Бланк акта определения расхода топлива газели. Акт контрольных замеров расхода топлива

Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей применяется для контроля за использованием ГСМ водителями. Каждое предприятие устанавливает своей учетной политикой правила и сроки выполнения контрольных функций. Данная норма особо важная для организации порядка и достоверности в учете ГСМ. Проверка наличия топлива производится комиссией, которая назначается руководителем и состоит из начальников подразделений, бухгалтерии, а также технических работников. Снятие остатков производится ежемесячно. По данным акта составляется ведомость, где устанавливается результат использования ГСМ за месяц. Данный акт оформляется в одном экземпляре и заполняется вручную или средствами компьютерной техники. При занесении сведений необходимо указать дату, на которую документ составляется, состав комиссии.

Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей

Необходимая информация, фиксирующаяся в акте:

  • марка транспортного средства, его номер, а так же пробег;
  • наименование маршрута;
  • номер мерного бачка, из которого производилось питание топлива;
  • литраж топлива, которое находилось в бачке на начало контрольного замера;
  • литраж топлива, которое находилось в бачке на конец контрольного замера;
  • показатель счетчика спидометра на начало и конец замера;
  • расход топлива в литрах;
  • итоговый показатель расхода топлива на 100 км пробега транспортного средства, выявленный в ходе контрольного замера.

Таким образом, акт контрольного замера нормы расхода топлива является утвержденным документом, содержащим нормы расхода ГСМ, которые являются предельными.

Акт контрольного замера расхода топлива

В конце документа должны стоять подписи всех членов комиссии.Если член комиссии не согласен с какой-либо информацией, содержащейся в акте, то он выражает его после постановки подписи, припиской в конце. Что происходит после заполнения, с каким нормами сверять Когда акт полностью оформлен, он утверждается отдельным приказом руководителя компании.

Внимание

Для каждого автомобильного и любого иного вида транспорта существуют общепринятые нормы расхода топлива. Все они приведены в Распоряжении Минтранса АМ-23-р от 14 марта 2008 года.


Важно

Сто смк форма документа «акт замера остатков топлива в баках»

Также знание этих цифр позволяет более рационально расходовать ресурсы организации, не допускать перерасхода. Если компании начисляется налог на прибыль, то расчет расхода топлива будет важной вехой в обосновании компенсации с этого налога.
В логистических организациях рекомендуется проводить замер всех вновь поступивших в ее ведение автомобилей, особенно если транспортное средство уже имеет пробег. Кем заполняется Для того чтобы организовать замер и оформить документ должным образом, нужно сформировать комиссию.
В нее должны входить не менее трех не заинтересованных в исходе дела лиц. Это может быть экономист, директор, бухгалтер, водитель, секретарь и пр.


Помимо этого, желательно подтверждение их квалификации. Инженерное, экономическое образование – важный фактор, который придает дополнительную юридическую значимость документу.

Акт контрольного замера: обосновываем расход топлива (юрьева ю.в.)

