Анализ проблем неправомерного поведения военнослужащих и профилактика правонарушений.

Данный вид преступности включает не только преступления против военной службы1, предумотренные гл. 33 УК РФ (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушения правил несения боевого дежурства и т.п.), но и совершенные военнослужащими общеуголовные деяния (против личности, против собственности и др.). При криминологическом анализе правомерно также отнесение к этому виду такого преступления, как уклонение от прохождения военной службы (ст.328 УК).

Так или иначе все эти преступления подрывают, ослабляют воинскую дисциплину, без которой невозможно обеспечение надлежащей боеготовности войск. В этом состоит прежде всего их опасность, не говоря уже о том, что они могут причинять существенный вред интересам личности, отношениям собственности и другим охраняемым уголовным законом объектам.

Ежегодно в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях регистрируется около 30 тыс. преступлений, динамика которых в отдельные годы характеризуется то снижением, то ростом (порой весьма значительным, например, в 1995 г. 24%). В 1997 г. число зарегистрированных преступлений в войсках составило 26,3 тыс., в сравнении с 1996 г. оно снизилось на 13,8%, в том числе в Вооруженных Силах Министерства обороны - на 9,6%, в пограничных войсках - на 12,3%, во внутренних войсках МВД РФ - на 28,2 %. Коэффициент преступности в войсках выше среднего. Это объясняется прежде всего спецификой демографического состава войск - преобладанием в них мужчин молодого возраста, отличающихся повышенной криминальной активностью.

Констатируется довольно высокий уровень латентности рассматриваемого вида преступности. Помимо общих причин этому способствуют та или иная степень закрытости воинских

формирований и объектов, а также то, что командный состав несет ответственность за противоправное поведение подчиненных, порой довольно строгую.

В структуре преступности военнослужащих удельный вес специфических воинских преступлений колеблется в пределах 50-70%. Среди них преобладают самовольное оставление части (места службы), дезертирство, членовредительство и другие преступления против установленного порядка прохождения службы. Распространено такое безобразное явление армейской жизни, как пресловутая "дедовщина" - нарушения уставных правил взаимоотношения между военнослужащими, связанные с унижением чести и достоинства, насилием, издевательством над потерпевшими. Среди общеуголовных деяний, совершаемых военнослужащими, наибольший удельный вес имеют преступления против собственности, которые за последние годы претерпели значительное качественное изменение: стало больше регистрироваться присвоений, других корыстных злоупотреблений в крупных и особо крупных размерах; появились ранее неизвестные факты хищений ракет, установок залпового огня, бронетехники, иного дорогостоящего военного имущества; участились случаи привлечения к ответственности лиц высшего командного состава (генералов, адмиралов).

Характерная особенность нынешней криминальной ситуации в Вооруженных Силах и других войсках состоит в том, что в них стали проявляться метастазы организованной преступности.

Так, основным источником вооружения многих преступных формирований стали армейские склады, причем военнослужащие, в том числе высокопоставленные, действовали при этом отнюдь не бескорыстно. С привлечением широкого круга лиц, распределением ролей, на основе хорошо продуманных планов и тщательной организации преступных акций были совершены некоторые особо крупные хищения военного имущества. Имеются данные о масштабных организованных преступных сделках по продаже крупных партий оружия в "горячие точки" и даже противоборствующей стороне (например, чеченским боевикам).

1 Часто они именуются воинскими. 288

Специфика лиц, совершающих рассматриваемые преступления, связана в первую очередь с их особым статусом военнослужащих. Помимо отмечавшихся половозрастных особенностей (преобладание мужчин молодого возраста) можно также указать на то, что преступники из числа военнослужащих по образовательному уровню несколько отстают от соответствующего по возрасту контингента гражданского населения. Зафиксированы и такие закономерности: чем выше воинское звание, тем ниже (статистически) криминальная активность, а среди преступников больше сдвиг от насильственно-агрессивной мотивации к корыстной. У правонарушителей - военнослужащих рядового состава доминируют насильственные деяния, у правонарушителей - офицеров - корыстные. Некоторые отклонения от среднестатистических показателей, характеризующих законопослушных военнослужащих, отмечаются у правонарушителей и по другим социально-демографическим признакам: социальному, семейному и материальному положению, роду занятий до службы в армии, принадлежности к городскому и сельскому населению и др.1

В плане нравственно-психологическом для преступников из числа военнослужащих, независимо от мотивации и других субъективных детерминант конкретных противоправных действий, характерно в той или иной степени пренебрежение интересами воинского долга и воинской службы.

В войсках, как части общества, действуют в основном общие детерминанты преступности, но они зачастую получают специфическое преломление применительно к особенностям военной среды, условиям воинской службы и быта. На криминальную ситуацию в войсках воздействуют такие негативные факторы, характерные для общества в целом, как ограниченность капиталовложений, денежных ресурсов для решения задач социального развития, общее падение нравов и дисциплины, усиление правового нигилизма, вакуум морального регулирования.

По данным фонда "Общественное мнение" (апрель 1998 г) лишь 45% россиян считают, что Вооруженные Силы сейчас способны обеспечить безопасность страны, а суждения опро-

1 См.: Криминалогия./Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е Эминова. С. 412-413.

