Правила пожарной безопасности для учащихся школ. Пожарная безопасность в школе: правила

Школа в жизни каждого человека в определенное время играет очень важную роль. Для учеников она является не только местом, где они получают знания, но и источником общения. Для учителей это работа, а значит здесь должно быть комфортно и безопасно.

Также детские учреждения часто становятся местом проведения различных событий - это могут быть ярмарки, концерты или даже выборы. Поэтому пожарная безопасность в школе - это чрезвычайно важное дело, которое требует к себе большого внимания.

Кроме того, в 1994 году был принят закон, в котором указано, что все работники учреждения, а так же все учащиеся должны быть обучены правилам безопасного поведения.

В чем особенность школьных учреждений?

Каковы же особенности школы? Во-первых, это наличие помещений различного назначения (классные комнаты, кабинеты для таких предметов, как химия и физика, классы технологии с плитами и швейными машинами, спортивный зал, столовая, кухня).

Во-вторых, в среднеобразовательных учреждениях обучаются дети различных возрастов. Школы периодически проходят проверки на пожарную безопасность, в ходе которых учитывается состояние школы, огнетушителей и противопожарных уголков, наличие необходимой документации.

Инструкция

Пожарная безопасность в школе регламентируется правилами. Основным документом является «Инструкция по пожарной безопасности», которая включает в себя: общие положения, требования пожарной безопасности, действия при пожаре. В общих положениях указано, что весь персонал, а также все учащиеся, гости и посетители школы должны ознакомиться с данной инструкцией и следовать ей.

Что же говорят правила? Пожарная безопасность в школе всегда контролируется, поэтому указано, что все территории должны быть доступны для подъезда, на них не должно быть мусора, а так же ничто не должно мешать доступу к пожарному инвентарю.

К помещению самой школы предъявляются требования: вся территория должна быть поделена по классам опасности. Например, кабинет химии более опасен, чем кабинет пения. Также не должно быть горючего мусора. Мебель должна располагаться так, чтобы не перекрывались выходы и окна, а если на окнах есть решетки, то они должны открываться.

Указываются меры, необходимые для того, чтобы пожарная безопасность в школе была на высшем уровне, если планируется проведение мероприятий с большим скоплением людей. Также прописано, что в школе должно быть необходимое количество огнетушителей в исправном состоянии, а также следует провести инструктаж о том, как ими пользоваться.

Действия при пожаре

Что же делать, если возникла опасная ситуация из-за того, что в ненадлежащем виде была пожарная безопасность в школе? Инструкции должны быть вывешены на видное место. Первое и самое главное при пожаре или при его признаках, например задымлении или запахе гари или дыма, - нужно немедленно позвонить в службу спасения или набрать номер пожарной части, сообщить адрес школы, свою фамилию и рассказать о наличии в учреждении людей, назвать их количество.

Далее следует организовать эвакуацию и сообщить о происходящем директору. Он же, в свою очередь, должен убедиться, что вызваны пожарные, далее при необходимости обязан отключить электроэнергию. Директор участвует в организации эвакуации, обеспечивает встречу подъезжающих пожарных машин. Если его нет, все эти функции перекладываются на лицо, которое его заменяет.

Очень важно соблюдать все правила, которые включает в себя пожарная безопасность в школе. Инструкции являются обязательными для всех, ответственность за невыполнение пунктов может быть вплоть до уголовной.

Мероприятия

Раз в полугодие в каждом учреждении необходимо осуществлять учения. Чтобы проконтролировать, в каком состоянии находится пожарная безопасность в школе, проводятся проверки. Это нужно для того, чтобы подготовить всех к возможным чрезвычайным ситуациям. Но это далеко не все меры.

Ответственный за пожарную безопасность в начале учебного года или до его начала готовит план, в котором указывает, какие должны быть мероприятия в школе. Пожарная безопасность также контролируется и администрацией учреждения. В этот план обычно вписывают все, что связано с ней. Это и общие правила, которые предусматривает пожарная безопасность в школе, инструктаж и другие мероприятия.

Также необходимо провести обучение для учащихся. Они должны четко уяснить, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает: общие требования, указания того, что категорически запрещено. А также алгоритм действий на случай пожара.

Итак, к общим действиям относится: все учащиеся должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности, ученики старших классов обязаны знать, где находятся средства пожаротушения и уметь ими пользоваться. Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.

При возгорании или подозрении на него необходимо немедленно сообщить об этом учителю или работнику школы. Категорически запрещено: приносить в школу легко воспламеняющиеся, горючие вещества или материалы, разводить костры или курить на территории школы, оставлять приборы, включенные в сеть без присмотра, использовать пиротехнику.

Что нужно знать

При пожаре:

  • Сообщить работнику школы или учителю о возгорании.
  • Не паниковать, четко выполнять все указания взрослых.
  • Не мешать, не создавать давку, не бежать, помогать младшим ученикам и одноклассникам.
  • Ни в коем случае не пытаться самостоятельно устранить пожар.
  • При выходе из школы оставаться в указанном месте до дальнейших указаний.

Кроме того, в план мероприятий по пожарной безопасности могут быть внесены внеклассные занятия, на которых ребята смогут подробнее узнать о причинах пожара и действиях при возгорании. Также в школе может быть оборудован стенд с плакатами на тему безопасности.

Начальная школа

В начальной школе, в отличие от среднеобразовательной, дети младше, а значит в помощи нуждаются больше. Пожарная безопасность в начальной школе, так же как и в средней, регламентируется документально. Она, в принципе, не очень отличается от предыдущей касательно тех вопросов, которые относятся к действиям учителей и работников школы.

Для ребят существуют определенные правила. Пожарная безопасность в школе сводится к списку запрещенных действий и описанию того, что делать нужно. Имея в виду младших школьников, нужно помнить, что в силу возраста дети более эмоциональны, а значит в непривычной и опасной ситуации могут начать паниковать, несмотря на предупреждения. Вместо того чтобы покинуть помещение, ребенок может попытаться спрятаться в труднодоступном месте.

Чтобы избежать подобного или свести такие ситуации к минимуму, для малышей проводят уроки пожарной безопасности, на которых рассказывают, чего нельзя делать, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает в себя такие знания: как вести себя, если пожар все-таки случился, кто такие пожарные, и в чем заключается их работа, как они тушат огонь.

Необходимо, чтобы ребята поняли, как важно слушать старших, если произошла беда. Конечно, и от учителей в младшей школе требуется еще большая ответственность и внимательность.

Документы

Естественно, и в документальном виде регламентируется пожарная безопасность в школе. Документы должны быть всегда доступны для сотрудников учреждения. Один из них - это «Приказ об установлении противопожарного режима». Также важен «Приказ о назначении ответственных лиц». Кроме них, есть еще «Инструкция», о которой говорилось ранее, план эвакуации с приложением, в котором указаны все запасные выходы.

Также должен быть журнал учета средств пожаротушения. Туда вносится информация об их проверке. Журнал о проведении инструктажа по пожарной безопасности. Перечисленные документы являются строго необходимыми, но этот список также можно дополнить.

Итог

Пожарная безопасность - очень важный вопрос, если он касается общественных учреждений, а тем более детских. Подходить к нему нужно со всей ответственностью и не упускать даже самые незначительные вещи, ведь от этого в итоге может зависеть жизнь.

Отправляя своего ребенка в школу, родители обычно спокойны и уверены в его безопасности. Они даже не подозревают, какая большая работа для этого проводится. Одно из основных направлений деятельности по охране здоровья учащихся — пожарная безопасность в школе.

