Дискриминация расовая. Что такое расовая дискриминация и борьба против неё: Краткий путеводитель

ДИСКРИМИНАЦИЯ РАСОВАЯ - ограничение в элементарных гражданских правах и преследование лиц по мотивам расовой принадлежности. Возникла при массовых контактах людей различной расовой принадлежности главным образом в период колониальной экспансии европейских держав в Африке и Америке. Дискриминация расовая была особенно характерна для южных штатов США, куда из Африки были привезены многочисленные рабы-негры. В этой части США существовали законы, ограничивающие общение негров с белыми, в том числе смешанные браки. Отдельные проявления дискриминации расовой существуют в США и в настоящее время, где продолжают действовать расистские террористические организации. В последние годы дискриминация расовая в той или иной мере проявляется в некоторых западных странах главным образом на уровне бытового расизма.

В соответствии с масштабами ограничения прав и свобод людей выделяются несколько видов дискриминации расовой. Наиболее опасной разновидностью дискриминации является расовый геноцид, так как он посягает на самое элементарное право людей - право на физическое существование. Особенно широко расовый геноцид применялся в качестве орудия колониальной политики, а в гитлеровской Германии он был основой государственной политики. Апартеид - политика дискриминации расовой, проводившаяся государственными органами ЮАР в отношении коренного негритянского населения, а также других цветных. Сегрегация является по существу тем же самым, что и апартеид. Однако если апартеид, отличающийся большими масштабами и глубиной обособления, представляет собой специфическое явление, имевшее место в ЮАР, то сегрегация явление более распространенное, свойственное в той или иной степени многим странам, где наряду с «белыми» проживают «черные» и «цветные». Сегрегация практикуется в области трудовых отношений, в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. п. Особенно широкий размах сегрегация приобрела в США. И даже принятие федеральных законов, запрещающих сегрегацию, существенно не изменило там положение национальных меньшинств. В Европе, в особенности в Великобритании, где с принятием закона об иммигрантах дискриминация расовая была законодательно оформлена, и в ФРГ жертвами дискриминации расовой являются в первую очередь рабочие-иммигранты из афроазиатских стран.

В ряде документов ООН и других международных организаций различные формы дискриминации расовой объявлены преступлением против человечества. Для координации действий по ликвидации всех форм дискриминации расовой государства - участники ООН создали Комитет по расовой дискриминации. Эти, а также другие международные и национальные организации ведут активную борьбу за ликвидацию всех форм проявления расизма и дискриминации расовой.

См.: Апартеид, Джимкроуизм, Расизм, Сегрегация, Шовинизм.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 101-102.

Расовая дискриминация

Причиной конфликта может послужить расовая дискриминация, представляющая собой систематическое умаление прав этнической группы граждан по мотивам ее национальности или расы.

Предрассудки и стереотипы - это часть общей системы и практики расовой дискриминации . Они не возникают на пустом месте. Предрассудки присущи, как правило, не одиночкам, а целым массам людей. Из неоткуда они не берутся. Возможно, что поведение афро-американцев спровоцировало возникновение негативного отношения к ним, подобно тому, как негативное отношение москвичей к лицам кавказской национальности явилось только следствием их непомерного желания окуппировать столичные рынки, установить свою монополию, создать мафиозные формирования. В свою очередь избирательные действия ОМОНа, проверявшего документы только у представителей кавказских этносов или арестовывавшего только их, можно квалифицировать как проявление расовой дискриминации.

Дискриминация - это система коллективных действий, которые могут возникать стихийно в народных массах, либо умышленно направляться и даже организовываться властями.

Провести разграничение между предрассудками и дискриминацией в жизни бывает не всегда легко. Но совершенно очевидно, что предвзятость и предубеждение лежат в основе дискриминации - неважно, присущи они рядовым гражданам или политическим деятелям, узаконивающим их на уровне государственной политики. Примером служит отношение русских к иностранцам - американцам, немцам, французам и др. До революции перед ними откровенно заискивали, считая их более влиятельными и богатыми. В советское время в каждом иностранце видели замаскированного врага и боялись заводить знакомство. Причина крылась в проводимой властями идеологической линии. В 90-е годы прежние стереотипы частично сохранились, но на них наслоились новые. Сегодня с них стараются взять за проживание в гостинице или авиабилет дороже, чем с соотечественников, полагая, что все иностранцы - богачи. На самом деле это не так - настоящие богачи к нам приезжают редко. Работающие консультантами или журналистами иностранцы - типичный средний класс. Навеянные телесериалами вроде Санты-Барбары преставления об американцах как сплошь богачах неверное.