шенных о самых больших проблемах Российской армии распределились так: проблема "дедовщины" - 50%, плохое питание солдат - 48%, коррупция, воровство - 29%, плохое материальное положение офицеров - 27%, отсутствие дисциплины - 25%, неукомплектованность военных частей - 8%, низкий уровень подготовки офицерских кадров - 6%.

В ежегодно обновляемую воинскую среду все больше попадает лиц морально незакаленных, с неустойчивой психикой, а нередко и с откровенно антиобщественными взглядами, привычками и ориентациями. При этом такой "взрывоопасный" контингент, требующий усиленного социального контроля, оказывается в сложнейших условиях болезненно реформируемых Вооруженных Сил, других воинских формирований. Систематическое, исчисляемое триллионами неденоминированных рублей недофинансирование войск подвело их к опасной черте, за которой не только угроза утраты боеспособности, но и развал воинской дисциплины, нездоровый морально-психологический климат, питательная среда для самых разнообразных правонарушений. Зловещей приметой воинского быта стала необеспеченность военнослужащих по различным видам и нормам довольствия, в том числе хроническое недоедание многих из них. Четверть опрошенных военнослужащих откровенно сообщили, что в их частях имели место факты голода. В этих условиях спор из-за куска сахара или из-за нового обмундирования, в котором не стыдно появиться дома после демобилизации, подчас становится поводом к совершению серьезных преступлений, вплоть до убийства1. Даже при ведении боевых действий, например в Чечне, военнослужащие не обеспечивались тем, что им положено, в том числе нормальным питанием. Надо сказать, что голодающая и нищенствующая в мирное время армия -это беспрецедентное явление в мировой истории. Оно не только порождает прямые криминальные последствия, например, толкает офицера, прапорщика на хищение военного имущества, позволяющее прокормить семью, или заставляет

1 См.: Иншаков С.М. Системное воздействие на преступность в Воору-женных Силах России. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1997. С. 54.

изголодавшегося солдата совершить кражу продуктов. Это уникальное явление создает также своего рода криминальное эхо в виде ущербного, криминально опасного социально-психологического фона. Его составляющими являются: устойчивое состояние отчуждения военнослужащих от "всех и вся", в том числе от государства, призвавшего их на военную службу; ощущение обманутости и разочарования в идеалах, безысходности и бесперспективности в жизни; крушение надежд и нравственных ориентиров.

В силу различных причин резко упал престиж воинской службы, начался массовый отток из войск наиболее дееспособных и энергичных молодых офицеров. Те, кто остался "дослуживать", порой месяцами не получают денежного довольствия и при всем желании оказались неспособными поддерживать порядок и дисциплину в войсках. Дело дошло до того, что военнослужащие стали выступать с коллективными акциями протеста, отказываются от несения боевого дежурства, а среди специалистов в средствах массовой информации начались, причем не без оснований, дискуссии относительно выживания армии, о неподконтрольности высшему командованию происходящих в ней процессов, о неоднозначном отношении офицерского корпуса к политическому руководству страны. Все это расшатывает идейно-нравственные ориентиры, традиционно сильные и значимые в армейской среде, подрывает сами устои воинской жизни.

Исследованиями последних лет фиксируется, что до трети преступлений военнослужащих прямо связаны с провалами, вопиющим формализмом и другими серьезными упущениями в воспитательной работе. В целом есть все основания констатировать значительное усиление в период реформ негативного действия комплекса идеологических, нравственно-психологических факторов преступности военнослужащих.

Серьезные проблемы с жизненным устройством возникли у сотен тысяч военнослужащих в связи с передислокацией войск, связанной с их выводом из стран Восточной Европы, Балтии.

Стихия нецивилизованного рынка проникла и в войска, где коммерциализация некоторых сторон жизни приняла

крайне уродливые, нередко - откровенно криминальные формы. Пагубное влияние на солдат, молодых офицеров, прапорщиков оказывают корыстные притязания и злоупотребления лиц старшего и высшего начальствующего состава, получающие все большее распространение.

Продолжают действовать, а нередко и усиливаются факторы, традиционно влияющие на преступность военнослужащих. Это, например, оторванность военнослужащих срочной службы от привычных условий труда, учебы, быта, досуга, от семьи, родственников, друзей, трудности адаптации в новой микросреде, что нередко служит социально-психологической основой криминального поведения.

Имеет значение и то, что вся жизнь военнослужащих, их служба, быт, отдых строго регламентированы, что порождает внутриличностные конфликты, разрешаемые довольно часто путем "протестующих" действий противоправного характера.

Необходимо также иметь в виду, что сфера действия уголовного права в войсках намного шире, чем в обществе в целом. В частности, военнослужащие несут уголовную ответственность за совершение таких специфических преступлений против воинской службы, как неисполнение приказа начальника, нарушение уставных правил взаимоотношений, самовольное оставление части или места службы и др.

Многие командиры и начальники по старинке стремятся поддерживать дисциплину лишь силой и запретительством, а сами не подают примеров законопослушного и морально-безупречного поведения. Слабо ведется борьба с пьянством военнослужащих, некриминальными фактами нарушений уставных требований, распространены бесхозяйственность и бесконтрольность, укрывательство преступлений1.

