Организация системы информации об опасности (СИО). Информационная карточка системы информации об опасности нового образца Когда и где применяется

КЛАСС 5 — окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв; подкласс 5.1 — окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня; подкласс 5.2 — органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.

Аварийная карточка системы информации об опасности (сио)

Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые;32. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23 град. C до 61 град. C;33. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие;34.
Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие;35. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 град. C;36. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24 град.
C до 61 град. C;37. Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.

Аварийная карточка системы информации об опасности

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 град. C до плюс 23 град. C ядовитые, едкие и (или) коррозионные;10. Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;11.

Легковоспламеняющиеся твердые вещества саморазлагающиеся при температуре не более 50 град. C с опасностью разрыва упаковки;12. Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые;13. Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;14.
Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;15. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, самовозгорающиеся и ядовитые;16. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные;17.
Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;18. Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50 град. C;19.

Опасный груз

Черным цветом наносятся цифры 1.5 Оранжевый 4 Баллон с газом Зеленый 5 Пламя Красный 6 Пламя Красные и белые чередующиеся полосы 7 Пламя Верхняя половина — белая, нижняя — красная 8 Пламя Синий 9 Пламя на круге Желтый 10 Череп и кости Белый 11 Пшеничный колос, перечеркнутый двумя черными полосами Белый 12 Три черных серповидных знака, наложенных на круг Белый 13 Трилистник (одна красная полоса в нижнем треугольнике) Белый 14 Трилистник (две красные полосы в нижнем треугольнике) Верхняя половина — желтая, нижняя — белая 15 Трилистник (три красные полосы в нижнем треугольнике) Верхняя половина — желтая, нижняя — белая 16 Кислота, вытекающая из двух пробирок и разъедающая руку и металл Верхняя половина — белая, нижняя — черная 17 Символ не наносится Чередующиеся черные и белые полосы ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ И МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИНАНОСИМЫЕ НА УПАКОВКУ ОПАСНОГО ГРУЗА Приложение 7.8 1.

Югорский учебный центр

АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПАСНОСТИ T T T ¬ ¦Наименование груза¦Класс¦Код¦No. по¦ ¦¦опасного¦ экстренных ¦списку¦ ¦¦груза¦мер¦ООН¦ + + + + + ¦Синонимы¦¦¦¦ + + + + + ¦Физические свойства¦Знаки опасности¦ + +¦ ¦Температура кипения,¦¦ ¦град. C¦¦ + +¦ ¦Температура плавления,¦¦ ¦град. C¦¦ + +¦ ¦Летучесть (упругость пара) ¦¦ + +¦ ¦Плотность паро⦦ ¦(по воздуху)¦¦ + +¦ ¦Плотность (по воде)¦¦ + +¦ ¦Растворимость в вод妦 L + Пожаро- и взрывоопасность T T T ¬ ¦Температура¦ Температура¦Область¦Пределы¦ ¦вспышки¦само-¦воспламенения¦воспламенения,¦ ¦(воспламенения),¦воспламенения,¦паров¦град. C¦ ¦град. C¦град.

Информационная карточка

Примечание: Взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества. КЛАСС 2 — газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:- абсолютное давление паров при температуре 50 град. C равно или выше 3 кгс/кв. см (300 кПа);- критическая температура ниже 50 град.
C. По физическому состоянию газы делятся на:- сжатые, критическая температура которых ниже -10 град. C;- сжиженные, критическая температура которых равна или выше -10 град. C, но ниже 70 град. C;- сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70 град.

При перевозке транспортом любого опасного груза первым делом нужно оформить документ строго установленного образца. Им является аварийная карточка. Информация, заключенная в ней, поможет в непредвиденной ситуации спасательно-аварийным службам как можно быстрее устранить последствия ЧП. О содержании, форме и особенностях этого документа мы и поговорим в данном материале.

Роль документа Аварийная карточка на опасный груз содержит в себе данные о потенциальной его опасности, способах предупреждения аварии и правила, которых важно придерживаться при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Таким образом, документ фиксирует все, что нужно знать об отдельном опасном веществе в составе груза или сочетании особо вредных для окружающей среды элементов. Ответственность за данный документ лежит на экспедиторе (шофере).

