданам России в обязательном порядке нужно предоставить информацию о существовании иностранного паспорта.

Сущность постановления о двойном гражданстве

Представленный новый закон не накладывает вето на двойное гражданство, россиянам разрешается получать гражданство другой страны или документ, свидетельствующий о разрешении пребывания в ней постоянно. Но им необходимо обратиться с сообщением о данном факте в Миграционную службу РФ в установленный промежуток времени. Если же происходит нарушение этой законодательной нормы, лицо будет привлечено к уголовной ответственности. Обратите внимание, с подобным сообщением обязаны обратиться все граждане России, в том числе и дети. До достижения момента совершеннолетия, сообщения должны предоставлять родители или опекуны ребенка.

Но как говорят, нет правил без исключений, оно присутствует и здесь, позволяя не подавать подобное сообщение гражданам РФ находящихся на постоянном обитании в другом государстве, и в случаях предусмотренных законом или действующими договоренностями между РФ и другими странами.
С января 2016 года жители Крыма, также должны предоставлять уведомление, если они имеют в наличии два подданства.

Оповещение ФМС

Нововведенный закон предупреждает о том, что гражданин РФ, при получении второго подданства должен в течение двух месяцев после оформления, в письменном виде, оповестить органы Федеральной миграционной службы . Данное сообщение можно представить лично или с помощью почтового отделения (отправив письмом). Вся процедура, связанная с подачей сообщение находится на этапе разработки и усовершенствования. Но следует отметить, что миграционной службе России сообщено перечень сведений, которые нужно предоставляться лицам с двойным гражданством. К ним относятся:

  1. ФИО лица, обладающего двойным подданством;
  2. дата и место рождения;
  3. данные о месте жительства или пребывания;
  4. информация о номере и серии паспорта гражданина России или документа, который действует на территории РФ и паспорта иностранного государства;
  5. название подданства другого государства;
  6. основание, согласно которому произошло получения второго подданства и его дату;
  7. данные о продлении периода действия документа на право проживания в другой стране, в случае его окончания;
  8. при присутствии, документы о выходе из подданства или об отказе от документов, позволяющих проживать на территории страны, на постоянной основе.

Совместно с заявлением, содержащим все перечисленные сведения нужно предоставить ксерокопии паспорта гражданина РФ и документа, доказывающего наличие подданства другой страны или разрешающего находиться на территории другого государства постоянно.

Ответственность, в случае сокрытия факта наличия второго гражданства

Закон РФ о двойном гражданстве гласит, что в случае сокрытия или запоздалого сообщения о наличии второго гражданства к правонарушителю может применяться ответственность согласно действующему законодательству.

К административному виду ответственности могут привлечь граждан России в случае предоставления заявления с не правдивой информацией или при несвоевременном представлении сообщения. Административная ответственность в этом случае будет руководствоваться статьей № 19.83 КоАП РФ. Согласно данной статье в случае несоблюдения требований закона при несвоевременном обращении с уведомлением или указания в нем неполных или ложных сведений с правонарушителя взимается взыскание, в размере, который колеблется от пятисот до тысячи рублей .

Согласно статье № 3302 правонарушителю придется заплатить штраф в размере:

  • двухсот необлагаемых минимумов дохода гражданина;
  • взыскания, которое равно размеру заработной платы нарушителя за двенадцать месяцев
  • четырехсот часов исправительных работ.

Внимание! Данные санкции применяются к лицам, которые осознанно уклоняются от выполнения обязательств, касающихся представления данных о двойном подданстве.

Правовые коллизии нового закона

После того, как в силу вступил новый закон, появились и определенные неопределенности, а именно: при подаче заявления с уведомлением о получении другого гражданства при условии постоянного проживания на территории другого государства не было указано, что именно понимается под постоянным проживанием. Не было понятно, как поступать с зарегистрированными в России людьми, которые по определенным причинам (учеба, работа) временно находятся на иностранной территории. Ведь если соблюдать требования статьи №6 Федерального закона «О гражданстве РФ» сообщения нужно предоставить лично или с помощью почты России. А если лицо находится за границей, выполнить это не удавалось невозможным.