Для предупреждения преступности военнослужащих на общесоциальном уровне первостепенное значение имеют масштабные общегосударственные меры, направленные на нейтрализацию, ограничение сферы и силы действия базисных, прежде всего экономических^ причин и условий. В ходе военной реформы Вооруженные Силы, другие войска должны

1 См.: Лунеев В.В. Криминология.//Причины, предупреждение и методы изучения преступности в Вооруженных Силах. М., 1986.

избавиться от многих позорных, несовместимых с их предназначением криминогенных явлений и процессов и занять достойное место в обществе. Необходимо восстановить социальный престиж воинской службы, обеспечить реальную профессионализацию войск, соответствие всего личного состава современным, качественно новым требованиям. Только на этой основе могут успешно решаться задачи специального предупреждения преступлений военнослужащих. Важнейшим направлением усилий в данной сфере является восстановление и эффективное использование воспитательно-профилактического потенциала воинской дисциплины. Без наведения хотя бы элементарного порядка в войсках, во всех соединениях, частях и подразделениях нельзя рассчитывать на ослабление в них напряженности криминальной ситуации, ее нормализацию. Вооруженные Силы, другие воинские формирования должны вернуться к жизни по уставам, детально регламентирующим различные стороны их жизни.

Очень важно, чтобы меры профилактики правонарушений военнослужащих обрели последовательно упреждающий характер и начинались в общеобразовательных школах, в семье, трудовых коллективах, откуда выйдут будущие солдаты. Следует восстановить, с учетом новых условий, военно-патриотическое воспитание призывного контингента. Необходимо поставить надежные фильтры, предохраняющие войска от пополнения криминально зараженными лицами. В условиях, когда будут успешно разрешены экономические, социальные, ресурсообеспечивающие проблемы жизни и функционирования войск, многого в деле профилактики преступлений можно достигнуть в результате налаживания и оптимального функционирования системы воинского, а также целенаправленного нравственно-правового воспитания военнослужащих. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих срочной службы имеет личный пример командиров и начальников. Разумеется, при этом армейские воспитатели дожны быть сами соответствующим образом подготовлены как в духовно-нравственном, так и в сугубо профессиональном плане для работы с личным составом. Это требует коренного улучшения организации и мето-

дики обучения слушателей и курсантов в военных учебных заведениях, которые должны приходить на командную работу с большим запасом знаний, умений и навыков в области психологии, педагогики, других наук. С учетом интересов предупреждения преступлений и других правонарушений следует решительно очищать воинскую среду от командиров и начальников, запятнавших себя аморальными, антиобщественными, а тем более противозаконными действиями. Большое значение для предупреждения преступлений военнослужащих имеют прокурорские проверки исполнения законов и требований воинских уставов, в ходе которых выявляются не только факты нарушений законодательства, других нормативных правовых актов, но и способствующие им причины и условия, принимаются меры по их устранению, недопущению в будущем. Как правило, остро, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности, реагируют военные прокуроры на случаи укрытия от учета преступлений и других правонарушений. Криминальная ситуация в войсках настоятельно требует практического решения давно назревшего вопроса о создании военной полиции, независимой от структур управления Вооруженными Силами и другими войсками.

Большую работу по профилактике правонарушений военнослужащих, обеспечению защиты их законных прав и интересов проводят некоторые общественные объединения, например, советы, комитеты солдатских матерей. Актуальной задачей является улучшение их взаимодействия с командованием, органами военной юстиции, прокуратуры.

За последние годы стала более заметной в этой работе роль служителей церкви.

В серьезных коррективах требует деятельность некоторых средств массовой информации, с учетом интересов наведения порядка в войсках, в том числе и предупреждения в них правонарушений. В частности, они в несравненно большей степени, чем сейчас, могут и должны способствовать восстановлению престижа воинской службы, формированию общественного мнения, адекватно отражающего всю ее сложность, социальную ценность и почетный характер.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы состояние, структура и динамика преступности военнослужащих?

2. Какие факторы влияют на обострение криминальной ситуации в войсках?

3. Как вы считаете: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими ("дедовщина") представляет собой чисто армейское явление или оно связано с криминогенными факторами, действующими как в войсках, так и вне войск?

4. Каковы меры предупреждения преступлений военнослужащих?

Страница 30 из 34

ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Криминология изучает не только собственно преступления против военной службы, (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства и т.п.), но и совершенные военнослужащими общеуголовные деяния (против личности, против собственности и др.). Правомерно также отнесение к этому виду такого преступления, как уклонение от прохождение военной службы (ст. 328 УК).

Все эти преступления подрывают, ослабляют воинскую дисциплину, без которой невозможно обеспечение надлежащей боеготовности войск, что свидетельствует об их общественной опасности. Они могутпричинять существенный вред интересам личности, отношениям собственности.

Ежегодно в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях регистрируется 20-30 тыс. преступлений, динамика которых имеет тенденцию к снижению. Коэффициент регистрируемой преступности в войсках ниже среднего, но констатируется очень высокий уровень латентности рассматриваемого вида преступности. Помимо общих причин этому способствуют та или иная степень закрытости воинских формирований и объектов, а также то, что командный состав несет ответственность за противоправное поведение подчиненных, порой довольно строгую. Как результат традиционным для войск, особенно воинских частей и подразделений Министерства обороны, стало “вымывание” из учета менее опасных деяний путем направленной командирской декриминализации.

