Федеральное собрание. Федеральное собрание российской федерации

Место Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации

Замечание 1

В ст. $94$ Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом. Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ).

Федеральное Собрание полномочно осуществлять следующие функции:

  • представительную;
  • законодательную;
  • контрольную.

Определение 1

Является совокупность полномочий, при помощи которых реализуются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания состоят из трех групп:

а) полномочия, которые осуществляются одной палатой;

б) полномочия, которые осуществляются двумя палатами;

в) полномочия, осуществляемые в равной степени и независимо друг от друга обеими палатами Федерального Собрания.

Компетенцией Федерального Собрания является:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента РФ и т.д.

Федеральное Собрание формируется и осуществляет свою деятельность на основании следующих принципов:

  • народного представительства;
  • федерализма;
  • периодического обновления состава палат парламента;
  • политического многообразия и многопартийности.

Структуру Федерального Собрания составляют две палаты: (рис. 1):

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

Рисунок 1. Структура Федерального Собрания РФ

Обе палаты комплектуются по-разному. В Государственную Думу входит $450$ депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из $83$ субъектов получается $166$ человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат.

Замечание 2

Государственная Дума избирается на $5$ лет и этот срок установлен Конституцией РФ. Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Федерального Собрания

Федеральное Собрание является органом власти, который действует постоянно. Начало и окончание сессий, а также сроки каникул указаны в регламентах обеих палат.

Верхняя и нижняя палата проводят свои заседания отдельно друг от друга. Совместно депутаты заседают лишь в особых случаях. Примером такого случая может служить заслушивание послания Президента РФ. Такая организация деятельности палат Федерального Собрания нужна для исключения необдуманных, поспешных решений депутатов, а также влияния их эмоций на принимаемые решения.

Конституция РФ наделила обе палаты совершенно разной компетенцией, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. В этой системе Совет Федерации выступает так называемым тормозом по отношению к Государственной Думе, предотвращая возможность властвования на выборах в Государственную Думу.

Замечание 3

Итак, можно сказать, что парламенту отведена роль высшего законодательного и исполнительного органа и своеобразной уравновешивающей силы конкурирующих политических сил. Он выступает защитником интересов сил, имеющих наименьшие возможности по воздействию на политическую жизнь страны.

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание РФ наделено контрольными полномочиями в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Существует специальная форма осуществления этих полномочий:

  1. установленная процедура отрешения Президента РФ от должности;
  2. осуществление надзора за исполнением бюджета РФ;
  3. объявление Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности может происходить только на основании обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Это обвинение выдвигается Государственной Думой и должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о признаках преступления в действиях Президента РФ, а также заключением Конституционного Суда РФ о том, что обвинение выдвинуто с соблюдением установленного порядка.

Государственная Дума выносит решение о выдвижении обвинения, а Совет Федерации выносит решение об отрешении Президента РФ от должности. При этом должно быть не менее $2/3$ голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее $1/3$ депутатов Государственной Думы и должно быть заключение специальной комиссии, которую образует Государственная Дума.

После того, как Государственная Дума выдвинула обвинение Президенту РФ, обязанностью Совета Федерации является принятие решение об отрешении Президента РФ в трехмесячный срок. Если в указанный срок решение принято не было, то обвинение против Президента отклоняется. В случае принятия решения об отрешении Президента РФ от должности в трехмесячный срок должны быть назначены досрочные выборы нового Главы Государства.

В сфере бюджетного контроля Федеральное Собрание полномочно:

1) рассматривать федеральный бюджет, представленный Правительством РФ, и отчет об его исполнении;

2) заслушивать отчеты об исполнении федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ выражается в принципиальном несогласии Государственной Думы с политикой Правительства в целом либо по какому-то серьезному вопросу, в результате чего дальше они не могут совместно взаимодействовать.

Решение о недоверии Правительству РФ, которое выдвинула Государственная Дума, считается принятым при наличии большинства голосов проголосовавших за него депутатов, а именно - не менее $226$.