Внимание

Манипуляционные знаки в зависимости от длины и ширины грузового места (упаковки) имеют размеры:

  • 75 x 105 мм — при длине и ширине грузового места до 1 м включительно;
  • 108 x 148 мм — при длине и ширине грузового места 1 м; допускается применение размера:
  • 148 x 210 мм — при длине и ширине грузового места свыше 1,5 м.

2. Знаки и надписи должны быть черного цвета на светлых поверхностях и белого или светло — желтого на черных и темных. 3. Образцы манипуляционных знаков (ГОСТ 14192-77) и их описание: Образцыманипуляционных знаков Описание манипуляционных знаков Знак «а» имеет значение «Хрупкое, осторожно».


Знак наносят на тару с бьющимися, хрупкими, ломкими, прецизионными и другими реагирующими на сотрясение грузами. Знак «б» имеет значение «Крюками непосредственно не брать».

Информационная карточка перевозка опасных грузов нового образца скачать

Порядок заполнения знаков опасности Класс и подкласс Рисунок Надпись, характеризующая опасность груза и номер класса, наносимая на знаки Класс 1Подкласс 1.1; 1.2; 1.3 Взрывается; 1 Класс 1Подкласс 1.4 Взрывается; 1 Класс 1Подкласс 1.5 Взрывается; 1 Класс 2Подкласс 2.1 Невоспламеняющийся газ; 2 Класс 2Подкласс 2.2 Ядовитый газ; 2 Класс 2Подкласс 2.3 Легковоспламеняющийся газ; 2 Класс 2Подкласс 2.4 Легковоспламеняющийся газ; 2 Класс 2Подкласс 2.4 Ядовитый газ; 2 Класс 3 Легковоспламеняющаяся жидкость; 3 Класс 4Подкласс 4.1 Воспламеняется; 4 Класс 4Подкласс 4.2 Самовозгорается; 4 Класс 4Подкласс 4.3 Загорается от воды; 4 Класс 5Подкласс 5.1 Окислитель; 5 Класс 5Подкласс 5.2 Органическая перекись; 5 Класс 6Подкласс 6.1 Яд; 6 Класс 6 <*Подкласс 6.1 Вредно; 6 Класс 6Подкласс 6.2 Инфекционное вещество; 6 Класс 7Категория упаковки I Радиоактивно…Содержимое…Активность…

Информационная карточка перевозка опасных грузов нового образца образец

Порядок заполнения знаков опасности Класс и подкласс Номер рисунка Надпись, характеризующая опасность груза и номер класса, наносимая на знаки 1 2 3 Класс 1Подкласс 1.1; 1.2; 1.3 Взрывается; 1 Класс 1Подкласс 1.4 Взрывается; 1 Класс 1Подкласс 1.5 Взрывается; 1 Класс 2Подкласс 2.1 Невоспламеняющийся газ; 2 Класс 2 Подкласс 2.2 Ядовитый газ; 2 Класс 2 Подкласс 2.3 Легковоспламеняющийся газ; 2 Класс 2 Подкласс 2.4 Легковоспламеняющийся газ; 2 Ядовитый газ; 2 Класс 3 Легковоспламеняющаяся жидкость; 3 Класс 4Подкласс 4.1 Воспламеняется; 4 Класс 4 Подкласс 4.2 Самовозгорается; 4 Класс 4 Подкласс 4.3 Загорается от воды; 4 Класс 5Подкласс 5.1 Окислитель; 5 Класс 5 Подкласс 5.2 Органическая перекись; 5 Класс 6Подкласс 6.1 Яд; 6 Класс 6 <*Подкласс 6.1 Вредно; 6 Класс 6Подкласс 6.2 Инфекционное вещество; 6 Класс 7Категория упаковки I Радиоактивно…Содержимое…Активность…

Система информации об опасности, принятая на автомобильном транспорте в Российской Федерации, установлена и подробно описана в Инструкции по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов от 1985 г.