В структуре преступности военнослужащих удельный вес воинских преступлений составляет около двух третей. Среди них преобладают: самовольное оставление части (места службы), дезертирство, членовредительство, взаимоотношения между военнослужащими, связанные с унижением чести и достоинства, насилием, издевательством над потерпевшими. Среди общеуголовных деяний, совершаемых военнослужащими, наибольший удельный вес имеют преступления против собственности, которые за последние годы претерпели значительное качественное изменение: больше стало регистрироваться присвоений, других корыстных злоупотреблений в крупных и особо крупных размерах; появились ранее неизвестные факты хищений ракет, установок залпового огня, бронетехники, иного дорогостоящего военного имущества.

Характерная особенность нынешней криминальной ситуации в Вооруженных Силах и других войсках состоит в том, что в них стали проявляться метастазы организованной преступности. Так, основным источником вооружения многих преступных формирований стали армейские склады, причем военнослужащие, в том числе высокопоставленные, действовали при этом отнюдь не бескорыстно.

Специфика лиц, совершающих рассматриваемые преступления, связана в первую очередь с их особым статусом военнослужащих. Помимо половозрастных особенностей (преобладание мужчин молодого возраста, в целом отличающихся повышенной криминальной активностью) можно также указать на то, что преступники из числа военнослужащих по образовательному уровню несколько отстают от соответствующего по возрасту контингента гражданского населения. Зафиксированы и такие закономерности: чем выше воинское звание, тем ниже (статистически) криминальная активность, а среди преступников больше сдвиг от насильственно-агрессивной мотивации к корыстной. У правонарушителей военнослужащих рядового состава доминируют насильственные деяния, у правонарушителей-офицеров - корыстные.

В плане нравственно-психологическом для преступников из числа военнослужащих, независимо от мотивации и других субъективных детерминант конкретных противоправных действий, характерно в той или иной степени пренебрежение интересами воинского долга и воинской службы.

В войсках как части общества действуют в основном общие детерминанты преступности, но они часто получают специфическое преломление применительно к особенностям военной среды, условиям воинской службы и быта. На криминальную ситуацию в войсках воздействуют такие негативные факторы, характерные для общества в целом, как ограниченность капиталовложений, денежных ресурсов для решения задач социального развития, общее падение нравов и дисциплины, усиление правового нигилизма, вакуум морального регулирования.

В ежегодно обновляемую воинскую среду все больше попадает лиц морально незакаленных, с неустойчивой психикой, а нередко и с откровенно антиобщественными взглядами, привычками и ориентациями. При этом такой “взрывоопасный” контингент, требующий усиленного социального контроля, оказывается в сложнейших условиях болезненно реформируемых Вооруженных Сил, других воинских формирований.

Исследованиями последних лет фиксируется, что до трети преступлений военнослужащих прямо связаны с провалами, вопиющим формализмом и другими серьезными упущениями в воспитательной работе. В целом есть все основания констатировать значительное усиление в период реформ негативного действия комплекса идеологических, нравственно-психологических факторов преступности военнослужащих.

Стихия нецивилизованного рынка проникла и в войска, где коммерциализация некоторых сторон жизни приняла крайне уродливые, нередко - откровенно криминальные формы. Пагубное влияние на солдат, молодых офицеров, прапорщиков оказывают корыстные притязания и злоупотребления лиц старшего и высшего начальствующего состава, получающие все большее распространение.

Продолжают действовать, а нередко и усиливаются факторы, традиционно влияющие на преступность военнослужащих. Это, например, оторванность военнослужащих срочной службы от привычных условий труда, учебы, быта, досуга, от семьи, родственников, друзей, трудности адаптации в новой микросреде, что нередко служит социально-психологической основой криминального поведения.

Необходимо также иметь в виду, что сфера действия уголовного права в войсках намного шире, чем в обществе в целом. В частности, военнослужащие несут уголовную ответственность за совершение таких специфических преступлений против воинской службы, как неисполнение приказа начальника, нарушение уставных правил взаимоотношений, самовольное оставление части или места службы и др.

Многие командиры и начальники по старинке стремятся поддерживать дисциплину лишь силой и запретами, а сами не подают примеров законопослушного и морально-безупречного поведения. Слабо ведется борьба с пьянством военнослужащих, некриминальными фактами нарушений уставных требований, распространены бесхозяйственность и бесконтрольность, укрывательство преступлений.

Для предупреждения преступности военнослужащих на общесоциальном уровне первостепенное значение имеют масштабные общегосударственные меры, направленные на нейтрализацию, ограничение сферы и силы действия базисных, прежде всего экономических, ее причин и условий. В ходе военной реформы Вооруженные Силы, другие войска должны избавиться от многих позорных, несовместимых с их предназначением криминогенных явлений и процессов и занять достойное место в обществе. Необходимо восстановить социальный престиж воинской службы, обеспечить реальную профессионализацию войск, соответствие всего личного состава современным, качественно новым требованиям. Только на этой основе могут успешно решаться задачи специального предупреждения преступлений военнослужащих. Важнейшим направлением усилий в данной сфере является восстановление и эффективное использование воспитательно-профилактического потенциала воинской дисциплины. Без наведения хотя бы элементарного порядка в войсках, во всех соединениях, частях и подразделениях нельзя рассчитывать на ослабление в них напряженности криминальной ситуации, ее нормализацию.