В результате вотума недоверия Правительству РФ Президент либо соглашается с мнением Федерального Собрания и отправляет Председателя Правительства и весь его состав в отставку, либо не соглашается и вынужден распустить Государственную Думу, назначив досрочные выборы. В случае несогласия Президента РФ с заключением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ, Государственная Дума должна повторно рассмотреть данный вопрос. И если в трехмесячный срок Государственная Дума повторно выразит свое недоверие Правительству РФ, Президент РФ, если по-прежнему будет не согласен с мнением депутатов, распускает Государственную Думу.

Замечание 4

В случае согласия с мнением Государственной Думы Президент предоставляет новую кандидатуру Председателя Правительства РФ.

Введение

Изучение предмета правоведение знакомит будущий административно-технический персонал с основами права современного государства и его функционированием, как единой системы, подчиняющейся определённым законам. Изучение данного предмета воспитывает такие качества как внимательность, усидчивость, грамотность в отношении законов и в целом повышает правовую культуру студентов.

Номер варианта задания выбран согласно порядковому списку в журнале: №5. И, согласно заданию, из трёх вопросов варианта: «Правовое государство: понятие и признаки», «Федеральное собрание РФ» «Административная ответственность: понятие, цели, виды» - выбран один.

В данной контрольной работе рассмотрен состав, полномочия и организаци деятельности Федерального Собрания Российской Федерации - представительного и законодательного органа государственной власти.

Структура и полномочия Федерального Собрания РФ

федеральный собрание совет дума

Статус Федерального Собрания Российской Федерации определен в главе 5 Конституции Российской Федерации (статьи 94 - 106).

Согласно статье 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации является парламентом РФ. Эта же статья характеризует Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный и законодательный орган Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Федеральное Собрание Российской Федерации является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента (статья 95 пункт 1 Конституции Российской Федерации). Федеральное Собрание РФ состоит из:

  • - Совета Федерации (верхняя палата);
  • - Государственной Думы (нижняя палата).

Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко (избрана 21 сентября 2011 года), представитель от Правительства Санкт-Петербурга. С 2001 по 2011 гг. Председателем Совета Федерации был Сергей Михайлович Миронов (лидер партии «Справедливая Россия»), в настоящее время он баллотируется на пост Президента Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной думы -- четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет.

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах.

4 декабря 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва. Согласно итогам выборов в Думу прошло 4 партии -- Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва -- Сергей Евгеньевич Нарышкин (фракция Единая Россия). Избран Постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 4-6 ГД.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно и самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией РФ (статья 100 пункт 1). Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях (статья 100 пункт 3):

  • 1. для заслушивания посланий Президента Российской Федерации;
  • 2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
  • 3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (статьи 102 и 103 соответственно).

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • е) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Пояснение по формулировке пунктов а, б, в: Совет Федерации по этим вопросам может и не утвердить решения других инстанций (по пунктам б и в -- президента РФ).

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

Конституция Российской Федерации (статья 103, пункт 1) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • ж) объявление амнистии;
  • з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со статьей 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ.

Основными функциями парламента являются:

  • 1) представительство;
  • 2) законотворчество;
  • 3) контроль.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания (что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат.

Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания - Государственную Думу.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. Они решают вопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.

Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределах их полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации.

Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.

Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.

Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.

Федеральное Собрание РФ является высшим представительным институтом страны. Оно обеспечивает выражение интересов населения и ведет нормотворческую деятельность. Формирование Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами. В структуру входит два органа, компетенция, особенности создания и деятельность которых регулируется ФЗ №113 и 175.

Верхняя палата Федерального Собрания РФ

Она представляет собой постоянно действующую структуру. В нее входит по 2 представителя от регионов страны. Совет создается в соответствии с ФЗ №113. К компетенции СФ относят следующие вопросы:

  1. Назначение выборов главы государства и отрешение его от должности.
  2. Утверждение указов, изданных президентом о введении военного и в стране в целом либо в отдельных ее областях.
  3. Назначение на должность и снятие с нее Генпрокурора, зампредседателя Счетной палаты и 50% ее аудиторов.
  4. Утверждение границ между регионами.
  5. Назначение должностных лиц Высших судов.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ также дает согласие на размещение ВС страны за ее пределами. К его ведению также относится одобрение или отклонение проектов нормативных актов.