Рис. 9. Информационная таблица транспортного средства:

1. Знак опасности по ГОСТ 19433-88;

2. Код.экстренных мер при пожаре или утечке;

Система информации об опасности на автомобильном транспорте в РФ в настоящее время состоит из:

1) информационной таблицы для обозначения транспортного средства;

2) аварийной карточки СИО для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП;

3) информационной карточки системы информации об опасности для расшифровки кодов экстренных мер (КЭМ), указанных на информационных таблицах.

В системе информации об опасности используются знаки опасности по ГОСТ 19433-88, наносимые как на тару в которую упакован опасный груз, так и на информационные таблицы, обозначающие транспортное средство, перевозящее опасный груз (указывается знак опасности наиболее опасного груза из нескольких, перевозимых вместе данным транспортным средством).

На информационной таблице, кроме знака опасности, наносится но мер вещества по списку ООН и код экстренных мер.

Пример заполнения информационной таблицы транспортного средства представлен на рис. 9

Информационные таблицы для обозначения транспортных средств должны изготавливаться с соблюдением следующих требований:

Общий фон белый;

Фон граф «КЭМ» и «№ ООН» - оранжевый;

Рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;

Наименование граф (КЭМ, N ООН) и надпись в знаке опасности выполняется белым цветом;

Рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака;

Толщина букв в графах «КЭМ» и «№ ООН» равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм;

Рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной равной 15 мм.

Знак опасности и N ООН указывают на принадлежность опасного груза к определенному классу (его правильное транспортное (международное наименование), и на вид опасности, который представляет данный груз (знаки опасности представлены в приложении 3).

Код экстренных мер позволяет (при наличии расшифровывающей его информационной карточки) наряду с аварийной карточкой системы информации об опасности, осуществить мероприятий по ликвидации последствий ДТП или другой аварийной ситуации.

Цифровые обозначения кода экстренных мер обозначают действия при пожаре и утечке, буквенные - экстренные меры при защите людей.

Размеры Информационной таблицы, ее окраска и установка на транспортном средстве (спереди на правой стороне бампера, сзади - на задней стенке кузова, не загораживая номерных знаков и световых приборов и не выходя за габариты транспортного средства) определяются Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов. Таблица устанавливается на транспортном средстве, перевозящем данный груз, и после выгрузки его и очистки тары снимается.

Информационной карточкой системы информации об опасности обеспечиваются органы внутренних дел, контролирующие перевозки опасных грузов.

В информационной карточке даны расшифровка цифровых и буквенных кодов:

1 - ВОДУ НЕ. ПРИМЕНЯТЬ! ПРИМЕНЯТЬ СУХИЕ. ОГНЕТУШАЩИЕ СРЕДСТВА!

2 - ПРИМЕНЯТЬ ВОДЯНЫЕ СТРУИ.

3 - ПРИМЕНЯТЬ РАСПЫЛЕННУЮ ВОДУ.

4 - ПРИМЕНЯТЬ ПЕНУ ИЛИ СОСТАВЫ НА ОСНОВЕ. ХЛАДОНОВ.

5 - ПРЕДОТВРАЩАТЬ ПОПАДАНИЕ. ВЕЩЕСТВ В СТОЧНЫЕ. ВОДЫ И ВОДОЕМЫ.

Д - НЕОБХОДИМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ЗАЩИТНЫЕ. ПЕРЧАТКИ.

П - НЕОБХОДИМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ЗАЩИТНЫЕ. ПЕРЧАТКИ ТОЛЬКО ПРИ ПОЖАРЕ.

К - НЕОБХОДИМЫ ПОЛНЫЙ ЗАЩИТНЫЙ КОМПЛЕКТ ОДЕЖДЫ И ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Э - НЕОБХОДИМА ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ

Аварийная карточка СИО при перевозке прилагается к путевому листу и находится у водителя или сопровождающего лица и реально обеспечивает принятие правильных экстренных мер при возникновении аварийной ситуации, а также возможность расследования причин аварии.

Аварийная карточка заполняется грузоотправителями и грузополучателями на основании условий безопасной перевозки, ГОСТов, ОСТов, технических условий изготовителей на конкретные опасные вещества и изделия.