KE╠щ-aЕ┴2iТ3Ь»x├b*ЗИ╗’аТ╪TД─╡Aц92*╫B┘╙s*б╙Ф╘:T■*√шW:©╫p∙;2┐S~ъ▀╬]+°÷CqTЯ,Iи÷Ё╡╞;┌ыJyVvlwЕM│мaБ╪*lRrTvDTЁыY╤(┴╙╗╙)елЙt┐Hэ]Q)█╕╓Ч╝{jRt:К*iHФ╛ ГПzфn┴ы{(у6мЪ!%X▄1Ъ?l╓Ччи[ф^÷’┤ЫHEЭЪ?ZЗЬB.ХХщЛЪр╥Y°’*┐╒ЬЗО9 eЬ·┘╙MЧ/Щ_┼СЧЕ≈uбЯ*r-Ф═гхhЪ©ШQyщ 1Нz║P(ш!щеЪ▐2BЦ1b╓─Сc┐Уn┬uс!Ф]КЪшЩ*Ф═8аg(┤┌╙Ьg?C≥вз┘┤QБУ╬#(┤K≥ъ║dАc(QX├▓oшИ:■’HG┌©ёhН}\pLСОфЭМ┤⌡+≈R{P»▄щ@╫G╟ U#╘FИЦe+ДSEpLа\T»AЯЭЁЯхбСГ~П7 ТoC:б┤Ёх▐-zПВdн┤╜тUа4CЁ©a≥П{АВLс% Т/Аcq5$Fи_╔р7╓o└╪Ч╞A╤бgаЗ≥|╖ЭgЫо┼╔U aУУП%°╬9Hт│RP%H░ J├#аНВP|+┐╦_/ д░_м-≥оc╔`·═PtВx·BNТьx^}осH▀┘Цy!8╗▒╗-AKя*d╖м╞зА╫ft3ъ╨Х╣ЖуЭ╞,√C▐∙пw%т.CkЫжvh_ uк ╢═┘(jщполЪz│{[‘ТhIЕёY╖A╗└⌠yЪш├⌡═├s)ZЩ ▀-h1Д√ЯёTб⌡┼ЫъЯЭъOФ╒╘0~ Ч⌡gj`╢∙0╩╔ЭймЦOЪ7O▌kBЧKэoзЧУ⌠?╨,B∙т╢°╨ У@<@-I Р,ДYхЁ░╞└|%Д+╘┘╛XN⌠┘&д| уLу╒pd╒ фс╧TМ`╦I,ВR╣Xd:у.┬С RДэ0░jBЫ*F┬Цнx╝ Б9┬≤я/5}=i*· 0░f▓ГGR∙{│─xБ┬#?┌Ь дDЫ°\Da0²(йX1QфFcй╖Т■┼/К╗P╣P2U▌╖┼ЯTL┴u`h║И45⌡|┼╡║Ь Ыt ш╢ъ▀в0╕ЩЫ╪П6pSK╤Юк)≈ (Мl/NL╕Ы■Cфs╢лД9Йе╖ы░2МЙё╘Б и≈Цr │R°9-yjдП.HYкGБ╨ъ{т.

Акт контрольного замера топлива

В состав последней входит:

  • базовые нормы расхода ГСМ для конкретной модели и марки, они берутся из текста бумаги и неизменяемы;
  • значение пробега автомобиля, регистрируемое на начала проведения замера;
  • поправочный коэффициент – этот параметр подбирается индивидуально, он учитывает состояние дорог, условия эксплуатации типа времени года и высотой поверхности над уровнем моря и некоторые другие поддающееся измерению характеристики пр.

Важно! Методические рекомендации – это не панацея. Невозможно учесть абсолютно все, что происходит с транспортным средством, и все условия, влияющие на качество и количество топлива (чаще всего-бензина).
Каждая организация вправе установить собственные нормы расхода, исходя из конкретной ситуации, при которой топливо расходуется. Но нельзя делать это безосновательно.

ООО «Транспортный консалтинг» предлагает вам готовый шаблон акта контрольного замера расхода топлива . В конце статьи есть возможность его посмотреть и скачать. Для полного понимания применимости этого документа настоятельно рекомендуем вам прочитать статью полностью.

Если вы решили списывать топливо не по акту замера, а по базовым и эксплуатационным нормам, то для обоснованного списания топлива, мы рассчитаем вам базовые нормы по методике НИИАТ. У нас есть лицензионное соглашение. Срок исполнения до 10 дней.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН АКТ КОНТРОЛЬНОГО ЗАМЕРА РАСХОДА ТОПЛИВА

Г лавная цель, которую ставит себе организация при эксплуатации транспорта, это списание топлива на нужды организации. Основная задача — обосновать затраты на топливо перед надзорными органами. Одним из способов обоснования является проведение контрольного замера расхода топлива с последующим оформлением результатов в виде акта. Правильное проведение самой процедуры замера и грамотное оформление результатов будет являться основанием для обоснованного списания топлива. Сразу отметим что не во всех случаях. Не стоит рассматривать этот акт как универсальный документ для списания топлива на все время эксплуатации. Он ничего общего с методикой определения базовых норм не имеет. Об этом чуть ниже.