Очень важно, чтобы меры профилактики правонарушений военнослужащих обрели последовательно упреждающий характер и начинались в общеобразовательных школах, в семье, трудовых коллективах, откуда выйдут будущие солдаты. Следует восстановить, с учетом новых условий, военно-патриотическое воспитание призывного контингента. Необходимо поставить надежные фильтры, предохраняющие войска от пополнения криминально зараженными лицами. В условиях, когда будут успешно разрешены экономические, социальные, ресурсообеспечивающие проблемы жизни и функционирования войск, многого в деле профилактики преступлений можно достигнуть в результате налаживания и оптимального функционирования системы воинского, а также целенаправленного нравственно-правового воспитания военнослужащих. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих срочной службы имеет личный пример командиров и начальников.

Важное значение для предупреждения преступлений военнослужащих имеют прокурорские проверки исполнения законов и требований воинских уставов, в ходе которых выявляются не только факты нарушений законодательства, других нормативных правовых актов, но и способствующие им причины и условия, принимаются меры по их устранению, недопущению в будущем. Как правило, остро, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности, реагируют военные прокуроры на случаи укрытия от учета преступлений и других правонарушений. Большую работу по профилактике правонарушений военнослужащих, обеспечению защиты их законных прав и интересов проводят некоторые общественные объединения, например, советы, комитеты солдатских матерей. Актуальной задачей является улучшение их взаимодействия с командованием, органами военной юстиции, прокуратуры.

С учетом интересов наведения порядка в войсках, в том числе и предупреждения в них правонарушений, в серьезных коррективах нуждается деятельность некоторых средств массовой информации. В частности, они в несравненно большей степени, чем сейчас, могут и должны способствовать восстановлению престижа воинской службы, формированию общественного мнения, адекватно отражающего всю ее сложность, социальную ценность и почетный характер.

Анализ проблем неправомерного поведения военнослужащих и профилактика правонарушений

дипломная работа

2.2 Профилактика правонарушений во Внутренних Войсках МВД Российской Федерации

правонарушение военнослужащий юридический профилактика

Профилактика является ключевой формой предупреждения правонарушений. Она исполняется на том этапе, когда правонарушение еще не совершено. Она является наиболее гуманным средством борьбы с правонарушениями, т.к. гуманнее уберечь человека от нравственного и морального падения, чем в итоге наказывать его за совершенное правонарушение. Профилактика предпочтительна и из экономических соображений: гораздо выгоднее бывает организовать профилактические мероприятия и не допустить правонарушение, чем затем устранять его последствия.

Профилактика правонарушений - это деятельность, заключающаяся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по выявлению и устранению причин и условий правонарушений, а также оказанию предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению. Объектом профилактики являются причины и условия правонарушений, отдельных видов правонарушений, а также лица, способные совершить правонарушения в силу своей антиобщественной ориентации.

Субъектами профилактики являются государственные органы (в том числе военное командование), общественные организации, коммерческие структуры, отдельные граждане (в том числе военнослужащие).

Основными задачами профилактики правонарушений в воинских коллективах, являются:

Систематическое и полное выявление, анализ явлений и тенденций, которые способствуют формированию личности правонарушителя и реализации преступных намерений;

Систематическое и полное выявление лиц, способных совершить правонарушение;

Полное и целенаправленное воздействие на вышеуказанные объекты.

Профилактике правонарушений в воинских коллективах присущи многие функции, которые тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

К ним относятся:

1. Регулятивная заключается в том, что профилактика направлена на урегулирование поведения людей в воинском коллективе в соответствии с нормами морали и права.

2. Предупредительная - самая главная функция. Она обусловлена тем, что сама профилактика направлена на предупреждение правонарушений и других форм отклоняющегося поведения.

3. Охранительная заключается в том, что профилактика нацелена на охрану общественных интересов, прав и свобод военнослужащих и других граждан.

4. Воспитательная - призвана воспитывать военнослужащих в духе знания, уважения и исполнения законов, уставов, наставлений, приказов, директив, моральных норм, ответственности за свое поведение перед обществом.

Профилактике правонарушений отводится особое место в деятельности всех войсковых структур. Профилактической работой в тех или иных масштабах занимаются все руководящие органы.

Существует несколько видов профилактики правонарушений, среди которых следует выделить:

1) Моральную профилактику; которая направлена на утверждение нравственных принципов, идеалов, образующих определенный тип общественного поведения, при котором военнослужащие, несомненно, будут соблюдать правовые нормы.

2) Правовую профилактику, которая направлена на недопущение правонарушений. В правовой профилактике главное место занимает уголовно-правовая профилактика.

Существует 2 формы профилактики:

1. Общая профилактика - это целенаправленная деятельность командиров по выявлению, изучению и устранению причин правонарушений, условий, способствующих их осуществлению, а также обстоятельств, облегчающих совершение преступлений.