Аварийная карточка включает в себя следующие положения:

Техническое наименование опасного вещества;

Другие наименование (синонимы);

Класс, и подкласс опасного вещества;

Код экстренных мер (КЭМ);

Присвоенный веществу номер по списку ООН;

Максимальная масса вещества брутто или масса одной упаковки и их максимальное количество, которые можно перевозить на одном транспортном средстве;

Ограниченное количество вещества брутто или количество упаковок на одном транспортном средстве, которые можно перевозить как неопасный груз;

Взрывоопасность вещества;

Пожароопасность вещества;

Опасности для живых организмов;

Индивидуальные средства защиты органов дыхания, глаз, кожи;

Меры первой помощи при вдыхании, при остановке дыхания, при попадании в глаза и на кожу, при проглатывании;

Действия в случае, повреждения тары (упаковки) и других возможных аварийных ситуаций;

Способы и средства обезвреживания;

Действия в случае дородно-транспортного происшествия;

Действия в случае поломки транспортного средства;

Организация, ответственная за перевозку;

Ответственное за перевозку лицо.

Аварийная карточка системы информации безопасности на автомобильном транспорте во многом похожа на железнодорожную, однако.ж/д правила приводят уже составленные карточки на все перевозимые ОГ, в то время как вышеприведенная форма заполняется каждый раз заново, каждым грузоотправителем.

Организация системы информации об опасности (СИО)

Организация системы информации об опасности (СИО) в соответствии с требованиями Общих правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом возлагается на перевозчика, выполняющего перевозки опасных грузов, и грузоотправителя (грузополучателя).

Практические мероприятия в рамках СИО осуществляются перевозчиком совместно с грузоотправителем (грузополучателем).

Информационные таблицы СИО изготавливаются организациями—изготовителями опасных грузов и представляются перевозчикам для установки на специальных приспособлениях спереди и сзади автотранспортного средства.

Система информации об опасности (СИО) включает в себя:

  • информационные таблицы для обозначения автотранспортных средств;
  • информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице;
  • аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий;
  • специальную окраску и надписи на автотранспортных средствах.

Информационная таблица для маркировки автотранспортного средства должна изготавливаться по размерам, указанным на рис. 4.2, с соблюдением следующих требований:

  • общий фон таблицы - белый;
  • фон граф «КЭМ» и «№ ООН» - оранжевый;
  • рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;
  • наименование граф («КЭМ», «№ ООН») выполняется белым цветом;
  • рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромки знака;
  • толщина букв и цифр в графах «КЭМ» и «№ ООН» равна 15 мм, а на знаке опасности - не менее 3 мм;
  • толщина рамки и разделительных линий таблицы - 15 мм. На рис. 4.2 в качестве примера графы «КЭМ», «№ ООН» и знак опасности заполнены для автомобильного бензина.

Информационная карточка СИО служит для расшифровки информационной таблицы, она изготавливается из плотной бумаги размером 130x60 мм. Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке, буквами - КЭМ для защиты людей. Форма информационной карточки представлена в табл. 4.10.

Код экстренных мер, приведенный в качестве примера в образце информационной таблицы (см. рис. 4.2), расшифровывается с помощью информационной карточки следующим образом: 3 - применять распыленную воду или тонкие струи для охлаждения емкости с бензином при возгорании; 4 - применять пену для тушения горящего бензина; 5 - предотвратить попадание бензина в сточные воды; К - необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат при тушении горящего бензина (для персонала аварийных служб); Э - необходима эвакуация людей из опасной зоны.

Знаки опасности и их нумерация по ДОПОГ несколько отличаются от таковых по ГОСТ 19433 - 88. Знаки опасности, предписанные для обозначения веществ и изделий классов 1 - 9 (цв. вкл., рис. IV), означают:

Особые знаки опасности по ГОСТ 19433-88
Знак № 7А - «Радиоактивный материал в упаковках категории I - белая» (при повреждении упаковки и утечки содержимое опасно для здоровья в случае приема внутрь организма, вдыхания или соприкосновения с ним). Символ: в верхней части знака стилизованный трилистник на белом фоне, в нижней части - надписи «Радиоактивно» с одной вертикальной красной полосой, «Содержимое» и «Активность», небольшая цифра «7» в нижнем углу;

Характеристики массы брутто
Максимальная масса брутто, указанная в таблице ДОПОГ, - это предельное количество опасного груза, свыше которого перевозка этого вещества представляет опасность и запрещена в соответствии с предписаниями ДОПОГ. Данный предел нельзя превышать даже при разрешении на совместную перевозку данного груза с другими опасными грузами. Когда эти опасные грузы имеют одинаковую максимальную массу брутто, их массы брутто должны складываться, сумма не должна превышать 1 000 кг - предельного значения обшей массы брутто всех опасных грузов, перевозимых в одном автотранспортном средстве, непревышение которого освобождает от выполнения предписаний ДОПОГ по совместной перевозке опасных грузов.