КАК ОФОРМИТЬ ЗАМЕР РАСХОДА ТОПЛИВА

З амер расхода топлива проводится и оформляется соответствующей комиссией. Для того, чтобы комиссия имела официальный статус необходимо составить Приказ по организации и подписать его руководителем. В этом приказе назначается комиссия из трех человек, которая при очередной необходимости будет проводить замер расхода топлива на очередной автомобиль. Также в этом приказе указывается, что результаты оформляются в виде акта. Форма акта обозначается в приказе в виде Приложения к приказу. Теперь конкретная комиссия имеет право (статус) провести на конкретный автомобиль и конкретный маршрут замер расхода топлива и результаты оформить в виде акта контрольного замера топлива по утвержденному образцу.

В АКТЕ КОНТРОЛЬНОГО ЗАМЕРА РАСХОДА ТОПЛИВА УКАЗЫВАЕТСЯ:

  • Состав комиссии (как правило 3 человека);
  • Марка и государственный номер автомобиля;
  • Конкретный маршрут (название улиц и номеров домов);
  • Показания бензина в баке на начало и конец замера расхода топлива в литрах;
  • Пройденное итоговое расстояние в километрах;
  • Количество израсходованного топлива в литрах;
  • Показания спидометра на начало и конец замера в километрах;
  • Итоговый пробег за время замера в километрах;
  • Рассчитанный итоговый расход в литрах на 100 километров;
  • Подписи членов комиссии;

КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ АКТ КОНТРОЛЬНОГО ЗАМЕРА РАСХОДА ТОПЛИВА

А теперь о самом главном. Это очень важный момент! Результаты контрольного замера расхода топлива могут использоваться только на конкретный маршрут, именно на тот маршрут который указан в акте.
Главная ошибка состоит в том, что очень многие используют полученный расход за базовую норму и начинают применять к ней повышающие коэффициенты (город, кондиционер, зима и т.д.). Это не верно. Потому что результат контрольного замера расхода топлива это конкретный и конечный результат полученный экспериментальным путем. А расчет базовой нормы и итоговой эксплуатационной, полученной с помощью применения поправочных коэффициентов, производится только расчетным путем.
Экспериментальный метод и расчетный метод это абсолютно две разные методики и комбинировать их по своему усмотрению не корректно. Поэтому если вы решили использовать акт контрольного замера расхода топлива , полученного экспериментальным путем, для обоснованного списания топлива, то на каждые условия эксплуатации должен быть проведен соответствующий замер (работа кондиционера, отопителя, зима, лето, горные условия и т.д.) и на каждый маршрут (город, пригородная зона, трасса и т.д.). Поэтому этот метод удобен для маршрутных автобусов.
Методические рекомендации АМ-23р Минтранса удобны тем, что они позволяют работать с любыми условиями эксплуатации с помощью поправочных коэффициентов. Берете базовую норму, применяете соответствующие надбавки, получаете эксплуатационные нормы и обоснованно списываете расход топлива. Вопрос только в том, где же взять базовые нормы, если их нет в Методических рекомендациях АМ-23Р. Ответ прост, нужно заказать расчет базовых норм расхода топлива у нас.

Мы рассчитываем базовые нормы точно так же как и НИИАТ, по той же самой методике определения базовых норм расхода топлива, по той же самой программе МВК. Только намного быстрее и подход намного гибче: мы не просто даем вам «сухую» норму, а обязательно с вами согласовываем все расчеты и при необходимости их корректируем.

Утверждаю

РУКОВОДИТЕЛЬ

____________________________

«___» _______________ 2009г.

Акт контрольного замера

нормы расходного топлива _________________ (вид топлива)

для автомашины _________________ (марка)
Комиссия в составе:

(фамилия, имя, отчество, должность; не менее трех человек,

___________________________________________________________________________

один из них - водитель)

составила настоящий акт о том, что ею «___» ______________ 2008г.

произведен контрольный замер расхода топлива на автомобиль _______________ (марка), государственный номер ____________ пробегом на расстояние __________ по маршруту__________________________________________________________________


В ходе замера установлено:

на начало контрольного замера в баке было _________________________________

(цифрами и прописью)

литров бензина марки ________________________

на конец контрольного замера в баке осталось ______________________________

__________________________________________________________________________.

(цифрами и прописью) литров бензина марки

Дозаправки и сливания топлива в ходе замера не производились.