2. Индивидуальная профилактика - это выявление лиц, от которых, можно ожидать совершения правонарушений и принятия в отношении таких лиц мер воспитательного и иного воздействия с целью недопущения с их стороны правонарушений.

Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений включает:

* диагностику (выявление) фактов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

* проведение организационно-воспитательных, психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, формирующих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях.

В интересах диагностики поведения используются следующие методы: наблюдение, анализ документов, опрос и др.

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных условиях. Наблюдение должно быть регулярным и целенаправленным. Оно позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые процессы во время прямых контактов с военнослужащими.

Деятельность МВД России

внутренний орган власть муниципальный Систему органов внутренних дел в масштабе субъектов Российской Федерации возглавляют министерства внутренних дел по республикам, главные управления и управления (ГУВД, УВД) по краям, областям...

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя

Практическая значимость исследования заключается в обобщении полученной информации, в возможности эффективного использования выводов и рекомендаций исследования в практике работы преподавателей...

Служба в в/ч 3468 г. Снежинск осуществляется на контрактной основе. Контракт о прохождении военной службы в в/ч 3468 заключается гражданином с Министерством внутренних дел Российской Федерации письменно по типовой форме в порядке...

Организационно–правовая система управления внутренними войсками МВД России

Организационно–правовая система управления внутренними войсками МВД России

Органы внутренних дел на транспорте

Специфическое место в системе органов исполнительной власти занимают органы внутренних дел (ОВД), являющиеся подсистемой единой системы исполнительной власти Российской Федерации...

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности...

Понятие и правовые основы предупреждение ОВД преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений...

Правовое регулирование работы внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

Как отмечалось ранее, внутренние войска входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и включены в общегосударственную правоохранительную систему России. Назначение, правовые основы, принципы деятельности...

Правовое регулирование работы внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

Правонарушение: понятие, признаки, виды

«Не из страха, а из чувства долга должно воздержаться от дурных поступков» Демокрит. Профилактика правонарушений - меры социального, правового, воспитательного и иного характера...

Правоохранительные органы

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) -- федеральное министерство, осуществляющее в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка...

1. Правовое обеспечение функционирования внутренних войск МВД России Пунктом 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. провозглашено...

Реализация государственной кадровой политики во внутренних войсках МВД РФ

Проанализировав кадровую политику в в/ч 3468 г. Снежинск можно отметить следующее: В последние годы кадровую ситуацию в в/ч 3468 определяли сложные и противоречивые процессы. Разрыв, проявившийся между уровнем материальной обеспеченности...

Предупреждение правонарушений строится на тех же принципах, что и профилактическая работа в обществе в целом. Под ним понимается совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, проводимых командованием, органами по работе с личным составом, военной юстицией, армейской общественностью, самими военнослужащими и направленными на предотвращение уголовно-наказуемых деяний и дисциплинарных проступков в воинских частях (организациях, учреждениях) и ослабление (нейтрализацию) причин, порождающих асоциальное поведение военнослужащих.

Меры предупреждения ориентируются не только на причины, они соотносятся в зависимости от определенных сфер жизни общества, регионов, мест дислокации воинских частей, категорий военнослужащих и т.п., т.е. к тем условиям, где выявлена, исследуется или прогнозируется неблагополучная криминогенная обстановка.

Все предупредительные меры можно классифицировать по различным основаниям. Ведущей является систематизация предупредительных мер по их цели. В рамках этой классификации меры предупреждения правонарушений делятся на общесоциальные и специально-криминологические .

Общесоциальные меры предупреждения правонарушений объединяют экономические, политические, правовые, организационные и иные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие всех институтов государства и общества. В Вооруженных Силах к общесоциальным мерам, например, относятся мероприятия по совершенствованию воспитательной работы, проводимой с военнослужащими.

Специально-криминологические меры предупреждения правонарушений представляют собой мероприятия, непосредственно направленные на нейтрализацию (ослабление) причин и условий, способствующих совершению правонарушений, на борьбу и их предупреждение в воинских коллективах. Эти меры принимаются командирами различных степеней, органами военной юстиции, армейской общественностью. Специальные меры подразделяются по: масштабам мероприятий, времени их применения, правовой регламентации.

По масштабам применения специальные меры делятся на общегосударственные, региональные, объектные, контингентные, индивидуальные.

Общегосударственные меры применяются на федеральном уровне, в том числе по линии Министерства обороны. К ним относятся законы, принимаемые на государственным уровне и непосредственно направленные на борьбы с преступностью - Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс; нормативные акты Президента и Правительства РФ в области профилактики правонарушений. Региональные меры охватывают значительные контингенты граждан на уровне субъектов Российской Федерации (края, области). В Вооруженных Силах такого рода меры применяются Министром обороны, начальником Главного управления по работе с личным составом, главнокомандующими видов Вооруженных Сил, командующими округов (флотов). Объектные меры направлены на предупреждение правонарушений в рамках отдельного гарнизона, воинской части. Такие меры проводятся по инициативе командования и органов военной юстиции соответствующих уровней. Контингентные меры могут "специализироваться" на отдельных категориях (социальных группах) граждан, например несовершеннолетних, военнослужащих, проходящих службу по призыву, офицеров и т.п. Индивидуальная профилактика направлена на предупреждение правонарушений со стороны отдельных военнослужащих, в поведении которых наблюдаются отклонения от предписаний норм морали и права.