Профилактическая работа

На территории учебного заведения проводятся еще до начала учебного года. В летний период классы, в которых будут обучаться дети, обследуются специальными комиссиями. Работниками пожарного надзора выносится решение о признании школы безопасным местом.

Для того чтобы учебные помещения оставались безопасными, не стоит загромождать их лишними предметами: мебелью, приборами, пособиями и другими принадлежностями. Число парт также должно соответствовать нормам проектирования. Если в кабинете, мастерской или лаборатории проходили занятия с использованием пожароопасных или взрывоопасных веществ и материалов, их необходимо убрать в предназначенные для их хранения помещения.

Кроме того, в нужно разъяснять, что пожарная безопасность в школе зависит в первую очередь от них самих. В настоящее время разработаны познавательные инструктажи для учащихся разных классов. Изучение основ пожарной безопасности для младших классов проводится занимательно, в игровой форме.

Со старшими классами организуются беседы о важности ответственного отношения к школьному имуществу, подчеркивается опасность огнеопасных и взрывоопасных материалов для здоровья и жизни детей.

Инструкция

Директор школы утверждает и следит за выполнением инструкции о мерах пожарной безопасности. В ней освещаются нормы содержания школы и ее территории, а также коридоров, по которым будет проходить эвакуация.

Подвал и все выходы из школы необходимо поддерживать свободными от посторонних предметов. Ключи от них обычно хранятся в канцелярии, а также у персонала, работающего на первом этаже.

Предусматриваются места курения, а также меры безопасности при проведении технологических и огневых работ. Подробно рассматриваются действия и обязанности работников школы при пожаре.

К данной инструкции будет уместно приложить памятку «Порядок действий при пожаре». Кроме того, данная памятка должна быть в каждом помещении школы. Также в приложении размещается план эвакуации учащихся, педагогов и другого персонала из здания школы в случае пожара.

Порядок действий при пожаре в школе

Эвакуация

Организация порядка эвакуации учеников и персонала предусматривает назначение педагогов, несущих ответственность за порядок выхода из здания в случае пожара. Обычно они отвечают за регуляцию потоков людей на каждом этаже школы. Если пожар возникает в учебном кабинете, спортивном зале или мастерской, эвакуацию проводит педагог, ведущий в данный момент занятие.

Во время массовых спортивных и культурно-развлекательных мероприятий в школе ответственность за пожарную безопасность возлагается на организатора. Ответственный сотрудник также должен до начала мероприятия проверить состояние путей возможной эвакуации учащихся.

В течение года с теми людьми, которые были назначены ответственными за эвакуацию при пожаре, проводятся специальные занятия и инструктажи. Классные руководители вносят в план воспитательной работы беседу с учениками о важности соблюдения норм пожарной безопасности. Кроме того, учитель курса «Основы безопасной жизнедеятельности» во время учебных занятий изучает и отрабатывает с детьми правила поведения в случае возникновения пожара.

План эвакуации вывешивается на заметном месте в виде таблички на всех этажах школы . Он содержит словесное описание и графическую схему этажа с путями эвакуации, местами хранения средств связи и пожаротушения. Обязательно наличие подписи ответственного за пожарную безопасность и директора.

Общие правила безопасности

Трагедии можно избежать, если правила пожарной безопасности будут известны и неуклонно соблюдаться всеми — от самого младшего школьника до управленческого звена. Если каждый во время пожара будет придерживаться , позаботится не только о сохранении своей жизни, но и о безопасности других, гибели людей можно избежать.

Все средства, необходимые для тушения пожара, должны быть в наличии и прямой доступности. К обязанностям каждого относится вызов пожарных, эвакуация людей из помещения и по возможности предотвращение распространения огня. Не стоит стремиться спасать материальные ценности, если жизнь людей под угрозой.

Внешкольные мероприятия

Чрезвычайную ситуацию в школе будет легче предупредить, если будет прослеживаться в различных учебных занятиях и внешкольных мероприятиях. Уроки ОБЖ привлекут учащихся, если в роли учителей выступят, например, начальник пожарной части или непосредственно бойцы-пожарные.

Мощный профилактический заряд принесет урок-экскурсия в пожарной части. Конкурсы, праздники, эстафеты, сценки на тему пожарной безопасности можно включать в любой этап спортивного соревнования. Приведем некоторые примеры организации подобных мероприятий:


Таким образом, усвоение детьми правил безопасного поведения, заботливого отношения к окружающему миру происходит во время игры, творческой и общественно-полезной деятельности.

ПО ТЕМЕ: «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Для младших школьников

ИГРЫ С ОГНЕМ ПРИВОДЯТ К БЕДЕ.

Все, вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сиренами. Это значит, что где-то возник пожар и нужна немедленная помощь.

ПОЖАР. Что представляет он собой сегодня? Может, только в прошлом огонь был страшен людям? Может, современный человек, вооруженный знаниями и мощной техникой, уже справился с этим бедствием?

Ведь, в самом деле, многие за всю жизнь так и не увидят ни одного реального пожара и, встретив на улице мчащуюся красную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. В руках человека при соблюдении правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло.

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности. А примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков.

Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете и друзьям своим не позволяете этого делать. И тем не менее количество пожаров растет. Отчего же происходят пожары?

Например: от неосторожного обращения со свечой, игра со спичками…..

Часто, не понимая опасности подобных игр с огнем, ребята разжигают костры вблизи строений подобных игр с огнем, ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, пускают горящие «самолетики» и тем самым становятся чиновниками пожаров. Таких примеров очень много.

Кроме этого, есть случаи, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны по телефону «01» и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. А задумывались ли вы над тем, что в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте, что шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию в административном порядке ваших родителей и вас самих?

Ребята! Чтобы избежать пожара, необходимо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

Не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не шалили ваши товарищи, маленькие дети;

Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках, в подвалах;

Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки;

Не растапливайте печи, не включайте газовые плиты;

Не играйте с электронагревательными приборами: от электронагревательных приборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра, может произойти пожар;

Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него, и брошенная ради баловства спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам;

Не оставляйте незатушенных костров – это может привести к гибели всего леса;

Не поджигайте тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут среди этой травы, но и приводит к пожару.

Ребята! Помните об этих правилах и всегда разъясняйте их своим товарищам!. Этим вы окажете большую помощь работникам пожарной охраны.

Но если все-таки пожар произошел, вы должны знать, что нужно делать при пожаре:

Необходимо немедленно вызвать пожарную команду по телефону «01», сообщив свой точный адрес, объект пожара и встретить пожарную команду;

Если рядом есть взрослые, сразу позовите их на помощь;

Если горение только началось, вы его легко затушите водой, накроете толстым одеялом, покрывалом, забросаете песком, землей;

Ни в коем случае не тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением: это опасно для жизни;

Если вы видите, что не сможете справиться с огнем и пожар принимает угрожающие размеры, срочно покиньте помещение;

Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.

И все-таки помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Для школьников среднего возраста

Обучение правилам пожарной безопасности детей среднего школьного возраста хорошо начать с тестирования. Во-первых школьники охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, преподавателю сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Учащиеся этого возраста уже владеют достаточной информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний.

Предлагаем один из тестов для детей среднего школьного возраста.

П/п Вопрос с вариантами поступков в предлагаемой ситуации Кол-во очков

1 Если случится пожар, как ты будешь действовать?