Перевозка запасного топлива
Автотранспортным средствам разрешается перевозить в дополнительных баках или канистрах определенное количество запасного топлива, транспортирование которого освобождается от действия предписаний ДОПОГ. Для этого необходимо, чтобы общая вместимость топливных баков автотранспортного средства (т е совокупная вместимость основных и дополнительных баков) не превышала 1 500 л. Кроме того, для дополнительных баков размещенных на прицепах, установлен предел в 500 л. В запасных топливных баках можно перевозить в общей сложности не более 60 л топлива.

Классификация скоропортящихся грузов
Среди скоропортящихся грузов имеется группа особо скоропортящихся продуктов, в которых при нарушении температурного режима и сроков реализации создается особенно благоприятная среда для размножения микроорганизмов, способных вызвать порчу продуктов, острые кишечные заболевания и пищевые отравления людей.

Естественная убыль и нормы потерь скоропортящихся грузов при перевозке
Естественная убыль товаров при перевозках скоропортящихся грузов автомобильным транспортом нормируется в виде определенного процента от начальной массы товара (массы нетто) для покрытия следующих потерь: усушки (уменьшение содержания влаги в товаре - улетучивание, испарение, вымораживание); раструски и распыла (при погрузке и выгрузке сыпучих товаров); боя посуды (при перевозках пищевых товаров в стеклянной таре, а также возвратной стеклянной посуды).

Способы обеспечения сохранности и качества скоропортящихся грузов
Мировая практика хранения и перевозки скоропортящихся грузов различными видами транспорта определила многообразие способов сохранности скоропортящегося груза и его качества, которые можно свести к следующим:

Гипобарический способ перевозки скоропортящихся грузов
Гипобарический способ перевозки заключается в понижении атмосферного давления относительно нормы, а гипербарический - в его повышении. Для установления целесообразности и эффективности этих способов в сочетании с охлаждением и РГС для повышения сохранности продовольственных грузов требуются дальнейшие исследования.

Перевозка замороженных грузов
Замороженные грузы укладываются в кузове плотными штабелями с наибольшим использованием объема кузова. Укладка свежих и охлажденных скоропортящихся грузов, упакованных в тару, должна производиться таким образом, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха. При этом расстояние между потолком фургона и верхним рядом груза должно быть не менее 30...35 см, зазор между последним рядом груза и задней стенкой кузова оставлять нельзя.

Сверхнормативные грузы
Максимальные размеры и другие параметры автотранспортных средств с учетом размеров съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, не должны превышать приведенные ниже значения:

Предельные габаритно-весовые параметры для разных видов транспорта
Предельные значения максимальных размеров, общей массы и осевых нагрузок автотранспортных средств с грузом или без груза определены в нормативном документе - Соглашении «О массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников Содружества Независимых Государств», принятом 04.06.1999 в Минске.

Условия перевозки сверхнормативных грузов
Перевозка сверхнормативных грузов осуществляется в соответствии с Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996. Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом и дополнительных требований, указанных в разрешении на перевозку груза.

Согласование перевозок
После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России) субъектов Российской Федерации, на территории обслуживания которых начинается маршрут перевозки. При согласовывании определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения, и выдается специальный пропуск, который помещается в правом нижнем углу лобового стекла автотранспортного средства.

Топлива и их свойства
В действительном цикле двигателя происходят физико-химические превращения рабочего тела. В цилиндр двигателя поступает свежий заряд - воздух или топливовоздушная смесь. Затем свежий заряд смешивается с оставшимися в камере сгорания остаточными газами, образуя рабочую смесь. В процессе сгорания при выделении теплоты рабочая смесь превращается в отработавшие газы (ОТ). Окислителем при горении топлива является кислород атмосферного воздуха.