По времени применения специальные меры предупреждения делятся на раннюю и непосредственную профилактику, пресечение преступлений и предупреждение рецидива.

Ранняя и непосредственная профилактика основывается на выявлении и предвидении всех криминогенных обстоятельств, их предотвращении или своевременном устранении, а также на предвидении и предупреждении возможного преступного поведения конкретных военнослужащих. Поводом для ее применения к отдельным военнослужащим является наличие конфликтной ситуации, в которой оказался военнослужащий, моральная неустойчивость военнослужащего, совершение военнослужащим проступков, противоречащих нравственным нормам и принятым в обществе правилам поведения.

Пресечение преступлений осуществляется на стадиях приготовления к преступлению, покушения на его совершение или в процессе его непосредственного исполнения до конца преступной деятельности. Эти меры могут применяться командованием, органами военной юстиции, отдельными военнослужащими.

Предупреждение рецидива осуществляется после совершенных преступлений в целях предотвращения повторных деяний и общей превенции. Эта цель достигается путем вынесения в отношении лица, совершившего преступление законного, обоснованного и справедливого приговора; отсрочки исполнения приговора; освобождения лица от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных законом и др.

Задачи по предупреждению правонарушений возложены Уставом внутренней службы на соответствующих командиров (начальников), а также органы воспитательной работы.

Вышеназванные задачи реализуются путем соблюдения соответствующими командирами и начальниками определенных правовых условий и применения различных средств предупреждения правонарушений:

1. Своевременное выявление всех случаев правонарушений и сообщение о них по команде (ст. 91,153, 308 и др. Устава внутренней службы).

2. Немедленное пресечение каждого замеченного правонарушения с оказанием адекватного ему правового воздействия на виновных (ст.6 Дисциплинарного устава)

3. Использование командованием уголовно-правовых мер по выявлению, пресечению, расследованию и привлечению к ответственности лиц, совершивших преступления.

Одной из важных задач действия Уголовного кодекса РФ является предупреждение преступлений, включающее недопущение рецидива со стороны лица, ранее привлекавшегося к уголовной ответственности, а также предупреждение совершения преступлений другими гражданами (ч.1 ст.2 УК). Деятельность командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации (утверждена Главным военным прокурором 1 августа 1994 г. Введена в действие приказом министра обороны Российской Федерации N 275-1994 г.).

4. Своевременное выявление и устранение причин и условий, порождающих правонарушения (ст.6 Дисциплинарного устава).

5. Создание в воинских подразделениях нетерпимого отношения к нарушениям воинской дисциплины (ст. 6 Дисциплинарного устава).

6. Военное законодательство (ст.36 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе, ст.7 Устава внутренней службы) рассматривает военнослужащего, совершающего предусмотренные уголовным законом общественно-опасные деяния, а также добровольно приведшего себя в состояние наркотического опьянения не исполняющим обязанности военной службы, что при определенных обстоятельствах является основанием для не применения в отношении него ряда льгот, преимуществ и т.п. Данные нормы законодательства выполняют в отношении военнослужащих воспитательно-стимулирующую функцию, демонстрируя преимущества правопослушного поведения перед противоправным.

Основные направления профилактической работы в войсках предусматривают реализацию следующих основных положений:

Реализация всех предусмотренных законодательными актами прав, свобод, льгот в отношении каждого военнослужащего. Разумеется, это условие напрямую зависит от степени обеспеченности Вооруженных Сил со стороны государства всем необходимым по линии бюджета и т.п.;

Максимальное устранение либо нейтрализация негативных психологических факторов военной службы (преодоление "отчуждения" военнослужащего, прежде всего "новобранцев" от воинского коллектива, позитивных традиций и духа военной службы и др.). Эта работа также проводится в рамках виктимологической профилактики преступлений, т.е. в процессе морально-психологической, физической подготовки тех военнослужащих, которые являются потенциальными жертвами преступлений, прежде всего - нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими);

Неуклонная работа по повышению уровня правового воспитания военнослужащих всех категорий;

Осуществление жесткого социального контроля за военнослужащими, допускающими антиобщественное поведение либо состоящими в "группах риска";

Последовательное проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания за совершение правонарушения.

Согласно ст.76 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, на командиров (начальников) всех уровней возложена обязанность постоянно поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава.

Решительный успех в предупреждении правонарушений, и прежде всего преступности, в войсках возможен при осуществлении комплексного (с участием командования, органов военной юстиции, армейской общественности, каждого военнослужащего) воздействия на преступность и причины, ее порождающие в рамках общегосударственной стратегии борьбы с этим антиобщественным явлением.

Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 803 | Нарушение авторских прав


| | | 4 | | | | | | | |

Применительно к преступности военнослужащих теория предупреждения обладает определенными особенностями, поскольку:

  • 1) личность преступника-военнослужащего существенно отличается от личности обычного преступника;
  • 2) механизм преступного поведения военнослужащих в связи с особыми функциональными задачами, стоящими перед ними, а также обладанием оружия, специфичен;
  • 3) потребностно-мотивационная сфера военнослужащих необычна и направлена в первую очередь на удовлетворение простейших желаний;
  • 4) военнослужащие вынуждены в течение длительного времени находиться в однополой социальной группе.