Позвоню по телефону «01»;

Позову на помощь;

Убегу, никому ничего не сказав 3

2 Если комната начала наполняться густым едким дымом?

Открою окно, не закрыв дверь;

Буду продвигаться к выходу;

Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу. 0

3 Если загорелась электропроводка?

Буду тушить водой;

Обесточу электросеть, затем приступлю к тушению;

Буду звать на помощь 0

4 Если на вас загорелась одежда?

Побегу, пытаюсь сорвать одежду;

Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя;

Завернусь в одеяло 0

5 Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде?

Накрою сковороду мокрым полотенцем;

Буду тушить водой;

Попытаюсь вынести горящую сковороду на улицу. 3

6 Если вы зажигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что вы будете делать?

Достану вторую спичку и стану зажигать газ;

Перекрою газ;

Перекрою газ и проверю тягу. 0

7 Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что вы будете делать?

Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через буду звать на помощь;

Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться;

Буду звать на помощь.

8 Если вы увидели, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?

Пройду мимо;

Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев;

Сообщу об этом взрослым. 0

9 Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как вы должны поступить?

Остановлю, объясню, что это опасно;

Пройду мимо;

Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие. 3

10 Если во время интересной телепередачи вы увидите, что из телевизора пошел дым, как вы должны поступить?

Продолжу смотреть телепередачу;

Позову на помощь взрослых;

Приступлю к тушению. 0

Если вы набрали 25-30 очков, то вы хорошо знаете правила пожарной безопасности, всегда соблюдаете их и сможете научить своих товарищей.

Если вы набрали 20-24 очка, то вы должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.

Если вы набрали менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться изучением правил пожарной безопасности. Это поможет вам избежать пожара, а в экстремальной ситуации – сохранить свою жизнь.

ОГОНЬ – ДРУГ И ВРАГ ЧЕЛОВЕКА

Большой пожар всегда начинается с маленького возгорания. Если его сразу обнаружить и иметь наготове средства тушения огня, то можно быстро потушить начинающийся пожар. Тогда «красный петух», как в народе называют пожар, не страшен.

Как правило, пожар приносит материальный ущерб государству и гражданам, создает угрозу жизни людей, особенно опасны пожары в жилых домах, в подвалах, в конторах предприятий, в магазинах, где пищевые продукты – хлеб и т.д.

Пожар представляет собой сложный физико-химический процесс горения, сопровождаемый выделением тепла и различных газообразных продуктов.

На пожарах выделяется много дыма, в состав которого входит углекислый газ. Этот газ, смешиваясь с воздухом, понижает концентрацию содержания в нем кислорода. При снижении концентрации кислорода в окружающем воздухе с 21% до 14% наступает так называемое кислородное голодание, а при 8-11% человек может погибнуть.

Обычно в воздухе содержится не более 0,04% углекислого газа. Если во время пожара концентрация его в воздухе возрастает до 4-5%, увеличивается частота дыхания, возникает шум в ушах, головокружение. При 8-9% человек теряет сознание, при 20% происходит паралич жизненных центров, наступает смерть.

Выделяющийся на пожаре дым оказывает сильное раздражение органов дыхания и слизистых оболочек глаз. Особенно большую опасность для организма человека представляет выделяющаяся при неполном горении окись углерода (СО).

При горении могут выделяться синильная кислота, акролеин и т.д. Все это оказывает отравляющее влияние на организм человека.

Наибольшую опасность на пожаре в жилых домах представляет паника, особенно при большом скоплении людей. Известны случаи, когда даже при возникновении незначительного загорания отдельные люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводило к давке, заторам в проходах, ушибам людей, а иногда даже и гибели некоторых из них. Иногда во время пожара люди спасаясь от огня, выбегая, оставляли открытыми двери, и пламя быстро распространялось через дверные проемы, охватывая новые помещения. На отдельных пожарах люди пытались уйти через помещения, охваченные огнем, не защитив себя от воздействия высоких температур. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха приводил к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. Проходя через огонь, люди получали тяжелые ожоги. Очень опасно прыгать с верхних этажей зданий или с какой-либо целью возвращаться в горящие или задымленные помещения. Поэтому при большой высоте следует дожидаться пожарной помощи, а выходить из опасной зоны во избежание ожогов следует согнувшись.

Особенно опасны пожары в подвалах жилых домов, если выходы из них ведут на общую лестничную клетку. Дым пожара будет выходить в объем лестничной клетки. В таких условиях жильцы верхних этажей не в состоянии будут спуститься вниз по лестнице и могут отравиться дымом, поэтому и говорят, что дым на пожарах, пожалуй, не менее опасен, чем пламя.

Ребята! Помните об этих правилах всегда, разъясняйте их всем своим товарищам. Этим вы окажете большую услугу работникам пожарной охраны в деле предупреждения пожаров в школах и жилых домах.

Борьба с пожарами – дело не только пожарной охраны, но и всех граждан. Выполняя основные правила пожарной безопасности, требуя их выполнения со стороны ваших товарищей, вы можете сохранить собственность нашего государства и граждан от огня.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЖАРОВ ПО ВИНЕ ПОДРОСТКОВ

Пожар. Старинное русское слово, от которого будто пышет огнем и пахнет горьким дымом.

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки и шалость с огнем детей и подростков.

Девочки очень любят украшать новогодние елки игрушками из ваты и бумаги, пользоваться свечами и бенгальскими огнями, забывая, что подобные нарушения правил пожарной безопасности могут привести к тяжелым последствиям.

Есть и шалость, переходящая в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие «самолетики», поджигают почтовые ящики, обшивки дверей в квартирах и подъездах, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

Ребята! ПОМНИТЕ, что пожар – это всегда беда. Чтобы избежать его, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Помните, что игры с огнем могут привести к пожару, а маленькая спичка – к большой беде.

Очень опасны игры с огнем в сараях, подвалах и на чердаках, так как начавшийся пожар может отрезать пути к эвакуации.

Часто причиной тяжелых травм бывает игра ребят с незнакомыми предметами, аэрозольными упаковками и пр.

Некоторые ребята устраивают лабораторию на кухне, проводя опыты с неизвестными химическими реактивами. Эти опыты нередко приводят к пожарам, а ребята получают тяжелые травмы и ожоги.

Многие из вас, ребята, любят поджигать старую сухую траву, оправдывая это тем, что это помогает расти новой. Это неправильно. Вы приносите большой вред насекомым, норки которых находятся в земле, среди этой травы, и создаете угрозу загорания леса и близлежащих строений.

Но если пожар все-таки произошел, вы должны знать, как себя вести.

ПРИ ПОЖАРЕ В КВАРТИРЕ:

Срочно позвоните в пожарную охрану по телефону «01», сообщите точный адрес и что горит;

Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть толстым одеялом, покрывалом, прекратив доступ воздуха;

Ни в коем случае нельзя тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением, - это опасно для жизни;

Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение;

Если пожар произошел не в вашей квартире и воспользоваться лестницами для выхода из-за сильного дыма невозможно, останьтесь в квартире плотно закрыв дверь. Во избежание проникания продуктов горения закройте щели дверей и вентиляционные отверстия одеялами, полотенцами, смоченными водой.

Правильные и умелые действия помогут вам сохранить свою жизнь и предотвратить распространение пожара.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ

Если в вашей школе случился пожар, то вы обязательно должны принять ряд мер, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию всех людей и свести к минимуму ущерб от пожара.

Важнее всего как можно раньше поднять тревогу с тем, чтобы у всех было достаточно времени эвакуироваться из здания. Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться такой последовательности принимаемых мер.