Наше телевидение практически не показывает фильмов о десятках миллионов бедствующих американцев - бедняках, неграх, нелегальных рабочих, обанкротившихся бизнесменах. Созданный средствами массовой информации преувеличенный образ иностранца - тоже стереотип, но принадлежащий уже не рядовым телезрителям, а журналистам и продюсерам. В начале 90-х годов, когда в Россию шли инвестиции и гуманитарная помощь, отношение к иностранцам было более доброжелательным (на всех уровнях), нежели в конце 90-х годов, когда денежные потоки сократились и нам пришлось рассчитывать на собственные силы. К иностранцам многие русские стали относиться к потенциальным захватчикам, готовым за деньги и подешевле скупить наши земли и ресурсы. Но и иностранцы изменили свое отношение к нам: к каждому русскому за границей относились как к потенциальному мафиози или просителю денег.

Апартеид и геноцид

Крайними формами дискриминации являются

* апартеид

* геноцид

* рабство.

Апартеид (на яз. африканас apartheid - раздельное проживание) представляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

В 1924 г. в Южно-Африканском Союзе (впоследствии ЮАР) вступил в действие закон, предписывавший раздельное проживание жителей страны, принадлежащих к разным расам. В 1927 г. правительство издало так называемый закон об аморальности, который явился свидетельством обострения политики апартеида - расовой сегрегации в отношении коренного населения страны. Закон под угрозой тюремного заключения запрещал половые связи между белыми и чернокожими, квалифицируя их как аморальные. Однако по-настоящему расовая дискриминация в Южно-Африканской Республике началась в 1948 г. За 40 с лишним лет в стране было принято около 300 законов, конкретизировавших принципы апартеида и ограничивавших основополагающие права человека.

Так расовая сегрегация постепенно эволюционировала в расовую дискриминацию, слабые формы национального угнетения превратились в сильные. Сегрегацию и дискриминацию по расовому признаку нужно считать начальной и конечной точкой развития апартеида.

СЕГРЕГАЦИЯ (от позднелат. segregatio - отделение), политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio - различение), умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества. В 1973 принята Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него. В 1991 г. президент Южно-Африканской Республики Фредерик Вилем де Клерк заявил, что в течение ближайших пяти месяцев в стране будут отменены основные законы апартеида, предполагающие уничтожение привилегий белого населения.

Геноцид. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид - умышленное уничтожение группы через массовые убийства, уничтожение рода, племени.

геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).

В международном праве геноцид считается одним из тягчайших преступлений против человечества. Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в совершении геноцида.

В период сталинского геноцида малых народов погибло около 20 млн. человек. В период первой мировой войны турки вырезали 1,8 млн. армян. Во время второй мировой войны нацисты уничтожили 6 млн. евреев. Уже в наши дни, в 1972 г. в Бурунди (Восточная Африка) племя тутси вырезали 200 тыс. представителей племени пхуту. Не так давно правительство Индонезии провело кампанию по уничтожению населения восточной части Тимура



По международным нормам геноцидом считается одномоментное убийство свыше 32 человек по расовому признаку. В действительности же о нем говорят, когда число жертв превышает тысячи, т.е. истребляется существенный процент нации. Так, фашисты уничтожили 6 млн евреев, а это составляло 40% нации.

Геноцид может привести к тому, что физически будет истреблена та часть людей, которые являются живыми носителями культуры , способными передавать ее традиции и ценности следующим поколениям.


1) Kottak Conrad Philip. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y: McGraw-Hill, Inc. 1994. Р.63-65.