Когда был принят этот закон, определенные трудности появлялись и у лиц, находившихся в другом государстве с целью прохождения курса лечения. Ведь, чтобы осуществить хотя бы отправку сообщения с помощью почты требуется личное присутствие и предъявления паспорта.

В результате, для решения всех непонятных нюансов с 31 декабря 2014 начал действовать закон № 507-Ф3. Он предоставляет возможность гражданам, которые временно находятся за рубежом предоставить сообщение по возвращении в Россию, но в течение месяца с момента пересечения границы. В случае возвращения гражданина, который постоянно проживал за границей для изменения места проживания, ему необходимо обратиться с сообщением в течение двух месяцев с момента возвращения.

Для личностей, которые находятся за границей на лечении, закон позволяет подачу сообщения представителем, имеющим в наличии заверенную нотариусом или главным врачом учреждения доверенность.

Надеемся, что представленная информация из закона о двойном гражданстве РФ будет служить для вас подсказкой и поможет избежать неприятностей в случае необходимости получения второго подданства.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Данная информация может представлять интерес для граждан, имеющих гражданство России и в том числе и гражданство Греции, или других стран или ВНЖ в Греции. Подробное толкование статьи о регистрации вашего другого гражданства в федеральной миграционной службе - что, кому, и как.

Российских граждан, имеющих двойное гражданство или ВНЖ другой страны, обязали сообщать о нем в Федеральную миграционную службу. 4 августа закон вступил в силу, а с 17 августа начинается отсчет 60-дней, срока, в который необходимо подать уведомление.

В законе также указывается, что неисполнение "обязанности гражданина уведомить ФМС России о наличии имеющегося иного гражданства (или ВНЖ)" карается высокими штрафами, впоть до уголовной ответственности.

Сообщить о втором гражданстве можно как лично, придя в отделение миграционной службы, так и по почте. Процедуру уведомления в ближайшее время разработает ФМС.

Кроме того, необходимо уведомлять ФМС о наличии второго гражданства и у детей. Данные в ФМС в этих случаях необходимо будет передавать "законным представителям гражданина РФ, не достигшего 18-летнего возраста, за исключением также категории постоянно живущих за границей".

Напоминаем еще раз, что новый закон (Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ) вступил в силу 4 августа. С этого момента у всех россиян, имеющих второе гражданство, есть два месяца, чтобы уведомить о нем миграционную службу. Для жителей Крыма нововведение начнет действовать с 2016 года.

Тех, кто нарушит процедуру уведомления, накажут административным штрафом – от 500 до одной тысячи рублей. А вот россиянам, которые умолчат о своем втором гражданстве, грозит уголовная ответственность. Это штрафы до 200 тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до 16 суток.

Между тем, в законе предусмотрены исключения. Они касаются, например, тех, кто имеет российское гражданство, но постоянно проживает на территории другой страны.

Как сообщили в ФМС России (см. видео №3. Пресс конференция ФМС), посольства и консульские отделы РФ за рубежом НЕ имеют полномочий принимать документы (уведомления) от граждан.

Однако, наверное только там можно получить подробные ответы на интересующие вас вопросы, причем в каждом конкретном случае. В том числе, получить ответ на вопрос, нужно ли именно Вам уведомлять ФМС России о наличии второго паспорта, так как есть один нюанс - в законе.

ИСКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛАНО ДЛЯ "ГРАЖДАН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ, ИМЕЮЩИХ ТАКЖЕ ИНОЕ ГРАЖДАНСТВО, ИЛИ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, ИЛИ ИНОЙ ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРАВО НА ЕГО ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ".

Попадаете ли вы под эту формулировку или нет, и как понять насколько постоянно вы проживаете за рубежом, чтобы попасть под имеющуюся категорию граждан - можно, скорее всего, уточнить лишь в консульстве или непосредственно в ФМС России (которые, кстати, сами не дают точной формулировки данному понятию).