Первое, что надо сделать – это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации: внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большой скоростью.

Второе действие - немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости члену персонала, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы. Все обязаны явиться к заранее согласованному сборному пункту, где должна быть проведена перекличка, чтобы выяснить, все ли эвакуировались из школы. После тревоги нужно как можно скорее вызвать пожарную охрану.

К прибытию пожарной охраны в первую очередь нужно знать:

А) в каком помещении пожар,

Б) все ли эвакуированы.

Наличие школьного плана эвакуации очень поможет пожарной охране.

Последующие примечания были разработаны в помощь директорам школ для выработки простой и эффективной процедуры эвакуации при пожаре, которую нетрудно применить в большинстве школ.

Последовательность действий

ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

ЭВАКУАЦИЯ

ПЕРЕКЛИЧКА.

Для чего это надо: чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в школе через все имеющиеся выходы, и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в школе, так и в других местах.

Любой человек – ученик или член персонала – при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. В случаях, когда в одном здании находится более чем одно учреждение, все должны полностью взаимодействовать друг с другом. Оповещение о пожарной тревоге в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из всего здания, а не только из его части.

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно НЕМЕДЛЕННО сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом. Должно быть предусмотрено дублирование вызова пожарной охраны.

Очень важно, чтобы не было задержки в выполнении вызова; ответственность за вызов должна быть возложена на классного руководителя или члена персонала, которого наиболее целесообразно назначить для этой цели в экстренной ситуации и который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана.

Услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату по одному и идти у сборному пункту. Классы должны идти ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; необходимо закрыть дверь классной комнаты и все остальные двери по пути эвакуации, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться.

Директор школы, услышав сигнал тревоги, немедленно должен последовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.

Следует предусмотреть специальные меры для детей-инвалидов и детей с неуравновешенным характером.

Может получиться так, что классные журналы в момент тревоги не находятся у учителей, поэтому их необходимо принести к месту сбора как можно быстрее, чтобы провести полную перекличку. Разговоры и смех во время эвакуации должны быть запрещены с тем, чтобы слышны были даваемые указания.

Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному, только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода других классов, за исключением случаев, когда лестница очень узкая. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли друг друга.

Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалете, учительских и т.д) должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.

За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и т.д. до тех пор, пока не будет дано разрешение пожарной охраны или – в случае тренировки – директора школы.

МЕСТО СБОРА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАРАНЕЕ СОГЛАСОВАНО

Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять заранее определенное место и находиться там, не расходясь. Место сбора, если возможно, должно находиться под весом, предпочтительно – в другом здании.

Немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка, если возможно – по журналам, и каждое ответственное лицо должно немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе.

Если кого-то не хватает, персонал должен немедленно начать поиски – при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться По прибытии пожарной охраны начальник караула должен быть встречен и немедленно проинформирован о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.

В первый день учебной четверти или полугодия все новички, персонал и остальные ученики должны быть проведены по всем основным и запасным путям эвакуации, их следует проинструктировать о процедуре пожарной эвакуации.

Она должна проводиться не реже одного раза в четверть, о чем должна делаться соответствующая запись. Не следует допускать ее стереотипности, так как ситуация в условиях настоящего пожара может очень сильно варьироваться.

Например, лестница может оказаться непригодной для эвакуации из-за задымленности или по другой причине. До проведения учебной эвакуации – если предполагается, например, что лестница или иной путь эвакуации заблокирован- обязательно следует предусмотреть альтернативный безопасный путь, ведущий из здания в безопасное место.

Для учащихся старших классов

Первым фактором развития личности подростка является его социальная активность.

В отличие от учащихся младшего возраста старшеклассник начинает анализ возникшей перед ним задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет гипотезы. Поэтому работу по профилактике пожаров среди старшеклассников следует строить по двум направлениям:

Привлечение внимания старшеклассников к проблемам пожарной безопасности;

Непосредственное участие старшеклассников в сбережении от огня народного достояния.

Эффективной формой первого этапа работы является устный или письменный опрос.

Можно предложить старшеклассникам лист самоконтроля.

Лист самоконтроля старшего школьника.

1 Храните ли вы спички и зажигалки в местах, недоступных для маленьких детей. 2 Кто-либо в вашем доме курит лежа на диване или кровати. 3 После ухода гостей проверяете ли вы наличие горящих окурков и пепла на полу, мебели. 4 Освещаете ли вы спичками или свечой дорогу на чердак, в подвал, кладовую. 5 Обертываете ли вы бумагой электрические провода и электрические лампы. 6 Не применяете ли вы «жучки» в электроприборах 7 Не устанавливаете ли вы телевизор в мебельную стенку. 8 Вы регулярно проверяете все электроприборы, имеющиеся в доме. 9 Закрываете ли вы заглушкой или крышкой неиспользуемые электророзетки. 10 Используете ли вы мощные электроприборы 11 Стирают ли вещи в вашем доме в бензине или керосине. 12 Храните ли вы промасленные тряпки в металлических ящиках с крышкой. 13 Как вы храните краски, растворители, бензин 14 Не разводите ли вы костры вблизи строений кустарников 15 Используете ли вы электрогирлянды промышленного производства. 16 Не одеваетесь ли вы в легковоспламеняющиеся карнавальные костюмы. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ШКОЛЕ

Какими основными вопросами должны заниматься все школьники, чтобы не допустить пожаров в школе? Круг этих вопросов разнообразен: нужно следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные сгораемые отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению огня на школьные пристройки.

Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи и сжигают. Это очень опасно: тлеющие листья ветром могут занесены на кровлю здания или в слуховое окно, что может привести к пожару.

Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они ничем не загромождались, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

Современные пожарные машины-цистерны вывозят тот запас воды, которого достаточно, чтобы успешно бороться с огнем. Если же пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: пруды, водоемы, резервуары, чаны, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За всеми этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий уход.

Что же нужно делать? Необходимо следить, чтобы крышки гидрантов не были засыпаны землей и мусором, а на стене ближайшего строения была табличка с указаниями, на каком расстоянии от здания расположен гидрант. Делается это для того, чтобы пожарные могли его разыскать. Во время снежных заносов следует заботиться об очистке крышек гидрантов от снега.

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей. С какой целью он разрабатывается?

Если в школе возник пожар, в первую очередь необходимо очень быстро и организованно эвакуировать всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.

В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются запасные и основные выходы, через которые они должны эвакуироваться.

План эвакуации состоит из 2 частей – графической и текстовой. В графической части показывается планировка здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае пожара. Наряду с основными путями эвакуации, через которые школьники обычно входят и выходят из здания школы, указываются запасные. На схеме указываются места размещения телефонов и имеющихся в школе средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, щитов с комплектом противопожарного инвентаря).

До прибытия пожарных, юноши – учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одевать, отвести детей в теплое помещение, вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим, выполнить отдельные поручения по тушению пожара.

Каждое школьное здание должно иметь не менее 2 эвакуационных выходов: в случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй. Двери должны открываться по выходу и оборудоваться легкооткрывающимися запорами. В противном случае створки дверей будут прижаты и не откроются. Пути эвакуации учащихся должны быть свободны, поэтому лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры нельзя загромождать столами, стульями, партами – всем тем, что затрудняет выход. В ночное время пути эвакуации должны быть освещены.

Электричество прочно вошло в повседневную жизнь каждого человека. Сейчас оно дает нам свет, тепло, приводит в движение станки и машины, широко используется на транспорте, в сельском хозяйстве, быту.