Федерального Собрания РФ

Она образуется из 450 депутатов. Этот орган представляет собой нижнюю палату Федерального Собрания. Избрание депутатов осуществляется на 4 года. Проведение первого заседания назначается на 30-й день после выборов либо ранее этого срока по Голосование за депутатов осуществляется в порядке, предусмотренном в ФЗ №175 и прочими нормативными актами, регламентирующими избирательное право. К ведению Государственной думы относят вопросы:

  1. О доверии правительству.
  2. Назначения на должность и снятия с нее председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% аудиторов, а также Уполномоченного России по правам человека.
  3. Выдвижения обвинений президенту для отрешения его от власти.
  4. Одобрения кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.

Кроме этого, Госдума обсуждает и принимает проекты нормативных актов.

Нормотворчество

Федеральное Собрание РФ считается ключевым субъектом законодательного процесса. ГД принимает проекты нормативных актов и направляет их в СФ для одобрения. Для разрешения возникающих разногласий между ними создается согласительная комиссия. Принятым нормативным актом считается документ, утвержденный в ГД и одобренный СФ. Порядок принятия и согласования определяет Конституция РФ. Федеральное Собрание направляет принятый и одобренный акт президенту на подпись.

Роспуск ГД

Он осуществляется президентом. Основаниями для роспуска Госдумы могут выступать:

  1. Трехкратное отклонение кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.
  2. Отказ в доверии Высшему исполнительному органу. При этом инициатива должна исходить от председателя правительства.

Не допускается роспуск нижней палаты:

  1. На протяжении года с момента ее создания.
  2. С даты выдвижения обвинений президенту и до принятия решения по нему СФ.
  3. Во время чрезвычайного либо военного положения в стране.
  4. На протяжении полугода до истечения

После роспуска Госдумы глава страны назначает дату голосования. При этом она должна определяться с таким расчетом, чтобы вновь созданный орган собрался не позднее четырех мес. с момента расформирования.

Специфика создания СФ

В рамках совершенствования системы госуправления была проведена административная реформа. В ходе нее были внесены определенные изменения в порядок образования парламента. Новые правила были внесены в Закон "О Федеральном Собрании РФ". В частности, определялся порядок создания СФ. В него входили главы исполнительного и законодательного органов субъекта. Однако к концу 1990-х гг. эта система была признана неэффективной. В соответствии с Законом, принятым 5.08.2000 г., в СФ стали входить не главы, а представители исполнительного и законодательного органов субъекта. Руководители этих структур в течение трех месяцев с даты вступления на пост назначают соответствующих должностных лиц. Данное решение оформляется в виде постановления (указа). Если на внеочередном либо плановом заседании против назначения проголосует треть от общего количества депутатов, распоряжение в силу не вступает.

Нюанс

Необходимо отметить, что порядок выдвижения представителей в СФ от одно- и двухпалатного представительных органов субъекта различен. В первом случае с даты первого заседания в течение трех месяцев выбирается представитель по предложению председателя. Во втором случае - кандидатуры предлагают поочередно обе палаты. Альтернативное предложение может внести группа депутатов. Представитель каждой палаты выдвигается на половину срока ее полномочий. Принятие решения о назначении осуществляется тайным голосованием. Орган госвласти не позже следующего дня после вступления постановления в силу уведомляет о нем СФ и в пятидневный срок направляет в Совет Федерации соответствующий акт.