Профилактика преступности военнослужащих должна реализовываться в рамках реформирования вооруженных сил страны. В частности, нужно в полной мере использовать такие факторы, как резкое повышение технического оснащения армии, т.е. приход в нее технически грамотных специалистов, что означает рост числа образованных и культурных людей в войсках. Они максимально должны использоваться в качестве антикриминогенного фактора, в том числе путем создания вокруг себя соответствующей духовно-нравственной атмосферы.

Необходимо всемерно укреплять сержантский контингент и повышать уровень его культуры. Помимо чисто оборонных задач сержанты обязаны обеспечивать надлежащую дисциплину. Сержанты должны иметь достаточное денежное содержание и специальную подготовку. Возглавлять сержантский корпус страны обязан человек, освобожденный от выполнения других задач.

Кроме того, нужно следующее.

  • 1. Повысить призывной возраст до 21 года. Существующий довольно низкий призывной возраст порождает массу проблем. Например, от имени государства молодому человеку вручается оружие и отдаются приказы о выполнении боевых задач, связанных в последнее время с участием в вооруженных конфликтах, т.е. с применением боевого оружия. При этом никто серьезно не задумывается о социальных и психологических проблемах, с которыми в дальнейшем может столкнуться молодой человек. Кстати, во многих странах мира призывной возраст равен 20-21 годам (Турция, Швейцария).
  • 2. Постепенно перевести весь рядовой состав военнослужащих на контрактную - платную - основу. Поведение человека, который бесплатно служит, существенно отличается от поведения того, кто работает за деньги, которые позволяют ему содержать себя, и если она есть, семью, помогать близким.
  • 3. Кардинально улучшить социально-бытовые условия военной службы и предоставить возможность военнослужащим удовлетворять свои потребности законными средствами. Увеличить мероприятия, связанные с положительными эмоциями военнослужащих: культурно-массовые и спортивные, приглашение родственников и т.п.
  • 4. Развить институт офицеров-воспитателей, чтобы военнослужащим, особенно в первые месяцы их службы, было к кому обратиться в трудную минуту. Работа офицеров-воспитателей должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личного дела призывника. Немалую помощь им могут оказать священнослужители.
  • 5. Принципиально изменить отношения высших должностных лиц вооруженных сил вообще и офицеров в частности к фактам коррупции и хищениям воинского имущества, немедленно уволить из рядов вооруженных сил офицеров, замеченных в злоупотреблениях такого рода, или предать их суду.
  • 6. Улучшить работу органов военной юстиции, и прежде всего работу военных дознавателей, необходима военная полиция. Об этом следует принять законодательный акт. Задачи полиции должны быть близки к функциям обычной полиции, но в условиях вооруженных сил. Военный полицейский должен: а) иметь специальное образование; б) обладать навыками оперативной работы; в) быть выведенным за штат воинской части и из подчинения командира; г) действовать в строгом соответствии с направлением деятельности военной прокуратуры.
  • 7. Сделать дифференцированной ответственность военнослужащих, т.е. зависящей от общественной опасности содеянного должна наступать дисциплинарная или уголовная ответственность.

Службу в вооруженных силах следует поощрять. Изменить существующий порядок можно, следуя некоторым направлениям: а) военнослужащие должны получать существенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения; б) рекламировать необходимо не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет получить и которые ценятся работодателями; в) следует широко оповещать о возможных вариантах службы, в том числе за границей, например в составе Вооруженных сил ООН или на территориях зарубежных российских военных баз; г) необходимо твердо соблюдать порядок направления военнослужащих в "горячие точки" только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, и с письменного согласия родителей.

Должна быть продумана частичная легализация неформальной структуры "дедовщины", хотя она сейчас и ослаблена. Представляется, что, поскольку полностью уничтожить "дедовщину" в настоящее время невозможно, необходимо искать какие-либо варианты смягчения негативных последствий от ее проявления. Один из таких вариантов видится в легализации посвящения новобранца в солдаты. Можно также было бы продумать, каким образом формализовать традиционные солдатские праздники: 100 дней до приказа об увольнении, "дембель", наконец, проводы военнослужащего из части. Примером частичной легализации неформальных взаимоотношений между молодыми и старослужащими солдатами могут служить правила, установленные в одном из самых престижных учебных заведений США - Военном университете в Вест-Пойнте, который был создан в 1802 г. указом президента Томаса Джефферсона. По традиции курсанты первого года обучения выполняют всю грязную работу. В присутствии старших курсантов молодые должны молчать. За нарушение этих традиций возможно наложение наказания в виде часового выхаживания по плацу с винтовкой.

Необходимо правовое обеспечение военной реформы. Поскольку военная служба - это особый вид государственной службы, она должна всесторонне обеспечиваться нормативным регулированием. Среди необходимых законов, которые следовало бы разработать и принять, можно назвать федеральные законы о военном бюджете, об альтернативной гражданской службе, о военно-юридическом аудите и др.

Похожие публикации