Нельзя, однако, забывать о том, что неумелое обращение с электрооборудованием и бытовыми электроприборами часто приводит к пожару.

При нормальных условиях эксплуатации сила тока и напряжения – величины постоянные. Но если включить в сеть дополнительно несколько электронагревательных приборов или мощных ламп, нагрузка увеличивается и сила тока резко возрастает. С увеличением силы тока резко возрастает выделение тепла и провод сильно нагревается. Изоляция проводов высыхает и воспламеняется – возникает пожар.

Часто причиной пожара является также короткое замыкание в сети. Происходит оно в результате соприкосновения проводов друг с другом через посредство какого-нибудь металлического предмета (балки, трубы, гвоздя, проволоки и т.д.). При коротком замыкании сопротивление в сете уменьшается, сила тока в короткозамкнутой цепи резко возрастает, а это, в свою очередь, вызывает увеличение выделения количества тепла. Настолько, что иногда провод накаляется докрасна, а это приводит к воспламенению изоляции проводов.

Чтобы не допустить пожара от короткого замыкания, нужно систематически следить за исправностью изоляции проводов, за правильностью их крепления. Надо своевременно заменять провода с поврежденной изоляцией или изолировать оголенные места. Там, где электрические провода соприкасаются с металлическими конструкциями, изоляцию надо усиливать резиновыми прокладками, эбонитовыми трубками или фарфоровыми втулками.

Прежде чем приступить к работе в школьных производственных мастерских, где есть электрооборудование, нужно изучить установленные правила эксплуатации моторов, электроагрегатов и строго выполнять их.

Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь помещаются горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т.д.

В химических лабораториях, например, возникновение пожара может произойти даже непосредственного воздействия внешних причин. Многие из химических веществ и реактивов, применяемых в химических кабинетах, обладают пожаровзрывоопасными свойствами, например перекись водорода, глицерин. Поэтому при использовании и хранении таких веществ нужно соблюдать меры безопасности.

Надо помнить, что недопустимо совместное хранение некоторых веществ и материалов, так как это может привести к нежелательным последствиям: взрыву, воспламенению и т.п. Такие вещества должны храниться раздельно и в соответствующей упаковке.

Сильные окислители: бертолетовая соль, аммиачная селитра, азотнокислый калий и натрий – должны храниться в стеклянной посуде с притертой пробкой.

Хранение концентрированных минеральных кислот допускается только в стеклянной посуде с притертой пробкой в количестве не более 3л. Бромангидрид и хромовый ангидрид хранят в стеклянной посуде с последующей упаковкой в металлический сосуд и помещают в вытяжной шкаф. Перекиси натрия и бария разрешается хранить в стеклянной посуде с притертой пробкой, которая. В свою очередь, устанавливается в металлический резервуар, что предохраняет их от рассыпания на случай растрескивания стеклянной тары. Перекиси размещают в шкафу на одной полке с окислителями. Ставить на ту полку какие-либо другие вещества нельзя.

Красный фосфор и перекись водорода хранят в темной стеклянной посуде, которая устанавливается в металлический контейнер. Размещать их можно в одном шкафу с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми), но вдали от окислителей, щелочных металлов, металлических порошков.

В школьных химических лабораториях все реактивы должны храниться в шкафах под замком, ключи от которых должны находиться у преподавателей (лаборантов). Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, эфир, ацетон, керосин, нефть, спирт) должны храниться в специальном металлическом ящике, вдали от нагревательных приборов и выходов, в количестве не более 3л.

Эфиры. Спирты, бензин, керосин являются крайне опасными жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому этими жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, употреблять их в строго ограниченном количестве. Не разрешается учащимся заправлять ими нагревательные приборы.

Чтобы не допустить несчастных случаев, занятие в физических и химических лабораториях с применением реактивов, электрических и нагревательных приборов разрешаются только в присутствии преподавателя (лаборанта). Перед началом занятий надо убедиться в исправности всех аппаратов, приборов, средств пожаротушения, включить в работу вентиляцию.

Необходимо следить за тем, чтобы на всех банках с реактивами имелись этикетки; убирать промасленные тряпки и ветошь в специальный металлический ящик с плотной крышкой.

Классные доски, парты, шкафы, столы устанавливаются с таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских не были заставлены.

Из твердых веществ постоянную опасность представляет кинопленка, целлулоид, фосфор, бертолетовая соль, калий, натрий, сера и т.д.

Тушение ряда воспламеняющихся веществ и жидкостей (натрий, бензин, керосин) водой производить нельзя. Поэтому в химических лабораториях и в производственных мастерских должны быть средства тушения пожара (огнетушитель, плотное покрывало, песок).

Перед началом занятий в кабинетах физики и химии, в производственных мастерских учащихся следует проинформировать о степени пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться огнеопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя не разрешается.

Чтобы предотвратить возможность возникновения пожара, после опытов, связанных с выделением взрывоопасных газов, всю химическую посуду, приборы надо убрать в шкафы, оборудованные вытяжной вентиляцией.

В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов в них необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое потребуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах и возле печей, производить окраску изделий нитрокрасками.

Соблюдение указанных мер пожарной безопасности обеспечит нормальные занятия в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.

Внешкольная работа среди учащихся школ занимает сейчас видное место в учебно-воспитательной работе. Далеко не последнюю роль во внешкольной работе играют кино и спектакли. Но организаторы этих мероприятий не всегда выполняют правила пожарной безопасности, а опыт показывает, что забывать об этом ни в коем случае не следует.

Такие массовые мероприятия, как кинопоказ, вечер или праздник новогодней елки, должны проводиться с разрешения местных органов пожарной охраны.

Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом несгораемые перекрытие и не менее 2 выходов на лестничные клетки. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, устройство в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.

Показ учебных фильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс. Кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился с противоположной стороны от выхода. Выход из помещения, где проводится кинопоказ, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку.

В помещении, где производится кинопоказ, электропроводка должна соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок. Подключение кинопроектора разрешается только исправными проводами при помощи штепсельных розеток и вилок.

Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок.

Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.

В зале стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.

В период демонстрации кинофильма в классе или показа спектакля обязательно присутствие преподавателя или воспитателя, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ни в коем случае нельзя закрывать на замок основные и запасные выходы из помещения, где демонстрируется кинофильм, проходит вечер.

Веселый праздник – новогодняя елка! Ребята не верят в существование Деда Мороза, но все же без него праздник не праздник.

Но вот беда – в такие дни многие забывают, что малейшая неосторожность – и Дед Мороз может встретить ребят не подарками, а пожаром.

Чтобы предупредить это, при устройстве новогодней елки надо помнить, что обкладывать ее и украшения ватой, не пропитанной огнезащитным составом, запрещается.

Ни в коем случае не допускается зажигать на елке свечи и бенгальские огни, применять хлопушки, вешать на елку целлулоидные игрушки, осыпать елку бертолетовой солью.

Иллюминация елки должна быть сделана электромонтерами и проверена пожарной охраной. Звонковым проводом устраивать иллюминацию запрещается.

Нельзя во время проведения праздника полностью гасить свет, устраивать танцы и представления в костюмах из бумаги. Во время праздника новогодней елки юные пожарные должны нести службу особенно бдительно.

Для закрепления полученных знаний можно провести в конце занятий противопожарную викторину:

1. Почему номер пожарной охраны «01», а не какой-либо другой. Это два крайних отверстия на телефонном диске, их можно отыскать в любых условиях: темноте, дыме.