Прочие изменения

Реформы затронули правила выборов депутатов в Госдуму. Четвертый созыв образовывался в соответствии с ФЗ, принятым 20.12.2002 г. Избрание проходило на 50% по одномандатным округам и на 50% по спискам, представленным политическими партиями. Кандидаты также могли баллотироваться как самовыдвиженцы, от избирательного блока либо в составе объединения. Правом выдвигать лиц могут воспользоваться только те партии, которые преодолели 7% барьер. Решение о представлении списка кандидатов утверждается тайным голосованием. Общее число выдвигаемых партией лиц не может быть больше 270 чел.

Нормативные акты ФС

Полномочия Федерального Собрания РФ четко регламентируются правовыми документами. Каждый орган, входящий в структуру ФС, принимает решения большинством. По некоторым вопросам может предусматриваться и иной порядок утверждения постановлений. Такие случаи прописываются в Конституции. В ней присутствуют нормы, четко устанавливающие круг вопросов, отнесенных к ведению ФС. В частности, полномочия Федерального Собрания РФ установлены в ст. 102 и 103. СФ, например, утверждает решения как по вопросам, отнесенным к его компетенции действующими нормами, так и относящимся непосредственно к его внутренней деятельности. Последние определяются регламентом, положениями и соответствующим ФЗ. Федеральное Собрание РФ часто рассматривает актуальные вопросы, касающиеся жизни страны. В постановлениях зачастую отмечаются недочеты действующих госорганов, присутствуют обращения к представительным структурам о необходимости принимать те или иные нормативные акты для улучшения положения дел. Вместе с этим ежегодно президент зачитывает послание Федеральному Собранию РФ. В нем подводятся итоги выполненной работы, а также ставятся новые задачи. В соответствии с ними формируется повестка заседаний ФС.

Общие направления работы

Федеральное Собрание РФ состоит из двух относительно самостоятельных частей. Основная работа по принятию нормативных актов ведется в ГД. СФ также обладает законотворческой инициативой. Проекты нормативных актов, которые вносятся на рассмотрение, проходят правовую и визируются ответственными лицами. Федеральное Собрание РФ через СФ может выступать с заявлениями, обращениями, в том числе к правительству и президенту. Они принимаются в порядке, предусмотренном для утверждения постановлений. Как правило, пожелания носят рекомендательный характер. Что касается Государственной думы, то она также может принимать обращения и заявления. Они оформляются постановлениями. Обращения и заявления достаточно многообразны по своему содержанию. Они принимаются намного чаще, чем в Совете Федерации. Наиболее актуальными вопросами в них выступают проблемы социально-экономического и внутриполитического характера. Вместе с этим, такие обращения и заявления, оказывая определенное воздействие на исполнительные структуры власти, не могут содержать обязательных норм для правительства либо президента. В этой связи они, так же как и рекомендации СФ, могут иметь исключительно морально-политическое значение. Особое влияние на деятельность исполнительной власти оказывают заявления и обращения Госдумы, касающиеся решения международных вопросов. В них, как правило, дается оценка внешнеполитическим процессам зарубежных стран. Соответственно, такие обращения и заявления могут вызвать достаточно большой международный резонанс.

Парламентский центр

В середине 2000 гг. началось обсуждение идеи объединить СФ и Госдуму в одном здании. В 2012 г. это предложение было поддержано Д. Медведевым, бывшим в то время президентом страны. Авторы проекта строительства нового сооружения обосновывали его необходимость теснотой в кабинетах парламентариев, большой удаленностью служб, необходимых для эффективной реализации ими их обязанностей, а также стремление руководства переместить структуры власти из центральной части города для сокращения заторов на дорогах. В качестве места размещения рассматривались различные районы. Парламентский центр предлагалось расположить на Кутузовском проспекте, в "Москва-Сити", на Фрунзенской набережной, в Тушинском аэродроме, на Красной Пресне, на Софийской или Москворецкой наб. В сентябре 2014 г., однако, был выбран район в Мневниченской пойме.