Итого расход бензина за время замера составил _____________________________

(цифрами и прописью) литров
Показания спидометра:

на начало замера _________________________________ (цифрами и прописью) км,

на конец замера __________________________________ (цифрами и прописью) км.

Итого пробег во время замера составил ____________________________________.

(цифрами и прописью) км

В результате контрольного замера определен расход (при нормальных условиях)

топлива на 1 км пробега ___________________________________________________

(цифрами и прописью)

и на 100 км пробега ______________________________ (цифрами и прописью) км.
Дата, подписи представителей комиссии, расшифровки подписей.

НА БЛАНКЕ ОБЩЕСТВА

ПРИКАЗ


ДАТА


г. _____________________

О проведении контрольных замеров расхода топлива

В связи с тем, что методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные и введенные в действие распоряжением N АМ-23-р Министерства транспорта Российской Федерации 14 марта 2008 г., не содержат норм списания ГСМ для следующей модели автомобиля _____________________, мощность двигателя __________л.с. (______ кВт), рабочий объем двигателя ________, в целях определения фактической величины расходования топлива на 100 км пути
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести контрольные замеры количества топлива, находящегося в баке автомобиля, и показаний счетчика пробега по данному автомобилю.
2. Создать комиссию для проведения замеров в составе:

1) ____________________________;

2) ____________________________;

3) ____________________________;

4) ____________________________ - водитель.

3. Результаты контрольных замеров оформить актом.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на __________________________________.


РУКОВОДИТЕЛЬ

ФИО

НА БЛАНКЕ ОБЩЕСТВА

ПРИКАЗ


ДАТА


г. _________________

О нормах расхода топлива и ГСМ

В связи с приобретением нового автотранспорта для определения затрат на его содержание и в целях подтверждения экономической обоснованности списания ГСМ для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. На основании акта контрольного замера расхода топлива от ДАТА АКТА установить следующие нормы расхода топлива для автомобиля АВТОМОБИЛЬ государственный регистрационный знак ______________:

Л/100 км - летняя норма расхода топлива;

Л/100 км - зимняя норма расхода топлива.
2. Нормы расхода топлива и ГСМ, установленные настоящим приказом, применять с даты ввода в эксплуатацию указанных транспортных средств.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на ___________________________.


РУКОВОДИТЕЛЬ

ФИО

Расчет норм экспериментальным способом проводится по следующему алгоритму.

1. Издается приказ руководителя об определении фактической величины расходования топлива на 100 км пути.

2. Перед выездом каждого автомобиля ответственным лицом проводятся контрольные замеры количества топлива, находящегося в баке автомобиля, а также снимаются показания счетчика пробега.

3. В течение срока, определенного в приказе, в установленном законодательством порядке заполняются путевые листы, в которых указываются все необходимые реквизиты, в том числе пробег за день.

4. По истечении установленного приказом срока проводятся контрольные замеры количества топлива в баке и снимаются показания счетчика пробега.

5. Определяется пробег автомобиля за период исходя из показаний счетчика пробега.

6. Определяется расход топлива за период:

Количество заправленного в бак топлива + Остаток на начало дня (дня, установленного в приказе) - Остаток на конец дня (дня, установленного в приказе).

7. Определяется расход топлива на 100 км пути по формуле:

Расход топлива за период: Пробег автомобиля за период x 100 км.

8. Результаты расчетов оформляются актом.

9. Разработанная норма расхода топлива, как и корректирующие коэффициенты, утверждаются приказом руководителя организации.

Организации могут иметь в своем распоряжении автомобили. Они так же являются имуществом организации и подлежат внесению в учетную документацию. Так же учету подлежит весь расходный материал, применяемый для обслуживания автомобилей.

Для того чтобы знать расход топлива и расхождение показателя с расчетными данными используются порядок контрольного замера нормы использованного топлива, после чего оформляется акт контрольного замера расхода топлива. Процесс составления акта содержит некоторые свои нюансы, которые мы и рассмотрим.

Субъекты, составляющие данный документ

Есть определенный круг лиц, на которых организацией возложена обязанность по осуществлению замеров израсходованного топлива и составления акта контрольного замера топлива. Все эти лица являются специалистами в своей области. Из них создается комиссия.