1) Kottak Conrad Philip. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y: McGraw-Hill, Inc. 1994., p.62

Что такое "РАСИЗМ И РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

РАСИЗМ И РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - одно из международных правонарушений. Расизм - теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам, обосновывающая право людей господствовать над другими или отвергать других, низших по отношению к ним. Р и Р. д. включают расистскую идеологию, установки, основанные на расовых предрассудках, дискриминационное поведение, структурную организацию и институционализированную практику, приводящие к расовому неравенству, а т.ж. идею о том, что дискриминационные отношения между группами оправданы с моральной и научной точек зрения; проявляются в дискриминационном законодательстве и дискриминационной практике. ООН неоднократно привлекала внимание мировой общественности и государств к противоправности расистских теорий. В Декларации о расе и расовых предрассудках, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 27 ноября 1978 г., подчеркивается, что любая расистская теория научно несостоятельна и противоречит моральным и этическим принципам человечества R и Р. д. препятствуют развитию своих жертв, развращают того, кто насаждает их на практике, внутренне разобщают нации, создают препятствия на пути международного сотрудничества и нагнетают политическую напряженность в отношениях между народами; они противоречат основным принципам международного права и создают серьезную угрозу международному миру и безопасности. Осуществление расистских теорий на практике находит свое выражение в политике расовой дискриминации, т.е. любом различии, исключении, ограничении или предпочтении, основанном на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющих целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека я основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни. Практика R и р. д. неоднократно осуждалась ООН. Необходимость скорейшей ликвидации расовой дискриминации во всем мире подтверждена в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV)) и Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1904 (XVID)). В 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла текст Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Для координации деятельности государств - участников Конвенции был учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации. В его задачу входит рассмотрение докладов о мерах, принятых государствами во исполнение Конвенции, и представление соответствующих докладов Генеральной Ассамблее ООН.

Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в энциклопедии Britannica указывается, что расизм - это идеология, заявляющая о разделении людей на строго дифференцированные группы, называемые расами, о связи между унаследованными физическими чертами и чертами характера, интеллектом, моралью, культурой, а также о врожденном превосходстве одних рас над другими .

Определения термина [ | ]

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим , религиозным или иными. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбера Мемми .

В то же время, в условиях, когда во многих странах сложились устойчивые мультирасовые и мультикультурные общества, определения расизма потребовалось расширить. [ ] Под расизмом понимают убеждение о решающем влиянии расы на характер, мораль, таланты, способности и поведенческие особенности отдельной человеческой личности . Так, российский учёный Владимир Малахов пишет в своей работе «Скромное обаяние расизма» :

Расизм, практиковавшийся вплоть до конца XIX столетия (рецидив которого имел место в Германии между 1933 и 1945 годами), можно назвать традиционным, или классическим. Расистов наших дней трудно заподозрить в расизме. На уровне декларируемых тезисов они абсолютно корректны. Граф Гобино и его единомышленники верили, в частности, в то, что биологические различия суть источник социокультурных различий. Они устанавливали отношение детерминации между “расой” (биологической принадлежностью) и “цивилизацией” (культурной принадлежностью). Они полагали, что мышление и поведение индивидов определено (или, точнее, предопределено) сущностными характеристиками групп, которым эти индивиды принадлежат. Главный из этих постулатов - неснимаемость различия.

На социально-психологическом уровне расизм объясняется потребностью в коллективной солидарности, которая в случае с расизмом является более всеобъемлющей чем в случае с национализмом .

Шнирельман и другие исследователи полагают, что расизм сегодня эволюционирует и приспосабливается к новой ситуации, поэтому возникает основание говорить о «новом расизме» . Новый расизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую) идентичность, абсолютизируя её значение. В России именно этнический фактор был десятилетиями сопряжен с той или иной формой дискриминации, сходной с расовой. Поэтому в России имеется гораздо больше оснований говорить о связи расизма с этничностью . При этом главный акцент современными российскими расистами делается на несопоставимости различных культур. Сторонники такого подхода борются за сохранение «чистых культур» и культурной самобытности, выступают против какого-либо воздействия на них извне . Российский историк А. Б. Давидсон в статье «Антирасистский расизм» приводит высказывание Н. Н. Лысенко , отражающее подобный взгляд на межнациональные отношения :

Русские и чеченцы, русские и азербайджанцы, русские и грузины, русские и узбеки, русские и арабы, русские и негры - нации абсолютно некомплементарные (то есть несовместимые). Это означает, что наши интересы всегда будут прямо противоположны, а любое приближение друг к другу на расстояние ближе пистолетного выстрела будет восприниматься как вызов.