Юристы указывают на то, что закон «сырой» и в нем недостаточно четко изложены механизмы его исполнения. Например, в российском законодательстве отсутствует четкое определение, КТО ЯВЛЯЕТСЯ «ГРАЖДАНИНОМ РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ». В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ читаем: Статья 20. Место жительства гражданина 1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. «Преимущественно» – не расшифровывается. Для сравнения, в Гражданском Кодексе Украины ПМЖ прописано чётко – это место, где человек проживает более половины календарного года. «По умолчанию» такая же норма действует и в России, но далеко не во всех случаях. Мы сталкиваемся с тем, что различные юридические ситуации влекут за собой и различное толкование понятия ПМЖ.

Приведём примеры. В российском законодательстве по вопросам усыновления граждане, находящиеся на ПМЖ за пределами РФ приравниваются к иностранным гражданам и для них действуют иные законодательные нормы, нежели для граждан РФ. В этом случае юристы определяют ПМЖ следующим образом. Гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство.

КРИТЕРИЕМ ПМЖ за рубежом является также факт снятия кандидата с постоянного регистрационного учета в РФ и постановка его на учет в посольстве РФ в соответствующем зарубежном государстве. ЕСЛИ У КАНДИДАТА СОХРАНИЛИСЬ ГРАЖДАНСТВО РФ И ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ТО ФОРМАЛЬНО ОН НЕ ВХОДИТ В КАТЕГОРИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ЛИБО ГРАЖДАН РФ, "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ" ЗА РУБЕЖОМ.

То есть, если у вас есть паспорт гражданина РФ и прописка (регистрация) на территории РФ, то никого не интересует как долго и где вы проживаете: ФОРМАЛЬНО вы относитесь к категории граждан РФ "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ", даже при наличии второго (двойного) гражданства (см. видео №2 О втором - двойном гражданстве и их отличиях одного от другого).

В вопросах, касающихся налогообложения граждан, действуют другие нормы. В Законе о валютном регулировании и валютном контроле используется термин резидент – применительно к правам и обязанностям лиц в финансовых и налоговых правоотношениях. Ст.1, п.6 даёт определение резидента: это физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ИМЕЮЩИХ ВЫДАННЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Итак, для сферы налогообложения ГРАЖДАНИН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ (а значит неризедент) – это любой гражданин, находяшийся за пределами РФ БОЛЕЕ ГОДА.

Однако, в Конвенции между Россией и Грецией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал мы опять встречаем более расплывчатое определение: Если в соответствии с положениями физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его положение определяется следующим образом: a) оно считается резидентом только того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов); b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом только того Государства, ГДЕ ОНО ОБЫЧНО ПРОЖИВАЕТ. «Обычно проживает» опять-таки трактуется юристами как – более 180 календарных дней в году.

А что говорится по этому поводу в подзаконных актах, касающихся консульского учёта? Приказом Министерства иностранных дел РФ в 2011 г. были введены Правила ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации. В них читаем, что «Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа, в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности...» Кто такие «временно находящихся или постоянно проживающие» и чем между собой отличаются – в документе не прописано. В Консульстве РФ регистрируют ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ зарегистрироваться (но не обязывают делать это). Хотя для получения загранпаспорта в Консульстве РФ и оформления некоторых документов регистрация является обязательной .

Есть еще один момент, на который указазывают юристы. Дело в том, что при пересечении границы Российской Федерации на паспортном контроле пересекающих границу граждан не регистрируют. То есть Федеральная пограничная служба не ведет учёт въезжающих и выезжающих граждан и единственным доказательством сроков вашего проживания за пределами РФ является ваш загранпаспорт со штампами Паспортного контроля. Поэтому, на всякий случай, сохраняйте старые загранпаспорта (как совет, данный одним юристом).

Россия всегда была страной, которая притягивала большое количество переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья. Это происходило по многим причинам – из-за войн и катаклизмом, естественного движения народов, обмена научным потенциалом и др.

При этом всегда возникал вопрос: какой правовой статус имеют иностранцы на территории РФ, какие имеют ? Чем регламентируются права иностранных граждан?