Сложности реализации

Членам СФ и Госдумы предлагалось совместно с Управлением по делам президента, ФСО выбрать проект будущего сооружения на базе архитектурного конкурса. Однако работы вызвали эстетические разногласия у парламентариев. Решить их не удалось даже при проведении повторного конкурса. Особую сложность вызвал вопрос о финансировании. Первоначально предполагалось, что затраты на строительство парламентского центра будет нести частный инвестор, который впоследствии получит право собственности на эти сооружения. В будущем допускалось строительство на его месте гостиничного комплекса, развлекательных объектов и пр. Предполагается, что работа парламентского центра может начаться уже в 2020 г. Однако, по сведениям из других источников, строительство было отложено в связи со сложной социально-экономической ситуацией на неопределенный срок.

Заключение

Федеральное Собрание выступает как высший представительный и законодательный орган в стране. Основной его задачей выступает нормотворческая деятельность. В ФС обсуждаются, дополняются, изменяются, утверждаются важнейшие законы по актуальным вопросам, возникающим в различных сферах жизни государства. Действующими нормативными актами устанавливается порядок принятия ФЗ. Он предполагает проведение нескольких чтений проекта в Госдуме, обсуждение, вынесение предложений и поправок. Обязательным условием является согласование документа с СФ. Если Совет Федерации выявляет какие-либо недочеты, составляется соответствующие рекомендации. Они вместе с проектом акта направляются обратно в ГД. Госдума, утвердив поправки, голосует за принятие закона. После этого он снова отправляется в СФ, а оттуда - президенту на подпись. При этом глава страны может наложить вето на ФЗ. В компетенцию Федерального Собрания входят и другие вопросы, касающиеся внутриполитической и социально-экономической жизни России.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

По структуре Федеральное Собрание является двухпалатным органом, т.е. состоит из двух палат - Совета Федерации, обеспечивающего представительство субъектов РФ, и Государственной Думы, обеспечивающей непосредственное представительство всего населения страны. Палаты рассматриваются как равноценные части одного целого - парламента.

[РГЦ Для справки

Двухпалатная структура парламента (бикамеризм) довольно широко распространена в зарубежной практике. В федеративных государствах верхняя палата обычно представляет интересы субъектов федераций, а нижняя - населения всей страны.

Наличие верхней палаты объясняется необходимостью сдерживания чрезмерного радикализма нижней палаты представителей от народа, политических партий, а также учета особенностей субъектов Федерации, уравновешивания различных социальных сил и укрепления парламента. «Федерализм таким путем обретает в глазах граждан уважение своей способностью обеспечивать единство общих и региональных интересов и через двухпалатный парламент добиваться преодоления внутренних противоречий в государстве» .

Совет Федерации и Государственная Дума имеют собственную структуру, руководящие органы. Различаются порядок их формирования и компетенция (рис. 10).

Согласно ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами РФ на пять лет. Выборы депутатов Государственной Думы VII созыва состоялись в третье воскресенье сентября 2016 г.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Один из них избирается законодательным органом субъекта РФ, а другой назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Кроме того, в Совет Федерации входят представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более 10% от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных и исполнительных органов субъектов РФ. Таким образом, Президент может назначить до 17 членов Совета Федерации.

Рис. 10. Структура Федерального Собрания РФ Мнения ученых

В научной литературе высказывается мнение, что порядок формирования Совета Федерации не в полной мере соответствует принципу разделения властей, потому что представители исполнительной власти, участвуя в работе парламента, осуществляют законодательные и контрольные функции, не присущие исполнительной ветви власти.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы определяются отдельными федеральными законами. Формирование Совета Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

В настоящее время Совет Федерации формируется из числа депутатов законодательных органов субъектов РФ - представителей от этих органов, а также представителей от исполнительных органов субъектов РФ, которыми могут быть в случае, избрания высшего должностного лица субъекта РФ депутатами законодательного органа субъекта РФ:

  • 1) депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту РФ, или группе субъектов РФ, в которую входит данный субъект РФ, или части территории данного субъекта РФ;
  • 2) депутат законодательного органа субъекта РФ;
  • 3) депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта РФ.