2. Что такое горение Быстро протекающая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и света.

3. Что такое воспламенение Это возникновение горения при нагревании без внешнего источника огня.

4. Как называется устройство для забора из водопроводной сети для тушения пожара Пожарный гидрант

5. Как называется гибкий трубопровод для тушения пожара Пожарный рукав.

6. Какая зависимость между температурой воспламенения и опасностью вещества. Чем ниже температура воспламенения, тем опаснее вещество.

7. Какое вещество называется горючим Всякое вещество, способное самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.

8. Чем определяется пожарная опасность вещества или материала Опасностью к воспламенению, самовозгоранию.

9. Как называется печатный орган пожарной охраны. Журнал «Пожарное дело».

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ

ПОЖАР В КВАРТИРЕ

Ваши действия:

Вызовите пожарную охрану по тел «01»

Выведите на улицу детей и престарелых.

Тушите пожар подручными средствами 9водой, плотной мокрой тканью, от внутренних пожарных кранов в холлах зданий повышенной этажности и т.п.)При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке).

Горящие легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Необходимо воспользоваться огнетушителем или плотной мокрой тканью.

Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.

Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.

Организуйте встречу пожарных подразделений, укажите им очаг пожара.

При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и криками привлеките внимание прохожих и пожарных.

Перегрелся телевизор (пропало изображение, слышно гудение, ощущается запах гари и т.п.).

Ваши действия:

Немедленно отключите телевизор от сети (выньте вилку шнура питания из сетевой розетки).

Вызовите специалиста ремонтного предприятия.

Не оставляйте телевизор включенным без присмотра, даже на короткое время.

Горит телевизор.

Ваши действия:

Обесточьте телевизор.

Сообщите о загорании в пожарную охрану по тел «01».

Если после обесточивания горение не прекратилось, то залейте телевизор водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от телевизора.

Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, не занятых ликвидацией загорания, в первую очередь детей.

После ликвидации загорания вызовите телемастера.

Аналогично действуйте и при загорании других электробытовых приборов.

Пожар на балконе (лоджии) от брошенного сверху окурка сигареты и т.п.

Ваши действия:

Тушите загорание любыми подручными средствами, так как огонь в подобных случаях быстро распространяется в квартиры верхних этажей и безопасность многих людей может оказаться под угрозой.

Запах дыма в подъезде.

Ваши действия:

Позвоните в пожарную охрану по тел «01».

Если возможно, определите место горения (квартира, почтовые ящики, мусоропровод и т.д.) и что горит (электропроводка – по запаху резины, пластмассы; вата, бумага, легковоспламеняющиеся жидкости и т.д.).Постарайтесь локализовать очаг пожара и потушить его подручными средствами, не забывая о безопасности людей.

Если в горящей квартире зовут на помощь, при необходимости ломайте дверь.

Если пожар произошел вне вашей квартиры и воспользоваться лестницей для выхода наружу из-за сильного задымления и огня невозможно, то останьтесь в квартире. Закрытая и хорошо уплотненная дверь надолго защитит вас от опасной температуры и едкого дыма.

Во избежание отравления продуктами горения закройте щели дверей и вентиляционные отверстия мокрыми одеялами, полотенцами и т.п. По прибытии пожарных подразделений подойдите к окну привлеките внимание и попросите оказать вам помощь. Укрыться от пожара до прибытия пожарных можно также на балконе (лоджии), закрыв при этом за собой балконную дверь.

ЗАПОМНИТЕ: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом запрещается!.Если горит только ваша входная дверь, то поливайте ее водой изнутри, а тушение снаружи организуйте с помощью соседей.

Если есть пострадавшие от пожара, вызовите «скорую помощь».

Окажите первую помощь пострадавшим до прибытия врачей.

Свяжитесь по телефону с диспетчерской РЭУ для принятия технических решений с использованием аварийно-ремонтных служб.

Для наведения порядка вызовите милицию.

Пожар в соседнем доме, горит автомобиль и т.п.

Ваши действия:

Вызовите по телефону пожарную охрану, милицию, «скорую помощь».

Окажите посильную помощь будьте осторожны – в горящем автомобиле могут взорваться баки с горючим или с газом).До прибытия пожарных уведите от места пожара детей и престарелых.

По мере возможности с помощью соседей и прохожих, постарайтесь не допустить распространения огня (особенно на стоянках автомобилей у дома).

Не допускайте возникновения паники – во время пожара это крайне опасно, так как затрудняет спасение пострадавших и создает трудности для работы пожарной команды.

Человек горит (вспыхнула одежда и т.п.)

Не давайте ему бегать, чтобы пламя не разгоралось сильнее.

Помогите быстро сбросить воспламенившуюся одежду либо погасите ее водой или снегом, при необходимости накиньте на горящего человека одеяло, пальто и т.п. оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения.

Вызовите «скорую помощь».

Окажите посильную доврачебную помощь:

При ожогах 1 и 2 степени наложите стерильную повязку, не смазывая кожу вазелином или др. мазями и жирами;

При тяжелых ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, укройте потеплее; дайте 1 и 2 таблетки анальгина или амидопирина, напоите теплым чаем и создайте покой до прибытия врачей;

При шоке срочно дайте 20 капель настойки валерианы.

Правила пожарной безопасности для школьников

Немаловажным аспектом в обучении детей школьного возраста правилам пожарной безопасности является непосредственное участие родителей в этом процессе. Родителям необходимо не только напоминать детям о мерах пожарной безопасности, но и самим неукоснительно соблюдать данные правила, в целях безопасности и предотвращения пожаров.
Не следует оставлять на видных местах спички, зажигалки, следить за исправностью электроприборов, степенью изношенности изоляции электрошнуров, прятать от детей емкости с химикатами и горючими веществами и т. п.
Родителям необходимо как можно чаще проводить беседы с детьми о том, как они должны себя вести при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Основные правила поведения при пожаре

Эти правила очень важно запомнить детям. Если в квартире возник пожар и рядом нет взрослых, что делать:

1. Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным.

2. Вызвать пожарную службу по телефону 01. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит.

3. Если возможно сообщить о пожаре соседям.

4. Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя: кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля, если они есть в доме.

5. Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение.

6. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть в квартиру.

7. Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу – внизу дыма меньше.

8. Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить через электрощит.

9. Если загорелся телевизор, его необходимо обесточить, накрыть плотной тканью, если он продолжает гореть, можно попробовать залить воду, через отверстие в задней стенке, только при этом, в целях безопасности, нужно стоять сбоку, так как экран может взорваться.

10. Если пожаром охвачена одна из комнат, нужно плотно закрыть дверь горящей комнаты и постараться уплотнить дверь, смоченными в воде тряпками, там, где есть щели, чтобы не проходил дым.

11. Если горит соседняя квартира, и в тамбуре, и на лестничной площадке огонь, и нет возможности выхода по лестнице на улицу, необходимо уплотнить входную дверь в квартиру и поливать ее водой до приезда пожарной бригады.

12. Если придется пробираться через помещение охваченное огнем, нужно облить себя водой, намочить одеяло или покрывало, накрыться им, набрать в легкие воздуха, постараться задержать дыхание и как можно быстрее преодолеть опасное место.

13. Если нет возможности выбраться из горящей квартиры, надо выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь. Лучше не спускаться с балкона с помощью простыней или веревок – это очень опасно.