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:

  • виза продлена или получена новая;
  • получен патент на трудоустройство;
  • иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
  • иностранец поступает в учебное заведение.

Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:

  • Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
  • В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
  • При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
  • Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
  • Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
  • Не оформлен полис добровольного страхования.
  • При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
  • Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
  • В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.

Предлагаем к просмотру видео «Мигранты нужны? Опросы среди Россиян»

Иностранные граждане, которые получили разрешение временно проживать в стране, могут быть в этом статусе до трех лет.

При получении данного статуса документ не выдается. Просто ставится штамп в паспорте. Исключением являются апатриды, которым оформляют отдельный документ, с указанием основных данных: имени и фамилии, дате и стране рождения и др. Запрос на получение этого статуса можно сделать в Федеральной миграционной службе, диппредставительствах или консульствах.

Кто такие граждане, лица без гражданства и иностранцы

При рассмотрении вопроса о присвоении статуса направляются запросы в различные государственные структуры и на основании ответов оттуда иностранцу дают разрешение или отказывают. Весь процесс может занять до полугода.

В случае отказа, повторить запрос можно не раньше, чем через год.

Если статус получен, то иностранный гражданин обязан отчитываться о своих доходах перед миграционной службой. Разрешение на временное проживание выдается на основе квот (Таблица 1). Система квот предполагает определенное число иноземцев, которые ежегодно могут получить право временно проживать в РФ.

Без квотирования этот статус получают следующие категории иностранных подданных:

  • Люди, родившиеся в РСФСР, и имевшие паспорт СССР.
  • Имеют в России недееспособных прямых родственников или детей.
  • Заключили брачный договор с гражданином Российской Федерации.
  • Подписали контракт на службу в вооруженных силах.
  • Лица, участвующие в Госпрограммах переселения.

Таблица 1. Квоты на временное проживание (2017–2019 гг.)

Что дает право временного статуса

В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:

  • на бесплатную медпомощь;
  • легальное пребывание в стране 3 года;
  • регистрацию своих бизнес-структур;
  • может свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Запрос на получение вида на жительство разрешается подавать, если иноземец прожил в РФ больше одного года. Собрав нужные документы и отправив их в отдел по делам мигрантов (до окончания временного статуса должно оставаться не меньше полугода), иностранец должен ждать решение своего вопроса около 6 месяцев.

Еще занимательное видео по теме: «Правда? Иностранцы в России»

Более быстрое рассмотрение вопроса осуществляется для следующих групп населения:
  • Лица, родной язык которых русский, или людей, участвующих в Государственных программах по переселению.
  • Белорусских граждан или специалистов в определенных сферах (3 месяца).
  • Люди со статусом беженцев (15 дней).

В случае успешного получения вида на жительство (максимум на 5 лет с правом продления) иностранные граждане имеют право:

  • Свободно покидать и возвращаться в страну (при этом находиться в стране ежегодно не меньше 180 дней).
  • Получать одинаковые льготы и привилегии с обычными гражданами РФ, кроме права голосовать.
  • Работать без дополнительных разрешений.

Отдельные категории иностранных граждан

  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.

Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

  • Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с , специалисты, дипломаты или участники государственных программ.
  • По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
  • С 2018 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать или тем более ).

Требования для трудоустройства иностранцев:

  • Возраст не менее 18 лет.
  • Экзамен на достаточное владение русским языком.
  • Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
  • Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
  • Работодатель должен постоянно извещать миграционные службы при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.

При выдаче квоты на работу учитываются:

  • Наличие разрешения на въезд.
  • Актуальность профессии.
  • Наличие родственников в России.
  • Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.

Таблица 2. Квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2019 гг.)

Регион Кол-во по годам
2017 2019 2019
Центральный 38 500 26 682 21 753
Северо-Запад 10 020 13 406 6 975
Южный Федеральный 10 450 4 496 1 393
Северный Кавказ 7 250 2 363 2 180
Приволжский 19 500 10 548 5 186
Уральский федеральный 8 350 21 772 19 718
Сибирский федеральный 21 050 20 740 14 681
Дальневосточный 8 880 38 180 36 132
Похожие публикации