При этом источником социокультурной особенности той или иной группы определяются биологические, природные свойства. По мнению российского исследователя В. С. Малахова, не имеет значения как называются эти свойства - «народный дух», «культурный тип», свойства «расы». Все эти обозначения выполняют ту же функцию, которую в классическом расизме выполняет «кровь» (или «гены»): они предполагают наследование социальных признаков . В качестве характерных черт современного расизма исследователи называют биологическое понимание национальной принадлежности, концепцию нации как общности «крови» и связанную с этой концепцией мифологизацию той или иной воображаемой группы в качестве особого человеческого вида .

История [ | ]

Появление расизма связывают с эпохой географических открытий европейцев. Для оправдания колонизационной политики, зачастую сопровождающейся истреблением или порабощением местных жителей, формируются теории об исконной неполноценности некоторых народов. Появляется гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму , проклятому его отцом Ноем , что было оправданием обращения негров в рабство . Вместе с тем, отдельные представители чернокожих народов могли занимать чрезвычайно высокие должности в европейских странах и пользоваться бесспорным авторитетом среди современников. Густав Бадин (1747 или 1750-1822) - шведский политик, первоначально был чернокожим рабом, затем благодаря протекции королевы стал высокопоставленным придворным и государственным деятелем, дворецким и камергером королевы Швеции Луизы Ульрики, а затем её дочери принцессы Софьи Альбертины. В XVIII веке появляется теория полигенеза (происхождения человечества от разных прародителей), которая, хотя и была опровергнута, продолжала влиять на попытки научно обосновать расизм .

Основателем «научного расизма» (и в частности - нордизма) принято считать французского историка Жозефа де Гобино , предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас » (1853-1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге - на их цивилизационную успешность. Нордическая раса , по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками.

После Ж.Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж .

Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская » раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ .

Расистские теории были выгодны для получения прибыли за счет эксплуатации «низших» групп и закреплялись в соответствующих законах, например о запрете межрасовых браков. Дискриминация по признаку расы в свою очередь способствовало появлению и усиление экономических и социальных отличий, которые начинали восприниматься уже как «культурные различия». Последние в свою очередь служили новыми «доказательствами» «неравноценности» рас .

До конца XIX века «классический расизм» прямолинейно заявлял о превосходстве «белых людей». В XX столетии характерным примером рецидива таких взглядов являлись воззрения нацистов, которые инспирировали уничтожение миллионов людей во время Второй мировой войны. Во второй половине XX века расизм был подвергнут остракизму на мировом уровне, однако продолжал практиковаться официально (например, апартеид в ЮАР) или неформально . В настоящее время расизм нередко направлен против иммигрантов .

США [ | ]

Американские негры [ | ]

Впервые африканские негры-невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году . По состоянию на 1860 год из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами . Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокую прибыль. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда . За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. - на территорию современных США.

Но в США в тот же период как своеобразная защитная реакция на многовековое угнетение негров возник «чёрный расизм ». Он ярко проявился в проповедях Фарда Мохаммеда , и его последователя, основателя организации «Нация ислама » Элайджи Мохаммада . С ним также связана получившая в США широкое распространение «афроцентристская египтология», сторонники которой утверждают, что древние египтяне были чернокожими , древнеегипетская культура была истоком древнегреческой и тем самым всей европейской культуры и при этом существовал и существует заговор белых расистов, для того, чтобы все это скрыть .

Латинская Америка [ | ]

В испаноязычных колониях (в том числе на Филиппинах) расизм отличался по своим проявлениям от европейского. С одной стороны, смешение рас считалось неизбежным и лежало в самой основе кастовой системы; с другой, принцип «чистоты крови» означал, что социальный статус был напрямую связан с процентом «белого» происхождения того или иного человека.