При этом член Совета Федерации - представитель от законодательного или исполнительного органа субъекта РФ, на день представления Президентом РФ в законодательный орган субъекта РФ кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ должен получить поддержку не менее 10% от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта РФ. В случае если высшее должностное лицо субъекта РФ избирается непосредственно гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ, каждый кандидат на данную должность представляет в избирательную комиссию 3 кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа субъекта РФ.

Членом Совета Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Вместе с тем закон устанавливает случаи, при которых допускается отклонение от требования о постоянном проживании на территории субъекта РФ (например, если на день голосования на выборах соответствующего органа субъекта РФ является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы; проходит или проходил военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, налоговых органах, Следственном комитете РФ, органах прокуратуры РФ на территории субъекта РФ; проходит или проходил дипломатическую службу и имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла и др.).

Член Совета Федерации - представитель от представительного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом нового созыва на срок полномочий этого органа, а от исполнительного органа - на срок полномочий вновь избранного высшего должностного лица субъекта РФ.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу, в нем не создаются фракции и партийные объединения.

Это интересно

За период существования Совета Федерации порядок его формирования менялся несколько раз. По Конституции РФ 1993 г. Совет Федерации первого созыва избирался на два года. В соответствии с законом 1995 г. в Совет Федерации входили по должности председатели законодательных органов и высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

В первоначальной редакции закона 2000 г. предусматривалось избрание одного члена Совета Федерации законодательным органом субъекта РФ на срок полномочий этого органа, другого - назначение высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. С 1 января 2013 г. вступил в силу новый закон о порядке формирования Совета Федерации, в который ежегодно вносились изменения и дополнения.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший надень голосования 21 года. Выборы назначает Президент РФ. Согласно Федеральному закону от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» решение о назначении выборов принимается не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.

д+д Судебная практика

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 июля 2015 г. № 18-П «По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации» указал, что избрание Государственной Думы должно осуществляться на конституционно установленный пятилетний срок, призванный задавать реальную периодичность федеральных парламентских выборов, без которой немыслима демократическая природа народовластия. Вместе с тем допустим перенос в конституционно значимых целях даты очередных выборов депутатов Государственной Думы, сопряженный с незначительным в месячном выражении уменьшением пятилетнего срока полномочий, на который согласно Конституции РФ, избиралась Государственная Дума текущего созыва. При этом «конституционная целесообразность сокращения фактического срока полномочий Государственной Думы текущего созыва может быть, в частности, обусловлена переносом даты очередных выборов Государственной Думы следующего созыва на единый день голосования, предусмотренный федеральным законом для проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории РФ и зарегистрированных в РФ, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.

Для проведения выборов депутатов Государственной Думы законом утверждается схема одномандатных избирательных округов.

Это интересно

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» распределены одномандатные избирательные округа между субъектами РФ. Наибольшее количество округов с учетом численности избирателей приходится на г. Москва - 15. Наибольшее число избирателей, зарегистрированных в одном округе, приходится на Астраханскую область - 746 938 избирателей, а самое наименьшее - на Ненецкий автономный округ - 34 722.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П отметил, что демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принципы федерализма и равноправия субъектов федерации, с другой, могут в известной мере входить в юридическое противоречие. При этом законодатель, с учетом особенностей территориального устройства и размещения населения, а также в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод человека и гражданина, допускает в качестве вынужденной меры определенные отступления от общей нормы представительства, т.е. прибегает к ограничению равного избирательного права в пользу принципов федерализма. Таким образом, Суд гарантировал представительство субъектов РФ с малочисленным населением и тем самым обеспечил надлежащий представительный характер и легитимность федерального парламента.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее по сравнению с другими кандидатами в данном округе число голосов избирателей. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

К распределению депутатских мандатов между партийными списками кандидатов, избираемых по федеральному избирательному округу, допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Методика пропорционального распределения депутатских мандатов такова. Сначала ЦИК России подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 225 - число депутатских мандатов, распределенных по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения мандатов между списками кандидатов.

Затем число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.

Если после этих действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.