14. Во время пожара в подъезде лифт может отключиться, поэтому пользоваться им нельзя ни в коем случае.

Если на человеке горит одежда.

1. Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее.

2. Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя – падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб – падайте в них.

3. Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом.

4. До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!

Первая помощь при ожогах.

1. Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть

2. стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой.

3. Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.

Правила пожарной безопасности в лесу.

1. Нельзя разводить костры в жаркую, сухую, ветреную погоду.

2. Разжигать костры следует в специально предназначенных для этого местах.

3. Хорошо, если около места разведения костра будет вода и ветки для захлестывания огня на случай распространения пламени.

4. Не желательно разводить костры рядом с деревьями – это небезопасно и может привести к гибели деревьев.

5. Если в лесу начался пожар, главное – не дать огню распространиться. В случае, если потушить огонь своими силами не получается, необходимо срочно сообщить о пожаре в пожарную службу по номеру «01».

6. При тушении возгораний своими силами можно использовать, кроме воды, способ «захлестывания огня по кромке пожара», для этого подойдут зеленые ветви, можно засыпать кромку пожара грунтом, для перекрытия доступа воздуха и охлаждения горящих материалов.

В ходе обучения детей правилам пожарной безопасности родителями и педагогами необходимо сформировать у ребенка понимание потенциальной опасности, которую несет огонь. Очень важно, чтобы дети осознали необходимость соблюдения правил пожарной безопасности везде, где бы они не находились: в доме, квартире, на улице, в лесу и в любых других помещениях и местах. Дети являются самыми незащищенными от пожаров, так как в основном они не имеют необходимых знаний и навыков в пожарной безопасности. И поэтому как в школе, так и дома они должны изучать правила пожарной безопасности.

Каждый год в пожарах погибает огромное количество людей, и многие из них дети. Огонь является неотъемлемой частью жизни человека, ведь с его помощью можно и пищу приготовить, и обогреться, и осветить помещение и так далее. Но бывают случаи, когда огонь просто выходит из-под контроля и начинается пожар. А пожар является неконтролируемым горением, сжигающим все на своем пути и наносящее огромный материальный ущерб, опасность для жизни и здоровья людей, а также причиняющее вред государству и обществу.

Для того, чтобы предупредить возникновение пожара, необходимо в первую очередь помнить о том, из-за чего они появляются. К таким причинам относятся: неаккуратное пользование с огнем (это разведение костров и неправильное обращение с ними, использование горючих веществ для розжига костров и так далее), нарушение правил использования электроприборов (это когда в одной розетке включено очень много электроприборов, особенно мощных, использование неисправных электроприборов, забытые включенные утюги и так далее), нарушение техники безопасности при использовании печей (использование бензина. , для того, чтобы разжечь печь, неправильное устройство дымоходов и так далее), игра детей с огнем (игры со спичками, неправильная эксплуатация хлопушек, петард и так далее) .

И это далеко не все, что может вызвать пожар. Пожар может произойти также и из-за газовой плиты, которая неисправна, и из-за не затушенного окурка от сигареты, и при умышленном поджоге и многое другое. Таких причин множество. Ведь по статистике, девяносто процентов всех пожаров происходит именно по вине человека. Поэтому очень важно знать правила предупреждения пожаров, чтобы в экстренной ситуации не растеряться, а уметь принять необходимые меры, которые помогут значительно снизить потери или отвернуть беду....

В первую очередь важно знать, чего делать нельзя, чтобы не вызвать пожар. Категорически запрещено: пользоваться поврежденными розетками; пользоваться проводами, у которых нарушена изоляция; использовать самодельные электроприборы; пользоваться неисправными электрическими и газовыми приборами; применять не по назначению приборы и нарушать их инструкции; включать в одну розетку большое количество электроприборов, особенно, если у них большая мощность; оборачивать либо накрывать обогреватели, электролампы или светильники; оставлять без присмотра в рабочем состоянии телевизоры, утюги и электрические плиты; пользоваться пожароопасными предметами вблизи открытого огня, либо распылять их; подогревать горючие и взрывоопасные материалы на электрической или газовой плитах; зажигать рядом с елкой хлопушки, бенгальские огни, фейерверки; оставлять без присмотра печи либо оставлять следить за ними детей; загромождать аварийные выходы (чердаки, лестничные площадки, люки и так далее) мебелью или другими вещами.

Способы предупреждения пожара различны между квартирой, в которой, в основном, пользуются электроприборами, и деревянным домом, в котором нет электричества и воды, а пользуются печью, свечами, керосиновой лампой и так далее. Но, общими мерами пожарной безопасности являются: умение предотвратить близость раскаленных предметов, пожароопасных предметов, жидкостей и так далее; предупредить неверное использование пожароопасных приборов; не допустить бесконтрольное горение, которое может перейти в пожар.

Если все же пожар начался, либо возникло задымление или почувствовался запах гари, то необходимо срочно звонить в пожарную службу по номеру «01″. В таком случае необходимо четко и внятно объяснить адрес, где появился пожар, количество этажей, количество людей в доме или квартире, если на тот момент они там есть, и возможные подъезды к дому. Если есть возможность, то пожарную машину лучше встретить, это поможет сократить время, которое очень дорого во время пожара. По возможности необходимо произвести эвакуацию людей. При этом необходимо учитывать, что если в доме имеются дети, то они во время пожара довольно часто прячутся в шкафы, под кровати, столы, в туалеты и ванные комнаты и не редко на зов не откликаются.

В тех случаях, если пожар потушить своими силами не получается, то лучше дождаться пожарников, которые имеют специальное оборудование и опыт по борьбе с пожаром. Да и находиться в здании, где произошел пожар можно только в специальной одежде, имея при себе необходимое снаряжение. Поэтому школьнику достаточно просто сообщить о пожаре, предупредить всех взрослых и выйти из здания, закрыв за собой плотно дверь, для того чтобы воздух не проникал в горящее помещение. Это делается для того, чтобы без поступления воздуха, огонь уменьшился либо и вовсе потух.... Если возможности выйти из горящего дома нет, то необходимо применить меры защиты от дыма, огня и других факторов. Таких мер очень много и с каждым днем их появляется все больше и больше.

Опасными для жизни и здоровья людей являются такие факторы, как открытый огонь, искры, токсичные продукты горения, повышенная температура предметов и окружающей среды, падающие строительные конструкции в здании, взрывы и так далее. Во время пожара появляется опасность поражения током. Также большую опасность несет сильное переохлаждение деталей углекислотного огнетушителя. Также является опасным то, что при попытке выбраться из охваченного огнем здания, люди часто выпрыгивают из окон и балконов, при этом травмируя себя либо разбиваясь насмерть. Также при попытке выбраться из горящего здания, людей охватывает паника, при которой они перестают себя контролировать, и в суматохе начинают сбивать друг друга с ног, пытаясь первыми выбраться наружу.... Самым опасным фактором появления пожара является открытый огонь. Для того, чтобы его ликвидировать либо не дать распространиться можно применять различные средства, которые делятся на подручные и табельные. Подручными являются вода, песок, одеяло и так далее. К табельным относятся огнетушитель, топор, багор и так далее. Самыми распространенными являются огнетушители.

Для того, чтобы применить огнетушитель, необходимо внимательно изучить инструкцию, и лучше это сделать заранее, до того как его придется применять.