В состав ее входят следующие работники

    инженер (механик) по автомобильным средствам организации;

    водитель, за которым закреплен проверяемый автомобиль;

    экономист отдела по учету затрат на содержание транспортных средств.

Содержание акта контрольного замера топлива

Во-первых, следует отметить, что акт должен оформляться на каждую машину в индивидуальном порядке.

Во-вторых, акт по своей форме относиться к произвольной документации, то есть имеет свободный формат, но в обязательном порядке в нем нужно зафиксировать следующую информацию

    Тип автомобиля

    Марка

    Регистрационный номер

    Общий пробег;

    Маршрута;

    Объем топливного бака;

    Объем топлива на начало исследования

    Объем топлива по завершению исследования;

    Показания спидометра на начало исследования

    Показания спидометра по завершению исследования;

    Фактический топливный расход;

    Расчет конечного показателя топливных затрат на сто километров пробега автомобиля.

В-третьих, в акте нужно отразить дату проведения исследования и участвующих в данном процессе лиц. В конце полученные и зафиксированные в акте результаты подкрепляются подписями этих лиц.

Когда необходимо делать контроль замера топлива

Выделяют две ситуации, когда организация осуществляет данную процедуру.

Первая ситуация: при поступлении нового транспортного средства, на котором отсутствуют сведения начальной или транспортной нормы. В этом случае владелец авто самостоятельно или через компанию-посредника формирует свою норму расхода. При использовании машины может быть такое, что установленной нормы не хватает, тогда и осуществляется замер топлива.

Вторая ситуация: владелец транспортного средства, руководствуясь базовым нормам и коэффициентам коррекции, сформировал норму расхода топлива, которая дает возможность сформировать расход топлива, используя только две переменных: показателя эксплуатационной нормы и показатель пробега авто. Чтобы убедиться в правильности проведенных расчетов осуществляется контрольный замер.

Когда расход топлива переваливает за установленную предельную норму, то берется объяснение по данному поводу с человека, эксплуатирующего автомобиль. Объяснительная пишется на имя директора организации

Ниже расположен типовой образец и бланк акта контрольного замера расхода топлива, вариант которого можно скачать бесплатно.

Все члены комиссии в конце замеров ставят свои подписи в акте. Составные части и заполнение В правом верхнем углу обычно размещается резолюция руководителя учреждения. Утверждение происходит после проведения основных работ по замеру топлива. Далее он заносится в реестр. Ниже, посередине строки, располагается наименование документа, вид топлива и марка машины, на которой проводятся испытания. Потом следует заполнить информацию о составе комиссии. В нее в обязательном порядке должен входить водитель, а также минимум два незаинтересованных лица. Допускается пригласить сотрудников организации, руководителя (так чаще всего и поступают). Важно! Данные должны быть точными и информативными. На каждого члена комиссии прописываются полное ФИО и занимаемая должность. Потом идет описание процесса составления.

Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей

Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей применяется для контроля за использованием ГСМ водителями. Каждое предприятие устанавливает своей учетной политикой правила и сроки выполнения контрольных функций.

Данная норма особо важная для организации порядка и достоверности в учете ГСМ. Проверка наличия топлива производится комиссией, которая назначается руководителем и состоит из начальников подразделений, бухгалтерии, а также технических работников.

Снятие остатков производится ежемесячно. По данным акта составляется ведомость, где устанавливается результат использования ГСМ за месяц. Данный акт оформляется в одном экземпляре и заполняется вручную или средствами компьютерной техники.


При занесении сведений необходимо указать дату, на которую документ составляется, состав комиссии.

Акт контрольного замера расхода топлива

Внимание

В случая значительного перерасхода требуется написание объяснительной от водителя с указанием возможных причин превышения норм. В состав комиссии, проводящей замеры расхода топлива, должен быть включен водитель этого транспортного средства, экономист, проводивший расчет расхода ГСМ и механик.

Бланк акта должен включать определенные реквизиты, в частности необходимо указать марку транспортного средства, в отношении которого проводились контрольные замеры, прописать его номер. Обязательно прописывается состав комиссии, указывается номер и дата приказа, которая назначила этот состав.
Далее заполняются сведения о том, какой вид топлива используется в ТС, условия проведения замеров, период проведения замеров, результаты замеров.