Состав и свойства топлив
Наименьшей детонационной стойкостью обладают парафины, наибольшей - ароматические углеводороды. Октановое число бензина повышают добавкой в него низкокипящих высокооктановых углеродов или кислородосодержащих веществ - метилового спирта, метилтретбутилового эфира и других антидетонационных присадок (тетраэтилсвинца и тетраметилсвинца, а также металлокар-бонатов, алкилгалогенидов). Применение присадок на основе свинца ограничено в эксплуатации из-за их токсичности. При увеличении степени сжатия и диаметра цилиндра необходимо использовать топливо с большим октановым числом.

Достоинства газовых топлив
Основные достоинства газовых топлив в сравнении с бензиновыми: вследствие высокой эффективности сжигания могут обеспечить больший КПД; позволяют значительно увеличить степень сжатия; обеспечивают надежный пуск при низких температурах; удовлетворительные экологические свойства, обусловленные отсутствием свинца, оксидов металлов, ароматических углеводородов, низким содержанием серы.

Элементный состав рабочего тела и продуктов сгорания
Окисление (сгорание) топлива. Элементный состав топлива представляет массовые доли отдельных его составляющих. В одном килограмме топлива содержится: gc углерода, gH водорода, g0 кислорода. Связь между количеством исходных продуктов (топлива и воздуха) и продуктов сгорания может быть найдена из уравнений химической реакции.

При перевозке транспортом любого опасного груза первым делом нужно оформить документ строго установленного образца. Им является аварийная карточка. Информация, заключенная в ней, поможет в непредвиденной ситуации как можно быстрее устранить последствия ЧП. О содержании, форме и особенностях этого документа мы и поговорим в данном материале.

Роль документа

Аварийная карточка на опасный груз содержит в себе данные о потенциальной его опасности, способах предупреждения аварии и правила, которых важно придерживаться при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Таким образом, документ фиксирует все, что нужно знать об отдельном опасном веществе в составе груза или сочетании особо вредных для окружающей среды элементов.

Ответственность за данный документ лежит на экспедиторе (шофере). Хранится документ в кабине ТС или в папке у агента отправителя, если таковой сопровождает небезопасный груз. Карточку стараются поместить в материал, устойчивый ко многим негативным факторам на случай возникновения критической ситуации.

Изготовление аварийных карточек - прерогатива получателя груза. А все требующиеся данные вносит в нее уже перевозчик. В случае перемещения небезопасных наименований отправитель и получатель должны заключить между собой договорной документ. Отличает его красный оттиск "Опасный груз" в верхнем правом углу лицевой страницы. Договор содержит в себе следующую информацию:

  • наименование груза;
  • его физико-химические свойства;
  • инструменты по защите перевозимого и для устранения аварий;
  • копия содержания аварийной карточки.

Описание документа

Карточка на опасный груз содержит важную информацию на обеих сторонах:

  • Внешняя: расшифровка информационных обозначений СИО (системы информации об опасности).
  • Оборотная: примеры символов опасности, поведение при возгорании вещества, работы при попадании ядовитых соединений в сточные воды, правила защиты людей.

Аварийная карточка - лишь одно из обозначений и описаний опасного груза. Кроме этого перевозчику необходимо выкрасить любую разновидность ТС (автоцистерну, ж/д вагон, цистерну, прицеп и т. д.) в соответствующий требованиям цвет, определяющий груз повышенной опасности, нанести предупреждающие надписи.

Виды карточек

Аварийные карточки на опасный груз подразделяются на две группы:

  • Индивидуальные на каждое наименование груза.
  • Групповые для случаев, когда несколько грузов содержат в себе схожие опасные элементы.

Стандартная информация в аварийных карточках следующая:

  • Номер опасного элемента по классификации ООН, код экстренных мер (КЭМ), знак и класс опасности. Номер ООН - это та важная информация, которая помогает груз. У каждой карточки должен быть определенный числовой код. Его альтернативой служит ряд грузовой сопроводительной документации. При этом на вагонах и контейнерах черной краской на белом фоне наносятся номера и знаки опасности опасных грузов, а также код аварийной карты.