Законом определена методика распределения депутатских мандатов внутри каждого партийного списка между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью списка (если таковая имеется).

С момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Думы прежнего созыва (ч. 4 ст. 99 Конституции РФ).

Совет Федерации одномоментно не обновляется. Полномочия каждого члена Совета Федерации начинаются и прекращаются в индивидуальном порядке. Полномочия самого Совета Федерации не ограничены сроком, но его состав постоянно обновляется. Поскольку избрание законодательных органов и глав субъектов РФ осуществляется в разное время, то и члены Совета Федерации замещаются не одновременно. Поэтому в Совете Федерации постоянно происходит ротация, т.е. замена выбывших членов вновь избранными (назначенными).

Депутаты Государственной Думы входят в состав фракции той партии, по спискам которой они избраны. В Совете Федерации фракций не образуется.

В соответствии с Конституцией РФ каждая палата принимает свой регламент, в котором определяет внутреннее устройство палаты, порядок проведения заседаний, законодательную процедуру, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению палаты.

В области законотворчества основной задачей Государственной Думы является разработка и принятие федеральных законов, а Совета Федерации - их одобрение или отклонение.

К ведению Совета Федерации ст. 102 Конституции РФ относит:

  • а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России;
  • д) назначение выборов Президента РФ;
  • е) отрешение Президента РФ от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

^ Например, в 2007 г. Совет Федерации принимал постановление об утверждении изменения границ между Еврейской автономной областью и Амурской областью. В 2009 г. Советом Федерации были утверждены границы г. Санкт-Петербурга, в 2011 г. - Москвы и Московской области.

За 1994 г. Совет Федерации утвердил семь указов Президента РФ о введении на территории отдельных республик в составе РФ чрезвычайного положения. Более 30 раз по предложению Президента РФ палата принимала постановления об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории России (в Анголе, Боснии и Герцеговине, Косово, Сьерра-Леоне, Судане, Ливане, Чаде и др.) .

В ведении Государственной Думы согласно ст. 103 Конституции РФ находится:

  • а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, втом числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;
  • д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • ж) объявление амнистии;
  • з) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума решает вопрос о доверии Правительству РФ в двух формах:

  • выражение недоверия Правительству РФ по инициативе группы депутатов численностью не менее 1Д от их общего числа;
  • отказ Правительству РФ в доверии, когда вопрос о доверии инициирует Председатель Правительства РФ.

^ Например, инициатива выразить недоверие Правительству РФ рассматривалась Думой неоднократно (последний раз - 9 февраля 2005 г.), однако принято такое решение было лишь однажды - 21 июня 1995 г. (голосами 241 депутата). Президент РФ поддержал Правительство РФ. При повторном голосовании, состоявшемся 1 июля, большинства уже не было (за недоверие проголосовали 193 депутата) .

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ. Роспуск Совета Федерации невозможен. Основания роспуска Государственной Думы предусмотрены ст. 111 и 117 Конституции РФ:

  • трехкратное отклонение Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства;
  • повторное в течение трех месяцев выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ;
  • отказ Правительству РФ в доверии.

В первом случае Государственная Дума подлежит роспуску независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или более раз. Роспуск Думы направлен на своевременное формирование Правительства РФ и его стабильное функционирование.

В двух последующих случаях Президент РФ самостоятельно решает вопрос либо об отставке Правительства РФ, либо о роспуске Государственной Думы. Данные конституционные установления направлены на преодоление противоречий между Государственной Думой и Правительством.

Государственная Дума не может быть распущена:

  • в течение года после ее избрания;
  • в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
  • в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента

С момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Судебная практика

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 ноября 1999 г. № 15-П указал, что роспуск Государственной Думы Президентом РФ означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом РФ, Советом Федерации, другими органами государственной власти.

  • Баглай М.В. Конституционное право российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. С. 494.
  • Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина/ Под ред. Е.И. Козловой. М., 2009. С. 129 (комментарий кст. 102 написан С.А. Зенкиным).
Похожие публикации