Акт контрольного замера: обосновываем расход топлива (юрьева ю.в.)

Также обязательно прописывается в документе:

  • сколько было топлива внутри транспортного средства на начало процесса, какого типа и марки оно было;
  • сколько осталось в баке бензина (или другого ГСМ) на окончание процесса замера;
  • была ли осуществлена дозаправка или сливание топлива (если нет – указать этот момент в документе);
  • итоговые затраты ГСМ в литрах или другой единице измерения;
  • детализация начальных и конечных показателей спидометра (в километрах);
  • сколько км составил пробег в течение всего замера;
  • указывается расход, высчитываемый путем деления количества горючего на километры, – рассчитывается также общий расход на 100 км.

Важный нюанс! Все числовые данные в бумаге прописываются как цифрами, так и прописью.

Акт контрольного замера топлива

Инфо

В состав последней входит:

  • базовые нормы расхода ГСМ для конкретной модели и марки, они берутся из текста бумаги и неизменяемы;
  • значение пробега автомобиля, регистрируемое на начала проведения замера;
  • поправочный коэффициент – этот параметр подбирается индивидуально, он учитывает состояние дорог, условия эксплуатации типа времени года и высотой поверхности над уровнем моря и некоторые другие поддающееся измерению характеристики пр.

Каждая организация вправе установить собственные нормы расхода, исходя из конкретной ситуации, при которой топливо расходуется. Но нельзя делать это безосновательно.

Сто смк форма документа «акт замера остатков топлива в баках»

Акт контрольного замера расхода топлива составляется в случае необходимости точного отражения количества ГСМ, которое тратится конкретной машиной в реальных условиях. ФАЙЛЫСкачать пустой бланк акта контрольного замера расхода топлива.docСкачать образец акта контрольного замера расхода топлива.doc Для чего существует Если на балансе организации числится легковой или грузовой автомобиль, использующий какой-либо вид топлива, то для оптимизации деятельности компании руководитель и другие ответственные лица должны быть в курсе, сколько тратится ГСМ на километр пробега.

В противном случае создаются благоприятные условия для мошеннических действий нанятых водителей. Этот акт – отправная точка или проверка на честность работника.
В любом случае такой замер – гарантия честной работы, со знанием реальных цифр о затратах.

Акт контрольного замера расхода топлива образец бланк

Для транспортных средств, которые предприятие имеет в своем распоряжении, рассчитывают нормы потребления топлива. Чтобы учитывать расход ГСМ, проводится контрольный замер.
По результатам мероприятия готовится акт. Цель подобных мероприятий – обосновать затраты на ГСМ и списать их на нужды организации. Однако акт контрольного замера требует грамотного заполнения, для него предусмотрен соответствующий бланк. Скачать бланк акта можно внизу статьи. Содержание

  • 1 Кто определяет норматив
  • 2 Что указывают в тексте документа
  • 3 В каких случаях проводят контрольный замер

Кто определяет норматив Проведение контрольного замера поручается уполномоченной комиссии. Для ее создания руководитель:

  • выбирает трех сотрудников, которые и составят комиссию;
  • готовит и подписывает приказ.

Важно! В состав комиссии назначаются только специалисты.

Бланкер.ру

В их число входят водитель проверяемого транспортного средства, инженер и экономист, отвечающий за учет затрат на обслуживание автомобилей организации. В тексте приказа оговаривается, что уполномоченные сотрудники проводят тест и собирают полученные данные в виде акта.

Образец формы для заполнения прилагается к документу. После подписания приказа комиссия может приступать к замеру для определенного транспортного средства на одном из маршрутов.

Необходимо сверить данные, внесенные в бланк, с реальными показателями. По завершении контрольного теста полученные сведения вписываются в акт.
Показанный в эксплуатационном режиме норматив утверждается приказом руководителя организации и становится предельным. Потребление ГСМ меняется в зависимости от внешних условий.
Впоследствии установленная норма может быть скорректирована при помощи поправочных коэффициентов. Примеры таких показателей – дорожно-транспортные, климатические коэффициенты. Сведения об их применении указывают в смете, в разделе затрат на приобретение ГСМ.

Похожие публикации