  • Пожаро- и взрывоопасность, уровень содержания ядовитых веществ, степень опасности для людей, рекомендуемые способы индивидуальной защиты человека.
  • Наименование опасного груза.
  • Уровень небезопасности перевозимого, его характеристика.
  • Протокол эксплуатации инструментов индивидуальной защиты.
  • Мероприятия, которые следует провести при возникновении ЧС: что необходимо предпринять, когда пролилось, высыпалось, развеялось, утекло вещество, случился пожар или взрыв.
  • Способы зачистки последствий ЧС.
  • Методы оказания неотложной помощи пострадавшим.

Знаки опасности опасных грузов

Символы опасности разделяются на 9 классов, каждый из которых имеет собственные подклассы:

  • Взрывчатые вещества. Пожарная взрыва массой, высокая чувствительность, большой радиус разбрасывания.
  • Газы. Токсичные, легковоспламеняющиеся, окисляющие, коррозионные.
  • Легковоспламеняющиеся жидкие массы.
  • Легковоспламеняющиеся материалы. Твердые, способные к самовозгоранию, выделяющие газы, которые быстро воспламеняются при контакте с водой.
  • Органические пероксиды и окисляющие элементы.
  • Инфекционные и ядовитые материалы.
  • Радиоактивные компоненты. делящиеся элементы.
  • Коррозионные и едкие компоненты.
  • Прочие опасные компоненты. Твердые и жидкие загрязнители окружающей среды, литиевые батареи, генетически измененные организмы и проч.

Задачи документа

Как аварийная карточка системы информации об опасности (СИО), так и все другие документы на опасный груз обязательно содержат в себе номерной код опасности по классификации ООН. Карточка выполняет также важные задачи, вмещая в себя следующую информацию:

  • Техника безопасности при проведении аварийно-спасательной деятельности.
  • Радиус зоны, которая будет поражена опасными факторами пожара.
  • Экстренные меры на случай, если ЧП произошло в дороге: как перемещать взрывоопасные элементы.
  • Строгая регламентация мероприятия по устранению последствий ЧП.

Но при этом всем налицо недостаток карточки - она прилагается лишь к транспортным документам, а не к самому опасному грузу. На упаковке, контейнере столь развернутая полезная информация не содержится.

Пример аварийной карточки

Давайте рассмотрим конкретный пример аварийной карты - рандомный № 109:

  • Условный номер: 302, 305, 307, 308, 328, 330.
  • Груз: взрывчатый материал.
  • Классификационный код: 1.3.
  • Основные свойства и разновидности опасности:
    • Свойства: твердое монолитное взрывчатое вещество, может быть в оболочке. Горение без доступа воздуха. Нет реакции на воду.
    • Пожаро-, взрывоопасность: чувствительный как к механическим воздействиям, так и к открытому пламени. Радиус опасной зоны - 300 м и проч.
    • Опасность для человека: ожоги, отравления газообразными элементами, осколочные ранения.
  • Средства защиты:
    • Работа с россыпью, развалом: антиэлектростатическая х/б одежда и обувь.
    • Пожар: защитный костюм То, противогаз марки В с фильтром аэрозольного типа.
  • Необходимые мероприятия:
    • Общие рекомендации: прекратить движение в радиусе аварии, удалить из ее зоны потерпевших, прохожих. Организовать оцепление, вызвать пожарную, медицинскую помощь, специалистов по ликвидации аварии и проч.
    • При рассыпе и развале: прекратить движение в зоне аварии, удалить из нее посторонних. Устранить источники искрообразования, открытого огня и пр.
    • При пожаре: остановить состав в безопасном месте, устранить очаг возгорания, применив пену, воду, углекислоту и пр.
  • Первая медицинская помощь: при отравлении продуктами горения дать пострадавшему человеку кислород. Наложение асептических повязок на ожоги, раневые поверхности и пр.

Аварийная карточка - важный документ, который не только содержит информацию об опасном грузе, но и данные о его безопасной перевозке, действиях в случае ЧС, мерах спасения людей.

Похожие публикации