Европа [ | ]

Британия [ | ]

Некоторые исследователи обнаруживают истоки нацистской философии в империалистической идеологии и практике Британской империи . По мнению Саркисянца , настоящим учителем нацистов был английский философ Томас Карлейль .

Германия [ | ]

Третий рейх

Объединённая Германия [ | ]

По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на половину - с примерно 20 тысяч до 30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса .

Италия [ | ]

Отменены после падения фашизма в 1943 году .

Швеция [ | ]

Согласно последним исследованиям расовая рознь по-прежнему остаётся в Европе на высоком уровне. Проблема заключается ещё и в том, что носителями расовых предубеждений становятся даже мигранты из стран третьего мира , переселившиеся в Европу .

Южно-Африканская Республика [ | ]

Россия [ | ]

В Российской Империи в царствование Николая II понятие «еврейство » стало определяться не столько по религиозным, сколько по расовым критериям. В связи с этим в 1910 году было запрещено производство в офицеры крещёных евреев, а в 1912 - их детей и внуков .

Япония [ | ]

Исламский мир [ | ]

Йемен [ | ]

Ирак [ | ]

Мавритания [ | ]

Судан [ | ]

В провинции Дарфур на западе Судана в 2003 году вспыхнул межэтнический конфликт между арабским населением и негроидными народностями, исповедующими ислам. В ходе конфликта действия суданской армии и арабской военизированной группировки «Джанджавид» по отношению к чернокожему населению были охарактеризованы президентом США Джоржем Бушем-младшим как геноцид, а генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном - как представляющими реальную опасность геноцида .

Шиитские страны [ | ]

В странах со значительной долей шиитского населения (Иран , Ирак , Сирия , Ливан , Йемен , Бахрейн , Кувейт , Азербайджан) почитается шестой шиитский имам Джафар ас-Садик , который предостерегал своих последователей от вступления в брак с чернокожими .

Критика расизма [ | ]

Расизм часто критикуется с культурологических позиций, например, Отто Клайнберг обосновывает низкие результаты негроидных меньшинств по интеллектуальным тестам их социальным положением, условиями труда и быта.

Расизм состоит также в отрицании за некоторыми народами их истории и в непризнании их вклада в прогресс человечества. Из заключительного заявления научного коллоквиума ЮНЕСКО в Афинах, 1981 г.)

Критика понятия человеческой расы [ | ]

Идеология [ | ]

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией [ | ]

Московская «группа экспертов-специалистов» от ЮНЕСКО осудила все виды расизма в .

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости ».

См. также [ | ]

  • Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

Примечания [ | ]

  1. Расизм // Философский энциклопедический словарь . - М. : Советская энциклопедия, 1983. - С. 565 .
  2. racism (англ.) . - статья из Encyclopædia Britannica Online .
  3. Например: «Раси́зм - доктрина, провозглашающая превосходство одной человеческой расы над другой.» - Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip’s Millenium Encyclopedia), М., Астрель, 2003
  4. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма
  5. В. А. Шнирельман. Порог толерантности. т.1. 2011 Часть 1. Глава 1. Что такое расизм с.15-43
  6. Шнирельман В. А. Ксенофобия, новый расизм и пути их преодоления (неопр.) . Гуманитарная мысль Юга России. Проверено 31 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  7. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма
  8. Шнирельман В. Расизм в современной России: теория и практика (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия ) // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах: ежегодный доклад, 2003. М., 2004. С. 30.
  9. Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 148.
  10. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. С. 192-193.
  11. Давидсон А. Б. Антирасистский расизм (неопр.) . Новая и новейшая история . Проверено 30 октября 2011. Архивировано 1 сентября 2012 года.
  12. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: учебное пособие. - М.: КДУ, 2005. С. 192-193.
  13. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. - М.: КДУ, 2005. С. 190
  14. Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 147-148.
  15. Shider L. Encyclopedia of the Third Reich. NY., 1976
Похожие публикации