Самым доступным средством тушения пожара является вода. Ею можно тушить только обычные предметы (дерево, ткань, бумагу и так далее). Категорически запрещено тушить водой электроприборы, которые находятся под напряжением, горючую жидкость (ацетон, бензин и так далее) , а также вещества, выделяющие при реакции с водой, горючие и токсичные газы (сода, карбид кальция, калий и другие) . Песком можно тушить небольшие пожары, но только не горючие жидкости. При тушении небольшого пожара можно использовать любые средства: мокрые тряпки, зеленые ветви, пальто и так далее.... Пожары в школах происходят довольно часто. Пожарная безопасность в школе должна обеспечиваться как директором, так и учителями, в том числе преподавателем ОБЖ. Для того, чтобы обеспечивалась пожарная безопасность для школьников в школе, должно быть назначено лицо, ответственное за нее, а также необходимы приказ об установлении противопожарного режима и перечень документов по пожарной безопасности.

Также в школы должны приходить сотрудники МЧС и проводить уроки для школьников. Однако для каждой категории детей уроки по пожарной безопасности проходят по-разному. Так младшие классы с первого по четвертый изучают простые меры безопасности. Они учат, что такое огонь, какую пользу и вред он несет, последствия игр с зажигалками, спичками и свечами; изучают причины возникновения пожара, правила поведения при пожаре, средства тушения пожара и узнают о работе пожарных .

Пожар проще предупредить, чем потушить. Эта привычная фраза не теряет актуальности, особенно в отношении пожарной безопасности в детских учреждениях. Именно в дошкольном и школьном возрасте закладываются основные навыки безопасного поведения, вырабатывается бережное отношение к жизни и природе.

Детский сад

Любознательность детей, их тяга к игре с огнём и спичками часто приводят к пожару. Взрослые должны настойчиво объяснять ребенку основные правила пожарной безопасности, актуальные для дошкольников. Даже двухлетний малыш в состоянии понять, что нельзя трогать розетку и провода.

Лучшей формой закрепления знаний о правилах пожарной безопасности является игра. Воспитатель детского сада проводит дидактические игры, которые знакомят детей с огнеопасными предметами. , раскрыть значимость его труда помогут , где детей особенно впечатлит знакомство с пожарной машиной.

Не менее познавательной может стать экскурсия по детскому саду, где воспитатель обратит внимание детей на знаки и пути эвакуации, огнетушители, устройства пожарной сигнализации.

Для того чтобы объяснить, какой вред спички могут нанести, если попадут в неумелые руки, можно читать и обсуждать с детьми стихотворения, сказки, разыгрывать их по ролям и иллюстрировать. С помощью занятий по решению проблемных ситуаций можно проверить, как дети усвоили правила поведения при пожаре:

  • если ты увидел, как что-то в квартире загорелось, вызови пожарных по номеру 101, назови свой адрес;
  • небольшое пламя можно погасить одеялом или водой (если рядом нет электропроводов, включенных в розетку), засыпать землёй;
  • от большого огня нужно спасаться, убегая из дома. Важно забрать из квартиры всех детей, не забыв о младенцах. Нельзя прятаться и пользоваться лифтом;
  • если из квартиры выйти не получается, не паникуй, не прыгай из окна, пожарные уже в пути и скоро тебе помогут;
  • если в квартире дым, дыши через влажную ткань;
  • если на тебе пылает одежда, нельзя бежать, так как она разгорится еще сильнее. Окунись в воду или катайся по земле, чтобы сбить огонь.

Различные помогут детям быстрее и легче запомнить все правила.

Младшее и среднее звено школы

Когда ребенок поступает в школу, знания о пожарной безопасности закрепляются на уроках ОБЖ, тематических праздниках и конкурсах. Материалы пожарной тематики также могут использоваться при планировании урока. Например, в урок математики можно включить задачу о пожарных машинах, а во время рисования предложить ребятам изобразить последствия шалости с огнём.

Ученики начальных классов большую часть времени проводят в учреждении образования, оставаясь на продлённый день. Поэтому им необходимо помнить и соблюдать правила пожарной безопасности в школе:

  • не используй в школе спички, зажигалки и пиротехнику;
  • не оставляй без присмотра работающие электроприборы;
  • не разводи костры на школьной территории;
  • запрещается курить на территории школы;
  • умей пользоваться планом эвакуации. Знай, где находятся пути выхода при пожаре;
  • немедленно сообщи взрослым о запахе дыма или других пожароопасных ситуациях.

Внеурочная работа по пожарной безопасности, насыщенная конкурсами, выступлениями, эстафетами и праздниками, особенно интересна для школьников. Так, подготовительный этап конкурса, посвященный пожарной профилактике, можно провести на основе рисунков и поделок в каждом классе начальной школы.

В общешкольное мероприятие, организованное в форме художественной самодеятельности, уместно включить драматизацию произведений о пожаре известных авторов, а также исполнение песен.

Детям будут интересны викторины, КВН, игры типа «Поле чудес», спортивные соревнования. Процесс подготовки к этим мероприятиям позволяет увлечь ребят противопожарной тематикой и выработать стойкие навыки безопасного поведения.

Если беда все-таки произошла, важно помнить правильные действия при пожаре в школе:

  • сообщи педагогу или другому работнику школы об открытом пламени или задымлении;
  • находись возле учителя, следуя его указаниям;
  • не паникуй, внимательно слушая взрослых;
  • вместе с учителем выходи из здания школы. Не беги, не мешай товарищам, помогай малышам;
  • после эвакуации оставайся там, где указал педагог;
  • без разрешения взрослых нельзя участвовать в тушении пожара;
  • об ожогах и других травмах сообщи учителю.

Во время тренировок по действиям при пожаре с младшими школьниками отрабатываются практические навыки эвакуации: движение группой, движение гусиным шагом под дымом, ознакомление с работой огнетушителя.

Старшеклассники

Старшие школьники уже осознают важность соблюдения правил пожарной безопасности, однако для них не менее важно повторение и закрепление уже знакомого материала. В работе с ними нужно подчеркивать, что с большей самостоятельностью в их жизни расширяется и область ответственности - за безопасность, здоровье, материальное имущество. Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:


Прежние направления работы приобретают более серьезное звучание с учётом индивидуальности и инициативы подростков . Школьники среднего звена с удовольствием изготавливают плакаты и макеты по пожарной безопасности в различной технике - коллаж, мозаика, выпиливание, выжигание. Участвуя в художественной самодеятельности, дети принимают активное участие в формировании репертуара.

Экскурсия в пожарную часть несет в себе не только познавательную, но и воспитательную нагрузку. Возможность побывать в части, увидеть спасательное оборудование, работу пожарного со стволом, посидеть в пожарной машине привлекает и восхищает ребят.

На уроках ОБЖ школьникам предлагается надеть полный комплект , научится пользоваться пожарным краном и рукавом. Отрабатывая навыки эвакуации, школьники среднего и старшего звена готовятся к работе по пожарной профилактике с младшими товарищами. Работа со старшеклассниками наиболее насыщена пожарно-тактической подготовкой и введением профориентационной работы. Примерив на себя роль пожарных, ребята проникаются уважением к их героическому труду.

Провожая ребят на летний отдых, педагоги должны уделить внимание , так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.

  • не разводи костёр без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно искры, чтобы лес загорелся;
  • не поджигай сухую траву;
  • если начался лесной пожар, определи, куда ветер несёт огонь. Выходи из леса в ту сторону, откуда дует ветер. Расскажи о пожаре взрослым;
  • не кури в лесу;
  • не оставляй в траве бутылки или осколки стекла, так как они могут сработать как линзы и стать причиной пожара.
Похожие публикации